На страстной неделе Великого поста, по установлению св. церкви, в Москве, в находящейся в Синодальном доме, при церкви двунадесяти Апостолов, Крестовой Палате, обыкновенно чрез год или два, совершается Священнодействие мироварения и потом освящение приготовленного Мира в Большом Успенском соборе. В это время означенная Палата каждодневно посещается весьма, многими благовейными чтителями священных обрядов Православной церкви, и не только в это время, но и всегда любители Христианских древностей, посещая Патриаршую Ризницу и Библиотеку, изъявляют желание видеть и Крестовую Палату, в которой совершается мироварение. При этом оказывается что некоторые из посещающих мироварную Палату, не точно понимают то высокое назначение, для которого в Православной церкви приготовляется Св. Миро; многие изъявляют желание подробно знать, из каких веществ составляется Миро, в каком порядке производится мироварение, когда и где освящается Миро. Поэтому не излишним признается кратко изложить то, на что многие из посетителей Мироварной Палаты требуют устных объяснений относительно Мироварения и освящения приготовленного мира. I Святые Апостолы, обильно исполненные даров Св. Духа, при чудесном сошествии Его на них в пятидесятый день по Воскресении Христовом в виде огненных языков, прияли от Господа власть низводить благодать Св. Духа и на всех верующих, сердцем обращающихся ко Христу и приемлющих Св. Крещение. Это сообщение верующим благодатных даров Св. Духа первоначально производилось Св. Апостолами чрез возложение рук. Так в книге Деяний Апостольских пишется, что после того, как многие из Самарян приняли Св. крещение чрез Филиппа, единого от семи диаконов, пришли туда Апостолы Петр и Иоанн, и помолившись о крестившихся, чтобы прияли Духа Святого, возложили на них руки, чрез что и низвели на них благодать Духа. ( Деян.8 ) Но как Апостол Иоанн и самые дары Св. Духа называет помазанием от Святого ( Ин.2:20 ): то можно заключить, что еще во времена Апостолов, для сообщения даров Св. Духа, вместо возложения рук, вошло в употребление помазание особо составляемым и освящаемым для сего Миром. Примером для этого могло послужить, употреблявшееся в Ветхом Завете ( Исх.30 ) помазание составленным по повелению Божию Миром как принадлежностей Скинии Свидения, так и освящаемых для служения в ней Первосвященников и Священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Рождество Христово Рождество Христово     Ваш порог выходит на восток. За порогом множество дорог... Но избрать должны одну лишь вы — По которой к Богу шли волхвы. Над дорогой той чудесная звезда Не погасит свет свой никогда, И под ней, больных и грешных, нас Ожидает милостивый Спас.     Стихи монахов Святой Горы Афон   Комментарии Всего комментариев: 14 2019/01/06, 10:44:31 С Рождеством Христовым!!! Слава Тебе, Господи! С нами Бог! Светлая радость долгожданного дня Сквозь жемчужные облака Тихо приблизилась к душе: Кланяюсь, Господи, Твоей стезе! Снегом украшены зимние дни, В кружеве синем лесные огни. Тонкой поземкой ветер зовет На перекресток семи дорог. Путь обозначен в Святом Рождестве: Вот и волхвы спешат вдалеке, Ведомые чудесным прозреньем - Святые Дары обещают Спасенье! В Небе сияет Вифлеемская звезда - Радуются люди, веселится детвора... Звонким раскатом поют колокола - Душа обновляется, обретая Христа! Январь 2019 г. Раба Божия Валентина Раба Божия Валентина 2018/01/08, 12:46:07 Ночью тихой, ночью светлой, Звёзд не гаснут огоньки. Шагом спорым к Вифлеему Дар неся, спешат волхвы. Как свеча, горит на небе Вифлеемская звезда. Средь скотов в святом вертепе Вся Иосифа семья. Родился Христос Младенец, Ангелы поют на небе Всей вселенной торжество. Слово стало Человеком, Нам спасенья дар во веки, Нам Христово Рождество! 25.12.07г.. Иота Христолюбов 2018/01/07, 20:34:44 В старых богослужебных книгах наряду с обычным названием праздника Рождества помещался подзаголовок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», — указание на особый характер Рождества Христова и одновременно — на все же более скромное его чествование. Пасха с особой торжественностью празднуется в Церкви неделю, а Рождество — три дня. «Собор Пресвятой Богородицы» (26 декабря/8 января) — на следующий день после празднования Рождества Христова. Церковь призывает нас вновь собраться в храмах для торжественного прославления Пресвятой Девы Марии, ставшей соучастницей великого таинства воплощения и вочеловечения Сына Божия. Отсюда и название праздника: «Собрание (греч. синодос, слав. собор) в честь Пресвятой Богородицы».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=20...

