1034 . Зубов Д. В. Афон и Россия: Духовные связи. М. 2000. 431. 1035 . Игумен русских святогорцев. Жизнеописание схиархимандрита Макария (Сушкина). М. 1998. 222. 1036 . Иеросхимонах Иероним, духовник русского на Святой Афонской Горе Пантелеймонова монастыря//ДЧ 1886. 1. 288–327. изд.: М. 1887. 2 1900. 48. изд., с расшир. назв.: Иеросхимонах Иероним... и его присный ученик, игумен священноархимандрит Макарий. М. 1908. 72. 1037 . [Иоаким (Сабельников), иером.] Великая стража. Жизнь и труды блаж. памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. М. 2001. 831. 1: Иеросхимонах Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Св.-Пантелеймонова монастыря/Автор-сост. иеромонах Иоаким (Сабельников). 1038 . Кончина настоятеля Пантелеймонова монастыря на Афоне († 19.6.1889). – Жизнь покойного Макария. – Преемник ему и состояние монастыря//Церковный Вестник. 1889. 28. 502–503. [О кончине архим. Макария (Сушкина)]. 1039 . Красовский И. Ф. Макарий Афонский игумен и священноархимандрит Афонского Св.-Пантелеимонова монастыря//Московские ведомости. 1889. 182, 184, 206, 212. изд.: М. 1889. 184. Красовский И. Ф. Игумен русских святогорцев. М. 1998. 1040 . Кусков В. В. Роль Афона в развитии культуры Древней Руси XI-XVII вв.//Культура славян и Русь. М. 1998. 238–248. же. Эстетика идеальной жизни. Избранные труды. М. 2000. 83–94. 1041 . [ Леонид (Кавелин) , архим.] Рассказ о святогорских монахах архим. Феофана (Сербина), 1663–1666/Сообщил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Леонид. СПб. 1883. (ПДПИ 40). 1042 . Леонид (Кавелин) , архим. Афонская гора и Соловецкий монастырь. Труды чудовского иеродиакона Дамаскина (1701–1706). СПб. 1883. X, 102. (ПДПИ 43). 1043 . Леонид (Поляков), архим. Афон и русское монашество//ЖМП 1958. 8. 60–65. 1044 . Леонид (Поляков), архиеп. Афон в истории русского монашества//БТ 1970. 5. 5–24. 1045 . Леонтьев К. Н. Воспоминание об архимандрите Макарии, игумене Русского монастыря Св. Пантелеймона на Горе Афонской//Гражданин. 1889. 18. 191–211. же://Он же. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1901). М. 1996. 577–586.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1 В конец, песнь псалма воскресения, 65 Боговдохновенный пророк Давид составил этот псалом в безконечное хваление и благодарение Богу за Его неизреченные благодеяния роду человеческому. Написан он от лица пленных иудеев, переселяемых из Вавилона в Иерусалим, но приличествует каждому христианину, поскольку «воскресение» означает переселение от греха к добродетели через покаяние (Феодорит, Иероним, Августин). Пс.65:2.   Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. «Вся земля» — все народы земли. Как иудеи освободились от Вавилонского рабства, так все люди вочеловечением Бога и Спасителя избавились от горького мучительства диавола (Феодорит). Пс.65:3.   Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя; во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Зная великую леность и безпечность людей, которые изредка холодными словами славословят Бога, божественный Давид обвиняет их в безчувствии и призывает к тщательному рассмотрению величия страшных дел Божиих, чтобы обуздать их непокорность (Афанасий). Пс.65:4.   Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний. Это предсказание о настоящем времени, в которое у всех народов земли песнословится «Вышний» Владыка Христос. Восхваляя Бога, мы не Ему доставляем честь, но самим себе. Прославляя Бога, не Ему даруем славу, а самих себя облекаем в безсмертную славу. «Прославляющие Меня , — говорит Бог, прославлю, и уничижающие Мя посрамятся» (1 Цар. 2:30) (Златоуст, Феодорит). Пс.65:5.   Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих. Пс.65:6.   Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами: тамо возвеселимся о Нем, Пс.65:7.   Владычествующем силою Своею веком. Очи Его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе. Здесь перемена времени: о прошедшем сказано, как о будущем. Какие страшные и чудные знамения употребляет Бог для спасения человека. «Очи Его» зрят на народы, «да не возносятся» мятежники. Испытай, не развлекается ли твой помысл при псалмопении и непременно найдешь, что он развлекается; а следовательно, и ты Бога «преогорчеваешь» , т.е., презирая страх Божий, поешь неразумно и непокорно (Феодорит, Варсонофий В.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

