Лазарева Суббота в 2016 году — 23 апреля Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу. 26 марта, 2009 Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу. Лазарева Суббота в 2016 году – 23 апреля Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой — Великим постом . Последняя, 6 седмица Великого поста имеет особое название — «седмица ваий». Все дни ее от понедельника до пятницы имеют такое определение: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т.д. Эта седмица по своему устроению, по содержанию богослужения оказывается устремленной к Неделе ваий, или к тому празднику, который мы привычно называем «Входом Господним в Иерусалим». Богослужение этих дней открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей — все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести. Достигается это разными способами, а в седмицу ваий в течение 5 дней звучат песнопения, которые заставляют нас напряженно ждать событий конца седмицы. Эта седмица должна привести нас к двум особенным праздникам — субботе Лазаревой и Неделе ваий. В субботу Лазареву празднуется воскрешение праведного Лазаря.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-2016/

Медийная Пасха РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_40409.html 13 апреля 2007 Ирина Петровская Медийная Пасха Источник:  http://www.izvestia.ru Известия Телевидение у нас, как известно, отделено от церкви, хотя многие церковные иерархи – частые гости на ТВ. Редкое ток-шоу обходится без " медийных батюшек " , радеющих за нравственность и призывающих паству к Богу. При этом в своей обыденной практике телевидение зачастую нарушает все Божьи заповеди, поэтому его обращение к Богу выглядит сущим фарисейством – так же как и обращение церковников к пастве через ТВ, которое сами они называют исчадием ада и порождением дьявола. Однако ж как минимум два раза в году – на Рождество и на Пасху – телевидение и церковь сливаются: ТВ приходит в храм, а храм становится съемочной площадкой и вынужден следовать не столько церковным канонам, сколько законам публичного действа. О грядущем празднике Пасхи сообщают в теленовостях – после сюжетов о катастрофах, убийствах, терактах, повсеместной коррупции и убийственной врачебной халатности, повлекшей смерть пациентов. Потупив очи долу и придав лицу выражение благостности, дикторы информируют население, что идет " Страстная седмица " , во время коей верующим предписано держать строжайший пост, который приведет не только к телесному, но и к духовному очищению. Замечу при этом, что само ТВ никакого поста даже на Страстную седмицу не соблюдает – так же, как и в обычные дни, кошмарит зрителей всяческой жутью и веселит до упаду, так что его появление в храме выглядит в этом контексте совершенным богохульством. Самое сильное впечатление недели – прямая трансляция торжественного пасхального богослужения из храма Христа Спасителя, которую вели, как обычно, сразу два главных канала страны. Да простится мне сие кощунство, но телевизионный показ пасхальной службы все больше напоминает отчет о гламурной тусовке. Камера ищет среди присутствующих в храме " знаковые " лица, фиксируется на хорошеньких, нарядных женщинах. То тут, то там в кадр попадают могучие фигуры охранников без тени богобоязненности на лице: они стоят, широко расставив ноги и засунув руки в брюки, за поясом которых угадывается кобура. Несколько раз камера выхватывает среди публики лицо культового с недавних пор режиссера Павла Лунгина, снявшего фильм " Остров " , заменивший множеству неофитов и икону, и церковь. Но, разумеется, особое внимание – главным людям страны, стоящим отдельно, почти у алтаря, со свечками в руках.

