Семья императора Николая II ЖМП 5 май 2018 /  16 июля 2018 г. 14:29 Много званых, мало избранных Духовники царственных страстотерпцев в последний год жизни августейшей семьи В эти дни Русская Православная Церковь молитвенно поминает 100 -летие со дня гибели царственных страстотерпцев. Более года после отречения император Николай II и его семья по решению Временного правительства , а потом правительства большевиков провели под арестом. Лучшим утешением для будущих страстотерпцев в это время, по их собственным словам, стала молитва. Кто были священники, которые духовно окормляли августейшую семью месяцы ее заточения, «Журналу Московской Патриархии» рассказал историк и краевед Уральского церковно-исторического общества Юрий Сухарев. ПДФ-версия В Царском селе 8 марта 1917 года Главнокомандующий войсками Петроградского военного округа генерал Л. Г. Корнилов объявил в Александровском дворце Царского Села императрице Александре Федоровне Романовой: она и вся царская семья по решению Временного правительства арестована. 9 марта в Царское Село приехал император Николай II, и семья воссоединилась. Во время царскосельского ареста императорской семьи службы в домовом храме дворца совершал протоиерей Афанасий Беляев, настоятель Феодоровского государева собора. Отец Афанасий не входил в штат Ведомства протопресвитера придворного духовенства и был приглашен во дворец в связи с тем, что протоиерей Александр Васильев, духовник императора и законоучитель его детей, не смог (или не захотел) поддержать узников. После заключения семьи под стражу он ни разу не совершил богослужения во дворце. Дочь отца Александра и отец Афанасий Беляев объясняют это болезнью отца Александра, а фрейлина императрицы Анна Вырубова — тем, что «о. Васильев побоялся служить во дворце, когда его вызывали Их Величества», «отвернулся, уехал в санаторий и отказал в духовной поддержке в такие минуты»(1). Отец Афанасий служил в домовой церкви Александровского дворца в выходные, в церковные праздники, по особым случаям (именины, благодарственный молебен за удачные военные операции на фронте и др.), в Страстную седмицу. Сохранились его записи о первом молебне, совершенном для царственных особ 2 марта 1917 года, когда из Знаменской церкви Царского Села была принесена чудотворная икона Божией Матери. «Начался молебен... Можно себе представить, в каком положении оказалась беспомощная царица, мать с пятью своими тяжко заболевшими детьми? Горячо, на коленях, со слезами просила земная царица помощи и заступления у Царицы Небесной»(2).

http://e-vestnik.ru/history/duhovniki_za...

Содержание I. Всенощное бдение и литургия II. Собственно Ирмолог. Содержащий ирмосы всего лета, с присовокуплением пред ними: «Господи воззвах», воскресных богородичных догматиков и «степени» Глас 1-й Глас 2-й Глас 3-й Глас 4-й Глас 5-й Глас 6-й Глас 7-й Глас 8-й III. Подобна на осемь гласов Глас 1-й Глас 2-й Глас 3-й Глас 4-й Глас 5-й Глас 6-й Глас 7-й Глас 8-й IV. Бог Господь, тропари, седальны и иные песнопения церковного осьмогласия Глас 1-й Глас 2-й Глас 3-й Глас 4-й Глас 5-й Глас 6-й Глас 7-й Глас 8-й V. Песнопения постной и цветной Триоди Служба преждеосвященная На литургии св. Василия Великого В шестую неделю вел. поста На Благовещенье В страстную седмицу Служба страстей В великую субботу В неделю Св. Пасхи В неделю Пятидесятницы (или 8-ю) На Преображение Господне На Успение Пресв. Богородицы На Рождество Пресв. Богородицы На Воздвижение Честнаго Креста На Введение во храм Пресв. Богородицы На повечериях перед праздн. Рождества Христова На Рождество Христово На повечериях пред праздником Богоявления Господня На Богоявление Господне Стихиры на освящение воды, гл. 8 Стихиры избранны     Пятидесятилетие воссоединения греко-униатов Юго-Западной Руси с православной русской Церковью 1 , как известно, вызвало в нашей церковной литературе в последнее время целый ряд статей: о положении православия в западном крае в период его борьбы с католицизмом и унией, о действиях там католиков против православия, о средствах борьбы с ними за веру православных братств, о выдающихся русских церковных деятелях на пользу православия, о тех колебаниях силы и влияния борющихся сторон на местное население, которые представляет история, и проч., и проч. Литературно, по-видимому, исчерпаны все главные вопросы, касающиеся истории этого дела; лишь никем не затронут вопрос о православном церковном пении в Юго-Западной Руси, хотя оно то и было весьма важным отличительным свойством православного богослужения, а вместе и одним из могущественных средств к удержанию православных в недрах отечественной церкви и одним из сильных орудий в борьбе с римским католицизмом. Пение же это почти все заключено в юго-западных линейных ирмологах конца XVII и начала XVIII века. Поэтому рассмотрение содержания и характера означенных ирмологов должно восполнить тот великий пробел, который мы видим в исторических исследованиях о церковной жизни юго-западного края России, именно должно уяснить содержание и характер клиросно-певческой практики юго-западной русской церкви в эпоху ее борьбы с католичеством и унией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