65 страшен Ты. Т.е. велик и грозен. покорятся Тебе враги Твои. Никто не в силах устоять против Господа. Ср. Пс. 109,1 . 65 превратил море в сушу; через реку перешли стопами. В этом стихе псалмопевец напоминает о переходе евреев через Чермное море ( Исх. 14,15 ) и переходе через Иордан сорока годами позже (Нав., гл. 3). Эти деяния показали израильтянам могущество Божие. 65 сохранил душе нашей жизнь. Господь не раз спасал народ Свой: и при исходе из Египта, и при овладении землей обетованной, и при отражении врагов. 65 испытал нас. Временами Господь ставил Свой народ перед сложным выбором, дабы удостовериться, сохранит ли тот верность Ему ( Исх. 15,25 ). как переплавляют серебро. При переплавке серебро очищается, все шлаки отделяются от него. Когда Бог испытывает Свой народ, непокорные отпадают, а верные остаются стойкими. 65 вывел нас на свободу. Другое возможное прочтение этой фразы: «в место изобильное». В этом стихе речь может идти как о каком-то недавнем благодеянии Господа, так и о совершенном по Его воле завоевании земли обетованной. 65 воздам Тебе обеты мои. Вознеся Господу хвалу от имени всего избранного народа, псалмопевец теперь благодарит Его лично от себя (см. ком. к Пс. 21,23 ). 65 Придите, послушайте. Часто исполнение обета Богу происходило при всенародном вознесении Ему хвалы за спасение. Глава 66 Пс. 66 В этом хвалебном гимне псалмопевец призывает Божие благословение на Израиль, а вместе с ним и на весь мир. Широтой взгляда он выделяется не только в Псалтири, но и во всем ВЗ. 66 освети нас лицем Твоим. Псалмопевец в несколько перефразированной форме использует слова, которыми Господь благословлял Своих священников (напр., Чис. 6,25 ). Он просит Господа благословить народ Своим присутствием, ибо знает, что только в присутствии Божием человек может преуспевать и быть счастливым. 66 во всех народах спасение Твое. Псалмопевец призывает Господа благословить не только Израиль, но и все народы земли. Эта мысль прокладывает мост от Ветхого Завета к Новому. 66 да восхвалят Тебя народы все. Желание псалмопевца о том, чтобы и другие народы присоединились к восхвалению Господа, начало исполняться, когда крестная смерть Христова «разрушила стоявшую посреди преграду» ( Еф. 2,14 ), т.е. упразднила непреодолимое прежде различие между иудеями и язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В конце утрени совершается величественный и трогательный крестный ход вокруг храма с плащаницею, напоминающий погребение Спасителя. По возвращении крестного хода во храм читается евангелие о запечатании гроба и приставлении стражи. Утреня заканчивается ублажением приснопамятного Иосифа и Никодима, погребавших Спасителя. Всю утреню верующие выслушивают с возженными свечами. Не менее замечательна и литургия Василия Вел. (совершаемая в Великую субботу). Она соединяется с вечерней, на которой читаются 15 паремий, содержащих важнейшие ветхозаветные прообразования и пророчества о восстановлении человека смертью, погребением и воскресением Сына Божия, Пред чтением евангелия, при пении (вместо «аллилуия») стиха «Воскресни, Боже, суди земли» (Восстании Боже, суди землю) священнослужители снимают темные облачения и облачаются в светлые ризы, знаменуя собою ангелов, сошедших с небес для отваления камня от дверей гроба Господня. Евангелие читается воскресное – о явлении воскресшего Господа