монахиня Екатерина Дарования преподобного старца О дарах Источник даров в Боге. «А Бог один и тот же, производящий все во всех» 132 . Святой Дух же распределяет «как Ему угодно» 133 различные дары для верующих им «на пользу». 134 Дары «сами» раскрываются в человеке, как пишут святые отцы, а человек этого не ощущает. Но чтобы дар утвердился, ему необходим «дом» чистый и особо смиренный. Дом души нашего Батюшки был и чистым и смиренным. Он весь стал домом Божьим 135 , и Святой Дух «вселился в нем» и нашел упокоение. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что «надобно нам прежде позаботиться о приуготовлении себя к принятию умного света, чтобы соделаться достойными духовных дарований». И наш Батюшка приготовил подходящее место и плодородную землю – все свое сердце, самоотрешенно подвизающееся на аскетическом ристалище с божественным рвением, непрестанными изумительными подвижническо-мученическими подвигами и жертвами. «Борец Царствия Божьего» стал вместилищем множества даров и источал божественное сияние. Еще с малых лет Бог даровал ему дар видения и прозорливости, позже – дар исцеления, рассуждения, духовного наставничества и рассудительного воспитания. А также другие боговидные добродетели и «действия сил» 136 , которые, как следовало, он использовал для домостроительства Церкви – «все сие да будет к назиданию» 137 . О даре рассуждения Смирение – условие приобретения этого драгоценного и неучтенного великого дара рассуждения. Рассуждение – это не просто способность рассуждать, а дар, дарование благожелательного сердца Спасителя душ наших тем, кто оделся в боготканную одежду смиренномудрия и кто, «соединяясь с Господом, есть один дух» 138 , чтобы «неложно узнать хорошее и противоположное этому». То есть в каждом отдельном случае для каждого человека и каждого дела они безошибочно знают, какова воля Божия. С сияющей благодатью Пресвятого Духа в смиренной душе преподобного старца Порфирия вместе с аскетическим опытом явился «спаситель, отец и рассудитель». Его боговдохновенные советы и указания были божественным благоволением к нам и ко всем, кто испытывал потребность в руководстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Название и учреждение её Литургией преждеосвященных даров называется такое священнодействие, на котором не совершается таинства святой Евхаристии; но святые дары, уже прежде освященные, преподаются верующим, желающим причаститься их. Эта литургия бывает только в великом посту, по средам и пятницам каждую неделю, за исключением страстной, на которой она совершается в понедельник, вторник и среду. Она учреждена в первые века христианства, но в полном нынешнем составе записана в шестом столетии святым Григорием Великим , епископом римским. Она установлена по следующему обстоятельству: св. отцы церкви из уважения к дням великого поста, не осмеливались в такие дни сокрушения и печали о грехах совершать торжественного богослужения, какова полная литургия, которая в великом посту дозволяется только в субботы и в воскресенья, в праздник Благовещения и в великий четверг. Но как вследствие этого, благочестивые христиане, привыкшие ежедневно приобщаться святых даров, не могли переносить столь тяжкого лишения, то святая Церковь оказала им снисхождение. Поэтому снисхождению в два дня недели, посвященные памяти предания и распятия Спасителя, и выносятся на вечерни для поклонения и причащения верных божественные дары уже прежде освященные на литургии полной, т. е. на литургии Златоуста, или Василия Великого и соблюдаемые для этого в ковчеге на святом престоле. Литургия преждеосвященных даров состоит собственно из вечерни, впереди которой особенным образом отправляются часы 3-й, 6-й и 9-й, и содержит часть обыкновенной литургии, кроме важнейшей ее части, т. е. освящения даров. По прочтении которых на каждом часе священник выходит из алтаря и творит пред царскими вратами три земных поклона, повторяемые всеми верными, произнося при этом основной стих каждого часа, выражающий то, что побудило христиан освящать молитвою именно этот час. Так на третьем часе 1 читается священником и поется певчими: по-русски: Господи! Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Название и учреждение ея Что называется литургией преждеосвященных даров? Литургией преждеосвященных даров называется такое священнодействие, на котором не совершается таинства святой Евхаристии; но святые дары, уже преждеосвященные, преподаются верующим, желающим причаститься их. Как она совершается? Эта литургия бывает только в великом посту, по средам и пятницам, каждую неделю, за исключением страстной, на которой она совершается в понедельник, вторник и среду. Когда она учреждена? Она учреждена в первые века христианства, но в полном нынешнем составе записана в шестом столетии святым Григорием Великим , епископом Римским. По какому побуждению она установлена? Она установлена по следующему обстоятельству: св. отцы Церкви из уважения к дням Великого поста, не осмеливались в такие дни сокрушения печали о грехах совершать торжественного богослужения, какова полная литургия, которая в Великом посту дозволяется только в субботы и воскресенья, в праздник Благовещения и в великий четверг. Но как вследствие этого, благочестивые христиане, привыкшие ежедневно приобщаться Святых Даров, не могли переносить столь тяжкого лишения. То святая Церковь оказала им снисхождение. По этому снисхождению в два дня недели, посвященные памяти предания и распятия Спасителя, и выносятся на вечерне для поклонения и причащения верных божественные дары уже прежде освященные на литургии полной, т. е. на литургии Златоустого, или Василия Великого и соблюдаемые для этого в ковчеге на святом престоле. Из чего она состоит? Литургия преждеосвященных даров состоит собственно из вечерни, пред которой особенным образом отправляются часы 3–й, 6–й и 9–й, и содержит часть обыкновенной литургии, кроме важнейшей ее части, т. е. освящения даров. По прочтении кафизм на каждом часе священник входит из алтаря и творит пред царскими вратами три земных поклона, повторяемые всеми верными, произнося при этом основной стих каждого часа, выражающий то, что побудило христиан освящать молитвой именно этот час. Так на третьем часе в воспоминание сошествия Св. Духа на Апостолов читается священником и поется певчими:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Основания, по которым усопшие праведники причисляются к лику святых, сложились еще в Др. Церкви. С течением времени то или иное основание получало преимущественное значение, но в целом они остаются неизменными. Все усопшие праведники, которых Др. Церковь причисляла к лику святых, разделяются на три рода. Во-первых, подвижники, святость которых явствует из их особого служения Церкви и может не сопровождаться даром чудотворений (прижизненных или посмертных), — ветхозаветные патриархи и пророки, новозаветные апостолы. До 2й четв. XI в., т. е. приблизительно до отделения Зап. Церкви от православия, можно говорить о тенденции относить к этому роду святых также иерархов, за исключением еретиков и лиц порочной жизни или иерархов, при жизни оставивших кафедру или сведенных с нее на законных основаниях. Святые иерархи составляют лик святителей. Лик равноапостольных, естественно, должен быть отнесен к этому же роду святых. К первому роду святых принадлежат также некоторые из лика благоверных царей, цариц, князей и княгинь – те, чья святость не засвидетельствована чудесами, но они были прославлены за особые заслуги пред Церковью. К ним применяется то же правило относительно православности и добродетельной жизни, что и по отношению к иерархам. Во-вторых, подвижники, святость которых явствует из их особого подвига мученичества – мученики. Подвиг мученичества ради Господа нашего Иисуса Христа, по верованию Церкви,— один, сам по себе, независимо от прежней жизни мученика и от наличия чудес, совершающихся при страданиях мученика или после его смерти,— являет святость мученика, который и принимает от Господа венец нетленный. Те из праведников, которые понесли страдания, но не скончались от мук, рассматриваются как исповедники и входят в третий род прославляемых святых – т. е. подвижники, святость которых явствует из их православной веры и подвига богоугодной жизни, засвидетельствованных дарами Св. Духа. Дары Св. Духа могут проявляться при жизни или после смерти, могут сопровождаться видимыми знамениями (чудотворениями, исцелениями), на что особое внимание обращалось в древности, могут оставаться невидимыми для внешних чувств. Видимые дары Св. Духа со временем умаляются в Церкви, но это отнюдь не означает оскудение благодати и святых. Главный дар Св. Духа – любовь ( 1Кор 12:1–11; 13, 113 ), в которой так нуждается наше время. Поэтому при прославлении угодников Божиих последнего времени прежде всего обращают внимание на обнаружение в них дара любви к Богу и к людям. К третьему роду святых относятся, т. о., святители (после 2й четв. XI в.), благоверные цари, царицы, князья и княгини, преподобные, исповедники, юродивые, праведные.