IV. К биографии А. П. Волынского В прекрасной биографии Волынского, печатаемой в «Древней и Новой России», и вставленной почтенным профессором Д. А. Корсаковым с той тщательностью, какой заслуживает столь замечательная личность, мы заметили один, по нашему мнению, довольно важный пробел, который позволяем себе пополнить. Мы имеем в виду историю губернаторства Волынского в Астрахани, уже законченную почтенным биографом в напечатанных доселе главах и в частности отношения Волынского к местным церковным делам. Мы совершенно согласны с Д. А. Корсаковым, что губернаторство Волынского в Астрахани, заслоненное позднейшими, более крупными событиями его жизни, относится к числу невыясненных сторон его деятельности, и что из эпохи астраханской жизни Волынского особенно важны документальные подробности, которые дают материал для более близкого знакомства со служебной деятельностью Волынского. Предлагаемые ниже именно такого рода документальные сведения по этому предмету мы извлекаем из небывших у автора биографии в руках данных архива Св. Синода, отчасти известных и по печатным изданиям, которыми также не воспользовался Д. А. Корсаков, именно – по «Описанию документов и дел архива Св. Синода (Спб., 1868 г.), т. и «Полному собранию постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи», т. II (Спб., 1872 г.). Прежде прибытия в Астрахань, на пути к месту своего нового служения, Волынский имел случай заявить свою заботливость об интересах православия. В 1715 году подчиненными России калмыками из владения некоего Батыря-Доржи взят был в плен на Кубани молодой татарин, по имени Асан. Пленник – из дела не видно, почему на него обращено было особенное внимание – был привезен в Саратов и отдан в приказную избу под караул, где и пробыл до 1721 года, до приезда в Саратов Волынского. По прибытии Артемия Петровича в этот город, Асан нашел случай представиться ему и подал ему прошение, в котором изъявлял свое желание принять православную веру и креститься. Волынский приказал немедленно освободить его из заключения и отдать для предварительного обучения христианству саратовскому протопопу Алексею, причем Асану дано было и христианское имя – Александр. Затем из Саратова Волынский отправил Асана, вместе с другим калмыком, по имени Шарги, также изъявившим желание креститься, в Москву, куда намерен был и сам отправиться. Но Асан с товарищем прожили целых четыре недели в доме Волынского, пользуясь здесь, с его разрешения не только квартирой, но и столом и всем продовольствием, и однако не дождались своего благодетеля: Волынский изменил свое намерение побывать в Москве прежде окончательного отъезда в Астрахань и из Саратова отправился прямо к месту своего нового служения 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕСИПОВ Есипов Григорий Васильевич (24.09.1812, Тула - 11.04.1899, С.-Петербург), историк. Из дворян Саратовской губ. Образование получил в пансионе при С.-Петербургском ун-те, после окончания к-рого с янв. 1831 г. служил канцелярским чиновником, затем помощником старшего цензора в Комитете иностранной цензуры. 2 июня 1834 г. произведен в титулярные советники, 9 июня 1836 г.- в коллежские асессоры. 27 янв. 1838 г. определен производителем дел в ученый комитет Мин-ва гос. имуществ, являлся помощником правителя дел в комитете, затем правителем дел. 10 янв. 1844 г. произведен в коллежские советники, исполнял должности начальника временного управления землями Симбирской губ. и старшего члена Межевой конторы, 26 июля 1847 г. произведен в статские советники. С 16 окт. 1848 по 14 янв. 1851 г. являлся председателем Казанской (затем Рязанской) палаты Гражданского суда. В 1852-1856 гг. чиновник особых поручений при председателе С.-Петербургского опекунского совета, в 1856-1864 гг. управляющий делами опеки по вверенным вел. кнг. Марии Николаевне благотворительным заведениям, 17 апр. 1857 г. произведен в действительные статские советники. В 1864 г. причислен к Мин-ву имп. двора, 4 июля 1882 г. назначен зав. общим архивом (в Москве и С.-Петербурге) мин-ва, был одним из создателей архива. Заслуги Е. отмечены орденами св. Анны 2-й (1855) и 1-й (1887) степени, св. Станислава 1-й степени (1868). Е. погребен в Москве на Ваганьковском кладбище. Лит. деятельность Е. началась с перевода (совм. с Мухановым) романа В. Гюго «Ганс Исландец» (СПб., 1833). В 1836 г. вместе с Д. Н. Толстым и М. А. Языковым издал «Сочинения» кн. А. Д. Кантемира. В 50-х гг. начал изучать исторические документы в архивах, гл. обр. по истории раскола (см. Старообрядчество ) и по эпохе Петра I. Наряду с С. М. Соловьёвым Е. стал 1-м исследователем, получившим доступ к материалам секретного отд-ния Московского архива старых дел (в т. ч. к документам Преображенского приказа, Тайной канцелярии, «делам с известным титулом»). Стимулировал начало описания документов секретного отд-ния, руководил описанием дел Сыскного приказа на 1-м этапе. Подготовил и опубликовал ряд документов, имевших общественный резонанс: «Собрание документов по делу царевича Алексея Петровича» (М., 1861), «Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии» (СПб., 1861-1863. 2 т.).

