Багалея – о Северской земле, г. Андриашева о Волынской земле, г. Голубовского о Смоленской земле, г. Грушевского о Киевской земле, г. Молчановскаго о Подольской земле и в самое последнее время г. Ляскоронскаго о Переяславской земле. Видимо, что и первоначальное деление России на епархи, в соответствии с делением на уделы, применялось к этнографическим условиям. Укажем в пример первоначальные северо-восточные епархии. Новгородскую составили северные славянские племена ильменских славян с кривичами; затем первые двинулись на север и подчинили себе тамошние финские племена; вместе с движением их расширилась и церковная область новгородскаго владыки; земли кривичей образовали особую Смоленскую епархию; юго-восточные соседние славянские племена северян, родимичей и вятичей образовали Черниговскую епархию; вятичи по соседству объединились с финскими племенами мещерой и муромой и вместе с ними выделились в особую епархию Муромо-Рязанскую; два чисто славянских племени северян и родимечей остались в территории прежней Черниговской епархии. Интересно знать, как сказалось на верованиях и нравах муромо-рязанской паствы смешение славянского племени с финским. Известно одно, что инородцы упорно не хотели знать христианства, даже в XVII в. при Мисаиле; несомненно и то, что верования черниговской паствы были чище верований рязанской. Чисто финские племена, составившие Ростовскую епархию, оказались не особенно восприимчивыми к усвоению христианских понятий. С развитием государственности, конечно, всюду стали слабеть этнографические начала, тем не менее в истории епархиального устройства они, видимо, долго идут в параллели с государственными началами. Открытая в 1383 году Великопермская епархия представляет собой особую церковную этнографическую единцу; начальная Казанская и Астраханская тоже; позже состав Вятской епархии скорее имел этнографическую связь; по этнографическим условиям и Сибирь удобнее было ведать вологодскому архиерею, управлявшему Пермью, примыкавшей к сибирским инородцам; наконец область украинной Белогородской епархии выделена едва ли не на основании этнографических особенностей; тоже нужно сказать о Нижегородской и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

2. Епархиальному архиерею Урюпинской епархии иметь титул «Урюпинский и Новоаннинский». 3. Епископом Урюпинским и Новоаннинским избрать игумена Елисея (Фомкина), клирика Волгоградской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Елисея (Фомкина) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 4. Образовать в административных границах Быковского, Иловлинского, Калачевского, Клетского, Котельниковского, Ленинского, Николаевского, Октябрьского, Палласовского, Светлоярского, Среднеахтубинского, Старополтавского, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, — Калачевскую епархию, выделив ее из состава Волгоградской епархии. 5. Епархиальному архиерею Калачевской епархии иметь титул «Калачевский и Палласовский». 6. Временное управление Калачевской епархией поручить митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману. 7. Образовать в пределах Волгоградской области Волгоградскую митрополию, включающую в себя Волгоградскую, Калачевскую и Урюпинскую епархии. 8. Главой Волгоградской митрополии назначить Преосвященного Волгоградского и Камышинского Германа.   ЖУРНАЛ 5 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона с предложением об образовании новой епархии в Ярославской области. Справка: Митрополит Пантелеимон обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с предложением об образовании новой епархии в Ярославской области. Постановили: 1. Образовать в границах Большесельского, Борисоглебского, Брейтовского, Даниловского, Любимского, Мышкинского, Некоузского, Первомайского (Пречистенского), Пошехонского, Рыбинского, Тутаевского и Угличского благочиний Ярославской епархии, — Рыбинскую епархию, выделив ее из состава Ярославской епархии. 2. Епархиальному архиерею Рыбинской епархии иметь титул «Рыбинский и Угличский». 3. Епископом Рыбинским и Угличским быть Преосвященному Рыбинскому Вениамину, викарию Ярославской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/2080949.ht...

