—302— автор считает возможным, хотя и для немногих праведников, избежание от закона смерти, как наказания за грех Адама. Вообще, по-видимому, автор склонен понимать нетление моще в смысле отсутствия в них химического процесса разложения можно ли пользоваться такою аргументацией в спорах с сектантами, хотя бы и простыми только начетчиками? В беседе о рукотворенных храмах христианских (стр. 286 ср. 321) для сообщения доказательной силы ветхозаветному храму привлечен текст Иак.1:17 : „у Отца Светов нет изменения и ни тени перемены“, но так обще, что иудео-христиане могли бы воспользоваться им для доказательства необходимости продолжать обрезание и обрядовой закон Моисеев, приносить агнца и т. п. Колебателен также на стр. 291 ср. 321 толк 2Сол. 2:3–4 об антихристе: „сядет в храм Божием в значении христианских храмов. Подобное же в беседе о почитании икон. Автор каким-то образом нашел возможность сделать ссылку на изображение Кесаря на римском динарии ( Мф.22:18–21 ), стр. 299. Указывает на молитву Ап. Павла и других Апостолов в иерусалимском храме ( Деян.22:17 и 3:1) стр. 312, 320, 323 и 325, хотя Ап. Павел и другие Апостолы (кроме быть может Иакова и Иоанна, сыновей Заведея), как не принадлежавшие к священническим родам, могли иметь доступ только в дворы храма (το ιερον), а не в самый храм (ναος). Да и доказывать существование в храме Иродовом „резных изображений херувимов по всем стенам“ ссылкой на виденный Иезекиилем в пророческом созерцании храм ( Иез.41:17–18 ) – по меньшей мере странно. В доказательство почитания Креста Христова на стр. 337 приводятся слова Ап. Павла из Гал. 6:14 : „я не желаю хвалиться (курсив мой), разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа“, интерпретируя термин хвалиться (καυχασθαι) так: „что значит хвалиться (курсив автора) Крестом Христовым? Это значит держать его высоко (курсив автора), на виду, как святыню. Православные так и поступают“. На стр. 341 ср. Катех. 52–53 обычай христиан вешать кресты на шею считается исполнением Писания, именно слов Притч.6:20–21 : „сын мой, не отвергай на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сведений о строительной активности в П. м. в XVII в. мало. Известно, что в янв. 1627 г. иером. Исаия соорудил царские врата в кафоликоне; в 1640 г. на средства греч. свящ. Матфея был построен иконостас и обновлена роспись кафоликона ( Порфирий (Успенский). 1892. С. 321). К кон. XVII в. П. м. был в числе сравнительно богатых и благополучных мон-рей Афона. Среди высоких покровителей П. м. в это время был Иоанн Маврокордат (1684-1719), великий драгоман и логофет К-польского Патриархата. По сведениям кавалера Рико, посетившего Св. Гору в кон. XVII в., афонские обители ежемесячно платили османскому султану 1000 экю (талеров). Из этой суммы П. м. платил 57 талеров; больше него вносили Великая Лавра - 110, Ватопед и Хиландар - по 100, Ивирон - 85 и Дионисиат - 60. Остальные мон-ри платили меньше П. м. или вообще не платили ( Порфирий (Успенский). 1892. С. 296). В. Г. Григорович-Барский, посетивший Афон в 1744 г., оценил П. м. как мон-рь бедный и разоренный. «В Пантократоре иноков бяше число мало, иже ради скудости и долга монастырскаго, инны же ради непостоянства разбегошася» ( Григорович-Барский. 1887. С. 208). «В Пантократоре иноки в чинах монастырских и церковных, елико мощно, последуют прочим монастырям главным, аще и не во всем, наипаче же с небрежением приимуют странных, и то ради общаго обычая, а не от благаго произволения, якоже искусом познавши многие, мне свидетельствоваша, аще мене и добре угостиша» (Там же. С. 206). Обобщая свой опыт проживания на Афоне, Григорович-Барский заявил, что вопреки обычаям большинства афонских обителей монахи Дионисиата, Кутлумуша и П. м. недружелюбны к паломникам и странникам и принимают их у себя неохотно (Там же. С. 320-321). Тем не менее финансовые затруднения не останавливали развития и строительства в П. м., к-рое заметно активизировалось с сер. XVIII в. Большинство ныне существующих жилых помещений и малых храмов П. м. построены в период 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. В 1744 г. было перестроено зап. крыло монастырского комплекса, состоящее из трапезной и келий. Трапезная была расписана художниками Серафимом, Космой и Иоанникием из Янины на средства мон. Тимофея Лемносца и освящена 5 авг. 1749 г. ( Порфирий (Успенский). 