Старуха пристально посмотрела на меня; невольный вздох вырвался из груди ее, и глаза заискрились слезой. Я принесла благодарственную молитву Богу за чудесное избавление меня от угрожающей опасности в степи заступничеством скорого помощника и защитника от всех бед и напастей святителя Николая». (Русск. паломн.; сн. «Кормчий», 1894 г., 49.) 6. Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых 1. Тело одного мертвеца, едва только коснулось костей св. пророка Елисея во гробе его, тотчас ожило – и мертвый восстал ( 4Цар. 13, 21 ; Сир. 48, 14–15 ). Об этом чудесном событии так рассуждает св. Кирилл Иерусалимский : «Он (Елисей), будучи в живых, совершил чудо воскресения своей душой. Впрочем, чтоб не только были почитаемы души праведных, а верили бы, что и тела праведных имеют таковую силу: мертвый, упавший во гроб Елисеев, коснувшись мертвого тела пророка, ожил. Мертвое тело пророка совершило дело вместо души. Тогда как оно было мертво и лежало во гробе, даровало жизнь мертвецу; и даровавши жизнь, само по-прежнему осталось мертвым. Для чего? Для того, чтоб не приписано было дело сие одной душе, когда бы воскрес Елисей, а чтоб показать, что и тогда, как не находится в теле душа, заключается в теле святых некоторая чудодейственная сила, так как в продолжение многих лет обитала в оном праведная душа, которой оно было Ппокорно» (св. Кирилл Иерусалимский . Поучение огласительное, XVIII). 2. Самая милоть пророка Илии, оставленная им Елисею при вознесении его на небо, разделила прикосновением своим воды Иордана, чтобы Елисею можно было перейти через него ( 4Цар. 11,14 ). 3. Даже платки и полотенца св. апостола Павла, возлагавшиеся на недужных и одержимых бесами, в отсутствие его, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов ( Деян. 19,12 ). Из церковно-исторических рассказов о чудесах, бываемых при мощах св. угодников, весьма многие дают твердые основания в пользу почитания святых мощей. Замечательнейшие из этих повествований следующие. 4. Св. Василий Великий в слове на мученика Маманта говорит: «Всем явственны чудеса, которыми св. мученик одним здравие дал, другим жизнь»; а в слове о св. мученице Иулитте рассказывает, что когда мощи ее святые были принесены на одно безводное место, то тотчас же вышел из земли источник сладкой воды, так что все обитатели того места назвали святую Иулитту своей кормилицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На месте битвы он воздвиг храм во имя Рождества Пресвятые Богородицы, и в обетном (устроенном по его обещанию, данному пред битвой) московском монастыре главный храм был посвящен также в память Рождества Пресвятые Богородицы. («Рус. паломн.» 1896 г., 36). 5. Слово св. Златоуста к мужьями женам Если каждый из супругов будет стараться исполнять свои обязанности, то сами скоро увидят и всю пользу от сего. Если, например, жена готова будет терпеть и жестокого мужа, а муж не станет раздражать жену гневливую, то между ними водворится совершенная тишина, и жизнь их будет подобна пристани, свободной от волн. Так и было у древних. Смотри: Авраам принимает к себе племянника, жена не обвиняет его за это; Авраам велит ей идти с ним в дальний путь, и она без противоречия следует за ним. Далее, когда Авраам, после многих бед, беспокойств и трудов, стал господином огромного имущества и лучшую часть уступил Лоту, то Сарра не только не досадовала на это, но даже не открывала уст своих и не говорила ничего подобного тому, что ныне говорят многие жены, когда видят, что мужья их делятся имением с ближними, и говорят притом пред низшими, бранят своих мужей, называют их глупыми, слабыми, безумными, нерасчетливыми. Сарра, напротив, ничего подобного не сказала и не подумала, но даже одобряла все распоряжения Авраамовы. А что еще важнее – после того, как Лот получил свободу, в выборе земли для обладания и дяде отдал худшую часть, его постигла тяжкая