Богослужение великопостное (период пения Постной Триоди) Древность поста и его значение Пост св. Четыредесятницы называется Великим по особой важности его значения. Древние христианские писатели единогласно свидетельствовали, что пост св. Четыредесятницы установлен Апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея ( Исх. 34 ), Илии ( 3Цар. 19 ), а главным образом – посту, совершенному Господом Иисусом Христом в Иудейской пустыне ( Мф. 4, 2 ). О том, что это установление апостольское, свидетельствует 69-е правило св. Апостолов, повелевающее поститься в св. Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, на апостольское установление поста св. Четыредесятницы и соблюдение его всей первенствующей Апостольской Церковью указывают отцы Церкви I–IV веков: св. Игнатий Богоносец (I век), Виктор, епископ Римский (II век), Дионисий Александрийский , Ориген (III век), блаж. Иероним, Кирилл Александрийский (IV век) и многие другие. О том, что продолжительность поста с самого начала его установления была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие из глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Св. Василий Великий и св. Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но еще более очевидное свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III век), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая. Сорокадневный пост св. Четыредесятницы соблюдался, однако, в древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. Но уже в IV веке в восточных Церквях установился существующий и доныне порядок соблюдения поста Четыредесятницы с понедельника после сырной седмицы до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (св. Симеон Солунский ). В «Апостольских Постановлениях» (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т.е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т.е. с понедельника), и оканчивая в пятницу, потом начинается св. седмицы Пасхи (т.е. страданий Христовых), постясь во время ее все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В тех же «Апостольских Постановлениях» ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из сорокадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский также пишет, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (до Страстной Недели). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (изложение Кафолической веры, XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Скачать epub pdf ОТДЕЛ II. ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (период пения Постной триоди) ВВЕДЕНИЕ ПОСТ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ. ДРЕВНОСТЬ ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ Пост Святой Четыредесятницы называется Великим в виду особой важности его установления. Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали о том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея ( Исх. 34 ), пророка Илии ( 3Цар. 19 ), а главным образом – по примеру Господа Иисуса Христа ( Мф. 4, 2 ), постившегося сорок дней. О том, что установление это является апостольским, свидетельствует 69 правило Апостолов, повелевающее поститься в Святую Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об апостольском установлении поста Святой Четыредесятницы и соблюдении его всей Первенствующей Апостольской Церковью указывают Отцы Церкви I-IV веков: святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним , святой Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие. О том, что пост продолжался именно 40 дней с самого начала его установления, также сущестуют свидетельства самой глубокой древности. И само название «Четыредесятница» встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но особое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням. Итак, пост Святой Четыредесятницы всегда составлял 40 дней. Начиная с IV века в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника после сырной седмицы – до Великой Субботы включительно. Таким образом, Великий пост состоит из собственно из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (святой Симеон Солунский ). В Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т. е. с понедельника) и оканчивая в пятницу; потом начинается Святая седмица Пасхи (т. е. седмица страданий Христовых). Постясь во время ее все со страхом и трепетом, приносят ежедневно моление согрешающих». В этих постановлениях Великий пост представляется состоящим из сорокадневного поста и поста Страстной седмицы. Святой Епифаний Кипрский пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной Недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение Кафолической веры, XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Бежи несытыя души!..» – Иудино предательство – «... Тогда Иуда злочестивый сребролю- бием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведнаго Судию предает... »  (Из тропаря Великого Четвертка). Приближается Страстная седмица – трепетное скорбно-радостное воспоминание и прославление спасительных Страстей Христовых, подъятых «нас ради человек и нашего ради спасения». Чье верующее сердце не содрогается, не охватывается совершенно-особым благоговейно-умиленным чувством при наступлении этих воистину  святых и великих  дней, как они и именуются в нашем церковном уставе! И блажен тот, кто всю эту седмицу – единственную в своем роде в году седмицу! – может проводить как должно: безотлучно в храме Божием, как это делали в старину многие благочестивые люди, или хотя бы неопустительно посещать все изумительно-глубокие, исполненные проникновенной назидательности богослужения этих дней,  сшествуя Христу и сраспинаясь Ему,  как призывает нас к этому св. Церковь в своих песнопениях (см. стихиру Вел. Понедельника). Увы! вся жизнь современных христиан теперь так сложилась, что редко-редко кто в наше время может так полностью и целиком отдаться молитвенно-возвышенным переживаниям этих дней: ведь это дни – «рабочие», да, правду сказать, и далеко не во всех храмах богослужения в течение всей Страстной седмицы бывают ежедневно. А ведь по существу, если серьезно, по-настоящему, углубленно задуматься над тем,  что  совершилось в эти великие и святые дни, – надо было бы все бросить, все оставить и ничего не хотеть знать, кроме усердно-бодренного пребывания в храме и трезвенно-напряженного внимания всему тому, что читается и поется за этими дивными и ни с чем несравнимыми богослужениями. Каждый день Страстной седмицы имеет свое глубоко-назидательное содержание, свой, если можно так выразиться, духовный аромат, наполнен своими отрывающими нас от земли и возвышающими к небу молитвенными переживаниями, что и отмечается в богослужении каждого из этих дней. Знают ли все это современные верующие люди, называющие и считающие себя христианами?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