http://pravenc.ru/text/190247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ Богословская дисциплина, задачей к-рой является анализ фундаментальных положений христ. вероучения с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и др. общепризнанных норм и критериев. Как самостоятельная дисциплина возникла в сер. XIX в. в католич. богословской науке. Название «основное богословие» является калькой с нем. слова Fundamentaltheologie. Первое сочинение с таким подзаголовком «Leitfaden für Vorlesungen über die allgemeine Einleitung in die theologische Wissenschaft und die Theorie der Religion und Offenbarung als erster Teil der Fundamental-Theologie» (Руководство для лекций по всеобщему введению в теологическую науку и теорию религии и откровения как первая часть фундаментальной теологии) было опубликовано в Праге в 1859 г. Й. Н. Эрлихом, к-рый в 1856 г. занял кафедру О. б. в Пражском ун-те. В 1856 г. была образована 1-я кафедра основного и обличительного богословия в рус. духовных школах, в КазДА ( Знаменский П. В. История Казанской ДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870). Каз., 1892. Вып. 2. Ч. 1. С. 250). Произошло это, вероятно, благодаря архиеп. Григорию (Постникову), в то время архиепископу Казанскому и Свияжскому, уделявшему большое внимание развитию апологетической и миссионерской деятельности. Согласно новому уставу духовных академий 1869 г., О. б. стало обязательным предметом для всех академий наряду с догматическим богословием (Объяснительная записка к проекту устава духовных академий. СПб., 1868). В уставе 1884 г. О. б. было заменено дисциплиной «Введение в круг богословских наук», к-рая знакомила студентов с основной лит-рой, методологией богословских дисциплин, определяла место каждой из них в «общем строе академического образования» (Объяснительная записка к проекту изменений в уставе православных духовных академий. СПб., 1883. С. 18). Как следует из объяснительной записки к проекту устава 1909 г., эти задачи оказались трудновыполнимыми на практике. Кроме того, авторы проекта нового устава отмечали, что ввиду «крайнего развития атеистических и рационалистических учений» назрела необходимость вернуть в учебный план О. б. (Устав православных духовных академий, высочайше утвержденный 2 апр. 1910 г. Серг. П., 1910. С. 63). В результате в уставе 1910 г. О. б. было возвращено в учебные планы духовных академий и преподавалось вплоть до их закрытия в революционные годы. После возрождения духовных школ в СССР, в 40-х гг. XX в., было восстановлено и преподавание О. б.

