Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ И ТОТЕМСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена в марте 1682 г. как архиепископия с названием Великоустюжская и Тотемская, 6 мая 1788 г. присоединена к Вологодской епархии, восстановлена в 1918 г. как Великоустюжская и Усть-Вымская епархия, прекратила существование ок. 1937 г. До 23 окт. 2014 г. Вел. Устюг входил в Вологодскую епархию. Решением Свящ. Синода от 23 окт. 2014 г. Великоустюжская епархия была выделена из состава Вологодской епархии. Включена в состав Вологодской митрополии . В состав епархии вошли приходы в административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского р-нов Вологодской области. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Великоустюжский и Тотемский». Глава епархии - митр. Вологодский и Кирилловский Савва (Михеев) . Кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы в Вел. Устюге (первый деревянный храм построен в 1290, затем неоднократно перестраивался). Епархия разделена на благочиннические округа: Великоустюжский, Никольский, Тотемский. На нач. 2016 г. в В. е. было 18 храмов, 19 священников, 3 диакона. История В 1682 г. в В. е. вошли Устюжский, Сольвычегодский и Тотемский уезды, в 1685 г. также Яренский у. В 1918-1937 гг. территория В. е. включала в себя Устюжский, Никольский, Сольвычегодский, Яренский, Усть-Сысольский уезды. Территория, прилегающая к Вел. Устюгу (первые упоминания города относятся к 1178 и 1218), с кон. XII в. входила в Ростовскую епархию (см. ст. Ярославская епархия ). До включения в состав Московского гос-ва Вел. Устюг в кон. XIII-XIV в. являлся центром земель Ростовского княжества на р. Ваге и в Подвинье и наряду с Гледенским Троицким мон-рем был центром христианизации местного финно-угорского населения. Наиболее полный титул Ростовских архиереев этого времени приводят летописи: в 1396 г. Киевский митр. свт. Киприан «постави Григорья епископа Ростову, и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю, и Устюгу, и Молозе» (ПСРЛ. Т. 26. С. 165). В актах титул Ростовских архиереев был более коротким и изменялся в зависимости от того региона, в к-рый направлялся документ: напр., архиеп. Никандр (1549-66) в грамоте, посланной в Вел. Устюг, имеет титул «Ростовский, Ярославский и Устюжский» (в др. документах - «Ростовский, Ярославский и Белозерский»). В XVI-XVII вв., до открытия В. е., представителями епархиального архиерея в Устюжском крае были архимандриты великоустюжского во имя арх. Михаила мон-ря (основан ок. 1276), осуществлявшие надзор за духовенством и имевшие право освящения храмов. Власть епархиального архиерея осуществлялась в Устюге также через десятинников (упом. с 1436).

http://pravenc.ru/text/150143.html

61. Святители Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим, подвижник Саровский За последние два века, кроме святителя Иннокентия, епископа Иркутского, святостью жизни в особенности прославлены Димитрий, митрополит Ростовский, Митрофан и Тихон, епископы Воронежские, Феодосии, епископ Белгородский, и преподобный Серафим, подвижник Саровский. Святитель Дмитрий, сын сотника Саввы Туптало, родился в Малороссии в 1651 году и учился в Киевской академии, но по случаю военных тревог должен был оставить ее и уже сам доканчивал свое образование. Приняв пострижение в иночество в одном из черниговских монастырей, он вскоре был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, который поручил ему преподавать в своем кафедральном соборе, а через два года после сего он уже так прославился своими проповедями, что Литва и Малороссия спорили о нем, приглашая его к себе в проповедники. На 33-м году жизни святой Димитрий приступил к бессмертному своему труду – составлению Четьих Миней (житий святых на каждый день месяца для чтения в церкви и на дому), которым неуклонно с необыкновенной энергией занимался целых двадцать лет, с 1684 по 1704 год. Оканчивая свой колоссальный труд, он уже занимал кафедру Ростовского митрополита. Здесь доблестный святитель выступил на борьбу с расколом и написал капитальное исследование о главных раскольничьих сектах под заглавием «Розыск о брынской вере». Семь лет архипастырского его служения в Ростове с 1702 по 1709 год представляют непрерывный ряд трудов на пользу пастве: он объезжал свою епархию из края в край и везде учил и проповедовал. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священников, он устроил в Ростове на свои средства училище и был, как отец, близок к своим воспитанникам, которые часто собирались вокруг него и пели составленные им духовные канты. О многих из этих возвышенных песней святителя Димитрия («Иисусе мой прелюбезный», «Вопию к Богу в беде моей», и др.) до сих пор сохраняется память в народе. В 1709 году великий подвижник науки и благополучия скончался во время келейной своей молитвы (его нашли коленопреклонно упавшим пред иконой Спасителя), а через 43 года, в 1752 году обретены были его нетленные мощи, и он причтен к лику святых 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Арсений, архиепископ Ярославский и Ростовский (Верещагин Василий Иванович) Родился 27 января 1736 года в г. Кашине Тверской губернии в семье священника. Образование получил в Тверской и Троицкой духовных семинариях, а затем в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1761 года – учитель риторики в Тверской духовной семинарии. В декабре 1766 года назначен префектом семинарии. 19 февраля 1767 года пострижен в монашество в Желтиковом монастыре, 20 февраля рукоположен во иеродиакона, а 21 апреля – во иеромонаха и назначен настоятелем Малицкого Николаевского монастыря Тверской епархии. 15 октября 1768 года возведен в сан архимандрита Тверского Отроча монастыря и утвержден ректором и учителем богословия Тверской духовной семинарии. 10 августа 1771 года в Санкт-Петербурге в Зимнем дворце в присутствии императрицы Екатерины II переведен во епископа Архангелогородского. 1 апреля 1775 года переведен в Тверскую епархию. С 22 сентября 1783 года – епископ Ростовский. 27 марта 1785 года возведен в сан архиепископа. С 1788 года в связи с переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль стал именоваться архиепископом Ярославским и Ростовским. 8 ноября 1797 года назначен членом Святейшего Синода. Скончался 23 декабря 1799 года. Погребен 23 января 1800 года в Большой церкви Троицкого Калязинского монастыря, против южных пономарских дверей, близ правого клироса. Как духовный воспитатель юношества, владыка Арсений отличался любовью к ученикам и заботливостью об их духовном уровне и материальном благосостоянии. Он стремился развить у воспитанников сознание человеческого достоинства и, не прибегая к суровым мерам наказания, удержать их от дурных поступков. Арсений очень любил поэзию и покровительствовал ученикам, занимавшимся ею. Его назначение на Тверскую кафедру было встречено в Твери с великой радостью, особенно в среде преподавателей и учеников Тверской духовной семинарии, где еще хорошо помнили своего бывшего ректора. Он вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды и сделал для семинарии больше, чем кто-либо из его предшественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Важен каждый человек 19.10.2020 502 Время на чтение 10 минут Самым важным и неожиданным событием этого года в жизни епархии стало назначение на Саратовскую кафедру нового архиерея. Им стал митрополит Игнатий (Депутатов), возглавлявший до этого Вологодскую митрополию. Мы поговорили с владыкой о его жизненном пути и об отношении к различным вопросам современной церковной жизни. —Владыка, позвольте попросить Вас немного рассказать о себе: из какой Вы семьи, кто Ваши родители, где Вы учились? —Родился я в 1977 году в Подмосковье, в семье сельского священника. После окончания школы поступил в Рязанское духовное училище, затем — в Самарскую духовную семинарию, на третий курс. После семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончил ее в 2002 году и был направлен Учебным комитетом в Рязанскую епархию для преподавательской деятельности. Там я принял и монашеский постриг, и священный сан из рук ныне покойного митрополита Рязанского и Касимовского Симона. В Рязани я прослужил около девяти лет: преподавал в семинарии и служил в возрожденном Спасо-Преображенском мужском монастыре — я стал первым игуменом этой обители после ее открытия. В 2011 году меня избрали епископом Шахтинским и Миллеровским, Шахтинская епархия — это территория Ростовской области. А в 2014 году, когда была образована Вологодская митрополия, меня перевели на Вологодскую кафедру, где я и нес служение чуть больше шести лет. В семье нас было четверо детей, и все мои братья тоже стали священниками. —Это такое мощное влияние отца или какие-то были другие причины? —С одной стороны, влияние отца, а с другой — моя мама тоже из священнической династии. Ее предки были священнослужителями на Дону, в Ростовской области. Корни этой династии уходят глубоко в XIX век, это две священнические семьи — Кузьминых и Коробейниковых. Я не так давно занимался изучением этого вопроса, даже нашел фотографию этой большой семьи конца позапрошлого века. Прадеда моего расстреляли в 1937 году в Ростовской области. Его арестовали прямо во время молебна, на глазах у жены и детей. Долгое время семья не знала, что с ним, где он, и только в 2000 году стало известно, что он был расстрелян. Мой дедушка рассказывал, как, уже будучи священником, он получал документы отца, и у него от волнения тряслись руки… Я нашел дело прадеда, читал его — там есть допрос так называемой «тройки» НКВД, приговор. Видно, что дело сфабриковано, что неграмотные люди его писали и что показания подписаны не им. Ужасное было время…

http://ruskline.ru/opp/2020/10/19/vazhen...

Запись монастырская о событиях и посещениях обители разными лицами 1812 года 2 октября принесена была в Варницкий монастырь Колотская явленная икона Божией матери и при ней приехал игумен Иларий с братией того монастыря, которые и имели здесь пребывание до 20 ноября, когда обратно отправились в свою обитель. 1813 года 36 мая принесена в Ростов из Мологи возвращавшаяся в Могилев явленная икона Божией Матери Умиления, которая и в здешний монастырь приносима была по случаю праздника в крестном из города хождении. 1817 г. в феврале месяце был в Ростове и 14 числа в здешнем монастыре Иерусалимский архимандрит Арсений с Иеромонахом и монахом, проживающие в России по Высочайшему дозволению для испрошения подаяния на возобновление храма Гроба Господня, сгоревшего от поджога еретиками в 1808 г. 30 сентября в 9 час. ночи. 1819 г. 18 марта прибыл в сей монастырь для проживания, уволенный от управления епархией, Преосвященный Августин, Епископ Уфимский и Оренбургский и построил на собственный свой кошт деревянные близь святых ворот покои. 1829 года в половине августа монастырь посетил Архиепископ Ярославский и Ростовский Авраам, осмотревший новосозданный храм Введенский. 1832 г. 21 июля был в обители Преосвященный Иона, Митрополит и Экзарх Грузии, уволенный на покой для проживания в С-Петербург Членом в Св. Синоде. 1836 г. посетил Варницкий монастырь Митрополит Московский Филарет в сопровождении наместника Троицкой Лавры; осмотрев соборную церковь и теплую и оставшись доволен осмотром, возвратился в Яковлевский монастырь, куда прибыл для освящения теплого храма во имя св. Иакова. 1837 г. 8 сентября в 3 ч. дня посетил монастырь в первый раз по вступлении на епархию Евгений, Архиепископ Ярославский и Ростовский. 1839 г. в декабре посетил обитель Костромской Преосвященный Епископ Владимир в сопровождении наместника Яковлевского монастыря отца Флавиана. 1840 г. 22 мая посетил Варницкую обитель Высокопреосвященный Евгений, Архиепископ Ярославский и Ростовский в сопровождении эконома архим. Никодима со свитою и совершил Божественную литургию соборно с 4-мя священнослужителями; после литургии посетил настоятеля в его келлии и благоволил обедать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митр. Ярославский и Ростовский Родился 27·IX·1854– в Тульской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тульской Духовной Семинарии. В 1881 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и 15.VIII назначен учителем Раненбургского Духовного училища, а с 7.XII помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. Потеряв после II-мecячhoй супружеской жизни разом жену и сына, он 7.III.1895 года пострижен в монашество и I0.III рукоположен в иеромонаха. 4.ΧII.1886 назначен инспектором Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. 28.II.1888 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской Семинарии. 10.IX.1889 хиротонисан во епископа Киренского, II-ro вик. Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Вениамином Иркутским и Нерчинским и епископом Макарием Селевгинским. С 17.VII.1893 – епископ Тобольский и Сибирский. С 4.Х.1897 – епископ Рижский и Митавский. 6.V.1904 возведен в сан архиепископа. С 13.VIII.1910 – архп. Литовский и Виленский и священно-архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 6.V.1912 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 21.ΧII.1913 архиепископ Ярославский. В апреле 1917 года возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Как один из видных и стойких иерархов, он был избран в постоянные члены Священного Синода при Патриархе. 3 мая 1922 года Свят. Патриарх Тихон, ввиду невозможности самому управлять Русской Церковью , передал ему патриаршее пра­во и патриаршие обязанности. В том же году в конце мая митр. Агафангел лишается физической возможности управлять и Русской Церковью и своей епархией. В завещании от 25 декабря ст.ст. 1924 г. Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители. 5/18 апреля 1926 года митр. Агафангел, возвращаясь в епархию, обратился к духовенству и мирянам с особым посланием, в котором извещал их о своем вступлении в управление Русской Церковью . О том же самом он уведомил 13/26 апреля и митр. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В ноябре 1955 года управляющий Ростовской кафедрой митрополит Вениамин (Федченков) разослал всем настоятелям церквей архипастырское послание с необычным заголовком – «Утешительное слово благочинническому съезду». Вскоре после этого владыку перевели на новую кафедру – в Саратовскую епархию. Уже во второй раз власти реагировали на открытое письменное послание митрополита Вениамина к своей пастве требованием его перевода или увольнения на покой. Еще будучи управляющим Латвийской кафедрой, владыка Вениамин в начале 1951 года распространил по епархии письменное приветствие с заглавием «Вместо поздравления», в котором подробно остановился на вопросе… «мира». «Мир Христов – совсем не земной мир, – писал он в приветствии, – а Божий, Христов, благодатный, мир от Духа Святого, Который и назван Господом Духом Утешителем» . Это послание, а также другие проповеди и речи митрополита Вениамина на данную тему были расценены местным уполномоченным А.А. Сахаровым как «прямые выступления против дела мира» . Он писал в Совет по делам Русской Православной Церкви: «Считаю необходимым, учитывая активизацию антисоветской проповеднической деятельности митрополита Вениамина, вылившуюся в прямое выступление против дела мира, – митрополита Вениамина из Латвийской ССР – удалить» . Причиной такой реакции было то, что в послевоенные годы Советский Союз инициировал широкое международное движение за мир, которое могло помочь выиграть время для того, чтобы компенсировать отставание СССР по военному и экономическому потенциалу от стран Запада. Возможная военная конфронтация с Североатлантическим альянсом, созданным в 1949 году, была крайне несвоевременна и нежелательна, особенно принимая во внимание существовавшую на тот момент ядерную монополию США, для ликвидации которой необходимы были годы. Именно поэтому «для наиболее эффективного использования возможностей международного движения за мир советское руководство инициировало участие в нем Русской Церкви, тем более что идеология этого движения вполне гармонировала с православным вероучением, осуждающим насилие» .

http://bogoslov.ru/article/3099477

Скачать epub pdf При изучении общей и церковной истории, останавливая свое внимание, в каждом её периоде, на отдельных деятелях, ищешь преимущественно наиболее значительных по их духовной направленности, по доброй устремленности их просвещенной деятельности, по пользе, принесенной ими Церкви и Отечеству. В переломном XVIII веке, особливо имевшем наряду с хорошими и дурные стороны, с особенным благоговением склоняешься молитвенно перед прославленными Церковью архипастырями Митрофаном Воронежским , Димитрием Ростовским , Иоанном Тобольским , Иннокентием Иркутским, Иоасафом Белгородским и Тихоном Задонским . Нельзя не преклониться и перед гораздо менее известными четырьмя иерархами, облик и деятельность которых посильно обрисованы ниже. В тот год, когда царь Петр I совершал свое первое заграничное путешествие, древнюю новгородскую епархию возглавил митрополит Иов . Деятельность этого архипастыря, крепко корнями вросшего в родную почву, во многом отвечала преобразовательным планам государя. По отзыву изследователей богословского знания, владыка Иов был «одним из выдающихся русских иерархов, талантливых самородков Петровского времени». («Полный правосл. богословский энцикл. словарь»). Принадлежа к духовному званию, он родился в с. Катунках, балахнинского у., нижегородской губ.; постриг принял в молодости в Троице-Сергиевом монастыре. В нем приобрел Иов начитанность, которой отличался впоследствии. Состоял он архимандритом сначала Высокопетровского м. в Москве, с 1694 г. родной Сергиевой обители. Отличаясь большою скромностью, он неохотно принял поставление его в 1697 г. патриархом Адрианом митрополитом новгородским. В 1699 г. им перенесены были в Софиевский собор св. мощи первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина. Митр. Иов был тесно связан с светочем Русской Церкви, малороссом митрополитом Ростовским св. Димитрием. Историк С. М. Соловьев , воскрешая память обоих, пишет: «Были в Рос сии два архиерея, два человека с различными характерами, подававшие друг другу руки и стремившиеся к одной святой цели, несмотря на трудности времени... Первый был Иов, митрополит Новгорода Великого, мало известный как писатель, отличавшийся практическою деятельностью, но хорошо понимавший необходимость образования для духовенства».