женам мироносицам, когда Он возвестил им: «радуйтеся» ( Мф.28:1–20 ), и невольно слова эти радостно отдаются в сердце... Вместо херувимской песни поется трогательная песнь: «Да молчит всякая плоть человеча», в которой изображается благоговение человека пред величием непостижимого таинства, в котором Господь приходит для заклания и питания верующим. С окончанием литургии начинается уже преддверие праздника, и в душе уже невольно ощущается другое чувство, противоположное скорби Страстной недели, и скоро, скоро покой Великой субботы сменится восторженною радостью воскресения. («Русский паломн.» 1895 г. 12). 13. Ночь страстей и воскресения Христовых Вот, без малого 19 веков тому назад, в такое же весеннее время года, однажды сугубая ночь простиралась над Иерусалимом и окрестною страною; ночь, естественная, потому что солнце склонилось к своему закату, и сверхестественная, потому что еще прежде заката солнечного распростерлась в поднебесной необычайная тьма, потому что зашел плотию под землю невечерний Светоносец, и не терпя зрети солнце померче полудни еще сущу (во святую и Великую субботу утро, непорочны. Стат. 2, ст. 106); ночь, которая смотрением Божиим (там же на хвал. стихир.) предопределена была, с одной стороны, для упокоения смертным сном умученной плоти Богочеловека, а с другой, для тягчайшей борьбы Его духа в адской темнице с темными адскими силами, и для озарения светом Его Божества последних глубин преисподней, для возбуждения всех усопших там от века.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

362 . Константин, проигумен. Письмо проигумена Константия из г. Сереса (в Румилии) в Русский, на Афоне, монастырь святого Пантелеймона о мученической кончине преподобного Никиты, иеромонаха сей обители. – ДС, 1893, с. 81. 363 . Кончина настоятеля Пантелеимонова монастыря на Афоне († 19.6.1889). – Жизнь покойного отца Макария. – Преемник ему и состояние монастыря. – ЦВ, 1889, 28, с. 502–508. 364 . Коросτовцев Μ. Α., Χодзас С. И. Востоковедная деятельность Порфирия Успенского . – В сб.: Ближний и Средний Восток. М., 1962, с. 121–130. 365 . Корсун Г. Гора Афон, Гора Святая. Очерк Афона. – СППО, 1904, 15, с. 38–54. 366 . Косвинцев Е. Н. Черный «бунт». Странички из истории Афонской смуты. – ИВ, 1915, т. 1, с. 139–156, 470–487. 367 . Кощунственная демонстрация греческих монахов против русских на Афоне. – СПВед. 1904, ПО, с. 4. 368 . Красковский И. Ф. Макарий Афонский, игумен и священноархимандрит Афонского Святого Пантелеимона монастыря. С портр. – МВед, 1889, 184, 206, 212. Отд. изд. М., 1889. 184 с. Духовное завещание архимандрита Макария: с. 179–184. 369 . Красносельцев Η. Φ. Главные источники для истории афонских монастырей. – Летоп. ист.-филол. о-ва при имп. Новоросс. ун-те, 1894, т. 4. 370 . – Материалы для истории чинопоследования литургии святого Иоанна Златоуста . Казань, 1889. Описаны и проанализированы: 1) Устав облачения и проскомидии по рукописям XIII в. из афонских монастырей Святого Пантелеимона и Есфигмена; 2) Устав литургии конца XIII –нач. XIV в. (по рукоп. Моск. Синод, б-ки из афонского монастыря Ватопед); 3) Устав литургии Филофея по трем спискам (одного Ватопедского, XIV в., и двух Пантелеимоновских, XIV и XVI веков). 371 . – Устав литургии святого Иоанна Златоуста , составленный патриархом Константинопольским Филофеем в бытность его игуменом Лавры святого Афанасия на Афоне. – ПС, 1896, ч. 1. 372 . – [Рец. на кн.]: Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204 гг.). Казань, 1894. – ВВ, 1895, т. 2, вып. 1/2, отд. 2; с. 205–213.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

