Статистика Олесницкий Аким Алексеевич рус. правосл. библеист, исследователь ВЗ. Род. на Волыни в семье протоиерея; окончил КДА (1867), где был оставлен преподавателем евр. языка и библ. В 1868 получил степень магистра за рукописный труд о И. Канте. В 1873 О. направлен в для изучения ее древних памятников. Впоследствии он посещал Св. Землю неоднократно (1886, 1889, 1891) и стал фактически первым рус. специалистом по библ. археологии в ее новом понимании. Результатом его первой научной поездки явился труд " Святая Земля, т. 1: Иерусалим и его древние памятники. т. 2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи " (К., 1875—78), за к-рую он получил звание доктора богословия. В 1881 О. избран инспектором КДА. С 1883 орд. профессор академии. В 1899 вышел в отставку. По словам его ученика он был " ученым в настоящем смысле этого слова; для него не существовало других интересов, кроме научных " . Обширная эрудиция, знание вост. языков (евр., сир., араб.) сочетались в нем с тонким критич. чутьем, склонностью к широким обобщениям. В памяти учеников он остался не только как ученый, но и как " глубоко религиозный человек, а в обращении — простой, скромный и младенчески незлобивый " (А. Войтков). О. принадлежит ряд оригинальных гипотез. Одни из них уже утратили свое значение (напр., гипотеза о том, что 1—2 Пар были источником для 1—4 Цар), но другие сохраняют ценность и поныне. Так, в работе " Книга “Песнь Песней” (Шир га-Ширим) и ее новейшие критики " (К., 1882) он не только дал обзор всех исагогич. теорий о Песн, но и предложил свою. Согласно О., невеста в Песни Песней есть символ Св. Земли и описания ее отражают времена года в Палестине. О. внес значительный вклад в изучение ветхозав. оставил подробное описание мегалитич. памятников Палестины доисторич. и историч. времен, предложил свою реконструкцию Иерусалимского храма. Он также перевел Ис., Иер, Иез и Дан (ТКДА, 1865—73). Перу О. принадлежит краткий исагогический курс, являющийся компендиумом святоотеч. воззрений на время, и обстоятельства написания свящ. книг ( " Руководственные о Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. Отцов и Учителей Церкви " , СПб., 1894). Кроме библ. тем, О. много внимания уделял церк.-обществ., нравств. и апологетич. вопросам (см. статьи, указанные в некрологах).