К 40-м гг. XVII в. в состав В. е. входили Сольвычегодский, Яренский уезды и часть Мезенского у., Чердынский, Соликамский и Кайгородский уезды, вотчины бояр Строгановых, Пыскорского Преображенского и Иоанно-Богословского мон-рей и Вологда с уездом. В 1647 г. вотчины Строгановых и Пыскорского мон-ря поступили в Патриаршую область. В 1658 г. новоучрежденной Вятской и Великопермской епархии из В. е. перешли города Вел. Пермь-Чердынь и Соль Камская. Взамен Вологодскому архиерею были пожалованы Устюжский и Тотемский уезды, Белозерье, Чарондская округа и Пошехонский у., к-рый между тем оставался в составе В. е. до 1676 г., затем был возвращен Ростовской епархии. Соборным определением 30 июня 1676 г. из В. е. в Вятскую епархию был передан Яренский у. с Усть-Вымью. В 1682 г. часть территории В. е. отошла новоучрежденной Великоустюжской епархии , первоначально включавшей Устюжский, Сольвычегодский, Тотемский уезды и часть Никольского, впосл. к ней был присоединен Яренский у. с Усть-Вымью. В марте 1682 г. новоучрежденной Холмогорской и Важской епархии отошли Вельский у. и сев. часть Тотемского у. (возвращены Вологодской кафедре в 1788). В 1749 г. в Костромскую епархию был включен Никольский у., в 1788 г. возвращенный Вологодскому архиерею. В 1780 г. было создано Вологодское наместничество, в 1796 г. преобразованное в губернию (в ее состав вошли Вологда, Вельск, Тотьма, Грязовец, Кадников, Устюг Вел., Сольвычегодск, Лальск, Никольск, Красноборск, Усть-Сысольск, Яренск с уездами). В посл. десятилетия XVIII в. границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний. Ряд территорий В. е., оказавшихся в Костромской, Тверской, Новгородской, Архангельской губерниях, перешли соответствующим епархиям, в частности города Белозерск, Кириллов, Череповец с уездами были возвращены Новгородской кафедре. В 1788 г. упраздненная Великоустюжская епархия вместе с зырянскими землями присоединилась к В. е. Т. о. определились границы В. е. в пределах Вологодского, Грязовецкого, Кадниковского, Тотемского, Никольского, Вельского, Устюжского, Сольвычегодского, Яренского и Усть-Сысольского уездов, сохранявшиеся до 1918 г. В 1900 г. В. е. занимала территорию площадью 354 тыс. кв. верст. На рубеже 1918-1919 гг. в связи с образованием Северо-Двинской губ. из В. е. была выделена Великоустюжская епархия (существовала до 1937).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Скорее всего на церкви не поводились обмеры и инженерное обследование специалистами по реставрации, кроме того сегодня нигде не ставится задача восстановления старых калориферных систем ввиду их существенных недостатков. Комментарии и обсуждение Укажите пожалуйста фамилию священника Димитрия. Спасибо. 12 февраля 2014. Не указаны самые первые организаторы восстановления церкви. Это Козодаева Анна Григорьевна, которая подготовила списки прихожан желающих восстановления и реставрации церкви. Также активно участвовал водитель Тищенко Николай со своим автомобилем, который возил в Лискинскую и Воронежскую епархию для регистрации общества верующих. В дальнейшем была собрана группа энтузиастов и аппарат управления. 16 июня 2014. « Реставрация храма началась в 1990 году при непосредственном участии и руководстве таких людей как Королёва Анастасия Фёдоровна, Анисимова Нина Терентьевна, Дровянникова Анна Григорьевна, Титова Елена Васильевна, Шабанов Алексей Григорьевич. В восстановлении храма также оказывали помощь все предприятия.» В этой статье неправильно указаны личности осуществляющие начало работ по восстановлению церкви - храмя Дмитьрия Ростовского в Нижнем Кисляе !!!! А начиналось оно так : Инициатором этого начинания была Козодаева Анна Григорьевна , совместно с Королёвой Анастасией и Дровянниковой Анной Григорьевной осуществляли подворнвый обхож жителей Нижнего Кисляя и готовили список желающих открыиттия церкви , и когда был составлен список желающих общества верующих, зарегестрировано было в еапархии Лиски и Воронежа !!!!!!! Транспортные услуги совершал член этого общества Тищенко Николай на своих личных жигулях и своих средствах заправки перевозил инициаторов на безвозмездной основе и бескорыстие не считаясь со своими затратами на бензин и время !!! В последствии , когда общество было зарегестириовано и принято епархией к исполнению, начали подключаться и другте добровольцы помошники Шабанов Алексей Григорьевич и Титова Елена Васильевна и уже когда начались реставрационные работы и завезли материалы и видя что это дело начинает развивать обороты подключились и другие желающие оказывать помощь в возрождении храма такие как Анисимова Нина Тереньтьевна и Трохина Тамара Владимировна И её сын тоже овазывал посильную помощь в реставрации !! В процессе строительства и произошёл конфликт между Козодаевой Анной Григорьевной и вновь вступившей в общество Анисимовой Ниной Терентьевной и в результате этого Козодаева Анна Григорьевна, из за несправедливости прекратила сою деятельность в этом благородном деле !!

