II. Состояние данной науки с появления опыта еп. Пензенского Иннокентия до обнародования системы о. Кочетова Год 1821 был знаменательным в исторшии науки Нравственного Богословия у нас – в России: в течение его «напечатан на русском языке» труд по данной науке, принадлежащий епископу пензенскому Иннокентию 208 и представляющий собою его лекции, читанные им в бытность его «ректором» спб. духовной семинарии. Лекции Иннокентия уже «в 1817 г. были одобрены ревизором, академии ректором Филаретом», вследствие чего «комисия духовных училищ предписала академическому правлению: возъимеет попечение, дабы те из... сочинений, рекомендованных ревизором (т. е., уроки деятельной богословии Иннокентия...), которые нужны для классического употребления..., истребованы были в академическую конференцию для рассмотрения к напечатанию » 209 ... Лекции Иннокентия, впрочем, еще до 1821 года уже были широко известны: так, они «на латинском языке были в употреблении у студентов первого курса» московской дух. академии («в 1817 г.»), затем здесь же «иеромон. Моисей Сахаров», в течение «1819 –1820» уч. г. «читавший лекции» по данной науке «во втором академическом курсе, руководствовался» все ими же, так как, – говорит историк, – «по основательности мыслей и ясности изложения» они-де «были в ту пору лучшим руководством для изучения Нравственного Богословия» 210 . Высоко ценит их, напр., и проф. А. И. Гренков, говоря: «в русской литературе мы знаем лучший опыт со стороны методологии, – это Богословие деятельное преосв. Иннокентия пензенского , помещенное в 1-й части собрания его сочинений 1845 г.» 211 . 212 ... Общее содержание печатного (русского) курса Иннокентия по разсматриваемой науке 213 таково. Уясняя предварительные вопросы или, как сам автор говорит, «предварительные понятия о Богословии Деятельном», он при этом, между прочим, так определяет «состав» данной науки: «все нравственные или деятельные истины относятся либо к лицу, наставляемому в деятельной жизни (подлежащее деятельности), либо к разным действиям, из коих она составляется (предмет деятельности); либо к различным обстоятельствам, с которыми действующий и его действия должны сообразоваться (образ деятельности).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

А.Н. Надеждин Воспитанники Звание. Ученики семинарии были собственно дети священоцерковнослужителей, 137 но в семинарию принимались и светские, с известными условиями и ограничениями. В 1818 г. Комиссия дух. уч. утвердила мнение акад. правления «о доцущении в дух. училища гражданских лиц и о снабжении их свидетельствами от сих училищ, соразмеряясь однако же с числом дух. воспитанников и вместимостию училищных домов». Между делами архива спб. семинарии, особенно 1819 и 1820 годов и раньше, встречается немало прошений от светских лиц о принятии детей их, или родственников, в семинарию, или дух. училища, напр. от тит. советника Есаулова, служащего при Императ. фарфоровом заводе, канцеляриста Анкудинова, камер-лакея Небольсина, титул, советника Ермолаева, новоторжского купца Аксанина и др. Семинарское правление не находило обыкновенно препятствий к принятию их, кроме неблаговременности, т. е. если, началось уже ученье, или под условием сначала своих разместить по комнатам. В январе 1822 г. последовало о светских следующее предписание Комиссии дух. уч. (от 22 дек. 1821 г.) «1) Детей не принадлежащих к духовному званию в духовные училища не принимать, буде они обременены многими учениками духовного звания, дабы излишним умножением учащихся не обременять как самых наставников, так и не делать затруднения в ходе учения; но если такового препятствия не встретится, то принимать в качестве приватно обучающихся. 2) Принимать их только пред началом учебного курса, а увольнять во всякое время, когда сами просить будут. 3) С выходящего из семинарии не в срочное время, если он жил в семинарии на своем содержании, удерживать в экономии весь остаток суммы, какая внесена была учеником при вступлении его. 4) При увольнении, аттестата не выдавать, а только свидетельство об обучении приватно, с означением, что выданное ему свидетельство ни в каком случае не может заменить аттестата семинарского. 5) Увольняемым в средине курса детям светского звания не выдавать свидетельств.» Однако же это предписание не мешало светским проситься и поступать в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин Николаевич (18.05.1787, Вологда - 7.07. 1855, там же), поэт. Из старинного дворянского рода. В 1797-1802 гг. воспитывался в частных пансионах в С.