http://lib.cerkov.ru/authors/302

Библиографический указатель 1 . Голубинский, Е. проф. История Русской Церкви, т. I. т. II. Изд. Импер. О-ва Истории и древн. Рос. Москва 1900, 1901, 1904 гг. 2 . Болотов, В. проф. Лекции по Истории Древней Церкви. СПБ. 1907 г. 3 . Голубинский, Е. проф. История канонизации святых в Русской церкви. Сергиев Посад. 1894 г. 4 . Добронравин, К. Очерк истории Русской церкви от начала христианства в России до настоящего времени. СПБ. 1860 г. 5 . Лавров, А. проф. Очерки истории русской церкви. Москва 1880 г. 6 . Макарий, Митрополит Московский. История Русской Церкви. 12 т. СПБ. 1868–83 г. 7 . Филарет, Митрополит Московский. Начертание Церковной Истории от библейских времен до XVIII в. изд. 5-ое. 1838 г. 8 . Николаевский, G. проф. Лекции по Русской Церковной Истории, чит. студ. СПБ. Дух. Академии в 1895–96 г. г. Литограф. издание. 9 . Лебедев, А. проф. Материалы для Истории Русской Церкви I и II т. Харьков 1862–63 гг. 10 . Макарий, Арх. Харьковский. История христианства в России до равноапостольного кн. Владимира, как введение в историю Русской Церкви. СПБ. 1846 г. 11 . Филарет, (Гумилевский) арх. Харьковский. История Русской церкви. 5 выпусков 1898 г. 12 . Платон, Митрополит Киевский. Краткая Церковная Российская История. Москва 1823 г. 2 тома. 13 . Муравьев, А. История Российской Церкви. СПБ. 1838 г. 14 . Смирнов. П. История Христианской Православной Церкви. СПБ; 1911 г. 15 . Доброклонский, А. проф. История Русской Церкви I–IV т. 16 . Василий, епископ Можайский. История Православной Христианской Церкви. Москва 1908 г. 17 . Барсов, Т. проф. Константинопольский патриарх и власть над Русскою Церковью. СПБ. 1878 г. 18 . Знаменский, П. Руководство к Русской Церковной Истории. Изд. 3. Казань 1888 г. 19 . Его же. Учебн. руководство по истории Русск. Церк. СПБ. 1896 г. 20 . Арсений, епископ. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Р. X. до 1898 г. СПБ. 1900 г. 21 . Малицкий, П. Руководство по Истории Русской церкви. СПБ. 1897 г. 22 . Робертсон, Д. История Христианской Церкви. СПб. 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еванг. Остр. Евангелие-апракос Остромирово, 1056-1057 гг. ГПБ. F. n. I. 5: Ркп. Изд.: Остромирово Евангелие, 1056-1057: Факс. воспроизв. Л., 1988 Евгений. Словарь Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. СПб., 1827. М., 1995п Евсеева. Афонская книга Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV в.: О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998 ЕжБК Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та: Мат-лы. М., 1996-. ЕжегИИИ Ежегодник Института истории искусств. М., 1948-1961. Т. 2-11 ЕИзв Епархиальные известия [требует геогр. определителя, напр.: Черниговские и т. д.] Ерминия ДФ Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1733/Пер.: еп. Порфирий [Успенский]//ТКДА. 1867. 7; 1868. 2, 3, 6, 12. Отд. отт.: К., 1868. М., 1993р Ефрем Мцире. Сведения Ефрем Мцире. Сведения об обращении грузин - о том, в каких источниках об этом упоминается/Ред.: Т. М. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.) Ефрем Сирин, прп. Творения Ефрем Сирин, прп. Творения: В 8 т. Серг. П., 1895-1914. М., 1993-1995р ЖЗЛ Жизнь замечательных людей: Сер. М., 1933-. Жития Полное жизнеописание святых Груз. Церкви. СПб., 1871-1873. 3 т. Жития Жития святых, чтимых Православною Церковью. СПб., 19003. 12 кн. М., 2000р. 6 т. Жития Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью, составленное на основании древних и современных сведений. Тифлис, 1850 Жития подвижниц Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб., 18852. М., 1994р ЖМВД Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1829-1861 ЖМНП Журнал Министерства народного просвещения. СПб.; Пг., 1803-1829, 1834-1917 ЖМП Журнал Московской Патриархии. М., 1931-1935, 1943-. ЖМП, 1931-1935 Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 гг. М., 2001 ЖНИР Жития новомучеников и исповедников российских ХХ в./Сост.: игум.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=7

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Обзор Обзор русской духовной литературы. СПб., 1856-1861. М., 2000р. 6 т. 18843. 2 кн. «Обновленческий» раскол «Обновленческий» раскол: Мат-лы для церк.-ист. и канонической характеристики/Сост.: И. Соловьёв. М., 2002 Обозрение иконописания Обозрение иконописания в России до кон. XVII в. СПб., 1903 ОДБМЮ Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства юстиции. СПб., 1869-1916, 1921. Кн. 1-21 ОДДС Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868-1915. 22 т. ОИ Отечественная история. М., 1992-. ОИГ Очерки истории Грузии: В 8 т. Тбилиси, 1989. Т. 1-4; 1990. Т. 5 (на груз. яз.; изд. продолж.) Октоих Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1981. 3 ч. М.: Свято-Успенский Псково-Печер. мон-рь; Изд. отд. Моск. Патриархата, б. г.р Т. 1: Гласы 1-4; Т. 2: Гласы 5-8 Описание Киево-Печерской лавры Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1847 Описание о российских святых Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп.: М. В. Толстой. М., 1887, 1995р Определения Собрание определений и постановлений. М.; Пг., 1918. 4 кн. М., 1994р Основы социальной концепции РПЦ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000 Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие 1056-1957 гг. Факс. воспроизв. М.; Л., 1988 Отеч. арх. Отечественные архивы. М., 1992-. Отеч. зап. Отечественные записки. М., 1839-1884. Т. 1-273; 1992-. Т. 274-. Отзывы Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. 3 ч., т. доп. Очерки Очерки по истории Русской Церкви. П., 1959. М., 1991р, 1992п. 2 т. Очерки по истории СССР (III-IX вв.) Очерки по истории СССР: Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР, III-IX вв. М., 1958 Очерк ПЦ Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=14

