П.П. Петрушевский Святая земля Палестина, как особенно священное место для христиан. Много у нас, православных христиан, есть св. мест, ибо благодать Божия проявляется всюду и все освящает, согласно сказанному Господом Иисусом в беседе с Никодимом: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит, и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа» ( Ин.3:7, 8 ). Но есть одна страна, в которой дары милости Божией сугубо излились на род человеческий, и которая посему имеет значение всемирное. Это – та страна, в которой Сын Божий – Предвечное Слово – благоволить снизойти к бренному естеству человеческому, воплотился и родился от Пресвятой Девы Марии, возрастал, обращался с людьми, благовествовал им Евангелие Царствия Божия, творил знамения и чудеса, пролил Свою драгоценную кровь на кресте за грехи мира, был погребен, тридневно воскрес и вознесся во славе на небеса. Наименования Палестины. Страна сия в древности называлась землей Ханаанской – от хананеев, первых ее обитателей, и Ханаана, сына Хамова, их родоначальника ( Быт.10:6 ), Израилевой – от Иакова, названного Израилем ( Быт.32:28 ; ср. Мф.2:20 ), Иудеей, или землей Иудеев, от имени господствующего колена Иудина и царства Иудейского, в пределах которого по преимуществу селились евреи по возвращении из плена Вавилонского, Палестиной (у греков и римлян) – от Филистеи, полосы земли, прилегавшей юго-западной приморской границей к Египту и населенной прежде филистимлянами. Но более обыкновенным названием ее было в Ветхом Завете земля Обетованная, а в Новом – земля Святая. Бог издавна предназначил ее служить местом великих событий искупления рода человеческого через обетованное от века Семя жены ( Быт.2:15 ). Еще за две тысячи слишком лет до Рождества Христова Он изводит из Ура Халдейского отца верующих, Авраама ( Гал.3:6–8 ; Евр.11:8–10 ), в эту страну, которую Сам указывает ему, и обещает отдать ее всю к северу и к югу и к востоку и к западу, в долготу и широту ее, ему и его бесчисленному потомству во владение вечное ( Быт.12:1, 7, 15–17 ; Быт.15:7, 18 ). Согласно Его обетованиям, в семени Авраама, именно в этой земле, имели получить благословение все племена земные ( Быт.18:18 ; Быт.20:18 ). Правда, вера в исполнение сих обетований в течение четырехсот слишком лет после сего подвергалась в судьбе Авраама и потомков его разным испытаниям, каковы, например, неплодство Сарры, жертвоприношение Исаака, раздоры в семье Исаака, жестокое утеснение в Египте; но наступило, наконец, и осуществление сих обетований, хотя до времени только в известной части. Сам Бог воздвигает народу еврейскому вождей в лице Моисея и преемника его Иисуса Навина и изводит их в землю Обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Трехлетнее приключение в тюрьме Источник:  Пресс-служба Свято-Петровского братства Протоиерей Павел Адельгейм, лично знавший многих исповедников веры и сам пострадавший за веру от советской власти, встретился 9 февраля 2010 года с жителями Санкт-Петербурга в музее А.А. Ахматовой. Многие неизвестные прежде фрагменты биографии, например, рассказ о. Павла о том, как он нашел во внутренней тюрьме КГБ среди конфиската Святые Дары, которыми он мог причащаться в течение всего срока пребывания в лагере, вызвали массу вопросов и живой отклик среди пришедших – на встрече присутствовало более 150-ти человек. Такой же интерес вызвал рассказ об особой связи о. Павла с А.А. Ахматовой – не имея реального повода для обвинения, власти додумались обвинить о. Павла в том, что обнаруженные у него перепечатки " антисоветских " произведений М.Волошина, А.А Ахматовой, А.И. Солженицына и других, он только приписывает известным советским поэтам и писателям, а на самом деле написал их все сам. Сама встреча, организованная Свято-Петровским малым православным братством, называлась " Господа " ташкентцы " . История ссыльного духовенства " . С одной стороны она была приурочена к музейной выставке " Азийский дом " , название которой цитирует строчку из стихотворения Анны Ахматовой, воспринявшей Ташкент времен эвакуации как второй дом для себя. С другой стороны, именно там начал свое священническое служение о. Павел и встретил там многих новомучеников и исповедников российских, память которых православная церковь отмечала 7 февраля. О. Павел рассказал о том, что в советское время в Средней Азии возникла совершенно особая микрокультура. Туда было сослано очень много людей из Ленинграда, Москвы, из других городов России: не только духовенство, но интеллигенция и крестьянство, сохранившие церковные традиции. Там жили митр. Арсений (Стадницкий), один из трех кандидатов на патриарший престол в 1917 г., и еще один участник Поместного собора 1917-18 гг., четырежды сидевший в советское время митр. Никандр (Феноменов); будущий митр. Гурий (Егоров), один из основателей и руководителей Санкт-Петербургского Александро-Невского братства, и свт. Лука (Войно-Ясенецкий), дважды возглавлявший ташкентскую кафедру. Среди многочисленных священников и мирян встречались последователи свв. Алексея и Сергия Мечевых, св. Иоанна Кронштадтского, те, кто хорошо знал митр. Вениамина (Казанского) и др.