http://sobory.ru/article/?object=15678

Послах Фаетона и других в 39 слове Назианзена поминаемых басней толкование, да бороду капитонскую плюнуть. О брадех две тетради одну тебе, другую Федору Поликарповичу. А тетради тыя приложити во вторую часть Розыска в статью первую пред окончанием статьи той. За св. Ефросина челом. 1535 Ефросин св. свят, а аллилуйя его не мню быти свято. Разве кто невежа имеет веру таковой лже. Я не стану об аллилуиа писать; довольно в Увете. Дошла ли борода? Пармен кланяется. 1536 Розыск был закончен в марте 1709 года. 1537 Об этом святитель пишет к Феологу: «Зерцало безъименнаго творца выслушах, велел преписать: а книжица та воистинну благопотребна, великое раскольником обличение и постыждение. Когда бы та книжица прилучилася мне прежде написания моей, много бых от нея почерпнул. Я свою помощью Божиею окончих. Книгописец жив – стану к нему писать, аще же умре, стану его поминать. 1538 Почистив, достойно на свет его книгу произвести. Писцы ленивые переписывают, авось кончут к Воскресению Христову. Первая полнее, что у вас, возврати». 1539 Укажем еще два письма к Феологу (без дат), в которых также упоминается о Розыске: Писцы книжицы моего о капитонех Розыска ленятся, посылаю часть. О творце Зерцала скажите. Третью часть розыска к Троице чаю. 1540 О чистилище Римском и о мытарствах много писать опасаюся: наши себе противоречат. Наскучило о расколе. Думаю о толковании евангелия и летописце. Книжица Пармена послана. 1541 Причину и цель своего сочинения святитель объясняет нам в предисловии. «Моему убо смирению, ему же препростый народ в паству вверися, надлежит простыми словесы увещание простерти ко уклоняющимся в раскольническое заблуждение. Посла бо мене Христос... благовестити не в премудрости слова. С другой стороны книги Жезл и Увет в Ростове редки и к тому усердно истребляются. Того ради краткую сию книжицу по должности моей написах: находящим бо волком на стадо, не подобает пастырю сном одержиму быти. Должность архиерейская не молчати, но защищати честь таинства повелевает». Нельзя ограничиться одними устными проповедями: «Не довлеет нашему смирению к вам, о возлюбленнии, самыми токмо устными словесы беседу простирати, но и писание полезная беседовати подобает... Яже убо усты глаголю и ихже вы поучаю, то судих и писанию предати и в епархию послати». 1542

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда Димитрий Савич взошёл на Ростовскую кафедру в 1701 г., он был вынужден оставить «учёную тишину киевских монастырей» 766 , погрузившись в заботы о пастве, «да не едина овца похищена будет адским зверем, да ни едина овца претворится в козлище, но паче из козлищ да претворятся в овцы» 767 . Естественно, что новый владыка не начинал с чистого листа, но опирался на опыт предшественников. Митр. Димитрий Ростовский был одним из первых малорусских архиереев, который был поставлен на епархию в Великороссии. За ним стояла мощная могилянская традиция, насчитывавшая более полувека решительного преобразования религиозной жизни западнорусских земель. Такие столпы Киевской митрополии второй половины XVII в. как Лазарь Баранович и Варлаам Ясинский были непосредственными учителями и наставниками владыки Димитрия. С другой стороны, Димитрию Савичу в Ростове предстояло стать продолжателем традиций своих великорусских предшественников, способствовавших тому, что в Ростово-Ярославской земле с середины XVII столетия отмечался рост религиозного чувства в народе 768 . Далее мы рассмотрим взгляды митр. Димитрия на место церковных таинств Исповеди (и шире – духовничества как феномена) и Причастия в церковной жизни и постараемся выяснить, какие реалии современного мира нашли отражение во взглядах Ростовского владыки. 