Статья «В поисках синтеза» («Путь». 1929. 16) посвящена необходимости преодолеть разрыв между духовной и светской составляющими культуры, чтобы прийти к «синтетической культуре», так как только в ней возможно «приближение к истинному пути», «воплощающему идею Богочеловечества» . В статье «Истоки творчества» («Путь». 1934. 43) м. Мария развивает «евангельскую теорию творчества», акцентируя внимание на том, что человек в своем творчестве подражает самому творческому из всех творцов — Христу, творчество Которого состояло в свободном подчинении Себя воле Отца. Подлинное творчество таким образом, по м. Марии, укоренено в троической творческой любви. Тем самым оно уже само «является актом некой соборности, некоего абсолютного общения не только с Богом, но через Бога и со всем миром» . Необходимо также подчеркнуть, что термин, ставший уже своеобразной «визитной карточкой» мысли м. Марии и основным концептом ее теоретической экклезиологии — «внехрамовая литургия», — тоже был подхвачен ею от о. Сергия Булгакова. Елизавета Юрьевна услышала его впервые в булгаковском докладе, прозвучавшем в июле 1926 г. на III местном съезде Русского студенческого христианского движения во Франции, первом из съездов РСХД, на которых она присутствовала, тематически центрированном как раз вокруг литургии. В статье «Богомолье», написанной ею об этом съезде для газеты «Дни», она говорит, что общая духовная насыщенность съезда «была безмерно превзойдена в докладе о. Сергия Булгакова. Трудно представить себе возможность словесного обозначения того мистического ведения, которое ему присуще» . Булгаковский доклад в своей статье об этом съезде подробно излагает Лев Зандер: «Темой о. Сергия была “литургия как средоточие церковной жизни”», наше предстояние в ней Самому Господу: «Но, соединяясь с Господом, мы вместе с тем соединяемся в литургии и между собою — так же тесно, нераздельно и близко, как соединены в испеченном хлебе отдельные зерна пшеницы. Литургия есть венец жизни, которая вся до конца служит подготовлением к ней и ее продолжением.

http://bogoslov.ru/article/6195398

В России считается евреев около семи миллионов; эти жадные и изворотливые пиявки питают глубокую вражду к приютившему их народу и составляют опасную и тягостную обузу для нашей страны. Последние революционные движения, выразившиеся в громадных забастовках всякого рода, весьма много обязаны евреям своим появлением, и развитием. Истекший год был ознаменован (во второй своей половине) всевозможными банкетами, на которых сорвавшаяся с цепи „космополитическая“ интеллигенция говорила и слушала всевозможные противоправительственные речи. В начале прошедшего года (в феврале месяце) некий еврей Тарле (по званию приват-доцент) читал в Москве публичную лекцию учащейся молодёжи „о том, как делается революция“. В этой лекции, привлёкшей многочисленную публику, преимущественно „учащуюся“ молодёжь, Тарле выяснил самый верный и простейший путь к революции, это – подготовка народа. Этим путём была произведена „неожиданно для всех“, а более всего – для короля, февральская революция во Франции. „Вожаки революционных партий, – поучал своих слушателей приват-доцент Тарле, – испробовали различные способы. Но самым радикальным из них оказались народные развлечения и банкеты, которые устраивались во всей Франции и во время которых производились направительные чтения. В этих чтениях только обрисовывались ошибки правительства и выяснялась необходимость их исправления... Результаты оказались поразительные; народ был систематически подготовлен“ („Родная Речь“ за 1904 г. 15 февр.). Этот же Тарле был избран, между прочим, почётным председателем обще-студенческой сходки в С.-Петербургском Университете 7-го февраля текущего года, где говорились возмутительные противоправительственные речи, не имеющие никакого отношения к достоинству чистой науки. Евреи участвовали в убийствах царственных особ Русского Государства. Среди злодеев 1-го марта 1881 г. оказалась еврейка Геся Гельфман в качестве „пристанодержательницы“ революционеров: как беременная, она была избавлена от присуждённой ей смертной казни. По поводу неостывшей ещё крови Великого Князя Сергия Александровича некто г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В связи с этими планами переезда на запад перед нами встал вопрос о паспортах. После долгих переговоров, Голландское Посольство, по инициативе своей королевы, согласилось выдавать русским документы, на которых можно было ставить визы. Такие документы получили и мы, так началось наше странничество по Европе. 