http://religare.ru/2_72903.html

Предисловие В этой брошюре собраны выписки из проповедей, наставлений и бесед многих святых, подвижников и старцев о том, Кем для нас является Пресвятая Богородица, и почему должно усердно прибегать в молитвах за Ее помощью. Здесь также помещены редкие молитвы многих святых к Усердной Заступнице рода христианского. В обращениях к Богородице Деве подвижники изливали все свои сердечные прошения и вручали Ей всю свою жизнь. Все эти наставления и молитвы оставлены нам в наследие для того, чтобы указать нам верный ориентир на пути ко спасению. Чтобы мы, христиане последнего времени, шествуя по стопам святых, сподобились их награды в жизни вечной. А поскольку все угодники Божии свою надежду возлагали на Божию Матерь, то тем более мы, в наше апостасийное время, имеем большую нужду в покрове и заступлении Владычицы нашей Пресвятой Богородицы. О ПОЧИТАНИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Проповеди, поучения и высказывания св. отцов, подвижников благочестия, современных старцев о необходимости почитания Пресвятой Девы Марии Превыше всех чинов Архангельских царствует Пресвятая Дева Мария. Весь сонм небесных Духов, озаренный лучезарным сиянием славы Ее, восхваляет и превозносит Ее. Но на высоком своем престоле Божия Матерь не забывает и земнородных чад своих; она любит и благословляет их. Нежный взор Ее следует за ними на всех путях их. Кто может измерить глубину любви Ее? Когда ты молишься Ей, вещает Ангел, я возношу к Ее престолу твои желания и прошения; и не чувствуешь ли ты, как роса благодати тотчас окропляет и оживляет твою душу? Одно воспоминание о Пресвятой Деве Марии изгоняет из сердца всякое уныние, всякую скорбь. Она ниспосылает свое благословение всем, притекающим под покров Ее. Благодатные дары благословений Ее суть чистые помыслы, святые желания, небесные надежды, радость сердца, просвещение ума, святость воли. Молитва к Богоматери столько необходима для души твоей, сколько необходимо дыхание для твоего тела. Благодать есть жизнь твоей души; но благодать ниспосылается тебе по ходатайству Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/sborni...

Преподобный Варсонофий (1845–1913) Известно про встречу будущего старца Варсонофия со святым праведным Иоанном Кронштадтским в Москве. «Когда я вошел в церковь , обедня уже кончилась. Я прошел в алтарь. В это время отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив чашу, он вдруг подходит ко мне, целует мою руку и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником. Я над ними потешался, так как у меня и в мысли не было принимать сан священника», – рассказывал сам старец. Когда полковник Павел Иванович Плеханков (так звали старца в миру) тяжело заболел и почувствовал приближение смерти, он велел своему денщику читать Евангелие, а сам забылся... И здесь ему было чудесное видение. Он увидел открытыми небеса и содрогнулся весь от великого страха и света. Вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним. Он глубоко проникся сознанием покаяния за всю свою жизнь и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину пустынь. К удивлению всех, больной полковник стал быстро поправляться, выздоровел и уехал в Оптину пустынь. Старцем в Оптиной был в это время отец Амвросий. Он велел ему покончить все дела в три месяца, предупредив, что если он не приедет к сроку, то погибнет. И вот тут начались различные препятствия. Приехал он в Петербург за отставкой, а ему предложили более блестящее положение и задерживают отставку. Товарищи смеются над ним, уплата денег задерживается, он не может расплатиться со всем, с чем нужно, ищет денег взаймы и не находит. Но его выручает старец Варнава из Гефсиманского скита, указывает ему, где достать денег, и тоже торопит исполнить Божие повеление. Люди противятся его уходу, находят ему даже невесту... Только мачеха его радовалась и благословила его на иноческий подвиг. При Божией помощи он преодолел все препятствия и явился в Оптину пустынь в последний день своего трехмесячного срока. Старец Амвросий лежал в гробу в церкви, и батюшка приник к его гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Преподобный, я окаменен сердцем. Что мне делать? – Да даст тебе Бог слезы и сокрушение! – Батюшка, католическому Антонию можно молиться? – Он не прославлен у нас. Не молись. – Кремированных покойников можно поминать на Святой Литургии? – Если они были кремированы по собственной воле, то нет, а если помимо их воли, то да. – Преподобный, вам