3.1. Духовничество и таинство Покаяния Институт духовничества на Руси и его кризис во вт. пол. XVII в. − духовничество и таинство Покаяния в могилянской традиции XVII в. − митр. Димитрия о духовниках и таинстве Покаяния в поучениях и посланиях − сравнение воззрений митр. Димитрия с старообрядческой, великорусской и могилянской традициями − сопоставление взглядов митр. Димитрия Ростовского и митр. Иона Сысоевича Для понимания воззрения митр. Димитрия Ростовского на духовничество необходимо прежде вкратце рассмотреть вопросы, связанные с кризисом русского духовничества в XVII в. и могилянской традиции отношения к священству. В XV−XVI вв. в русских землях сложилась модель духовничества, построенная по образцу монастырского старчества. Это было обусловлено как свойственной восточному христианству тесной связи тайной исповеди и монашества 769 , так и тому особому авторитету, которым пользовалось иночество в Средневековой Руси 770 . Священник, принимающий исповедь у христианина и являющийся его наставником в духовной жизни именовался духовником или духовным отцом, кающийся – его духовным чадом, духовник и все исповедующиеся у него лица вместе именовались «покаяльной семьей», взаимоотношения внутри которой определялись не столько канонами, сколько традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тем более искаженной является ссылка на журнал того же заседания Священного Синода, в котором будто бы утверждается, что Московский Патриархат намеревается «принять в свою юрисдикцию всякого священника, зависящего от экзархата, не требуя от него отпускной грамоты». В данном журнале речь идет о направлении на служение в Корсунскую епархию клирика Ростовской епархии Русской Православной Церкви, ранее находившегося под запрещением и без соизволения Священноначалия покинувшего пределы своей епархии. Относительно принятых в Экзархат клириков Сурожской епархии можно лишь вновь повторить, что они никогда не были законным образом отпущены из своей епархии, что в свое время было подробно изложено в письме архиепископа Корсунского Иннокентия архиепископу Команскому Гавриилу. В отношении же самого епископа Василия (Осборна) можно лишь отметить, что руководство Экзархата прибегает к спорной и недостаточно обоснованной теории о правах Константинопольского Патриархата, которую не разделяет вся полнота Православной Церкви. Этот вопрос подлежит обсуждению на высшем иерархическом уровне Константинопольского и Московского Патриархата. Протоиерей Георгий Ашков, о котором также упоминается в сообщении совета Экзархата, был в свое время принят руководством Экзархата без отпускной грамоты, лишь на основании документа о его увольнении за штат Московской епархии . В связи с этим архиепископу Команскому Гавриилу было направлено письмо соответствующего содержания со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви. Незаконность действий руководства Экзархата была отмечена Священным Синодом Русской Православной Церкви, который затем счел возможным урегулировать положение данного клирика, поскольку в данном случае со стороны архиепископа Команского Гавриила был, наконец, получен подобающий запрос. В заключение, относительно священника Мирона Богуцкого, приветствуя его желание вернуться из раскола, следует заметить, что нормы церковных отношений требуют, чтобы, придя к покаянию, он обратился к Священноначалию той Церкви, от которой откололся, дабы урегулировать свое каноническое состояние. Допущение до служения клирика, исшедшего из «Киевского патриархата», и, более того, признание приобретенного им в расколе «протоиерейства» (что следует из списков, опубликованных на официальном сайте Экзархата), без предварительного обращения к Священноначалию Русской Православной Церкви, никак не соответствует этим нормам. В суждениях же о причинах запрета священника Мирона нельзя опираться лишь на свидетельство самого запрещенного священнослужителя, которое по понятным причинам может не вполне совпадать с истиной. Официальный сайт Корсунской епархии /Патриархия.ru   Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203799...

