Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУДРЯВЦЕВ Петр Павлович (24.08.1868, с. Алексеевское Чернского у. Тульской губ.- 7.07.1940, Киев), проф. КДА, историк философии, литературовед, церковный деятель. Род. в семье сельского священника. По окончании Ефремовского ДУ (1878-1882) и Воронежской ДС (1882-1888) К. обучался в КДА (1888-1892), где 13 июня 1892 г. ему была присвоена степень кандидата богословия с правом получения степени магистра богословия без дополнительных экзаменов. Канд. дис. «Важнейшие местные церкви на Востоке во II и III вв. и взаимодействие их в развитии общехристианской мысли и жизни в указанный период», написанная под рук. проф. М. Г. Ковальницкого (см. Димитрий (Ковальницкий) ), Советом КДА 30 окт. 1892 г. была отмечена Иосифовской премией. Лучший из выпускников 1892 г. (1-й в разрядном списке), К. был оставлен в КДА профессорским стипендиатом (с 16 авг. 1892 по 16 авг. 1893) кафедры истории философии под рук. доцента Д. И. Богдашевского (см. Василий (Богдашевский) ). 16 сент. 1893 г. назначен преподавателем философских дисциплин в Подольской ДС. Одновременно с 15 нояб. 1893 г. преподавал словесность, историю русской литературы и педагогику в Подольском жен. уч-ще духовного ведомства. Был членом Подольского епархиального училищного совета (с 24 нояб. 1893 по 17 авг. 1897) и Подольского историко-археологического об-ва. По рекомендации проф. КДА П. И. Линицкого Советом КДА 10 июня 1897 г. избран исполняющим должность доцента вакантной кафедры истории философии. В КДА читал курс истории философии для студентов 1-го и 2-го года обучения, в 1904/05 уч. г.- курс психологии, в 1909-1910 уч. г.- курс логики и метафизики. Лекции отличались высоким уровнем профессионализма и педагогическим мастерством; он принадлежал к новому поколению преподавателей КДА, к-рые поощряли самостоятельное формирование студентами мировоззренческих принципов и обращение в научных исследованиях к актуальным проблемам современности.

http://pravenc.ru/text/Кудрявцев.html

1437 В награду за труды о. прот. И. В. Васильева по устроению церкви ему Высочайше пожалована была тогда митра, о чём см. Русск. Архив 1892, III, 105; срав. стр. 101. 1438 Срав. обо всём этом в Письмах м. Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 591–592; Слова и речи Синод. члена Леонтия архиеписк. Холмско-Варш. I, 238–240 и особенно Русский Архив 1892, III, 95–111. 1439 Срав. Письма м. Филар. к Высоч. Особ. и др. лиц,, II, 210 и Собр. мнен. и отз. м. Филар. V, 491. Москва, 1887–1888. 1444 Письмо это, в числе других, мы имели под руками с соизволения почившего архиепископа Никандра. 1451 Срав. там же, стр. 329–332. Срав. также слово владыки Леонтия в Богосл. Вестнике за 1892 г. кн. 2, стр. 383 и дал. 1452 Напр., чтобы диаконы одни, без священников, не совершали никаких церковных служб, как то бывало прежде (см. Моск. Церк. Ведом. 892 9 отд. офиц.) и под. 1455 См. Подробное описание всего этого в февральской книжке „Богословского Вестника» за 1892 год. 1456 См Богословский Вестник за 1892 г., кн. 4 и 7. См. также слово владыки на освящение академического храма там же, кн. 10. 1457 Об этом издании много уже писано было в повременной печати, между прочим и в “Богословском Вестнике”. См. статью проф. Г. А. Воскресенского в 1-й кн. „Богосл. Вестника” за 1893 год. 1466 Некоторые из этих рукописей описаны проф. В.И. Ламавским (Зап. Имп. Ак. Н., т. VI, 1864) и мною (Сборник Отд. рус. яз. и слов. Имп. Ак. Н. т. XXXI, 1883). 1468 Напечатан в журнале: «Весник српске цркве», 1890, май, стр. 427–496. Русский перевод проф. И. С. Пальмова в Христ. Чт. 1891, ч. 1. Отдельные оттиски СПБ. 1893. Характеристика нового закона в «Церк. Вестнике», 1890, 27–29. 