http://pravenc.ru/text/2581633.html

Часть I. Писцовая книга Водской пятины, 1500 г. Новгородская Писцовая Книга Водской пятины 1500 г. на 7-м листе рукописи имеет такое заглавие: «Книги Воцкие пятины писма Дмитрея Васильевича Китаева да Никиты губы Семенова сына Моклокова, лета семь тысяч осмого. А в них писаны пригороды и волости и ряды и погосты и села и деревни Великого Князя и за бояры и за детми за боярскими и за служилыми людми за помещики и своеземцовы и купецкие деревни и владычни и монастырские деревни в сохи по новгородскому. А в сохе по три обжы. А на пригороды, на посады и на великого князя волости и на села и на деревни кладен великого князя оброк рубли и полтинами и гривнами, и денгами новгородскими в новгородское число». Настоящая Писцовая Книга – одна из самых древних, дошедших до нашего времени Писцовых Книг (7008–1500). Первая половина ее, содержащая описание погостов в уездах Новгородском (I–493 столбцы), Копорском (494–879), Ямском (879–957) и описание городов Копорья (494), Ямы (879–885) и Ладоги (957–960) издана Спб. Археографической Комиссией в 1868 г. в III томе Новгородских Писцовых Книг. Вторая же половина ее появилась в печати еще в 1851 и 1852 г. г. во Временнике Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских в книжках 11 и 12, под заглавием «Переписная Окладная Книга по Новугороду Вотьской пятины 7008 года (2-я половина)» и заключает в себе в 1-й кн. на стр. 1–110 описание погостов Ладожского уезда, на 111–115 стр. описание г. Орешка, на 115–464 стр. описание погостов Ореховского уезда; в кн. 12-й – на стр. 1–188 описание г. Корелы и погостов Корельского уезда. Оригинал – рукопись – первой части хранится в Московском Архиве Министерства Иностранных Дел (по Новгороду 3, часть 1); вторая же часть рукописи, принадлежащая тому же Архиву, в 1859 году была Архивом препровождена в Спб. Археографическую Комиссию, откуда рукопись обратно не поступала, вероятно потому, что Комиссией утеряна. Рукопись в восьмую долю листа; писана скорописью; два почерка в ней несомненны; но можно их различать и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание архиепископа Геннадия Новгородского епископу Прохору Сарскому. 1487 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Геннадия Прохору Сарскому» представляет собой первую из грамот, посланных новгородским владыкой в связи с поднятым им в 1487—1488 гг. делом о новгородских еретиках. Как отметил уже И. Хрущов, «Послание» это было написано еще до вынесения Иваном III решения по делу о попах-иконоборцах (февраль 1488 г.) и до отправления самим Геннадием послания Нифонту Суздальскому (январь 1488 г.). (См. И. Хрущов. Исследования о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868, стр. XVIII и XXII. См. РИБ, т. VI, стлб. 754—760; ср. ниже, стр. 312.) «Послание Геннадия Прохору» полностью еще не издавалось. Отдельные выдержки его были приведены И. Хрущевым в описании «Источников» к его книге «Исследования о сочинениях Иосифа Санина» (стр. XVI—XVIII). «Послание» дошло до нас в следующих списках: 1) ГПБ, Q.XVII. 64 (из собрания Ф.Толстого, отд. II, 68); 4°; сер. XVI в. (на первых листах скрепа Нифонта Кормилицына, бывшего архимандритом Новоспасским в 1543—1554 гг.).Сборник. Л. 317 об. — «Послание Прохору Сарскому». Подробное описание— в «Обстоятельном описании славяно-российских рукописей Ф. А. Толстого»-К. Калайдовича и П. Строева (М., 1825, стр. 256) и у И. Хрущова (ук. соч.,. стр. XII—XIX); 2) БИЛ, Муз. 3271; 4°; кон. XV в. См. об этом сборнике ниже, стр. 386—388 и 388—390. Из «Послания Прохору» здесь сохранилась только часть (лл. 6—7 об.). 3) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. Сборник (см. о нем в археографических введениях к памятникам 1—6). Л. 182 об. — «Послание Прохору». 4) ЦГАДА, собр. Мазурина (ф. 196), 1054; 8°; сер. XVI в. Сборник. Л. 88 об.— «Послание Прохору Сарскому» (внутри текста послания пропуск).

