В 1941 г. В. ушел добровольцем на фронт, был ранен в боях под Стрельной. После госпиталя поступил на работу в Московское отд-ние Ин-та истории материальной культуры (ИИМК). Уже во время войны В. предложил программу по восстановлению и исследованию памятников древнерус. городов в связи с их разрушением. Для Совинформбюро он написал десятки текстов, опубликовал брошюру «Памятники архитектуры и их охрана» (Академия архитектуры. М., 1944) и ст. «О восстановлении древнерус. городов» (Ист. журн. 1945. 3. С. 56-59). По инициативе В. было завершено издание «Истории культуры древней Руси» (М.; Л., 1948-1951. 2 т.). В. редактировал тома, написал главы о поселениях, о жилищах, об утвари, о пище, о путях сообщения, о крепостях и (совместно с М. К. Каргером) об архитектуре (прежде всего церковной). Выход книг во многом ознаменовал поворот к историзму в культурной политике СССР; В. был удостоен Сталинской (Государственной) премии (1952). В эти же годы он написал основные главы о киевском и владимиро-суздальском зодчестве для «Истории рус. искусства» (Изд. АН СССР. Т. 1. 1953; Т. 3. 1955; изд. АХ СССР. Т. 1. 1957), разрабатывал новую для него тему - становление национальных форм рус. церковной архитектуры с XI по XVI в. Монография «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв.» (М., 1961-1962. 2 т.; Ленинская премия 1965) стала выдающимся явлением в советской исторической науке. Г. К. Вагнер назвал метод исследования В. «синтетическим», что означало изучение архитектуры в связи с техникой и ремеслами, с изобразительным искусством и книжностью, с социальной историей страны, с памятниками культуры Запада, Востока и Византии. Большое внимание В. уделял церковной лит-ре (уже в 50-х гг. издал ряд исследований о произведениях домонг. книжности, написал главы об искусстве Киевской Руси для «Истории рус. литературы» (Т. 1. М.; Л., 1940, совм. с Д. В. Айналовым) и о древнерус. искусстве XIII-XVII вв. (Т. 2. Ч. 1. М.; Л., 1945; Т. 2. Ч. 2. М.; Л., 1948), статью «Слово о полку Игореве и рус. искусство XII-XIII вв.»//Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. (Лит. памятники)).

http://pravenc.ru/text/155270.html

Gött., 1964; Rabikauskas P. Diplomatica pontificia: Praelectionum lineamenta. R., 1964; Марасинова Л. М. Новые псковские грамоты XIV-XV вв. М., 1966; Michaud H. La Grande Chancellerie et les écritures royales au seizième siècle (1515-1589). P., 1967; Wolfram H. , e. a. Intitulatio. W., 1967-1988. 3 Bde; D ö lger F. , Karajannopulos J. Byzantinische Urkundenlehre. Münch., 1968. 1. Abschnitt: Die Kaiserurkunden; Копанев А. И. Советская дипломатика//ВИД. 1968. Вып. 1. С. 56-73; Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970; он же. Современные проблемы европ. дипломатики//АЕ за 1981 г. М., 1982. С. 26-51; он же. Русская дипломатика. М., 1988; он же. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; он же. Актовая археография. М., 1998; он же. Актуальные проблемы дипломатики//Проблемы источниковедения. М., 2006. Вып. 1(12). С. 469-476; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1-2; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991; Mariotte-L ö ber R. Ville et seigneurie: Les chartes de franchises des comtes de Savoie (fin XIIe siècle - 1343). Annecy; Gen., 1973; Покровский Н. Н. Актовые источники по истории черносошного землевладения в России XIV - нач. XVI в. Новосиб., 1973; Алексеев Ю. Г. Частный земельный акт средневек. Руси: от Русской Правды до Псковской Судной грамоты//ВИД. 1974. Вып. 6. С. 125-141; Свердлов М. Б. Древнерус. акт X-XIV вв.//Там же. 1976. Вып. 8. С. 50-69; Classen P. Kaiserreskript und Königsurkunde. Thessal., 1977; Григорьев А. П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: Чингизидские жалованные грамоты. Л., 1978; он же. Сб. ханских ярлыков рус. митрополитам. СПб., 2004; Актовое источниковедение: Сб. ст./Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 1979; Усманов М. А. Жалованные акты Джучиева улуса XIV-XVI вв. Каз., 1979; Душкова С. Чешский дипломатарий//АЕ за 1980 г. М., 1981. С. 69-79; Фарсобин В. В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. М., 1983; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв.

