– Во вторую я перевел из первой какую-то мысль с ее семейством. Вот вам и все о празднике моем, после которого я понимаю, чтò значит благодарное к Богу и к ближним чувство приемлющего награду нравственную, в едином гласе от многих сердец выраженную. Я очень доволен, что я ничем не способствовал, ничем и не препятствовал этому празднику. И совесть чиста для чистой радости, и никто не огорчен в своем благорасположении моим противодействием, которое (если бы я обнаружил его) принято было бы за угловатое жеманство, или грубое лицемерие. Вы видите в этих именах все, чтò есть самого независимого по положению, состоянию и мнению своему в Москве. Придайте Моск. Д. Академию, которая не состоит со мною даже ни в паутинных служебных отношениях, да еще Горный институт, коего адрес я получил тому два дня. К книжечке о 25 и 26 апреля я присоединил и экземпляр этого адреса, который прислан мне в бархатном синем переплете с изящными золотыми надписями и с подписями начальства, членов совета, профессоров, преподавателей, служащих. Помолитесь, чтобы я сумел возблагодарить Господа и чтобы не поставил меня за сие с теми, которым скажет: восприяли есте благая в животе вашем. За вызов описать пребывание в Петербурге я очень вам благодарен. Жаль, что по давности память откажет мне в последовательности и подробности. Только, если сумею это сделать, то не иначе, как по водворении в Петровском-Разумовском, куда надеюсь перебраться в воскресенье (26-го мая); погода хочет, кажется, поправляться. Статью о пребывании Государя Императора в Москве (в январе) можете прочитать и возвратить. Другой экземпляр взят у меня, кажется, для двора, а здесь многие хотят читать. Или пошлю его к вам, или подожду ваших соображений: когда вы выедете в епархию и надолго ли, чтобы напрасно рукопись не лежала. Прекрасные четки ваши употребил немедленно и приношу вам искреннюю благодарность: вашу молитвенную силу да передадут они мне по любви, с которою мне вручаете их. Ваш пояс «бархат ал, шит золотом» ношу в праздники зимним временем.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

«Думал я сегодня, на утренней заре, ехать с Угреши, где провел три ночи, в Москву, для совершения литургии в Успенском соборе: но, получив известие, что там служить угодно преосвященному Можайскому, остаюсь здесь еще на несколько часов и из них хочу отнять часть на беседу с вами. Вот уже три месяца прошло, кик вступил новый архипастырь на кафедру Платона и Филарета, и почти три месяца, как я пользуюсь полуотдыхом после полугодовых «севастопольских подвигов». Утвердив главную квартиру в Петровском-Разумовском, я простирался в разные стороны, и к западу – на Сторòжи, и к северу – в Лавру, но чаще – к юго-востоку – на Угрешу. Владыка дал к тому удобство, начав принимать доклады от Дмитровского по вторникам, от Можайского по пятницам. Конечно доклады продолжительнее: но думаю, что не только для удобства викариев, но и для дела это лучше. В Москве приходится бывать очень часто; но езда не продолжительна и не скучна, а в городе я провожу лишь столько времени, сколько необходимо для дела, дорожа каждой минутой. Не знаю, буду ли жив завтра и чтò мне предстоит. Владыка получил указ, вызывающий его в Петербург к декабрю... Впрочем только бы помог Господь Бог, а стòит послужить архипастырю так, чтобы в отсутствии он мог быть покоен за епархию и без развлечения предаться делам, которые он задумал. Да подаст ему Господь силы духа и тела! Теперь он в Лавре и скоро поедет по епархии. Брат и сестры, а также и здешний хозяин мой о. архим. Пимен просят вашего благословения. Сестра Ушакова провела с пользой и удовольствием все лето в Гапсале для морских купаний. Другие две – на своей даче; брат в переездах по Москве и окрестностям с сельскохозяйственными целями. Сегодня день отъезда вашего: помните ли вы, а мы никогда не забываем, и надеюсь не забудем». Отвечал ли я и чтò отвечал на это письмо моего друга, не помню. Между тем получаю от него новое письмо от 7-го октября: «Дня за три до дня св. Саввы Вишерского, – писал мне преосвященный, – выехал я за город, где должно было мне пробыть одну ночь: но случилось провести вне Москвы несколько дней, в том числе и Саввин. Уже на второй или третий день после того мы поздравили друг друга с дорогим витебским нашим именинником. Милые звенигородские трущобы таковы, что из них не только телеграммы, едва ли и письма ходят.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Поддержал «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия. 30 мая 1928 г. в качестве члена Временного Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя подписал постановление о преодолении административного разрыва с высшей церковной властью Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) и группы возглавляемых им епископов. 