О том, как встретить праздник Пасхи… по-христиански, без вреда для духовного и физического здоровья, о чем нужно помнить и в дни Светлой седмицы, и в дни, последующие за ней, о Причастии без поста и о памятовании поста напоминает протоиерей Андрей Ткачев . Христос воскресе, дорогие христиане! Наступили радостные дни – Светлая Пасха Господня. И возникает вопрос: как нам проводить это время? В период поста люди более-менее застегиваются на все пуговицы и стараются как-то себя контролировать, а вот потом, когда приходит радость, они не знают, куда себя деть. Как дальше? Что теперь? И мы немножко поговорим о том, что дальше. Вы знаете, что у нас есть правило подготовки к Причастию: вот это читай, постись, на вечерню приди, исповедуйся. Но у нас нет правила, как вести себя после Причастия. А это очень важно. Причастился – дальше что? Дальше – храни Христа в себе. Не болтай лишнего, потому что дверями твоих уст вошел Христос в дом души твоей; глаза береги, чрево стяни, милостыню отдай, помолчи, подумай, Писание открой. Есть целый ряд правил для того, чтобы человек в себе достойно хранил Христа, – точно так же и с праздниками. В пост мы, в общем-то, немножко были святыми: телевизор смотрели меньше или вовсе не смотрели, Псалтирь открывали, мяса на столе не было – всё было хорошо. А дальше что? Сейчас начнется мясоед, сейчас будем выпивать, закусывать, праздновать, ходить по гостям. Мы можем растрынкать, растерять за считанные какие-нибудь дни то, что мы намаливали в течение 40 дней и даже более – в 49 дней: семь недель плюс Страстная седмица. Православные христиане вообще имеют исторический такой вывих: они долго накапливают и быстро тратят, они могут намаливать годами, потом – пух! – в один день, и всё. «Мое добро: хочу – в море кину, хочу – в кабаке спущу…» Нам нужно сберечь пасхальную благодать. На Светлую седмицу – ежедневное пребывание в храме на Литургии! Церковные правила определяют для человека, встретившего Пасху Христову, как необходимое ежедневное пребывание в храме на Литургии. Сейчас будут выходные дни, и их будет как раз много – пожалуйста: вы можете ехать на гробы к своим покойным сродникам, можете разъезжаться по гостям, можете ехать на природу на шашлыки, а можете ехать на экскурсии какие-нибудь… Но, пожалуйста, не упустите того, что Пасхальная неделя обязательно должна быть посвящена посещению храмов Божиих. Везде будут служиться службы, царские врата открыты – это само собой символизирует, что Небо становится ближе. Всё, открыты царские врата – пожалуйста, заходи в рай, душа. И Литургия быстрая, буквально стремительная: 40 минут – 1 час, и всё. Пасхальные запевы, Херувимская, Символ веры, Евхаристический канон, Причастие – долго стоять не придется. Но нужно быть в храме постоянно, нужно приучить себя в Пасхальную неделю быть в церкви по утрам на Литургии, если хочешь – с вечера на вечерне. Но обязательно! Это очень нужно.

