ATHANASIUS ALEX, Ad Amunem, 545–60, 26, 1169–76. Ex tricesima nona festali, 559–66, 26, 1175–80. Ad Rufinianum, 565–72, 26, 1179–82. BASILIUS CæS. Ad Amphilochium 1, 571–644, 32, epist. 188; 2, 843–738, 32, epist. 199; 3, 737–808, 32 epist. 217. De ciborum differentia 807–10; 32 epist. 236. Ad Diodorum Tars, de matrimonio, 809–22, 32, epist. 160. Ad Gregorium presbyterum, 821–28, 32, epist. 55. Chorepiscopis, 827–32, 32, epist. 54. Ad episcopos sibi subjectos, 831–38, 32, epist. 53. Ad Amphilochum de Sp. S., 839–52, 32, ex cap, 27 et 29. GREGORIUS NYSSENUS ad Letoium, 851–888, 45, 221–36. TIMOTHEUS ALEX. Responsa, 889–902, 33, 1295–1308. THEOPHILUS ALEX. Edictum, 901–2, 65, 33–4. Commonitorium, 903–12, 65, 35–44. Narratio de Catharis, 911–2, 65, 43–44. Agathoni, 911–14, 65, 43–6. Menæ , 913–4; 65, 45–6. CYR1LLUS ALEX. Epistola in hymnis, 915–22, 77, epist. 78. Epistola ad episcopos Lybiæ, 921–24, 77, epist. 79. GREGORIUS THEOLOGUS. De libris canonicis V. T. et N. Т., , 923–26, 37, 472–74. AMPH1LOCHIUS. Iambi ad Seleucum, , 925–28, 37. 1593–98. GENNADIUS. Epistola encyclica, 929–34, 85, 1613–22. BASILIUS CÆS. Ad Nicopolitanos,933–36, 32, epist., 240. TARASIUS. Epistola ad Adrianum, papam, 935–38, 98, 1441–55. NICOLAUS CP. Interrogationes et Responsiones ad monachos synodicæ, 937–50. B) SYNTAGMATA PHOTIUS. Syntagma canonum, 104, 441–976. Nomocanon, 975–1218. SYMEON METAPHRASTES. Epitome canonum, 114, 235–92. MICHAEL PSELLUS. Oblatio nomocanonis, , 122, 919–24. ALEXIUS ARISTENUS. Synopsis canonum, 133, 63–114. ARSENIUS. Epitome canonum, 188, 9–62. MATTHÆUS BLASTARES. Syntagma alphabeticum canonum, 144, 959–1400 et 145, 9–212. CONSTANTINUS HARMENOPULUS. Epitome canonum, 150, 45–168. Narratiuncula de tribus tomis synodicis, 41–44. C) JUS ECCLES1AST1CUM GRÆGO ROMANUM i. imperatorum novellæ constitutiones de rebus ecclesiasticis: Justinianus, PL., 72, 921–1100. Leo VI imperator, 107, 419–66. Constantinus VII, 113, 549–604. Delectus legum, 113, 453–550. Romanus senior, Bulla аигеа, 113, 1059–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Пс.65:10 . Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Пс.65:11 . Ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем. Пс.65:12 . Возвел еси человеки на главы нашя: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой. Из сей связи слов ясно открывается различие и тяжесть бедствия коим подвержена была Иудейская церковь . Пророк, употребляя подобие разжженнаго сребра, явно изображает, что она многажды искушаема была, якоже и сребро не единожды влагается во огнь. То же самое изображает, когда говорит: ввел ны еси в сеть, возвел еси человеки на главы наша; и проидохом сквозе огнь и воду. А когда говорит, положил еси скорби на хребте нашем, тем увеличивает слово, реченное о сети. Ибо разумеет, что сверх уз и цепей, коими аки сетьми бедные Иудеане связуемы были в темницах, претерпели еще и тяжкия на теле раны от мучителей своих. Чрез огнь и воду без сомнения разумеет многоразличныя страдания, дабы показать, что не осталось ни одного такого бедствия, которым бы Бог не искусил Свою церковь , дабы очистить от греха, и потом явить милость. Ибо две сии стихии, то есть, огнь и вода, как к содержанию жизни человеческия служат, так равно и к отъятию оныя. Следующия за сим слова, и извел ны еси в покой, означают то, что Бог хотя и тяжко иногда наказывает рабов Своих, однако страдания их всегда увенчавает благополучным и радостным концем. Пс.65:13 . Вниду в дом твой со всесожжением, воздам тебе молитвы моя, Пс.65:14 . яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей. Доселе глаголал Пророк в лице всея церкви, а здесь выразительнее от своего сердечнаго чувствования глаголет, и тем сильнее каждаго