участь. Патриарх Авраам, узнав, что он взят в плен, вооружил всех своих домочадцев и пошел с одними слугами своими против сильного сирийского войска. Но Сарра и тогда не удерживала его и не говорила: «муж, куда ты идешь? Ты пускаешься на опасности, спешишь на явную гибель и готов пролить кровь за человека, который обидел тебя и все твое отнял у тебя. Если ты не бережешь себя, то, по крайней мере, сжалься надо мною, которая оставила дом, отечество, друзей, сродников и пошла с тобою в такую далекую и чужую сторону; сжалься и не повергай меня во вдовство и все бедствия, с ним неразлучные».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Однажды ходил он в отдаленной дубраве и приблизился к месту, где отдыхали проезжие купцы. Трава была высокая; но было ясно видно, что она колышется; купцы думали, что к ним крадется дикий зверь; они прицелили луки, спустили стрелы и пошли посмотреть на убитого зверя. В густой траве с пронзенной грудью и радостным лицом лежал Варвар. То было необъяснимое зрелище: он кротким голосом успокоил купцов, рассказал им повесть своей жизни и просил известить о кончине своей пресвитера, который принял пятнадцать лет назад его исповедь, потом в руки Божии предал дух свой. Пресвитер пришел на то место – и тело Варвара просветилось, как свет. Над мертвецом совершили обычный чин погребения и зарыли его в землю на том месте, где он был убит. От могилы его пошли исцеления всяким недугам. По некотором времени, собралось с пресвитером много людей к той могиле, они открыли гроб Варвара, – и тело его оказалось нетленными источало целебное миро. Убедились люди и перенесли с великою славою честные мощи святого Варвара в свое селение, и положили их в церкви, восхваляя дивное человеколюбие и милосердие Христа Бога («Русск. паломн.» 1894 г., 20). 12. Великая суббота В Великую субботу св. церковь воспоминает погребение Спасителя, о чем напоминалось еще накануне при выносе плащаницы на вечерне. Новых событий в этот день никаких не совершилось, да и какие же могли быть события, после того, как Источник жизни лежал мертв, и покой, глубокий покой обнял землю, после смятения всей твари, совершившегося во время распятия!.. Но за пределами этого мира, в темной области ада не было тишины и бездействия. «Ад умерщвлен был блистанием Божества сошедшего туда Источника жизни, и все силы небесные прославляли Жизнодавца, когда Он изводил оттуда всех праведников»... Сегодня св. церковь рано созывает чад своих ко гробу Спасителя. Утреня в Вел. субботу совершается обыкновенно до рассвета, и усердные христиане спешат опять во храм, чтобы приложиться к плащанице. Эта утреня, по содержанию своему, должна быть названа погребальным плачем у гроба Спасителя и принадлежит к самым трогательным богослужениям церкви. На утрени стихословится вся 17 кафизма; 176 стихов заключает в себе 17 кафизма, 176 трогательных погребальных тропарей присоединяется к ней. Вся 17 каф. разделяется на 3 статии, и после каждого стиха кафизмы читается тропарь. Канон Великой субботы высок и глубоко содержателен; в нем выражаются не столько скорбные чувства, сколько величие божественного Мертвеца и таинство искупления рода человеческого, предусмотренное ветхозаветными пророками. Тот, Кого мы видим лежащим во гробе, вместе с тем есть всесильный Бог, Который некогда потопил фараона («Волною морского скрывшего древле» 1 песнь). Тот, Которого тварь видела на древе и ужасалась, есть вместе с тем Творец вселенной («Тебе на водах повесившего всю землю неодержимо». 2 песнь). Страдания же Его были лишь добровольным истощанием для спасения рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(б) Παννυχς, Паннихис (праздничная Панихида) с полным кондаком. Отпуст. (в) «Ορθρος, Ортрос (Утреня) и Λитургия Иоанна Златоуста на следующее утро. Подобные порядки наблюдаются и в древних западных обрядах – миланском, испанском и римском. 