391 Модест (Стрельбицкий; 1823–1902), архиепископ Волынский и Житомирский (1889–1902) – византинист, патролог, один из первых в России исследователей св. Григория Паламы . Летом 1884 г. совершил паломничество на Афон и в Святую Землю. 392 Русский храм во имя Святых Праотцев с приделом Святой Троицы будет построен лишь при архимандрите Леониде (Сенцове) в 1904–1914 гг., освящен в 1925 г. 393 Бухаров Дмитрий Николаевич (1853–1889) – дипломат, писатель. Консул в Любеке, затем в Иерусалиме (1886–1888). В связи с резко обострившимися отношениями консула как с Русской Духовной Миссией и архимандритом Антонином, так и с Православным Палестинским Обществом, председатель Общества великий князь Сергий Александрович в 1888 г., собираясь в Святую Землю на освящение храма Марии Магдалины, потребовал его удаления из Иерусалима. Последний год жизни – генеральный консул в Стокгольме. 394 Реас Осман – кавас РДМ (с 1858), в обязанности которого входила доставка почты из Яффы. До службы в Миссии имел турецкий чин ода-баши (фельдфебель). 395 Дворянский приют, предусматривавшийся в составе Русских Построек, но не построенный в свое время, был позже «втиснут» в здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С 1890 г. его функции выполняло Сергиевское подворье. 396 Анисимов Александр Васильевич , протоиерей – настоятель кафедрального собора в г. Изюме Харьковской епархии, писатель-паломник и проповедник. Дважды совершил паломничество в Иерусалим – в 1875 г. и в 1881–1882 гг. В 1887–1889 гг. в качестве сверхштатного члена РДМ, по поручению Православного Палестинского Общества, читал лекции для паломников с показом «туманных картин». Действительный пожизненный член ППО с 1888 г. Покинул Иерусалим в феврале 1889 г. Автор книги «Путевые записки русского пастыря о священном Востоке». (Изд. 2. СПб., 1889. Изд. 3. М., 2015). 397 Савельева Мария Семеновна – педагог, начальница женской школы ИППО в Назарете. Антонин в дневнике от 28 июня 1888 г.: «Героиня дней наших, М.С. Савельева, поборница нашего дела в Кане Галилейской, держательница и руководительница властей Назаретских, мать отечества, никому на белом свете не подначальная, и никого на черном мраке не боящаяся... Бедовая мамзель. Следовало бы такую затащить в нашу Ефрафу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

700. Деян. 9:15. 701. Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово (Цит. по: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая. М, 1904. С. 8—13). 702. Ср.: Филарет (Дроздов), архимандрит. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. С. 20—21. 703. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 4, 14 (PG 94, 1156 А=Точное изложение православной веры. Творение св. Иоанна Дамаскина. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1894. С. 226). 704. Иоанн Дамаскин. Слово против порицающих святые иконы 3, 19 (Цит. по: Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1893. С. 102). 705. Об этом периоде см., в частности: Смолич И. К. Русское монашество 988— 1917. М, 1999. С. 257—279. 706. Тихон Задонский. Об истинном христианстве, кн. 2, ст. 3, гл. 2, §§ 313—316 (Цит. по: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 3. Изд. 5–е. М., 1889. С. 64—65). 707. Неизменяема. 708. Тихон Задонский. Об истинном христианстве, § 313—314 (Цит. по: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 3. Изд. 5–е. М., 1889. С. 64—65). 709. Там же, §313 (С. 65). 710. Там же, §314 (С. 65—68). 711. Там же, § 315 (С. 68—69). 712. Там же, §316 (С. 70—73). 713. Там же, §316 (С. 71—72). 714. Там же, §331 (С. 94). 715. Об истории издания «Добротолюбия» см.: Говорун С. Из истории «Доброто–любия». — Церковь и время 1(14), 2001. С. 262—295. 716. Об этом сочинении см.: Четвериков Сергий, протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Изд. 2–е. Париж, 1988. С. 149—170. 717. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, предисловие (Цит. по: Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского. Пер. со славянского. Изд. 4–е Афонского русского Пантелеимонова монастыря. М., 1912. С. 5—6). 718. Там же, гл. 1 (С. 7).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

