1 Вероятно, сломанная в 20-е годы XX века годы домовая архиерейская церковь Спаса Нерукотворенного на Никольской улице в Московском Богоявленском монастыре, управляющим которого был епископ Трифон (Туркестанов). 2 Община сестер милосердия «Утоли моя печали», основанная в 1868 году княгиней Н.Б.Шаховской, находилась в Лефортове напротив храма святых апостолов Петра и Павла. 3 Иверская община была основана в 1894 году, находилась на Большой Полянке. 4 Боевская богадельня, построенная в 1894 году на пожертвования московского купца Н.И.Боева, находилась на Стромынке. 5 Разрушенная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе в Кремле, где находилась чудотворная икона Нечаянной Радости. 6 Успенский скит Санкт-Петербургского Иоанновского женского монастыря в селе Ваулове, учрежденный в 1903 году. 7 Здесь: прибывшая из Ярославля охрана от иоаннитов. 8 Вероятно, Михаил Петров, признаваемый иоаннитами за святого Архангела Михаила. 9 Живой колос с духовной нивы о.Иоанна Кронштадтского. Пг., 1918. 2-е изд. С.2—3. 10 Живой колос с духовной нивы о.Иоанна Кронштадтского. Пг., 1918. 2-е изд. С.9. 11 Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). М., 1894. С.20. 12 Василиско-Златоустовский монастырь находился в двенадцати верстах от города Сухуми, на месте древнего города Команы, где в 407 году преставился святитель Иоанн Златоуст. 13 От смерти к жизни. СПб., 1904. С.36. 14 Созерцательное подвижничество. СПб., 1907. С.88. 15 Описание книг в очерке Владыки Арсения уточнено и дополнено. 16 Кроме перечисленного, в течение жизни отца Иоанна много печаталось о его деятельности в газетах и журналах. — Примеч. авт. 17 Подворье Воронцовского Благовещенского монастыря находилось в Петербурге на Очаковской улице. 18 Архимандрит Кирилл (Наумов), впоследствии епископ Мелитопольский (†1866). 19 Епископ Винницкий Макарий (Булгаков), впоследствии митрополит Московский (†1882) 20 Архимандрит Иоанн (Соколов), впоследствии епископ Смоленский (†18б9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2743...

Анатолий (Станкевич Александр Андреевич), еп.Калужский и Боровский Родился в 1821 году в семье священника Минской епархии. В 1843 окончил Литовскую духовную семинарию. 2 апр.1844 г. рукоположен во священника, овдовев, 5 дек.1848 года пострижен в монашество. В этом же году поступил в СПБ духовную академию, которую в 1853 году окончил со степенью магистра богословия и назначен инспектором Минской духовной семинарии. 6 янв.1856 возведен в сан игумена. 5 авг.1860 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полоцкой семинарии. С 4 апр.1661 – настоятель Витебского Маркова монастыря. С 13 марта 1867 – настоятель Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря и с 1868 года смотритель Новгород-Северского духовного училища. С 29 апр.1876 – преподаватель Симбирской духовной семинарии. С 9 янв.1879 – настоятель посольской церкви в Афинах. 25 мая 1886 хиротонисан во епископа Балтского, вик.Подольской епархии. С 24 апр.1887 – епископ Острогожский, вик.Воронежской епархии. С 12 июля 1890 – епископ Уманский, вик.Киевской епархии. С 29 сентября 1892 – епископ Калужский и Боровский. 29 янв.1894 уволен от управления епархией и назначен членом Московской Синодальной Консистории и настоятелем Заиконо-спасского монастыря. В 1898 20 дек.уволен от управления монастырем. Скончался 23 янв.1903 года на покое в Московском Новоспасском монастыре, но погребен не в Москве и поэтому в Московском Некрополе m.I.cmp.34 не значится вовсе. В Афинах проявил особенную деятельность. Устроил при посольской церкви училище для русских детей и образовал при Посольской миссии ученый ареопаг из русских и греков. Пользовался любовью и уважением за благолепное служение в церкви, за трогательное чтение Евангелия (особенно в Страстную Неделю), за поучительные и разумные проповеди, которые он говорил всегда наизусть. Отличался широкой гуманностью и сердечной добротой. Пожертвовал две древнейшие пергаментные эфиопские рукописи в СПБ Духовную Академию. Труды : «Слово, сказанное в неделю о Закхее». «Гроднен.Епарх.Вед.» 1904·, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гавриил (Голосов Григорий), еп. Омский и Семипалатинский Родился 6 января 1839 года. Сын псаломщика Ярославской епархии, с. Кулачева. Окончил Ярославскую духовную семинарию. В 1863 году поступил в СПБ духовную академию. 