Прп. Никодим Святогорец. Икона. 1983 г. (мон-рь Симонопетра, Афон) Прп. Никодим Святогорец. Икона. 1983 г. (мон-рь Симонопетра, Афон) Житие Н. С. было написано Евфимием в 1813 г., т. е. через 4 года после кончины преподобного. Это сравнительно небольшое Житие содержит важнейшие свидетельства о вехах биографии Н. С. и обстоятельствах издания его основных трудов. Сохранилось также краткое Житие, составленное мон. Онуфрием Ивиритом (Кондуроглу; новейшее изд. см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 28-33). Оно было впервые издано в составе подготовленных Н. С. книг «Толкование 14 посланий апостола Павла» и «Синаксарист» (изданы в Венеции в 1819). Значительная часть Жития, написанного мон. Онуфрием, посвящена перечислению основных изданий, над к-рыми работал Н. С. По случаю канонизации Н. С. в 1955 г. знаменитым гимнографом мон. Герасимом (Микрагианнанитом) составлены служба святому и его жизнеописание, причем в последнем были широко использованы данные Жития, написанного иером. Евфимием, дополненные сведениями, почерпнутыми из др. источников ( Γερσιμος Μικραγιανναντης. 2004. Σ. 102-127; ср.: Citterio. 2002. P. 907). Довольно многочисленные архивные документы, содержащие сведения о жизни и деятельности Н. С. и его ближайших соратников, хранящиеся в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне и до сих пор не каталогизированные, остаются недоступными (Ibid.; ср.: Stiernon. 1981. Col. 234; см., однако, публикации С. Пасхалидиса, напр.: Πασχαλδης. 2007, где широко используются ранее неизвестные источники). До недавнего времени рус. читателю было доступно только одно сравнительно информативное и достоверное описание жизни и трудов Н. С.: Климент (Зедергольм), иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. М., 1865. СПб., 1998. В Греции в связи с торжествами, посвященными причислению Н. С. к лику святых (1955), афонским писателем мон. Феоклитом Дионисиатским была составлена биография Н. С., написанная на основе Житий иером. Евфимия и мон. Онуфрия и др. материалов, получившая широкое распространение (см.: Θεκλητος Διονυσιτης. 1959 (многократно переизд.); рус. пер.: Феоклит Дионисиатский. 2005). В этом труде встречаются многочисленные неточности, в т. ч. при цитировании источников, в частности Житий (их должен был частично компенсировать аппарат примечаний, являющийся особенностью рус. издания), значительное место занимают пространные рассуждения автора (подчас в ущерб информативности). Но следует учитывать, что именно книга мон. Феоклита представляет собой наиболее распространенное в греч. мире жизнеописание Н. С., из к-рого на протяжении десятилетий черпают сведения о нем др. исследователи его творчества (транслируя подчас и ошибки мон. Феоклита). Информацию о жизни и издательской деятельности Н. С. рус. читатель может также почерпнуть из кн.: Зоитакис. 2008 (см.: С. 16-24, 96-118). Из др. значимых описаний жизни и творений Н. С. наиболее важны: Καρασαρδης. 1998. Σ. 33-231; Citterio. 2002. P. 905-978; Marnellos. 2002. Жизнь

