Молодежь в эмиграции изначально осознала свою роль. Помимо многих активных братств, в 1920-е годы было организовано Русское студенческое христианское движение, известное как РСХД. В нем существовали разные направления, но объединяющей идеей было сохранение русской культуры и Православия. Один из первых духовников и вдохновителей этого движения – протоиерей Сергий Булгаков. Активное участие принимал психолог, богослов и педагог протоиерей Василий Зеньковский. Роль этого движения в сохранении Православия и русской культуры на Западе трудно переоценить. К концу ХХ века РСХД стало постепенно угасать. В 2003-м году было основано другое молодежное движение – «Православная молодежь Франции». Новое течение не стало заменой предыдущего, но заполнило новый сегмент нужд православной молодежи. Глобализация начала вносить свои изменения. И, не упраздняя свою языковую или культурную принадлежность, молодежь стала выходить за пределы церковных юрисдикций и привычных культурных кругов. Новую молодежь объединяет Православие и французский язык, вне зависимости от их культурной принадлежности и этнических корней. Именно с этой молодежью я познакомился почти два года назад. Ливанцы, потомки русских эмигрантов, румыны, египтяне, французы, русские из постсоветского пространства, поляки и сербы – все они в один голос поют литургию, в разных командах играют в футбол и дружно смеются у ночного костра. Если для старшего поколения юрисдикция и политическое направление были очень важными, новое поколение кажется более ориентированным на проблемы будущего и на сохранение Православия в новых условиях – в период глобализации. В этот сегмент входят молодые люди, от студентов первого курса университета до семейных ребят постарше, у которых стабильная работа и двое-трое детей. Речь идет не об одном поколении, это – несколько поколений, связанные новыми реалиями. Веселые молодые люди разного происхождения связаны одним – Православием. Они сами организовывают фестивали молодежи, сами приглашают туда епископов, священников, лекторов.