7 февр.1864 г. пострижен в монашество и 25 марта рукоположен во иеродиакона. В 1867 году окончил академию. 19 июня в том же году рукоположен во иеромонаха и 26 окт. назначен преподавателем Уфимской духовной семинарии. 1868 г. – преподаватель Тверской духовной семинарии. 15 апр.1869 г. – помощник инспектора той же семинарии. 5 сент.1872 г. удостоен степени кандидата богословия. 17 янв.1882 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тверского Успенского Желтикова монастыря. 14 дек.1886 г. хиротонисан во епископа Старицкого, вик. Тверской епархии. С 4 окт.1897 г. – епископ Велико-Устюжский, вик. Вологодской епархии. С 12 авг.1904 г. – епископ Прилукский, Полтавской епархии. С 9 дек.1905 г. – епископ Омский и Семипалатинский. С 1909 г. – почетный член СПБ духовной академии. С 18 февр.1911 г. уволен на покой с местопребыванием на правах настоятеля в Арзамасском Спасо-Преображенском монастыре Нижегородской епархии. С 26 апр. того же года проживал в Калязинском монастыре Тверской епархии. С 21 сент.1911 года – управляющий Николаевской пустынью той же епархии. 22 ноября перемещен управляющим Желтиковским Успенским монастырем. 1916 год – настоятель того же монастыря. Скончался в конце 1916 года в Желтиковском монастыре и погребен под колокольней монастыря. Духовный писатель и проповедник. Труды: Руководство по Литургике или наука о православном богослужении применительно к программе, изданной учебным комитетом для учеников духовных семинарий. Тверь, 1886 г. Православное нравственное богословие, составленное применительно к программе семинарского курса. Изд. Ι-e, Тверь, 1885. Изд. 2-е, Тверь, 1891. Собрание слов, речей и других статей. T.I, Вел.Устюг, 1900. Собрание слов, речей и других статей. m.II, Омск, 1910. Обращение к духовенству Омской епархии и обращение к патриотам земли русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гедеон I, епископ Смоленский и Дорогобужский (Вишневский) Родился на Украине в дворянской семье. Обучался в Киевской духовной академии до философского класса, затем уехал за границу и учился в Вильне, Ковне и Львове, где от иезуитов получил степень доктора философии. Вернувшись на родину, был учителем риторики и пиитики в Киевской духовной академии. В 1712 году преподавал риторику в частном доме. С 1714 года – преподаватель философии в Московской духовной академии. С 1718 года – префект академии. В 1723 году назначен ректором Московской духовной академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. 19 июня 1723 года хиротонисан во епископа Смоленского. В Смоленске он открыл духовную семинарию. Скончался 2 февраля 1761 года. Погребен в Смоленском Успенском соборе. Жизнь преосвященного Гедеона ознаменовалась борьбой и полемикой с архиепископом Феофаном (Прокоповичем) , которая чуть не привела к гибели Гедеона. Архиепископ Феофан (Прокопович) , в царствование императрицы Анны Иоанновны будучи вершителем церковных дел, сумел низложить всех своих противников. Он предложил и епископу Гедеону оставить епархию, но получил смелый ответ: «Пою Богу моему дóндеже есмь». Преосвященный Гедеон отличался энергией, справедливостью и стойкостью в защите интересов духовенства, хотя был очень строг и взыскателен как к духовенству, так и к пастве. За пьянство он наказывал плетьми. Епископ Гедеон был хороший администратор. Он заботился об обучении детей и строил новые школы в разных городах своей епархии. При строгости келейной жизни преосвященный Гедеон имел обыкновение во внешности показывать свое превосходство и важность. Архиепископ Тверской и Кашинский Феофилакт (Лопатинский), не менее авторитетный, чем архиепископ Феофан (Прокопович) , в оценке богословской учености признавал преосвященного Гедеона «совершенным философом и богословом». Литература: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 33–43, 705. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 1102–1103.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ианнуарий, епископ Балтский (Попов [Вознесенский] Иван Иванович) Родился в 1823 году в селе Михайловском Белгородского уезда Курской губернии в семье пономаря. Образование получил в Курской духовной семинарии и в Киевской духовной академии. 