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Поучение на Святую Пасху 56 . Преподобного аввы Дорофея 57 В древности сыны Израилевы во время праздников или торжеств по закону приносили Богу дары, как то: жертвы, всесожжения, начатки и тому подобное. Сыны Израилевы совершали Пасху, когда исходили из Египта. Ныне эту Пасху совершает душа, когда исходит из Египта мысленного, т. е., греха, и переходит от порока к добродетели. Ныне – Пасха Господня, день Светлого праздника Воскресения Христа, распявшего грех на кресте, умершего за нас и воскресшего. Принесем же и мы Господу дары, жертвы всесожжения не из бессловесных животных, которых Христос не хочет: ибо жертвы и приношения бессловесных Он не восхотел и о всесожжении тельцов и овнов не благоволил ( Пс. 39:7 ; Евр. 10:6, 8 ). Но поскольку Агнец Божий заклан был за нас, по слову Апостола: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор. 5:7 ), да возьмет грех мира, и соделался за нас клятвою (поскольку написано: проклят всяк висяй на древе), да искупит нас от клятвы законнныя, да всыновление восприимем ( Гал. 3:13; 4:5 ): то и мы должны что-либо угодное Ему принести в дар от себя. Какой же дар или какую благоугодную Христу жертву мы можем принести в день Воскресения, – тогда как Он не хочет жертвы из бессловесных животных? – «Принесем, как некий плод, самих себя». Так говорит и святой Апостол: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше ( Рим. 12:1 ). А как мы можем принести тела свои Богу в жертву живую и святую? Не исполняя более воли плоти и помыслов наших ( Еф. 2:3 ), но поступая по духу и не исполняя вожделений плоти ( Гал. 5:16 ): ибо это и значит умерщвлять уды наши яже на земли ( Кол. 3:5 ). Такая жертва называется живой, потому что бессловесное (животное), ведомое на жертву, коль скоро возносится на жертвенник, то и умирает; а святые, приносящие себя Богу, живые ежедневно закалают себя, – как говорит святой Давид: зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения ( Пс. 43:23 ). Итак, принесем самих себя в жертву, подражая всем святым, будем каждый день умерщвлять самих себя для Христа Бога нашего, – для Того, Кто умер за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Отдел четвертый. Святые девы и жены 1. Земная жизнь Пресвятой Богородицы как высочайший образец совершеннейшей христианской жизни, в особенности для женщины По «Воскресному чтению» Незадолго до Рождества Христова в Назарете, галилейском городе, жила благословенная Богом семья – Иоаким и Анна, происходившая из древнего царственного дома Давидова. Святая чета жила в изобилии, потому что Иоаким был человек богатый. Но не богатство, а высокое благочестие сделало эту чету достойной особенной милости Божией. Предание свидетельствует, что вся жизнь Богоотцев Иоакима и Анны проникнута была духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Но было у них горе, которое делало их жизнь безотрадной: прошло более пятидесяти лет их брачной жизни, а они не имели детей. И в наше время горько бывает бездетным людям под старость, а у евреев бесплодие считалось прямым неблагословением Божиим, и бездетных людей обыкновенно презирали как больших грешников. Много и долго молились Иоаким и Анна о разрешении их от неплодства, наконец дали обещание, если Господь окажет им Свою милость, посвятить своего младенца Богу. Молитва их была услышана. Бог даровал им Дочь, которую назвали Марией. Недолго оставалась Пресвятая Мария в доме своих родителей. Когда Ей исполнилось три года, благочестивые родители Ее поспешили исполнить обет, данный еще до рождения их возлюбленной Дочери. Ни привязанность родительского сердца, ни страх, внушаемый слабостью возраста и пола, ни тяжесть собственного одиночества в летах глубокой старости – ничто не поколебало решимости Иоакима и Анны. И вот они пригласили к себе всех своих сродников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Дщерь в лучшие одежды и торжественно повели Ее в храм Иерусалимский. И вышли на сретение Деве-младенцу священники, служившие при храме; с песнопениями встретили они будущую Матерь Архиерея Великого – Господа Иисуса Христа. Святой священник Захария как пророк прозревал духом в этом обстоятельстве будущую судьбу Девы- младенца; он взял Ее за руку и, радуясь душой, пошел с Ней сначала во святилище, а потом в самое внутреннее отделение храма, во святая святых, за вторую завесу, куда не только женскому полу, но даже и самим священникам не позволено было входить: только один первосвященник, и притом один только раз в год, мог входить туда с жертвенной кровью. Принесли святые родители при этом и дары Богу, жертвы благодарственные, и, получив благословение от архиерея и от всех иереев Божиих, возвратились в дом свой со всеми родственниками. Они радовались и благодарили Бога, сподобившего их исполнить обет свой. Пречистая Дева осталась при храме Божием. Утро проводила Она в сердечной молитве, день – в рукоделии и чтении Священного Писания, а вечер опять посвящала молитве. Самыми высокими добродетелями Ее были невообразимая чистота мыслей и чувств, необъятное