София, Варна. Старец митрополит Симеон. Предсказание о будущем России. Наставления. Встреча с отступником-баптистом. Черпанское землетрясение Владыка архиепископ Феофан прожил в Болгарии пять лет. Жизнь его протекала только в двух городах – в столице, Софии, и в Варне, на берегу Черного моря. В Софии он проводил холодные месяцы, а в Варну приезжал на лето: восстанавливал свое здоровье, жил за городом на очень скромной даче. В Софии он каждый воскресный и праздничный день посещал великолепный Александро-Невский собор, огромный храм-памятник Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Храм этот был воздвигнут в память освобождения страны от пятисотлетнего турецкого рабства. Архиепископу Феофану неоднократно приходилось совершать Божественную литургию в этом храме. Для него это было очень удобно, так как храм находится совсем рядом с Синодальной палатой. Служение это заносилось в особую книгу как аргумент будущего снятия схизмы между Вселенским Патриархатом и Болгарской Церковью, тем более что и Российская Церковь не признавала этой схизмы... Однажды, когда Владыка служил в Александро-Невском соборе, на службе присутствовала царица Иоанна, дочь итальянского короля Эммануила. По придворному ритуалу во время запричастного пения архиепископ Феофан, в сопровождении священства, вынес Ее Величеству просфору и преподал благословение на близком ей языке – на латинском. Всенощные бдения по субботам и накануне праздничных дней владыка Архиепископ обычно совершал в своей синодальной келлии; при этом читали и пели несколько бывших студентов Духовной академии. А в будние дни он совершал службы наедине. Иногда он проводил служение в домовой церкви в здании самого Синода, где и жил. Бывали незабываемые службы. Но особенно запомнилось служение пасхальной заутрени. Пел смешанный хор из русских и болгар. Совершен был и крестный ход в здании Синода. Дети несли иконы. Владыка Феофан служил, как всегда, сосредоточенно, каждое слово было наполнено молитвенным содержанием. Обычно на Вход Господень в Иерусалим, на Страстную седмицу и Светлую Пасхальную его приглашали в Варну, где он оставался до конца лета, уезжая на дачу после Светлых дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Странная Пасха, или Общая радость В пасхальные дни действительно всякое дыхание хвалит Господа. 24 апреля, 2014 В пасхальные дни действительно всякое дыхание хвалит Господа. Пасха — праздников Праздник. Любые другие праздники могут проходить совсем незамеченными, быть совсем нерадостными. С Пасхой у меня не так, и это даже не зависит от того, как я к ней готовилась. Всегда, хоть ненадолго, но радость приходит. Так было и несколько лет назад, хотя это была необычная Пасха — Пасха на море… В тот год я была почти… неофитом. Я только-только опомнилась — пыталась вернуться в Церковь. Вдруг после нескольких лет перерыва стала ходить на все воскресные службы, пыталась регулярно причащаться… Помню, в первое воскресенье Великого поста батюшка меня похвалил, что я всю первую седмицу канон Андрея Критского не пропускала, и попросил не расслабляться постом. Даже посоветовал, если будет возможность, взять отпуск на Страстную и Светлую седмицы, чтобы было время. Мне этот совет как-то пришелся по душе. Тем более, как раз и отпуск неиспользованный у меня был. На работе я договорилась и уже представляла, как все будет «правильно». Литургии Преждеосвященных Даров с Понедельника по Среду, литургия Великого Четверга, служба Двенадцати Евангелий, Пятница, любимейшая служба Великой Субботы и, конечно, Пасха. Где-то между всем этим я, конечно, собиралась еще печь куличи и красить яйца. Не в последний момент, не в Субботу, как это часто бывало до этого, а опять же — «правильно», в Четверг. …Но, как известно, враги человеку — домашние его. За несколько дней до моего отпуска позвонила радостная мама и сообщила: «Ириша, представляешь! Тетя Люба едет в Египет во вторник, ну я и тебе путевку купила, поедешь с ней в свой отпуск!». Тетя Люба — это мамина подруга, с которой и я дружу. Очень ее люблю, и, конечно, съездить с ней куда-то было прекрасной идеей. Но собиралась-то я делать в отпуске совсем другое… Отказаться? Обидеть тем самым маму. Пришла в растрепанных чувствах на исповедь перед Вербным и… получила благословение слушаться уж маму. «Главное — осторожнее там плавай, а то всякие кораллы… И приходи обязательно на Светлой причащаться»,— напутствовал батюшка.