11 октября 1849 года по окончании курса академии пострижен в монашество; 7 ноября того же года рукоположен во иеродиакона, а 14 ноября – во иеромонаха. Определен учителем Киевской духовной семинарии. В 1852 году помещен в Подольскую духовную семинарию помощником ректора и учителем по классу богословских наук. 9 июля того же года удостоен степени магистра (за выслугу лет). 29 октября 1856 года назначен инспектором Подольской духовной семинарии. С 1857 года – строитель Свято-Троицкого монастыря Подольской епархии. 27 июля 1860 года возведен в сан архимандрита. 4 октября 1862 года определен ректором Астраханской духовной семинарии и настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря Астраханской епархии. 8 апреля 1868 года назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Ляданского Благовещенского монастыря. 5 июня 1877 года хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии. С 17 февраля 1879 года – епископ Балтский, викарий Подольской епархии. Скончался 5 сентября 1883 года в г. Каменце. Характерной особенностью преосвященного Ианнуария была любовь к благотворению. Он часто оказывал помощь бедным студентам, им учреждены две стипендии. Епископ Ианнуарий состоял членом многих благотворительных обществ и братств, был почетным членом Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. В Каменце он пожертвовал крупный капитал на устройство приюта при Иоанно-Предтеченском братстве. Преосвященный Ианнуарий отличался кротким нравом и добродушием. Как настоятель монастырей, он заботился о внешнем и внутреннем их благоустройстве. Труды: Собрание проповедей архимандрита Ианнуария. – СПб., 1875 и 1877. Собрание речей, слов и бесед. – СПб. и Каменец-Подольск, 1878, 1879. Литература: Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время 1839–1889гг. – М., 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА (не позднее 1055/60 - 3.11. 1112, Киев), прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.), дочь переяславского (впосл. киевского) кн. Всеволода Ярославича , вероятно от первого брака (в летописях упоминается под именем Янка (Янька), является ли это имя уменьшительной формой имени Анна или Иоанна или же самостоятельным именем языческого происхождения, с определенностью сказать трудно). В 1086 г. Всеволод заложил в Киеве ц. св. ап. Андрея и основал при ней жен. мон-рь (Андреевский «Янчин»), в к-ром тогда же по пострижении А. стала первой настоятельницей. Сведения об устроении при мон-ре девичьей школы есть только у В. Н. Татищева . А. принимала участие в церковно-политической деятельности своего отца: в 1089-1090 гг. она возглавила посольство в К-поль за новым митр. Иоанном III . Похоронена в Андреевской ц. мон-ря. Время канонизации неизвестно. Без указания дня памяти в сер. 50-х гг. XVII в. ее имя включил в свой Месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобная мати Анна, имянуема Янка, дщи бысть великаго князя Всеволода Ярославича, внучка ж греческаго царя Констянтина, пострижеся, девою сущи, и монастырь устрои, и множ черноризницы совокупив, отиде к Богу в добром устроении» (РГБ. МДА. 201. Л. 330 об.). Дни памяти А. отмечены в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) - 3 нояб. и в «Описании о российских святых» кон. XVII-XVIII вв.- 18 мая. Упомянута как инокиня в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 170 об.) под 16 июня. Ист.: ПСРЛ. Л., 1926-19282. Т. 1. Стб. 208, 289; СПб., 19082. Т. 2. Стб. 197, 200, 273; Татищев В. Н. История российская. М., 1963. Т. 2. С. 95; Описание о российских святых. С. 9. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41, Прил. С. I; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 149, 343; Васильевский В. Г. Два письма византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу// он же. Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 1. С. 3-55; Kaz hdan A. Rus " -Byzantine Princely Marriages in the Eleventh and Twelfth Centuries//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. Р. 418-419; Назаренко А. В. [Рец.]//ОИ. 1992. 4. С. 205; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 52.