хотелось бы еще пожить? – Э, парень!.. – Батюшка сделал паузу, затем поднял руку и, устремив взгляд на небо, продолжил: – Как захочет Отец. Разве я знаю, будет ли хорошо, чтобы я еще пожил? Как захочет Отец. Правая вера румынского народа Отец Клеопа принимал всех приходивших к его святости, будь то православные, будь то другой веры, будь то румыны, будь то из другого народа, но твердо придерживался православной веры и не стеснялся исповедовать ее. «Знайте, что корень и жизнь народа нашего, пред Богом, – это правая вера во Христа, то есть Православие 163 . Мы обратились в христианство почти две тысячи лет тому назад, со времен святого апостола Андрея. Римские колонисты, которым проповедовали святые апостолы Петр и Павел в Риме, и греческие колонисты, когда пришли сюда с римскими легионами, принесли с собой православную веру. Тогда мы были даки; предки наши – даки и римляне, от них пошли мы, румыны. С тех пор как мы приняли правую веру в Бога, народ наш получил жизнь. До этого он был мертв; только телом был жив, а душой был мертв. Жизнь румынского народа – правая вера в Иисуса Христа. Будьте бдительны! Как христианский народ, две тысячи лет, с тех пор как мы существуем, мы имели всех правителей наших и все традиции наши священными. Твердо будем держаться православной веры. Вы видели, что начиная с первых наших воевод, с тех пор как существуют три румынские страны – Молдова, Мунтения и Ардял, все румынские правители были православными христианами. Посмотрите на Михая Храброго 164 ! Его мать была монахиня. Пойди в монастырь Козия, и найдешь возле Мирчи Ветхого 165 , основавшего этот монастырь и погребенного в нем, каменную плиту, на которой написано: “Здесь покоится монахиня Феофания, мама Михая Храброго”. Ты слышишь? Он властвует над тремя княжествами, а мама его – монахиня. Пойди в монастырь Пробота, где погребен Петру Рареш, его основатель. Ты увидишь возле его могилы надпись: “Здесь покоится раба Божия, монахиня Мария Олтя, мама Штефана Великого” 166 . Они цари, а матери их – монахини! Вы видите, какое единство было тогда между верой и властью? Так и нам нужно умирать!

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

ПРИОБЩЕНИЕ Когда нас приглашают за стол, то мы отвечаем: «Благодарю» и еще откланиваемся. И спокойно, без толчеи, ищем своего места. Так и здесь: священнослужитель говорит людям: «Мир всем». Будьте мирны. В мире приступайте... «И духови Твоему»... Здесь, главным образом, разумеется то умиренное душевное настроение, к которому только что готовила нас Церковь . Но нужно и внешне сохранить степенность, чин и благообразие. Когда будут причащать Святых Таин, то священник нередко предупреждает причастников: «Не торопитесь, не толкайтесь! Подходите спокойно, благоговейно!» И потом он осеняет народ благословением, подавая этот мир. И даже этим внешним знаком указывает: приступайте в благоговении. Почему люди приклоняют головы, а архиерей (или иерей) про себя читает благодарность за приглашение, от лица всех, конечно: «Благодарим Тя, Царю Невидимый», за все... За то, что Ты все в бытие привел, создал по милости Своей, и за все вообще, что Ты сделал. И теперь допусти поклонившихся «Тебе, Страшному Богу» приступить к Вечери, и Сам, Владыко, даруй, с трапезы Твоей, каждому по его «потребе». Так мы опять видим, что основной характер Евхаристии – благодарственное настроение – продолжается. И уже в третий раз, начиная с Канона, благодарим за «бытие», за сотворение. Почему это здесь? Некоторые жалуются, ропщут на свою жизнь. Но если бы они знали все величие, все блаженство истинного приобщения, то на все остальное они не только бы не обращали такого внимания, но почли бы все за ничто, и лишь благодарили бы Бога, что созданы, что существуют, и чрез это допущены ко Святому Причащению. Отец Иоанн Кронштадтский приходил в восторг к моменту Причастия. Блаженный Августин говорит, что если бы Ангелы могли завидовать, то они разве об одном бы сожалели, что не могут совершать Божественной Евхаристии здесь. Конечно, это лишь сильное образное выражение, ибо Ангелы на Небе Духом Святым причащаются благодати общения в высшей степени. Таков смысл упоминания о сотворении. А зачем «Страшному Богу»? Ведь уже «Отец» он отныне? Да, все было мирно, мирно. Но когда наступит самый момент Причащения, тогда человек вспомнит: Кто Агнец? Что такое Святые Дары? Бог, претворивший Себя в хлебе и вине! Страшно даже и выговорить это и представить себе!