29 нояб. 1928 г. назначен архиепископом Феодосийским, викарием и, видимо, временным управляющим Крымской епархией. С янв. 1929 г. жил в Феодосии. 25 июня 1930 г. Д. был назначен архиепископом Иркутским. Сумел частично восстановить в епархии церковную жизнь, сильно пострадавшую от гонений в предшествовавшие годы, при нек-рых храмах Иркутска были созданы правосл. сестричества, организован сбор помощи ссыльному духовенству. В февр. 1933 г. арестован вместе с 11 иркутскими священнослужителями по обвинению в «организованной контрреволюционной деятельности среди верующих масс». 16 июня в связи с арестом освобожден от управления епархией и уволен на покой. 22 авг. особое совещание при Коллегии ОГПУ, рассмотрев составленное в Постоянном представительстве ОГПУ в Восточно-Сибирском крае следственное дело, вынесло решение об освобождении Д. и др. арестованных, зачтя им в наказание предварительное заключение. По некоторым данным, в сент. был назначен на Минусинскую кафедру, но в должность, очевидно, не вступил, т. к. до дек. того же года проживал в Иркутске. С янв. 1934 г. архиепископ Ачинский, с мая того же года архиепископ Уфимский. Оставил о себе память как добрый, отзывчивый, бесхитростный человек и заботливый архипастырь. В янв. 1936 г. назначен архиепископом Ростовским и Азовским. Посетив предварительно в Москве митр. Сергия, прибыл в епархию и поселился у сестры в пос. Батайск. Однако органы местной власти отказали Д. в прописке, и он был вынужден выехать в Москву к митр. Сергию за новым назначением. 26 февр. во время проводов в Ростове-на-Дону сообщил присутствовавшим о причинах своего отъезда из епархии и призвал отстаивать права верующих в установленном законом порядке. Вернувшись в Ростов-на-Дону, 15 марта 1936 г. был арестован органами УНКВД Азово-Черноморского края по обвинению в «активной контрреволюционной агитации и пропаганде». 16 июля того же года Специальной судебной коллегией Азово-Черноморского краевого суда приговорен к 3 годам заключения. Отбывал срок в тюрьме г. Новочеркасска, с марта 1937 г.- в лагере для инвалидов под Томском.

http://pravenc.ru/text/178402.html

Кроме того, была известна его более мягкая, в сравнении с основной массой староцерковного духовенства, позиция по отношению к обновленчеству. Протоиерей Николай посильно способствовал организации переговоров на епархиальном уровне с лидерами обновленчества. Особенно активно эта работа проводилась в 1925 г. О содержании беседы в ГПУ 4 февраля отец Николай доложил временно управлявшему епархией епископу Шлиссельбургскому Григорию (Лебедеву). 5 марта 1926 г. «в виду неразрешения острого кризиса на месте» протоиерей Николай Чуков письменно сообщил обстоятельства этого дела Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию. Необходимым условием легализации церковных структур протоиерей признавал проведение приемлемой для властей кадровой политики в церковном управлении: «Пока ее (легализации) не будет, мы всегда будем под угрозой всяческих репрессий и подозрений, совершенно естественных вследствие конспиративности управления. А легализации не будет, пока во главе епархий не будут стоять лица, приемлемые для власти/при полной почтенности их вообще/. Но как это осуществить? Мне думается, что нам совершенно необходим настоящий правящий Митрополит, авторитетный для всех, который повел бы церковную жизнь твердо, ясно и общественно... Как было-бы хорошо, если бы Ваше Высокопреосвященство сами возглавили нашу епархию, или послали авторитетное и почтенное лицо в роде архиепископа Иосифа Ростовского» . Таким образом, в создавшихся условиях давления со стороны властей в церковной среде зрело понимание неизбежности практики балансирования у канонически зыбкой черты между учетом «доброго свидетельства от внешних» (1 Тим 3:7) при избрании кандидата на церковно-административные должности и откровенным диктатом гражданских властей в вопросах церковного управления . Примечательно упоминание в приведенном письме наряду с митрополитом Сергием имени архиепископа Иосифа в качестве возможного кандидата на замещение Ленинградской кафедры. Обращение к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя было составлено вследствие собеседования в ГПУ, в ходе которого представители власти выразили недовольство последними епископскими хиротониями, потому можно предположить, что в своем письме протоиерей Николай передавал на суд священноначалия если не прямо согласованные кандидатуры, то те, которые, по его мнению, могли бы удовлетворить требованиям властей .