http://pravenc.ru/text/178525.html

П. Ibah Вишенський: Життя i mbopчicmь. [К.], 1968; Робинсон А. Н. Зарождение концепции авторского стиля в укр. и рус. лит-рах кон. XVI-XVII вв.: (Иван Вишенский, Аввакум, Симеон Полоцкий)//Рус. лит-ра на рубеже двух эпох: (XVII - нач. XVIII в.). М., 1971. С. 33-83; Пашук А. I . Cycniльhuй iдeaл I. Вишенського//Biд Вишенського до Сковороди. К., 1972. С. 8-24; он же. Ibah Вишенський - мислитель i борець. Льbib, 1990; Gr ö schel B. Die Sprache Ivan Vyšens " kyjs: Untersuch. und Materialen zur hist. Grammatik des Ukrainischen. Köln; W., 1972. (Slavistische Forschungen; 13); Колосова В. П. Автограф Ивана Вишенского//Федоровские чт., 1978. М., 1981. С. 128-132; она же. Иван Вишенский и Павел Домжив-Люткович//Там же, 1979. М., 1982. С. 24-34; Харитонов В. С. Ibah Вишенський i розвиток iдeй ryмahiзмy//Лimepamypha спадщина Киïвськоï Pyci i укр. лim-pa XVI-XVIII ст. К., 1981. С. 196-222; Яременко П. К. Ibah Вишенський. К., 1982; Пелешенко Ю. В. Дещо про mpaдuцiï у mbopчocmi Ibaha Вишенського//Украïнське лimepamyphe бароко. К., 1987. С. 131-143; Grabowicz G. G. The Question of Authority in Ivan Vyšens " kyj: A Dialectics of Absence//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. P. 781-794 (то же, на укр. яз.: Грабович Г. Г. Авторство й авторитет у Ibaha Вишенського: Дiaлekmuka biдcymhocmi// Он же. До icmopiï укр. лim-pu. К., 2003. С. 239-254); Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-латиньска akaдeмiя: 1576-1636. К., 1990. С. 85-86; Hiчuk В. М. Ibah Вишенський i cnopiдhehicmь його вчення з iдeямu Peфopмaцiï// Hiчuk В. М., Литвинов В. Д., Cmpamiй Я. М. Гyмahicmuчhi i peфopмaцiйhi iдeï на Ykpaïhi: XVI - поч. XVII ст. К., 1990. С. 202-234; Goldblatt H. On the Language Beliefs of Ivan Vyšens " kyj and the Counter-Reformation//HUS. 1991. Vol. 15. N 1/2. P. 7-34; idem. On the Reception of Ivan Vyšens " kyj " s Writings among the Old Believers//Ibid. N 3/4. P. 354-382; idem. Notes on the Text of Ivan Vyšens " kyj " s Epistle to the Renegate Bishops//Ibid. 1994. Vol. 18. N 1/2. P. 47-75; Возняк М. Icmopiя укр.