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Природа всякого духовного текста совершенно иная, нежели литературного или научного. Он не дает просто некую «информацию», когда, раз «прочитав» книгу; человек затем убирает ее на полку. Общение с духовным словом совсем иное по природе своей и по целям. Мы читаем Евангелие каждый день, входя каждый раз через слово в таинственное общение с Самим Христом. Слово движимое Духом Святым, несет в себе нетварную Божественную энергию, будучи тайноводителем Божественной благодати. Такое слово становится таинством. Цель его — сообщить благодать и Истину, устрояя спасение души читателя. Так, читая и открывая сердце такому слову, всякий непременно будет каждый раз входить в потоки дыхания Духа, пережитые, в данном случае, самим Старцем в глубокой молитве и в неуклонном предстоянии умом престолу Божию. Входя в мир его слов-идей, человек погружается духом в сферу Божественного присутствия, в которой постоянно жил сам Старец. И всякое пребывание сознанием в сей умной сфере таинственно воздействует на всего человека дух, душу и даже тело: «Царство Божие не приходит приметным образом» (см.: Лк. 17 :20), так и слово Старца, будучи плодом многолетнего плача и напряженной молитвы, незаметно для человека преображает его внутреннее устроение, возводя дух его в «горняя, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3 :1). Такое «таинство слова» нам предано самим Христом: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6 :63). Они животворят и очищают человека чрез словесное причастие самому Христу — Богу Слову: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15 :3). Старец был одним из немногих в наше время носителем сей величайшей христианской культуры духовного слова. К сожалению, в наше время эта культура, столь привычная для ранней Церкви, теперь понятна и доступна немногим. В первые века христианства вдохновленные последователи Христа неизменно пребывали в атмосфере евангельского слова, жили слово его как первую реальность и особенно интенсивно в моменты агапыевхаристии, причащаясь через слово, как через таинства, Самому Христу. Не зря святитель Ириней Лионский использует то же понятие «причащение», относя его и к причастию Христу через Святые Дары, и к евангельскому слову о Христе; и там, и здесь присутствует вся Личность Христа. Для первохристиан это было единой реальностью: общение и единение с Богом через Святую Чашу и Слово Его. В Старце мы видим редкий современный пример, который раскрывает для нас литургическую природу духовного слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

ПРИЧАЩЕНИЕ 1. Священникам можно причащаться келейно запасными Дарами, по потребности во время болезни Ваше желание чаще причащаться удобоисполнимо. Имейте у себя запасные Святые Дары: частицы Тела, пропитанного Кровию... и причащайтесь, когда потребность или как положите... В монастыре много дарохранительниц свободных. Попросите и употребляйте. Дома держите дарохранительницу со Святыми Таинами на почетнейшем месте, среди святых икон (1, с. 36). 2. Таинство Тела и Крови совершается Господом. Служащий есть только орудие Таинство Тела и Крови совершается Господом чрез действо всей Церкви. Служащий есть только орудие. Коль скоро на нем нет неразрешенного греха, он с дерзновенным упованием может и совершить Таинство, и причащаться (1, с. 71). 3. Исповедь и Святое Причастие необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища Исповедь и Святое Причастие неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища(1, с. 206). 4. Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность к Причащению – исповедание грехов с крепкой решимостью не грешить Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов (1, с. 227). 5. Последование к Святому Причащению совершать лучше в один раз, только не на службе Последование ко Святому Причащению, думаю, не погрешительно совершать и не в один раз, но, кажется, за один раз лучше. Но вычитывать его в церкви – нехорошая привычка... церковная служба своего требует внимания (2, с. 59). 6. Как приступать ко Святому Причащению Чтобы не было в грех (Святое Причащение), надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо, и добро делая, можно себе угождать (2, с. 212). 