http://bogoslov.ru/article/3680434

По всей вероятности в ней членов было не более, чем сколько оных находилось и в «духовных правлениях“ или конторах, т.е. два, много три архимандрита, протоиерей, секретарь – канцелярист, два или три подканцеляриста и несколько копиистов или писцов. По крайней мере о таком составе говорят подписи в указах, посылавшихся из ростовской духовной консистории 208 . Монашествующие и лица белого духовенства – члены консистории за первый период ее существования, по-видимому не имели определенного названия. В имевшихся в нашем распоряжении указах они иногда называются «членами“, иногда «присутствующими“ 209 . Кроме того при консисториях, надобно полагать, имелось известное количество сторожей и подобных им служилых лиц как для рассылок, так и для совершения телесных наказаний, которым подвергаемы были в течение почти всего XVIII века духовные и монашествующие лица, равно как и для наблюдения за находившимися под арестом при консисториях в особом помещении, называвшемся «колодническою палатою консистории“. Соответственно предписанию духовного регламента определение в должность и службу при консистории принадлежало епархиальному архиерею. От него же из его доходов выдавалось и скудное жалованье чиновникам, составлявшим канцелярию, дополнявшееся сборами с духовенства хлебом в осеннее время 210 . Как замечено было выше, круг деятельности консисторий, при существовании канцелярии казенной и вотчинной, был весьма ограничен. Важнейшими предметами деятельности ее служили: публикация Высочайших указов, на имя архиерея присылаемых в епархию, а также указов и епархиального архиерея. Обыкновенно эта публикация производилась таким образом: получив подлинный указ, консистория делала с него несколько копий, а именно столько, сколько нужно было изготовить по числу монастырей, пустынь и заказов своего уезда, за тем по числу духовных правлений в епархии. Все сии учреждения по получении этих копий должны были, распубликовав их по своим ведомствам, прислать в консисторию расписки лиц, получивших эти указы, или общую ведомость их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Интервью епископа Ростовского и Новочеркасского Меркурия 20 сентября 2011 г. 00:30 19 сентября 2011 года перед началом заседания Межведомственного координационного совета по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий дал интервью радиостанции «Благовест» Йошкар-Олинской и Марийской епархии . — Владыка, какова цель Вашего визита в Марийскую епархию? — Первая и основная цель — принять участие в работе Межведомственного координационного совета, который сегодня собирается здесь, в Марий Эл. Это очень важный и ответственный этап в работе этого органа при Министерстве образования Российской Федерации, потому что мы сегодня подводим итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Я понимаю, что мнение членов Межведомственного координационного совета не будет решающим и определяющим, но оно будет одним из основных, от него будет зависеть судьба этого предмета, который вот уже в течении нескольких лет в качестве экспериментального, или апробационного, курса преподается в школах Российской Федерации в 21 регионе. — Как Вы можете оценить итоги апробации Основ православной культуры на примере тех регионов, где уже проводится эксперимент по внедрению этого предмета? Какие положительные и отрицательные моменты Вы можете отметить? — Я не стал бы давать однозначную оценку, положительную или отрицательную, но отметил бы, что введение этого курса в светской школе создало очень благоприятные условия для взаимообогащающего, на мой взгляд, сотрудничества представителей педагогического сообщества и традиционных религиозных конфессий в России. Мы по-новому посмотрели друг на друга. И, в конце концов, самое главное, что было отмечено при введении этого апробационного курса, это то, что учащиеся, дети наши, должны знать основу своей религиозной культуры. Именно традиционной религиозной культуры.