http://pravenc.ru/text/115552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), сподвижник прп. Иосифа Волоцкого (Г. Ч. называл себя учеником преподобного), профессиональный книгописец. Упоминается в посланиях прп. Иосифа Волоцкого и во всех редакциях Жития прп. Иосифа. Г. Ч., несомненно, был опытным иноком уже в 70-х гг. XV в., когда он жил в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре . В 1477 г., во время конфликта игумена мон-ря прп. Иосифа Волоцкого с вел. кн. Иоанном III Васильевичем (по поздней редакции Жития прп. Иосифа, с братией Пафнутиева мон-ря из-за введения преподобным общежительного устава), Г. Ч. был в числе 7 иноков, поддержавших игумена, в 1477-1478 гг. сопровождал прп. Иосифа в паломничестве по севернорус. (преимущественно общежительным) обителям, называя себя его старцем. Вместе они посетили Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы , Саввин близ Твери, Макариев калязинский во имя Св. Троицы и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ри. В 1479 г., когда прп. Иосиф окончательно покинул Пафнутиев мон-рь, Г. Ч. последовал за ним в числе ближайших сподвижников и поселился при Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Г. Ч. вел строгую постническую жизнь вне стен обители, не занимаясь адм. и хозяйственной деятельностью, его имя не фигурирует в монастырских актах. Тем не менее на авторитет, к-рым Г. Ч. пользовался в обители, указывает то обстоятельство, что именно его прп. Иосиф направил между 1504 и 1506 гг. к волоцкому кн. Федору Борисовичу, чтобы напомнить ему о возврате долга мон-рю в 100 р. (миссия была неудачной, скупой князь грозился избить старца кнутом, «а денег не дал» - ВМЧ. Сент. Дни 1-13. СПб., 1868. Стб. 475; Послания Иосифа Волоцкого. С. 210). Игум. Евфимий (Турков) называет Г. Ч. в одной из своих приписок «начальником» и «учителем» наряду с прп. Иосифом и старцами Кассианом Босым и Ионой Головой (Там же. С. 109; КЦДР. С. 7). На особый характер отношений Г. Ч. и прп. Иосифа косвенно указывают их совместные занятия книгописанием. Описи Иосифова мон-ря XVI в. упоминают «Евангелие в десть, половина Осифово писмо, а другая Герасима Черного» (КЦДР. С. 24, 43; Клосс. С. 161). По мнению Т. И. Шабловой, наряду с прп. Иосифом Г. Ч. мог быть причастен к созданию и установлению поминальной практики в Волоколамском мон-ре. На это указывает упоминание в монастырской описи 1545 г. игуменского Служебника, «писмо Герасима Чернаго, и кормы в нем писаны» (Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). СПб., 2004. С. 90. Примеч. 6).

http://pravenc.ru/text/164639.html

Никодим, епископ Переяславский и Бориспольский (Скребницкий) Родился в конце XVII века на Украине. Образование получил в Киевской духовной академии, затем в Московской Заиконоспасской. По принятии монашества в конце 1720 года назначен настоятелем Белгородского Николаевского монастыря и судьей духовных дел при Белгородской кафедре. В июле 1731 года переведен настоятелем Снетогорского Рождества Богородицы монастыря (близ Пскова). С января 1734 года – член Санкт-Петербургского духовного правления и настоятель Костромского Ипатьевского Троицкого монастыря. В феврале 1736 года перемещен настоятелем Московского Новоспасского Спасо-Преображенского монастыря. С 20 июля 1736 года – член Святейшего Синода. 6 декабря 1738 года хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород Северского. 29 мая 1740 года определен на Тобольскую кафедру с возведением в сан митрополита, но не поехал и временно остался без епархии в сане епископа. 1 сентября 1742 года стал первым епископом новоучрежденной Санкт-Петербургской епархии и управляющим Александро-Невским монастырем. Со 2 февраля 1745 года – епископ Переяславский и Бориспольский. Скончался 12 июня 1751 года. Погребен в Переяславле в монастыре. В Переяславле епископ Никодим проявлял особую заботу о духовном образовании, энергично искоренял суеверия. Преосвященный Никодим – архипастырь строгий, властный, решительный, порою резкий и несдержанный. Перед кончиной сам роздал все свое имущество без остатка «на поминовение» и донес об этом в Святейший Синод. Литература: Опатович С. И., протоиерей. История Санкт-Петербургской епархии с учреждения единоличной епископской кафедры//Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб., 1869–1885. – Т. 5. – С. 1, 123, 124. Полиевкт. архимандрит. Сведения о Полтавско-Переяславской епархии и ее архипастырях. – Полтава, 1868. Пархоменко В. Очерк истории Переяславско-Борисопольской епархии, 1733–1785 гг. – 2-е изд. – Полтава, 1910. – С. 41–42. Страдомский А., протоиерей. Никодим Скребницкий, первый епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский. – СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Николай, епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии (Заркевич Иван Григорьевич) Родился в 1827 году в семье священника Могилевской губернии. Первоначально учился в Могилевской, затем в Санкт-Петербургской духовных семинариях. В 1847 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил 23 июня 1851 года со степенью кандидата богословия. 