http://sedmitza.ru/lib/text/433574/

Великие минеи четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием 666 (Издание Археографической комиссии. Т. I (Сентябрь, дни 1–13) In 4. СПб., 1868). Изучение нашего прошлого имеет за собой одно чрезвычайно драгоценное условие, которое может оказать на нею плодотворное влияние, если только уметь им пользоваться. Важнейшие умственные и общественные движения, которые переживали мы в разные времена своей истории, важнейшие интересы, волновавшие наших близких и далеких предков, – не успели скрыться и замереть под почвой, наносимой новыми движениями и интересами, а живут и действуют поныне воочию наблюдателя и могут быть изучаемы не по одним мертвым памятникам, но и по живым остаткам, уцелевшим в разных углах нашего отечества, в разных слоях нашего общества Историческая почва, по которой мы ходим, не покоится над рядом разновременных и разнородных пластов, вскрываемых только заступом историка: большею частью эти пласты остаются еще открытыми, вспахиваются и засеваются. Возьмем нашу литературу в ее широком историческом объеме и связанные с нею умственные интересы. Все ступени, пройденные русским сознанием от доверчивой песни про богатыря до научной переборки всей отечественной истории, или от страха перед силой, обитающей в соседнем лесу, до вопроса, занимающего все человечество, – все широты, отделяющие эти полюсы развития, так же мирно и одновременно присутствуют в нашем обществе, как параллели на глобусе. Словом, вопрос, что читается на Руси, удобнее выразить другим вопросом; чего не читается здесь из всего когда-либо читавшегося на Руси, и все то от житий святых до Бовы-королевича и до Ж. Занд не только читается, но и определяет собою степень развития, склад понятий, миросозерцания читающего круга Изучить в статистическом разрезе все умственные слои, представляемые нашим обществом, значит пройти не один век русской умственной жизни. Наука не может не дорожить таким благоприятным условием, какое предоставляет ей само общество; но она не должна и оставаться в долгу перед обществом, дающим ей это условие. На нее возлагается некоторая нравственная обязанность – иметь в виду не одни верхи развития, но спускаться вниманием и в другие слои его, подавать руку их умственным потребностям» Такая обязанность становится тем чувствительнее, что эти другие слои представляют не бесплодные окаменелости, а свежую почву, на которой можно сеять и жать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОТЛЯРЕВСКИЙ Александр Александрович (1837, посад Крюков близ г. Кременчуг Полтавской губ.- Пиза, Италия), славист, археолог, этнограф, педагог, профессор Дерптского (1868-1872), Киевского (с 1875) ун-тов, чл.-кор. АН. Отец историка Н. А. Котляревского, 1-го директора Пушкинского Дома в С.-Петербурге. Род К. происходил из дворян Полтавской губ. С 1846 по 1853 г. К. учился в Полтавской гимназии. С 1854 г. изучал древние языки, историю и лит-ру в Московском ун-те. Преподавателями К. были Ф. И. Буслаев , Т. Н. Грановский, П. М. Леонтьев и др. Научным руководителем стал О. М. Бодянский . На 2-м курсе К. предоставил работу «Древняя Малороссия в ее песнях: Опыт характеристики по памятникам народной словесности». Цельный взгляд на материал устной словесности заинтересовал декана историко-филологического фак-та С. П. Шевырёва. В рецензиях 1858 г. К. критиковал эклектику и схоластику 1-й книги О. Ф. Миллера «О нравственной стихии в поэзии на основании исторических данных» (СПб., 1858); хронологический подход учебника Шевырёва «История русской словесности» (М., 1846-1860). Автор учебника, по мнению К., не разграничил области духовной деятельности Др. Руси: церковную, политическую и литературную, вслед. чего большая половина книги Шевырёва оказывается бесполезной ( Котляревский. Соч. 1889. Т. 1. С. 205). В статье 1861 г. рецензент критиковал рутину учебника А. И. Линниченко «Курс истории поэзии» (К., 1860) и советовал различать предмет истории и теории лит-ры, не смешивая их (Там же. С. 454). В статье 1862 г. «Были ли малоруссы исконными обитателями Полянской земли или пришли из-за Карпат в XIV в.» (Там же. С. 624-637) К. критиковал взгляды историка М. П. Погодина, полагавшего, что малороссы появились в Юж. России лишь в XIV в. (Там же. С. 631). В доказательство К. привел следующие факты «исторической туземности»: летописную топонимику южнорус. городов, к-рая «всецело сохранилась у теперешних южноруссов», Житие «народных святых Бориса и Глеба», «дошедшее к нам в рукописи XII в.». «Тогда как в Великой Руси мы нигде не замечаем особенного народного значения этих святых, в Южной Руси (в Переяславле) им посвящен особый народный праздник; здесь они - в полном смысле - народные святые, стоящие в непосредственной связи с историческими воспоминаниями народа» (Там же. С. 635-637). В 1857 г. К. окончил ун-т со степенью действительного студента и начал преподавать в Александровском сиротском кадетском корпусе.