79 Несмотря на различные желания у членов нашей семьи, мы все упорно искали такого решения, которое могло бы удовлетворить всех нас и постепенно стало ясно, что наш путь лежит на Сербию. После долгих и по временам казавшихся бесплодными хлопот, мы наконец получили право на въезд в Югославию и 14 октября мы покинули Константинополь. Наше решение оказалось вполне правильным. Все мы четверо успешно окончили там университет, а наш отец смог применить свой опыт врача для улучшения условий лечения на курортах Сербии. Мы полюбили эту родственную нам страну, нашли в ней многих друзей и наконец, мы положили там же основание для всей нашей деятельности в эмиграции, основав в Белграде студенческий христианский кружок. Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом, сыгравшее значительную роль в жизни Православной Церкви и экуменического движения, родилось в разных центрах русского рассеяния, в том числе и у моей будущей жены на мансарде в Париже и в нашем «ковчеге» на Сеньяке. Так мы называли тот барак, в котором ютились мы четверо вместе с другими пятью русскими студентами в Белграде и где собирался наш православный кружок. Наша жизнь в эмиграции вступила в свое подлинное русло только после нашего переезда в Сербию. Заключение. Н. Зернов Хроника Зерновской семьи, как это было указано в введении, отличается от другой мемуарной литературы своей полифоничностью. В ней участвуют восемь авторов, и эта ее особенность имеет и положительные и отрицательные черты. Каждый участник хроники пишет по своему; его язык, стиль, выбор того, что он включает и что выпускает из своих воспоминаний, отличает его от других. Это делает рассказ неровным и в некоторых местах создает повторения. В то же время полифоничность расширяет поле наблюдения и придает большую объективность в передаче пережитого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

637 Отношение П.Б.Струве к немецкому фашизму было подчинено его представлениям о характере мировой истории, как она пошла после Октябрьской революции 1917 г. в России. «Дело не в том, – писал он, – что Россия выпала из комплекса мировых сил. Это, конечно, тоже имеет свое значение, и не малое. Но еще важнее, что идеологически, т.е. социально и политически, Ленин–Сталин (соединение в одно этих двух имен и правильно и необходимо), с их большевицким режимом, и Гитлер и Муссолини с их режимами, несмотря на различия их тактики и даже их видимых политических целей, явления не только родственные, но и тождественные. Ленин родил Гитлера и гитлеровского Муссолини. Уяснение .этой фундаментальной истины не намечает тактической директивы для начала апреля 1939 года, но оно обрисовывает, так сказать, главную стратегическую перспективу в переживаемом мире кризисе. Сущность этого кризиса состоит в преодолении миром соблазна насильнического (революционного) социализма во всех его формах, дозировках и направлениях» (Глеб Струве. К столетию со дня рождения П.Б.Струве. Резюме письма П.Б.Струве к сэру Самюэлю Хору от 26 марта 1939 г.//Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1969. Т.3. С.149:150). Фашизм он полагал «массовым психозом, состоящим из комбинации идеологического и эмоционального содержания с доведенным до болезненных пределов национализмом» (Там же. С.158). Тем не менее «именно тем, что большевики не «буржуи» – писал он, – в отличие от «наци», они более опасны для Запада, чем «наци»» (Глеб Струве. К столетию со дня рождения П.Б.Струве//Вестник Русского студенческого христианского движения. Париж–Нью-Йорк, 1971. 2. (100) С.315). П.Б.Струве не мог быть лояльным ни к одному, ни к другому режиму и возлагал надежды на победу западных демократий, реагируя на события одним выражением: «И Гитлера, и Сталина – в один мешок». 638 Лопатин Герман Александрович (1845–1918) – русский революционер, разделявший взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса о том, что в России стоит задача демократической, а отнюдь не социалистической революции. Член I Интернационала, друг К.Маркса и Ф.Энгельса. В 1870 г. перевел I том «Капитала» К.Маркса на русский язык. Эта книга была издана Н.П.