Для прихожанина алтарь — это, наверное, самая загадочная часть храма: отгороженная иконостасом, с не всегда открытыми Царскими вратами. Как устроен алтарь и что там находится, рассказывают диакон Михаил ВОЛОДИН, клирик храма св. прп. Серафима Саровского в Кунцеве, преподаватель ПСТГУ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ. Для прихожанина алтарь — это, наверное, самая загадочная часть храма: отгороженная иконостасом, с не всегда открытыми Царскими вратами. Как устроен алтарь и что там находится, рассказывают диакон Михаил ВОЛОДИН, клирик храма св. прп. Серафима Саровского в Кунцеве, преподаватель ПСТГУ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.   Зачем должен совпадать радиус алтаря и купола? Если снаружи внимательно посмотреть на древние храмы, например храм Покрова на Нерли, то можно заметить, что форма алтаря и барабана, на котором находится главный купол, как правило, одинаковая (круглая или восьмигранная). И украшены эти две части храма одинаково: если на алтарной стене есть аркатурный пояс, он же есть и на барабане. «Алтарь и центральный купол храма всегда архитектурно связаны между собой, — рассказывает Андрей Анисимов. — Они являются частями одного большого символического целого, это образы Горнего мира. Эта взаимосвязь видна в том, что в древности алтарь и центральный барабан купола чаще всего имели один и тот же радиус. Единый радиус алтаря и барабана задает все пропорции храма. Храм начинают проектировать именно с них. Потом из их радиуса методом золотого сечения получается куб самого храма». Главное, что совершается в храме, это Евхаристия, ради нее строится храм, поэтому и начинается создание храма с того места, где она совершается, где находится престол, — с алтаря. «В алтаре на престоле совершается Великая Жертва, находятся Святые Дары, — поясняет диакон Михаил Володин. — Здесь же на престоле лежит Евангелие (Благая весть), находится семисвечник — символ семи ангелов Божиих (см. Откр. 4, 5), это символ служения, поскольку ангелы служат Богу. Также святые отцы понимали семисвечник как символ полноты церкви в семи Таинствах. Престол — это центр алтаря, храма и всего мира, не геометрический, а сущностный».

http://pravmir.ru/mesto-vstrechi/

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой «широкого профиля» 18.10.2013 447 Время на чтение 7 минут Все знают чудотворца и скорого помощника Николая . Многие водители, даже те, которые не ходят в церковь регулярно, знают наизусть тропарь святителю «Правило веры и образ кротости» и читают его каждый раз, садясь за руль. Я и сам так делаю. Святитель Николай Мирликийский считается покровителем путешествующих, потому что в дни земной своей жизни много помогал бедствующим в пути. Еще святителю Николаю молятся о замужестве дочерей, потому что он в свое время пожалел трех дочерей обнищавшего человека и помог с их замужеством. По этой же причине ему молятся о семейном благополучии. Святому Николаю также молятся о том, чтобы избавил от всяких бед, поскольку в его житии описано, как он выручил неправедно осужденных на казнь воевод. Есть еще и другие причины (по расширенному молитвослову), из-за которых следует обращаться молитвенно в первую очередь именно к этому святому. Недавно у одного моего прихожанина потерялся мобильный телефон. Он подошел ко мне и попросил прочитать акафист святому Иоанну Воину . Я с удивлением спросил, почему именно ему. В ответ прозвучало бодрое: «А кому ж еще в этом случае молиться?» Акафиста Иоанну Воину у меня не было, поэтому я предложил почитать акафист Николаю Чудотворцу. Он ведь святой «широкого профиля». Оказывается, многие святые имеют достаточно узкую специализацию. С этой точки зрения, мученику Иоанну Воину действительно принято молиться о возвращении украденного, а, скажем, перед выставкой пчел - преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, идущим в лес - царю Соломону, и так далее. Общая логика такого распределения понятна. Берем житие святого, читаем о том, что он претерпел в жизни - от того и может помочь, какое чудо совершил в теле, такое же сможет совершить и сущи на Небесах. Узость такого подхода очевидна. Апостол Павел пишет: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 9-12). Тут святой апостол говорит о тайне будущего века, когда раскроются дарования каждого в совершенстве, и неполное, несовершенное восполнит и усовершит Бог. Несомненно, святые на Небесах уже пребывают в преддверии этой славы, и их дары многократно умножились и расширились. Мы же примеряем на них свою земную рубашку, и клеем на каждого ярлык.