Надо отметить, что во избежание нареканий преосвященный приказал все возможное для питания свиты взять с собой, а приношения от жителей принимать только за деньги. Он даже отказывался от званных обедов, чтобы не быть никому и ничем обязанным. В этом путешествии преосвящ. Евгений, по его выражению, " работал без отдыху, до упаду, но приехал здоров " . В следующем 1829 г. архипастырь завершал обозрение епархии посещением Березовского края. Это путешествие оказалось наиболее опасным. Совершалось оно по воде, и однажды путешественники едва не погибли от сильной бури. Только усердная молитва преосвящ. Евгения спасла их. В другой раз преосвященный идя берегом реки чуть не попал в капкан для оленя. Уже в 5-6 шагах от капкана его остановил один из иноверцев. Об этом случае (как Господь сохранил ему жизнь) преосвященный вспоминал всегда. Результаты обзора епархии Евгений подробно изложил Св. Синоду. Он очень болезновал об отсталости новокрещенных своей епархии и был несказанно рад приезду первого представителя миссии архим. Макария . Архипастырь радовался всему, что способствовало утверждению христианской веры. Рязанский архиепископ 1 августа 1831 г. архиеп. Евгений переведен на Рязанскую кафедру . Направление деятельности преосвященного в Рязани было тоже, что и в Тобольске. В этот период он был членом комиссии по обследованию чудес от гроба святителя Митрофана Воронежского . Но здоровье преосвященного было уже значительно подорвано, особенно плохо было со зрением. Поэтому он не раз уже в неофициальных письмах заговаривал о покое. По этому вопросу он вел переписку с Московским митр. Филаретом , советы и наставления которого очень ценил. Митр. Филарет, в свою очередь, со вниманием относился к архиеп. Евгению, искал с ним встречи и приглашал его в Москву на консультацию к своему врачу. Евгений не решался ехать. Однако ехать ему пришлось совершенно неожиданно. Ярославская кафедра 8 мая 1837 г. последовал перевод его на Ярославскую кафедру . Переезд в Ярославскую епархию совершался через Москву . Сразу же по приезде в Москву архиеп. Евгений отправился к митр. Филарету . С большой радостью встретились два святителя и несколько дней провели во взаимно полезных беседах. И в дальнейшем они поддерживали между собою постоянную связь путем переписки. Митр. Филарет своими советами и наставлениями помогал Евгению перенести те искушения, которые встретили его в Ростовской епархии.