к должности благочестия возбуждает, тем паче, что не просто благодарность свою свидетельствует пред Богом. Ибо глаголя о обетах, данных Богу в несчастных обстоятельствах, показывает постоянство веры своея. Известно оное апостола Иакова изречение: злостраждет ли кто в вас? да молитву деет. Благодушествует ли кто? да поет ( Иак. 5:13 ). Но все ли последуют сему наставлению? Мы видим, что хотя иные и хвалят Бога, но токмо будучи в благополучии; а как скоро постраждут нечто, то или ропщут на Него, или, изнемогши духом, предаются отчаянию. Но истиннаго благочестия знак есть, когда кто и посреди величайших страданий воздыхает к Богу, и твердость веры молитвою доказывает. Таков был Давид. Почему не без причины глаголет и оныя слова: яже изрекосте устне мои, означая, что он никогда такою печалию стеснен не был, чтоб не помышлял о молитве, и не возлагал упования своего на промысл Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Объярь (вторая половина XVII в., Италия), камка (XVI в., иностранное производство и XVII в., Китай), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, сапфиры, золото, серебро; ткачество, шитье, низание. Дл. (с кистями) 422, ш. 30,5 Принадлежал патриарху Иову. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 601 Инв. ТК-2472 Кат. 65. Деталь: Возведение на крест Кат. 65. Деталь: Распятие Кат. 65. Деталь: Сошествие во ад Кат. 65. Деталь: Спас Еммануил Кат. 65. Деталь: Снятие со креста Пять древних, вышитых по голубой камке (видна в местах утрат шитья) фрагментов омофора вырезаны и переложены на белую объярь. На одном конце омофора внизу изображено Возведение на крест. Двое юношей за руки поднимают Христа на крест, слева стоит одна из жен мироносиц, указывая на Христа и обернувшись назад, рядом с ней – старец, с простертыми вперед руками; по другую сторону креста – второй старец с прижатыми к груди руками. Все трое без нимбов. Внизу под Голгофой – пещера с черепом Адама. На перекрестье нимба Христа шитая жемчугом надпись он. Над крестом надпись жемчугом: и ниже хс. Изображение заключено в рамку в виде квадрифолия, а тот, в свою очередь, – в четырехконечный крест. Над квадрифолием – небольшой сапфир в золотой оправе с жемчужной обнизью. Выше на той же половине омофора в таких же кресте и квадрифолии – изображение Распятия. На фоне Иерусалимской стены – крест с распятым Христом и пещерой с черепом Адама внизу. По сторонам креста стоят Богоматерь и Иоанн Богослов. Вверху летя г два плачущих ангела. Над крестом надпись жемчугом црь сла(в)ы, ниже – ника ; мр у ; ело(г), в нимбе Христа – он. По сторонам Богоматери и Иоанна – два сапфира в золотых с жемчужной обнизью оправах. На другом конце омофора в таких же кресте и квадрифолии – перевернутое изображение Сошествия во ад. Стоящий над бездной на перекрещенных вратах ада Христос, повернувшись вправо, за руку поднимает коленопреклоненного Адама, за которым стоят Ева и два пророка (молодой и средовек). Слева от Христа стоят, повернувшись друг к другу пророки Соломон и Давид, за ними видна голова Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В качестве комментария к речи о старце см. Притч.4:7–9 ст. В переносном же смысле здесь надо, очевидно, видеть указание на «полноту дней каждого из нас» в меру возраста «исполнения Христова» ( Еф.4:13–14 ), независящую от нашего физического возраста, а единственно определяемую степенью «духовно-нравственной зрелости». Ис.65:21 . И буду стро­ить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Ис.65:22 . Не будут стро­ить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избран­ные Мои долго будут по­льзо­ваться изделием рук сво­их. Ис.65:23 . Не будут трудиться напрасно и рождать детей на гóре; ибо будут семенем, благо­словен­ным