http://pravmir.ru/strannaya-pasha-ili-ob...

Каноны на Страстную седмицу Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маюмскому, кроме канона на Великую субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти – Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти – благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утреннего богослужения предшествующих седмиц св. Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырёхпеснцы, которые в течение недели как бы составляю один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на вторник – 2-я, 8 и 9-я, на среду – 3-я, 8 и 9-я, на четверток – 4-я, 8 и 9-я, на пяток – 5-я, 8 и 9-я, на субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно так же первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различаем, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на Великий вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на Великий четверток, по причине особенной торжественности сего дня, вместо трёх песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из восьми песней. Все же эти песнопения на Великую седмицу св. Песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шеститонными стихами: Τ δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), Τ μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песнь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и Великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальные буквы ирмосов и тропарей трипеснца на Великий понедельник, двупеснца на Великий вторник и трипеснца на Великую среду; по второму – ирмосы и тропари канона на Великий четверток; а по третьему – ирмосы и тропари трипеснца на Великий пяток и 6-й, 7 8 и 9-й песней канона на Великую субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения Великой субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σμερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие ещё прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на Великую субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

еп. Мефодий Кампанский Христос Воскресе! После Пасхи 1 Кончилась св. Четыредесятница, пережили Страстную Седмицу и Пасхальный пир веры. Почти все приступили к таинству исповеди и причастились св. Христовых Тайн, души наши очистились и обновились. Что же дальше? Дальше забота, как бы не вернуться к старому, как бы духовно не завянуть, не умереть. А это ведь так легко. Вся окружающая нас жизнь этому способствует. Все спешат, все бегут, все заняты, всем некогда и так каждый день. Все скорее и скорее. А куда? Перед нами духовная задача, как бы не потонуть в этом потоке спешки, как бы не захлебнуться. Надо из него вырываться, надо сохранять свою духовную личность. Для этого надо иметь, если не часы, то хотя бы минуты, жизни для души, для духа своего, когда остановишься и подумаешь, помолишься, что-либо прочтешь. Надо иметь какое-то „правило” для жизни духа, которое не будешь оставлять не потому, что ты законник или фарисей, но потому, что ты помнишь – „суббота (покой) для человека, а не человек для субботы”. И ты человек и тебе нужна помощь, поддержка, некие „перилы”, чтобы не погибнуть в потоке современной жизни. Это некое „правило” для жизни духовной, для духа, для души каждому из нас следует для себя установить и его держаться. Ведь есть же у нас правила для жизни телесной – есть, пить, умываться, одеваться. Есть правила для жизни на улице – как через нее переходить, как по ней ездить. Попробуйте нарушать эти правила, что получится? Эти правила для человека, для его жизни, для его житейского спасения. Так будем справедливы. Подумаем о своей душе, о ее спасении, о „правиле”, которое сможет помочь ей жить, ее сохранить. Прошла св. Четыредесятница, пережили Страстную Седмицу и Пасхальный пир веры, поисповедывались и причастились, обновились, очистились – теперь надо думать как себя духовно сохранить, духовно укрепить и обогащать. Аминь. 2. О духовной жизни Великий Пост вскрывает наши язвы. Есть личные язвы и язвы многих. Между прочим, замечается оскудение веры, духовная сухость, безжизненность. Это серьезное и опасное состояние в нашей духовной жизни. А причина его в значительной степени наша беспечность.