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат… Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? 20 марта, 2015 Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? В седмичные — будние — дни Великого поста не совершается Евхаристия, в алтаре храма не происходит преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Но по средам и пятницам мы все же получаем возможность причаститься — Святыми Дарами, освященными ранее, на воскресной Божественной литургии. В среду и в пятницу, а также по выпадающим на Великий пост полиелейным праздникам и в четверг пятой седмицы (день Великого канона) совершается особое великопостное богослужение: Литургия Преждеосвященных Даров. О ней нам расскажет наш постоянный собеседник доцент Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин. — Алексей Сергееевич, а откуда пошла столь интересная традиция — Великим постом причащать народ заранее освященными Дарами? Почему именно в среду и пятницу? — Традиция эта восходит к древнему обычаю самопричащения — в эпоху гонений христиане заготавливали для Евхаристии Агнец больше, чем требовало причащение собравшихся; и по завершении собрания уносили частицы с собой, чтобы приобщиться дома — в случае, если следующее собрание просто не состоится. А позже этот обычай переняли отшельники — они брали Святые Дары с собой, уходя в пустыню. Но лишь в VI веке частное самопричащение превратилось в общее церковное причащение заранее заготовленными Дарами. Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров впервые появилось в Антиохии. Позже эта традиция прижилась в Константинополе. Долгое время Преждеосвященную Литургию совершали только в Великую Пятницу, а потом стали распространять на седмичные дни Великого поста. Напомню, что полная Литургия в Великую Пятницу не совершается и поныне — бескровная жертва невозможна в день, когда воспоминается кровавая жертва на Голгофе; но теперь и Преждеосвященная Литургия в Великую Пятницу не совершается также.

http://pravmir.ru/nyine-silyi-nebesnyiya...

О св. Писании «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности“ ( 2Тим. 3: 16 ). Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?“ ( 1Кор. 12: 29–30 ). Вторым, по времени, источником научения людей вере в Бога и благочестивой жизни является, после св. Предания, св. Писание. Св. Писанием называется откровение людям воли Божией, записанное Богом избранными святыми людьми, по вдохновению Св. Духа, в особые священные книги, которые все вместе именуются св. Библией . Как происходящее от Самого Бога, письменное слово Божие называется священным Писанием, в отличие от обыкновенных писаний человеческих. Св. Писание разделяется на ветхозаветное и новозаветное, короче называемое Ветхий и Новый Завет . Ветхозаветное Писание содержит в себе историю сотворения мира и человека, историю жизни первобытных людей, особенно Богом избранного Израильского народа и данное ему Божие откровение от первосозданного человека, Адама, до пришествия Мессии, Спасителя мира. Новозаветное же Писание содержит в себе жизнь и учение Господа нашего Иисуса Христа и Его св. Апостолов, а также первые годы жизни основанной Им Церкви и предсказание о последних судьбах мира и всего человечества. Таким образом, св. Писание – не человеческое писание, а божественное, ибо написано людьми не от них самих, а по внушению Св. Духа: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым“ ( 2Петр. 1: 21 ). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности“ ( 2Тим. 3: 16 ). Откровение воли Божией не сразу дано было ветхозаветным людям и, следовательно, не сразу, а постепенно записывалось богодухновенными людьми, которые свои писания прилагали одно к другому, пока не образовался один сборник, или «канон“ («канон“ значит – реестр, каталог, перечень) книг богодухновенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Год назад наша Православная Церковь торжественно вспоминала столетие со дня убиения Царя Hukoлaя II и его Августейшей Семьи. Но надо, чтобы эта память всегда благоговейно хранилась нами, чтобы мы ясно сознавали, что и как, и почему совершилось тогда, и в свете этого события видели все происходящее ныне с нами, и то, что скоро грядет. Государь Николай Александрович воспринимается нами сегодня как ангел, посланный Богом на землю накануне