Таинство причащения. Часть 3. Как готовиться к причастию Исповедь. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары. Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением . Молитвенное правило Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы. Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией. Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове. Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера. Пост Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве. Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского). Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений. Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

http://pravoslavie.ru/31461.html

5 часов в очереди, или зачем почитать святыни? В мире есть шесть голов Иоанна Предтечи, но только три из них подлинные… 9 января, 2014 В мире есть шесть голов Иоанна Предтечи, но только три из них подлинные… В Москву с Афона привезены Дары волхвов — святыня Рождества Христова. Люди стоят в очереди к храму Христа Спасителя по нескольку часов. Два года назад люди готовы были сутки стоять к Поясу Богородицы. Естественным образом возникает вопрос: не язычество ли это? Зачем поклоняться святыням? Догматическое учение о святыне Почитание святынь — часть догматического учения и литургической традиции Церкви, закрепленных на VII Вселенском Соборе. Решения Собора касались двух типов святынь: иконы и мощи. Догмат об иконопочитании: «…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». Правило о почитании мощей: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых – многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает. Потому дерзнувшие отвергать мощи мученика: если епископы – да будут извергнуты, если монахи и миряне – лишены общения».

http://pravmir.ru/5-chasov-v-ocheredi-il...

     12 октября состоялась очередная лекция в рамках проекта «Не дать уйти без любви». Опытом пастырского окормления тяжелобольных и умирающих людей поделился иерей Дионисий Каменщиков — настоятель храма во имя святого пророка Божия Илии, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии. В недавнем прошлом отец Дионисий был настоятелем храма во имя святого великомученика Пантелеимона на территории 1-й городской больницы. Прежде всего — о тех надеждах, которые могут в этих тяжелых ситуациях возлагаться на священника. Людям порой кажется, что он сейчас совершит чудо. Но мы не совершаем чудес. Чудеса творит Господь, когда есть на то Его воля. Да, в моей практике были случаи, когда тяжелобольной после Причастия, после соборования вопреки прогнозам врачей шел на поправку, или, по крайней мере, его состояние улучшалось, Господь давал ему еще какое-то время на земле. Но не нужно думать, что это будет всегда и с любым человеком. Когда я служил еще в больничном храме, к нам однажды буквально ворвалась женщина: «Где у вас тут отец Дионисий, который людей из комы выводит?». Пришлось объяснять, что людей из комы я не вывожу. Если был какой-то случай, то это не моя заслуга, а воля Отца нашего Небесного. Нужно понимать: от нас зависит многое, но отнюдь не все. Мир спасает Господь, а мы по мере наших сил должны Ему помогать. Наши сестры милосердия — это, безусловно, подвижницы, но иногда мне приходилось их останавливать, потому что у них будто цель такая была: найти в больнице как можно больше тех, кто желает причаститься. Но каждый ли из этих желающих причаститься понимает, чего именно он желает? Я прихожу к этому человеку, спрашиваю: «Вы хотите причаститься?».— «Ну да, мне тут сказали, что можно, давайте». Я говорю: «Нет, подождите. Если Вы действительно хотите принять в себя Святые Дары, Вам по мере Ваших возможностей нужно к этому подготовиться». Больной человек должен готовиться к Причастию настолько, насколько ему это по силам. Если по силам одну молитву прочитать — пусть одну прочитает. Но главное — он должен понимать, что и зачем он делает. Иногда бывает так: ты готовишься к таинству, молишься, поворачиваешь голову к больному, которого тебе сейчас предстоит причащать — а он лежит со своим смартфоном и с кем-то переписывается.