Архитектор Григорий Иванович Карпов Карпов Григорий Иванович (1824–1900), архитектор. Окончил СПб. строительное уч-ще (1848). Работал арх. Александро-Невской лавры, с 1861 – СПб. епарх. арх. Занимался реконструкцией и ремонтом столичных храмов, построил в СПб. ц. Пресв. Троицы в киновии Александро-Невской лавры (1861-68), ц. Свят. Николая Чудотворца на Никольском кладб. (1868-71), десятки доходных домов, производственных, торг.-складских и др. зданий. Автор проекта Спасо-Преображенского собора и скитов на о. Валаам. Соавтор проекта реконструкции Преображения Господня собора в г. Выборг (1863-66). Совм. с арх. Н.И. Ржановым в 1864-65 построил ц. Св. ап. Андрея Первозванного в дер. Палкеала (ныне дер. Замостье Приозерского р-на; не сохр.), в совторстве с арх. А.Я. Силиным – ц. Свят. Николая Чудотворца в Большой Ижоре (1868-69; не сохр.). Автор ц. Св. прп. Сергия Радонежского в дер. Большая Ящера (1871-72; ныне – руины), ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Лукинское (1882-92). Совм. с арх. В.В. Виндельбандтом возвел Воскресения Христова собор в г. Луга (1873-87). Похоронен в Федоровской ц. Александро-Невской лавры (могила не сохранилась). Список храмов, которые построил Григорий Иванович Карпов (или с его участием) Ленинградская область Республика Карелия Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Церковь Преподобных Отцов, в посте и молитве просиявших Сортавальский район, Валаамские острова Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: не ранее 1876 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Никольский скит. Церковь Иоанна Дамаскина в келейном корпусе Сортавальский район, Валаамские острова Архитектор: А.М. Горностаев, Г.И. Карпов Год постройки: Между 1858 и 1865 Архитектурный стиль: Эклектика Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Церковь Авраамия, архимандрита Ростовского (утраченная) (утрачена) Сортавальский район, Валаамские острова Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: 1873 Архитектурный стиль: Эклектика

