Николай Зернов и его сестра, учившаяся вместе с ним на богословском факультете, стали организаторами православного студенческого кружка. Подобные этому кружку группы независимо друг от друга возникали в то время и в других европейских городах. Стихийно начавшийся процесс религиозно-общественного движения среди русской молодежи вскоре получил организационные формы благодаря Young Men Christian Association (YMCA). Поддержка, оказанная ею группам православной молодежи, совпала по времени с приходом к ним ряда выдающихся религиозных мыслителей, большинство которых были высланы из России в 1922 году. Результатом этого явилось создание Русского Студенческого Христианского Движения. После общеевропейского съезда кружков, который состоялся в местечке Пшеров (Чехословакия) в октябре 1923 года, Движение окончательно оформилось организационно. В процессе формирования Движения оно еще пользовалось доброжелательным вниманием митрополита Антония (Храповицкого) , но лишь до того момента, когда активное участие в нем деятелей YMCA сообщило ему экуменическую направленность. Это направление деятельности РСХД стало главным содержанием работы Н. Зёрнова . В 1923 году он впервые посетил Англию, участвуя в качестве наблюдателя в конференции Британского Студенческого Христианского Движения. О деятельности YMCA среди русской молодежи в то время он впоследствии вспоминал, что она «была ... для нас введением в то движение для примирения христиан, которое вскоре получило название экуменического. Вся зару6ежная церковь раскололась на почве положительного или отрицательного отношения к этой задаче» 4 . С 1925 года работа РСХД охватила 6ольшинство стран Европы, включая государства Прибалтики. Центром Движения 6ыл Париж. Туда в 1925 году по окончании богословского факультета перебирается Николай Зёрнов , всецело отдавшись ра6оте в Движении как секретарь и редактор печатного органа Движения «Вестник РСХД». Являясь активнейшим деятелем Движения, Зёрнов пребывал в эпицентре драматического процесса церковного раскола в Русском Зарубежье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Летом 1917 года в Россию прибыл Пол Андерсон как личный секретарь руководителя ИМКА Джона Мотта. До этого Пол Андерсон, окончив университет в штате Айова, работал в качестве секретаря ИМКА в Шанхае. В 1918 году Андерсону пришлось уехать из Советской России, после того как его арестовала ЧК. Вскоре советская власть закрыла все структуры ИМКА в России, и тогда ИМКА сосредоточила свои усилия в русской эмиграции, создав в начале 1920-х годов Русское студенческое христианское движение и издательство «ИМКА-Пресс». Тогда и начал выходить «Вестник РСХД», который станет путеводной нитью для четы Солженицыных и который издаётся до сегодняшнего дня под названием «Вестник РХД». В начале 1920-х годов издательство «ИМКА-Пресс» в Праге и Берлине, а потом в Париже собрало вокруг себя тех, кто представлял собой интеллектуальную силу белой эмиграции. В 1922 году к ним добавились философы и богословы, высланные из Советской России. Н.А. Бердяев сразу стал главным редактором «ИМКА-Пресс», с соответствующей зарплатой, его заместителем стал Б.П. Вышеславцев. Не только «ИМКА-Пресс», но и Религиозно-Философская Академия, и Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт в Париже, и Русское студенческое христианское движение - всё это финансировалось ИМКА. Причём Пол Андерсон писал, что тогда в распоряжении русской службы ИМКА в Париже были средства практически на любой проект, который они могли реализовать в среде эмиграции. Помимо «Вестника РСХД» издавались журналы «Путь», «Новый град», «Православная мысль», Богословские труды Свято-Сергиевского Института и многое другое. В этих изданиях прослеживается концепция, которая стала ключевой для Солженицына. Речь идёт о публикациях Николая Бердяева и Федора Степуна, высланных из России, а также Георгия Федотова, историка западноевропейского Средневековья. Г.Федотов эмигрировал из России добровольно в 1925 году, поскольку, по воспоминаниям его жены, его вынуждали читать лекции на фабриках и заводах. В статьях этих мыслителей в самом начале 1930-х годов, еще до прихода Гитлера к власти, появилась концепция «коммунофашизма». Сегодня «Википедия» приписывает создание термина «коммунофашизм» Алле Гербер, родившейся в 1932 году. Но она никак не могла быть причастна к тому, что писалось тогда на страницах имковских изданий!

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/02/asol...