2. По Студито-Савваитскому Типикону а) Вечерня, 15 чтений, Елицы, Апостол и Евангелие, Λитургия св. Василия. Это бывает после захода солнца (первая стража). б) Повечерие и Полунощница «в полночь» (2-я/3-я стража). в) Пасхальная Заутреня и Λитургия св. Иоанна Златоуста перед рассветом. Непасхальные бдения В Житии Пахомия находим три возможных монашеских схемы ночных бдений (Vita graeca Pakhomii, I). Так учил авва Паламон: (а) молитва до полуночи, а затем отдых до утра, или (б) отдых до полуночи, а затем молитва до утра, или (в) короткий отдых в начале ночи, затем ночная молитва , а потом отдых до утра. Монахи, которыми руководил блаженный Иероним ( 420), живший в Палестине, два или три раза за ночь пробуждались для чтения Священного Писания и размышления над прочитанным. Бдение в течение всей ночи, без сна, можно считать исключением. Прежде всего это относится к Пасхальной ночи. (См.: Письмо 22: К Евстохии, 37. – CSEL. 54:201). Паломничество Этерии дает нам хорошую систематизацию палестинской традиции бдений вне Пасхи конца IV столетия. Представим краткую схему, отсылая интересующихся непосредственно к тексту (Паломн. Этерии, ч. II: Богослужение в Иерусалиме, с. 195 сл.; А также: Успенский. Бдение. 18, с. 10 сл.). Ночь на Великий Четверг 1-я и 2-я стража: остановка (стация, statio) в храме Вознесения на Елеонской горе: гимны, подходящие антифоны, чтения, молитвы; Евангельское чтение дня. 3-я стража: Шествие в храм Вознесения при пении гимнов. В самом храме: чтения, гимны, антифоны, молитвы. 4-я стража (на пение петухов). Шествие на место молитвы Иисуса. Там бывает молитва , гимн, Евангелие. Затем спускаются с пением в Гефсиманию, где повторяется та же схема (молитва, гимн, Евангелие). На рассвете происходит шествие ко Гробу Господню. Читается Евангелие о суде Пилата, и звучит проповедь .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И потомпоклонихся архиепископу и благословение испросих, о еже бы повелел взятии ми причудную Богородицыну икону, архиепископ же благословил мя и повелел взятии ми. – Аз же, аще не и достоин сый, но обаче со страхом и радостию прикоснухся чудотворному образу и взях с древца, иже бы поткнено на том месте, идеж и в земли бе святая та и чудная икона. И по повелению архиепископа, с прочими святыми иконами и честными кресты идох с иконою в близ сущую ту церковь святаго Николы, иж зовется Тульский» (Москвитянин, 1850 г. 21, отд. III, стр. 7–8, прим.). 16 Арсений, архиепископ елассонский (д.см. 1626 г.) некоторое время был прикомандирован к архангельскому Московскому собору для служения царских панихид, а потом занимал последовательно кафедры тверскую и кашинскую и суздальскую и тарусскую (См. нашу книгу: «Архиепископ елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи трапезунтсого Сумелийского монастыря. Киев. 1899, стр. 31–50). Рассказ о явлении пр. Сергия Радонежского арх. Арсению, записанный со слов ближайших людей к этому архиепископу см. там же, стр. 160–162; 169–172. 18 Авр. Палицын. Сказаниео осадеТроицкаго Сергиева монастыпя от Поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах. М. 1822, изд. 2, стр. 282–283. Труды Киевск. дух. Акад. T.I. 1905 г. 20 Авр. Палицын. Сказание о осаде Троицкаго Сергиева монастыря от Поляков и Литвы, стр. 284–287. 26 В памятниках XVII столетия положение этого собора определяется так: «у Земскаго двора (приказу) на площади (Выходы царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. М. 1844, стр. 414). 30 Выходы царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича и Феодора Алексеевича. М. 1844, стр. 141. 43 Чудотворн. Казан. Икона Божуй Матери, находящаяся в С.-Петербургском соборе. СПБ. 1896, изд. 5, стр. 17–21. 44 Факт непонятной путаницы в понимании исторической судьбы оригинала или явленной иконы Казансой Божией Матери и чудотворных копий с нея в Москве и Петербурге можно видеть в брошюре «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе». СПБ. 1896, изд.5. 