http://pravenc.ru/text/469466.html

О нек-рых принципах прочтения рус. нотолинейных рукописей XVI-XVII вв.//Теоретические наблюдения над историей музыки: Сб. ст./Сост.: Ю. К. Евдокимова и др. М., 1978. С. 200-226; он же. О «странных голосах» двоезнаменного музыкально-теоретического руководства кон. XVII в.//Проблемы истории и теории древнерус. музыки/Ред.: А. Н. Кручинина, А. С. Белоненко. Л., 1979. С. 160-172; он же. Значение нотолинейных рукописей для понимания древнерус. строчного пения//Муз. академия. М., 1996. 1. С. 173-180; он же. Русское строчное многоголосие XV-XVIII вв.: Текстология. Стиль. Культурный контекст. М., 2005; Петров С., Кодов Х. Старобългарски музикални паметници. София, 1973. С. 70-72, 76; Цалай-Якименко О. С. Киïвська homaцiя як релятивна система (за рукописами XVI-XVII ст.)//Укр. музикознавство. К., 1974. Вип. 9. С. 197-224; она же. «Лimephi noмimu» pociйcьkux cnibaцьkux pykonucib XVII ст.- piзhobuд киïвськоï релятивноï homaцiï//ЗНТШ. 1996. Т. 232. С. 41-58; она же. Дyxobhi cnibu давньоï Украïни: Ahmoлoriя. К., 2000; она же. Киïвська школа музики XVII ст. К.; Льbib; Полтава, 2002; Гарднер. Богослужебное пение. 1978. Т. 1. С. 154-157; 1981. Т. 2. С. 92-97; Никишов Г. А. Двоезнаменные рукописи XVII в. как форма разъяснения и пропаганды нотолинейной системы//Теоретические наблюдения над историей музыки. 1978. С. 227-238; он же. Палеография знаменно-нотолинейных учебных руководств//MAAS/Ed. A. Czekanowska-Kukliska. 1982. T. 6. S. 825-837; Лабынцев Ю. А. Неизвестный памятник нотной печати//Сов. музыка. 1983. 3. С. 76-78; Холопов Ю. Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в рус. монодии//Проблемы дешифровки древнерус. нотаций: Сб. науч. тр./Сост.: А. Н. Кручинина, С. П. Кравченко. Л., 1987. С. 106-129; Antonowycz M. Ukrainische geistliche Musik: Ein Beitr. zur Kirchenmusik Osteuropas. Münch., 1990; Герасимова-Персидская Н. Переход от «знамени» к «киевской квадратной ноте» в музыке Юго-Зап. Руси XVII в.//Музыка. Культура. Человек: Сб. ст./Отв. ред.: М. Л. Мугинштейн. Свердловск, 1991.

http://pravenc.ru/text/1684531.html

Лит.: Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. М., 1858; Внуков П. Могила схим. Ионы (вел. кн. рязанского Олега Ивановича) в Солотчинском мон-ре//Странник. 1862. 9. Отд. 1. С. 389-402; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1889-1891. 2 т. (по указ.); Буймистров B. C. Олег Иванович, Вел. кн. Рязанский//Празднование 800-летия (1095-1895) г. Рязани. Рязань, 1896. Прил. С. 56-69; Цветаев Д. В. Великий князь Олег Рязанский и его жалованная грамота Ольгову мон-рю//Жалованная грамота Олега Рязанского. М., 1913. С. 11-52; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва: Очерки по истории XIII-XV ст. Пг., 1918. М., 19982; Романов Б. А. Элементы легенды в жалованной грамоте вел. кн. Олега Ивановича Рязанскому Ольгову мон-рю//Проблемы источниковедения. М.; Л., 1940. Т. 3. С. 205-224; Черепнин Л. В. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв.: Очерки соц.-экон. и полит. истории Руси. М., 1960; Кузьмин А. Г. Рязанское летописание: Сведения летописей о Рязани и Муроме до сер. XVI в. М., 1965; Кучкин В. А. Рус. княжества и земли перед Куликовской битвой//Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980. С. 26-112; он же. Договорные грамоты моск. князей XIV в.: Внешнеполит. договоры. М., 2003; Дворниченко А. Ю. О жалованной грамоте Олега Ивановича Ольгову мон-рю//Средневековая и новая Россия. СПб., 1996. С. 296-306; Серафим (Питерский), игум., Панкова Т. М. Великий кн. Олег Иванович Рязанский (1338-1402). Рязань, 2002; Серафим (Питерский), игум. Великий рязанский кн. Олег Иванович: К 600-летию кончины//2-е Яхонтовские чт.: Мат-лы науч.-практ. конф., 23-25 окт. 2002 г. Рязань, 2003. С. 14-29; Синкевич А. С. Московско-рязанские отношения в 40-50-е гг. XIV в.//Тюменский ист. сб. Тюмень, 2004. Вып. 7. С. 98-105; Кузьмин А. В. Генеалогия рязанских и муромских князей XIII - 1-й пол. XIV в.//Зап. ОР РГБ. М., 2008. Вып. 53. С. 35-59; он же. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014-2015. 2 т.; Лаврентьев А. В. Московско-рязанские отношения после Куликовской битвы. 1380-1402 гг.//Верхнее Подонье: Археология. История: Сб. ст. Тула, 2008. Вып. 3. С. 202-226; он же. После Куликовской битвы: Очерки истории Окско-Донского региона в посл. четв. XIV - 1-й четв. XVI в. М., 2011; Великий кн. Олег Иванович Рязанский - выдающийся гос. и полит. деятель 2-й пол. XIV в. Рязань, 2014; Ермаков А. М. «О побиении москвич от рязанцев...»: Битва под Перевитском - забытый триумф Олега Рязанского//Подмосковный летописец. Подольск, 2014. 3(41). С. 54-59; Цепков А. И. Родословная вел. кн. рязанского Олега Ивановича и Рязанское княжество в XIV - нач. XV в.// Он же. Рязанский край: Сер. XIII - нач. XVI в. Рязань, 2014. С. 225-286; Балуева Т. С., Веселовская Е. В. Восстановление внешнего облика вел. кн. Олега Ивановича Рязанского//Вестник РГГУ. Сер.: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. 9(152). С. 45-54.