http://pravoslavie.ru/137937.html

Еще более резкой критике подвергался в отчете Д. И. Абрамович , в чьих лекциях сказалось «либерально-прогрессивное, реалистическое направление в вопросах общественности и литературы, свое отрицание того ровного, основательного, без поклонов к революционным порывам направления, которое он, вслед за тогдашними вождями либерального движения объявляет отсталостью, реакцией» 2147 . Архиепископ Димитрий писал, что своими лекциями профессор Абрамович «свое личное сложившееся «либеральное» настроение вводил в умы своих молодых слушателей, незаметно возбуждал в них движение, которое тогда уже (1902 – 3 год) в нашем обществе и школе складывалось, как движение освободительное, автономистическое; он вносил в головы студентов действительно «вольный дух» только не из авдеевской кухни» 2148 . Согласно отчету ревизора в 1905−1906 гг., Абрамович читал студентам не историю русской литературы, а историю общественно-политических движений, с сочувствием рассказывая о В. Г. Белинском, А. И. Герцене, П. Л. Лаврове, Н. Г. Чернышевском, Н. А. Добролюбове, Н. К. Михайловском и особенно о Д. И. Писареве, что дало основание назвать Абрамовича «подстрекателем и развратителем» молодежи, не только с интересом слушавшей, но и изучавшей конспекты его лекций, о чем говорят многочисленные пометы на литографированных экземплярах в студенческой библиотеке. В вину Д. И. Абрамовичу были поставлены слишком вольные темы семестровых и кандидатских сочинений, предлагаемые студентам: «Религиозно-философские и общественно-политические взгляды Герцена», «Характеристика декадентства», «Творчество Леонида Андреева», «Мережковский как критик Достоевского» и прочие. Действительно, в «Журналах заседаний Совета Академии» этих лет (1903−1908) мы увидим раскрытый веер тем по самым разнообразным вопросам современной русской жизни и литературы. Интересно, что некоторые из названных архиепископом Димитрием тем упоминаются во Всеподданнейших отчетах обер-прокурора за эти годы, причем без каких-либо критических замечаний, но как положительное свидетельство того, что студенты и профессора духовных академий откликаются на современные явления литературной жизни 2149 . Обширную характеристику Абрамовича архиепископ Димитрий заключал кратким приговором, что тот «не может нести на дальнейшее время ответственную должность профессора в духовной академии» 2150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Моей первой задачей было научиться плавать, а не тонуть в этом океане книг. Я не имел навыка в научной работе, никто меня здесь этому не учил. Кандидат на докторскую степень считался обладающим опытом научных исследований. Зима, проведённая в Мерфильде, была мне очень полезной и к концу первого семестра я стал разбираться в огромном каталоге и в выборе нужного мне материала. Другой моей задачей было научиться писать по-английски и это было труднее всего. Вначале я унывал, не замечая прогресса; я боялся, что не смогу написать диссертацию. Однако и тут медленно, но неуклонно наметилось движение вперёд. Помогли мне мои английские друзья, терпеливо поправлявшие мои писания и дававшие мне частные уроки языка. Третьей моей задачей было найти людей, с которыми я имел общие интересы в области церковной истории. Университет назначил мне руководителя занятий (супервайзера), пожилого, приветливого профессора церковной истории, доктора Ватсона (1859–1936). Латинские тексты интересовали его больше, чем проблема церковного единства. Я ходил к нему каждую неделю. Он выслушивал мною написанное, поил меня чаем и никогда не делал никаких замечаний. Только раз он проявил интерес к моему чтению и поправил меня – это было когда я сделал ошибку в латинской фразе. Гораздо полезнее были для меня встречи с доктором Киддом. Он был автором трёхтомной истории ранней Церкви и его указания всегда были ценны. Больше всего я нашёл понимания и сочувствия у Эдуарда Евери (р. 1909). Он был тогда молодым студентом, захваченным, как и я, задачей примирения Востока и Запада. Мы могли часами говорить на эти темы и плодотворно делиться нашими знаниями и мнениями. Круг моих знакомых и друзей начал расти. Я должен был два раза в неделю ужинать в колледже. Большинство студентов было на десять лет моложе меня, за столом они обсуждали спортивные события и своё ученье. Я казался им странным человеком и они обращали на меня мало внимания. Но и среди них я нашёл постепенно друзей. С другими студентами я знакомился через Британское Христианское Студенческое Движение, которое тогда процветало в университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Прошла весть, что отец Булгаков намерен на следующий день, до начала официальной программы, отслужить рано утром литургию. Эта новость была сообщена только тем, кто, предполагалось, принадлежит к меньшинству сторонников православного направления. С видом заговорщиков «православные» готовились к участию в этой службе. К всеобщему удивлению на неё пришло подавляющее большинство, включая иностранцев. Эта евхаристия решила не только судьбу съезда, но и определила характер того Движения, которое родилось в Пшерове. Отец Сергий всегда служил с молитвенным горением, он был особенно вдохновлён в этот раз и его огонь передался молящимся. Исчезло чувство отчуждённости, его заменило сознание обретённого единства. Молодёжь, видя Бердяева, Карташева и других профессоров молящихся на литургии, слушая священнические возгласы бывшего марксиста, забыла о различиях в политических взглядах, отделявших её от старшего поколения. Иностранцы были также под сильным впечатлением этой службы и духовно слились с православными. Все остальные дни конференции стали начинаться литургией. Движение осознало себя православным и церковным. Съезд прошёл в большом подъёме: соборная молитва , блестящие доклады, их горячие обсуждения, сосредоточенная разработка практических путей для привлечения широких кругов студенчества к более сознательному участию в жизни Церкви – всё это создало атмосферу взаимного понимания и доверия друг к другу. Было единогласно решено создать Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом. Его председателем был выбран В. В. Зеньковский , секретарём Л. Н. Липеровский. Иностранные друзья обещали найти средства для созыва второго съезда в следующем году. Для его подготовки было образовано «Бюро объединения русских студенческих христианских кружков в Европе», с президиумом в Праге. Лозунгом Движения стало «оцерковление жизни», этими словами его члены хотели выразить своё убеждение, что христианство не есть лишь религия личного спасения, но является силой, призванной преображать все стороны жизни и поэтому требующей от верующих всецелого отдания себя Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