– «Святитель Христов – отвечал Анастасий, – не изволь входить сюда, ибо здесь лежит мое имение». – «Я для того и пришел, чтобы видеть твое имение», – произнес св. архипастырь, и приказал дверям отвориться. Тотчас двери сами собою отворились, и святитель, вошедши в комнату, увидел здесь лежащего на одре неизлечимого больного, за которым тайно от всех ухаживали хозяин и его благочестивая супруга. «Зачем, – обратился тогда к Анастасию Василий Великий , – хотел ты скрыть от меня свое богатство?» – «Отец мой и владыко, – оправдывался смущенный пресвитер, – прости меня, но этот страдалец очень раздражителен и сварлив, и я боялся, что он оскорбит тебя». Тогда св. архипастырь похвалил милосердие Анастасия и сказал: «Оставь меня в этой комнате на сегодняшнюю ночь, ибо хочу и я разделить с тобою награду твою». Все вышли и затворили двери, оставив святителя одного с больным. Страдалец от лютых мук лежал, как мертвый. Но великий чудотворец обратился за помощью к Небесному Врачу душ и телес и всю ночь молился Господу. На утро же он подошел к одру больного и произнес над ним молитву. И тотчас встал расслабленный здравым и воскликнул: «Слава Тебе, Боже, творящий волю боящихся Тебя!» Этот возглас услышал Анастасий и его прочие гости, и когда они подошли к комнате больного, из нее вышел великий чудотворец Василий, ведя за руки исцеленного, который славил Бога и святого Василия, и своего милосердного хозяина, пресвитера Анастасия («Русск. паломн.» 26, 1887 г.). VIII. Дающая рука не оскудеет. а) В городе Аскаионе был один благочестивый муж, проводивший все время в делах благотворения. Он раздавал милостыни инокам и бедным, кормил странных и других пришельцев, и дом его был пристанищем для всех бесприютных. Однажды, когда, по обычаю его, нужно было ему посылать подаяния в бедные монастыри, случилась ему нужда в деньгах, и он, не зная где бы мог достать их, сидел скорбя. Вдруг является к нему в дом благолепный старец и спрашивает: " О чем скорбишь?» – «Да о грехах моих», – по обыкновению отвечал милостивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Заметим, наконец, что при церквах по древнему обыкновению у нас погребали умерших и князья любили находить для себя и для близких сердцу последний приют по смерти в тех храмах, которые сами же воздвигли при жизни. Так, в Десятинной церкви, сооруженной святым Владимиром, погребены сам Владимир и еще прежде — первосвятитель Михаил, царица Анна — супруга Владимира, а потом окрещенные кости братьев его Олега и Ярополка; вокруг же церкви — многие другие лица, как свидетельствуют множество костей мертвых и при них различных крестиков, найденных при раскапывании этой церкви . В черниговском Спасском соборе, который заложен князем Мстиславом, а окончен князем Святославом черниговским, погребены оба эти князя и потом дети последнего: Глеб, Олег и другие. В Киево-Софийском погребены храмоздатель Ярослав и впоследствии два сына его — Изяслав и Всеволод — и два внука — Ростислав и Владимир Мономах. При раскапывании Ирининской церкви найдены в разных местах, вокруг и внутри ее, равно как и в двух палатках, пристроенных с обеих сторон к алтарю, многие гробницы из красного шифера, вероятно княжеские; кроме того, в самой церкви близ того места, где надлежало быть правому крылосу, открыта так называемая усыпальница для погребения умерших . В новгородском Софийском соборе погребены основатель его князь Владимир Ярославич, мать его Ирина и другие . Примечания Полн. собр. р. лет. 1. 51 Но были ли тогда в Киеве и другие кумиры, кроме шести, стоявших на холме близ двора княжеского, на месте которых могла быть построена только одна церковь? (Солов. Истор. России. 