1892. С. 321; ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 1152). В 1770 г. было перестроено зап. крыло келий. В 1773 г. П. м. частично пострадал от пожара, после чего были проведены работы по его восстановлению и новой перестройке. В 1781 г. скевофилак и иером. Кирилл и Георгий перестроили наружную стену сев. келий. Одновременно ими был устроен парекклисион св. Андрея Первозванного и св. Иоанникия в сев.-вост. углу келий; в помещении над парекклисием был освящен храм св. Архангелов.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения... Не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своем, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей (прп. авва Дорофей , 29, 208–209). Когда нарушишь заповедь, спеши к покаянию; и хотя имеешь перевязь для своей раны, не предавайся нерадению, чтобы не сделалось с тобою хуже прежнего (авва Варсануфий, 29, 233). Источник. Никто не должен извиняться в неисполнении Евангельских заповедей своею немощию; ибо есть души, которые сделали более, нежели сколько повелевают заповеди (прп. Иоанн Лествичник , 57, 177). Источник. Хранение заповедей есть знак любви; а начало любви есть множество смирения (прп. Иоанн Лествичник , 57, 216). Источник. О соблюдении заповедей подвизаемся, чтоб освободиться от страстей... (авва Фалассий, 91, 320–321). Соблюдение заповедей рождает бесстрастие; бесстрастие же души блюдет ведение (авва Фалассий, 91, 321). Источник. За заповеди Божии подвизайся даже до смерти, ибо, очистившись через них, внидешь ты в живот (авва Фалассий, 91, 325). Послушное исполнение заповедей есть воскресение мертвых, ибо жизнь есть естественное следствие добродетели (авва Фалассий, 91, 336). За умерщвлением ума чрез преступление заповедей необходимо следует и смерть тела (авва Фалассий, 91, 336). Исполнение заповедей очищает душу... делает ее причастною света (авва Фалассий, 91, 337). Против всякого пути неправедного даны нам от Господа противоположные тому заповеди, – и если кто оставляет какую-нибудь из них, то вместе с тем вступает на противоположный ей путь неправды (прп. Максим Исповедник , 91, 135). Мир имеет много нищих духом, но не по надлежащему; много плачущих, но или об утрате имения, или о потере детей; много кротких, но к нечистым страстям; много алчущих и жаждущих, но того, чтобы похищать чужое неправедно и собирать корысти; много милостивых, но к телу и телесному; и чистых сердцем, но по тщеславию; и миротворцев, но подчиняющих душу плоти; много изгоняемых, но за свое бесчиние; много поносимых, но за срамные грехи. Блаженны же одни те, которые действуют и страждут за Христа и о Христе (прп. Максим Исповедник , 91, 203).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Можно надеяться, пишет император, что при подобном отношении православных к донатистам, церковь выйдет победительницей 72 . В таком же духе снисходительности по отношению к донатистам действует и сам Константин Великий . Правда, в 320 году, он сослал в ссылку одного из епископов партии Доната, Сильвана, епископа циртского 73 , которого диакон его, Нундинер, обличил в четырёх преступлениях: во-первых, в предательстве в гонение Диоклетиана, во-вторых, в поставлении за деньги в епископы Виктора Суллы, в третьих, в подкупе от Луциллы на карфагенском соборе 311 года и в четвёртых, в краже винного уксуса из храма Сераписа, и которого консул Африки, Зенофил, выставил перед императором как главного виновника схизмы в Нумидии; – но эта ссылка продолжалась, вероятно, очень недолго. В следующем 321 году донатисты обращаются к императору с просьбой возвратить из ссылки их епископов, заявляя, что они никогда не вступят в церковное общение с плутами (nebuloni) Цецилиана и охотнее согласятся терпеть всё, чем отступиться от своего намерения 74 . И Константин рескриптом, от 5-го марта 321 года, возвращает из ссылки епископов партии Донатов, а викарию Африки, Веррину, даёт приказание не насиловать убеждений донатистов и предоставить их дело суду Божию. Получив свободу, донатисты становились все более и более дерзкими в отношениях к православным. В Цирте они отняли у православных церковь , которая была построена Константином. Православные судебным путём требовали возвращения этой церкви и, наконец, не имея успеха, написали об этом императору. Император опять дал решение в духе снисходительности к донатистам. Он приказал гражданскому начальству не трогать более донатистов, а православным дать новое место для построения новой церкви, вместо отнятой у них донатистами. «Не подлежит сомнению, писал император по этому поводу епископам Африки, не подлежит сомнению, что все расколы от диавола, и потому всё, что производят они, исходит от диавола. Ибо что доброе может быть от тех, которые – противники Бога и враги святой церкви? Они должны быть отделены от церкви и отданы сатане. Мы поступили вполне справедливо, когда предоставили им свободу ко внутренним раздорам. Терпение – самое лучшее средство для нашей победы; мы предоставим наказание их Господу. Поэтому я радуюсь, что вы с кротостью и смирением переносите их жестокости. Когда я услыхал, что те люди в Константине (в Цирте) разорили церковь , то я дал приказание хранителю наших имуществ предварительно отвести вам здание для богослужения и тотчас дозволить вам строить новую церковь. Может быть, ослеплённые раскольники, наконец, увидят своё заблуждение и обратятся к единому истинному Богу, но если они будут упорствовать, то мы не будем переставать увещевать их» 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

424 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2, 11 (С. 273—274). 425 Там же 3, 1 (С. 274). 426 Там же 4, 11 (С. 283). 427 1 Тим. 1:17. 428 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 5, 1—5. 429 Там же 5, 5 (С. 298). 430 Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 34. 431 Флоровский Георгий, протоиерей. Восточные Отцы V-VIII веков. Париж, 1937. С. 103. 432 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 7, 3 (С. 304—305). 433 Там же 12,3 (С. 321). 434 Там же 12, 3—4 (С. 320—321). 435 Платон. Парменид 142а. 436 См. книгу 1, главы 9—12. 437 Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1,16 (Цит. по: Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1893. С. 11—12). 438 учение иконопочитателей изложено нами на основании творений преподобных Иоанна Дамаскина и Феодора Студита, а также деяний VII Вселенского Собора. При подготовке настоящего раздела мы использовали, наряду с прочими источниками, материал, содержащийся в: Павленко Е. Имяславие и византийская теория образа. — Богословский сборник Православного Свято–Тихоновского богословского института. Вып. VIII. М., 2001. С. 56—70. Богословский анализ учения иконопочитателей см. в: Шенборн К. Икона Христа. Богословские основы. Милан—М., 1999. С. 162—222. 439 Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1, 9 (С. 7). 440 Там же 3, 16 (С. 100). 441 Там же 1, свидетельство 6 (С. 26). 442 Там же 1, 16 (С. 12). 443 Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 2, 17 (Цит. по: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907. С. 139—140). 444 Там же 1,11 (С. 127). 445 Там же 1,8 (С. 125). 446 Там же 1,9 (С. 125). 447 Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Том четвертый (Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. Изд. 5–е. СПб., 1996. С. 540—541). 448 Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 1, 14 (С. 129). 449 Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 3, свидетельство 27 (С.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Проблема легитимности той или иной церковной структуры сразу же оказалась в центре всей системы церковно-государственных отношений. Уже в 313 г. в эдикте на имя проконсула Африки Анулина император Константин предписывает возвращать имущество «кафолической Церкви христиан». Здесь под Ecclesia catholica (греч. καθολικ – всеобщая; традиционный славянский перевод – соборная) понимались те христианские общины, которые (в отличие, например, от донатистов) находились в общении со своими единоверцами в других частях Империи. Церковь получает признание в качестве важного общественного института. Церковнослужители, или клирики (от κλρος– жребий, доля), освобождаются от обременительных общественных обязанностей (указы 313 и 319 гг.). Церковные имущества приравниваются к императорским и освобождаются от налогов (закон 315 г.). В 321 г. церковь получает важное право наследовать имущество по завещаниям. Так начинает формироваться церковное землевладение – главный источник доходов церкви в последующие века. Епископы получают право отпускать на волю рабов (321 г.) и, наконец, официально приравниваются к магистратам Империи (333 г.). За церковью признаются права ходатайства за преступников, предоставления убежища (asylum). В 318 г. Константин предпринял весьма необычный шаг, предоставив епископам право юрисдикции по гражданским делам (по требованию любой из сторон тяжбы). Привлечение духовных авторитетов к судебной деятельности на первых порах благотворно сказалось на деятельности судов, заваленных гражданскими исками. Однако впоследствии юрисдикция епископского суда была ограничена только клиром. 3. Социальные реформы Другая группа законов может быть отнесена к социальным реформам. Эти меры Константина существенно изменили социальные устои, сложившиеся с античности, и заложили основу общественных отношений на многие века вперед. В 320 г., следуя почтительному отношению к девству и целомудрию, Константин отменяет старый закон Августа, обязывавший вступать в брак всех лиц от 25 до 60 (для женщин – до 55) лет, включая вдовых и разведенных. Санкции сохранялись лишь для тех, кто, оставаясь безбрачным, не соблюдал полного воздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

424. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2, 11 (С. 273—274). 425. Там же 3, 1 (С. 274). 426. Там же 4, 11 (С. 283). 427. 1 Тим. 1:17. 428. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 5, 1—5. 429. Там же 5, 5 (С. 298). 430. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 34. 431. Флоровский Георгий, протоиерей. Восточные Отцы VVIII веков. Париж, 1937. С. 103. 432. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 7, 3 (С. 304—305). 433. Там же 12,3 (С. 321). 434. Там же 12, 3—4 (С. 320—321). 435. Платон. Парменид 142а. 436. См. книгу 1, главы 9—12. 437. Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1,16 (Цит. по: Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1893. С. 11—12). 438. учение иконопочитателей изложено нами на основании творений преподобных Иоанна Дамаскина и Феодора Студита, а также деяний VII Вселенского Собора. При подготовке настоящего раздела мы использовали, наряду с прочими источниками, материал, содержащийся в: Павленко Е. Имяславие и византийская теория образа. — Богословский сборник Православного Свято–Тихоновского богословского института. Вып. VIII. М., 2001. С. 56—70. Богословский анализ учения иконопочитателей см. в: Шенборн К. Икона Христа. Богословские основы. Милан—М., 1999. С. 162—222. 439. Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1, 9 (С. 7). 440. Там же 3, 16 (С. 100). 441. Там же 1, свидетельство 6 (С. 26). 442. Там же 1, 16 (С. 12). 443. Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 2, 17 (Цит. по: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907. С. 139—140). 444. Там же 1,11 (С. 127). 445. Там же 1,8 (С. 125). 446. Там же 1,9 (С. 125). 447. Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Том четвертый (Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. Изд. 5–е. СПб., 1996. С. 540—541). 448. Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 1, 14 (С. 129). 449. Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 3, свидетельство 27 (С. 132).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь имен 320 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ , блаженный (354–430) – епископ Гиппонский (с 395 г.), учитель Церкви; разработал учение о сотворении мира, грехопадении, искуплении и спасении, выработал концепцию историософии и эсхатологии, которые стали определяющими для западноевропейского христианского мира. В споре о благодати и свободе воли опроверг ересь пелагианства. Богословие блаж. Августина, связавшего христианство с неоплатонизмом, имело определяющее влияние в Средние века вплоть до Фомы Аквинского. Главные сочинения: «О граде Божьем» (413–426), «Исповедь» (400), «О Троице» (400–416). АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) – философ, публицист, поэт, историк, разрабатывал общественно-политическую теорию славянофильства. АЛЕКСАНДР , св., епископ Александрийский († 326) – обличитель арианства. Созванные им в 320–321 гг. соборы анафематствовали Ария. Существенна была его роль и на I Вселенском соборе (I Никейском), где еще в диаконском сане он проявил себя активным защитником православия. АЛЕКСАНДР I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император, на императорском престоле с 11.03.1801 г. Старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805–1807 гг. участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 гг. сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809). При Александре I к России были присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813–1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814–1815 гг. и организаторов Священного союза. АЛЕКСАНДР II (17.04.1818–1.03.1881) – российский император, на императорском престоле с. 18.02.1855. Сын императора Николая I и Александры Федоровны. Подписал в 1861 г. манифест об упразднении крепостного права и получил прозвание «Освободитель». Провел ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. На Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879:1880); убит народовольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Исходя из времени и обстоятельств создания можно высказать предположение об авторстве Д. в отношении сокращенной редакции Жития деспота св. Стефана Лазаревича, пространная редакция к-рого явилась одним из главных источников Русского Хронографа по визант. и серб. истории кон. XIV-XV вв. Памятник представлен только великорус. списками 1-й трети - 3-й четв. XVI в. (перечень см.: Куев, Петков. Събрани съчинения на Константин Костенечки. С. 320, 321, 323-324, 2, 4, 7; кроме того - РГБ. Ф. 113. Волок. 