1469 До введения нового закона четыре сербских епархии именовались: белградская, шабачская, ужичская и неготинская. 1470 Церкви и монастыри, по обету построенные и облагодетельствованные на помин души, называются у сербов задушбинами. 1472 В мон. Манассии, при деспоте Стефане Высоком, сосредоточивалась письменная деятельность сербов в самое тяжкое для них время; в этом монастыре находилась типография и работали известные «ресавские перелагатели» священных и церковных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Журнал « Братское слово » был посвящён изучению церковного раскола и разрешён к изданию указом Святейшего Правительствующего Синода Русской православной церкви совету братства святого митрополита Петра в городе Москве; выпускался под редакцией секретаря Николая Ивановича Субботина . Данное печатное периодическое издание выходило с 1875 по 1876 год четыре раза в год; в 1876 году выпуск «Братского слова» временно прекратился. Семь лет спустя, в 1883 году, выпуск издания. При «Братском слове» издавались «Материалы для истории раскола за первое время его существования», которые будущий академик Украинской академии наук Н. П. Василенко охарактеризовал как «в высшей степени ценные сборники». Журнал, прекратил своё существование в 1899 году. Указатель к «Братскому слову» за 15 лет существования Архивы журнала «Братское слово»: 1875. 1–2 1875. 3–4 1875. Критические заметки о 1 книжке Братское слово (ХЧ 1875. Критические заметки о 2 и 3 книжках братского слова (ХЧ 1876. т. 1 1876. 3–4 1883 г. 1884. т. 1 1884. т. 2 1885. т. 1 1885. т. 2 1886. т. 1 1886. т. 2 1887. т. 1 1887. т. 2 1888. т. 1 1888. т. 2 1889. т. 1 1889. т. 2 1890. т. 1 1890. т. 2 1890. 15–16 1890. 18–20 1890. 8–9 1891. 11–12 1891. 13–14 1891. 13 1891. 15–17 1891. 19 1891. 8–9 1891. т. 2 1892. 1 1892. 2 1892. 3 1892. 7 1892. т. 1 1893. т. 1 1893. т. 2 1894. т. 1 1894. т. 2 1895. т. 1 1895. т. 2 1897. т. 1 1897. т. 2 1898. т. 1 1898. 5 1899 Содержание 1875 3–4 Книга 3 Отдел 1. Из материалов для истории раскола в начале XVIII столетия: Иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни, сказание об обращении раскольников заволжских. 1700–1705 г. С. 12–207. Отдел 2. Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг московской печати, изданных первыми пятью российскими патриархами. Иеромонах Филарет (окончание). С.208–230. О просфорах на проскомидии. Свидетельства древле-письменных и древле-печатных книг. Его же. С.231–253. Отдел 3. Записка игумена Павла о трех беседах с беспоповскими наставниками, происходивших в городе Режицах 26, 27 и 28 февраля 1875 года. С.254–315.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павлом в Антиохии в присутствии св. Петра и прочих слушателей; а другие, напротив, говорят, что антиохийская речь оканчивается 14 стихом, а дальше, с 15 и по 21 стих, идёт уже продолжение наставления св. Ап. Павла Галатам, прерванного с 13 стиха I главы историческим рассказом св. Апостола; тут будто бы сжато и в существенных чертах развивается общая тема всего Послания к Галатам. К числу последних, т. е. защитников самостоятельности 15–21 стихов, не видящих в них продолжения антиохийской речи, относятся следующие толкователи: из древнейших – Феодор Мопсуестский 2502 и Экумений, а из позднейших: Calvin, 2503 Beza, Catharinus 2504 , Justiniani 2505 , Grotius, Semler, Borger, Koppe, Matthies. Hofmann, Lachmann, Hermann, Wieseler 2506 и Преосвящен. Иннокентий 2507 . К разряду первых, простирающих антиохийскую речь до конца главы (21 ст.), (Продолжение следует) Протоколы [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1892 год//Богословский вестник 1892. Т. 3. 