http://pravoslavie.ru/117033.html

     Трудно, почти невозможно встретить в жизни такого человека, который бы не хотел, чтобы с ним поступали по правде , по справедливости. Быть может, только святые радовались, когда их оскорбляли, унижали и клеветали на них, памятуя девятую заповедь блаженств: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5: 11–12). Но когда речь шла об отстаивании чести других, о стоянии в истине, чистоте веры, сердца святых возгорались пламенем ревности о правде Божией, а уста бесстрашно ее исповедовали. Чувство справедливости живет в сердце даже самого порочного человека. Искаженное, эгоистичное, болезненно обостренное, оно не умирает, даже когда сожжена совесть и похоронен стыд. Истина – одно из имен Божиих, сущностное свойство Творца, которое по родству образа присуще и человеку. Но как и любовь, благость, всеведение и всемогущество, оно не может быть автономным у Бога. А у падшего создания может. В этом трагедия грехопадения ангелов и людей – когда Божии дары, брошенные в терния страстей, начинают свою автономную жизнь. Тогда мы получаем любовь без правды и правду без любви, веру без ведения и знания без веры, силу без жалости и милость без рассуждения. Ранее я уже поделился своими мыслями об одном из таких явлений нашей земной жизни – любви без правды . Сегодня решился поговорить о правде без любви. Начать этот непростой разговор придется с исповеди. Мой приход к Богу и в Церковь в середине 1990-х был решительным и для многих неожиданным. Причем отважился на этот шаг я не один, а со своей родной сестрой. Перед нами открылся светлый, неведомый, необъятный и благодатный мир Православия. Покаявшись, омывшись, просветившись, мы вошли в этот мир, как малые дети, – всему веря. И окружение у нас оказалось достойное, святое, как мы думали: люди, посвятившие себя беззаветному служению ближним. В голодные годы кормили и одевали бедных, помогали заключенным, детдомам и многодетным семьям.