К Пасхе 1932 г. о. Сергий участвует в организации весьма обильных разговен для безработных при храме Движения и служит специальный молебен о прекращении безработицы . 16 июня 1932 г. он пишет в епархиальном журнале, что разрешение вопроса «о согласовании работы Движения с работою Церкви» и «о каноническом определении места Движения в Церкви», т. е. о месте Движения в Православной Церкви насущно и важно. О. Сергий говорит об основной особенности существования Движения в зарубежном русском сообществе — распространении его участников по территориям многих государств и Поместных Церквей, что делает невозможным обыкновенное церковное подчинение Движения в рамках одной епархии или даже Поместной Церкви: «Из этого ясно, что Движение не может быть связано с Церковью по способу обычного административного подчинения. Оно должно быть связано с Нею каким-то иным, более глубоким и духовным способом, не лишающим его возможности широкой инициативы и свободы деятельности, с одной стороны, и вместе с тем подчиняющим его наблюдению, контролю и руководству церковной власти, с другой стороны. Осуществить такое сочетание нелегко, но, помимо его, правильное решение вопроса невозможно. Некоторыми высказывается даже мысль — поставить Движение на положение древне-русских Братств (некоторых), т. е. сделать его ставропигиальным. […] Наиболее бесспорною высшею церковною властью для Движения в настоящее время, могла бы быть только власть Вселенского Константинопольского патриарха, тем более, что и центр Движения и его храм находятся в области екзарха Вселенского Патриарха» . В июле 1932 г. проходит очередная конференция РСХД в лагере Менюль, близ Парижа. Выступают прот. С. Н. Булгаков, В. Н. Ильин, И. А. Лаговский, Б. П. Вышеславцев . По просьбе организатора лагеря полковника Фабра собравшиеся устроили костер с русскими песнями — выступлением для французских мальчиков, которое пришлось, как и костер, повторять и на будущий день, для чего о. Сергий, несмотря на проходившее говение участников конференции, мудро рекомендовал «чуть-чуть задержаться с началом всенощной», чтобы не обидеть восторгавшихся русским пением французов. При молебне по случаю окончания конференции о. Сергий «на эктении вставил чудесное, им составленное, но без одного „своего“ слова, прошение о том, чтобы Господь сохранил и укрепил в нас память о всем, что было пережито здесь» .

http://bogoslov.ru/article/6174394

Памяти Марселя Ленуара (Жюль Ури), который скончался в 1931 году, мать Мария посвятила стихи с описанием его фрески: Белый цвет и цвет коричневый. Синий лишь у Матери хитон, Ангельские одеяния сини. Сбоку видны воинские латы, — В них коричневый светлеет тон, Легче в них волне спокойных линий… Это редчайший случай, когда один художник (и поэт) пересказывает словами живописное произведение другого. Именно пересказывает, а не передаёт своё впечатление от фрески. В этом отношении стихотворение матери Марии по существу напоминает стихотворные «подписи» М. А. Волошина под своими акварельными пейзажами. В день нападения гитлеровской Германии на СССР — 22 июня 1941 года, в Париже было арестовано около тысячи русских эмигрантов. Среди них было много друзей монахини Марии и соратников по «Православному делу»: Ф. Т. Пьянов, Л. А. Зандер, И. И. Фондаминский. Начиная с 1932 года у м. Марии наметились расхождения с РСХД (Русское Студенческое Христианское Движение). Образованное в 1935 году новое движение «Православное дело», название которому было придумано Н. А. Бердяевым и получившее благословение митрополита Евлогия, стало жить по принципам и (со словами) «помогите меньшей братии». Русские арестованные по «Православному делу» попали? как и сотни других, в лагерь Компьень, где в числе заключённых находился И. А. Кривошеин. Он был освобождён в начале сентября 1941 года, и товарищи по заключению попросили его организовать помощь как им, так и их семьям. С этого времени началось знакомство и сотрудничество Игоря Кривошеина с м. Марией, продлившееся полтора года. На Лурмель был организован комитет, в который вошли м. Мария, С. Ф. Штерн, И. А. Кривошеин и о. Димитрий Клепинин. События разворачивались стремительно. Кроме посылок, материальной помощи и документов для лиц, преследующихся и скрывающихся от немецкой администрации в Париже, на улице Лурмель давали кров и пищу всем нуждающимся. Люди жили во флигеле, в сарае и просто на полу в зале. Начиная с 15 июля 1942 г. после указа для евреев об обязательном ношении жёлтой звезды, мать Мариия и комитет помощи решились на рискованный шаг выдавать им свидетельства о крещении. Со слов Игоря Александровича Кривошеина: «Здесь вопрос уже шёл не только о насущной помощи и крыше над головой, дело дошло вплоть до того, что на лурмельской кухне работал некоторое время, до переправки к партизанам бежавший из лагеря один из первых советских военнопленных, и он был не последним. Долгое время скрывались двое американских лётчика, которым удалось раздобыть поддельные документы и переправить в безопасную зону. Нужно было доставать поддельные документы и для участников Сопротивления, и для евреев, которые скрывались на Лурмель и в Нуази. Из этих центров была налажена сложная цепь по всей Франции для спасения и бегства людей…« . В результате м. Мария и её организация оказались в самом центре настоящей антифашисткой борьбы, с хорошо налаженными связями, и этим звеньям удалось сохраниться вплоть до февраля 1943 года!

http://azbyka.ru/fiction/mat-mariya-skob...