Молодой швейцарец Г.Г. Кульманн (1894–1961), в то время работавший с бывшими русскими военнопленными в Германии, первый пришел на помощь высланным ученым. 2 Он заручился поддержкой Джона Мотта (1865–1955) известного американского экумениста и филантропа. Мотту удалось собрать средства для учреждения Религиозно-Философской Академии в Берлине и для издания богословских книг на русском языке. Благодаря их усилиям, а также сотрудничеству других американцев, как например, Д. Лаури (1889) и П. Андерсона (1894), русские мыслители получили возможность продолжать свою работу в атмосфере полной независимости, так как их инославные друзья предоставили им свободу как в выборе тем для их книг, так и в их трактовке. В 1925 году Религиозно-Философская Академия и ИМКА-ПРЕСС были переведены из Берлина в Париж, где Академия просуществовала до начала второй мировой войны. Они сыграли большую роль в развитии богословской литературы за рубежом. Одновременно с учреждением Религиозно-Философской Академии возникли и две других организации, на этот раз по инициативе самих русских: Русское Христианское Студенческое Движение «Р.С.Х.Д.» (1923) и Богословский Институт при Сергиевском Подворье в Париже, (1925) Студенческое Христианское Движение объединило в своих рядах два поколения, встретившиеся за рубежом: представителей интеллигенции, вернувшихся в Церковь накануне революции, и молодежь, только что начинавшую свою жизнь в трудных условиях эмиграции, и искавшую путей углубления в жизнь Церкви. Богословский Институт в Париже дал возможность получить высшее образование тем, кто нашел свое призвание в пасторской работе. Большинство изданий ИМКА-ПРЕСС между двумя мировыми войнами были идейно связаны с работой Р.С.Х.Д. и Сергиевского Подворья. Они были вдохновлены верой в мировое призвание Православия, как Церкви, сохранившей полноту апостольского предания. Зарубежные богословы были убеждены, что православные могли и должны были помочь Западным христианам преодолеть их разделения и в свете Евангельского учения найти ответ на те вопросы, которые марксисты пытались разрешить при помощи диалектического материализма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Пути эмиграции ряда представителей этой волны были и иными, но они не носили массового характера. Религиозная деятельность первой волны эмиграции оказала огромное влияние на духовную жизнь не только русского зарубежья, но и населения самих тех стран, в которых оказались русские изгнанники. В качестве примеров можно назвать создание и деятельность Русского студенческого христианского движения (РСХД), Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже, Института им. Н. П. Кондакова в Праге, Свято-Владимирской Православной духовной семинарии в Крествуде (США), Свято-Троицкой Православной духовной семинарии в Джорданвилле (США) и многие другие. Приведем некоторые вехи развития религиозной деятельности первой волны эмиграции. В начале 1920-х годов создается Русское студенческое христианское движение (РСХД). Начало организованному Движению было положено 1–8 октября 1923 года на I общем съезде РСХД в местечке Пшеров близ Праги (Чехословакия). В 1925 году начинает работу Свято-Сергиевский Богословский институт в Париже, преподавателями которого в разные годы были ведущие православные богословы и религиозные деятели русского зарубежья: епископ (впоследствии митрополит) Вениамин (Федченков), протопресвитеры Борис Бобринской, Василий Зеньковский, Алексий Князев, архимандрит Киприан (Керн), протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский; А. В. Карташев, Г. П. Федотов и другие. Институт окончили или учились в нем митрополит Николай (Еремин), архиепископы Георгий (Вагнер), Никон (Греве), Павел (Голышев), Серафим (Дулгов), Серафим (Родионов), епископы Александр (Семенов Тян-Шанский), Дионисий (Лукин), Константин (Ес­сен­ский), Мефодий (Кульман), Феодор (Текучев), протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф, протоиереи Николай Озолин, Михаил Фортунато, иеромонах Савва (Струве), один из руководителей Русского студенческого христианского движения К. А. Ельчанинов, видные православные богословы П. Н. Евдокимов и И. М. Концевич и др. В ноябре 1927 года в храме Свято-Сергиевского подворья в Париже была совершена первая литургия на французском языке, а в конце 1928 — начале 1929 годов родился первый франкоязычный православный приход святой Женевьевы (Геновефы Парижской), настоятелем которого был назначен о. Лев (Жил­ле). Первые богослужения проходили в помещении РСХД на бульваре Монпарнас, д. 10, а затем, благодаря содействию П. Н. Ев­докимова, приходу был предоставлен бывший лютеранский храм Святой Троицы в 13-м округе Парижа 1 .

http://pravmir.ru/chetyire-volnyi-russko...