от Го­с­по­да, и по­томки их с ними. Специально говорится о радикальном перевороте всех общественно-социальных и экономических отношений. В этой области у современных пророку евреев царили, как известно, самый грубый произвол и беспощадная эксплуатация, при которых никто не мог спокойно наслаждаться плодами рук своих ( Ис.58:6–7 ; Ис.59:2–8, 14–15 ). В обновленном Мессианском царстве наступит полная противоположность всему этому. Нельзя также в словах данного пророчественного благословения не видеть и отмены прежнего проклятия ( Втор.28:30 ). Ис.65:24 . И будет, пре­жде нежели они воз­зовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услы­шу. Слова этого стиха представляют прямой ответ на сетования иудеев, искавших Господа, что Он будто бы покинул их, скрыл лицо Свое от них и не простирает на них Свою благодеющую десницу ( Ис.58:2 ; Ис.59:1 ). Лучший комментарий их дан Самим Иисусом Христом ( Мф.6:8, 32 ). Ис.65:25 . Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут при­чинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Го­с­по­дь. Дается выразительный образ полного уничтожения на земле всякого зла, когда будут возможны такие непримиримые крайности, как мирно пасущиеся вместе волк и ягненок, и когда даже все звери укротят свои хищные инстинкты, перейдя на растительную пищу (ср. Ис.11:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Y no hay serio motivo para sospechar que durante este período subapostólico (que puede extenderse hasta el 165 d. C.), con la muerte presunta de los últimos discípulos de los apóstoles, fuera alterada substancialmente la estructura de la Coena Dominica; porque, si prescindimos del ágape, en el cual se injertó en un principio, y del cual, como ya dijimos, se separó muy pronto, los elementos fundamentales de la eucaristía quedaron inmutables. Ellos, sin duda, como se trataba del acto esencial del culto, corazón de la vida religiosa de la Iglesia, pudieren sufrir algún desarrollo exterior, en el sentido de que las formas rituales debieron poco a poco cristalizar en una forma más ordenada, estable y bastante uniforme entre las varias comunidades cristianas; sin embargo, llevan todavía visiblemente la impronta de simplicidad, espiritualidad y libertad originarias. Podemos, por tanto, creer que, a mediados del siglo II, la eucaristía se celebraba generalmente conforme al tipo ritual que nos describe San Justino, y cuyo esquema concuerda con los datos suministrados por los libros del Nuevo Testamento. Nos lo demuestra la comparación que sigue: Asamblea eucarística en el día del sol (Apol. 1:67). Lectura de las Memorias de los apóstoles y de los escritos de los profetas (1:67). Sermón del presidente sobre 1 a s lecturas hechas (1:67). Oraciones por cada categoría de personas (1:67–65). Beso de paz (1:67). Presentación sobre el altar de pan, vino y agua (1:67–65). El presidente recita la oración eucarística de consagración (1:67–65). El pan y el vino son consagrados con las palabras de Jesús (1:66). Todos los presentes dicen Amén (1:65–67). Distribución de las especies eucarísticas a los asistentes (1:65–67). Nuevo Testamento Asamblea en el primer día de la semana para la «fractio pañis «( Act. 20:7 ; 1Cor. 16:1–2 ). Lectura del Evangelio y de las Cartas Apostólicas ( 2Cor. 8:18 ; Act. 15:30; 1 Thess. 5:27; Col. 4:16 ). Predicación de la palabra de Dios ( Act. 20:7 ; 1Cor. 14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