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чему нас научил вирус? Церковь оказалась под особым ударом во время пандемии 11.05.2020 2560 Время на чтение 12 минут Что происходит в мире и в нашем государстве после прихода коронавируса, говорить не стоит. Все сами это видят. Распространение паники, в которой оказались, заинтересованы многие и которой подвержены те, кому она вроде бы не должна быть свойственна. Интересно, что многие специалисты дают весьма спокойные прогнозы. Вот, мне кажется, авторитетное и взвешенное мнение академика . В центре внимания человечества вопрос: рукотворный или природный этот вирус? Обсуждается, какой будет жизнь после пандемии. Но верующих более интересует, что же происходит в церковной организации и что с ней будет потом? Первое, что нужно отметить, – это наступление такого времени, когда мир стал крайне хрупок. Ясно, что вирус используется для своих целей политиками, возможно, из него сделали орудие, или он сделан как оружие. США обвиняют Китай, Китай обвиняет США. США угрожают странам, которые слабо борются с заразой, власти намекают что те, кто не верит в ужасы и значение пандемии, будут попадать под прещения. Правительства большинства стран разными средствами втянуты в эту мировую панику. Люди гадают и выдвигают разные предположения о целях мировой коронавирусной паники. Обо всём этом мы можем, разумеется, судить аналитически, но серьёзные и достоверные факты нам не доступны. Главное, вне зависимости рукотворен или нерукотворен вирус, – всё равно он попущен Господом. Рассмотрим действия вируса против Православия, и какой урок мы можем извлечь из этого попущения. Случайно (хотя в этом мире так мало случайных процессов) или неслучайно этот вирус замахнулся на нашу святыню Праздник праздников, выявил множество врагов Церкви, которые кроме клеветы и афиширования каждого случая заражения или болезни клирика, приходили в Святые дни Страстной Седмицы в храмы и оттуда сообщали в полицию о скоплении людей. Замахнулся вирус и на нашу главную святынюСвятые Дары. В православной среде начались ожесточенные споры о возможности заразиться от святыни. Хотя вроде бы очевидно, что даже если бы в Чаше были не Тело и Кровь Христовы, а простые вино и хлеб, при таком процессе раздачи вряд ли возможно было бы заразиться такой вирусной инфекцией.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/11/ch...

Зачем Он, Премудрый, не возвеличивает святых Своих паче всех, живущих на земле и не благословляет их всеми благами жизни? Для чего возносить на верх славы и могущества людей нечестивых, от насилия которых проистекает столько бед и зол для других? Для того, чтобы чище и светлее просияла добродетель, дабы яснее открылась её слава и величие. Если бы святые Божии оставались в тишине и спокойствии, пользовались всеми благами жизни, то могли бы другие подозревать чистоту их добродетели; тогда сказали бы, что они праведны и благочестивы за те дары, которые приняли от руки Господней. Так клеветал дьявол на праведного Иова пред Богом. И рече диавол пред Господем: еда туне Иов чтит Господа: не Ты ли оградил еси внешняя его и внутренния дому его, и яже вне всех сущих его окрест; дела же руку его благословил еси, и скоты его многи сотворил еси на земли. Но посли руку Твою, и коснися всех, яже имать, аще не в лице Тя благословит , т. е. произнесет на Бога злое слово и возропщет на Него 262 . Дабы уничтожить такую клевету, дабы оправдать святость рабов Своих, Премудрый Господь и попускает терпеть праведникам тяжкие скорби на земле. Эти скорби показывают, что праведники любят добродетель не за блага, соединенные с ней, но по одному чистому произволению своего сердца, по одной святой расположенности души своей угождать Богу. В этом-то по преимуществу и познается чистота добродетели, когда она является без всяких видов, льстящих самолюбию человека; тогда-то она особенно и открывается во всей своей славе и силе, когда с ней не соединяются никакие внешние преимущества и почести. Ирод на престоле, в царском венце: Иоанн в темнице, в оковах; тот облечен властью и мирским могуществом, а этот лишен свободы. И несмотря на такое различие внешнего их жребия, кто из них славнее и могущественнее? Славнее тот, кто ублажается церковью за святость своей жизни и верность служения Богу до смерти, могущественнее тот, кто не уступил страху человеческому и не был льстецом преступного величия запечатлев свидетельство истины мученической кончиной. Столько-то возвеличиваются и прославляются чрез добродетель святые люди! Столько-то и сама она просиявает в жизни их!