620. Л. 320 об.-408), старший из которых (РГБ. Ф. 304/I. 686) датируется не позднее рубежа 20-х и 30-х гг. XVI в. В текстологическом отношении сокращенная редакция восходит к старшему списку пространной редакции (Там же. Волок. 655), послужившему, по всей очевидности, непосредственным источником Хронографа. Редакция четырежды издавалась: А. Н. Муравьёвым (Жития святых: Месяц дек. СПб., 1856. С. 262-314, в переводе на рус. яз.), А. Н. Поповым в «Изборнике» (М., 1869. С. 92-130), П. Й. Шафариком (ГСУД. 1870. Кн. 28. С. 366-428), К. Куевым и Г. Петковым (Събрани съчинения на Константин Костенечки. С. 472-515). После поставления в февр. 1522 г. Московским митрополитом иосифо-волоколамского игум. Даниила Д. вместе с др. волоцким старцем, Ионой Головой (Пушечниковым), перешел в Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , настоятелем к-рого в 1520-1526 гг. являлся их единомышленник Герасим (Замыцкий) . Между февр. 1522 и 1526 г. Д. здесь близко познакомился с кн.-иноком Вассианом (Патрикеевым) ; последний на суде 1531 г. вспоминал, что Д., «старец великой, доброй», «у меня в кельи бывал многожды». До 1524 г. Д. мог также общаться в Симоновом мон-ре с прп. Максимом Греком , отношения с к-рым у него завязались в кон. 10-х - нач. 20-х гг., когда прп. Максим перевел для Д. статью из греч. лексикона Свида ( Плигузов. 2002. С. 167). В мае 1531 г. братья Топорковы не только поддержали на Соборе митр. Даниила против Вассиана (Патрикеева), но и наряду с Крутицким еп. Досифеем (Забелой) выступили в качестве главных свидетелей по этому делу. Д. обвинял Вассиана преимущественно в том, что при составлении своей редакции Кормчей книги Вассиан произвольно трактовал священные тексты (прежде всего Толковое Евангелие) и известие о Вселенском I Соборе , упоминаемом во «Временнике» Георгия Амартола. Д. составил для митр. Даниила список со своих выступлений на Соборе «слово в слово».

http://pravenc.ru/text/180347.html

307 . Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. 308 . Книга степенная царского родословия, содержащая историю российскую с начала оныя до времен государя царя и великого князя Иоанна Васильевича/Сочинена трудами митр. Киприана и митр. Макария; Напечатана под смотрением Герарда Фридерика Миллера. М., 1775. 2ч. 309 . Кормчая книга. 2 ч. 310 . Кормчая книга напечатана при царе Алексее Михайловиче (Номоканон печатный). М., 1650. 311 . Коцебу А. Ф. Свидригайло, великий князь литовский, или Дополнение к историям литовской, российской, польской и прусской. СПб., 1835. 312 . Куприянов И. К. Обозрение пергаменных рукописей Новгородской Софийской библиотеки/Изв. ОРЯС. СПб., 1858. Т. 6. Отд. В. С. 34–66, 276–320. 313 . Летописец русской от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича/Изд. Н. Львов. СПб., 1792. 5 ч. 314 . Летописец, содержащий в себе российскую историю от 6360852 до 71061598 г. (Архангелогородский летописец). М., 1781. 315 . (Л(инденблатт) П. П.). Описание Киево-Софийского кафедрального собора Рукопись. Изд. Киев, 1882. 316 . Литва в отношении к России и Польше/Вестник Юго-Западной и Западной России/Изд. К. Говорский. 1862. Т. 1. Отд. 2. Кн. 1–3. С. 1–16, 17–32, 114–135; Т. 2. Отд. 2. Кн. 4–6. С. 177–189, 203–219, 241–260. 317 . Макарий. архивп. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии II Зап. имп. Археолог, общества. СПб., 1857. Т. 10. С. 1– 514. 318 . Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. СПб., 1857– 1866. Т. 1–4. 319 . Макарий (Булгаков) , митр. О Григории Цамблаке, митрополите Киевском, как писателе/Изв. ОРЯС. 1858. Т. 6. Отд. В. С. 98–153. 320 . Макарий (Булгаков) , митр. О первоначальном составе славянской Кормчей книги/Христианское чтение. 1851. Ч. 1. С. 535–560. 321 . Макарий (Булгаков) , митр. О сочинениях митрополита Киевского Кирилла II /Изв. ОРЯС. 18591860. Т. 8. Отд. В. С. 161–185. 322 . Макарий (Булгаков) , митр. Святой Кирилл, епископ Туровский /Там же. 1856. Т. 5. Отд. 4. С. 225–263.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010