http://sobory.ru/architect/gikarpov

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШНЯКОВ Николай Петрович (3.12.1841, с. Никольское Новоторжского у. Тверской губ.- 24.06.1911, СПб.), прот., проповедник, богослов, библеист. Окончил Новоторжское ДУ, Тверскую ДС, обучался в СПбДА (1863-1867 гг.), после чего был назначен наставником академии. В 1868-1893 гг. преподавал древнеевр. язык в СПбДС. В 1868 г. рукоположен во иерея и определен в причт Волковско-кладбищенской ц. (с 1893 настоятель). В 1869-1894 гг. законоучитель земской школы в Волковой Деревне, в С.-Петербурге. В 1874 г. удостоен степени магистра богословия за дис. «Историко-экзегетическое исследование Псалтири». С 1878 г. состоял членом учрежденного Святейшим Синодом при СПбДА Об-ва истолкования Свящ. Писания Ветхого Завета. В 1870-1902 гг. избирался депутатом Епархиальных съездов. В 1890 г. возведен в сан протоиерея с причислением к потомственному дворянству. С 1901 г. председатель Комитета Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства С.-Петербургской епархии. Кроме исследования о Псалтири перу В. принадлежат незаконченные толкования на псалмы (Пс 1-40), начатые в рамках программы, предпринятой Об-вом истолкования Свящ. Писания при СПбДА; работа по истории Волкова кладбища и статья, посвященная проблемам благотворительности. В 1892 г. по поручению учебного комитета он рецензировал «Краткий курс грамматики древнееврейского языка» Л. Кноллера (пер. с нем. СПб., 1893). В магист. дис. В. рассматривал вопросы авторства псалмов и времени создания книги. Основная идея исследования в полной мере отвечала общему характеру отечественных трудов по библеистике 2-й пол. XIX - нач. ХХ в., где приоритетными задачами являлись защита традиц. библейских воззрений и опровержение мнений зап. либеральной школы, отрицающей указанное в надписаниях псалмов авторство и относящих создание мн. псалмов к периоду после времени Ездры-Неемии и даже к эпохе Маккавеев. В. защищает историческую достоверность имен авторов, указанных в надписании псалмов, отдавая преимущество свидетельствам евр. текста и критически относясь к атрибутациям псалмов Давиду в LXX. Исследователь стремился доказать принадлежность Давиду всех 73 псалмов, надписанных его именем в евр. Библии. Из псалмов Давида в древних переводах (LXX, Пешитта, Вульгата) к этому списку он причислил еще 5. В работе рассматривался вопрос о др. авторах и о безымянных псалмах. Время создания псалмов определено от Моисея (XIV в. до Р. Х.), к-рому принадлежит, согласно надписанию, 89-й (90) псалом, до собирателя и завершителя канона евр. Библии - Ездры (V в. до Р. Х). В. разделял общую т. зр. дореволюционной отечественной библеистики в признании Ездры в качестве окончательного составителя Псалтири.

http://pravenc.ru/text/158926.html

Выборг. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери 7-го Финляндского стрелкового полка. Тихвинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь находилась в предместье Папула (ударение на втором слоге; название теперь неофициальное). Район Папула расположен к северу от железной дороги. Он вошел в черту города в 1868 г. Отдаленная часть Папулы, по меньшей мере, до конца 1930-х гг. сохраняла характер дачного поселка, а ближе к железной дороге, в восточной части района в конце XIX в. были построены тюрьма (действующая и в настоящее время) и казармы. Деревянная гарнизонная церковь Тихвинской иконы Божией Матери находилась на Папульской улице (ныне ул. Кривоносова, 9Б). Она была построена в 1905-1906 гг. по проекту архитектора Н.С. Петрова. В 1918 г., когда Выборг принадлежал независимой Финляндии, в казармах разместился полк Карельской гвардии, православная церковь за ненадобностью была закрыта. В здании разместился юношеский Христианский союз с кружками и секциями. Здание церкви погибло, видимо, в период финской и Великой Отечественной войн (1939-1944 гг.). Теперь на этом месте стоят новые жилые дома. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, " Лики России " , 2006, А.А. Смирнов, О.К. Смирнова. Выборгские усадьбы XVIII - XIX веков. Алаборг, СПб, 2009, с. 80. Выборг. Архитектурный путеводитель. Петри Неувонен, Туула Пёюхья, Типани Мустонен. Выборг, " СН " . Отпечатано в типографии БЕЛЛ, СПб. 2008, с. 123-125. 20 декабря 1901 г. 7-й Финляндский стрелковый полк сформирован из половины 3-го Финляндского стрелкового полка. Полковой праздник 26 июня. Кроме епархиальной церкви, в городе имеются три военных церкви. Церковь 7-го Финляндского стрелкового полка названа в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Походная (при полку) церковь учреждена в 1902 году. Помещается церковь в собственном здании, находящемся рядом со станцией железной дороги, в лучшей части города, называемой " Папула " . Дело построения полковой церкви явилось совершенно неожиданным событием для полка. Первоначально, при сформировании 7-го Финляндского стрелкового полка, предполагалось устроить полковую церковь в одной из столовых батальона. Виновником же построения отдельного для полка церковного здания оказался прапорщик запаса А.Г. Александров. Поступив, по случаю мобилизации некоторых воинских частей в России для войны на Дальнем Востоке, на службу в 7-й Финляндский стрелковый полк в звании прапорщика запаса, А.Г. Александров на первых порах возымел в сердце своем намерение построить для полка на собственные средства полковую деревянную церковь вместимостью до 400 человек. План церкви был составлен и детально разработан частным архитектором Н.С. Петровым, который безвозмездно строил и саму церковь.