См.: Аврамов К. Българската православна църква и антифашистката борба през годините на Втората световна война//Православието в България (Теоретико-историческо осветление). София, 1974. С. 207-224. См.: Джавезов С. Възгледите на Българската църква за войната и мира//Атеистична трибуна. 1986. 1. С. 72-81. Косик В.И., Темелски Хр., Турилов А.А. Болгарская Православная Церковь//Православная энциклопедия. Т. V. М., 2002. С. 637-638. [iv] Елдъров С. Православието на войне. Българската православна църква и войните на България 1877-1945. София, 2004. С. 256. [v] Гласник. Београд. 1941. 5. С. 117. [vi] Елдъров С. Указ. соч. С. 228. [vii] Калканджиева Д. Българската православна църква и «народната демокрация» (1944-1953). Силистра, 2002. С. 77, 205; Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Т. 1. С. 241-309; Bryner E. Die Ostkirchen vom 18 bis zum 20. Jahrhundert. Leipzig, 1996. S. 102; Bundesarchiv Berlin (ВА), R5101/22173, Bl. 36, 66. [viii] Централен държавен архив - София (ЦДА), ф. 791к, оп. 1, е. х. 65, л. 35. [ix] Гришина Р.П. Общественно-политическая деятельность Софийского митрополита Стефана в 20-30-е годы XX в.//Балканские исследования. Вып. 17. Церковь в истории славянских народов. М., 1997. С. 300-309; Бълхова М.И. Правда об экзархе Стефане//Церковь в истории России. Сб. 3. М., 1999. С. 195-198. [x] ЦДА, ф. 791к, оп. 1, е. х. 62, л. 245-246, е. х. 64, л. 239, 660; Елдъров С. Указ. соч. С. 222-223. [xi] ЦДА, ф. 791к, оп. 1, е. х. 62, л. 135-142. [xii] Елдъров С. Указ. соч. С. 228. [xiii] Там же. С. 234; ЦДА, ф. 791к, оп. 1, е. х. 62, л. 155-159, 181-186. [xiv] Там же, л. 267-278, е. х. 65, л. 3, 11-16; Църковен вестник. 20.09.1940. [xv] ЦДА, ф. 791к, оп. 1, е. х. 62, л. 65-78, е. х. 65, л. 38-40; Църковен вестник. 3.01.1941. [xvi] Елдъров С. Указ. соч. С. 242. [xvii] Църковен вестник. 1.09.1939, 8.09.1939, 13.10.1939, 20.10.1939, 3.11.1939. [xviii] Духовна култура. 1939. 3-4. С. 65-71. [xix] Там же, 5-6. С. 144-153. [xx] Там же, 1940. 3-4. С. 68-88, 5-6. С. 129-140.

http://bogoslov.ru/article/565403

56 Там же. 61. 57 Там же. 65. 58 Там же. 67. 59 Там же. 65. 60 Там же. 13. 61 Против ересей. II. 31. 2. 62 I Апология. 65. 63 Св. Иустин Философ. I Апология. 65. . 64 Там же. 66. 65 См.: его I Послание к Коринфянам. 1. 66 О послании святого Поликарпа см. в главе VIII. 67 Творения. Т. П. Похвала святому Игнатию: Прим. автора. — См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896 (репринт М., 1994). 68 Евсевий. IV. 26 (цитата из «Апологии» Мелитона); Тертуллиан, Апология. V. 4; Евсевий. III. 17–20. 69 «Апология» Тертуллиана неоднократно издавалась в различных переводах в XIX — начале XX века. (Об изданиях его трудов см. примечание к посвященной ему гл. XIII.) «Октавий» — апологетическое произведение Минуция Феликса. — В кн.: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 7. Сочинения древних христианских апологетов. М., 1866. 70 Эпитроп — правитель, наместник. 71 Послание святого Поликарпа Смирнского к Филиппийцам, а также «Мученичество святого Поликарпа». — В кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 359–392. 72 См.: I Апология. 26 и 58. 73 Против ересей. III. 3. 4. 74 Евсевий. V. 20. 75 Там же. 76 См.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 391–392. 77 Азиарх — начальник над объединением городов Азийской провинции. 78 Трактат Оригена «Против Цельса» издавался в русском переводе Л. Писарева в Казани в 1912 году. Отрывки — цитируемые Оригеном фрагменты «Истинного слова» Цельса — приводятся в кн.: Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. 79 Автор имеет в виду прежде всего «Против ересей» святого Иринея Лионского и сочинения Тертуллиана «Против валентиниан», «Против Маркиона», «Скорпи–ак» («Противоядие против гностиков»). О некоторых изданиях творений Тертуллиана на русском языке см. примечание к главе XI. 80 «Философумены», или «Обличение всех ересей» — антиеретическое сочинение святого Ипполита Римского, ученика святителя Иринея Лионского; строго объективно излагая еретические (и прежде всего гностические) учения, святой Ипполит вскрывает их связь с дохристианскими философскими системами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Изъяснение псалма 65-го. Пс.65:1 .  