Личный фонд автора Архиеп. Иоанн (Шаховской) . История и метаистория. П., 1945. 11 с. (машинопись). (О его пастырской деятельности в нацистской Германии.) Kniazeff A. Comment j e suis devenu prêtre – Mémoires (19131947). P., 1989. 114 с. (машинопись, на фр. яз.). (Воспоминания протопресвитера А. Князева о его жизненном пути к священству.) Seide G. Russische Orthodoxe Kirchen und Gemeinden in Deutschland. Eine Dokumentation ihrer Geschichte. München, 1994. 14 с. (список священнослужителей Германской епархии Русской Православной Зарубежной Церкви за период 1921 по 1994 г., машинопись, любезно предоставленная нам о. Георгием Зейде. Далее «Архив Георгия Зейде» – АГЗ). II. Газеты и журналы Вера и Жизнь. Вестник управления православной епархии в Австрии. Зальцбург, 19461948. Вести Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Приложение к журналу Православное Слово. Буэнос-Айрес, 1954. Вестник Германской епархии Русской Православной Зарубежной Церкви. Мюнхен, с 1980 (далее ВГЕ). Вестник Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Лион, с 1970. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Медон, 1947; П., 19501990 (далее ВРПЭ). Вестник. Орган церковно-общественной жизни. П., 19371939. Вестник Православного церковно-благотворительного комитета Германской епархии. Мюнхен, 19461948. Вестник Русского Студенческого Христианского Движения (с 1990: Вестник Русского Христианского Движения). П.; Мюнхен; П.; П.-Н.-Й.; П.-Н.-Й. М., с 1925 (далее Вестник РХД). Вестник Церковной Жизни. Булонь-Бийянкур, 19451947. Голос Православия. Берлин, с 1950 (официальный журнал Германской епархии Московской Патриархии). Голос Литовской православной епархии. Ковно, 19241939. Епархиальные Ведомости Северо-Американской и Канадской епархии (Русской Зарубежной Церкви). Дж., 19531954. Церковный календарь обители прп. Иова на 1927 г. (со списком архиереев РПЦ за границей и духовенства Западно-Европейского митрополичьего округа). Ладомирово, 1926. Журнал Московской Патриархии. М., с 1945 (официальный журнал Московской Патриархии) (далее ЖМП).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яков Михайлович не погиб. Станислав Булак-Булахович лихим кавалерийским ударом освободил Псков и оставшихся в живых заключенных псковской тюрьмы. После неудачи Белой армии Н. Н. Юденича семья Шаховских переехала в Эстонию, поселившись в городе Печоры. Там Костя Шаховской закончил гимназию и поступил на лесной факультет Тартуского университета. Нужно подчеркнуть, что русские в Эстонии пользовались в те годы широкой культурной автономией. Трагедия 1917 года ставила перед сознанием русских людей необходимость осмыслить ее духовные причины, и вопросы религии и духовного просвещения были как никогда актуальны. Костя участвует в Эстонском отделении Русского Студенческого Христианского Движения, знакомится с его деятелями и сам руководит кружком созданного в Печорском крае Русского Крестьянского Христианского Движения. В 1932 г. он поступает, а в 35 г. заканчивает Духовную семинарию при Печорском монастыре и продолжает учебу на теологическом факультете Варшавского университета, который заканчивает со степенью магистра в канун Второй мировой войны. В августе 1937 г. К. Я. женится на учительнице английского языка Елизавете Петровне Нестеровой и в том же году 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, епископом Николаем (Лейсманом) рукополагается в диакона, а 26 сентября — в священника для церкви святого Георгия Победоносца в деревне Сенно Печорского уезда. Позднее он переведен настоятелем в церковь Сорока мучеников г. Печоры. Оккупация Эстонии в 40 году сталинской красной армией трагическим образом отразилась на судьбе Шаховских. Отец был арестован и без предъявления обвинений сослан в Ургенч, где скончался в начале войны от голода и лишений. Муж сестры — член Русского Общевоинского Союза Владимир Заркевич — расстрелян, а сама сестра с годовалым ребенком сослана в начале 1941 года на поселение в тайгу на север Томской области. Тесть отца Константина, учитель Печорской гимназии Петр Владимирович Нестеров, был арестован НКВД и расстрелян без суда и следствия в Тартуской тюрьме в начале войны.

http://pravmir.ru/iz-zhizni-ottsa-konsta...