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа 4 апреля, 2018 Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа Это был тяжелый, невозможный пост, в который мы пережили страшные трагедии, но впереди нам еще сострадать Христу – размышляет священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской Божьей Матери города Орска. Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Священник Максим Бражников «Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» – такие слова мы слышим на вечерне перед Лазаревой субботой. Днем, когда Господь пришел в Вифанию и воскресил Своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до этого. Какой же была эта Четыредесятница 2018 года? В неделю о Страшном суде разбился самолет Ан-148 , летевший из Москвы в Орск. В Прощеное воскресенье в Кизляре бандит расстрелял прихожан, шедших из храма после богослужения. Девятый день после авиакатастрофы выпал на первый день поста. И как только прошли сорок дней после падения самолета, перед началом седмицы Ваий, в Кемерове горит «Зимняя вишня». Череда бессмысленно жестоких катастроф, заставившая наши сердца по-настоящему оцепенеть и почернеть от горя. Ведь не бывает чужих детей, невозможно не сочувствовать родителям, которые их потеряли, невозможно теперь сказать, что эти катастрофы далеко и не с нами – эта боль коснулась нас напрямую, а кого-то и лично… В Четыредесятницу богослужения будней имеют мало заупокойных песнопений, но мы (я говорю здесь «мы», имея в виду тех, чье сердце прошло оружие скорби, и кто по-настоящему переживает это горе) помним, как жаждали мы их услышать, чтобы вложить в них и свои слезы. Первые несколько суббот были нарочито заупокойными – как радостно было дождаться их и причаститься на Божественной Литургии, зная, что этим поминовением мы можем действительно помочь душам ушедших от нас близких людей. В это время для нас стали по-настоящему родными те люди, о которых мы раньше ничего не знали – родные погибших в Орске, в Кемерово, а дагестанские мученицы Вера, Людмила, Ирина, Вера, Надежда как бы и вовсе действительно стали среди нас примером святости и упокоения в Господе. Мы подошли вплотную к Страстной седмице. И, словно выжженные изнутри, стоим у гроба евангельского Лазаря.

http://pravmir.ru/myi-podoshli-k-strastn...

Закон, объявляющий оскорбительными «выражения» из Евангелия, готовят в Греции Афины, 1 декабря 2013 г. О новом законопроекте греческого правительства, запрещающем чтение «оскорбительных» евангельских повествований, вводящем ответственность за патриотизм и узаконивающем однополые браки, высказался один из видных иерархов Элладской Православной Церкви митрополит Фтиотидский Николай.      По всей видимости, совершенно без колебаний правительство Греции продолжает подготовку «антирасистского» законопроекта, который в скором времени может стать государственным законом, пишет " Святая Гора " со ссылкой на Romfea. Речь идет о договоре о «свободном сожительстве», действие которого распространится и на однополые союзы, об изъятии из последований Страстной Седмицы «обидных» для евреев антисемитских выражений и о недопустимости проявления греками «излишнего» патриотизма, чтобы не оскорбить чувства негреков. Один из видных иерархов Элладской Православной Церкви, митрополит Фтиотидский Николай, комментируя законопроект, не скрывает своего возмущения широко идущими планами его разработчиков. Неужели мы живем во времена Содома и Гоморры? Так, в отношении договора о «свободном сожительстве», владыка отметил: «Введение противных духу Евангелия законопроектов, подобных договору о свободном сожительстве, является как противоестественным, так безнравственным и антихристианским актом. Пусть каждый из нас делает выводы, неужели мы живем во времена Содома и Гоморры? Необходимо оградить наш народ от беззакония, чтобы сохранить у него понятия справедливости, свободы, независимости и любви. Нельзя нивелировать все на свете». Что же это за люди, которые хотят подвергуть ревизии Евангелие? На вопрос о возможной цензуре текстов богослужений Страстной Седмицы, Высокопреосвященный митрополит Николай сказал: «В Страстную Седмицу наши священники в храмах будут читать Евангелие, в котором есть такие слова: «Горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, отцеживающие комара и проглатывающие верблюда», а также об Иуде и др.