http://pravenc.ru/text/2578287.html

В XVI - нач. XX в. «вечная память» рязанским князьям и героям «Повести о разорении Рязани Батыем» читалась в помяннике вел. князей Рязанских синодика Никольского собора в г. Зарайске (РГБ ОР. Ф. 310. 153. Л. 57-57 об., список посл. трети XVII в.; Кузьмин А. В. 2008. С. 59. Прил. 3). В 1997 г. в память о защитниках Рязани на валах ее городища был воздвигнут белокаменный крест. В 2005 г. у подножия валов в память о погибших при обороне города 16-21 дек. 1237 г. были установлены деревянное распятие и памятная гранитная плита. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3; Т. 3; Т. 4. Вып. 1; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 7-8, 10, 15-18, 23-27, 30, 35, 37, 39-40; Жалованная грамота Олега Рязанского: Древнейший док-т МАМЮ. М., 1913. С. 4-10. (Сб. МАМЮ; Т. 1. Ч. 1); АСЭИ. Т. 3. 309. С. 339; 322. С. 350-352; Грамоти XIV ст./Упор., вступ. ст., коммент.: М. М. Пещак; ред.: В. М. Pycahibcьkuй. К., 1974. 15. С. 32-33. Лит.: Тихомиров Д. [П.] Ист. исслед. о генеалогии князей: Рязанских, Муромских и Пронских, с прил. родословных росписей. М., 1844. С. 13-16. Прил.: Роспись 1; Экземплярский. Князья Сев. Руси. Т. 2; Романов Б. А. Элементы легенды в жалованной грамоте вел. кн. Олега Ивановича Рязанскому Ольгову мон-рю//ПИ. 1940. Сб. 3. С. 205-224; Лихачёв Д. С. Литературная судьба «Повести о разорении Рязани Батыем» в 1-й четв. XV в.//Исслед. и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. [Вып. 1.] С. 9-22; он же. К истории сложения Повести о разорении Рязани Батыем//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 48-51; он же. «Повесть о разорении Рязани Батыем»// Он же. Великое наследие: Классические произв. лит-ры Др. Руси. М., 1975. С. 221-239; СПб., 1997р. С. 307-330; он же. Исследования по древнерус. лит-ре. Л., 1986. С. 235-280; он же. Повести о Николе Заразском//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 332-337; Монгайт А. Л. Рязанская земля. М., 1961. С. 344-345; Кузьмин А. Г. Рязанское летописание: Сведения летописей о Рязани и Муроме до сер. XVI в. М., 1965. С. 154-179; Полубояринова М. Д. Рус. люди в Золотой Орде. М., 1978; Дворниченко А. Ю. О жалованной грамоте Олега Ивановича Ольгову мон-рю//Средневек. и новая Россия: Сб. науч. ст./Отв. ред.: В. М. Воробьев, А. Ю. Дворниченко. СПб., 1996. С. 296-306; Иловайский Д. И. История Рязанского княжества// Он же. Рязанское княжество: Сб. М., 1997. С. 69-73; Мазуров А. Б. Средневек. Коломна в XIV - 1-й трети XVI вв.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого Рус. гос-ва. М., 2001. С. 47, 54-55; Кузьмин А. В. Рязанские, пронские и муромские князья в XIII - сер. XIV в.: (Ист.-генеалогич. исслед.)//Зап. ОР РГБ. М., 2008. Вып. 53. С. 35-59; Дедук А. В. Погосты Рязанского Ольгова мон-ря XIII-XIV вв.//ДРВМ. 2015. 1(59). С. 26-36.