Деятельное прикосновение жительствовавшего с 1923 г. в Братиславе прот. С. И. Четверикова к работе РСХД началось, пожалуй, с появлением обзора «О внутренних препятствиях на пути к Евангелию» на страницах движенского журнала . В 1925 г. о. Сергий выступает создателем «Русского Православного Пастырского Братства в память о. Иоанна Кронштадтского» и редактором братского журнала «Русский пастырь» . В 1926 г. он принимает участие в продолжавшейся целую неделю Штернбергской студенческой конференции (около 60 участников) «Христианин в современной жизни», семинарами которой руководили М. Л. Бреше, В. Ф. Марцинковский, В. В. Зеньковский. Сам о. Сергий «участвовал в заседаниях группы Л. А. Зандера [Тема собраний: О Богоявлении Иисуса Христа]. Собиралось от 12–15 человек. Собрание начиналось и оканчивалось молитвою. Каждый участник собрания имел у себя Новый Завет на русском языке. Руководитель указывал те места евангелия, где говорится о богосознании Иисуса Христа. По его указанию присутствующие отыскивают эти места в своих книгах. Найденное место прочитывалось кем-либо из присутствующих, отыскивались параллельные места, выяснялся смысл прочитанного, отмечались возможные оттенки заключающихся в нем мыслей. В трудных случаях обращались за разъяснением к священнику, принимавшему участие в общей работе. Отличительною чертою производившейся работы я бы назвал осторожность, даже робость, с какою участники собрания высказывали свои мнения. Заметно было желание не свое понимание заявить, а от других услышать правильное понимание. Заметна была даже как будто неохота высказываться. Руководителю приходилось втягивать участников в обмен мнений. Он вел эту работу очень искусно, стараясь не впадать в проповеднический или лекторский тон, хотя это и не всегда ему удавалось» . О. Сергий также выступил на конференции с часовой лекцией «Путь любви к Богу и ближнему в сознании и в жизни Русского народа» и опубликовал подробнейший отчет о ее работе и определившихся в ее ходе задачах и стремлениях , выделив самое главное различие русского студенчества прежних времен и студенчества эмиграции: «Ничего подобного не было раньше в России!..» Встреча с молодежью Штернбергской конференции, судя по всему, произвела на о. Сергия сильное впечатление и в значительной степени определила его жизнь на два десятилетия: «…видим в религиозном движении студенчества чрезвычайно важное явление русской церковной жизни в эмиграции.

http://bogoslov.ru/article/6174394

(Обе эти формулировки воспроизводятся на обложке журнала Движения как отражающие его цель и смысл.) Итак, церковная миссия и неразрывная связь с Россией и русской культурой. Именно таковы были " экзистенциальные ориентиры " тех русских изгнанников, которые, оказавшись за пределами Родины, объединились в некое организованное целое. Характерно, что задачей их стало не " выживание " в чужих и для многих чуждых краях, но положительная деятельность – не только сохранение своей культуры, но и ее продолжение , творческое развитие. Но культуру эту они мыслили именно как православную, то есть в первую очередь религиозную и только потом – русскую, постоянно противостоя попыткам поставить национальное выше церковного, то есть Христова. Последнее выглядит достаточно странным, если учитывать два обстоятельства. С одной стороны, пореволюционная эмиграция из России была по преимуществу именно русской национальной эмиграцией, причиной которой стало установление в России интернационалистского коммунистического режима. Для многих эмигрантов на чужбине символом утраченной России стала именно Православная Церковь – как своего рода вневременное и внепространственное измерение того " жизненного мира " , который ушел в небытие. Но, с другой стороны, РСХД как конкретная организация генетически восходит совсем не к дореволюционному русскому православию, а к тому, что на нынешнем языке можно назвать " инославной экспансией в православном русском обществе " . Формально его истоком была проповедническая деятельность протестантов – сначала в России, а затем среди русской эмигрантской молодежи в 20-е годы. В 1923 году Движение получило название " Объединение русских студенческих христианских кружков " , представители которых и собрались на свой эмигрантский первый съезд. Но повторим, что первые " студенческие христианские кружки " образовались еще в начале века в российских университетских городах и были инициированы протестантами. Их " отцом-основателем " был генеральный секретарь ИМКА (ассоциации христианской молодежи) американец Джон Мотт, в 1909 году совершивший поездку в Россию, где он читал лекции на тему " Может ли образованный человек в наше время верить в Божество Иисуса Христа? " . В качестве переводчика его сопровождал барон Павел Николаевич Николаи, лютеранин, организовавший в 1903 году в Петербурге первый студенческий кружок евангелического направления. В 1913 году оформилось интерконфессиональное Российское студенческое христианское движение, объединившее более 500 членов и вошедшее в состав Всемирной студенческой христианской федерации (ВСХФ).