8. С. 1 3–44 (4-я пагин.). —13— щать академические лекции; если же рукопись будет выслана в Академию, то Совет ручается за её сохранность, потому что студент Греков будет заниматься ею в фундаментальной академической библиотеке под наблюдением библиотекаря Академии. XXII. Отношение Совета С.-Петербургской духовной Академии от 24 декабря минувшего года за 2067, при коем препровождён экземпляр сочинения экстраординарного профессора Академии Н.В. Покровского под заглавием: „Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских“. С.-Петербург. 1892. XXIII. Отношение Совета Казанской духовной Академии от 4 января за 9, при коем препровождены: а) магистерское сочинение С. Предтеченского: „Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до конца IX в.“, б) протоколы заседаний Совета Академии за 1890 г., и в) Годичный акт в Академии 8 ноября 1891 года. XXIV. Отношения Московского Археологического Общества от 13 декабря и 26 января за 1309 и 254, при коих препровождены: „первый том трудов VIII Археологического съезда“ и один экземпляр „Правил для IX Археологического съезда в г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22772, л. 90). Перед Успенским собором, с его северо-восточной стороны, сохранились до наших дней надгробия его и его супруги, Анны Федоровны (1829–1889), старшей дочери поэта Ф. И. Тютчева, а до своего замужества – фрейлины «при дворе двух императоров», как названы ее опубликованные в начале 90-х годов нашего века воспоминания. 36 Вопрос о том, в каком году (1391 или 1392) скончался Преподобный Сергий, не получил окончательного решения, поскольку о его кончине в летописях упомянуто под 6900 годом, а данные о том, какого начала летоисчисления (с марта или сентября) придерживались летописцы, отсутствуют. Митрополит Иоанникий указал праздновать 500-летие со дня кончины в 1892 г. См. об этом книгу «Светлый праздник Преподобного Сергия 25 сентября 1892 г.» (без указания автора), М., 1892, (158 стр.), с. 12–13. 39 Там же сделан приложенный к этой работе групповой снимок иерархов лаврским фотографом Михаилом Иосифовичем Грибовым, которому потом было предписано доставить в Духовный Собор негатив снимка и не распространять его [ЦГАДА, ф. 1204, д. 22822, пункты 1092 и 1110]. В издательстве Лавры фотографом был и-м. Антоний. 40 Все три речи были напечатаны в «Богословском Вестнике», 1892, ноябрь, а речь профессора В. О. Ключевского – и отдельно редакцией «Троицких листков» под названием «Благодатный воспитатель русского народного духа». (См. «Цветок» N 9. В 1990 г. она была воспроизведена издательством «Столица» в 1-м номере «Русского Архива» и в ряде других сборников). В ЧОЛДПр за 1892 год в N 9 (с. 295–339) была напечатана весьма содержательная, но малоизвестная, к сожалению, статья профессораˆМДА Александра Петровича Голубцова «О значении ПреподобногоˆСергия в истории русского монашества». 45 «Среди иноков. Воспоминания о жизни в Троицко-Сергиевой Лавре». М., 1906, с. 279. Фамилия автора установлена библиографами – Казанцев Владимир Сергеевич, выше нами цитированный. 46 Его отец, Сергей Васильевич, отличавшийся необычайной честностью и правдивостью, Промыслом Божиим попал в скит Песношской Николаевской пустыни, куда он приехал на охоту, и где слепому иеромонаху Савватию во время чтения им молитв перед общей исповедью было открыто, что среди собравшихся (примерно шестидесяти богомольцев) есть один человек, Сергий по имени, отступивший от Церкви (С.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