апокалиптических бурь в России и во всем мире. Он был дан, чтобы явить образец православного государя на все времена, чтобы показать, чего мы лишаемся, теряя православную монархию. Все перевернулось, все тут же смело. Всякие попытки удержать распад были напрасны. Даже член Государственной Думы того времени либерал В. Набоков вынужден был констатировать, что как только восторжествовала полная законность и справедливость, о которой мечтали либералы, тут-то и началось самое страшное кровавое беззаконие. Он был Помазанник Божий — по-гречески «христос» — тот, кто подлинно был причастен Царскому служению Христа, кто получил особые благодатные дары для своего ответственнейшего христианского служения. И это проявилось в его смирении перед волей Божией. Он был духовно Император, мученик, во всех смыслах осуществивший свое мистическое призвание, наиболее кроткий, наиболее угодивший Христу из всех православных государей — именно такой, каким должен быть царь в последние времена. Государь Hukoлaй II разделил Голгофу своего народа. Вот почему его прославление нашей Церковью не могло быть отделено от прославления бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Мы должны снова подчеркнуть значение, которое Церковь придает пролитию крови. Первые святые были мученики. Вот тайна отречения от престола последнего святого царя, которое его недоброжелатели постоянно ставят ему в вину: для него не было разницы между долгом христианина, исполняющего заповеди Божии, и долгом государя. Когда в силу страшных обстоятельств («кругом измена, трусость и обман», как записал он в своем дневнике) стало ясно, что он не может исполнять свой долг царского служения по всем требованиям христианской совести, он безропотно, как Христос в Гефсимании, принял волю Божию о себе и о России. Нам иногда кажется, что в активности проявляются воля, характер человека. Но требуется несравненно большее мужество, чтобы тот, кто «не напрасно носит меч», принял повеление Божие «не противиться злому», когда Бог открывает, что иного пути нет. А политик, которым движет только инстинкт власти и жажда ее сохранить во что бы то ни стало, по природе очень слабый человек. Заслуга государя Николая II в том, что он осуществил смысл истории как тайны воли Божией.

http://moral.ru/pomazannik/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — январь 2018 г. 08.01.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Апостол Павел говорит: «Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». А в другом месте он пишет, что крещение есть «обещание Богу доброй совести». У меня вопрос: чем отличается неверующий, но естественно живущий по доброй совести человек от христианина? Не говоря уже о том, что нередко неверующие бывают совестливей и благородней так называемых верующих. А. Сазонова, г. Клин Да, апостол Павел говорит, что крещение есть «обещание Богу доброй совести». Но добавляет при этом, что оно спасает Воскресением Христовым. Дело в том, что кроме жизни и добра, в мире существует грех и смерть, которые связаны друг с другом. Все люди, без исключения, вследствие отпадения от Бога — и смертные, и грешные. Только приобщением Воскресению Христову, Его победой над смертью и грехом обретается смысл жизни по доброй совести. В конце концов, какая разница — совестливый ты или бессовестный, если все кончается исчезновением — каждого человека в отдельности и всех людей вместе взятых. Потому что миллиарды нулей, в сумме дают тот же ноль. Все святые говорят нам: «Христианин, осознай свое достоинство. Оттого что теперь ты причастен Божескому естеству, не унижай себя возвратом к позору прежней жизни. Помни, какому Главе ты принадлежишь и какого Тела ты член. Помни, что ты был вырван из власти тьмы в свет, чтобы стать причастником Царства Божия». Христианская нравственность — жизнь во Христе, жизнь со Христом. В этом новизна. Для христианина заповеди Божии — не просто внешняя обязанность. Дух Святой запечатлевает их в нашем сердце, и любовь, исходящая из нашего сердца, диктует нам то, что является этой заповедью, то, что открывается ему изнутри, а не просто как внешнее для всех. Как и всякий человек, христианин имеет совесть, но в Духе Святом нам дается полнота просвещения в нашей совести, нашей душе передаются дары Христовы, Его мудрость и Его любовь.