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Молитва Многие из нынешних политиков или лжеполитиков 28 , или, лучше сказать, еретиков, говорят, что не следует молиться. Если, говорят они, Господь уже предопределил, что кому дать, и если Его предопределение неизменно, то молитва совершенно напрасна. Ибо если Бог предопределил дать, то даст и не молящемуся, а если предопределил не дать, то не даст и молящемуся. От этих злых и безумных речей отклоняет нас Спаситель наш, говоря: «Просите, и дано будет вам» ( Мф. 7:7 ). Молиться побуждают нас очень многие: пророки, апостолы, первенствующая Церковь , святые отцы Ветхого и Нового Завета и, наконец, даже все наигрубейшие язычники, которые, будучи просвещены только светом своего ума, молились богу своему. А что говорят лжеполитики: «Предопределенное не может измениться». На это отвечает святой Григорий Двоеслов так: «То, что святые творят по молитвам, так предопределено, что без молитвы ничего этого получить невозможно, ибо молящиеся заслуживают получение того, что Всемогущий Бог прежде всего предопределил дать им». Этими словами он сказал, как бы следующее: Бог определил, что кому дать, но только через молитву, как через некое орудие. Например, определил дать кому-либо долгую жизнь, но не без пищи; определил дать больному здоровье, но не без лекарства; определил изобилие плодов земных, но не без трудов поселянина. Точно так же Бог определил и прочее давать всякому по Своему усмотрению, но не без молитвы. Некоторые ленивцы, не желающие молиться, говорят: «Бог сделал бы лучше, если бы все необходимое подавал всякому без трудов и молитвы». Таковые, кроме того, что произносят хулу на Бога, еще и не знают, что говорят. Они не видят неизреченной милости Божией к людям в том, что Он изволил принимать молитвы и быть умоляемым, дабы мы имели большую радость о деяниях Божиих, когда получим их как бы не даром. Как иногда отец, чтобы побольше порадовать дитя, нарочно бросает перед ним монету на землю, а не дает прямо в руки, чтобы, поискав и найдя, оно возрадовалось и похвалилось перед своим отцом, так и Господь Бог велит нам молитвой и трудом снискивать уготованные Им для нас дары, чтобы, поискав, мы приобрели большую радость и славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

О Святом Предании Священным Преданием называется все то, что передал людям Господь наш Иисус Христос и открыл Дух Святой через святых апостолов Христовых и их преемников, святых отцов и учителей церковных. Господь Иисус Христос, когда жил на земле, обходил города и селения и учил людей, как веровать в Бога и исполнять Его святую волю. После вознесения Господня, дело Его проповеди продолжали святые апостолы и ученики Христовы, которым Господь дал такое повеление: «идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, апостолы и ученики Христовы разошлись по всем странам земли и везде учили людей тому, что видели и слышали от Господа. Они сообщили людям как жил на земле Господь наш Иисус Христос , какие Он творил знамения и чудеса, как пострадал за наши грехи, умер и воскрес, как вознеся на небо и какие даровал людям святые заповеди. По смерти апостолов Священное Предание возвещали людям апостольские преемники – св. отцы и учители Церкви, которым апостолы преподали благодатные дары Святаго Духа. Они разъяснили людям как надо правильно выражать свою веру в Бога, как совершать богослужения и таинства; какими законами и правилами руководствоваться в церковной жизни. В настоящее время Священное Предание возвещают людям преемники святых апостолов – пастыри и учители святой Православной Церкви. Таким образом, Священное Предание ведет свое начало от самого Господа, святых апостолов и отцов Церкви, оно открыто людям Духом Святым; а потому имеет весьма важное значение для каждого православного христианина. Каждый, кто носит имя православного христианина, должен свято верить Священному Преданию как слову Самого Господа, относиться к нему с доверием и уважением, исполнять все его постановления. К исполнению Св. Предания призывает людей сам Господь наш Иисус Христос, говоря: «Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не увидишь смерти во веке» ( Ин.8:51 ). К исполнению Св. Предания призывают людей и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Предисловие Приходские священники 1 2 3 Отец Иоанн Краткая биография У отца Иоанна Общая исповедь Чудеса отца Иоанна Кронштадтского Последние дни Прозорливый Отец Исидор Соль земли