«Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы»(1 Ин.1 : 5). Сегодня Господь вводит нас в Свой Свет Невечерний! Сегодняшний праздник блистает славою, которую Господь наш Иисус Христос имеет изначально от Своего Отца. Сегодня подчеркнуто глубоко звучат слова Символа веры: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна!» «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми», – и, как подчеркивает евангелист Марк, – «как снег, как на земле белильщик не может выбелить». (Мк 9 : 2, 3) Только Небесный Белильщик может явить нетварный Божественный Свет. И этот Свет – прообраз обожения и будущей славы человеческого естества. На Фаворе Апостолы увидели, каковы будут тела людей, когда они войдут в Царствие Божие. Этот Свет станет одеждой святых, украшением праведников, сиянием угодивших Богу! Ученики, святые апостолы удостоились воочию увидеть Преображение Христово потому, что они сами преобразились. «Они сами изменились и, таким образом, увидели изменение», – говорит святитель Григорий Палама. А блаженный Августин подчеркивает: «Что солнце для глаз плоти, то Господь для очей сердца. Что оно для плоти, то Господь – это солнце для сердец». Свет Христов – есть Свет Бога Отца. Капподакийские отцы толковали слова Псалтири «во Свете Твоем узрим Свет» в том смысле, что Свет Бога Отца открывается через Свет Сына Божия, благодаря действию Святого Духа. Святитель Григорий очень емко и точно об этом говорит: «Ныне мы и узрели, и проповедуем, от Света-Отца приняв Свет-Сына во Свете-Духе, краткое и простое богословие Троицы». Неразрывной таинственной нитью Преображение Господне связано с Его крестными страданиями. Христос преобразился для того, чтобы ученики, увидев Его во всей красоте, во всем блеске Его Божественного величия, не усомнились и не поколебались, увидев Его потом распятым на кресте. «На горе преобразился ecu, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты ecu воистину Отчее сияние». Для нас эта связь Преображения с Распятием Господа тоже очень важна. Когда человек испытывает на себе призывающую благодать, радость познания веры, теплоту молитвы – все это дается ему как некий залог, как предвкушение будущего Преображения его души, чтобы в тот момент жизни, когда и он взойдет на свою собственную голгофу, страстную седмицу своего бытия земного, не усомнился и не потерял мужества!

http://pravoslavie.ru/115220.html

  ОБЩЕСТВО   Кому и зачем нужны парады содомитов Иван Леонов   Пасха Христова в 2010 году оказалась во многом необычной. Православные, католики и протестанты отмечали ее в один день - 5 апреля и вместе были свидетелями чуда - схождения Благодатного Огня. Кроме того, как сказал один известный проповедник и богослов: " В этом году Пасха Христова приходит к нам рано – раньше праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Вероятно, в напоминание, что сроки сокращаются, и Второе Пришествие Христово – всеобщее воскресение – может наступить раньше, чем мы думаем. Или Господь спешит к нам потому, что бывают такие скорби, когда утешить может только Пасха Господня " . Скорби же, как водится, бывают у каждого свои особые и разные или общие - одни на всех, напоминая, что мы пока единое целое, один народ. Четыре взрыва в Москве и Кизляре на Страстной Седмице унесли много десятков жизней, а еще большее количество людей во время этих терактов было ранено и изувечено. Общая беда вновь заставила почувствовать нас единым народом. Для заказчиков террористические акты – необходимая разведка боем, чтобы определить насколько ситуация в обществе и государстве " созрела " до черты возможной и управляемой дестабилизации и насколько возросла уязвимость общества и государства. Современные теракты – силовой элемент информационной войны и психологического давления на противника, которые, в конечном счете, направлены на ликвидацию политической системы, на развал общества и государства. Этому же служат и духовно-нравственные диверсии в схожих обстоятельствах, какие бы мотивы не выдвигались, какими бы целями эти диверсии не оправдывались бы. Это полностью относится к запланированным парадам содомитов в Москве 28 мая (накануне Дня Всех Святых) и в Санкт-Петербурге 26 июня (накануне Собора Дивеевских Святых), а также распространенным 10 марта 2010 г. информационными агентствами сообщения о проведении в более чем 10 городах России " Недели борьбы с гомофобией " с 5 по 11 апреля, т.е. в Светлую Седмицу. Это тоже разведка боем, только в брани духовной.