http://religare.ru/2_40409_1_21.html

Митрополит Варсонофий выступил на епархиальном собрании с годовым докладом декабря 2020 +++ Ваши Преосвященства, дорогие владыки, отцы игумены и матушки игумении, благочинные, досточтимые члены епархиального совета, братья и сестры! Епархиальным собранием мы традиционно завершаем год жизни Санкт-Петербургской епархии, отчитываемся о проделанной работе, подводим итоги, строим планы дальнейшего служения. Почти весь год мы живём в условиях коронавирусного поветрия, охватившего страну и мир и не прекращающегося до сего дня. Карантинные ограничения заметно повлияли на нашу жизнь, изменились планы, многие стали работать в удаленном режиме. Как люди верующие, мы знаем, что ничего случайного в этом мире не происходит, тем более ситуаций такого всеобщего масштаба. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, " Господь погружает нас в такую ситуацию, чтобы мы могли увидеть тщетность того, чему отдаются лучшие годы жизни, все силы, все напряжение ума и воли. Поэтому главный вывод, который мы должны сделать из напасти, обрушившейся на весь род человеческий, - это то, что такие события не могут происходить вне божественного промысла. Это очень сильный и, может быть, даже последний звонок для всех нас " . Священный Синод озаботился сохранением жизни и здоровья духовенства, монашествующих, мирян и принял весной специальную инструкцию для исполнения во всех храмах Русской Православной Церкви на период распространения инфекции. Необходимы ношение масок, дезинфекция икон, погружение лжицы после каждого причастника в спиртовой раствор или протирание ее спиртовым платом, соблюдение дистанции. К этим мерам мы отнеслись с пониманием, хотя и были те, кто поначалу испытывали смущение. Однако вскоре пришло убеждение, что эти предосторожности были не только необходимы, но и своевременны. И уж тем более не являются признаком сомнения в вере. До революции во время эпидемий подобные меры имели место. Мы должны их неукоснительно соблюдать до наступления благоприятного времени. Епархия в период распространения коронавирусной инфекции С 14 апреля по 4 июня в Санкт-Петербурге были закрыты все приходские и монастырские храмы для посещения верующими. Без малого два месяца прихожане не имели возможности быть на богослужениях, причащаться, исповедоваться. Но самым тяжелым был запрет на посещение богослужений в Страстную седмицу и праздник Святой Пасхи. Я помню картину абсолютно пустого Казанского кафедрального собора во время богослужений в упомянутые святые дни.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Можете ли, спросил Он, пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь? Те ответили: «Можем». А что такое чаша и крещение? –Страдания и мученическая смерть. Значит, Апостолы, сами не зная того, в своем ответе предуготовили себя к мученичеству. Впоследствии так и было: Иаков Заведеев был первый из Апостолов, потерпевший мученическую кончину за Христа, а Апостол Иоанн, хотя и не был замучен и умер своей смертью , но все-таки потерпел жестокие мучения от гонителей на христиан. И Спаситель не только приготовил их к мученичеству, но и добавил еще: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними, но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» ( Мк.10:42–44 ). Апостолы хотели возвыситься, а Спаситель предложил им смирение и говорил, что только смиренные будут лучше других людей. Почему? Потому что и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Итак, вот почему истинные последователи Его, кому надлежит быть великим в мире, должны быть смиренными. Кто хочет быть со Христом, тот должен уподобляться Христу. Он, Сын Божий, смиренно служит людям, а люди не больше ли должны служить друг другу? Да и как Он служит! Душу Свою отдает, Собой жертвует. Опять указание на предстоящие страдания; значит, опять подготовление Апостолов к этим спасительным событиям, но предсказание и подготовление еще более решительные, могущие еще более утвердить Апостолов не печалиться, когда наступят бедствия для Божественного Учителя их, не страшиться подобных же бедствий и впоследствии и, не домогаясь первенства, служить и безропотно проповедывать о Нем, хотя бы надлежало за то потерпеть унижение и даже смерть. А нам здесь назидание встретить Великую Страстную седмицу, когда мы снова увидим Господа нашего страдающим, распятым и умершим, с большим еще сокрушением душевным и всегда быть готовыми на служение друг другу и ближним нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных 8-летию бомбардировок Сербии силами НАТО. Эти послепасхальные светлые дни — годовщина самых страшных бомбардировок страны, которые не прекратились даже на Пасху. Напротив, именно в Пасхальную ночь бомбардировки были особенно сильными, а на бомбах было написано пасхальное приветствие… Призыв к миру в преддверии Пасхи Текст телевизионного обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Сегодня православные христиане по всему миру, в том числе на Балканах, оплакивают ради нас распятого Господа Иисуса. Церковь вспоминает, как Христос Спаситель, гонимый властями, оклеветанный фарисеями, презираемый толпой, принял муки и смерть, дабы мы освободились от рабства греху и жили вечно. К светлой печали этого дня приложилась боль людских страданий. Еще недавно Русская Православная Церковь, другие христианские Церкви и сообщества призвали стороны балканского конфликта прекратить военные действия на Страстную седмицу и Пасху по западному и восточному календарям. К сожалению, призыв этот не был услышан. Многие люди теперь спрашивают: помнят ли еще государства о христианстве? Как они могли участвовать в насилии, совершаемом в святые дни? Не веря, что сердца братьев и сестер на Западе ожесточились, я надеюсь на их добрую волю. Надеюсь и на то, что урон, наносимый ныне отношениям между народами Востока и Запада, будет заглажен. Однако для этого нужно сделать реальные шаги к миру, которые не могут не быть взаимными. В связи с этим мы приветствуем заявление Президента Югославии Слободана Милошевича об одностороннем прекращении вооруженных акций в Косове и считаем, что ныне открывается реальная возможность остановить трагедию и приступить к переговорам о мирном и справедливом разрешении конфликта. Призываю руководителей стран Североатлантического альянса прекратить бомбардировки Югославии, по крайней мере в православный праздник Пасхи Христовой. Нельзя упустить эту уникальную, Самим Богом дарованную возможность прервать порочный круг насилия. Обращаюсь и к лидерам Югославии: только мирная и достойная жизнь для всех, включая этнических албанцев в Косове, сохранит страну в целостности, утвердит в ней порядок и согласие.