http://pravoslavie.ru/86543.html

А. О священных вещах и сосудах, необходимых для священнослужения Беседа о священных вещах и сосудах, необходимых для священнослужения I. Говоря в предыдущих беседах о храме Божием, мы сказали еще не все. Чтобы можно было в храме совершать Божественную литургию, для этого имеются в нем священные вещи и сосуды, необходимые для священнослужения. И вот о них-то и будет у нас теперь речь. II. Эти священные вещи и сосуды следующие: а) Антиминс. Это освященный шелковый или льняной платок, на котором изображено Положение Тела Господа Иисуса во гроб. О нем мы уже беседовали ранее, когда говорили о престоле, посему в настоящее время скажем только то, что дополняет наши сведения о нем. На нем, во время Литургии, поставляются Святые Дары, по перенесении их с жертвенника на престол. Освящение антиминса должно быть совершено непременно архиереем. В древние времена, когда, по причине гонений на христиан, нельзя было иметь постоянных престолов, антиминсы употреблялись вместо престолов. Устроялись они в те времена преимущественно из льняной ткани, (но были антиминсы и каменные), в малом виде (в два – три вершка), с изображением креста. В XVII веке стали устроять их в большем виде, но тоже из льняной ткани и с изображением Положения Господа во гроб... Впоследствии у нас в России стали устроять из шелковой ткани. В антиминсы влагаются части святых мощей, в воспоминание того, что в древние времена христиане имели обыкновение совершать Литургию на местах погребения святых мучеников. Антиминс составляет необходимую принадлежность престола, как свидетельство архиерейского благословения и позволения священнодействовать на нем. Он напоминает нам Плащаницу (полотно), которою обвито было тело умершего Спасителя. Антиминс сохраняется на престоле в особом шелковом платке, который называется илитоном. В духовном смысле илитон означает тот сударий (повязку), которым обвязана была голова Господа Иисуса Христа во время Его погребения. б) Евангелие . Это священная книга, написанная, по внушению Духа Святого, четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Слово евангелие греческое, по-русски – добрая весть, или благовествование. Книга эта заключает в себе повествование о рождении Иисуса Христа, Его земной жизни, учении, чудесах, страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Август 1 августа Благодарю Господа, приявшего покаяние мое в неприязни и озлоблении моем на отца протоиерея, что послал меня из Успенской церкви прежде времени в Собор чрез сторожа; я покаялся Богу, что не прав я был, огорчась на начальника, признал свою строптивость, гордость, непокорность, просил себе приязни к нему, начальнику, и получил от Господа. Слава Господу благопослушному и благопременителю моему, Спасителю моему! Демоны трепещут, когда оружие Христово – Крест святой несется в воздухе в крестном ходе; в комнатах и на улице, где бывает молебствие простое или с водосвятием, также очищается воздух от демонов и их козней. Великое дело веры – возношение Креста. Благодарю Господа, устроившего скоро дело рабы Божией Анастасии Михайловой с мужем ее Алексеем Антоновичем, находящихся в заграничном плавании в Греции. Услышал Господь молитвы наши, приял веру нашу. Благодарю Господа, сохранившего меня крестом Своим в прошлую ночь от блудных сновидений и блудного излияния семени; когда я знаменовался крестом, исчезли мерзкие сновидения и пошли священные. Благодарю святого Ангела Хранителя моего, светоносца Божия. Аминь. Десять часов вечера. Что требуется главным образом от всякого человека-христианина во время молитвы его, одного или общей? – Искренность, чтобы он искренно говорил то, что говорит в молитвах, или искренно повторял то, что другие говорят, читают и поют, чтобы искренно молился за себя и за членов Церкви и государства, и за всех христиан, и за весь мир! Чтобы искренно сознавал свои грехи, ненавидел их и каялся в них Богу; чтобы искренно желал исправиться, чтобы искренно любил Бога и святую правду Его, святой закон Его и искренно желал исполнять его всей душой, всей силой, всею мыслию; чтобы любил искренно ближнего, как себя, желая всякому от всей души всего доброго и не желая ему ни тайно ни явно ничего худого, не злорадствуя ни при чьей напасти. Всё сие даруй мне, Господи, и всем христианам, всякому человеку чрез познание Тебя. 2 августа 1874 г. Благодарю Господа, пременившего чудно сердце жены моей от зла на добро, от смятения на мир ко мне, оскорбившему ее утром по данному от нее поводу зла на больных слуг. Не вотще я припадал с дерзновением к престолу Владыки моего. Чудные, страшные дела совершаются на этом престоле Духом Святым! Огнь небесный, огнь Духа Святого сходит на Святые Дары! Страшно есть место сие [ Быт. 28, 17 ]!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Апостолы Христос послал апостолов во все страны. Апостолы научили весь мир. Апостолы простые, некнижные, но уловили весь мир. Апостолы перевернули весь мир (8, с.10–11). Апостолы проповедовали Спасителя (1, с.11). Самовидцы и слуги Слова, рассеявшись по различным странам, проповедовали всюду Святое Евангелие (4, с.99). Суть деятельности святых апостолов Святые апостолы были настоящими подражателями Христу Спасителю. Их деятельность состояла прежде всего в проповеди того слова жизни, которое вручил им Христос. «Горемне, – говорит ап.Павел, – аще не благовествую» ( 1Кор. 9, 16 ). Борясь с заблуждениями, они оберегали первых христиан от уклонений от истины. Это так называемая деятельность учительства. Пребывая с верующими в молитве, они совершали преломление хлеба, преподавали верующим через видимые действия (Крещение, возложение рук) дары Святого Духа (см. Деян.8,18–19 ).Таким образом, они совершали священнодействие. Христос Спаситель, заповедавший апостолам быть продолжателями Его проповеди , преимущественно научил их, изъясняя им то, что говорил прикровенно народу (см. Мф. 13, 36–37, 51, 15, 15 , Мк.7, 18 ), и открывал им наедине многое «о Царствии Божием» (см. Деян.1, 4 ), недоступное другим (см. Мф. 20, 17 , Лк. 18,3 ). Двенадцать свв.