http://moral.ru/parad02.html

А.И. Никольский Нотные книги 1169. Богородичник на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 192 л., полууставом XVII в., в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет одного или двух листов между 178 и 179 листами. Чистые листы: 10 а, 35 а, 78 и 79. Состав: Богородичны на «Господи воззвах» и «на стиховне» на малой и великой вечернях, стихиры на «Слава …» и богородичны на «И ныне …» на литии и богородичны «на Хвалитех» из служб на дни: Сретения Господня (1–3), Благовещения (3–5), Преображения Господня (5–7), Успения Пресвятыя Богородицы (7–10), Происхождения честнаго Креста (11–13), 16 августа (13–16 об.), 10 июня (16–17 об.), 13 сентября (17 об.–18 об.), Покрова Пресвятыя Богородицы (19–21 об.), Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (21 об.–23 об.), Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 23 июня (23 об.–26), Явления иконы Казанския Пресвятыя Богородицы 8 июля (26– 28), Явления иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы 28 июля (28–29 об.), Положения Ризы Пресвятыя Богородицы (29 об.–30), Знамения иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы (30 об.–32), Екатерины великомученицы 24 ноября (32–33), Пятидесятницы (33–35), Михаила Архангела 8 ноября (36–37 об.), Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (37 об.–40 об.), Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (40 об.–42 об.), Илии пророка 20 июля (42 об.–44 об.), апостолов Петра и Павла 29 июня (45– 47 об.), Иоанна Богослова 26 сентября (47–49 об.), Андрея Первозваннаго 30 ноября (49 об.–50 об. и 155–156), 13 ноября (50 об.–52 об.), 6 декабря (52 об.–55 и 75), Сергия Радонежского 25 сентября и 5 июля (55–59 об.), Варлаама Хутынского 6 ноября (60–62 об.), Георгия великомученика 23 апреля и 26 ноября (62 об.–66 об. и 78), 26 октября (66 об.–69 об.), Феодора Стратилата 8 июня (69 об–71), 16 марта (71–72), 1-го ноября (72 об–74 об.); сия стихи поем входу около ограды (76–78); в субботы и недели Четыредесятницы и во всю Страстную седмицу (79–120); в седмицы Антипасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (121–155 об.), 9 декабря (156 об.– 157) и в недели Праотец (157–158 об.) и Святых Отец пред Рождеством Христовым (158 об.–160), с 20 декабря по 14 января (161–191) и 9 мая (192), песнопения 9 мая без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа двадцать шестая. «Смирение есть одеяние Божества» 353 Благословенные мои чада! Мы вступаем в Великую Седмицу Страстей Господних. Путь на спасительные Страдания Он начал из Вифании 354 , из деревни, где жили Марфа и Мария, оттуда на осляти Он со Своими учениками отправился в Иерусалим. Хозяина Престола Славы мы видим одновременно сидящем на Престоле смирения. Вот чему хотел научить нас Господь Своим восседанием на смиренном животном – смирению! Своим смирением Христос поднял на ноги всех жителей, даже дети воспевали: «Осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне» 355 . Он взволновал и поднял на ноги весь Иерусалим. «Кто это?» – выкрикивали те, кто не знал Христа; народ бежал, срывал финиковые ветви – вайи 356 – и бросал Ему под ноги. Но видите, как переменчиво расположение человека?! В воскресенье ещё народ кричал: «Осанна Сыну Давидову: благословен грядый», – и так далее, а через четыре-пять дней: «Возми, возми, распни Его» 357 . Так всегда на земле: ничего нет постоянного. Люди то возвышают, то низвергают. Непостоянен человек, непостоянны его дела, непостоянны мысли, непостоянно всё, что происходит в человеческой жизни. Поразительно смирение Христово! Мы видим Богочеловека, Который в простоте смиренно сидит верхом на осле! Какой прекрасный урок получаем мы, глядя на Его пример! И проходя дальше Священнейшую Страстную неделю, мы видим ещё большее смирение. Мы видим, как Он терпит мучения, издевательства, пощёчины, несёт тяжести тюремного заключения, как поднимает на плечи Крест и падает под его тяжестью. Кто может осознать, что Бог на земле получил пощёчину от тленного человека, которого Сам сотворил, сотворил прекрасным, совершенным, мудрым, «богом по благодати» на земле! И этот человек потом поднимает руку на Бога! Если нас ударит наш ребёнок – мы выходим из себя, возмущаемся: «Как ты мог поднять руку на мать или на отца?!!» И что такое мать и отец в сравнении с Богом на земле? Просто тленные люди! Вот где красота Христова – в смирении! Но если бы Он не был смирен, то не был бы Богом. Он не властитель, не надменный командир; Его слава – смирение. Наибольшая слава, которую может иметь человек на земле, это когда он стоит выше всех, как, например, Царь. Большей славы человек стяжать не может. Но когда растёт слава Царя? Когда он смиряется, когда ездит по деревням, посещает бедных, увечных, ест за одним столом с нищими – тогда народное уважение к нему растёт! Доброта, любовь к людям и смирение возвышают его в глазах подданных, и так растёт его слава.