Смерть праведника «Миша!» Зосимова пустынь Грибное послушание Отец Схиигумен Герман Детство отца Германа Отрочество и юность Иконописное послушание Монашество в скиту Игуменство в Зосимовой пустыни Беседы отца Германа Беседа первая Беседа вторая Беседа третья Слово отца игумена Германа о схиме Кончина отца схиигумена Германа Оптина Имя Божие Обязанности к жене Из «дворянской» – в скит На могилках старцев Игумены Святые скитники Отец Кукша Седовласый отец Афанасий. Отец Исаакий Первый визит в скит Записки N Сведения о жизни отца Нектария Из записей отца Петра Рассказывает Феничка Письмо старца Нектария к Нине Владимировне Рассказ м. Анны Полоцкой Митрополит Вениамин Санкт-Петербургский Целомудренный Ольга и Мария Избрание Чудо спасения Смерть Посмертное завещание Анекдот ли? Епископ Иннокентий Херсонский Студент В Алтайской миссии В сане епископа и на покое Некоторые мысли его Последние дни Отец Дионисий Дополнение Владыка Жизнеописание Златоустовский кружок Хиротония во епископа На епархиях Наставления Об удовольствиях Об оставлении денег После пострига моего О Святом Причащении «Ради Бога» Молитва Правила Пел ночью Сотница глав За шкафом, в алтаре Забастовка Еще о наставлениях Дневник его Святые отцы Новое «Добротолюбие» О профессорах «Тропинки» Разное Похороны Обухова Заграница Послесловие Дополнения Мнение о святости митрополита Филарета Московского Искушения Клевета Письма о нем Примечание Из писем епископа Феофана Письмо первое Письмо второе (той же) Письмо третье Приложения Из жизни отца Иосифа Монашество отца Иосифа Из старческой жизни Кончина старца Отец Иона Атаманский Предисловие Дорогой Батюшка, отец Иона Моисеевич Атаманский. Житие и смерть его Милосердие к людям Молитва и пост отца Ионы Благодатные дары Скорби батюшки Видения и чудеса Батюшки Исчезновения и появления Батюшки После смерти Крымские подвижники Архимандрит Тихон Иеросхимонах Серафим Иеромонах Ксенофонт Иеросхимонах Софроний Схимонахиня Серафима Странник Пустынница Мария Бабушка Вера Лампадка Явления умерших Ростовский угодник Предисловие Особые люди Краткия биография Воспоминания об отце Иоанне Домовском Востоминания священника Чудеса отца Иоанна К вопросу о личности покойного отца Иоанна Домовского  

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Протопресвитер Иоанн Фотопулос, настоятель храма Святой Параскевы (Афины, Греция) Смысл и значение византийского церковного пения для православного богослужения 1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное богослужение – это источник радости и предмет похвалы для всякой православной души. Оно формировалось постепенно, начиная с первых лет существования древней Церкви, трудами апостолов, святых отцов и учителей Церкви. Просвещенные благодатью Святого Духа, они обогатили богослужение псалмами, евангельскими, апостольскими и ветхозаветными чтениями, архиерейскими и священническими молитвами, диаконскими прошениями, песнопениями, тропарями и канонами. Они создали чин службы, согласно апостольскому повелению: «Вся же благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14, 40 ). Они постепенно определили вид и устройство православного храма, место святых икон в нём, они же ввели в богослужение и церковное пение. Поэтому мы не можем считать себя православными, если не участвуем в церковном собрании, о внимательном и благоговейном совершении которого столько заботились святые отцы. Там мы становимся одним телом, Телом Христовым, Его исповедуем и возносим моления Триединому Богу, приносим Ему свои дары, а Он преподает нам Свои Тело и Кровь, соединяется с нами, обещая даровать полноту Жизни в Своём преславном Царствии. Мы слышим слова святого пророка Давида, побуждающего нас к посещению церковных собраний: «В церквах благословите Бога» ( Пс. 67, 27 ). Исполненный божественной любви, он говорит о самом себе так: «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» ( Пс. 83, 3 ). И святой апостол Павел призывает не оставлять церковных собраний: «Не оставляюще собрания своего» ( Евр. 10, 25 ). Жажда благодати ведёт нас в храм Божий для участия в богослужении. В круг суточных богослужений входят: полунощница, утреня, часы, Божественная литургия, вечерня. В совокупности они представляют образ Небесного славословия и дают нам предощущение Царствия Божия. 