http://sobory.ru/article/?object=39768

Иоанн I (Смирнов) Иоанн (Смирнов Иоанн Ксенофонтович), архп. Рязанский и Зарайский. Родился 24 августа 1844 года в семье протоиерея Владимирской епархии. В 1863 году окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1867 году – СПб. духовную академию со степенью кандидата богословия. С 6 марта 1868 года – преподаватель Свящ. Писания в Рязанской духовной семинарии. В 1869 году получил степень магистра богословия за свой труд «Критический разбор сочинения Бесюэта о всеобщей истории». (Рукопись акад. библ.). С 3 сент. 1875 года – инспектор Рязанской духовной семинарии. 25 апр. 1883 года назначен ректором Рязанской духовной семинарии. 2 мая 1883 года рукоположен во иерея. 6 мая 1883 года возведён в сан протоиерея. Состоял председателем Епархиального Училищного Совета. 28 июля 1901 года, согласно прошению, уволен от должности ректора семинарии. 13 сент. 1901 года пострижен в монашество, 14 сент. 1901 года – возведён в сан архимандрита Рязанского Троицкого монастыря. 28 апр. 1902 года хиротонисан во епископа Чебоксарского. Хиротония состоялась в СПб. в Исаакиевском соборе. С 4 февраля 1904 года – епископ Полтавский и Переяславский. С 13 авг. 1910 года – епископ Рижский и Митавский. В этом же году – почётный член СПб. духовной академии. 6 мая 1912 года возведён в сан архиепископа. (В БЭС т. 1, в стб. 1099 ошибочно указан год возведения в сан архиепископа 1911-й, см. «Приб. к Церк. Вед.» 1912, 18, стр. 1906). В апреле 1917 года назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. Был участником Свящ. Собора Русской Церкви 1917/1918 гг. в г. Москве. Скончался в 1919 году в Рязани. Погребён в соборе. Старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексей отзывался о нём, как о великом подвижнике и достойном святителе. Труды «Критический разбор сочинения Бесюэта о всеобщей истории». (Магистерская диссертация) Рукоп. Ак. библ. «Осия и Иоиль» Рязань, 1874 год «Амос и Авдий» Рязань, 1874 год «Пророки: Аггей, Захария, Малахия» Рязань, 1872 год «Пророк Иона» Москва, 1877 год «Пророк Михей» Москва, 1877 год