http://pravenc.ru/text/2578291.html

Антонию Киево-Печерскому, свт. Николаю, ап. Иоанну Богослову. Сольный репертуар лирников записан, в частности, в сборнике П. Д. Демуцкого «Лира и ее мотивы» (К., 1903). Традиция сольных лирницких К. в наст. время возрождается в особом направлении аутентичного вокально-инструментального исполнительства (объединение музыкантов «Киевский кобзарский цех» и др.). Ист.: Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1896. Вып. 2: Описание рукописей Киево-Печерской лавры, киевских мон-рей Златоверхо-Михайловского, Пустынно-Николаевского, Выдубицкого и женского Флоровского, и Десятинной ц.; Титов Х. Mamepiaлu для icmopiï книжноï справи на Bkpaïhi в XVI-XVIII вв.: Bceзбipka передмов до украïнських cmapoдpykib. К., 1924; Резанов В. I. Драма украïнська. К., 1925. Вип. 3; 1927. Вип. 4; О. Я., упоряд. Xpecmoмamiя украïнськоï дожовтневоï музики. К., 1974 2. Ч. 1; Ibчehko Л. В., Крекотень В. I., ред. Украïнський кант XVII-XVIII ст.: [Ноты]/[Ред. муз., вступ. ст. и примеч.: Л. В. Ивченко; ред. лит. текста: В. И. Крекотень]. К., 1990; Избранные рус. канты XVIII в.: Для хора или ансамбля солистов без сопровождения/Сост.: В. С. Копылова. Л., 1983; Ясиновський Ю. П. Ykpaïhcьki та бiлopycьki homoлihiйhi Ipмoлoï XVI-XVIII ст.: Кат. i koдukoлoriчho-naлeorpaфiчhe дocлiджehhя. Льbib, 1996; Spiritual Songs in 17th-Cent. Russia: Ed. of the MS 1938 from Muzejnoe Sobranie of the State Historical Muzeum in Moscow (GIM)/Transcr. and ed. by O. Dolskaya; ed. not. by H. Rothe. Köln; Weimar; W., 1996; Roksolaski Parnas: Polskojzyczna poezja ukraiska od koca XVI do pocztku XVIII w./Wybra i opracowa R. Radyszewkyj. Kraków, 1998; Симеон Полоцкий, Титов В. [П]. «Рифмотворная псалтирь»/Подгот. расшифровка и ред. муз. и поэтич. текстов: Л. Н. Сидорович; науч. ред. текстов: Л. Ф. Костюковец. Новополоцк, 1999; Wöhler A. Die handschriftlichen Kantionale des Franciskus Valentine Ruthen (1674-1734): Untersuch. zu Quellen und Aufbau katholischer Gesangbücher des späten Barock in Pomerellen. Köln; Weimar; W., 1999; Бapokobi дyxobhi nichi з рукописних cnibahukib XVIII ст. Лeмkibщuhu/Вступ, упоряд. i комент.: О. Гнатюк. Льbib, 2000; Stern D. H. Die Liederhandschrift F-19-233 (15) der Bibliothek der Litauischen Akademie der Wissenschaften: Eine komment. Ed. Köln; Weimar; W., 2000; Музыкальный Петербург: Энцикл. словарь. СПб., 2002. Т. 1: XVIII в. Кн. 5: Рукописный песенник XVIII в./Отв. ред.: Е. Е. Васильева. СПб., 2002; Сидорович Л. Н. «Рифмотворная Псалтирь» Симеона Полоцкого и Василия Титова: Тексты. Расшифровка и редакция. Исследование. Новополоцк, 2003; euch P. Kyrillische paraliturgische Lieder: Edition des handschriftlichen Liedguts im ehemaligen Bistum von Mukaevo im 18. und 19. Jh. Köln; Weimar; W., 2006.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