http://pravenc.ru/text/2458897.html

Московская Духовная Академия в 1854–58 гг. Из воспоминаний Ив. Кузьм. Смирнова Д. ст. сов. Иван Кузьмич Смирнов родился 17-го марта 1833 г. в селе Бережек, Юрьевского уезда, Владимирской губернии; учился в Владимирском духовном училище и семинарии, а затем в 1854–58 гг. в Московской Духовной Академии; служил преподавателем Томской духовной семинарии (1858–62 г.) и Томской гимназии (1862–68 гг.), директором Иркутской (1868–73 г.) и Томской (1874–80 г.) гимназии, старшим наблюдателем студентов С.-Петербургского Технологического института (1881–86 г.), и состоял до самой кончины причисленным к Министерству Народного Просвещения, участвуя в 1888–99 гг. в рассмотрении отчетов директоров и инспекторов народных училищ и учительских семинарий и был командирован в 1893 г., в Восточную Сибирь для обозрения народных училищ; скончался 24 февраля 1912 г. в С.-Петербурге и погребен в с. Покровском, что под Рогачевым, Клинского уезда, Московской губернии. И. К. Смирнов напечатал: «О церковном судопроизводстве в древней России» (Чтен. в Импер. Общ. Истор. и Древн., 1865, I; отдельным изданием Спб. 1874); «Отшельник Феодор» («Русск. Стар.» 1887); «Преосвященный Парфений Томский» («Русск. Паломн.», 1888); «Из поездки на Алтай» («Русск. Паломн.» 1889); «О состоянии образования в Енисейской и Иркутской губерниях» («Русск. Школа», 1898). Кроме того, он оставил рукописные воспоминания, писанные в несколько приемов; главная часть их посвящена службе его в Сибири и написана в 1885–88 гг.; позже написаны были отдельные, не связанные друг с другом, части и в их числе одна, 1897 года, о пребывании в Московской Духовной Академии, что здесь и печатается. Я. Смирнов. По окончании курса (в 1854 г.) во Владимирской духовной семинарии (хотя и первым или вторым студентом в третьем отделении), не был я послан в Московскую Духовную Академию на казенный счет: начальство предоставило эту честь беднейшим кандидатам (Нарбекову и Воскресенскому) 262 , а мне, как сыну благочинного, предложено ехать и поступить (с небольшим единовременным взносом нескольких десятков рублей на первоначальное обзаведение) в Московскую Академию так называемым «волонтером». Предстоял вступительный экзамен, и более строгий для волонтеров. Вместо отдыха в каникулы пришлось учиться, готовиться к этому экзамену.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый метод в Богословии Общественные идеалы не выдумываются и не навязываются, они слагаются сами собою, вырабатываясь постепенно исторической жизнью народа и передаются от одного поколения другому бесчисленными нитями живого предания. Ю. Ф. Самарин Полное собрание сочинений А. С. Хомякова. Том I. Москва. 1861. Том II. Сочинения Богословские. Прага. 1867. Полное собрание сочинений И. В. Киреевского. Москва. 1861. Характер протестантства и его историческое развитие. Архим. Хрисанфа. Спб. 1868. 1. Главная задача современного Богословия. Понятие о новом методе К числу наиболее знаменательных явлений последнего времени по всей справедливости должна быть отнесена та усиленная ажитация, какая происходит ныне в области религиозного сознания в инославном западном мире. Германский протестантизм, развивший свои начала до последних пределов, за которыми уже ничего не остается кроме всецелого безверия, не хочет, однако, переступить эти пределы и перестать быть христианством; договорившись до своего последнего слова, он, так сказать, остепенился и, в чувстве утомления, ищет для себя более устойчивой положительности и догматизма. 