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. А.В. Фомин Библиография 1. Александр (Милеант) , епископ. Ангелы – благовестники воли Божией. Лос-Анджелес, Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Миссионерский Листок 14. 1998. 2. Алексий, архимандрит. Об Ангелах-Хранителях. М., 1849. 3. Вениамин (Федченков) , митрополит. О вере, неверии и сомнении. М., 2002. 4. Викторова М. Киево-Печерский патерик. М., 1911. 5. Грузов А.И., священник. Загробная жизнь. Домашние вечерние беседы священника с прихожанином: о кратковременности здешней жизни, о смерти и жизни загробной вечной. М., Тип. Фаворского, 1888. 6. Гурьев В. , протоиерей. Пролог в поучениях. М., 1912. 7. Денисов Л. Явления и чудотворения святых семи Архангелов. М., 1901. 8. Дионисий Ареопагит , св. О Небесной Иерархии. СПб., 1997. 9. Дьяченко Г. М., протоиерей. Духовные посевы. М., 1897. 10. Епифаний Премудрый . Житие преподобного Сергия Радонежского. М., 1993. 11. Знаменский Г.А. О творении невидимого или ангельского мира. Православная Русь, 22, 1972. 12. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Отечник. СПб., 1903. 13. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Слово о смерти. М., 1991. 14. Иоанн Мосх , прп. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. 15. Макарий, митрополит Московский и Коломенский (Булгаков Михаил Петрович). Православно-догматическое богословие. СПб., 1868. 16. Малиновский Н. П., протоиерей. Очерк православного догматического богословия. Сергиев Посад, 1914. 17. Мальцев М.В., священник. Ангел Мой с вами. Явление св. Архангела Михаила в Русской земле. Православие и русская народная культура. Научный сборник. Вып. 1. М., 1994. 18. Марк (Лозинский) , игумен. Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 19. Никандр (Колпиков Н.П.), протоиерей. О мире невидимом – Ангелах и злых духах. Киев, 1904. 20. Николай Сербский (Велимирович), свт. С нами Бог . М., 2004. 21. Никольский Павел . Святые Ангелы. Тамбов, 1907. 22. Орлов Георгий , священник. Ангел-Хранитель. М., 1905. 23. Орлов Георгий , священник. Об Ангеле-Хранителе душ и телес наших. М., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАНОВИЧА АПОСТОЛ Отрывки глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголических и южнославянских кодексов (XII в.) (Арх. ХАЗУ. Фрагм. глаг. 1). В настоящее время М. А. представляет собой двойной лист пергамена (24×18,5 см), 1-й лист которого сильно поврежден. Текст написан в 2 столбца по 31 строке в каждом. Содержит чтения из Посланий ап. Павла (1 Кор 14. 20-25; 1 Кор 15. 39-45; 2 Кор 6. 1-10; 2 Кор 6. 16-18, 7. 1; Еф 5. 8-19; Гал 5. 22-26, 6. 1, 2; Еф 6. 10-17; Еф 1. 16-23; Кол 1. 12-18) с предваряющими их указаниями. М. А. получил название в честь австр. консула в К-поле А. Михановича, нашедшего его в переплете вместе с Иловицкой Кормчей (1262; Арх. ХАЗУ. IIIc 9), к-рая была приобретена им, по всей видимости, в Марковом монастыре . После смерти Михановича рукопись в составе его собрания не позднее 1867 г. была приобретена Югославянской академией в Загребе. От переплета Иловицкой Кормчей М. А. отсоединил в 1868 г. Ф. Миклошич. Первым о памятнике сообщил П. Й. Шафарик ( Š afa ik. 1853). Позже И. В. Ягич сделал его рукописную копию и переслал ее И. И. Срезневскому , который сообщил о памятнике на заседании Отделения АН и упомянул о нем в соч. «Древние глаголические памятники сравнительно с памятниками кириллицы» (СПб., 1866. С. 57). Научное наборное издание М. А., сопровожденное кириллической транслитерацией с вариантами из Шишатовацкого Апостола 1324 г. (Белград. Патриаршая б-ка. 322), лингвистическим и текстологическим исследованием памятника, осуществил Ягич ( Jagi . 1868), к-рый назвал его единственным памятником хорват. редакции (извода) церковнослав. языка с отрывком правосл. богослужебной книги, поделенным «на чтения по обряду греко-восточной церкви» (Ibid. S. 12). Письмо М. А. является ранним вариантом переходного типа (от круглой к угловатой) глаголицы. Графико-орфографическая система М. А. имеет следующие особенности: 1) вместо сложного глаголического начертания буквы «М» используется начертание соответствующей кириллической буквы, что характерно для хорват.

http://pravenc.ru/text/2563824.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010