смирение и всесовершенная преданность воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Св. Агнец на дискосе. Рядом частицы из других просфор      «И будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10: 16). В древности с апостольских времен Литургию всегда служили на одном Хлебе (и одной Чаше), как совершил сам Господь . На Западе так оно и сохранялось. На Востоке же, в дальнейшем, по выражению архимандрита Киприана (Керна), «Византия вплела в литургическую ткань много богословских и мистических узоров» . В частности, при выборе в качестве Агнца лучшего из нескольких принесенных хлебов, из оставшихся стали вынимать частички в память о принесших и полагать их на дискосе рядом с Агнцем (таковая литургическая практика фиксируется примерно с XI века, до этого времени оставшиеся хлебы просто возносились с произнесением имени принесшего ). Эти частички в свою очередь символизируют наши дары и жертвы Богу , в первую очередь жертвы святых мучеников, спострадавших Христу и «всецело принесших себя в жертву Богу» . Эти частицы, находясь рядом на одном дискосе с самой совершенной Жертвой, освящаются от нее, как освящаются и жертвы святых от Христа, но не пресуществляются в Тело Христово , так как жертвы святых не тождественны Жертве Христа и, по сравнению с ней, несовершенны. Даже жертвенное служение Пресвятой Богородицы, Честнейшей и Славнейшей Херувимов и Серафимов, не может сравниться с Жертвой Христа. Только один Христос умер добровольно (поэтому Его смерть и имеет для нас искупительное значение), а Богородица, как и святые мученики, и все святые, умерли в силу естества. И святые становятся богами не по существу, а по благодати. По существу же, Бог – только Христос. Поэтому и запрещено причащаться частичками в честь святых, как не пресуществленными в Тело Христово . Обряд отражает догматику, так было всегда. Утверждение униатов, что якобы эти частички пресуществляются в Тело Христово, есть отражение католической догматики Обратное же утверждение, что якобы эти частички пресуществляются в Тело Христово, которое официально исповедуется у униатов с Замостского собора 1720 года, есть ничто иное, как отражение католической догматики, отрицающей нетварность Божественных энергий, в соответствии с учением философа-платоника Варлаама Калабрийского.

http://pravoslavie.ru/73659.html

Скачать epub pdf Пресвитер См. также: Беснование . 17; Блудная брань . 67; Кончина детей . 327; Кончина праведника . 349; Неосуждение . 641; Осуждение пресвитера . 690; Священство . 1005. 897. Пресвитер Петр по смирению всегда становился позади других Петр, пресвитер Диосский, когда бывал на общественной молитве, то, хотя его и принуждали стоять впереди всех из уважения к его священству, по смирению своему всегда становился сзади других, исповедуя свои грехи. Делал он это, никого не оскорбляя. (Достопамятные сказания. С. 242). 898. Отшельник не принял оклеветанного пресвитера, приносившего ему Святые Дары, и был вразумлен видением, что вода в золотом колодце не изменяется оттого, что черпает ее прокаженный См. также: Причастие . К некоему отшельнику приходил пресвитер из ближней церкви и преподавал ему Святые Тайны. Кто-то, придя к отшельнику, наговорил ему на пресвитера, и когда пресвитер по обычаю пришел, чтобы преподать Святые Тайны отшельнику, тот, объятый соблазном, не отворил ему дверей. Пресвитер, увидев это, ушел. И вот был к отшельнику голос: “Восхитили себе человеки суд Мой.” После этого отшельник пришел в исступление. Он увидел как бы золотой колодец, золотой сосуд, золотую вервь и воду особенно хорошего достоинства. Увидел он при этом какого-то прокаженного, который черпал воду и наполнял ею сосуд. Отшельник хотел пить, но не мог потому именно, что черпавшим был прокаженный. И опять был к нему голос: “Почему ты не пьешь эту воду? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд.” Отшельник, придя в себя и рассмотрев значение видения, призвал пресвитера и, как прежде, просил его преподать ему Святое Причастие. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 500. 109; Древний патерик. 1914. С. 25. 5). 899. Пресвитер, совершавший литургию, пребывая в грехе блудодеяния, был наказан болезнью; преподобный Макарий исцелил его только после того, как он исповедал свой грех и дал обещание никогда больше не литургисать См. также: Блуд ; Исцеление ; Наказание ; Рак .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