http://pravmir.ru/v-zashhitu-bratskoj-se...

Н.К. Смирнов Выводы из дошедших до нас сведений касательно христианского общественного и частного богослужения первых трех веков Вышеприведенные свидетельства относительно древнехристианского богослужения приводят нас к следующих выводам. Христианское общественное богослужение уже в непосредственно следующее время после апостолов совершалось по определенному порядку: для этой цели были назначены известные времена и часы, нарочитые места и лица, которые исключительно были облечены правом священнодействия 92 . Вне этих лиц совершение общественного богослужения считалось признаком отделения от истинной церкви службой диаволу 93 . В состав христианского богослужения входили следующие части: 1., Таинства , при совершении которых таинственным образом низводится благодать, или невидимая спасительная сила св. Духа на человека, приемлющего таинство 94 . 2., Молитва , которой постоянно приписывается важное значение в деле богослужения. Тертуллиан , Киприан и Ориген писали целые сочинения о молитве. Рекомендуется молитва в духе, проникнутая усердием, благоговением и надеждою, совершаемая со смирением и чистотою сердца. Предметом молитвы служит: то прошение , то благодарение , то славословиеБогу . Молитва Господня пользуется особенным уважением и входит в широкое употребление 95 . В Апостольских постановлениях предписывается читать ее три раза в день. Затем находим в употреблении прошения, подобные нашим ектениям 96 , возглашаемые при богослужениях диаконами и сопровождаемые словами от народа: «Господи помилуй». 3., Свящ . песнопения . По характеру своему христианское пение противополагается языческому 97 , и признается преимущественным средством обращения язычников 98 . Предметом пения являются частью псалмы 99 , частью гимны, составленные самими христианами 100 . Для пения еще не были отделяемы особенные лица, а весь народ мог принимать в нем участие 101 . Существовало пение антифонное, или переменное, введение которого приписывается св. Игнатию Богоносцу . 4., Чтение священного писания . Первенствующая церковь предлагала чтение писания особенно на литургии. Читались книги как ветхого, так и нового завета: книги Моисея и пророков, послания и деяния апостольские и евангелия 102 . Находим даже указание на порядок в распределении чтений из книг свящ. писания. По крайней мере это надобно сказать о книге Иова, которая читалась в страстную седмицу 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. 18 апреля, 2014 В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. Страстная седмица. Великая Пятница. Плащаница посреди храма. Прихожане один за одним прикладываются к ней… и уходят. А я вдруг пугаюсь: куда же мы все? Здесь ведь покойник лежит! Разве бывает такое, чтоб все ушли из дома и оставили покойника одного? В Великую Субботу после утренней службы выясняется, что не я одна вчера испытывала это чувство… О богослужениях Страстной седмицы мы беседуем с Алексеем Кашкиным — кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автором учебника для семинарий «Устав православного богослужения». — Алексей Сергеевич, прошлая наша беседа была посвящена Евхаристии, и Вы говорили об «обратном ходе времени»: исторически Божественная литургия вырастает из Евхаристии, а Великий пост — из Пасхи. Как и когда из Пасхи выросла главная седмица года? — Воспоминания последних трех дней Страстной седмицы — Четвертка, Пятка и Субботы — сформировались еще в древности, во втором и третьем веках, практически одновременно с установлением традиции празднования Пасхи, с которой они неразрывно связаны, к которой они нас готовят. А вот богослужение первых трех дней сложилось гораздо позже. Однако в VIII веке эти дни уже праздновались, и гимнописцы VIII века преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин уже сложили свои песни для этих дней богослужебного года. — О Великих Понедельнике, Вторнике и Среде мы думаем гораздо меньше, чем о завершающих Страстную седмицу днях, и в храме в эти первые три дня бываем реже… В чем особенность богослужения этих дней, о чем оно призвано нам напомнить? — Первые три дня богослужение совершается еще по великопостному чину: мы читаем и поем о покаянии, творим земные поклоны. Однако в богослужении этих дней есть особенности, характерные для всей Страстной седмицы. Появляется особая торжественность, хотя еще сдержанная. Все эти три дня на утрене читается Евангелие, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великую Среду на изобразительных (изобразительны — это краткое богослужение, которым завершаются часы и за которым следует Литургия Преждеосвященных Даров) совершается Чин прощения — за грехи, «соделанные во всей Святей Четыредесятнице». Это последнее великопостное богослужение.