7. Разъяснение о Причащении в двунадесятые праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пюхтецкий монастырь ЖМП 7 июль 2015 /  24 августа 2015 г. 17:30 Испытание послушанием На протяжении многовекового периода существования монашеских общин продолжаются размышления о том, что такое послушание. Как будто бы всё ясно, однако в каждом отдельном случае возникают вопросы и недоумение. «Послушливую душу любит Господь», — указывает преподобный Силуан Афонский. О том, что такое послушание и всегда ли его правильно понимают монашествующие в современном мире, размышляет настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачева). Отсечение воли «Послушание выше поста и молитвы», — гласит духовная мудрость. Эти слова прозвучали из уст старой монахини, помогать которой нас, молодых тогда еще богомольцев, поставила благочинная монастыря мать Фотина. Слышали мы их впервые, и одна из нас не без насмешки спросила: «Что-то я такого в Евангелии не читала. Где об этом написано?» Монахиня ничего не ответила, а вечером принесла Библию, открыла ее и сказала вопрошавшей: «Читай...» Мы прочли и словно прозрели: И отвечал народу Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15, 22). Отчего иноческая жизнь строится на краеугольном камне святого послушания? Для православного человека, особенно же и в первую очередь для того, кто дал монашеские обеты, послушание — это прежде всего исполнение воли Божией. Послушание гласу Господа не что иное, как богопознание, без которого невозможно приготовить себя к тому, что ожидает каждого за гранью земного бытия. Скажем также вслед святым отцам: послушание — выражение благочестия. Преподобный Антоний Великий пишет: «Быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога». Святые отцы говорят, что воля — это единственное, что действительно принадлежит нам, а всё остальное — дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел.

http://e-vestnik.ru/church/_ispytanie_po...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.9 из  5) Предисловие Деяния Бога и Его святых, которые не могут быть истолкованы и объяснены при помощи человеческой логики, называются чудесами. Бог постоянно совершает чудеса. Об этом свидетельствуют слова Господа нашего Иисуса Христа: «Отец Мой доныне делает…» ( Ин. 5:17 ). Своими нетварными энергиями Бог промышляет, сохраняет и держит воедино всё творение, всё создание. То есть Бог хранит творение таким, каким Он его создал, сохраняет и защищает его Своей Божией заботой. Таким образом, в физическом мире постоянно и непрерывно проявляются нетварные энергии Бога, порождающие физические, тварные результаты. Следовательно, мы живём в непрерывном чуде. Все имеющиеся у нас способности пробуждаются по желанию Бога. Если Бог лишит Своей энергии какую-либо нашу способность, тогда мы теряем Ее. Сейчас у меня есть способность зрения. Я вижу, потому что того хочет Бог. Если Бог заберёт Свою энергию, я останусь слепым. Согласно учению Отцов Церкви, не существует физических законов (которыми управляется природа), а существуют духовные, или нетварные, причины. Творение живёт, потому что участвует в созидательной, промыслительной и живительной энергии Бога. Бог, сотворивший мир из ничего, не покинул его, а, напротив, управляет ним посредством своих энергий. Часто в выражении и проявлении Его нетварных энергий мы видим постоянство. Бог хочет действовать именно так. В своём старании познать физический мир человек выявляет это постоянство, фиксирует его и называет «физическими законами». Именно поэтому, когда люди видят свершение чудес, они объясняют это вмешательством Бога в действие физических законов. Однако чудо — это не вмешательство Бога в действие физических законов, а результат Его нетварной Благодати в созданном Им творении: «Отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лице Твое — мятутся» ( Пс. 103:28-29 ). Только Бог имеет силу творить чудеса по своей природе. Святые совершают чудеса Благодатью, полученной от Него. При совершении чудес их энергия является не их собственной человеческой энергией, а энергией Бога. Так, и Пресвятая Богородица, будучи Святою Святых, совершает больше чудес, чем любой Святой. И это ещё не всё. Через Нее, как ангелам, так и людям, передаются все духовные дары. Она имеет «второочерёдность после Троицы». После Троицы, которая обладает первенством, следует Божия Матерь, что «выше Херувимов и несравненно славнее Серафимов». И поскольку Она обладает «второочерёдностью после Троицы», всё, желаемое Ею, осуществимо. Как говорится в одной хвалебной песне нашей Богоматери из «Феотокариона» : «твое «могу» совпадает с «желаю», то есть ты можешь всё, что пожелаешь».

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-svjatog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010