http://pravoslavie.ru/92876.html

Пасха В Светлую седмицу Великого праздника Воскресения Христова умершие освобождаются ли от испытания мытарств во время перехода души через оные? В эти дни определено краткое погребение над умершим и сказано: «аще и не удо­влетвори за грехи свои, но Церковь Святая приемлет оные на себя». (24, с.118). Светлое Христово Воскресение Пасха Христова – торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский : «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников». Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы, предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздни­ка употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой. В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Цер­ковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св.Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова существовали до Первого Вселенского Собора (325 г), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской (4, с.273–275). Особенности пасхального богослужения Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О Страстной седмице Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. " Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя... " По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2118...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 19. Христосование с усопшими Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! В светоносный день Воскресения Христа Бога нашего все призываются веселиться божественно, спраздновать любопраздными чинами Пасху Божию спасительную. Сейчас мы должны все свое внимание (как собственно и на Страстной) сосредоточить исключительно на радости Христова Воскресения, сократить прошения и пребывать, главным образом в славословиях Воскресшего вместе с ангелами: Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби… Тя славити. Во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о себе, для плача о грехах, для страха смерти. Вспомните слово Златоуста: «Никто же да рыдает о своем убожестве… никто же да плачет о прегрешениях, никто же да убоится смерти». Все покаянно-просительное исключается из богослужения, от слова «совсем». Трисвятое: Даже славословие Триединого Господа, “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный”, обычно воспеваемое на каждой из суточных служб, во всю седмицу Пасхи не произносится ни одного раза, ни на одной службе, включая и домашнюю молитву. А все потому, что оно оканчивается смиренно-просительным “помилуй нас”. Псалмы: Опускаются почти все псалмы, входящие в состав богослужения в качестве основных неизменных частей, не исключая и постоянно употребляемого псалма 50-го. Сохраняются только хвалитные псалмы на утрени (148–150) и на вечерне (140, 141, 128, 116). Канон: Обратите внимание, что и в пасхальном каноне, не только нет чего-либо покаянного, но даже нет ни одного просительного выражения вроде “спаси”, “помилуй”, “сохрани”. Хотя… если быть точным, в нем есть два просительных обращения, но они чисто пасхальные. Посмотрите: “Сам мя спрослави. Спасе, во Царствии Твоем” (троп. 3й песни) и “О Пасха велия и священнейшая, Христе… подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего” (тр. 9й песни). Смерть. Однако, мы замечаем, что в сей нареченный и святый день, довольно часто вспоминается о смерти и о мертвых, даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это воспоминание победное — о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех.

http://azbyka.ru/video/19-hristosovanie-...

Разделы портала «Азбука веры» Великий пост – установленный Церковью 48-дневный пост, предшествующий Празднику Пасхи , направленный на духовную подготовку верующих к Дню Светлого Христова Воскресения . Период Великого поста включает в себя шесть седмиц Святой Четыредесятницы до пятницы шестой седмицы и последнюю седмицу перед Пасхой – Страстную седмицу . Иногда весь пост называют Святой Четыредесятницей по той причине, что Четыредесятница составляет основную по длительности часть Великого поста. Великий пост начинается не раньше 15 февраля и завершается не позже 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. По периодам: начало 15.02–21.03, окончание 3.04–7.05 включительно. Таким образом период с 21 марта по 3 апреля оказывается всегда приходящимся на Великий пост. Каждая из шести седмиц Четыредесятницы в месяцеслове именуется по порядковому номеру и завершается Неделей (воскресным днём). Храм священномученика Вениамина Петроградского, г. Симферополь. Фото: Дарья Соловей Краткая история Великого поста Истоки предпасхального поста принято связывать с существовавшей в раннехристианской Церкви, во II–III вв.,  практикой соблюдения поста в пасхальную ночь, в воспоминание крестных страданий Господа Иисуса Христа (заметим: первоначально под Пасхой мог подразумеваться как праздник Воскресения Господня, так и воспоминание страстей (страданий и смерти Спасителя)). Считается, что обычай продолжительного поста перед Пасхой формировался параллельно с древней практикой катехизации (оглашения). Дело в том, что к III веку в Церкви распространилась практика совершать Таинство Крещения на Пасху. Таким образом, пост, соблюдаемый оглашаемыми в предпасхальный период, служил для них средством подготовки к принятию Крещения. Для верных этот период становился временем покаяния и аскетических упражнений. В александрийских источниках 2й половины III–IV века (см.: 1й канон св. Петра Александрийского ) есть упоминания о 40-дневном посте. Неясно только, был ли изначально связан этот пост с Пасхой или нет.