http://pravmir.ru/ne-ryiday-mene-mati-zr...

— Нет, мы постились очень строго, — говорит благочинный Лужского округа, настоятель собора Воскресения Христова в Луге отец Николай Денисенко. — Что вы! Даже и подумать не могли, чтобы съесть что-нибудь скоромное. И родители вовсе не боялись, что строгий пост плохо повлияет на детский организм. Наоборот: они верили, что чем усерднее исполнять церковные правила, тем нам же будет лучше. Даже в Страстную седмицу, в конце её, когда по всему дому стоит запах готовящихся пасхальных лакомств и дети порой плакать начинают, так им хочется чего-то вкусного, — нет, даже и тогда родители твёрдо стояли на своём. И ничего дурного из этого не получилось: мы с сестрой выросли не хуже прочих! — Да как же нынешнему школьнику поститься: ему же в школьной столовой постного не предложат… — И в школе тоже можно от чего-то воздержаться, а в более строгие дни и вовсе не пойти в столовую… И в прочие дни сосиски есть не обязательно, можно поделиться ими с другом. Не обязательно показывать, что ты великий постник, — просто сказать: «Что-то мне неохота сегодня, съешь ты!» Раньше, когда я учился, и буфетов в школе не было, и вопросов таких не возникало. — А ведь сейчас считается, что детям поститься вредно, да и взрослым то и дело даётся поблажка… Может быть, сейчас времена другие — в этом всё дело? — Времена действительно изменились. Мы росли в годы хрущёвских гонений, когда вся жизнь у детей священника была — ну, подвиг не подвиг… Во всяком случае она постоянно требовала твёрдости душевной. Не знаю, как у кого, а у нас детские годы были непростыми… Вот миновал строгий, суровый пост, за ним радостная — по-настоящему радостная! — Пасха… Даже простое яичко кажется невероятно вкусным после настоящего поста, а у нас на пасхальном столе были не только яйца: родители старались, чтобы разговление было богатым. Так вот, миновало весёлое пасхальное застолье, в понедельник — в школу, а там перед началом занятий — линейка: «Кто на Пасху был в церкви? Шаг вперёд!» Мы выходим… Горько об этом вспоминать. Могли хлеба в магазине не дать: в хрущёвские годы трудно бывало с хлебом; приходишь в магазин, а тебе: «Семье священника хлеба нет!» Однажды сестре поставили двойку за отлично написанное сочинение — просто так, в плане борьбы с религией. Отец не побоялся, взял сестрину тетрадку и поехал в Новгород к уполномоченному. А там в ту пору знаете какие были уполномоченные? Из бывших начальников тюрем — на них смотреть-то было страшно… Но отец настоял на своём: сочинение пересмотрели, оценку исправили.

