Программа деятельности православной студенческой молодежи Здесь необходимо отметить деятельность общины Московского Государственного университета, возглавляемой опытным духовником протоиереем Максимом Козловым, а также активное сотрудничество нескольких высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Уже упоминалась программа Братства православных следопытов, объединяющего многих детей из разных городов России. Примечательно, что по оценкам Международного скаутского бюро в Российской Федерации есть условия для того, чтобы в ближайшие несколько лет создать в стране православную детскую организацию численностью до двух миллионов человек. Что же нам мешает преуспеть в этом благом деле? Среди причин нехватка материальных средств, раздробленность скаутского движения. Надеемся, что все эти трудности будут преодолены. Насущность создания детского движения осознается уже очень многими. Православная миссия в спорте Мы, к сожалению, зачастую недооцениваем важность духовно-просветительной работы среди молодых спортсменов. А между тем дети, активно занимающиеся спортом, весьма расположены к восприятию христианской проповеди. Мне приходилось не раз убеждаться в этом на примере общения с юными хоккеистами, выступающими на приз клуба " Золотая шайба " . У истоков " Золотой шайбы " стоит наш прославленный тренер Анатолий Владимирович Тарасов. Мне посчастливилось не раз с ним встречаться. Среди руководителей детского спорта он одним из первых оценил важность воспитания подростков на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия. " За физическое и духовное здоровье " – таков прекрасный девиз, взятый на вооружение его хоккейным клубом. Мы полагаем, что православным воспитанием можно успешно заниматься и в спортивных секциях игровых видов спорта, и в клубах борьбы и даже восточных единоборств. У Синодального отдела по делам молодежи есть положительный опыт такой работы. На Патриаршем Крутицком подворье мы недавно организовали футбольную команду " Пересвет " , где наряду с изучением основ популярной игры дети и юноши знакомятся с церковной жизнью. Мы надеемся, что в России в полной мере будет возрожден детский клуб " Кожаный мяч " , который также будет стремиться к сотрудничеству с нами.

http://zavet.ru/molszd1.htm

Теперь совсем вкратце расскажу о том, что считаю дальнейшими фазами в моей религиозной жизни. Другое, что должен помянуть, – это все, что религиозно было связано для меня с падением монархии, большевизмом и затем участием моим в украинском правительстве. Об этом я достаточно рассказал в своих мемуарах (под названием «Пять месяцев у власти»), которые находятся в Архиве русском в Праге. Отъезд из России, встреча с русской молодежью в Белграде, возникновение Русского Христианского Студенческого Движения, мое участие и работа в нем, – все это рассказано мной в воспоминаниях, касающихся Р.С.Х. Движения. Остается досказать то, что началось с 1/1 Х 1939 г. Но тут мне хочется остановиться и поговорить о другом – о своих ошибках, – не грехах, о чем здесь неуместно писать, а именно об ошибках. Сейчас, когда я это пишу, мне «стукнуло» 75 лет – как раз и время оглянуться. Ошибок, конечно, было у меня без конца, впрочем, если бы я начал заново жить, некоторые ошибки я все равно повторил бы – настолько они вытекали из самой души моей. Первой крупной ошибкой моей жизни было то, что я потратил на Университет 9 лет. Я не мог не поступить на естественный факультет по окончании гимназии – я был тогда зачарован еще позитивизмом, успехами естествознания... Но уже в конце первого года, когда я стал посещать семинар Т.И. Челпанова, а особенно после 2-го года, когда мои философские интересы выступили на первый план – зачем я кончал естественный факультет? Думаю, что здесь проявилась и широта моих научных интересов и неумение трезво учитывать условия моей жизни. Достаточно сказать, что уроки я давал все время от 4-х до 8-ми часов в день в разные годы (это было неизбежно по условиям моей семьи); при этих условиях ненужной и вредной роскошью надо признать пребывание в Университете 9 лет! И ненужно было так углублять знания, которые потом забылись (электрохимия, электрофизиология и т.д.), – сколько я читал, сколько изучал тогда! На филологическом факультете – тут уже ничто не пропало, так как историей, литературой я занимаюсь доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