А. Усова. «Древности Московского Археологического Общества», т. XI, вып. 3, (М. 1887), стр. XII–XVII. 37. Замечание о гривне кун. «Древности Московского Археологического Общества», т. XI, в. 3, (М. 1887), стр. 86 (протоколы), 38. Чья земля под городскими рядами на Красной площади? «Русские Ведомости» 1887 г. и отдельно М. 1887, стр. 1–12. 39. Содействие церкви успехам гражданского права и порядка. Речь, произнесенная на торжественном акте Московской Духовной Академии 1 октября 1888 г. «Годичный акт в Московской Духовной Академии 1 октября 1888». Прибавления к «Творениям святых отцов» 1888 г., кн. IV, стр. 5–36, и отдельно М. 1888, стр. 1–32. 40. Отзыв об наследовании С. Ф. Платонова: «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник» (СПБ. 1888). «Отчет о 31-м присуждении наград гр. Уварова» (СПБ. 1890), стр. 53–66 и отдельно, Спб. 1890, стр. 1–14. 41. По поводу заметки Д. Д. Голохвастова об историческом значении слова «кормление». Письмо к издателю. «Русский Архив», 1889 г., 5, стр. 138–145. 42. Состав представительства на земских соборах древней Руси. «Русская Мысль» 1890 г., 1, стр. 141–178; 1891, 1, стр. 132–147; 1892, 1, стр. 140–17?. Поправка, ibid., февраль, стр. 221–222. 43. Грусть. (Памяти М. Ю. Лермонтова † 15 июля 1841 г.). «Русская Мысль» 1891 г., июль, стр. 1–18 и отдельно. 44. Добрые люди древней Руси. Публичная лекция, читанная в пользу пострадавших от неурожая. «Богословский Вестник» 1892 г., 1, стр. 77–96 и отдельно; 2-е издание книгопродавца А. Д. Ступина, с рисунками. М. 1896; 3-е издание его же с рисунками, М. 1902. 45. Разбор исследования Н. Д. Чечулина: «Города Московского государства в XVI веке». «Отчет о 33-м присуждении наград гр. Уварова» (Спб. 1892) и отдельно, стр. 1–40. 46. И. Н. Болтин (6 ок- —23— тября 1792). «Русская Мысль» 1892 г., ноябрь, стр. 107–130 и отдельно. 47. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства. Речь, произнесенная на торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но впоследствии список этот покойным Архиепископом Казанским Павлом был значительно сокращен. Так от 9 марта 1892 года за 94 покойный Архиепископ Павел препроводил в Казанскую Духовную Консисторию список школ и церквей-школ, в котором назначались к постройке 13 церквей-школ и 5 школ, а именно предполагалось построить: по Казанскому уезду при Феодоровском монастыре школу; в д. Гондыревой- церковь -школу; по Царевококшайскому уезду церкви-школы: в дер. Кугэнерь,– в дер. Пуял (Акшубино тоже), в д. Изикугунуре и в д. Старом Мазикове; по Козмодемьянскому уезду в дер. Средних Шешкарах- церковь -школу; по Мамадышскому уезду в дер. Верхних Шунях-церковь-школу; по Чебоксарскому уезду в д. Мерешпосях-школу; по Цивильскому уезду церкви-школы-в д, Алдиаровой и в д. Старых Арабосях; по Спасскому уезду в д. Хураде- церковь-школу и в д. Березовой Гриве-школу; по Тетюшскому уезду в д. Кущелге-церковь-школу; по Ядринскому уезду в д. Большом Чурашеве-церковь-школу, по Чистопольскому уезду в д. Якушкине-церковь-школу; по Лаишевскому уезду в д. Мельничном Починке-школу; по Свияжскому уезду в с. Исакове-школу. Сей же список в марте месяце 1892 года препровожден был покойным Архиепископом Казанским Павлом Г. Уполномоченному по общественным работам в Казанской губернии Маркизу Паулуччи. Во исполнение предложения покойного Архиепископа Павла Казанскою Духовною Консисторией 11 марта 1892 года предписано было местным благочинным распорядиться немедленным образованием в селениях, указанных в вышеупомянутом списке, строительных комитетов по постройке церквей-школ и школ и о составе вновь образовавшихся комитетов донести Епархиальному Начальству. Г. уполномоченный заведующему общественными работами по Казанской