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Текут времена и лета во мгновении ока, Солнце скоро шествует к западу с востока. Приидите людии в вере просвещении, Грядите во святый храм кротцы и смирении. Молитву прилежно к Богу воссылайте, На сие писание умильно взирайте. (Из эпитафии Стефана Яворского на гробнице св. Димитрия). Ростовский ставропигиальный первоклассный Спасо–Яковлевский Дмитриев монастырь находится в западном конце Ростова, на берегу озера Неро или Каово. Этот монастырь прежде носил название Зачатьевского по первоначальному деревянному храму, устроенному во имя зачатия св. Анны. Основание же монастырю положил св. Иаков, епископ Ростовский, в конце XIV века. Согласно указаниям летописей, св. Иаков был рукоположен во епископа Ростовского митрополитом Пименом около 1385 года, после епископа Матфея; между тем, местное рукописное сказание говорит, что он был епископом Ростовским после епископа Арсения, в миру Ростовского князя Семена Луговского-Гривы. До этого времени св. Иаков был игуменом маленького монастыря, находящегося в Ростовском уезде, где теперь погост Копыри 1 . Если верить этому сказанию, то спустя 2 ½ месяца после Мамаева побоища, а именно 20-го ноября 1380 г., близ села Деболь и Скнятинова, в древнем городке, обмываемом рекой Сарой 2 , при монастыре св. Марии, происходил съезд Ростовских князей, на котором обсуждались следствия Куликовской битвы, касавшиеся уделов, а вместе с тем происходил и выбор преемника оставившему епархию, Ростовскому епископу Арсению. По предложению Ростовского князя Федора Андреевича Щепина (или князя Андрея Федоровича) Ростовским епископом был избран настоятель обители Копырей св. Иаков. Во время управления своей паствой, св. Иаков много боролся с разными ересями; особенно же восставал он против иконоборства, проповедуемого неким Маркианином, который, благодаря энергии святителя, вскоре был изгнан из Ростова. Рукописные жития передают следующее обстоятельство из жизни св. Иаков, послужившее причиной основания Яковлевского монастыря. Одна из ростовских фрин успела почему-то своим поведением вооружить против себя Ростовского князя Александра Константиновича. Застигнутая однажды на месте преступления и осужденная на смерть, она припала к ногам святителя, умоляя спасти ее от казни. Св. Иаков, следуя примеру Иисуса Христа, велел бросить в нее первый камень тому, кто считал себя безгрешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Расширение Московской митрополии и ее епархии К оглавлению По разделении Русской Церкви на две митрополии за Московскою митрополиею остались только те епархии, которые находились во владениях Московского, или собственно Русского, государства. Это были кроме митрополичьей, Московско-Владимирской, следующие восемь епархий: Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. С течением времени Московская митрополия более и более расширяла свои пределы: частию чрез распространение святой веры в самой России, на северных ее окраинах, в епархиях, уже существовавших,— Пермской и Новгородской, а частию чрез распространение святой веры в новых областях, какие приобретала Россия своим оружием на востоке и западе, чрез учреждение в них новых епархий и чрез возвращение прежних. Святой Стефан, просветитель и первый епископ Перми, положил в ней прочные основания христианства. Но епархия его обнимала одну так называвшуюся Старую Пермь и вообще селения зырян, лежавшие по рекам Вычегде и Выми, в нынешних уездах Сольвычегодском, Яренском, Усть-Сысольском и отчасти Мезенском. А Великая Пермь, простиравшаяся по рекам Вишере, Каме и Чусовой в нынешних уездах Чердынском, Соликамском и отчасти Верхотурском и Оханском, оставалась еще в язычестве . Не сохранилось известий о первых двух преемниках святого Стефана, Исаакии и Герасиме, продолжали ли они распространять веру между племенами зырянскими или заботились только охранить и утвердить то, что сделано Стефаном . Но два последующие Пермские епископа, Питирим и Иона, оставили о себе память и своими благовестническими подвигами. Первый, известный уже нам как составитель канона святителю Московскому Алексию и краткого жития его, часто обозревая свою обширную епархию и преодолевая бесчисленные препятствия, успел обратить к святой вере вогуличей, кочевавших по притокам Печоры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010