1. Прим. 256 Были. Это можно видеть и из сказания летописца: «Повеле (Владимир) рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумири; и постави церковь св. Василья на холме, идеже стояше кумир Перун и прочии» (шесть). Если бы все кумиры киевские помещались только на холме, где могла быть построена одна церковь, и действительно построена самим князем, то зачем бы ему давать повеление рубить церкви и ставить их по местом, идеже стояху кумиры? А кроме того, в частности, известно, что был тогда в Киеве кумир Волоса, о котором пишет мних Иаков в житии святого Владимира: «А Волоса идола, егоже именоваху скотья бога, веле в Почайну реку въврещи» (см. приложен. 1; то же повторяется и в Торжеств. Рум. муз. 436 Описан. С. 697 и который, по преданию, находился вне города, на оболонье, где киевляне обыкновенно пасли свои стада (Максимов. Киевлян. 1. С. 10 Паломн. Киев. С. 106, 128. Изд. 2-е Вероятно, был в Киеве или близ Киева и кумир Тура, известного в русской мифологии (Временн. Москов. истор. общ. 9. Отд. 1. С. 29 на месте которого, может быть, и была поставлена киевлянами церковь, слывшая под именем Туровой божницы (П. собр. р. л. 2. С. 24 по крайней мере, так можно объяснять это странное название церкви , если припомним, что у народа нашего один из монастырей Новгородских назван Перынь монастырь потому именно, что поставлен был на месте прежде бывшего идола Перуна.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Яна 16 мая 2013, 11:56 Красиво пишет !! Мария видела распятого Иисуса только три дня ! А женщины Украины видят распятие своих детей ( моральное) годами. Воспеваете Марию.... А рядом мучениц не видите!!!!!!!!!!!! Ольга 12 апреля 2013, 22:04 " Добрый день, о.Андрей, в ноябре 2012 года наша группа от паломн.центра Московского Патриархата побывала на Святой Земле в дни пребывания на ней Святейшего Патриарха Кирилла. Это была совершенно необыкновенная поездка и нам удалось много увидеть (разве что, кроме Стены плача)и побывать на многих службах. Вернувшись в Москву я купила Вашу книгу " Беседы после Литургии. Тебе и мне Бог письмо написал " , где Вы в главе " Обращение Закхея " пишите: " Сегодня можно сесть в комфортабельный автобус или залезть в плюшевое брюхо большого самолета и через 2 часа оказаться, например, в Иерусалиме. Это - не паломничество в чистом виде, братья и сестры, и мы сегодня путешественники по святым местам, но не паломники... Это - паршивая вещь. Я внутренне ненавижу такие лживые паломничества " . Было обидно прочесть такие слова и знать, что священник испытывает чувство ненависти к людям, искренне желающим поклониться Святым местам. Надеюсь, свою поездку вместе с супругой по Святой Земле, прибыв туда на самолете, а не пешком с сумой, Вы совершали без чувства ненависти к окружающим Вас людям. Спаси, Господи, нас грешных. " А.А. 11 апреля 2013, 14:16 По древним рукописям в начало четвертом веке по молитвам св. Григория Просветителя, первые сошел благодатный огонь и по жребиям по волей Божий много святынь на св. Земле стало принадлежать Армянской Церкви. И с пяти до девятого века в Иерусалиме и близ него существовали 90 армянских монастырей, а ныне хотя уже нет такой численность монастырей, но как Вы правильно заметили батюшка остались многочисленные храмы и святыни и даже большие территории до ныне принадлежащей армянской патриархии в Святой Земле. Хотя много осталось, но было еще больше, к примеру, по жребий 4-веке Голгофа тоже било дана армянам, и принадлежал до 12 –века. А армянская патриархия с давних времен находится на горе Сион, и не мало интересно и то, что один из четырех кварталов Иерусалима именуется “Армянским кварталом”. А что касается благодатного огня которое в конце 16-века вышел в наружу через столп, ест две версий греческий и армянский, греческая версия устная и ни чем не обоснована, а армянская до ныне сохранённая рукопись написано именно в этой промежутке времени, где четко описана что именно произошло.

http://pravoslavie.ru/60627.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010