http://moral.ru/dom_01_2018/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня мы в первый раз после продолжительного перерыва воспели молитву «Царю Небесный», обращенную к Духу Святому. А вчера на утрени слышали Евангелие о явлении Христа Воскресшего Своим ученикам, когда Он дунул на них и сказал: «Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, имже держите — держатся» (Ин. 20, 19—23). Святые отцы говорят, что эти два явления Духа Святого — в первый вечер Воскресения и в день Пятидесятницы — свидетельствуют о двух моментах христианской жизни. Первое ниспослание Духа Святого — дуновение уст Христовых — есть дарование Церкви всегда истинно действующих спасительных таинств, которые, вне зависимости от нашего недостоинства, всегда освящают нас и спасают. Оттого что Христос соединился с человеком, принял все наше естество, прошел весь путь человеческий от начала до конца, до смерти; оттого что Он воскрес с нашею природой и вознес ее одесную Бога Отца, дается всем нам, крестящимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа, этот небесный дар. И даже если человек приходит с сомнением, без веры или отрекается потом от этого дара — он действует непреложно до конца его жизни, ходатайствует за него, как говорит преподобный Серафим Саровский. Истинно и неизменно все, что совершается во всех таинствах Церкви, во всех священнодействиях ее, во всех знаках и символах. Вода нашего крещения — именно та Богоявленская вода Иордана, в которой Христос крестился. И святое таинство причащения — таинство Тела и Крови Христовых — как на Тайной Вечери, вне зависимости от того, как мы в этом участвуем. И венцы, которыми украшаются жених и невеста, — это истинно венцы, которые с небес Сам Господь заранее дарует соединяющимся двум людям. И рука епископа, совершающая посвящение, и рука священника благословляющая — это действие Христово, которое всегда, неизменно — в Церкви. И одновременно в день Пятидесятницы, когда сходит Дух Святой, все эти дары соединяются и раскрываются в полноте. Это значит, что мы должны личным своим подвигом, своим участием в том, что дает нам Господь, стяжать этот дар, принять его в свою жизнь.

http://moral.ru/two-mysteries/

Объяснения церковных и домашних молитв. Божественная Литургия. Литургия оглашенных ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, то есть готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св. Причащения. Диакон, получив благословение от священника, выходит из алтаря на амвон (место против царских врат) и громко произносит: " Благослови, владыко! " , то есть благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога. Священник в первом своем возгласе прославляет Св. Троицу: " Благословенно (то есть достойно прославления) Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (вечно) " . Певчие поют: " Аминь " (действительно так). Затем диакон произносит великую ектению, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил бы их нужды. Великая ектения начинается напоминанием, что молиться Господу нужно " миром " , то есть примирившись со всеми, не имея ни на кого гнева или вражды; по учению Спасителя мы не можем приносить Богу дары, если имеем " что-нибудь против ближнего " (Мф. 5, 23—24). Высшее благо, о котором следует молиться, это — душевный мир и спасение души: " о свышнем (небесном) мире и спасении душ наших " ; этот мир есть то спокойствие совести, то отрадное чувство, которое мы испытываем, например, после внимательной исповеди и достойного причащения Святых Таин, в участливом отношении к судьбе ближнего, после всякого доброго дела; этот мир Спаситель преподал апостолам в прощальной беседе на Тайной Вечери (Ин.