Мыслитель реагировал не только на крупные события в европейской культуре, но и на ростки русской культуры в эмиграции. Ведь помимо профессоров, которые были высланы из России вместе с ним, вдали от Дома оказались еще и молодые, двадцатилетние люди. Они ничего не успели сделать в России и начинали свой творческий путь в русском Париже, русском Берлине, русском Белграде. Бердяев сумел открыть для широкого круга читателей одного талантливого представителя этого молодого поколения русской эмиграции — замечательного христианского писателя и поэта Бориса Юлиановича Поплавского, который прожил всего 35 лет и трагически погиб. Философ написал прон­зительный текст, посвященный его дневникам, и так сумел привлечь общественное внимание к наследию этого русского поэта и писателя. «Бердяев не ставил знака равенства между коммунизмом и православием» — Если Бердяев так чутко реагировал на метаморфозы европейской культуры, то, наверное, и большевизму дал какие-то оценки… — Действительно, в своих поздних книгах Бердяев попытался взглянуть на большевизм как на искаженный продукт русской идеи, как на своеобразный русский «мессианизм» — извечное для русского сознания стремление к предельному, особую эсхатологию (учение о конечных судьбах мира и человека. — Ред.), подменяющую Царство Божие земным царством коммунизма, Третий Рим — третьим Интернационалом. Для Бердяева большевизм — религиозный феномен и духовная болезнь, которая при этом сохранила в себе определенные русские интонации, особенности русского менталитета. В пику модному сегодня тренду нужно сказать, что в своей книге «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяев не ставил знака равенства между коммунизмом и православием. Да, некоторые православные идеи в коммунизме присутствуют, но в искаженном виде. Большевики, например, полагали, что рай можно основать здесь, на земле. Они полагали, что этот масштабный проект можно осуществить при помощи новых экономических отношений.   Н. А. Бердяев среди участни ков съезда Русского студенческого христианского движения.  Конец 1920-х годов

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Важной составляющей деятельности ОВЦС является участие с 1961 г. в работе ВСЦ. В том же году РПЦ стала членом Конференции европейских церквей (КЕЦ). В 1992 г. по инициативе ВСЦ и РПЦ был создан Круглый стол по религ. образованию и диаконии, к-рый осуществляет различные социально-церковные и образовательные программы. В 1998 г. РПЦ вступила в Европейскую федерацию по диаконии. ОВЦС осуществляет контакты с Экуменическим советом молодежи Европы, Христианской конференцией Азии, Ближневосточным Советом Церквей , Всеафриканской конференцией церквей , Карибской конференцией церквей, Латиноамериканским советом церквей, Экуменическим форумом женщин в Европе, Всемирной христианской студенческой конференцией, Всемирным братством примирения, Сообществом Церквей Британии и Ирландии и др. С 10-х гг. XXI в. одним из приоритетных направлений межхрист. сотрудничества стала защита гонимых христиан во всем мире. В 2016 г. по итогам поездки в Сирию и Ливан православно-католич. делегации был составлен каталог разрушенных сир. храмов. ОВЦС совместно с Евангелической ассоциацией Билли Грэма участвовал в подготовке и работе Всемирного саммита в защиту гонимых христиан, проходившего 10-13 мая 2017 г. в Вашингтоне. В нояб. того же года Патриарх Кирилл и архиеп. Кентерберийский Джастин Уэлби подписали декларацию в защиту гонимых христиан. На эту же тему в мае 2018 г. было подписано коммюнике с Патриархом-Католикосом Эфиопской Церкви Абуной Матфием (Матиасом). Межрелигиозный диалог По окончании Великой Отечественной войны отношения РПЦ и традиц. религий постепенно приобрели устойчивый характер и развивались в основном в рамках миротворческого движения как внутри страны, так и на международной арене. В авг. 1949 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция сторонников мира, положившая начало межрелиг. миротворческому сотрудничеству. Руководители христ. Церквей и нехрист. религ. общин принимали участие в миротворческих конференциях в Москве (1951) и в Троице-Сергиевой лавре (1952). Позже встречи, посвященные религ. вкладу в решение насущных вопросов в жизни общества и гос-ва, приобрели регулярный характер.

http://pravenc.ru/text/Отдел внешних ...