1963 г. на заседании депутатской фракции ХДС было принято решение о назначении Эрхарда преемником 87-летнего канцлера; 15 окт., после 14 лет пребывания у власти, Аденауэр подал в отставку; 16 окт. Эрхард был избран Федеральным канцлером. Он провозгласил целью своего правительства обеспечение социального мира и партнерства, проведение «политики центра и взаимопонимания»; призвал к консолидации всех политических сил во имя реализации общенациональных интересов, к поиску сбалансированных решений и отказу от конфронтации. Пост вице-канцлера получил председатель СвДП Э. Менде. На партийном съезде в марте 1965 г. Эрхард, предчувствуя грядущий кризис «общества потребления», подробно изложил основы концепции «сформированного общества». Он настаивал на «очеловечивании» всех сфер общественной жизни и призывал немцев «больше думать об интересах всего общества, а не только о своих собственных», помнить, что критерии общественного благополучия не сводятся к показателям экономического роста. Лейтмотивом концепции стала идея «благосостояния для всех» - поиск разумного равновесия между социальной стабильностью и экономическим ростом во имя справедливого удовлетворения интересов всех слоев общества. Нарастающий кризис христианско-демократического движения показали выборы 1965 г. Лидером стала СДПГ, к-рая в 1959 г. на съезде в Бад-Годесберге приняла программу, провозгласившую поддержку частной инициативы и ориентацию на сканд. модель гос-ва всеобщего благосостояния («скандинавский социализм»). В 1967-1968 гг. по ун-там ФРГ прокатилась волна студенческих акций протеста против косности академической системы образования, навязывания бюргерских потребительских идеалов, консерватизма политического истеблишмента. Вскоре студенческое движение стало приобретать политизированные формы. Под эгидой Социалистического студенческого движения проходили демонстрации, выражающие протест против войны во Вьетнаме, контактов боннского правительства с африкан. и ближневост. диктаторскими режимами. В студенческой среде начинало формироваться движение защитников окружающей среды - буд.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Важной составляющей деятельности ОВЦС является участие с 1961 г. в работе ВСЦ. В том же году РПЦ стала членом Конференции европейских церквей (КЕЦ). В 1992 г. по инициативе ВСЦ и РПЦ был создан Круглый стол по религ. образованию и диаконии, к-рый осуществляет различные социально-церковные и образовательные программы. В 1998 г. РПЦ вступила в Европейскую федерацию по диаконии. ОВЦС осуществляет контакты с Экуменическим советом молодежи Европы, Христианской конференцией Азии, Ближневосточным Советом Церквей , Всеафриканской конференцией церквей , Карибской конференцией церквей, Латиноамериканским советом церквей, Экуменическим форумом женщин в Европе, Всемирной христианской студенческой конференцией, Всемирным братством примирения, Сообществом Церквей Британии и Ирландии и др. С 10-х гг. XXI в. одним из приоритетных направлений межхрист. сотрудничества стала защита гонимых христиан во всем мире. В 2016 г. по итогам поездки в Сирию и Ливан православно-католич. делегации был составлен каталог разрушенных сир. храмов. ОВЦС совместно с Евангелической ассоциацией Билли Грэма участвовал в подготовке и работе Всемирного саммита в защиту гонимых христиан, проходившего 10-13 мая 2017 г. в Вашингтоне. В нояб. того же года Патриарх Кирилл и архиеп. Кентерберийский Джастин Уэлби подписали декларацию в защиту гонимых христиан. На эту же тему в мае 2018 г. было подписано коммюнике с Патриархом-Католикосом Эфиопской Церкви Абуной Матфием (Матиасом). Межрелигиозный диалог По окончании Великой Отечественной войны отношения РПЦ и традиц. религий постепенно приобрели устойчивый характер и развивались в основном в рамках миротворческого движения как внутри страны, так и на международной арене. В авг. 1949 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция сторонников мира, положившая начало межрелиг. миротворческому сотрудничеству. Руководители христ. Церквей и нехрист. религ. общин принимали участие в миротворческих конференциях в Москве (1951) и в Троице-Сергиевой лавре (1952). Позже встречи, посвященные религ. вкладу в решение насущных вопросов в жизни общества и гос-ва, приобрели регулярный характер.

http://pravenc.ru/text/Отдел внешних ...