45 Прав. Собеседн. 1850 г., ч. III, стр. 401; 1904 Июль-Август, стр. 260–282. Русск. Паломн. 1904, 47, стр. 810–812. Читать далее Источник: Дмитриевский А.А. В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября.//Труды Киевской духовной академии. 1905. 1-2. С. 188-219. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Когда брат в чем-либо погрешит против тебя, напр. позлословит тебя, или передаст злонамеренно другому слова твои в превратном виде, и оклевещет тебя, не озлобляйся на него, но отыщи в нем добрые стороны, которые несомненно есть в каждом человеке, и остановись на них с любовию, презирая зло, сплетенное им на тебя, как грязь, не стоющую внимания, как мечту бесовскую. Так золотопромышленники не обращают внимания на множество песку и грязи в золотом песке, но останавливаются на золотых песчинках, и хотя их очень мало, дорожат и немногим и промывают его из множества негодного песку. Так и Бог поступает с нами, долготерпеливо очищая нас» (из Дневн. прот. И. Сергиева, см. Рус. паломн.). 15. Казни Божии за клевету Трое злых людей оклеветали святого Наркисса и свои клеветы подтверждали клятвою. Один говорил: «Пусть я погибну от огня, если лгу»; второй призывал на себя жестокую болезнь; третий говорил: «Пусть я ослепну, если не говорю правды». Святой беззлобно перенес неправые обвинения; но правосудие Божие постигло лжесвидетелей, и каждый из них претерпел ту казнь, которую сам призывал на себя (из кн. «Расск. из истории хр. церкви», Бахметьевой). 16. Грозное вразумление клеветникам Св. Григорий, епископ Акрагантийский, по клеветам злых людей был заключен в темницу и предан суду. Но невинного Григория Господь оправдал и прославил, а клеветников наказал и посрамил. Когда на поместном соборе епископов определено было осуждение клеветников, и когда св. Григорий испросил всем прощение, дабы одних не посылали в ссылку, других не казнили, то вдруг поднялась буря, воздух померк, тьма покрыла всех, – и увидели, что клеветники стали черны лицем, как уголь, а у главных из них – Савина и Крискента, кроме того, губы свесились вниз так, что им нельзя было ни соединить их, ни говорить ими («Ч.-М.» 23 ноября). О десятой заповеди закона Божия 1. Воздух для души Что воздух для тела, то – помыслы, желания и чувства для нашей души. Воздух бывает чистый, прохладный, благорастворенный, и – нечистый, душный, зловредный: так и помыслы, желания и чувства бывают или чисты, светлы, святы и боголюбезны, или же нечисты, мрачны, грешны и Богу противны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостолься Дидаскалия (III в.) не говорит о крещении. Бдение с чтениями, псалмопение и молитвами «в ожидании Воскресения» до 3-го «часа» (вероятно, надо понимать – до 3-й стражи, т. е. до полуночи), когда заканчивается пост и совершается Евхаристия. Все завершается словами «Христос воскресе» (гл. XXI. «О Пасхе и воскресении Христа, Спасителя нашего». – Прокошев. Didascalia. Прилож., с. 150–152). Апостольские Постановления (IV-V в.) свидетельствуют о Всенощном бдении с Великой Субботы на День Воскресения (Пасхи). Служба включает в себя молитвы, чтение Закона и Пророков, псалмопение. Ранним утром, на пение петухов, совершается крещение оглашенных. После этого читается Евангелие, и «страстнотраур» прекращается: «Христос воскресе!». Торжественно служится Евхаристия (Пост. Апостольские, кн. V, гл. 19, с. 161). Паломничество Этерии (конец IV в.). Этот важный памятник относится к периоду Апостольских евхологиев, потому включаем его свидетельство в данный раздел. В Иерусалиме пасхальные стражи (вигилии) совершаются, «как у нас», пишет испанка. Но в Великую субботу «здесь добавляется следующее. Неофиты, только что восприявшие крещение и сразу же одетые после купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в храм Воскресения (Гроб Господень). Епископ идет внутрь преграды храма Воскресения, поет гимн, и там он молится за них. Затем он возвращается вместе с ними в главную церковь [Мартириум], где весь народ, согласно обычаю, бодрствует. Дальше же здесь все совершается так же, как и у нас дома, и после Литургии дается отпуск» (Паломн. Этерии, с. 212). Приложение Несколько свидетельств о более поздних пасхальных бдениях 1. Древний Канонарь (или «Типикон» ) Святой Софии Константинопольской (Устав соборного «Песненного последования») дает такую схему: (a) Λυχνικν, Люхникон («Светильник», т. е. Вечерня) в начале ночи: 3 антифона и 8 чтений (или даже 15, если необходимо). Крещение совершается в баптистерии во время чтений, вход в храм новокрещенных с патриархом и «крестителями». Елицы во Христа, Апостол, Евангелие и Λитургия св. Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из этого повествования блаженной Феодоры видно, что души усопших, пройдя страшный путь мытарств, подвергаются частному суду. Души праведников при этом награждаются блаженством, как и праведный Лазарь тотчас по смерти был отнесен ангелами на лоно Авраамово ( Лук. 16, 22 ), а души грешников, как души евангельского богача, удаляются от лица Божия и ввергаются в ад. Но как те, так и другие не получают при этом полного воздаяния. Праведники получают полное блаженство лишь после всеобщего суда, при Втором пришествии. Равным образом и грешники, осужденные на частном суде, не все навеки ввергаются в ад – для некоторых из них возможен переход даже в светлые обитали рая. Это суть те, которые хотя на земле и не принесли плодов достойных покаяния, но умерли с семенами веры и благочестия. Такие узники ада могут получить прощение, но не за собственное покаяние, а ради благотворения людей, находящихся в живых, ради молитв, воссылаемых за них Церковью Тому, Кто обетовал: «еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю» ( Иоан. 14, 13 ). Вот отчего Святая Православная Церковь и возносит непрестанно свои молитвы за усопших, особенно при совершении святейшего таинства Евхаристии («Русск. паломн.», 1887 г., 35). О загробной участи нашей Когда человек приближается к смерти и уже не подает никакой надежды на выздоровление, то плачут о нем родные и близкие его, приготовляясь к разлуке с ним. Так и душа человеческая, грехами своими удалившаяся от Бога, когда уже не остается никакой надежды на спасение ее, оплакивается ангелами Божиими и святыми угодниками, разлучающимися с ней на веки вечные. Горе тебе, душа моя, возлюбила ты временную сладость жизни земной и вознерадела о небесном, вечном! Горе тебе, душа моя, смрад грехов твоих удалил от тебя ангела-хранителя твоего, и приблизился к тебе лютый твой враг, дух злобы, ищущий поглотить тебя и заживо ввергнуть в бездну адскую! Горе тебе, душа моя. Единородный Сын Божий, Бог всесильный, всемогущий жил на земле в уничижении, не имел, где главы подклонить, хулимый, досаждаемый, укоряемый и наконец после лютейших мучений распятый на кресте между разбойниками и проливший пречистую Свою кровь ради твоего спасения, – а ты, окаянная, о том только и думаешь, как бы тебе здесь, на земле, больше поблаженствовать, о том лишь заботишься, как бы достигнуть исполнения греховных прихотей твоих, которым нет ни меры, ни границы, ни предела.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