http://azbyka.ru/velikij_post

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров Достигше верни спасительную страсть Христа Бога, неизреченное Его долготерпение прославим: яко да благоутробием Своим совоздвигнет и нас, умерщвленных грехом, яко Благ и Человеколюбец. Стихира на хвалитех Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и дожили мы с вами до Страстной седмицы, дней скорбных, но и полагающих основание торжеству веры православной, предопределяющих преславное Христово Воскресение. Святая Церковь ныне воспевает: «Достигше верни спасительную страсть Христа Бога, неизреченное Его долготерпение прославим…» Почему страдания Господа нашего Иисуса Христа названы спасительными? Потому что, пройдя через них, Сын Божий спасает род человеческий от вечной смерти и духовного небытия. То, что совершается в Страстную седмицу трудно выразить обычными словами и невозможно постигнуть разумом. Только истинная вера, твердая и несомненная, неколебимая вера поможет пережить нам эти святые дни вместе с возлюбленным Господом и всем сердцем, всей душой сострадать Ему. Начиная с сегодняшнего Богослужения, мы вступили в седмицу воспоминаний Страстей Христовых. Какими же подошли мы к этому дню? Стали ли лучше, чище, добрее, просвещеннее? Поприще Великого поста, которое мы благополучно миновали, смирило горделивость человеческого духа. И вот стоим мы теперь в храме, в глубоком душевном покое, потому что ничто постороннее не тревожит и не занимает отныне нас. Мы пришли к Богу, мы готовы отдать всю душу Господу и Спасу нашему Иисусу Христу, чтобы созерцать Его спасительные страдания и сопереживать Ему, чтобы пролить сострадательные слезы. Образ страждущего Господа предстает пред нами сейчас в таком невыразимом величии, что затмевает собой абсолютно все. Ничто земное теперь не может проникнуть в наше сердце! Житейские заботы, желания и помышления, каждодневные дела – все осталось за стенами храма и совершенно не волнует нас. Да и как можно сравнивать Божие и человеческое? Нет такой меры сравнения, сколько не ищи!

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание Сказанная в Великую седмицу о том, почему эта седмица (страстная) называется великою, и на слова: «Хвали, душа моя, Господа» (Пс.145:1), и о темничном страже, упоминаемом в Деяниях.Увещание к усиленному духовному бодрствованию во время Страстной недели. — Почему она называется Великою и чем христиане и христианские цари ознаме­новывают ее? — «Хвали душа моя Господа». — Как внутренности наши могут благословлять Господа? — Почему в Пс.145-м призывается к этому только душа? — Великая сила песнопений Богу. — Апостолы ничего не делали на показ и к ним привлекали верующих не только чудеса их, но еще прежде чудес жизнь их. — Великая сила молитвы, соединенной с постом и благодарностью Богу. — Когда молитва соединена бывает с благодарностью? — Увещание — совершать молитву с благоговейным вниманием. — Как поддерживать внима­ние во время молитвы?   1. Мы совершили плавание поста и по благодати Божией достигли наконец пристани; но не будем беспечными потому, что мы достигли пристани, а напротив потому самому, что мы достигли конца, будем еще более ревностными. Так посту­пают и кормчие: когда они готовятся ввести в устье пристани корабль с грузом, наполненный до верху пшеницею и другими товарами, то бывают особенно деятельными и осторожными, чтобы корабль после долгого плавания не разбился здесь о какую-нибудь скалу и не потопил всех товаров. Так и мы теперь должны быть особенно деятельными и осмотрительными, чтобы при конце не лишиться воздаяния за труды; потому нам и нужно усилить ревность. Так поступают и бегающие на ристалищах: когда они видят, что они уже недалеко от места наград, тогда особенно ускоряют бег свой. Так и борцы, когда, после многих усилий борьбы и многократных побед, приближаются к венцам, тогда особенно ободряются и напря­гают свои силы. То же самое сделаем теперь и мы. Что для кормчего — пристань, для бегающих — место наград и для борцов — венцы, то для нас — настоящая седмица, начаток благ и приближение к венцам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3403...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010