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Худож. В. Л. Боровиковский (ГТГ) Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Худож. В. Л. Боровиковский (ГТГ) Творчество Б. является вершиной сентиментального портрета в рус. искусстве (портреты М. И. Лопухиной (1797, ГТГ), ген. Ф. А. Боровского (1799, ГРМ)). В кон. 1790 - нач. 1800 г. им написаны парадные портреты, в к-рых сочетались условность и индивидуальная характеристика моделей, а также семейные портреты (графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой, (1803, ГРМ), Г. Г. Кушелёва с детьми и др.). В С.-Петербурге Б. не оставлял занятия религ. живописью: в 1791 г. написал образы в технике гризайли для церкви в имении Львова Арпачеве в Тверской губ. К 90-м гг. XVIII в. относятся иконы для собора Борисоглебского мон-ря в Торжке и Иосифовского собора в Могилёве. Для царских врат главного иконостаса Казанского собора в С.-Петербурге написал Благовещение, образы евангелистов и др. (1804-1811), позднее Б. сделал с них литографии. Религ. живопись Б. связана с традицией «украинского барокко», с характерной реалистической трактовкой объемов и пространства. В 1814-1815 гг. Б. выполнил иконостас для Покровской церкви с. Романовка Черниговской губ. В иконах заметны отступления от традиц. иконописи, возможно, это было связано с душевным состоянием художника, уходом в мистику. В 1802 г. под влиянием Н. И. Новикова и статс-секретаря АХ А. Ф. Лабзина Б. вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс». Среди работ этого периода известны портреты духовных лиц: Католикоса Грузии Антония (1811, ГТГ), митр. Михаила (Десницкого) (1816, ГРМ). В 1819-1824 гг. был членом «Духовного союза» Е. Ф. Татариновой. Б. имел частную школу в С.-Петербурге, среди его учеников наиболее известны А. Г. Венецианов, И. В. Бугаевский-Благородный. Лит.: Архангельская А. И. Боровиковский. М., 1946; Алексеева Т. В. Боровиковский. М., 1960; она же. В. Л. Боровиковский и рус. культура на рубеже XVIII-XIX вв. М., 1975; Михайлова К. В. В. Л. Боровиковский. М., 1968; Маркина Л. А. Новые приобретения произведений Левицкого и Боровиковского в Третьяковской галерее//Искусство. М., 1993. 1. С. 74-77; Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII в. СПб., 2002. С. 174-187.

http://pravenc.ru/text/153205.html

18 . Собрание мнений и отзывов по учебным и церковным вопросам, под ред. Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского – т. I, II, III. СПБ, 1885; т. IV. М., 1886; т. V, ч. 1. М., 1887, ч. II. М., 1888; том доп., СПб, 1887. 19 . Льготная запись, данная от приказчика с. Хороброва Патрикия Кузьмина, 1834. (Труды и летоп. общ. ист. и древн. Рос., ч. VIII). 20 . О русской риторике XI в. (записка, прочитана в имп. акад. наук 18 января 1836 г. – Журнал мин. нар. просвещ., 1836, ч. IX). 21 . Житие преп. Никона, игум. Радонежского. М., 1843. 22 . О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греч. 70 толковников и славянского переводов Св. Писания, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII. М., 1858). 23 . Нечто о древнем образе крестного знамения, напис. в 1847 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просв., 1865, кн. II). 24 . Цветы из сада св. Ефрема Сирина . М., 1847. 25 . Воспоминания, относящиеся к восшествию на престол имп. Николая Павловича, напис. в 1849 г., напеч. у Сушкова в его биографии митр. Филарета, прилож., с. 80–86. М., 1868 и в Собран. мнений и отз. митр. Филарета, т. III, с. 161–171. СПб, 1885. 26 . О стологадании (Приб. к твор. св. отцов, 1853, ч. XII). 27 . О древних иконах, 1853 (Душеп. чтен., 1868, май). 28 . Записки на книгу Бытия (из уроков СПб дух. академии, читанных в 1810–1812 гг., напеч. СПб, 1816). 