-Петербурге. Впервые выступил в печати с переводом на франц. язык речи Московского митр. Платона (Левшина) (Discours pour le couronnement de Sa Majesté L " Empereur de toutes les Russie Alexandre I/Prononcé le 15 sept. 1801 par mgr. Platon, archévèque metropolitain de Moscou. СПб., 1801). С 1802 г. служил в Мин-ве народного просвещения. Во время войны с Наполеоном I 1806-1807 гг. вступил в ополчение, принимал участие в боевых действиях в Пруссии, ранен в сражении под Гейльсбергом, награжден орденом св. Анны 3-й степени. Более года был в отпуске, с осени 1808 г. служил в лейб-гвардии Егерском полку, участвовал в русско-швед. войне (1808-1809). С мая 1809 г. вновь находился в отпуске, с июля того же года - в отставке. С дек. 1809 г. жил в Москве, дружил с В. А. Жуковским , П. А. Вяземским , печатался в «Вестнике Европы». В янв. 1812 г. переехал в С.-Петербург, в апр. того же года поступил на службу в Публичную б-ку помощником хранителя рукописей. После начала Отечественной войны 1812 г. нек-рое время жил в Москве, затем в Н. Новгороде, в марте 1813 г. был зачислен в Рыльский пехотный полк штабс-капитаном. В 1813-1814 гг. участвовал в заграничном походе рус. армии, служил адъютантом при ген. Н. Н. Раевском, за участие в сражении под Лейпцигом награжден орденом св. Анны 2-й степени, после капитуляции франц. армии с марта по май 1814 г. пробыл в Париже. В апр. 1816 г. вышел в отставку, жил в Москве и имении Хантоново Новгородской губ., готовил к изданию «Опыты в стихах и прозе» (СПб., 1817. 2 ч.). С авг. 1817 г. служил помощником библиотекаря в Публичной б-ке в С.-Петербурге. В июле 1818 г. назначен в Коллегию иностранных дел и направлен в рус. миссию в Неаполь. В нач. 1819 г. прибыл в Рим, в февр.- в Неаполь. С кон. 1820 г. служил в рус. миссии в Риме. В Италии у Б. проявились признаки психического расстройства, вскоре принявшего тяжелую форму. Неск. раз Б. подавал императору прошения об отставке и позволении постричься в монахи. С 1824 г. находился в психиатрической клинике в Зонненштайне (Германия), с 1828 г.- в Москве под наблюдением врача. В 1833 г. получил офиц. увольнение от службы, остаток жизни провел в Вологде на попечении родных. Редкие посетители (Н. В. Берг, С. П. Шевырёв) вспоминали о набожности Б., о его молитвах в минуты просветления. Поэт умер от тифа, на его погребении присутствовало вологодское духовенство во главе с Вологодским еп. Феогностом (Лебедевым) . Б. похоронен в Димитриевом Прилуцком муж. мон-ре .

http://pravenc.ru/text/77684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРСКИЙ Владимир Васильевич (8.07.1819, Кострома - 13.04.1847, Пекин), востоковед, член 12-й Пекинской духовной миссии (1840-1847). Род. в семье священника, брат прот. А. В. Горского . Обучался в Костромской ДС, в 1837-1839 гг.- в СПбДА. В 1839 г., не окончив полного академического курса, по своему прошению был зачислен в 12-ю Пекинскую духовную миссию. Из уважения к предстоящему служению ему досрочно присвоили степень канд. словесных наук. В С.-Петербурге Г. изучал кит. язык под рук. архим. Иакинфа (Бичурина) , а также маньчжурский язык, позже в Китае выучил тибет. язык. В дек. 1839 г. выехал из С.-Петербурга, 21 июня 1840 г. в составе очередной группы миссионеров отправился в Пекин из Кяхты через Монголию. Служил вместе с крупными востоковедами В. П. Васильевым и мон. Палладием (Кафаровым). Во время пребывания в Пекине Г. изучал раннюю историю маньчжурской династии Цин, посвятил этой теме неск. сочинений, основанных на маньчжурских и кит. источниках. Изучал буддийские книги по кит., монг. и тибет. текстам. Занимался переводами, в частности перевел с тибет. буддийский трактат «Сидданта». В 1845 г. участвовал в приеме огромной коллекции буддийских сочинений, подаренной духовной миссии цинским правительством. Среди них был редкий полный экземпляр тибет. буддийского канона Ганджур и Данджур . Г. составил описание коллекции, в качестве ответного дара от российского правительства передал в Пекин 357 рус. книг по разным отраслям знаний. Сохранились письма Г. родителям и брату с подробным описанием подготовки буд. миссионеров, деятельности миссии в Китае, с бытовыми зарисовками из кит. жизни. Письма частично опубликованы в «Богословском вестнике» . Арх.: АВП РИ. Ф. Гл. арх. I-V. 1840-1850. Д. 2. П. 34. Ч. 1; РГБ ОР. Ф. 172. К. 85. Ед. хр. 1. Соч.: Начало и первые дела маньчжурского дома//Тр. членов Рос. духовной миссии в Пекине. СПб., 1852. Т. 1. С. 1-187; О происхождении родоначальника ныне царствующей в Китае династии//Там же. С. 189-244; Страница из истории правосл. рус. миссии в Китае: (Письма миссионера)//БВ. 1897. 5. С. 225-239; 8. С. 158-175; 10. С. 103-113; 11. С. 254-266; 1898. 1. С. 89-100; 2. С. 230-241; 4. С. 61-80; 6. С. 342-359; 8. С. 202-224; 10. С. 92-102; 11. С. 212-226; 12. С. 361-372.