ХРАМ Храм – место особого присутствия Божия Всякое место, на немже Бог глаголется обитати, домом Божиим нарещися может, дом бо есть место обитания. Обаче молитвенные храмы, тщанием боголюбивых людей состроенные, собственнее домом Божиим называются. Ибо в них единых служения, единому Богу подобающая, отправляются; на то бо они и устрояются и освящаются. В них бо священнодействия совершаются, святыя Тайны совершаются, пения совершаются, славословия совершаются. В них непостижимая оная, «в нюже и ангели желают приникнути» ( 1Пет. 1, 12 ), безкровная небесному Отцу, по вся дни приносится жертва. В них Сам Спаситель наш Христос Господь, в священной Евхаристии, под видом хлеба и вина присутствует. В них Дух Святый на предложенные святые Дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освящает (1:64). Храм есть место молитвы Храм Божий есть храм молитвы, и ради того в храм Божий входим, чтобы молиться: не друг на друга смотреть, но к единому Богу сердечныя очи возводить: не себе другим показывать, но совесть свою, грехами обремененную, пред Богом обнажать; не ликовать, но о грехах Бога умилостивлять; словом, молиться Богу приходим в храмы святые (2:160). В храме слово Божие читается, молитва возносится, св. Тайны совершаются Храмы святые, где слово Божие проповедуется, и Святое имя Божие славословится, и общая молитва от верных к Богу приносится, и святыя и страшныя тайны совершаются, и Сам Бог особливо присутствует (4:395). Приходя в храм на молитву, не забывать, что Господь близ, все видит и слышит (4:127–128, см. МОЛИТВА , 544). В храме, что было читано и сказано, исполнять на деле, да не послужит в осуждение Что слышал в церкви чтенное или проповеданное, в доме своем разсуждай и тщися по оному исполнять, да не в большее осуждение будет тебе слышанное слово Божие и не сотворенное. «Блаженни» бо, рече, «слышащие слово Божие и хранящие е» ( Лк. 11, 28 ). Да и домашних твоих и детей к тому же наказуй и учи, да не из-за них от Бога истязан будеши (1:104). О поведении в храме

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

87. Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице 216 В прошлое воскресенье святая Церковь внушала нам, братие, мысль о том, что для последования Христу необходимо отрешиться от пристрастия к благам земным, указывая на первых апостолов Христовых, которые по одному слову Христову: «Идите за Мною» ( Мф. 4, 19 ) оставили все и последовали за Христом. В нынешнем евангельском чтении мы слышим призыв к тому же именно нам напоминаются слова Господа о птицах небесных, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», о полевых лилиях, которые «ни трудятся, ни прядут» ( Мф. 6, 26, 28 ). Святая Церковь как бы углубляет урок, преподанный ею в прошлый раз: тогда она напоминала о внешнем оставлении всего земного, что препятствует нам следовать за Христом, ныне напоминает, что и сердце свое мы должны освободить от чрезмерных забот о земном и пристрастий к нему, в самом сердце своем не ценить какие-либо земные сокровища более, чем Христа. Совершеннейший пример исполнения этих наставлений Господа представляют святые апостолы, в частности Варфоломей и Варнава, в честь которых ныне святая Церковь празднует. Выслушав заповедь Господа идти на проповедь Евангелия, не взяв с собою «ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» ( Мф. 10, 9–10 ), святой апостол Варфоломей отправился к народам языческим, в Индию и другие места, хотя знал, что его встретят некоторые из язычников враждебно и могут отказать в самом необходимом. Когда же за исцеление дочери царя последний послал апостолу несколько верблюдов, навьюченных золотом, серебром и другими драгоценностями, святой Варфоломей отказался принять дары и сказал: «Я не этими вещами торгую, но ищу приобрести душ человеческих. Если тех приобрету и представлю Господу, то добрым купцом явлюсь пред Ним». И святой апостол Варнава , продав землю, которую имел, принес деньги и положил к ногам апостолов, сам же впоследствии разделял все трудности апостольских путешествий вместе с великим апостолом Павлом ( Деян. 4:37 , 13и дал.). Равным образом преподобные ради Христа оставляли города, удалялись в бесплодные дикие пустыни, необитаемые каменистые острова, пещеры и расселины гор, леса, обитаемые одними дикими зверями, воистину «образом птиц житие свое» совершая и «временная в забытии полагая» 217 . Да и вообще очень часто иноческие обители возникали как бы из ничего: на каком-нибудь пустынном месте водрузит святой подвижник крест, или древесную ветвь, или святую икону, и вот является славная обитель со множеством иноков, привлекающая к себе и множество мирян и не оскудевающая в благах земных, попечение о которых святые подвижники оставили. Сколько раз, имея недостаток в чем-либо необходимом, обитатели пустынь после молитвы ко Господу неожиданно получали нужное для существования от каких-либо благодетелей! Да и теперь не бывает ли еще подобных случаев?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010