2. Церковное пение – дело Благодати Святого Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» иерей Сергий Лепин кандидат богословия, преподаватель Календарь – это инструмент, посредством которого Церковь решала вопросы не догматического, а практического плана. Если и можно говорить о какой-то святости календаря, то только лишь в том смысле, что он помогает нам организовывать наблюдение времен (помогает, а не конституирует!), связанных со священными и поучительными для всякого христианина событиями истории – библейской, церковной или общечеловеческо Прежде всего, мне бы хотелось сделать одно важное замечание: никаких канонических правил относительно календаря НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Церковь изначала пользовалась календарем юлианским, который был повсеместно принят в Римской империи и был просто заимствован христианами наподобие того, как сейчас мы заимствуем правила дорожного движения. Посему календарь не является частью веро- или нравоучения Церкви, вопреки мнению крайней фундаменталистской позиции, исходящей из того, что якобы календарь есть артефакт святоотеческого Предания. Ни одно имя святого отца не связано с историей существования юлианского летоисчисления. Святость календаря не в нем самом, а в событиях, которые он фиксирует. Жертва освящает жертвенник, а не наоборот ( Мф.23:15 ). Святые Дары освящают святые сосуды. Святость последних, являющихся своего рода инструментом, – исключительно в их назначении. Поэтому когда мы меняем евхаристический набор (например, по причине его ветхости), мы не посягаем на святость Евхаристии, которая, впрочем, обязывает нас только соответствующим (идее благоговения) образом в случае необходимости утилизировать его. Аналогично, меняя или видоизменяя церковный календарь, мы не изменяем Православию и не видоизменяем его. Хотя, естественно, мы должны взвешивать мотивы перемен, измерять их Словом Божьим, личным опытом и опытом Церкви – как и все в этой жизни. Итак, если календарь всего лишь инструмент, то, чтобы быть «хорошим» инструментом, он должен быть по меньшей мере УДОБНЫМ. В этом, извиняюсь, есть определенная доля «человекоугодия», что соответствует идее инструмента. Умирать ради лопаты не стоит.

http://azbyka.ru/v-poiskax-udobnogo-vrem...

Разделы портала «Азбука веры» интернет-журнал Святые Оптинские Старцы – 14 духовных богатырей Татьяна Дашкевич ( 2  голоса:  5.0 из  5) Сотни тысяч людей, а может, и миллионы начинают свой день с одной и той же молитвы. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день…» Молитва Оптинских старцев . Если бы можно было сказать о молитве «шедевр» — она заняла бы важное место в духовной галерее святоотеческих текстов. «Дай мне всецело предаться воле Твоей святой».   Удивительная эта молитва напоминает о том, как важен для человека «каждый час сего дня». В ней — слова абсолютного доверия Богу, она подобна  зеркалу, исправляющему изъяны. Кто мы? Слабые, грешные люди, дерзающие строго судить кого-то и вести себя недостойно. Те, которые призваны были к святости и единению с Богом.  «Не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобою»… Мы – страстные, увлекающиеся создания, гордые, подверженные страху, но: «руководи моими мыслями и чувствами… и волею»… Как часто мы рубим сплеча, бросаем  в лицо человеку обидное слово, совершаем необдуманные поступки, обижаем самых близких, дорогих, а ведь можно всё решить… «никого не смущая и не огорчая»…   А с каким состраданием и пониманием звучит: «дай мне силы перенести утомление наступающего дня и  все события». Как будто Господь сам говорит нам: ты хрупок, о человече, береги себя и таких же, как ты, хрупких! В словах молитвы Оптинских Старцев — Божественная энергия, очищающее пламя. Только истинные проводники Бога могли дать нам такие слова. Эти проводники — Оптинские старцы. Удивительна история старчества в России. Это – именно духовный феномен.  Старец — не обязательно старый человек, важен его духовный возраст. Прежде, чем стяжать духовные дары, надо пройти испытания. Судьбы их начинались по-разному. Но объединила Христова любовь, укрепившаяся под сенью монастыря. Духовная эстафета любви и подвижничества  передавалась от одного старца к другому, предыдущий становился наставником и отцом следующему. За исторический период в 12 десятилетий в сказочном русском лесу в окрестностях Калуги, именуемом от названия леса Оптиной пустынью, один за другим прошли, как духовные богатыри, 14 старцев.   Жизнь их была бы для нас невозможной. Но сегодня мы понимаем: эта жизнь была для нас. Люди за помощью и окормлением  шли в пустынь, пробираясь сквозь чащу леса, потом – ехали на подводах и санях, каретах и авто.

http://azbyka.ru/life/svyatye-optinskie-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010