29 . Начертание церковно-библ. истории. СПб, 1816. 30 . Перевод Евангелия от Иоанна на рус. язык. СПб, 1819. 31 . Таблица чтения из Св. Писания, церковной и гражданской печати (изд. главн. правл. училищ. СПб, 1819). 32 . Толкование на 11 псалом (напис. в 1820 г. – Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1873). 33 . Вечерняя песть путешественника (стих. – 1820 г.). Душеп. чтен., 1867, сентябрь. 34 . Чтения из четырех Евангелистов и из книги Деяний апостольских для употребления в гражданских училищах. СПб, 1820. М., 1853. 35 . Собрание проповедей митр. Моск. Филарета, первое изд. СПб, 1820, последующие: СПб, 1821, 1822, 1835, 1844, 1845 (3 тома); 1847–1848 (I и II тома); 1861 (III том); 1873–1885 (посмертное издание) в пяти томах; изд. под заглавием: Сочинения Филарета, митр. Моск. и Коломенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

9 . Κυριακοδρμιον, τοι ρμηνε α κα μετ ατν θικ μιλ α ες τ κατ πσαν Κυριακν ν τας γ αις τν ρθοδ ξων Χριστιανν κκλησ αις ναγινωσκ μενον Εαγγλιον. Τ. 1–2. ν Μ σχ, 1796. – 745 с. Русский перевод: Толкование воскресных Евангелий с нравоучительными беседами Переводено в Казанской Духовной Академии. Т. 1–2. М., Синод. тип., 1819. – (Т. 2) 693 с.; то же, М., Синод. тип., 1824. – 628 и 724 с.; то же, Киево-Печерская Лавра, 1825. – 342 и 395 л.; то же, изд. 6-е. Ч. 1, 2. М., 1890. – 463 и 526 с. Отдельные Слова в русском переводе: (21), (31). 10 . Στοιχεα Μαθηματικν... Τ. 1–2. ν Μ σχ, 1798–1799. [Основания математики...] 11 . Ответы на вопросы старообрядцев. М., 1800. – 361 с.; то же, изд. 4-е, М., 1834. – 440 с.; то же, изд. 5-е, М., 1854. 12 . Στοιχεα Γεωγραφ ας... ν Βινν, 1804. [Основания географии...] 13 . Κυριακοδρμιον, τοι ρμηνε α κα μετ ατν θικ μιλ α ες τς Πρξεις τν ποστ λων, τς ναγινωσκομνας ν τας γ αις τν ρθοδ ξων κκλησ αις ν τας Κυριακας π το Πσχα χρι τς Πεντηκοστς, κα ες τς πιστολς το Παλου, τς ναγινωσκομνας ν τας λοιπας Κυριακας το λου τους. Τ. 1–2. ν Μ σχ, 1808. – 814 с. Русский перевод: Толкование воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Т. 1. Ч. 1–2. СПб., при Св. Синоде, 1820. – 297 и 264 с., Т. 2. М., Синод. тип., 1839. – 765†VIII с. Отдельные Слова в русском переводе: (21), (22), (35), (36). 14 . Слова, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 г.; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г. М., Синод. тип., 1825. – 14 с. [Упоминается в статье: Дмитриевский А. А. К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки... С. 366.] 15 . Четыре огласительных слова к монахине в день, в который она облеклась в ангельский образ 235   Перевод с греч. Изд. Введенской Оптиной пустыни, М., Унив. тип., 1848. – 38 с.; изд. 2-е, М., Тип. И. Ефимова, 1885. – 40 с.; с этого изд. перепечатано в ж. «Даниловский благовестник», 1991, 1. С. 70–80; ТСЛ, 1997. – 48 с.; то же на греч. в (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Приобрел также известность, как любитель музыки и церковный композитор. В 1832 г. переведен был настоятелем Донского Московского монастыря и, по избранию митрополита Филарета, назначен членом комитета для устройства церковного пения и по этому предмету не сходился в мнениях с директором придворной капеллы Львовым. В 1850 г. перемещен сначала в Нежинский Назарет-Богородичный, потом в Тверской Колязин монастырь, где и скончался в 1852 г. 25 . Издал 2 тома проповедей. 