http://pravoslavie.ru/66309.html

(CPG 3425/1) В статье впервые публикуется перевод на русский язык древнегрузинской проповеди свт. Мелетия Антиохийского о предательстве Иуды (CPG 3425/1). Оригинальный текст, сохранившийся в единственной рукописи, доныне остается неизданным. Публикация грузинского текста готовится по афонской рукописи, датируемой X веком. Текст, который в рукописи приписан свт. Мелетию Антиохийскому , входит в цикл из девяти проповедей на Страстную седмицу, дошедших до наших дней на древнегрузинском и древнеармянском языках. Автора отличает подлинная поэтическая интонация в передаче евангельских событий. Данная публикация является первой в предполагаемой серии исследований/переводов наследия свт. Мелетия Антиохийского на кавказских языках. Проповедь, которую мы публикуем ниже, впервые представляется русскоязычному читателю. Древнегрузинский её текст остается неизданным. Русский перевод сделан нами в рамках работы над критическим изданием корпуса сочинений свт. Мелетия Антиохийского († 381), которые сохранились в двух древних версиях: древнегрузинской и древнеармянской 1 . Два текста из этого корпуса были изданы и исследованы нами в недавних работах 2 . Содержание Автор и проповедь (fol. 82v) Слово святого и блаженного отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского, о предательстве Господа нашего Иисуса Христа и о [Его] допросе беззаконниками Библиография     Автор и проповедь Текст «О предательстве Иуды» под именем свт. Мелетия Антиохийского был открыт для учёного сообщества К. Кекелидзе 3 . Результаты его исследований были переведены на немецкий язык священномучеником архимандритом Григорием (Перадзе) 4 . Первоначальный анализ содержания кавказского корпуса свт. Мелетия и его параллелей с другими текстами был произведён в работах М. ван Эсбрука 5 . На основании предварительных выводов этого учёного текст гомилии «О предательстве Иуды» был учтён в патристическом справочнике Clavis patrum graecorum под номером 3425/1, а также в справочнике по переводным памятникам древнегрузинской гомилетической литературы, составленном Э. Габидзашвили 6 , под номером 238.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Antioh...

III. Поучения на Страстную седмицу и на семь слов со Креста «Мы проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие: самим же званным Иудеем же и Еллином Христа Божию силу и Божию премудрость… юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» ( 1Кор.1:28, 2:8 ) Поучение в конце Великого Поста 9 Оканчивая какое-нибудь дело, мы, обыкновенно, осматриваем его во всех подробностях, подвергаем его обсуждению, все-ли в нем верно, точно, все-ли в нем в частностях гармонично с его общим, видна-ли в нем та мысль, которая положена в основу. И это признаем необходимым, чтобы избежать, по возможности, осуждения со стороны других, не пристыдить себя в их глазах и не показаться людьми, начинающими не по силам и не по средствам. Так бывает во внешней нашей обстановке; эта же мера должна прилагаться и ко внутренней, духовной нашей жизни, и тем более, что та и другая сторона находятся во взаимной связи, действуют совместно и одновременно и составляют один цельный организм, приводимый к единообразию в жизни и деятельности духовной силой. Мы хотим сказать о времени, проведенном нами в великом посте, напомнить, что и здесь следует и даже более прилично оглянуться назад и осмотреться, соответственно-ли это время проведено его высокому назначению, как время благоприятное и день спасения, – не было-ли в нем тех отступлений, которые вообще кладут печать нарушений, – отступлений от той высокой идеи, с какою установлен св. Церковью великий пост, явили-ли мы себя подражателями Христу Спасителю, сорок дней постившемуся в пустыне?!... Да! если когда, то особенно в конце поста полезно взглянуть назад, – теперь живее и яснее в воображении каждого нарисуется картина проведенного им времени, яснее отобразятся все отступления, нарушающие общую гармонию постного времени, – несообразности, которые пробудят в нас чувство сознания и желание загладить их. Цель и назначение поста – ввести нас в самих себя, пробудить в нас чувство самопознания и самоиспытания, возвысить наш дух, нередко заглушаемый обыденной мирской жизнью, и таким образом сильнее пробудить в нем вечные прирожденные ему стремления к Богу, как Первообразу, и чрез это постепенно возводить его к единению с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010