http://pravenc.ru/text/166269.html

Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский (Ужинский) Родился 22 марта 1777 года. В 1807 году пострижен в монашество. 30 мая 1811 года возведен во игумена Деревяницкого Воскресенского монастыря Новгородской епархии. 5 ноября того же года переведен в Антониев монастырь в сане архимандрита. С 7 марта 1816 года – настоятель Иверского монастыря. 10 марта 1819 года переведен в Юрьев монастырь. 11 мая 1819 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 12 апреля 1822 года – епископ Курский и Белгородский. 28 марта 1831 года возведен в сан архиепископа Черниговского. С 19 сентября 1836 года – архиепископ Казанский. 1 марта 1848 года уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь. Скончался 16 декабря 1855 года и был погребен в пристрое к Никольскому храму Свияжского монастыря, около могилы святителя Германа, архиепископа Казанского († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября). Труды: Слово, говоренное на обновление кафедрального собора г. Казани по освящении придельного при нем храма, во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба 1846 г., июня 24 дня.//Православный собеседник. – 1878, август. – С. 313–318. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1404, 1417. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 232. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 245. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 48, 54, 61, 74, 267, 290, 512, 635. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 232. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 319.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Моисей, архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Богданов-Платонов-Антипов) Родился в 1783 году. Образование получил в Троице-Сергиевой духовной семинарии. В 1808 году пострижен в монашество. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра. С 1817 года – ректор Киевской духовной семинарии и архимандрит Киевского Братского монастыря. С 1819 года – первый ректор Киевской духовной академии. В 1822 году за лекции, читанные в Киевской духовной академии, удостоен звания доктора богословия. 2 марта 1824 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 28 ноября 1827 года назначен епископом Вологодским и Устюжским. 29 ноября 1828 года переведен в Саратов. С 12 марта 1832 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член Святейшего Синода. Скончался 13 июля 1834 года. Погребен в Тифлисе в Сионском соборе. Преосвященный Моисей оставил о себе память как об архипастыре в высшей степени кротком, мягком, радушном, общительном, снисходительном и приветливом. Литература: Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 280, 281. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1399, 1412. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 21, 22. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 248. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 20, 40, 733, 1023. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 248. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Нафанаил, архиепископ Псковский и Лифляндский (Павловский) В 1817 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра. С 7 мая 1819 года – инспектор Санкт-Петербургской духовной академии. С 26 июля 1821 года – ректор Ярославской духовной семинарии и архимандрит Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. С 1827 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 8 сентября 1830 года хиротонисан во епископа Полтавского и Переяславского. С 12 мая 1834 года – епископ Псковский и Лифляндский. 15 июня 1836 года возведен в сан архиепископа. Скончался 28 июля 1849 года. Преосвященный Нафанаил – наилучший архипастырь Русской Православной Церкви своего времени, по отзыву митрополита Московского Филарета (Дроздова , † 1867; память 19 ноября/2 декабря). Но жизнь его была слишком короткой. Козни врагов Православия в Лифляндии, тогда принадлежавшей к Псковской епархии, смуты и казнокрадство в самом местном духовном управлении, скорби от лжебратии сильно повлияли на ослабление телесных сил преосвященного Нафанаила и сокращение самой жизни, но не ослабили его высоких душевных качеств. Труды: Воззвание о помощи страждущим от голода. Три слова//Христианское чтение. – СПб., 1834 и 1850. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 269. Князев А. С. Очерк истории Псковской семинарии от начала до преобразования ее по проекту устава 1814 года. – М., 1866/Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. – 1866. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 20, 291, 292. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1409, 1410. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 269.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Псков. Церковь Анастасии Узорешительницы в Кузнецах. Церковь Анастасии Римлянки Карта и ближайшие объекты Церковь Анастасии римлянки «в Кузнецах». 1539 г.-19 в. Впервые церковь Анастасии в Полонище, на Кузнецкой улице была поставлена в 1488 г; она была «обетной» однодневкой и находилась в центральной части Полонища, недалеко от Трупеховских ворот в стене 1374-1375 г.г., недалеко от Торга, доходившего до Трупеховки (И.К. Лабутина). По преданию, ее построил Василий Дол в память о жене и дочери, носивших имя Анастасии. Настоящая церковь построена в 1539 г. Это крупный памятник псковского зодчества, большая приходская церковь. Она полностью, всеми своими объемами установлена на мощный сводчатый подклетный этаж, т.