4) Поликарп Гойтанников (см. выше, в числе ректоров) 5) Зосима Смирягин (смолен, сем.), магистр спб. акад. (1817 г.), из профессоров рязан. сем., бакалавр спб. акад. С 4 марта 1819 г. инспектор спб. сем. в сане иеромонаха; член акад. конференции; в том же году переведен ректором в псковскую семинарию, где и умер в 1821 г. 6) Андрей (Иван) Соколов (твер. сем.), старший кандидата спб. академии (1819 г.), с 9 августа 1819 г. определен еще в светском звании профессором церк. ист. и греческого языка и инспектором спб. семинарии. Вскоре пострижен и сделан иеродиаконом. В 1820 г. сделан иеромонахом, и возведен Комиссией дух. училищ на степень магистра «за отличное прохождение училищных должностей»; в 1821 г. переведен в воронежскую семинарию ректором. Отсюда в 1825 г. перемещен ректором вятской сем., после произведенных им построек по ворон, семинарии, без разрешения Комиссии дух. училищ, на остаточные суммы. Умер в 1827 г. 7) Феодосий (Федор) Птицын (спб. сем.), магистр спб. академии (1821 г.), по окончании курса, назначен инспектором на место Андрея и профессором на те же предметы, после того как заявил о намерении принять монашество; преподавал временно всеобщую историю с марта 1822 г. Будучи ректором Александроневского училища, временно (с 1 ноября 1822 г.) исправлял там и инспекторскую должность. В сентябре 1823 г. переведен инспектором в псковскую сем., но в 1825 г. перемещен, в звании соборного иеромонаха, в Александроневскую лавру, сначала в число братства лаврской киновии, потом сделан правителем дел канцелярии лавры. Умер в 1851 г. 8) Иннокентий (Иван) Борисов (орлов,. сем.), магистр 1-го курса киев. академии (1823 г.), еще светским назначен на должность инспектора спб. семинарии, «поскольку оный магистр действительно вступает в духовное звание», как сказано в предписании о нем академического правления; был профессором церк. истории и греческого языка. В декабре того же 1823 года принял монашество, а в декабре 1824 г. перемещен в спб. академию бакалавром по богословию и в следующем году сделан инспектором академии. Впоследствии – доктор богословия (1828 г.); ректор киев. дух. акад. (1830 г.); епископ вологодский, харьковский и наконец архиепископ херсонский и таврический; знаменитый проповедник; многосторонне образованный: и ученый богослов; умер в 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 . Либерии, епископ римский, и Сирмийские Соборы: (Четверть часа магистерского коллоквиума 8 окт. 1890 г., доп. и разъясн.). – СПб.: Тип. Катанского, 1893. Вып. 1, (гл. 1–10). – 1893. – 118 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1891. – Март – апр. – Нояб. – дек. 24 . Михайлов день: Почему Собор святого Архистратига Михаила совершается 8 ноября?: Эортол. этюд. – СПб.: Тип. Катанского, 1892. – 56 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1892. – Нояб. – дек. Прил.: Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду «Михайлов день». – 1893. – С. 61–94; 177–210 (паг. 2-я). – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1893. – Янв. – февр. 25 . Несколько страниц из церковной истории Эфиопии: 1. К вопросу о соединении абиссин с Православною Церковию; 2. Богословские споры в Эфиопской Церкви. – СПб.: Тип. Елеонского, 1888. – III с. – Библиогр. в примеч. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1888. – 1–2, 7–8. 