апостолов в первенствующей Церкви были руководителями религиозной и нравственной жизни и блюстителями церковной дисциплины. Верующие «к их ногам» полагали цену своего проданного имущества (см. Деян. 4, 34–35 и др ). Апостолы заботились о поставлении пастырей Церкви ( Деян. 6,1–6 ), откликались на недостатки и разбирали различные недоумения как в жизни Поместных Церквей, так и в жизни отдельных христиан ( Деян. 15,6,22–23 ). Апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись с проповедью Евангелия по всей вселенной. Подобно своему Божественному Учителю, они приспособляли свое учение к духовным силам и способностям слушателей. Апостолы знали, что народ может усвоить какие-либо истины быстрее и прочнее, если они построены на известном для людей основании. Они также знали, что эти истины легко усваиваются, если они даются в строгой последовательности и в связи друг с другом. Поэтому свою проповедь апостолы строили на том, что было хорошо знакомо слушателям. Например, в День Пятидесятницы, когда собралось множество народа в горнице, где произошло сошествие Святого Духа на всех присутствующих в ней, св.ап. Петр начал свою речь со слов св.пророка Иоиля: «И будет в последняя дни излию Духа Моего на всякую плоть,и будут пророчествовать сыны и дочери ваши, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут и юноши ваши будут видеть видения. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу» (ср. Иоил. 2, 28–32 ). Эти слова были знакомы всем собравшимся, и, основываясь на них, Апостол говорит об исполнении этого пророчества, говорит о Христе Распятом. Под влиянием такой проповеди присоединилось к Церкви Христовой около трех тысяч человек ( Деян. 2, 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Апрель 1 апреля 1. Преп. Мария Египетская . Жизнеописание этой дивной святой составил св[ятитель] Софроний, патриарх Иерусалимский. Иеромонах, старец Зосима, однажды Великим постом удалился в заиорданскую пустыню на двадцать дней пешего пути. Вдруг увидел он некое человеческое существо, сухое и нагое, с белыми, как снег, волосами, которое бросилось бежать от взора Зосимы. Старец долго бежал вдогонку, пока то существо не укрылось в [русле высохшей] реки и не крикнуло: «Авва Зосима, прости меня Господа ради, что не могу предстать я пред тобой, ибо[, как видишь,] я женщина нагая!» Тогда Зосима бросил ей свою верхнюю одежду. Она закуталась в нее и вышла к нему. Старец устрашился, услышав свое имя из уст той незнакомки. После долгих уговоров женщина поведала ему о своей жизни. Родилась она в Египте и с 12-летнего возраста начала блудно жить в Александрии. И в [этом] разврате провела целых 17 лет. Гонимая плотским разжжением, однажды села она на корабль, плывший ко Иерусалиму. Прибыв в Святой Град, она вместе с другими захотела войти в храм, чтобы поклониться Честному Кресту, но какая-то незримая сила удерживала ее, не давая ей переступить порог церкви. Объятая великим страхом, воззрела она на икону Пресвятой Богородицы в притворе и начала молиться Ей, чтобы позволила Она войти ей и приложиться к Честному Древу. Исповедала она свою греховность и нечистоту, обещая пойти туда, куда управит ее Святая [и] Пречистая [Дева]. После этого ей было разрешено войти в храм. Облобызав Крест, она вернулась в притвор, поблагодарила Богородицу и при этом услышала голос: «Если перейдешь Иордан, обрящешь благой мир!» Немедленно купила она три хлеба и отправилась к Иордану, куда и прибыла в тот же вечер. На следующий день причастилась [Святых Таин] в монастыре святого Иоанна Предтечи и перешла реку. Прожила она в пустыне целых 48 лет, терпя величайшие скорби и страх и ведя брань со страстными помыслами, как с дикими зверями. Питалась травами. После этого, когда встали они на молитву, Зосима увидел ее стоящей на воздухе. Она попросила его на следующий год принести ей Святые Дары на берег Иордана, чтобы, придя, она их приняла. Ровно через год пришел Зосима вечером на берег Иордана со Святыми Дарами, недоумевая, как святая переправится через реку. Но при этом увидел он ее в свете луны: приблизилась она к реке, перекрестила ее и пошла по воде, как по суше. Когда он ее причастил, она попросила его прийти на следующий год на тот же самый [высохший] поток, где они встретились впервые. Зосима пришел и нашел на том месте ее мертвое тело. На песке над ее головой было написано: «Похорони, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, предай прах праху. Преставилась я 1 апреля, в самую ночь спасительных Христовых страданий, по причащении Божественных Таин».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Богослужения Великого поста Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. 15 февраля, 2010 Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Передача «Православная энциклопедия» Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые. Великий пост был установлен апостолами в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как Ему выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В течение всего поста нельзя есть мясную и молочную пищу, рыба разрешается лишь дважды, – на Благовещенье и Вербное воскресенье. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах по частям читают Покаянный Канон Андрея Критского . А еще один раз его читают в четверг на пятой неделе — полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей темные. В храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов. Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Суббота первой недели Великого Поста посвящена великомученику Феодору Тирону. В этот день после службы раздают коливо (обычно, какая-либо крупа с медом и фруктами) в память о событии, происшедшем в Константинополе в IV веке. Тогда Император Юлиан Отступник, чтобы надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на городских рынках окропить идоложертвенной кровью. Но архиепископу явился во сне великомученик Феодор и велел, чтобы верующие не покупали продукты на рынке, а воспользовались тем, что хранится у них дома, крупой, запасами зерна или бобов. Верующие варили из этих круп коливо и питались им.