Воскликните Богу, вся земля. «В конец, песнь псалма воскресения». Сего прибавления нет ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, даже у седмидесяти в экзаплах; вероятно же, сделано оное кем-нибудь. И сей псалом божественный Давид написал от лица пленных в Вавилоне, но уже не молящихся о возвращении, а получивших оное и отправляющихся в путь. Псалом предсказывает вместе с сим и спасение язычников. Пс.65:2 .  Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. «Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его». Все люди, говорит Пророк, участвуйте с нами в песнопении, и с нами совокупно воздайте Богу подобающее чествование. Справедливо весь род человеческий к таковому общению призывают иудеи, потому что в них предначертывалось спасение всех. Как иудеи избавились от рабства вавилонскаго, так все люди освободились от горькаго мучительства диавола. Потом научают, как возносить песнопение. Пс.65:3 .  Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. «Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя? во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои»; то есть, удивляйтесь, сколько можете, чудесам, какия совершены Богом. Они так многочисленны и так велики, что злочестивые, по чрезмерности их, не верят им. Сказанное же: «во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои», – имеет и другой смысл, засвидетельствованный действительностию, а именно: когда светом Боговедения озарив вселенную, обратишь весьма многих к благочестию, тогда и одержимые тмою неверия примут наружно вид благочестия, отрицаясь нечестия. И сие, как видим, совершается непрестанно. Ибо многие, раболепствующие языческому заблуждению, не смеют открыто исповедовать оное, и иудеи, находясь в трудных обстоятельствах, воспевают победу креста и повсюду открывается истинность пророчества. Пс.65:4 .  Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, [Вышний]! «Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний». Яснее выразил сие Симмах: «все живущие на земле поклонятся Тебе, с сладкопением воспоют имя Твое». И это есть предречение о настоящем времени, в которое у всех народов песнословится Бог всяческих, и Владыка Христос у всех называется Вышним.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ответ Бога на молитву звучит в Ис 65-66. Восстановление храма угодно Богу только в том случае, если люди верны Его заповедям. Самому Богу храм не нужен. Весь мир - Его храм (66. 1-4). Господь отвергает упреки в молчании и объясняет, что беды народа - это справедливый суд за совершенные культовые преступления (65. 1-7). Возрождение, которое предвозвещает Господь, не ограничится избранными. Его цель - преображенный мир, новая тварь, новое небо и новая земля, Царство Божие. Существующему миру Господь противопоставляет новую землю и новое небо, все прежнее «уже не будет воспоминаемо». В Ис 65. 8-16а и 66. 1-6, 14б - 17 описаны те, к кому обращен ответ Бога: «рабы» и «избранные» Господа отделены от тех, кто оставил Господа и уклонился в идолопоклонство (ср.: 57. 3 слл., 7 слл.; 65. 3-7). В Ис 66. 7-14 те, к кому обращено обетование (65. 16б - 25),- это «сыны Сиона» (ср.: Ис 49-54; 60-62). Наконец, говорится, что разделение между праведниками и грешниками не только произойдет в Израиле, но в согласии с обетованием о творении новой земли и нового неба совершится во время всеобщего Суда над «всякой плотью» (66. 16, 18-24; ср.: 40. 5; 49. 26), и народы поклонятся Господу (ср.: 56. 