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы Начиная с Недели о мытаре и фарисее вплоть до Великой Субботы за богослужением используется Триодь постная. Богослужение периода пения Триоди постной задумано как единый литургический цикл, развертывающийся на протяжении десяти недель. Этот цикл включает три подготовительных недели к Великому посту, шесть недель поста и Страстную седмицу. Молитвы и песнопения Триоди ведут верующего по пути великопостного покаяния через «пасху распятия» к «пасхе воскресения». Период действия Триоди постной – наиболее духовно насыщенный период годового богослужебного круга. Интенсивность литургического переживания возрастает по мере приближения к Пасхе и достигает своего апогея в дни, когда вспоминаются страдания, крестная смерть и воскресение Христа. Подготовка к Великому посту Неделя о мытаре и фарисее является первым из четырех воскресных дней, предваряющих Великий пост . Основной темой богослужения в этот день является притча о мытаре и фарисее, читаемая за литургией (см.: Лк. 18:10–14 ). В этой притче перед взором верующего представлены два типа религиозности. Фарисей – человек, исполняющий предписания закона, соблюдающий установленные посты, дающий десятину на храм. А мытарь – тот, у кого презренная профессия, кто не соблюдает установления закона, но у кого есть смирение и покаяние. Фарисей все свои добрые дела ставит себе в заслугу, а мытарь лишь со смирением сознает свое недостоинство. Мытарь в притче отнюдь не представлен в качестве идеала для подражания, так же как фарисей – отнюдь не исключительно отрицательный персонаж. Притча завершается словами: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Иными словами, оправданы оба – и мытарь, и фарисей, но мытарь оправдан более фарисея за свое самоуничижение. В контексте предстоящего Великого поста притча о мытаре и фарисее напоминает о том, что соблюдение поста не должно становиться поводом для гордыни и превозношения. Кроме того, эта притча является напоминанием о смирении как об основании всех добродетелей и о гордыне как о корне всех пороков. В стихирах и тропарях смирение и покаяние мытаря противопоставляются надменности и гордыне фарисея: Триодь постная. Неделя о мытаре и фарисее. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 3-ю неделю поста 16. Беседа о поклонении честному и животворящему кресту Святая Церковь , совершая ныне торжественное поклонение животворящему кресту Господню, воззывает всех нас почтить с благоговением устами и сердцем, преклонением колен и повержением всего тела долу, крест Христов, как спасительное оружие мира, – оружие непобедимой победы, на нем же Христос, Царь славы волей руце распростер, вознес нас на первое блаженство. Благоговейное поклонение кресту Господню, совершаемое в средине св. Четыредесятницы в третью седмицу поста, установлено св. Церковью от древних времен. Почему же св. Церковью в средине св. Четыредесятницы с такой торжественностью совершается поклонение животворящему кресту, в честь Распеншегося на кресте, обратим благоговейный взор на причину такового установления. И всегда, а особенно в сие время св. Церковь представляет нам крест Христов, как силу для укрепления, как утешение для ободрения, как знамение победы для духовного торжества на совершаемом поприще поста. Св. Церковь представляет нам ныне крест Христов, как силу для укрепления. Четыредесятидневный пост св. Церковь установила в подражание четыредесятидневному посту Спасителя, дабы и мы, но мере сил наших, подвизались вкупе с Подвигоположником нашим подвигом поста. Но немощная плоть наша, при внешних лишениях, ощущая изнеможение, исполняется чувством уныния. Итак, для воскрыления духа нашего и для укрепления немощной плоти в подвиге воздержания, св. Церковь , как мудрая детоводительница, представляет пред взоры наши животворящий крест. В сем спасительном орудии страданий Господа нашего преднаписуя нам сокращению все подвиги, подъятые за нас Спасителем нашим, тщится укрепить нашу немощь, подвигнуть к терпению, и превозможению трудностей дух наш. И подлинно, если Господь наш ради нашего спасения подъял толикие страдания: то мы ли, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса, не подвигнемся священной ревностью хотя несколько потерпеть ради собственного своего спасения? Если Сын Вышнего, Богочеловек – Господь