Норг. Л. 2 и 3, стр. 198–200. 497 Саввы, ст. 6. В «Поучении святых Отец к новопостриженным инокам» говорится: «а к женьску бы ти платну не прикоснутися ни ко отрочатню, разве нужда». Материалы для истории рус. церкви. Харьков, 1861 г., I, 180. Но здесь речь идет, по-видимому, не об о сквернении платьем женщины как нечистым (оно стоит рядом с платном оторока), а об освернении монашеской мысли похотью, вызываемой прикосновением к тому и к другому предмету. 498 Ст. 86–90. Ср. Номоканон Котелерия, ст. 70. Р. И. Б. VI, 380–381, 922. Есть рыбью кровь не воспрещалось (ст. 86), Ср. Волок. 560, л. 90 об. «Се едим кровь рыбью, а не убиваем, ни режем, сама мрет рыба вынята из воды? В том нес(ть) греха: то есть от воды, ино наречено кровь скот(и)я и зверина, и птичия». 500 Саввы, ст. 20: «Достоит ли, рече, другое говение молоду дитяти обаче молоко ести, аже будет болно? – Ци луче уморити? Аще ли матерь одину, то хотяче 3 лета, или 4, или 5, аже не будет другого дитяти по нем». Под «говением» здесь разумеется великое говенье, т.е. великий пост: в приведенной статье «говение» параллельно слову «лето». Для младенца шел вопроса, о воздержании от молока только в великий пост, потому что по студийстому уставу в малые посты не возбранялось мирянам есть молочное и яйца. Мансветов, О постах. Приб. к тв. св. От, 37 ч., 666 – 67. Нифонт, оказывается очень снисходительным в решении этого вопроса, Савва гораздо строже. Неизвестно откуда последний взял запрещение скоромиться младенцу на второй год. В известных нам правилах древности разрешаются два или три говенья, другими словами, два или три года. Тексты, IV, 32; XIX, 55 (ср. Starine, VI, 121 pp.); XIII б , 25. Отсюда исповедной вопрос женам: «или дитя сосила на трет(ь)е говенье»? Алмазов, III, 167. Когда студийский устав был вытеснен, более строгим иерусалимским, запрещавшим мирянам молочную пищу в апостольские посты, с этого времени те же правила стали пониматься в более строгом смысле: младенцам разрешалось молоко в два или три поста их жизни, т.е. менее года. 501 Кирика, ст. 25; Саввы, ст. 4 (см. выше, стр. 110–111, прим.). Ср. Тексты, XIX, 41–42; IV, 15. В Дубенском сборнике XVI в. Петерб. Дух. Акад. 129, лл. 125 об. –126, последняя статья читается с таким дополнением: «а мощи святые целовав, достоит ясти кадугером масло, а белцем мясо того дни».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Лит.: Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. М., 1793. Ч. 4; Ратшин А. В. Полное собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквях в России. М., 1852. С. 242, 248; Ушакова Е. В. Краткий ист. очерк Моск. Алексеевского девичьего мон-ря. М., 1877; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 2; Смирнов Л. П. Ист. описание Моск. Зачатьевского девичьего мон-ря. М., 1884; Бочаров Н. П. Раскопки в Зачатьевском мон-ре//Моск. листок. 1887. 101, 12 апр. С. 2; Зверинский. 1890. Т. 1; 1892. Т. 2. 10; 1897. Т. 3. 803; Боголюбский М., прот. Московская иерархия//ЧОЛДП. 1894. Отд. 1. 9. С. 447-482; 10. С. 529-578; Токмаков И. Ф. Ист. и археол. описание Моск. Алексеевского девичьего мон-ря. М., 18962; Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы. М., 1950. Т. 1; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992; Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича//Заказчик в истории рус. архитектуры. М., 1994. Вып. 1. С. 117-140. (Архив архитектуры; 5); Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994; он же. Архитектурно-археол. памятник как предмет охраны и проблемы формирования локальных музеев: Опыт работы в Моск. ставропигиальном жен. Зачатьевском мон-ре//Проблемы спасательной археологии: Науч.