http://religare.ru/2_4616_1_21.html

Мне припоминается эпизод уже по его возвращении в Москву. Отец Александр присутствовал в одном из храмов на юбилее вполне заслуженного священника. Когда по обыкновению по окончании литургии и молебна приветствие за приветствием возводили именинника на такую степень высоты, что уже Фавор начинал дымиться где-то внизу, отец Александр, которому как самому заслуженному пастырю дали слово в заключении, сумел в духе мирности, но и отрезвляюще сказать, что подобного рода речи говорятся человеку один раз — на его похоронах. И после этих слов все стало на свои места: и именинник утратил то чувство неудобства, которое возникает от слишком возвышенных речей, и искренняя любовь к нему собравшейся братии пришла в ту нормальную, естественную меру, которая должна быть при таких торжествах. Но ведь нужно было решиться сказать такое слово! При этом, по себе скажу, рядом с отцом Александром находиться было непросто именно потому, что общение с ним требовало полной меры открытости и недопущения формальности, всякого рода вежливых умолчаний и привычных пустопорожних разговоров. Не всякий и не всегда стремился быть рядом с ним долго, но после общения каждый выходил, как омытый духовно. Родился будущий протопресвитер Александр Киселев 7 октября 1909 года в Тверской губернии. После октябрьской революции 1917 года у семьи появилась возможность выехать в ставшую тогда независимой Эстонию, поскольку отец был родом из Юрьева (Тарту). Несколько последующих десятилетий его жизни прошли в пределах Прибалтики. Там он, достигнув поры юности, стал участником одного из наиболее значительных явлений русской церковной жизни первой половины ХХ столетия — Русского студенческого христианского движения. Мы знаем, что у истоков этого движения стояли такие известные деятели нашей Церкви, как протоиерей Василий Зеньковский, протоиерей Сергий Четвериков, священник Александр Ельчанинов и другие видные клирики русского православного зарубежья. Отделение РСХД было и в Прибалтике. Отец Александр, в последующие годы своей жизни вспоминая эту пору, часто употреблял выражение: “Мы-движенцы”. Это — память о юности и совместное именование участников движения; так запомнилось ему и было пронесено через всю жизнь.

http://pravmir.ru/275379/

Ничего подобного не было раньше в России. Можно усматривать в этом движении те или иные недостатки, можно иметь опасения за характер его дальнейшего развития, но это не умаляет его значения. Молодежь обращается своим сердцем к Богу и Церкви. Она делает это искренно и горячо. Она вступает на новый путь духовной жизни, какого до сих пор не знала русская интеллигенция, но который всегда был глубоко сроден душе русского народа» . В 1926 г. в «Общедоступной религиозной библиотеке» выходит его брошюра «Великим постом» , в десяти главах разъясняющая смысл Святой Четыредесятницы. В следующем году в «Русского пастыря» о. Сергий помещает под заголовком «Притеснение православных на Валааме. [Два документа]»  материалы, освещающие начавшееся в связи с календарной реформой разделение внутри братии Валаамского монастыря в Финляндии — фотостат автографа ответного письма Патриарха Московского Тихона (1925 г.) на вопрос валаамского инока о календарных стилях и адресованное самому о. Сергию как редактору журнала «Пояснительное письмо одного из Валаамских иноков, оставшихся верными Церкви». Письмо это публикуется без подписи, наличие которой, однако, особо оговаривается. Об отношении самого о. Сергия к событиям в Православной Церкви Финляндской Республики можно судить из собственного его примечания к публикации: «Печатая помещаемые ниже документы, освещающие положение Православия на Валааме, редакция приветствует мужественных хранителей православных преданий и желает им помощи Божией в неизменной верности учению и правилам родной Православной Церкви. Редакция» . Эта публикация стала, по-видимому, его первым печатным соучастием событиям жизни монастыря, в котором ему предстояло прожить около двух лет… 6–9 сентября 1927 г. по инициативе РСХД в Париже на Сергиевском подворье созывается Религиозно-педагогическое совещание для обсуждения вопросов религиозной работы Движения среди подростков и детей, в котором о. Сергий выступает с докладом «Религиозные запросы подростков и детей», кроме него говорят С. С. Шидловская, И. А. Лаговский и В. В. Зеньковский . Следующее выступление его в «Вестнике» — очерк, разъясняющий заблуждения теософов . 12–18 сентября 1927 г. он участвует в выработке «Основных положений Р. С. Х. Движения за рубежом» , принятых Пятым общим съездом РСХД в Клермоне, и делится своими наблюдениями о работе съезда и духовном состоянии его участников. Основным недостатком Движения ему представляются «неясности […] нашего Движенческого идеала» . На этом съезде о. Сергий оказывается в числе избранных в члены совета Движения 12 человек (председателем стал В. В. Зеньковский), причем единственным из них в священном сане . Доклада на съезде он не произносит .

http://bogoslov.ru/article/6174394

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010