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног Великий четверток, то есть четверг Страстной седмицы, посвящен воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, ночного моления Христа в Гефсиманском саду и, наконец, предательского лобзания Иуды, послужившего знаком для взятия Господа под стражу (Мф 26. 17-56; Мк 14. 12-50; Лк 22.1-53; Ин 13; 18. 1-11). Великий четверг, непосредственно примыкая к трем главным дням церковного года - Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. Это, в первую очередь, связано с особым статусом Божественной литургии, совершаемой в Великий четверг, которая посвящена Тайной вечере вдвойне: и вообще, как всякая евхаристическая литургия, и особенным образом, как день ежегодного воспоминания последней трапезы Христа с учениками, во время которой и было установлено таинство Евхаристии. Божественная литургия и вечерняя трапеза Особый статус литургии Великого четверга проявляется в целом ряде ее особенностей. Эта литургия традиционно связана с вечерним богослужением i , поскольку является воспоминанием вéчери, то есть ужина. С этим воспоминанием связано и то, что особый статус имеет также трапеза Великого четверга - в древности существовал даже обычай (впрочем, осужденный 50-м правилом Лаодикийского Собора) вовсе разрешать пост в Великий четверг, а в позднейших Типиконах (в том числе - и в принятой ныне в Русской Церкви редакции) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы. Далее, за литургией Великого четверга, как правило, стремятся причаститься даже те, кто привык к редкому приобщению - это отражено, в частности, в том, что из всего лишь двух святоотеческих проповедей, помещенных в современном русском издании Большого Требника ii , одно слово - это знаменитое Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста на Святую Пасху, а другое - слово на Великий четверг, где сказано, с каким внутренним состоянием следует причащаться (см.: Большой Требник. Гл. 67= Приложение 1 к настоящей заметке). В византийской практике было принято запасать Святые Дары для приобщения больных в течение всего года именно в Великий четверг -соответствующие предписания доныне печатаются в Служебнике (см. Учительное известие, разд. «Како хранити Божественные Таины больных ради») iii .Наконец, к литургии Великого четверга могут быть приурочены и некоторые особенные чины, совершаемые только в этот день - в первую очередь, чин освящения мира и чин умовения ног, но также и омовение св. престола и общее маслоосвящение.

http://pravoslavie.ru/37408.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010