е. ее можно рассматривать как двухъярусную. Четверик храма четырехстолпный, трехапсидный, имеет одну главу со световым барабаном на повышенных подпружных арках. Северный придел 1639 г., с юга пристроена ризничная палатка, закрытая галерея, включающая в себя притвор и подходящая к приделам. Притвор и ярусная колокольня, скатные кровли, — перестройки 1819–1827 гг., с ориентацией на стиль классицизма. Фасады четверика и придела членятся лопатками, апсиды и завершение барабана декорированы бегунцом и поребриком, проемы барабана — бровками. Несмотря на все переделки, можно заметить прекрасные пропорции здания и совершенство былого интерьера. В 16 в. это была одна из красивейших церквей Пскова (Ю.П. Спегальский). После передачи епархии можно надеяться на возрождение былого великолепия храма, стоящего в историческом центре Пскова — и в сегодняшнем его административном центре: Анастасиевская церковь находится на полпути между резиденциями мэра и губернатора. Храм вмц. Анастасии Узоразрешительницы в Кузнецах. Действует. Придел храма посвящен вмц. Параскеве Пятнице (память 28 октября/10 ноября). Источник: Псковская епархия: справочник-путеводитель: 2009. СПб.: Ладан , 2009 «Сохранившееся здание построено целиком в XVI веке. Оно перестраивалось в XVII веке, когда были переделаны первоначальные приделы, и позднее. В 1819 году была уничтожена его звонница и крыльцо и построены существующая теперь паперть с лестничными всходами и колокольня. О первоначальной композиции храма ясно говорит план сравнительно хорошо сохранившегося подцерковья. Храм был совершенно симметричным, с приделами с севера и юга, галереями, притвором и крыльцом перед притвором. С южной и северной сторон к галереям недалеко от приделов примыкали еще небольшие объемчики входов в погреба, помещавшиеся под галереями и приделами».

http://sobory.ru/article/?object=00510

Иннокентий, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Александров Илия Федорович) Родился 8 июля 1793 года в Астрахани, в семье кафедрального протоиерея Феодора Чумички. Первоначальное образование получил в Астраханской духовной семинарии. В 1819 году окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью магистра. 14 марта 1820 года пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. 15 августа 1821 года возведен в сан архимандрита Старицкого Успенского монастыря Тверской епархии. 2 августа 1823 года назначен ректором Смоленской духовной семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. Одновременно состоял членом консистории, цензором проповедей, благочинным монастырей. 19 мая 1832 года хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. Здесь он много заботился о благоустройстве епархии, оказал большое влияние на улучшение деятельности епархиальной консистории. 22 июля 1835 года перемещен в Иркутск, где содействовал миссионерским трудам протоиерея Вениаминова, будущего святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского ( † 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября). 23 апреля 1838 года назначен епископом Екатеринославским и Таганрогским. С 14 октября 1839 года – действительный член Общества истории и древностей российских. 19 августа 1853 года уволен на покой в Старо-Харьковский Куряжский Преображенский монастырь, где и скончался 3 апреля 1869 года. Преосвященный был добрейший человек, простой, общедоступный, предупредительный, внимательный и снисходительный к людским слабостям. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 369. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1401, 1416. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 277. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 461, 556, 594, 965.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Парфений, епископ Архангельский и Холмогорский (Петров Пахомий) Родился в 1748 году в Нижнем Новгороде в семье священника. Образование получил в Новгородской духовной семинарии. В 1770 году определен в ней учителем. 26 ноября 1776 года пострижен в монашество. В 1777 году рукоположен во иеродиакона, а в 1778 году – во иеромонаха. 22 апреля 1778 года назначен ректором Архангельской духовной семинарии. 30 мая 1779 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Антониево-Сийского монастыря Архангельской епархии. 26 мая 1790 года переведен в Александро-Свирский монастырь Олонецкой епархии. С 6 февраля 1800 года – настоятель Вяжищского Николаевского монастыря Новгородской епархии. С 14 июня 1802 года – настоятель Иверского Богородицкого монастыря Новгородской епархии. С 12 января 1804 года – настоятель Новгородского Юрьева монастыря. 6 июня 1809 года хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Скончался скоропостижно 22 июля 1819 года. По случаю приезда в Архангельск императора Александра I отпевание покойного владыки было отложено на все время пребывания императора. Погребен епископ Парфений в Холмогорском Преображенском соборе. Труды: Симфония на Пятокнижие Моисея. – М., 1823. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 202. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 202. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 571. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 48, 54, 67, 815, 821, 993. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010