458 Вот эти стихиры, кроме стихир, указываемых и старопечатными требниками: – «Насажденное на краниевом месте»; «Божественное сокровище, на земли сокрываемое»; «Ты ми покров державен еси»; «Господи Боже наш, иже вольности спятие в общее воскресение», «Пророчестии гласы древо святое провозвестиша»; «Крест Христов христианом упование»; «Днесь происходит крест Господень». Рукоп. требники. Синод. б. 898, л. 189; Типогр. б. 214. л. 343–348; 215, л. 290; Волокол. б. 85, л. 135; Соф. б. 1070, л. 243. Кир.–Бел. м. 520 (777), л. 46 об. 459 Требн. Рукоп. Сербск. Синод. биб. 307, л. 138–140; 324, л. 20–23 об.; Печатный Сербск. Требн. 1545. 460 Требники: Стрят. 1636 г. 362–363; Вильн. 1624, л. 1–2; Долгоп. 1635, л. 161–162; Льв. 1645, л. 177; Петра М. II, стр. 5. И только в Требник. Острожск. 1606 г. начало такое же, как и в старопечатн. Моск. Потребниках. 461 Т.о. после алфавитных тропарей помещают тропари Святым. Но в этих же Требниках прибавлен один лишний, сравнительно с современным состоянием чина, тропарь: «С небесе посли благодать, Жизнодавче, воды освяти и всем сквернам яви очищение». 462 Требн. Острож. 1606 г., Льв. 1645 г., Могилинский. В Стрят. Требн. 1606 г. сделано лишь указание о пении крестных стихир. 464 Апост. Постановл. , русск. перев. Казань 1864, стр. 259. См. Εχολγ. Goar р. 556, notae. 4 «Новая Скрижаль», архиеп. Вениамина, Нов. Русск. перев., прилож. к Русск. Паломн. за 1909 г., стр. 446–447. 465 В чине богоявленского водоосвящения церковь молится о даровании освящаемой воде дара исцеления недугов, очищения душ и телес, дабы все, мажущиеся ею, получили освящение и здравие. В чине малого водоосвящения содержится моление: «О, еже быти воде сей целительной душ и телес«; самая водоосвятительная молитва содержит, главным образом, моления об исцелении недугов. 466 В рук. Εχολ. Синайск. библ. XIII в. встречается молитва над водою, приемлемой в исцелении недужного: «Боже великий и вышний " – Εχολ. проф. Дмитр. 241. То же на стр. 948. 467 Рукоп. требники. Синод. б. 268, л. 169; библ. Киев. дух. Акад. Аа 193, стр. 309–312; Солов. б. 1085 (725). Л. 116.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

21 мая 1886 г. М. был назначен епископом Оренбургским и Уральским. При М. было открыто более 200 приходов, в т. ч. оренбургский храм арх. Михаила (1886), церкви святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1889) при жен. училище и прп. Сергия Радонежского (1894) при женской гимназии. В Оренбургском у. были освящены храмы Казанской иконы Божией Матери (1887) в пос. Филипповском, арх. Михаила (1888) в с. Подстепенском, вмч. Димитрия Солунского (1890) в с. Марьевка, Казанской иконы Божией Матери (1890) в дер. Сенцовка, арх. Михаила (1891) в дер. Новобогдановка, святых Космы и Дамиана (1891) на Саратовском хуторе, вмч. Димитрия Солунского (1893) в с. Александровка, свт. Николая Чудотворца (1894) в дер. Новоникольская (Каринка), свт. Николая Чудотворца (1894) при жен. общине г. Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк) и мн. др. При М. в Орском у. были освящены церкви Покрова Пресв. Богородицы (1889) в пос. Подгорный, арх. Михаила (1891) в пос. Жёлтый, вмч. Георгия Победоносца (1892) в дер. Бердяш, арх. Михаила в пос. Калпацкий (1894), апостолов Петра и Павла (1895) в дер. Петровка и др.; в Верхнеуральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1890) в пос. Владимирский, прп. Сергия Радонежского (1891) в с. Инзерское, свт. Николая Чудотворца (1894) в пос. Чесменский и др.; в Троицком у.- храмы Вознесения Господня (1887) в дер. Николаевка, св. кн. Александра Невского (1890) в сельце Демарино, Трех святителей (1893) в пос. Медведский и др.; в Челябинском у.- церкви святых Космы и Дамиана (1889) в дер. Никольская (Раззориха), апостолов Петра и Павла (1890) в пос. Коркинский, Казанской иконы Божией Матери (1891) в пос. Луговой, Святой Троицы (1892) в с. М. Дерягино и др.; в Уральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1891) в станице Трекинской, Крестовоздвиженская (1891) в пос. Шилинский и др. Устроены тюремная ц. вмч. Пантелеимона (1889) и Введенская ц. (1893) при жен. гимназии в г. Уральске. В г. Кустанае построен храм арх. Михаила (1889), освящены церкви святых Кирилла и Мефодия (1891) при министерской школе и Иверской иконы Божией Матери (1894) при жен. общине ( Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900. Вып. 1).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010