2-8).. К. В. Неклюдов И. п. к. в библейской и межзаветной литературе В Ветхом Завете В 2 Пар 32. 32 говорится о видении прор. Исаии, автор, очевидно, знаком с содержанием рассказа Ис 36-39 (ср.: 4 Цар). И. п. к. упоминается в «гимне отцам» в Книге Иисуса, сына Сирахова, когда речь идет о царе Езекии (Сир 48. 17-25), при этом не только говорится о пророчествах Исаии (Ис 36-38), но и описаны эсхатологические видения глав 24-27 и 45-55. Букв. заимствование из Ис 3. 10 LXX имеется в Прем 2. 12. К этим немногим очевидным ссылкам иногда добавляют формальные или тематические соответствия из лит-ры премудрости. Так, Прем 3. 13 («Блаженна неплодная неосквернившаяся... она получит плод при воздаянии святых душ») напоминает Ис 54. 1 («Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа...»). Прем 3. 14, возможно, развивает мысль Ис 56. 4-5. Точно так же Сир 36. 11-12, судя по всему, соотносится с Ис 49. 4-6, Сир 36. 17 - с Ис 52. 10 или 45. 22 ( Beentjes. 1989). И. п. к. упоминается в др. пророческих книгах. Стих Мал 3. 1 («Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...») близок к Ис 40. 3 («Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему») (ср.: Мк 1. 2, где оба стиха объединены именем Исаии). Последовательность обетований Зах 12. 10-13. 1 совпадает с последовательностью обетований 4-го гимна Раба Господня. Этот ряд примеров можно продолжить. Ветхозаветные апокрифы

http://pravenc.ru/text/674802.html

Пс.65:16.   Приидите, услышите, и повем вам, вси боящиися Бога, елика сотвори души моей. Этим научаемся боящихся Бога иметь своими сообщниками и им преимущественно открывать о божественном. Ибо сказано: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями» (Мф. 7:6), и «тайны Мои Мне и Моим» — слова эти по некоторым изданиям содержатся у пророка Исаии (Феодорит). Пс.65:17.   К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим. «Вознесох под языком» — указывает на тайную молитву; а вообще здесь говорится о внутреннем и сильном вопле, который рождается от разженного сердца. Ибо как вопиющий истощает свою силу, так и взывающий от сердца собирает весь ум. И к Нему должно вопить. Есть много таких, которые устами вопиют к Богу, а сердце не чувствует силы слов. Таковые не молятся Богу. Ибо не какие-нибудь молитвенные слова приносят пользу, но с пламенным расположением воссылаемые. Фарисей оный к себе молился, а не к Богу, ибо молитва его возвращалась к нему, как произносимая во грехе гордости (Златоуст). Пс.65:18.   Неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь. Тот имеет «неправду в сердце» , кто взирает на неправду с вожделением и в тайне сердца любит грех. Находятся многие такие, которые, по-видимому, и словами и делами ненавидят грех, да еще и укоряют; однако, сами во внутреннем сердце, где никто не видит, что делается, с наслаждением взирают на неправду (Мф. 5:28). Таковых никогда «не услышит Господь» (Макарий В.). Пс.65:19.   Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего. Пс.65:20.   Благословен Бог, иже не отстави молитву мою и милость Свою от мене. Прекрасно дерзновение святых... Они смело молятся Богу, связывая со своими прошениями и свою честность. И это не есть дело тщеславия, потому что ум святых чужд надменности. По доброте своей, обнаруживая свои правые действия, святые научают нас, как надлежит проводить жизнь (Кирилл). 1 В конец, в песнех, псалом песни Давиду, 66 Богоотец пророк Давид в этом псалме изъявляет свое вседушное желание скорейшего пришествия Спасителя и Избавителя мира, и просит Бога в Троице Святей славимого, да явит Себя в познание всей вселенной, как хотящий «всем человеком спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2:4) (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010