Люди, встречавшиеся в монашеской квартире Новоселова, противостояли бюрократической власти Синода, выступали за реформу церковного управления, однако с недоверием относились к Владимиру Соловьеву и его школе, и черпали вдохновение в монашеской традиции. Они были убеждены, что истинный голос русского христианина исходит не из официальных церковных кругов, но из учения старцев, сохранивших нетронутым его подлинный дух. Дурылин после революции был рукоположен, но позднее отказался от сана. Новоселов стал епископом и погиб в период репрессий. 174 Никто из этой группы не смог, или не захотел эмигрировать. В 1907 г. в Москве у доктора Корнилова собирался кружок ищущих христианского просвещения. В него входили о. Иосиф Фудель , граф Д. А. Олсуфьев, Г. А. Рачинский. Интерес к Церкви был заметен и в Киеве. В 1905 г. здесь основали газету «Народ», в которой сотрудничали П. П. Кудрявцев , Ф. И. Мищенко и И. Т. Четвериков, все трое – профессора духовных академий. Газета отражала настроение христианских либералов, и выступала за церковные реформы. Было также основано Киевское общество по изучению религии и философии. Начиная с 1910 г. председателем его был профессор В. В. Зеньковский (1881–1962), будущий председатель Студенческого христианского движения в изгнании. Менее официальные встречи между богословами и светскими учеными происходили регулярно в 1907–12 г.г. в доме Анны Лазаревны Иваницкой, где устанавливались многие контакты и дружеские отношения. В 1916 г. профессор Киевской академии В. И. Экземплярский (ум. 1928 г.) основал журнал «Христианская мысль», имевший большой успех и просуществовавший до 1918 года. Однако художественное и религиозное пробуждение интеллигенции коснулось лишь прогрессивной ее части. Основная же масса оставалась под влиянием идей материалистов и позитивистов девятнадцатого века и сохраняла враждебное отношение к Церкви. Процесс крушения традиционных взглядов коснулся широких интеллигентских кругов только в 1909 году, когда группа вождей интеллигенции начала открытое наступление на традиционное мировоззрение и выпустила сборник «Вехи». Глава пятая. «Вехи»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Участники движения приветствовали революцию. Приведем два образчика идеологии «студентов». Первый – выдержка из статьи в журнале «Русский солдат-гражданин» 239, 1918), издававшемся «при поддержке американского христианского общества молодых людей»: «Из России пришло известие: бывший царь, бывший самодержец, расстрелян в Екатеринбурге по постановлению местного Совета. [...] Николай был не на своем месте. Поэтому его и выгнали. И зато теперь-то он на своем месте. Так исчез человек, царствование которого переполнило чашу страданий русского [?] народа...» Другая цитата из книги одного из русских «студентов», профессора Оксфордского университета Н. М. Зернова (18981980): «Победа русской интеллигенции над императорской Россией в 1917 году – поворотное событие в истории двадцатого столетия. Низвергнув самодержавие, интеллигенция дала свободу общественному брожению и недовольству...» В годы гражданской войны Россия оказалась буквально наводненной зарубежными адептами студенческого христианского движения. «Вся Сибирь покрылась сетью организации YMCA, – сообщалось 1.6.1921 в журнале «Двуглавый Орел» (вып. 9), – состоявшей почти исключительно из американских и русских евреев, снабженных громадными денежными средствами, ведущими деятельную социалистическую, сионистскую, антиправительственную пропаганду в самой толще войск и населения. Тот же союз, имея свои отделения в советской России, с ними сносился через фронт, причем часто его агенты оказывались военными шпионами и почти всегда экономическими». В начале 1920-х гг. Русское студенческое христианское движение было воссоздано среди эмигрантов при активной, прежде всего финансовой, поддержке зарубежных братьев. Начало ему было положено на съезде в Пшерове (Чехословакия) 1–8 октября 1923 г. Издательство ИМКА-Пресс (YMCA-Press) было основано председателем общества Дж. Моттом в Праге (1921, переведено в Берлин (1923), в Париж (1925)) с целью издания и последующей пересылки книг в Россию. Издательством руководили П. Ф. Андерсон, Н. А. Бердяев , Б. П. Вышеславцев . С самого начала книги набирались в новой (советской) орфографии, что негативно расценивалось консервативными кругами русской эмиграции и во многом способствовало переходу на новую орфографию части русских людей, живших за границей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Также статьи М. публиковались в некоторых зарубежных периодических изданиях. М. был близко знаком со многими участниками религ. правозащитного движения (см. Диссиденты ), однако сам воздерживался от участия в их мероприятиях, считая своим призванием пастырский труд среди верующих и ищущих веру и их духовное просвещение. В 1970 г. в связи с 5-летием публикации открытого письма священников Г. П. Якунина и Н. Н. Эшлимана в адрес патриарха Алексия I с критикой непротивления Московской Патриархии антирелиг. политике Советского гос-ва М. (под псевдонимом Аркадьев) выступил со статьей в «Вестнике Русского Студенческого Христианского движения» (Несколько слов о деле двух моск. священников//ВРСХД. 1970. 95/96. С. 99-106). М. подробно и объективно описал события, связанные с появлением письма и последующим запрещением его авторов в служении,- «печальной, если не сказать трагической истории двух мужественных священников, сказавших правду вслух». Называя получившее широкую известность (прежде всего на Западе) письмо Якунина и Эшлимана «значительным нравственным актом, вдохновившим верующих и духовенство», М. тем не менее отметил, что послание было написано в неуместном резко обличительном и поучающем тоне, в нем была дана спорная интерпретация рус. церковной истории, не содержалось конкретных конструктивных предложений и что оно не принесло в конечном итоге практического результата. При этом М. признавал правоту архиереев Московской Патриархии, к-рые не поддержали радикальных требований 2 московских священников, но считал запрещение авторов письма в служении слишком строгим наказанием. По мнению М., обе стороны должны сделать шаги к примирению и преодолению взаимного непонимания. Несмотря на то что М. дистанцировался от любой политической деятельности, представители советской власти считали его политически нелояльным, М. находился под пристальным наблюдением. Многие его духовные дети подвергались преследованиям, от них добивались обличительных показаний против своего пастыря. В отношении М.