http://pravoslavie.ru/36625.html

Обзор СМИ: 21 апреля - 4 мая Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 21 апреля - 4 мая. - Благодатный огонь. - Светлое Христово Воскресение. - Нонкомформизм Православия. - Кулинарно-политические вопросы. - Медиа-самовоспроизводство. - Споры о воссоединении. - Шабаш безбожников. - Фальшивый подлинник. - Почаевская Лавра. Величайший православный праздник - Пасха - был главной темой двух прошедших недель. Предчувствие и ожидание этого дня пронизывало всю Страстную седмицу. Сообщения о предстоящем празднике начали появляться уже с середины недели. Большинство этих предпасхальных публикаций было посвящено одному из чудесных и таинственных событий - схождению Благодатного Огня в Иерусалиме. " Парламентская газета " разместила статью " Молитва о мире " , в которой рассказывается о том, что в Великую Субботу по инициативе Фонда святого апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России состоится Всеправославная молитва за мир на Святой Земле " Просите мира Иерусалиму " . Акция получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и одобрение Президента РФ Владимира Путина. " Всеправославная молитва состоится в храме Гроба Господня в Иерусалиме и в тот же день во всех православных храмах в Константинополе, Москве, Киеве, Минске, Белграде, Афинах, во многих городах и селах нашей страны... По ее окончании Благодатный Огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме доставят к Пасхальному богослужению в Россию и другие православные страны " . После рассуждений на общечеловеческие темы в статье рассказывается о том, как сходит Благодатный Огонь: " В напряженной тишине просят Господа простить им грехи и даровать Благодатный Огонь. Тот день, когда этого чуда не произойдет, по преданию Иерусалимской Церкви, будет последним для людей и для храма Гроба Господня. Смерть, разрушения, войны станут уделом человечества. Именно поэтому с трепетом в душе православные будут ждать Благодатный Огонь в этом году " . О поездке паломнической делегации из Москвы к Гробу Господню рассказывает и газета " Московский комсомолец " в статье " Лужков и Михалков привезут в Москву пасхальный огонь " .

http://pravoslavie.ru/4833.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2013 г. 02.04.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Вы часто пишете, что фарисейство — главный враг нашей веры. То, как оно проявилось по отношению ко Христу, будет проявляться и по отношению к Церкви. И чем дальше, тем острее обнаруживаться внутри самой Церкви. Все человечество заражено этой болезнью. Но как оно может исцелиться от нее? На что может надеяться человек, если его отношение к высшим ценностям, и к Самому Богу, исполнено самоутверждения и неправды? А.И. Голубкина, г. Курск Всякий грех, тем более ложь и лицемерие, врачуется только подлинной верой в Иисуса Христа, единственного Врача душ и телес наших, единственного Спасителя всех людей. И жизнью по вере. Это означает, прежде всего, наше участие в том, чем живет Церковь. Возьмите, например, Великий пост, который существует для того, чтобы подготовить нас к вхождению в Страстную Седмицу. Страстная седмица — это испытание, насколько подлинна наша вера. Все ее подробности имеют значение. Для Господа, для Церкви и для каждого из нас. Мы видим, что кабалистические интриги фарисеев против Господа нарастают. Эти состязания в красноречии, которым посвящают свою жизнь раввины, со всеми их хитросплетениями, могут показаться кому-то абракадаброй. Но нам они напоминают, что Страсти Христовы начинаются задолго до Его взятия под стражу. Он должен все чаще скрываться, уходить от опасности. Он едва избегает побиения камнями за исповедание Себя Сыном Божиим. Он предельно измотан еще до суда над Ним. Какой была Его молитва в эти дни, в восхождении ко Кресту, о любви к врагам, о безусловном прощении? Мы не думаем об этом, но таковыми были уже теперь распинающие Его испытания Страстных дней. Господа пытаются уловить ложной верой. Она заключается в том, чтобы Господь отказался от истины, переворачивающей то, что было общепринятым. Врагам надо навести мрак там, где должен быть свет — ясное сознание и чистая совесть. Все средства хороши — только бы не быть искренними: все окольные пути, любые увертки, любые софизмы. Добрая вера, напротив, характеризуется открытостью ума, благожелательным расположением к истине и правде, даже если они нам мешают. Фарисеи ожесточаются в своем ослеплении, а мытари и грешники веруют во Христа.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010