26 . Об армянском церковном годе. – [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1912. – С. 267–276. – Отд. отт. из: Восток Христиан., 1912. – Т. 1, вып. 3. 27 . Общая церковная история: Лекции. – [СПб.]: Типолит. Яздовского, – 336 с. – Литогр. изд. То же. – СПб., 1896. – 379, 24 с. То же. – СПб.: Лит. Богданова, 1897. То же. – [СПб.]: Лит. Фомина, – 375 с. – Загл. на 1-й с.: Распространение христианства. 28 . Описание двух эфиопских рукописей, пожертвованных в Библиотеку С.-Петербургской Духовной Академии преосвященным Анатолием, епископом Балтским (ныне Острогожским). – [СПб.]: Тип. Елеонского, – 24 с. – Библиогр.: с. 1–3. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1887. – 5–6. 29 . Описание четвертой эфиопской рукописи Библиотеки С.-Петербургской Духовной Академии: Codex Aethloplcus Sablerianus Membranaceus 4. – СПб.: Печатня Яковлева, 1900. – 40 с.: табл. – Извлеч. из: Протоколы Совета Академии за 1895/96 учеб. год. 30 . Отзыв экстраординарного профессора В.В. Болотова о сочинении профессора А.И. Садова : Читано в собрании Совета С.-Петербургской Духовной Академии 18 дек. 1895 г. – СПб.: Печатня Яковлева, 1900. – 106 с. – Отт. из: Протоколы Совета Академии за 1895/96 учеб. год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 5129; Ф. 815. Оп. 16. Д. 8084; Ф. 834. Оп. 4. Д. 804; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 9. Д. 239; Оп. 10. Д. 694; Оп. 11. Д. 222; 602; Оп. 15. Д. 181; РНБ ОР. Ф. 29. Аракчеев А. А. 34. Л. 4-20 об. (1831 г.); Ф. 203. Голицын А. Н. 21 (1823 г.); Ф. 608. Помяловский И. В. 203 (1819-1824 гг.). Ист.: Письма к Я. И. Бередникову//Очерк жизни бывш. Коневского строителя и Тихвинского архим. о. Илариона. СПб., 1861. С. 15-22; Письма к Я. И. Бередникову// Мордвинов И. П. Тихвинская старина: Сб. мат-лов к истории г. Тихвина и Нагорного Обонежья. Новгород, 1911. С. 8-9; Бердниковский архив: Письма А. П. Римского-Корсакова к Я. И. Бердникову, 1827-1853//РА. 1916. Кн. 2. 5/6. С. 26-27; Письма к Я. И. Бередникову//ПФА РАН. Ф. 345. Оп. 3. Д. 294; Игнатий (Брянчанинов), свт. Полн. собр. творений: В 8 т. М., 2007. Т. 7. С. 213-214. Лит.: Бередников Я. И. Ист.-стат. описание 1-кл. Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. СПб., 1859. С. 55-56, 63, 80, 124; Очерк жизни бывш. Коневского строителя и Тихвинского архим. о. Илариона. СПб., 1861; Ист.-стат. описание Рождественского Коневского мон-ря. СПб., 1869. С. 30-34, 38, 49-50, 60-63, 65, 75-77; Строев. Списки иерархов. Стб. 22, 64, 286, 995; Барсуков Н. П. Жизнь и труды П. М. Строева. СПб., 1878. С. 517; Пимен (Гаврилов), архим. Богородице-Рождественский Коневский мон-рь. СПб., 18992. С. 56-62; Иларион (И. А. Кириллов), архим.//РБС. 1914. Т.: Ибак - Ключарев. С. 82; Берташ А. В., Арсений (Хейкинен), иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского мон-ря. СПб., 1993. С. 18-20; Житие оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). Козельск, 1994. С. 22-23; Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. СПб., 1999. С. 41, 43; Колесникова Л. А. Я. И. Бередников и его труд об истории Тихвинских мон-рей//Ист.-стат. описание Тихвинского Богородицкого мон-ря. СПб., 2004p. Прил. С. 7; История Тихвина в лицах: Библиогр. указ./Сост.: А. А. Титова. Тихвин, 2004. Вып. 1. С. 76; Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 125-126; Настоятели Тихвинского Богородичного Успенского муж. мон-ря/Сост.: Г. П. Райков. Тихвин, 2006. С. 20-21.