Поляковым в Санкт-Петербурге в 1872 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Для комиссара, члена партии Николая Пестова религиозного мировоззрения не существовало, но вот наступило 1 марта 1921г., и он увидел во сне Христа. Тогда же Пестов записал в своем дневнике: «В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидает меня». Попав в том же году в МВТУ, он становится членом христианского студенческого кружка, руководимого выдающимся деятелем Русского христианского студенческого движения В.Ф.Марцинковским. Знакомство с Владимиром Филимоновичем, вскоре высланном из страны за религиозную проповедь среди молодежи, стало поворотным моментом в жизни Николая Пестова , которая строилась им отныне по заповедям Христа. В 1922 г. он выходит из партии. До 1924г. РХСД и его отдельные кружки были зарегистрированы и пользовались всеми правами легальных общественных организаций. В 1924г. вся деятельность кружков, посвященная проповеди Евангелия среди учащейся молодежи, была запрещена, но часть кружковцев продолжала работу нелегально, проводила на частных квартирах занятия и даже съезды членов движения. О времени репрессий, арестов и ссылок членов кружков сохранились свидетельства, относящиеся к биографии руководителя христианского студенческого кружка (ХСК) Владимира Амбарцумова (1892– 1937): «Вслед за запрещением на кружок обрушились репрессии, аресты, ссылки. Но в этот момент Владимир Амбарцумович [Амбарцумов – В. Л.] чудом избежал ареста. Однажды он ночевал в доме Николая Евграфовича Пестова , активного члена ХСК, впоследствии известного в России духовного писателя. Ночью пришли чекисты. Следователь, проводивший обыск, не знал, что Владимир Амбарцумович является председателем ХСК и, продержав его всю ночь, пока шел обыск, наутро арестовав Николая Евграфовича, отпустил Владимира Амбарцумовича. Рано утром Владимир Амбарцумович пошел по Москве от одних друзей к другим, но у всех в этот ранний час горел свет – шли обыски...» 10 За участие в кружке Николай Евграфович был арестован и просидел в Бутырках 40 дней. В тюрьме он познакомился с прихожанином церкви Свт. Николая на Маросейке и через некоторое время стал духовным сыном ее настоятеля о. Сергия Мечева . Пестов перестает посещать обновленческие храмы, становится активным членом общины Никольской церкви – духовной семьи, созданной мудрым и благочестивым пастырем о. Алексием Мечевым .

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Николай Зернов и его сестра, учившаяся вместе с ним на богословском факультете, стали организаторами православного студенческого кружка. Подобные этому кружку группы независимо друг от друга возникали в то время и в других европейских городах. Стихийно начавшийся процесс религиозно-общественного движения среди русской молодежи вскоре получил организационные формы благодаря Young Men Christian Association (YMCA). Поддержка, оказанная ею группам православной молодежи, совпала по времени с приходом к ним ряда выдающихся религиозных мыслителей, большинство которых были высланы из России в 1922 году. Результатом этого явилось создание Русского Студенческого Христианского Движения. После общеевропейского съезда кружков, который состоялся в местечке Пшеров (Чехословакия) в октябре 1923 года, Движение окончательно оформилось организационно. В процессе формирования Движения оно еще пользовалось доброжелательным вниманием митрополита Антония (Храповицкого) , но лишь до того момента, когда активное участие в нем деятелей YMCA сообщило ему экуменическую направленность. Это направление деятельности РСХД стало главным содержанием работы Н. Зёрнова . В 1923 году он впервые посетил Англию, участвуя в качестве наблюдателя в конференции Британского Студенческого Христианского Движения. О деятельности YMCA среди русской молодежи в то время он впоследствии вспоминал, что она «была ... для нас введением в то движение для примирения христиан, которое вскоре получило название экуменического. Вся зару6ежная церковь раскололась на почве положительного или отрицательного отношения к этой задаче» 4 . С 1925 года работа РСХД охватила 6ольшинство стран Европы, включая государства Прибалтики. Центром Движения 6ыл Париж. Туда в 1925 году по окончании богословского факультета перебирается Николай Зёрнов , всецело отдавшись ра6оте в Движении как секретарь и редактор печатного органа Движения «Вестник РСХД». Являясь активнейшим деятелем Движения, Зёрнов пребывал в эпицентре драматического процесса церковного раскола в Русском Зарубежье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010