Иисус ради грешников и от грешников претерпел бесчисленные страдания: то мы ли будем унывать в подвиге со страстями и похотями, мы ли не будем сподвизаться Ходатаю спасения нашего против собственного греха нашего ( Евр. 12:3,4 )? Когда мы живо представим скорби и болезни нашего Спасителя, то наши скорби и болезни в собственных глазах наших явятся нам ничтожными; а когда помыслим, что и Сын Вышнего, для нас человеков и для нашего спасения, соделавшись человеком, вошел в небесную славу не иначе, как страданиями, то и мы одушевимся твердою надеждою, что сели, по благодати Спасителя нашего, будем с Ним страдать, то вкупе с Ним и прославимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Во 2-ю неделю поста 15. В болезнях надлежит наперед врачевать душу нежели тело Тебе глаголю: восстании, возьми одр твой, и иди в дом твой. (Map. 2:11) Ныне чтенное Евангелие представляет нам исцеление Спасителем расслабленного жилами, который не владея членами, как живой мертвец, был принесен четырьмя человеками и чрез кровлю дома на одре свешен пред Спасителя. С чего начинает Небесный Врач исцеление этого во всем телесном составе расслабленного? Начинает с исцеления душевного расслабления: чадо, отпущаются тебе грехи твои. Расслабленный, в продолжении тяжкого телесного недуга, вероятно сознал душевное свое расслабление, и соделался способным принять врачебную силу милосердия Божия. Почему Врач душ и телес и обращается к нему: чадо, отпущаются тебе грехи твои. Вот, как бы так говорил Спаситель, причиной твоей немощи были твои грехи, но ты восчувствовал душевное свое расслабление, обратился к Богу: посему отпущаются тебе грехи твои, – главная вина твоей немощи; с чем вместе отъемлется от тебя телесное расслабление и возвращается тебе здравие: восстании, и возьми одр твой и ходи. Оставляя за тем бесполезный для нашего назидания ропот Фарисеев на Спасителя за отпущение грехов расслабленному, спросим: для чего св. Церковь во вторую седмицу поста предлагает нам повествование о исцелении Спасителем расслабленного и душою и телом, который исцелен был прежде от душевного, потом уже и от телесного расслабления? Для того, что мы ныне в св. Четыредесятницу, хотя все врачуемся душевно; но многие имеем нужду врачеваться и телесно. Между тем пример ныне упоминаемого расслабленного вразумляет нас, что болезни телесные бывают следствием болезней душевных. Итак, в приключающихся болезнях телесных необходимо предварительно врачевать душу от грехов, потом уже тело от болезней. Часть 1. Надлежит сперва врачевать душу от грехов, потом тело от болезней Так ли мы поступаем? Бережем ли паче всего душевное здравие, печемся ли о нем предпочтительно пред телесным, как о существенной причине, от которой зависит телесное здравие? Не оставляем ли напротив в пренебрежении душу, не заботимся ли более о теле и о благосостоянии телесного здравия нашего? Как внешняя жизнь, временные блага, чувственные наслаждения всего более нас занимают, так и попечение наше всего более устремлено на тело и на телесные потребности. Тело мы стараемся питать, одевать, украшать, от всякого вреда оберегать: постигла болезнь, – призываем врачей, и для восстановления здоровья употребляем все способы, не щадя не только никаких издержек, но в опасных случаях решаемся даже на язвы, жжение, отсечение членов и на другие мучительные страдания, только бы поддержать и продолжить телесную жизнь. Так мы печемся о сохранении телесного здоровья нашего в приключающихся болезнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Вопрос о том, была ли эта вечеря та самая, о которой говорят Матфей ( Мф.26:6 и сл.) и Марк ( Мк.14:3 и сл.), толкователями решается различно. Одни (например, еп. Михаил) утверждают, что это была другая вечеря, и в доказательство своего мнения ссылаются, во-первых, на то, что у первых двух евангелистов описывается вечеря, совершенная не за шесть, а за два дня до Пасхи, во-вторых, на то, что имя женщины названо только у Иоанна, в-третьих, имя домохозяина, устроившего вечерю, названо только у первых двух евангелистов и, в-четвертых, на то, что так различаются вечери в церковных песнопениях на страстную седмицу. Другие же не видят нужды различать эти вечери и утверждают, что все три евангелиста говорят об одной и той же. Естественнее последнее предположение, так как представляется в высшей степени невероятным, чтобы на протяжении одной недели Господь дважды приходил в Вифанию и чтобы одно и то же событие – помазание Христа – повторили при почти одинаковой обстановке две разные женщины. Что же касается возражений, которые выдвигаются против последнего мнения, то они не