http://pravenc.ru/text/389185.html

31 . Подробный конспект лекций по общей церковной истории, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии, 1886/7 учеб. год. – СПб.: Типо-лит. Яздовского, 1887. – 182 с. 32 . Рецензии сочинений, удостоенных Учебным комитетом при Св. Синоде премии преосвящ. митрополита Макария в 1886 г. – [СПб. : Тип. Елеонского, 1886. – 64 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1886. 33 . Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду «Михайлов день». – СПб., 1893. – 19с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1893. – Янв. – февр. 34 . Список статей и заметок, напечатанных в «Церковном вестнике» и «Христианском чтении» от 1880 до 1893 г. с замечаниями ad Instar retractatlonum; 2. Письмо и две записи о неоконченной работе о Рустике. – СПб.: Тип. Меркушева, 1907. – 26 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1907. 35 . Студенческие записи лекций по общей церковной истории, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1887–1888 уч. г. – СПб.: Типо-лит. Яздовского, – 392 с. – Авт. установлен по каталогу Рос. нац. б-ки. 36 . Учение Оригена о Святой Троице. – СПб.: Тип. Елеонского, 1879.-VI, 452 с. 37 . Ученые заметки и письма проф. В.В. Болотова , относящиеся к сношениям его с Комиссией по переводу богослужебных книг на финский язык. – СПб.: Тип. Меркушева, 1906. – Март. – С. 379–390; Май. – С. 671–696. Александр Иванович Бриллиантов (1867–1933) Александр Иванович Бриллиантов родился в 1867 году в семье священника Ильинской церкви села Цыпино Кирилловского уезда Новгородской епархии. Обучался в Кирилловском Духовном училище и Новгородской Духовной семинарии. В 1887 году поступил в Московскую Духовную Академию, по окончании которой с 1893 по 1900 год преподавал историю и обличение русского раскола в Тульской Духовной семинарии, одновременно исполняя обязанности епархиального миссионера. В 1893 году представил в Совет Санкт-Петербургской Духовной Академии магистерское сочинение «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены», которое по напечатании успешно защитил в 1898 году. В 1900 году был избран на кафедру общей церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии доцентом вместо скончавшегося В.В. Болотова . С 1900 года был делопроизводителем Комиссии Святейшего Синода по старокатолическому и англиканскому вопросам. В течение ряда лет состоял членом Библиотечной комиссии Академии. В 1914 году по присуждении докторской степени, – ординарный профессор; в этой должности состоял до закрытия Академии в 1918 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Русской Православной Церкви подход к проблеме бессмертия души, как и к многим другим проблемам душеведения, был другой. В первую очередь он состоял во включении психологических проблем в широкий богословско-антропологический контекст. Такими были работы Феофана Прокоповича (1681–1736), архиепископа Новгородского (см., напр.: «Богословское учение о состоянии неповрежденного человека или о том, каков был Адам в раю» (М., 1785)). Как крупный издатель того времени, Н. И. Новиков содействовал выходу в свет собраний сочинений Феофана Прокоповича и высоко его ценил, как «мужа, учением и изяществом писаний своих славу России приносящего» (Н. И. Новиков и его современники. 1961, с. 327). Богословско-антропологический подход к психологическим темам проявился и у Михаила (Десницкого , 1762–1820), митрополита Новгородского, а затем Санкт-Петербургского, окончившего Троицкую семинарию, слушавшего лекции и в Духовной академии, и в Московском университете. Основной темой его работы «Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового, внутреннего, духовного человека» (в 2х ч. СПб., 1798) является душеспасение, раскрываемое через психологический анализ состояния грехопадения. Отдельные главы им посвящены религиозно-психологическому анализу страстей ветхого человека: самолюбию, своеволию, зависти, гневу и др. При этом его психологические мысли опираются на христианское антропологическое учение: «Человек есть создание Божие из двух различных существ, из телесного и духовного, из видимого и невидимого, из внешнего и внутреннего составленное» (с. 16–17). «Человек есть такой таинственный сосуд, который вмещает в себя и тайны наружного, видимого мира, и тайны внутреннего, невидимого» (с. 17). Эта же тема, ещё полнее и с большим психологическим уклоном, была рассмотрена им позже в «Беседах о внутренних состояниях человека…» (СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1819). Автор показывает, что Адам в раю был душевно гармоничен, блажен и покоен, но «от падения произошло, что ныне у человека разум помрачился, воля испортилась, сердце повредилось, нравы развратились…» (с. 15). Откуда появляется насущная потребность познать себя, познать своё печальное состояние грехопадения и обратиться к Богу.. В «Беседах о разных степенях истинного покаяния…» (СПб.: Тип. И. Ианнесова, 1819) он подчеркивает необходимость внутреннего раскаяния и очищения, обновления и освящения: «не может быть Богу угодно хождение наше в церковь , поклоны, молитвы и приношения, ежели знаки сии не означают внутренних действий, ежели они не соединены с сердечным Богослужением» (с. 58), «жертву духовную, то есть, сердце смиренно и духа сокрушенна должны мы приносить в дар Богу…» (с. 60). Конечное же обновление и восстановление всего человеческого существа произойдёт при воскресении, о чём он пишет отдельно: «Беседы о воскресении мертвых» (СПб., 1798).