http://pravenc.ru/text/2562996.html

Молодежь в эмиграции изначально осознала свою роль. Помимо многих активных братств, в 1920-е годы было организовано Русское студенческое христианское движение, известное как РСХД. В нем существовали разные направления, но объединяющей идеей было сохранение русской культуры и Православия. Один из первых духовников и вдохновителей этого движения – протоиерей Сергий Булгаков. Активное участие принимал психолог, богослов и педагог протоиерей Василий Зеньковский. Роль этого движения в сохранении Православия и русской культуры на Западе трудно переоценить. К концу ХХ века РСХД стало постепенно угасать. В 2003-м году было основано другое молодежное движение – «Православная молодежь Франции». Новое течение не стало заменой предыдущего, но заполнило новый сегмент нужд православной молодежи. Глобализация начала вносить свои изменения. И, не упраздняя свою языковую или культурную принадлежность, молодежь стала выходить за пределы церковных юрисдикций и привычных культурных кругов. Новую молодежь объединяет Православие и французский язык, вне зависимости от их культурной принадлежности и этнических корней. Именно с этой молодежью я познакомился почти два года назад. Ливанцы, потомки русских эмигрантов, румыны, египтяне, французы, русские из постсоветского пространства, поляки и сербы – все они в один голос поют литургию, в разных командах играют в футбол и дружно смеются у ночного костра. Если для старшего поколения юрисдикция и политическое направление были очень важными, новое поколение кажется более ориентированным на проблемы будущего и на сохранение Православия в новых условиях – в период глобализации. В этот сегмент входят молодые люди, от студентов первого курса университета до семейных ребят постарше, у которых стабильная работа и двое-трое детей. Речь идет не об одном поколении, это – несколько поколений, связанные новыми реалиями. Веселые молодые люди разного происхождения связаны одним – Православием. Они сами организовывают фестивали молодежи, сами приглашают туда епископов, священников, лекторов.