http://drevo-info.ru/articles/13505.html

во еп. Тобольского и Тюменского. Димитрий (Локотко) в 1924 г. упом. как еп. Тюменский; с 1927 г. под арестом и в ссылке; более на епархию не возвращался; † в 60-х гг. Димитрий (Любимов) 30.12.1925 хирот. во еп. Гдовского, вик. Ленинградской епархии; с дек. 1927 г. епархией не управ.; с 1929 г. в заключении; † после 1937 г. Димитрий (Маган) 11.06.1942 хирот. во еп. Днепропетровского и Запорожского; с дек. 1943 г. управ. Донецкой епархией; по окончании Великой Отечественной войны в эмиграции; † 1.04.1970. Димитрий (Поспелов) 24.09.1923 хирот. во еп. Темниковского, вик. Тамбовской епархии; с 1926 г. в заключении; с 27.06.1934 еп. Яранский; с 20.02.1936 еп. Скопинский; с 1936 г. на покое; † 8.12.1952. Димитрий (Сперовский) с 17.06.1917 на покое (б. еп. Рязанский); с 1919 г. архиеп. Старорусский; † 1921. Дионисий (Валединский) с 21.04.1913 еп. Кременецкий, вик. Волынской епархии; с 1919 г. в эмиграции; с 1922 г. архиеп. Волынский и Кременецкий ПАЦ; с 27.02.1923 митр. Варшавский; с 22.06.1948 принят в общение с РПЦ; † 15.03.1960. Дионисий (Дьяченко) 7.12.1947 г. хирот. во еп. Питсбургского и Западной Вирджинии; с 17.12.1956 еп. Чикагский; с 5.01.1957 воссоединился с РПЦ, назначен еп. Нью-Йоркским; с 1957 г. в сане архиепископа; с 14.12.1958 архиеп. Сан-Францисский и Калифорнийский; с 1960 г. на покое; † 12.09.1967. Дионисий (Лукин) 20.03.1966 хирот. во еп. Роттердамского, вик. Брюссельской епархии; с 18.08.1972 на покое; † 23.02.1976. Дионисий (Прозоровский) с 16.12.1916 еп. Кустанайский; с 1922 г. еп. Челябинский; 1924–1925 в заключении; с 1926 г. еп. Оренбургский; с 29.11.1928 архиеп. Феодосийский, вик. Таврической епархии; с 25.06.1930 архиеп. Иркутский; с 16.06.1933 на покое; с 3.09.1933 архиеп. Минусинский; с 3.01.1934 архиеп. Ачинский и Минусинский; с 3.05.1934 архиеп. Уфимский; с янв. 1936 г. архиеп. Ростовский (на Дону); с 1936 г. в заключении. Дионисий (Сосновский) с 13.11.1914 еп. Измаильский, вик. Кишиневской епархии; убит в 1918 г. Дометиан (Горохов) 1.08.1928 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Впрочем и почившего архипастыря, благодетеля моего, и вашим примером, и своею верою убеждаюсь преклониться под крепкую руку Божию». Последствием этой переписки было то, что преосвящ. Леонид оставлен был на своей Дмитровской кафедре; а на Нижегородскую епархию, откуда 21-го января 1869 г. переведен был архиепископ Нектарий на кафедру Харьковскую, перемещен епископ Уфимский Филарет. На письмо преосвящ. Леонида я отвечал от 7-го апреля: «Чтò скажу вам о вашей корреспонденции по поводу Нижегородской кафедры? Прежде всего сердечно поздравляю вас с высоким вниманием благостнейшего монарха, вами однако ж вполне заслуженным. Ваш отзыв я признаю вполне основательным и соответствующим вашим личным обстоятельствам. Прежде давал я вам братский совет не оставлять Москвы, основываясь на одном лишь наблюдении, и притом кратковременном и случайном, над обстоятельствами жизни провинциальных архиереев; а теперь подтверждаю то же, утверждаясь на собственном, двух с половиной летнем опыте! Если бы вы (буду говорить вам прямую истину), при вашем болезненном состоянии, при вашем пылком характере и при вашей впечатлительной натуре, поставлены были в моих обстоятельствах: думаю, что вы не выдержали бы тех огорчений и затруднений, какие суждено испытать мне в течение двух с половиною лет. Разве только всемощная Божественная благодать, по вашей крепкой и горячей вере, сохранила бы и укрепила вашу жизнь и ваши силы. Чтобы дать вам хотя некоторое понятие о моем служебном положении, я сообщу вам несколько слов из одного письма, полученного мною в начале текущего года из Петербурга от одного благорасположенного ко мне лица. Вот что между прочим, пишут мне: «Поверьте, преосвященнейший владыка, что ваша заботливость и ваша деятельность ценятся во всей полноте их достоинства; не оставляется без надлежащей оценки и злоба, которую они возбуждают во врагах православия и России; и если сообщаются на усмотрение ваше доносы, внушаемые сей злобой, то вовсе не из веры к клеветам, в них содержащимся, а из желания не оставлять сии клеветы в безызвестности от вас и для представления вам случая обличать их лживость и обнаруживать тех, от кого они исходят».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010