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

Завершая статью, заметим, что незыблемая духовная связь Афона и Валаама, выразившаяся в первую очередь, в восприятии последним традиций старчества и исихазма, не подлежит сомнению. «Как и св. Афон, Валаам поныне светит. Афон — на юге, Валаам — на севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся “ночь мира”, — нужны маяки» с. 2].   Источники и литература 1. АФВМ (Архив Финляндского Валаамского монастыря). 8087. Рукопись монаха Иосифа. Мир Твой даждь нам, Сыне Божий. 1912 г. 2. АФВМ. Дневник путешествия по святым местам иеромонаха Маркиана [рукопись]. 3. Валаам Христовой Руси. М.: Хризостом, 2000. 4. Валаамский Преображенский мужской монастырь//Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб.,1891. Т. V. 5. Валаамское слово о Валаамском монастыре, исторический очерк. СПб., 1875. 6. Живописное обозрение русских святых мест. Валаамский монастырь. Одесса, 1900. 7.  Зайцев Б. Валаам//Валаамская обитель: свет Православия. Паломнические очерки: А.Н. Муравьев, И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев/сост. Гусев В.Д. М.: Ставрос, 2003. 8.  Коняев Н.М. Апостольский колокол: Валаамские столпы веры и духа. М.: Благо, 2006. 9.  Кривцов Н.В. Кижи и Валаам. М.: Вече, 2006. 10. Немирович-Данченко В.И. Наши монастыри: очерки и рассказы. СПб.: Русская симфония, 2009. 11. Описание Валаамского монастыря и подвижников его. Б. м. и г. 12. Полный Валаамский патерик: старец Михаил Старший, исповедник страждущего Православия//РП. 1998. 17. 13. Рункевич Н.Я. На Валаам//Странник. СПб., 1904. Т. I. Ч. 1. 14. Слово о Валаамском монастыре. Исторический очерк. СПб., 1888. 15. Смирнова И.А., Яровой О.А. Валаам: под флагом Финляндии. Петрозаводск, 2001. 16. Ф[едченков В.А.] На «Северный Афон»//Странник. 1906. Т. II. Ч. 1. 17. Широков Сергий, свящ. Валаамский монастырь и Американская православная миссия: история и духовные связи. М.: Храм Святой Троицы у Покровских ворот, 1996. 18. Шмелев И. Старый Валаам. М.: Артос-Медиа, 2007. Игумен Дамаскин (в миру Дамиан Кононов) родился в 1795 г. в крестьянской семье в Тверской губернии. На Валаам прибыл в 1819 г., в 1825 пострижен в монашество, в 1838 г. рукоположен во иеродиакона, скоро – в иеромонаха. На должность игумена рекомендован благочинным монастырей архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) и возведен в сан игумена в 1939 г. В его время в монастыре была эпоха расцвета, велось обширное строительство. Скончался в 1881 г. после продолжительной болезни, погребен на устроенном им игуменском кладбище.

http://bogoslov.ru/article/5847013

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010