http://pravoslavie.ru/137937.html

Моей первой задачей было научиться плавать, а не тонуть в этом океане книг. Я не имел навыка в научной работе, никто меня здесь этому не учил. Кандидат на докторскую степень считался обладающим опытом научных исследований. Зима, проведённая в Мерфильде, была мне очень полезной и к концу первого семестра я стал разбираться в огромном каталоге и в выборе нужного мне материала. Другой моей задачей было научиться писать по-английски и это было труднее всего. Вначале я унывал, не замечая прогресса; я боялся, что не смогу написать диссертацию. Однако и тут медленно, но неуклонно наметилось движение вперёд. Помогли мне мои английские друзья, терпеливо поправлявшие мои писания и дававшие мне частные уроки языка. Третьей моей задачей было найти людей, с которыми я имел общие интересы в области церковной истории. Университет назначил мне руководителя занятий (супервайзера), пожилого, приветливого профессора церковной истории, доктора Ватсона (1859–1936). Латинские тексты интересовали его больше, чем проблема церковного единства. Я ходил к нему каждую неделю. Он выслушивал мною написанное, поил меня чаем и никогда не делал никаких замечаний. Только раз он проявил интерес к моему чтению и поправил меня – это было когда я сделал ошибку в латинской фразе. Гораздо полезнее были для меня встречи с доктором Киддом. Он был автором трёхтомной истории ранней Церкви и его указания всегда были ценны. Больше всего я нашёл понимания и сочувствия у Эдуарда Евери (р. 1909). Он был тогда молодым студентом, захваченным, как и я, задачей примирения Востока и Запада. Мы могли часами говорить на эти темы и плодотворно делиться нашими знаниями и мнениями. Круг моих знакомых и друзей начал расти. Я должен был два раза в неделю ужинать в колледже. Большинство студентов было на десять лет моложе меня, за столом они обсуждали спортивные события и своё ученье. Я казался им странным человеком и они обращали на меня мало внимания. Но и среди них я нашёл постепенно друзей. С другими студентами я знакомился через Британское Христианское Студенческое Движение, которое тогда процветало в университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

У него не было и не могло быть раздвоенности личности, сознания, жизни. Его аксиология была только церковной, критериология только церковной, его действия, направление мыслей, взгляд на события — только церковные. Он не мог думать или сказать, что, поскольку это расценивается с точки зрения евангельской, то это так, а поскольку оно рассматривается с точки зрения истории, современности, прогресса и т.п., это не так. Если что-либо, будь то тюбингенская критика, или конституционный либерализм, или распущенность нравов, или экуменическое движение и Христианское студенческое движение, не могло быть приведено в полное и безусловное согласие с канонами соборов или правилами церковного устава, это было митрополиту неприемлемо или, еще правильнее, ненужно и скучно. Скажут: это — узость, это — неисторичность, это — нечуткость к требованиям момента. Верно! Но так же верно и то, что это традиционно, это освящено веками, это вошло в мировоззрение великого аввы. В каком-то смысле этим приматом церковности во всем объясняется и пресловутое реакционерство, черносотенство, правизна митрополита Антония. Что и говорить: он себя связал с разными подозрительными типами, именно типами из крайне правых организаций, около него вертелись какие-то мрачные субъекты из «Союза русского народа», он был близок к профессору Б.В. Никольскому из «Русского собрания», укрывал у себя в Почаевской лавре убийцу Иоллоса (или Герценштейна, не помню точно), не без его ведома происходил процесс Бейлиса, что, правда, не мешало ему быть очень большим защитником еврейско-библейского мира, еврейского языка, тонким ценителем пророков и прочее. Но дело не в этих уродливых феноменах политических движений, а в том, что было подлинно антониевское, что никогда не в силах были понять эти «молодцы» из чайных «Союза русского народа». Антоний жил своей глубоко продуманной, правда, уже отжившей славянофильской наивной верою в православное царство как неотъемлемую часть всей его православной системы философии. А «молодцы» прикрывались удобным им авторитетом Антония, проповедника, идеолога, архиерея, богослова, и под этой вывеской устраивали свои мелкие делишки, делали в сферах свою небезупречную карьеру, с которой Антоний не имел ничего общего.

http://pravoslavie.ru/3137.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010