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Как мы веруем «Редко я встречал столь много абсолютно необходимых истин раскрытыми на таком небольшом количестве страниц, изложенных так просто и прямо. Читая эту книгу, удивляешься, что многие из этих истин до сих пор являются темами споров и разногласий» — писал о книге владыки Павла (Олмари) «Как мы веруем) о. Александр Шмеман. Владыка Павел (Олмари) кратко, но не теряя глубины на страницах книги «Как мы веруем» рассказывает о православной вере, богослужении и духовной практике. Как мы веруем Введение Книга Как мы веруем стремится раскрыть внутренюю сторону православия тем, кто находится вне его, дать ответ на самые существенные вопросы веры для широкого круга людей, интересующихся православием. Одновременно в ней звучат темы, актуальные и для самих православных, особенно такие, которые требуют более глубокого разъяснения нашей веры. В этом смысле это издание можно также назвать архипастырским посланием. Иисус Христос не оставил никакого письменного изложения Своего учения. Также и святые апостолы сначала не создавали вероучения. Получив силу в сошествии Святого Духа, они начали свидетельствовать о Христе, Его смерти и воскресении. Тот, кто уверовал в свидетельство апостолов, крестился и получал дары Святого Духа (Деян.1:8, 2:38,41). От свидетельства святых апостолов стали повсюду возникать новые собрания, общины - так Церковь получила начало. В Новом Завете Церковь называется " экклезия " : греческое слово, первоначально означавшее собрание людей. В некоторых языках слово Церковь (church, Kirche) означает " принадлежащие Господу " . Таким образом первоначальным признаком Церкви, содержащимся уже в ее названии, является собрание в одном месте народа Господня. Где бы первые христиане ни собирались, там была Церковь, т.е. община, народ Божий. В этом собрании христиане встречались со Христом, в Которого они уверовали. Эту встречу они переживали особенным образом в святой Евхаристии, которую совершали в " преломлении хлеба и молитвах " (Деян.2:42). Это было радостное благодарственное служение общины, т.е. по-гречески Евхаристии, и она всегда совершалась во главе с местным епископом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Открывающие окна. Родители преподобного Сергия Христиане могут быть благодарны родителям «игумена России» за то, что они спасли отрока Варфоломея для Церкви и страны 17 июля, 2014 Христиане могут быть благодарны родителям «игумена России» за то, что они спасли отрока Варфоломея для Церкви и страны До последних дней, а скончались супруги почти одновременно, они могли видеться, молиться за своих детей, сопереживать друг другу и уже без трепета смотреть в будущее. Их долг христианских родителей был исполнен. Вечная ваша память, достоблаженнии Кирилле и Марие, яко в род и род благочестным житием вашим вернии людие спасение улучати поучаются. Седален, глас 1 Давным-давно известна мудрость: «В рай обращены два окна: Семья и Церковь». Как всякое настоящее человеческое откровение, а не афористичная выдумка, мудрость эта раскрывает смысл наших переживаний, надежд и предупреждает о возможных искажениях. Используя её метафорическую природу, гибкость, несложно предположить, что любые искривления в конструкциях как первого, так и второго окна ведут к трагедии: Рай не только недоступен, но и не различим. Святость же для обоих случаев – залог не только ясной для наблюдателя Неба зрительной перспективы, но видимый маршрут в Небесный Иерусалим. Дорога паломника. Ещё известно, что никакого «христианского государства» в принципе быть не может. Христианскойможет стать только личность – союз личностей в браке – семье – и община – Церковь. В такой семье (общине) чудесным образом соединяются взаимная любовь супругов, детей, всяческих домочадцев, уют и дары Божией милости. Мир это видит, и это ему редко по вкусу. В истории русского Православия лучший пример такой «малой Церкви» – семья родителей преподобного Сергия, игуменаРадонежского, святые Кирилл и Мария. Двигаясь по канве самого раннего агиографического сочинения, посвящённого преподобному Сергию, – «Житию», составленному, а точнее, мастерски написанному приблизительно в 1400 году его «учеником Епифанием Премудрым», мы узнаём, что Кирилл и Мария были «угодниками Божьими, правдивыми перед Господом людьми и всякими добродетелями полны и украшены»; а также о том, что достохвальная чета… хорошо знала Священное Писание. То есть были и грамотны и образованны.

http://pravmir.ru/otkryivayushhie-okna-r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010