губернии маркиз А. Ф. Паулуччи от 12 марта 1892 года за 203 сообщил покойному Архиепископу Казанскому Павлу, что список церквей-школ и школ, предполагаемых к постройке в Казанской Епархии, им получен, и при этом просил его сообщить ему список председателей местных строительных комитетов и ходатайствовал об устройстве еще двух школ: в селе Дюсьметеве Мамадышского уезда и в селе Ключищах Свияжского уезда, так что предполагалось уже к постройке не 18, а 20 школ, 16 марта 1892 года Казанскою Духовною Консисторией назначены были председатели вновь образованных местных строительных комитетов и список сей препровожден был г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Составлено по Zöckler’s, «Kritische Geschichte der Askese». IV. Книги по византийско-восточной истории после разделения церквей 19 . Очерки истории византийско-восточной церкви от конца XI-ro до половины XV века. М. 1892. Стр. VII+644. Первоначально печатано было в Прибавл. к Твор. св. Отц. за 1890–1891 годы и отчасти в Чтениях в Общ. люб. дух. просв. за 1891 г. Отзывы: в Чтениях в Общ. люб. дух. просв. за 1890 г., в Историч. Вестнике за 1891 г. февраль; – Церк. вестн. 1892 г., 18; – Моск. Церк. Ведом. 1892 г., 2; – Моск. Ведом. 1892 85. Все отзывы благоприятные и даже похвальные. Сочинение от Совета Моск. Дух. Академии удостоено Макариевской премии. 20 . Греко-восточная церковь под владычеством Оттоманской Порты. Исторические очерки. Обширное сочинение, печатающееся в настоящее время статьями в журнале Богословский вестник (с 1894 года). Об этих статьях уже успели появиться отзывы – беспристрастный в Чтениях в Общ. люб. дух. просв. за 1894 г., – похвальный в Русск. Обозрении и крайне враждебный – в Гражданине за тот же год. —269— V. Статьи в журналах по истории науки 21 . «Исследования современных немецких ученых по части историографии древней церкви». В Прибавл. к Твор. св. Отц. за 1885 г., ч. XXXVI. Стр. 30. 22 . «Церковные историки Флери и Тильмон (по Гефеле)». В Чтен. в Общ. люб. дух. просв. 1882, т. I. Стр. 25. 23 . «Церковный историк Неандер в воспоминаниях Филиппа Шаффа». В Правосл. Обозр. 1888, т. I. Стр. 19. 24 . «Столетний юбилей церковного историка Баура». В Богосл. Вестнике за 1892 г., т. IV. Стр. 10. 25 . «Новый обращик превратного понимания истории древней церкви в немецкой богословской литературе» (разумеется одно наиболее идейное и капитальное сочинение историка А. Гарнака). Правосл. Обозр. 1889 г., т. I. Стр. 58+46 + 49. 26 . «Несколько сведений о протоиерее А. В. Горском, как профессоре церковной истории». Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1889, I. Стр. 29. VI. Статьи по древней церковной истории 27 . «Христианский мир и эллино-римская цивилизация в эпоху древней церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1891 г. дек. 28. Исполнить». Протоколы (Журналы) Совета Московской Духовной академии за 1892 год//Богословский вестник. 1892. Т.2. 7. С. 1–12 (5-я пагин.) —1— 31 января. Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии. Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1891. дек. 19. В Совет Московской духовной Академии для зависящего распоряжения» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 16 декабря минувшего года за 5911: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление предместника Вашего Преосвященства, от 14 октября за 292, об утверждении экстраординарного профессора Московской духовной Академии по кафедре древней гражданской истории, магистра богословия Николая Каптерева , согласно удостоению Совета Академии, в степени доктора церковной истории, за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: «Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707 гг.)» Москва 1891. Приказали: Экстраординарного профессора Московской духовной Академии, магистра богословия Каптерева, удостоенного академическим Советом за сочинение: «Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707 гг.)». Москва, 1891 г., степени доктора церковной истории, согласно представлению Преосвященного Митрополита Иоавникия, утвердить в таковой степени, о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». —2— II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1892. Янв. 4. В Совет Академии для распоряжения» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 31 декабря минувшего года за 6062: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление предместника Вашего Преосвященства, от 13 минувшего ноября за 312 об утверждении окончившего курс в Московской духовной Академии кандидата богословия Сергея Белокурова , согласно удостоению Совета Академии, в степени магистра богословия, за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: « Арсений Суханов . Ч. I. Биография Арсения Суханова». Москва, 1891 г. Приказали: Окончившего курс в Московской духовной Академии кандидата Белокурова, удостоенного академическим Советом за сочинение: « Арсений Суханов . Ч. I. Биография Арсения Суханова» (Москва. 1891 г.) степени магистра богословия, согласно представлению предместника Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Экзарха Грузии, утвердить в таковой степени; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В первые годы существования журнала с ним активно сотрудничала груз. общественность. Здесь были публикованы труды груз. ученого Ф. Жордания - «Антоний I, католикос Грузии и архиеп. Владимирский и Яропольский» (1891. 1. С. 37-44; 2. С. 26-32; 4. С. 25-28; 6. С. 6-15; 8. С. 6-14; 10/11. С. 3-16; 14. С. 26-29; 15. С. 20-24; 16. С. 19-25; 19. С. 17-21; 1892. 1. С. 25-29; 2. С. 19-24; 4. С. 15-19; 6. С. 22-28), «Греческая летопись VIII в., сохранившаяся в груз. рукописях XI, XV и XVI вв.» (1902. 19. С. 9-12), «Пять грузинских исторических хроник» (1903. 7/8. С. 23-31; 9. С. 17-25; 15/16. С. 25-33) и др. Под псевдонимами Г. Садзагелов и Г. Садзагелов-Ивериели печатался сщмч. Кирион III (Садзаглишвили ; впосл. католикос-патриарх Грузии) - «Никозский собор» (1891. 2. С. 33-36), «Описание Метехского Четвероевангелия 1049 г.» (1892. 10. С. 13-18), «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом» (1893. 10. С. 17-23; 11. С. 21-23; 12. С. 2-10; 19. С. 13-17; 22. С. 8-14; 23. С. 21-24), «Речь о заслугах грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества» (1895. 12. С. 15-23; 13. С. 4-21), «История и древности Цромского Вознесенского храма» (1896. 11. С. 14-24), «Описание Никозской Михаило-Архангельской церкви в Карталинии» (1896. 19. С. 5-12) и др. Много материалов предоставил преподаватель Тифлисской ДС прот. Георгий Хелидзе - «О чудотворной иконе Иверской Божией Матери» (1891. 3. С. 27-33), «Метехский храм в Карталинии» (1891. 16. С. 15-19), «О пребывании ап. Андрея Первозванного в Грузии» (1891. 19. С. 11-17), «Избиение иноков в обители св. Давида Гареджийского» (1892. 9. С. 14-22), «Церковь св. Давида в Тифлисе» (1892. 12. С. 1-12), «Св. Нонна, мать Григория Богослова» (1892. 16. С. 13-15; 17. С. 9-11; 18. С. 20-26) и др. На страницах вестника публиковались материалы по истории Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Это серия очерков свящ. Никандра Покровского «Несколько страниц из истории Грузинской Церкви» (1893. 3. С. 14-23; 4. С. 6-12; 6.

http://pravenc.ru/text/180680.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010