имеют силы. Прежде всего, второе и третье возражение, указывающее на необозначение имен, не имеет уже решительно никакой силы: один евангелист счел нужным назвать имя действующего лица, другой – не счел. Что касается первого основания, то хотя оно и кажется веским, но на самом деле не имеет особого значения. Дело в том, что евангелисты Матфей и Марк говорят о помазании Христа вовсе не в хронологической последовательности событий, а только припоминают о нем по случаю того, что после истории этого помазания передают о предательстве Иуды ( Мф.26:14 и сл.), а, как видно из Евангелия Иоанна, Иуда и возбудил прочих учеников к ропоту на ту бесцельную трату драгоценного мира, которую сделала Мария. Евангелист Матфей, таким образом, вставил рассказ о помазании в 26-ю главу вовсе не потому, чтобы этого требовала строгая хронологическая последовательность событий, а для того, чтобы отчасти охарактеризовать настроение учеников вообще и Иуды в частности, а отчасти для того, чтобы сказать, что Господь знал о приготовленной Ему врагами участи ( Мф.26:12 ). Совершенно в такой же связи стоит история о помазании и в Евангелии Марка. Что касается свидетельства богослужебных песнопений, то они никогда не задавались целью устанавливать хронологическую последовательность событий. Это видно, например, из того, что разговор Христа с апостолами о приготовлении пасхи происходил по стихире на субботу Ваий, тогда, когда Христос пришел в Вифанию ( «прежде» шести дней Пасхи); в другой стихире того же дня говорится, что Христос пришел прежде шести дней Пасхи «воззвати умерша четверодневна Лазаря».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Воскресенье в субботу О чём можно узнать из богослужения Лазаревой субботы? 11 апреля, 2014 О чём можно узнать из богослужения Лазаревой субботы? Лазарева суббота — день, когда Церковь вспоминает воскрешение Христом праведного Лазаря. Этот день находится на границе между Четыредесятницей, когда мы шли навстречу Богу, и Страстной Седмицей, когда Бог идёт навстречу человеку. Богослужение Лазаревой субботы приоткрывает нам тайну не только пасхальной ночи, но и Второго пришествия Христова. В чём особенности этой службы и о чём идёт речь в её песнопениях? Забыть себя Тем, кто хочет помолиться на службе Лазаревой субботы от начала до конца, придётся прийти в храм не дважды, а трижды. Вечерня этого дня совершается вместе с Литургией Преждеосвященных Даров — по уставу, вечером, но в большинстве храмов, по сложившейся традиции, утром в пятницу. В первой стихире на «Господи, воззвах» мы констатируем завершение Четыредесятницы и говорим о том, что всё наше личное — и плохое, и хорошее — сейчас отходит на второй план, уступая место переживанию вместе со Христом самых драматичных страниц истории нашего спасения: Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: «Господи, слава Тебе!» За кадром остаёмся не только мы, но и святые, память которых празднуется начиная с Лазаревой субботы и до окончания Светлой Седмицы. Им помолятся в другие дни и только в храмах, где совершается полный суточный богослужебный круг. Сейчас вы не услышите на службе ни одной молитвы преподобному Иоанну Лествичнику, память которого совершается 12 апреля. Минея спрятана до Фоминой недели, спрятан и Октоих, служба совершается только по Триоди постной. Радуйся, град Вифания! Следующие стихиры повествуют о воскрешении Лазаря. Первая из них просто описывает это евангельское событие, но с каждой последующей нарастает ликование — как в пасхальную ночь «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси…», начавшись еле слышным шёпотом, вырастает до громогласного пения. В повествование вплетается предвкушение сошествия Христа во ад и разрушения этой мрачной крепости, а затем — и нашего с вами грядущего воскресения. Ад впервые в недоумении: кто посмел похитить душу у того, кто привык только поглощать?! И вот на «и ныне» — кульминация:

http://pravmir.ru/voskresene-v-subbotu/

Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы (+видео, аудио, фото) Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? 21 апреля, 2019 Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Приближался праздник святой Пасхи. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. В это время повсеместно распространился слух о воскрешении Лазаря. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета — долгожданный Мессия, Царь Израилев? Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифании и направился в Святой Град. С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия. Смысл праздника Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010