1 Скороспелые, самочинные, составленные на скорую руку по воле светской власти, и путающиеся в противоречиях символические построения Церкви англиканской, удовлетворявшие на первый раз раздраженному чувству новообразовавшихся полупротестантов, при спокойном обсуждении не выдерживают умеренной критики даже собственных последователей: религиозные партии в Англии видоизменяются, дробятся; усиливается реакция в пользу католичества, усиливается чистый, более последовательный протестантизм германский. Даже в церкви римской, столь крепко и, по-видимому, неразрушимо организованной, с таким непоколебимым достоинством отстаивающей свои вековые принципы, история, здравый смысл начинают наконец мало-по-малу брать свое: хотя здесь пока имеет значение не столько ажитация мысли (патер Пассалья, наделавший столько шуму в Италии, составляет явление пока единственное в своем роде), сколько военные демонстрации и сношения дипломатические, и хотя – между тем как в протестантстве без внешнего шума, почти незаметно, меняются верования, догматы , перестраивается целая организация церковных общин – здесь весь шум происходит пока из-за одного частного догмата о светской власти папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

«Послание Геннадия Прохору Сарскому» представляет собой первую из грамот, посланных новгородским владыкой в связи с поднятым им в 1487–1488 гг. делом о новгородских еретиках. Как отметил уже И. Хрущов, «Послание» это было написано еще до вынесения Иваном III решения по делу о попах-иконоборцах (февраль 1488 г.) и до отправления самим Геннадием послания Нифонту Суздальскому (январь 1488 г.). (См. И. Хрущов. Исследования о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868, стр. XVIII и XXII. См. РИБ, т. VI, стлб. 754–760; ср. ниже, стр. 312.) «Послание Геннадия Прохору» полностью еще не издавалось. Отдельные выдержки его были приведены И. Хрущевым в описании «Источников» к его книге «Исследования о сочинениях Иосифа Санина» (стр. XVI–XVIII). «Послание» дошло до нас в следующих списках: 1) ГПБ, Q.XVII. 64 (из собрания Ф.Толстого, отд. II, 68); 4°; сер. XVI в. (на первых листах скрепа Нифонта Кормилицына, бывшего архимандритом Новоспасским в 1543–1554 гг.).Сборник. Л. 317 об. – «Послание Прохору Сарскому». Подробное описание– в «Обстоятельном описании славяно-российских рукописей Ф. А. Толстого»-К. Калайдовича и П. Строева (М., 1825, стр. 256) и у И. Хрущова (ук. соч.,. стр. XII–XIX); 2) БИЛ, Муз. 3271; 4°; кон. XV в. См. об этом сборнике ниже, стр. 386–388 и 388–390. Из «Послания Прохору» здесь сохранилась только часть (лл. 6–7 об.). 3) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. Сборник (см. о нем в археографических введениях к памятникам 1–6). Л. 182 об. – «Послание Прохору». 4) ЦГАДА, собр. Мазурина (ф. 196), 1054; 8°; сер. XVI в. Сборник. Л. 88 об.– «Послание Прохору Сарскому» (внутри текста послания пропуск). В основу при издании положен список Q.XVII.64 (Г); исправления – по списку Муз. 3271 (Б) и Мазур. 1054 (А). Грамота архиепископа Генадия Новгородскаго владыце Прохору Сарьскому Светейшему и боголюбивому и о святем дусе брату и сослужебнику Прохору епископу Сарскому и Подонскому достойную духовную любовь сим нашим писанием въспосылаем боголюбию твоему, яко да будеши в здравии всесвещенне и духовне и телесне.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010