http://patriarchia.ru/db/text/1627596.ht...

Обвиняемый: Восемь лет он уже бежал оттуда. Следователь: А Вы его пригласили. Обвиняемый: Да мне политическая обстановка не позволяет его таким считать. Следователь: Не забывайте, что здесь дело серьезное и что Вы здесь так пропадете совсем как муха. Вы понимаете меня, я говорю пропадете не в том смысле, что Вы пропадете в тюрьме, а Вы попадаете под удары показаний архиереев. Обвиняемый: Знаю, знаю. Следователь: Скажите, пожалуйста, как вы излагали свое завещание, с кем советовались по случаю ареста. Обвиняемый: Ни с кем, я сам с собой писал. Вопрос: Что Вы там написали. Ответ: Я поручал в случае ареста или невозможности каких-либо обстоятельств Сергию Нижегородскому. Вопрос: А кому дали указание на руки. Ответ: Никому лично не давал. Сергию, а если нельзя, то Михаилу. Вопрос: А почему Вы думаете, Сергию нельзя. Ответ: Может быть, из-за не проезда. Вопрос: А кому Вы все-таки передали. Обвиняемый: А зачем Вам это нужно знать. Следователь: А может быть, мы уже знаем. Обвиняемый: Я передал своему брату. Следователь: Правильно. А как же насчет второго. Ответ: Я просил передать благочинному Ивану Гаврииловичу и Величкину. Следователь: Величкин – это профессор. Ответ: Да нет, тоже священник. Вопрос: Что в последнем было сказано. Ответ: Я написал там, что в случае невозможности отправлять обязанности патриаршего вместо блюстителя 1470 , поручаю это Сергию, а если не представится, то Михаилу или Иосифу Ростовскому, вот и все. Это были три человека, а Епархию Московскую викарным, всем четырем. Вопрос: А еще там насчет чего было, и когда Вы это написали, 5-го октября. Ответ: Нет, 21 июля, хорошо не помню, кажется так, я писал несколько раз. Следователь: Мы насчет последнего. Ответ: Это было написано после отпуска. Вопрос: А как Вы их вручили. Ответ: Я их просто отдал брату и больше ничего. Вопрос: А брат должен был разнести. Ответ: Да. Только Вы, пожалуйста, его не арестовывайте, он просто исполнил мою волю и ничего худого здесь нет. Вопрос: Значит, повторите, что Вы нам можете сказать по поводу данного Вами завещания о невозможности отправления обязанностей патриаршего места блюстителя, что Вы можете сказать о Ваших преемниках на случай такой невозможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Иоанникий Руднев, также отличившийся в борьбе со старообрядчеством, из епископов Нижегородских был назначен экзархом Грузии (1877–1882)  . Несмотря на то, что деление епархий на степени было отменено, оно все же сохраняло известное значение при перемещениях. Кроме того, Святейший Синод старался не переводить заслуженных архиереев из богатых епархий в бедные. Соображения такого рода были важнее, чем пригодность или непригодность для исполнения тех или иных задач  . Вопреки вышеописанным неблагоприятным церковно–политическим условиям, некоторые архиереи добивались в управлении епархиями выдающихся успехов. Строгость и жестокость по отношению к подопечному духовенству временами сочетались с усердием в административных делах, которые бывали весьма осложнены размерами епархий и неразвитостью средств сообщения. Арсений Мацеевич был одним из немногих епископов XVIII в., хорошо знавших свою епархию благодаря частым инспекционным поездкам. То же самое можно сказать о Симоне Лагове (епископ Костромской в 1769–1778 гг., епископ (1778–1792), а затем архиепископ (1792–1804) Рязанский), который за время своей многолетней деятельности успел побывать во всех до единого приходах своих епархий. Многое для монастырей и приходского духовенства было сделано Гавриилом Петровым, епископом Тверским (1763–1770) и митрополитом Петербургским (1770–1799). К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных школах  . Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного образования  . Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской Академии  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Надо отметить, что во избежание нареканий преосвященный приказал все возможное для питания свиты взять с собой, а приношения от жителей принимать только за деньги. Он даже отказывался от званых обедов, чтобы не быть никому и ничем обязанным. В этом путешествии преосвященный Евгений, по его выражению, «работал без отдыху, до упаду, но приехал здоров». В следующем 1829 году архипастырь завершал обозрение епархии посещением Березовского края. Это путешествие оказалось наиболее опасным. Совершалось оно по воде, и однажды путешественники едва не погибли от сильной бури. Только усердная молитва преосвященного Евгения спасла их. В другой раз преосвященный, идя берегом реки, чуть не попал в охотничью ловушку для оленя. Уже в 5–6 шагах от того места его остановил один из иноверцев. Об этом случае (как Господь сохранил ему жизнь) преосвященный вспоминал всегда. Результаты обзора епархии владыка Евгений подробно изложил Святейшему Синоду. Он очень болезновал об отсталости новокрещенных своей епархии и был несказанно рад приезду первого представителя миссии архимандрита Макария. Архипастырь радовался всему, что способствовало утверждению христианской веры. 1 августа 1831 года архиепископ Евгений переведен на Рязанскую кафедру. Направление деятельности преосвященного в Рязани было то же, что и в Тобольске. В этот период он был членом комиссии по обследованию чудес от гроба святителя Митрофана Воронежского . Но здоровье преосвященного было уже значительно подорвано, особенно плохо было со зрением. Поэтому он не раз уже в неофициальных письмах заговаривал о покое. По этому вопросу он вел переписку с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) , советы и наставления которого очень ценил. Митрополит Филарет, в свою очередь, со вниманием относился к архиепископу Евгению, искал с ним встречи и приглашал его в Москву на консультацию к своему врачу. Преосвященный Евгений не решался ехать. Однако ехать ему пришлось совершенно неожиданно. 8 мая 1837 года последовал перевод его в Ярославль. Переезд в Ярославскую епархию совершался через Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Симферопольская епархия передала гуманитарную помощь жителям Херсонской области 5 марта 2022 г. 12:27 По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря Симферопольская епархия передала гуманитарную помощь жителям Херсонской области. Были доставлены вода, продукты длительного хранения, консервы, мука, сахар, средства гигиены, стиральный порошок. Общий вес помощи составил более 5 тонн. Помощь передали местным жителям, продукты были также направлены в местную больницу. Гуманитарный груз для мирных жителей Херсонской области собрали прихожане храмов и монастырей Симферопольской епархии. Готовится к отправке вторая партия помощи. В ближайшее время Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению направит в Симферопольскую епархию средства на приобретение гуманитарной помощи. Ранее по 1 млн рублей были направлены на помощь беженцам в Ростовскую и Шахтинскую епархии. Напомним, епархии Московского Патриархата оказывают помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. Работают церковные штабы помощи, священники посещают пункты временного размещения, беседуют с людьми, совершают Таинства и молебны. Священники, добровольцы и сестры милосердия привозят в пункты временного размещения горячее питание, одежду и предметы первой необходимости. На приходах собирают гуманитарную помощь. В Синодальном отделе по благотворительности при поддержке православной службы помощи «Милосердие» принимают смс-пожертвования на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. Помочь можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования, например, «Беженцы 300». Сбор на помощь беженцам и мирным жителям открыт также на портале  Милосердие.ру . Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией вы можете по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8-800-70-70-222 (звонок бесплатный на территории России) . Ежедневные сводки о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям публикуются на сайте Синодального отдела по благотворительности  www.diaconia.ru  и на официальном сайте Московского Патриархата  Патриархия.ru . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5906216.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010