-практ. конф. к 75-летию А. Г. Векслера. М., 2006. С. 23-28; он же. Зачатьевский (Алексеевский) мон-рь в Москве//Институт археологии РАН: Сб. ст. М., 2007. С. 108-111; Выголов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 234-245; Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 100-102; Беляев Л. А. и др. Раскопки в Зачатьевском мон-ре Москвы//Археол. открытия 2003 г. М., 2004. С. 149-152; Там же, 2004 г. М., 2005. С. 98-100; Там же, 2005 г. М., 2007. С. 110-114; Беляев Л. А., Гайдуков П. Г. Средневековые монеты из раскопок в Зачатьевском мон-ре в 2005 г.//Проблемы спасательной археологии. М., 2006. С. 40-41; Беляев Л. А., Кренке Н. А. Монастырский некрополь XVI-XVII вв.: Плиты из Зачатьевского мон-ря//Рус. средневек. надгробие, XIII-XVII вв.: Мат-лы к своду. М., 2006. Вып. 1. С. 44-50; И. И. Храм кон. XVI в. в Алексеевском Зачатьевском мон-ре: Результаты исслед. 2003-2005 гг.//Моск. Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры: К 60-летию Л. А. Беляева. М., 2008. С. 394-404; она же. Волосники XVI-XVII вв. из погребений Зачатьевского мон-ря в Москве//Рос. Арх. 2008. 2. С. 142-149; Глазунова О. Н. Комплексы керамики из жилых построек 2-й пол. XV - нач. XVI в. Зачатьевского мон-ря (г. Москва)//Там же. С. 128-141.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Bucur., 1984; Плигузов А. И. Противостояние митрополичьей и Вассиановой Кормчих накануне судебных заседаний 1531 г.//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1985. С. 23-53; он же. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002. С. 141-178; Лисовая Т. А. Лексика Кормчих книг 2-й пол. XVII в.: АКД. М., 1986; она же (Исаченко-Лисовая Т. А.). Перевод и толкование в «еллинословенской» школе Евфимия Чудовского: (На мат-ле «Кормчей» 5-й ред.)//ГДРЛ. 1989. Сб. 2. С. 192-205; Демкова Н. С., Якунина С. А. Кормчая XV в. из собр. Пермского пед. ин-та//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 330-337; Петровин М. М. О Законоправилу или Номоканону св. Саве. Београд, 1990; Пихоя Р. Г. Пермская Кормчая: О предыстории появления Чудовской Кормчей 1499 г.//Обществ. сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 171-175; Bibliographie zur Rezeption des byzantinischen Rechts im alten Russland: Sowie zur Geschichte des armenischen und georgischen Rechts/Zsstellung: L. Burgmann, H. Kaufhold. Fr./М., 1992; Андропова М. В. К истории Кормчей в соединении с Мерилом праведным в XV в.: (Погодинская ред.)//Byzantinorussica. М., 1994. 1. С. 98-113; Добрев И. Номоканон//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 825-833; Burgmann L. Der Codex Vaticanus graecus 1167 und der serbische Nomocanon//ЗРВИ. 1995. 34. С. 91-106; idem. Das byzantinische Recht und seine Einwirkung auf die Rechtsvorstellung der Nachbarvölker//Byzanz und seine Nachbarn. Münch., 1996. S. 277-295; Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999; О сложеници Законуправило//АрхПр. 1998. 20. С. 251-258; Андрюшайтите Ю. В. И. П. Лаптев: У истоков отечественного филиграноведения. М., 2000. С. 192-193, 215-238; Кат. славяно-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА/Ред.: Л. В. Мошкова. М., 2005. Вып. 1. С. 380-441, 455-470; Никодим (Милаш), еп. Дела. Београд; Шибеник, 2005. 7. С. 477-510, 387-476; Максимович К. А. Древнерус. Ефремовская Кормчая XII в.: Локализация перевода в связи с историей текста//Лингвист. источниковедение и история рус.

http://pravenc.ru/text/2458663.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010