Тут витал дух общежитейства: общий дом, общая трапеза, общие заботы. В кружках проходила вся жизнь: здесь дружили, влюблялись, женились, родили и воспитывали детей, чтобы потом и детей закружило в круговороте кружковской жизни… В кружке папа познакомился с моей будущей мамой, Валентиной Георгиевной Алексеевой, и в 1916 году молодые сыграли свадьбу. Конечно же, всем кружком. Супруги поклялись жизнь свою посвятить проповеди Слова Божия. Моя мама была младшей — любимой — дочерью купца Егора Алексеева, человека мягкого, страдающего от взбалмошности своей жены, таки разорившей его перед революцией. В семье было немирно, и мама моя этим тяготилась. Закончив гимназию и Тихомировские педагогические курсы, она чувствовала себя чужой в этой типично купеческой семье, где правили бал деньги. Может, еще и потому мама с радостью отдалась работе в христианском кружке. Она вышла из Православия и перешла в баптизм: я же думаю, просто не встретился на ее жизненном пути яркий и живой священник, а обрядовое Православие, видимо, маму не удовлетворяло. Мама очень любила папу, и на вопрос, кого бы она предпочла потерять: мужа или детей, отвечала, что дети еще будут, а Володя у нее один. В 1917 году в нашей семье появился первенец, сын Евгений; в голодном 1919 — Виктор. Все, связанные с детьми заботы легли на мамины плечи, она скорбела, что из-за этого не может всецело отдаться работе кружка. Но не роптала, а напротив, старалась заменить других и делала всю «черную» работу по стряпне — к чему она, к слову, была вовсе не приучена. Я писала раньше, что ради пропитания наша семья — с друзьями-кружковцами — уехала из голодной Москвы в Самару. Здесь не вся правда. А правда заключается в том, что в те годы провинциальная Самара приобрела заметный вес в студенческом христианском движении. Случилось это из-за неуспехов в германской войне, согнавших в Самару многих студентов из западных губерний России. Позже сюда эвакуируются столичные университеты и институты, а летом 17го года в Самаре открылось и первое, собственное, высшее учебное заведение — Пединститут.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

75 Поль Валери: «Нельзя выйти из тени даже ненадолго без того, чтобы не вызвать ненависти многих» (Поль Валери) (фр.). 76 Грин: «Потеря чувства тайны Бога – более частое явление, чем можно подумать. Многие христиане заменяют Бога идолом, которого они называют Богом, которого составляют из разных соответствующих составляющих и которому поклоняются» (фр.). 77 РСХД – Русское студенческое христианское движение, основанное в 1923 году на учредительной конференции в г.Пшеров (Чехословакия). С Движением тесно связано парижское издательство «YMCA-Press», выпустившее немало книг, сыгравших значительную роль в духовном становлении Русского Зарубежья и современной России. С 1928 года издается журнал «Вестник студенческого христианского движения» (позднее – «Вестник Русского христианского движения»). О.Александр принимал в Движении активное участие. 93 Е.Морен «Потерянная парадигма: человеческая природа»; Р.Арон «История и диалектика насилия»; Жюльен Грин «Кто мы» (фр.). 94 День православного образования – ежегодный праздник в Св.-Владимирской семинарии (в первую субботу октября). 99 Цитата из воспоминаний жены протестантского богослова и философа Пауля Тиллиха «Время от времени»: «Я стремилась сделаться человеком, но зажигали меня дух и разум. Благодаря Генриху (любовнику!) я стала настолько человечной, насколько я только способна. Паулус – реализация моего космического сознания. Мы оба сталкивались с демонами. Я боролась со своим подсознанием, стремящимся разрушить мое разумное самосознание. Вероятно, спасало меня то, что всегда я боролась за свое собственное, сознательное «я», постоянно ощущая опасность превратиться в объект использования для разума другого человека… Паулус был космической силой…» (книга воспоминаний жены протестантского богослова и философа Паулуса Тиллиха «Время от времени») (англ.). 102 Магеридж, стр.133: «Больше всего грусти вызывает у меня, когда я оглядываюсь на свою жизнь, воспоминание – не столько о тех дурных, жестоких и эгоистических поступках, которые я совершал, о боли и обиде, причиненных мною тем, кого любил, – хотя и это сознание достаточно мучительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010