16 сентября 1851 года рукоположен во священника к Спасобогаринской церкви в Санкт-Петербурге. С 1856 года – законоучитель школы кантонистов. В том же году получил степень магистра. В 1867 году возведен в сан протоиерея. С 1868 года – законоучитель в пиротехническом артиллерийском училище. В 1869 году определен законоучителем и священником Павловского военного училища. С 1872 года – директор Санкт-Петербургского тюремного комитета и член особого попечительства о тюрьмах. С 1881 года вел публичные чтения богословского содержания. 5 мая 1884 года, овдовев, принял монашество. В том же году 6 мая возведен в сан архимандрита. 10 июня 1884 года хиротонисан во епископа Новомиргородского, викария Херсонской епархии. Скончался 7 июня 1885 года. Самоотверженная любовь к ближнему, редкая отзывчивость любвеобильного сердца его на всякую нужду другого человека, труженническая, нравственно чистая жизнь – отличительные черты его характера. Преосвященный Николай был всесторонне образованным человеком, известен и как замечательный литературный деятель. С 1867 по 1880 год он издавал сборник под заглавием «Материализм, наука и христианство», много сотрудничал в журнале «Дух христианина» (с 1861 по 1866 годы), участвовал в издании книги А. Л. Савицкого «Опыт естественного богословия». Епископ Николай опубликовал ряд своих сочинений, чем приобрел большую популярность. Ему пророчили блестящую будущность. Но скоропостижная смерть разрушила все предсказания. Он скончался на пароходе во время поездки в Симферополь для временного управления епархией. Труды: Современный материализм пред судом разума. – СПб., 1866. Материализм, наука и христианство. Сборник сочинений современных писателей: в 19 вып. (1, 3 и 5 выпуски изданы дважды). – СПб., 1867– 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Горнешно. Церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1896. Адрес: Новгородская обл., Маловишерский р-н, деревня Горнешно Координаты: 58.968901, 32.013675 Проезд:По дороге на Малую Вишеру от трассы СПб-Москва, поворот налево на Гряды, в Грядах перед ж.д. правее и через железнодорожный мост и опять правее, далее до Горнешно дорога тупиковая (грунтовка). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Если из Гряд в Горнешно идти напрямую – тропкой, то через километра полтора под ногами захлюпает болотная вода – дальше приходится идти по деревянным лавинкам. Еще немного и открывается туманно серый блик Горнешненского озера. На другом берегу брезжат какие то деревенские постройки – само Горнешно. Церковь открывается неожиданно: по пологому берегу протянулся изреженный временами ряд домов, а посреди деревни на сельском кладбище между лип возвышается Горнешненская церковь. Строительство ее датируется концом прошлого века. В деревне до 1917 года было 2 церкви: церковь Спаса (старая, деревянная) и церковь Рождества Христова (новая, каменная), которая сохранилась до наших дней. Церковь Рождества Христова была построена на средства двух местных купцов Александра Павловича Селина и Петра Лаврентьевича Мануйлова. По рассказам, эти люди были очень добрыми, помогали покупать инвентарь, животных для хозяйства. После смерти купцов, по их завещанию, все долги односельчанам, бедным людям были прощены. Александр Павлович Селин скончался 5 февраля 1906 года, 47 лет от рождения. П.Л. Мануйлов скончался 31 июля 1902 года, когда ему было 74 года. После смерти их тела погребли рядом с входом в храм: одного по одну сторону, другого – по вторую. И по сей день, возвышаются памятники основателям церкви с надгробными надписями. Из надгробий, найденных на кладбище, можно установить приблизительную хронологию служителей церкви. Протоиерей Семен Белевский – служил при церкви села Горнешно 41 год, умер на 62 году 22 июня 1868 года. Иерей Петр Сергеевич Зверев – служил при церкви 10 лет, умер на 35 году от роду, 19 марта 1878 года. Священник – Николай Богословский, умер 3 октября 1906 года, когда ему было 65 лет. Священник Николай Тодорский – умер 15 ноября 1908 года, когда ему было 26 лет. Последним священником церкви Рождества Христова был Михаил Богословский.

http://sobory.ru/article/?object=13314

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010