Внутри монастыря две церкви каменные, крепкие. Первая соборная церковь, двухэтажная, о пяти главах, вызолоченных с крестом червонным золотом, покрыта железом, окрашенным медянкою. В верхнем этаже ее один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освященный 16 августа 1780 г. Преосвященным Иеронимом, епископом Владимирским. В нижнем этаже престол в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Вторая церковь больничная, малая, в ней один престол в честь Владимирской иконы Божией Матери, освящена настоятелем иеромонахом Венедиктом 6 июня 1782 г. Обе церкви снабжены утварью достаточно, полный круг богослужебных книг имеется. Есть книгохранилище с необходимыми книгами для чтения братии, большей частью на славянском языке. Ризница и книгохранилище помещаются в сухих хороших отделениях папертного притвора верхнего этажа соборной церкви. На северной стороне соборной церкви, в полу-сажени от стены притвора над могилою возобновителя и настоятеля Санаксарского монастыря старца Феодора (Ушакова) построена с разрешения епархиального начальства в 1906 г. каменная о пяти главах часовня, осененная пятью зеркальными крестами, и покрыта окрашенным железом. Колокольня над святыми вратами, открываемыми только при торжественных случаях, состоит их четырех ярусов с главою и крестом вызолоченными. Во втором ярусе ее устроена малая, холодная церковь с крестом в честь Преображения Господня, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Колокольный звон достаточно сильный и благозвучный, главный колокол в 237 пудов. Восемь каменных корпусов, из них пять двухэтажных для братской трапезы, кухни, хлебопекарни и кладовых, и один одноэтажный, примыкающий к церкви Владимирской иконы Божией Матери, для богадельни. В связи с ним устроены помещения для приема епархиального Архипастыря во время обозревании им епархии. Одно каменное одноэтажное малое здание для погребов и квасоварни. Между перечисленными зданиями по углам простенки с 5 башнями, симметрично расположенными. Сзади корпусов сажени на 2 кругом монастырь обнесен каменною стеною, покрытою окрашенным тесом. Вышина этой стены около полутора сажени, сделана она для укрепления площади, искусственно устроенной посредством насыпи земли с раздолбленным кирпичом для монастырских церквей и зданий.

http://sobory.ru/article/?object=04080

В начале девяностых жизнь привела Игоря в Церковь, уже, наверное, в сотый или тысячный раз опровергнув и без того давно разбитый в пух и прах стереотип, что физика и вера – две вещи несовместные. Привела неожиданно и не вполне постижимо для него самого, так что теперь, спустя годы, он и сам не может до конца объяснить причины этого прихода. Говорит, что так сложилась цепочка жизненных обстоятельств, одним из звеньев которой стал Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь в Мордовии, где Игорю посчастливилось познакомиться с известным и почитаемым в народе старцем, схиигуменом Иеронимом (Верендякиным, † 6 июня 2001 г.). Батюшка каким-то чудесным образом увидел в тогдашнем инженере, на тот момент лишь увлекавшемся немного живописью, иконописный талант, и благословил идти по этой стезе. И Игорь решился на крутой поворот, приведший к полной перемене его жизни. «Тогда и время было такое бурное. Завод сокращали, остаться можно было, но перспектив – никаких. Это с одной стороны, с другой – хотелось заняться творчеством. Да, перемена очень резкая, но неуверенности не было, а было очень большое желание», – рассказывает Игорь. Он ушел с завода и поступил в Саратовское художественное училище, на отделение живописи, параллельно принявшись за работу в Покровах. Там он делал настенные росписи, примерно два-три года трудился самостоятельно, а когда понял, что сил не хватает, начал потихоньку привлекать друзей, которые впоследствии стали коллегами по цеху. Что невозможно человеку… «Работа наша, помимо творческого удовлетворения, приносит еще и духовное утешение. В православных храмах принято за каждой Литургией молиться о благоустроителях «святаго храма сего», эта молитва очень помогает», – говорит Игорь Шимякин. По его словам, что такое поддержка свыше, иконописцам доводилось ощущать неоднократно. Бывает, что по человеческим меркам работа выглядит неподъемной, и кажется, что нет никакой возможности справиться. Так было с последним крупным заказом в Саранске, где по благословению митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия наши художники благоукрашали храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно за эту работу им и вручили награду. Иконостас получился огромный – 220 квадратных метров, 26 метров в длину, поскольку сам храм далеко не маленький.

http://pravmir.ru/ulybka-ejnshtejna/

На территории современной Мордовии в 30-е годы XX века все монастыри были закрыты и переоборудованы под здания светского назначения. Начало современного монашества здесь можно считать с передачи в мае 1991 года древнего Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря. Его возглавил архимандрит Варнава (Сафонов), ныне епископ Павлодарский и Экибастузский, сделав одной из образцово-показательных обителей - как по молитвенно-аскетическому устройству, так и по ведению хозяйства. Мало кто об этом знает, в 1993 году Святейший Патриарх Алексий II посещал проездом из Дивеева наш Санаксарский монастырь. В 1993 году также переданы руины Казанской Ключевской пустыни, а в 1994 году - Иоанно-Богословский Макаровский и Чуфаровский монастыри. Территория епархии в то время представляла из себя огромную строительную площадку, где трудились многие - от прихожан храмов до районной и республиканской власти. Вместе с тем мы не оставляли без внимания вопросы просвещения и катехизации. В 1991 году была учреждена газета " Саранские епархиальные ведомости " , которая в 1992 году переросла в периодический журнал с одноименным названием, ставшим в 2011 года журналом Мордовской митрополии. В епархиальном управлении на регулярной основе стали проводится катехизаторские курсы под руководством Ларисы Германовны Сакович, ставшие популярным и может быть единственным на тот момент средством получения знаний о христианской истории и вероучении. Уже с первых месяцев епархия зажила полнокровной жизнью. В первые пять лет были открыты около 80 приходов и 8 монастырей. Рукоположено около сотни священников. Появился и первый опыт храмостроительства. В 1996 году был возведен храм Воскресения Христова в Елховке, и в 1997 году - преподобного Серафима Саровского в Ковылкино. Возрастая " от силы в силу " и пройдя первый этап становления, епархия пришла к идее открытия своего учебного заведения. Ведь большинство священнослужителей не имели тогда систематического богословского образования, а главное, занимаясь восстановлением храмов, - и возможности обучаться в других регионах. Что, конечно не могло не повлиять на общий уровень духовного просвещения в обществе. Искаженная религиозность, проявлявшаяся в форме эзотерики, сектанства, атеизма, скептицизма, различного рода стереотипов - не всегда получала должный ответ со стороны представителей Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Через дорогу от монастырских ворот саженей 10, стоят два двухэтажных каменных корпуса с одним двором для приема богомольцев и других посетителей; один из них с мезонином «дворянский», а другой «простонародный». В линию с дворянским корпусом стоит малый каменный флигель для помещения временных монастырских мастеровых. Рядом с простонародным корпусом расположен конный двор, обнесенный каменною стеною. При нем на южной лицевой стороне каменный двухэтажный корпус для помещения смотрителя с помощником и рабочих. Внутри каменные каретник и конюшня с деревянными над ними сеновалами, каменные амбар и бондарка. Против конного двора два больших житных амбара, один каменный, а другой деревянный, для ссыпки и хранения хлеба. Позади этих амбаров дровяной двор, обнесенный каменною стеною с двумя воротами. Там сарай деревянный для склада извести. В линию с конным двором деревянный на каменном фундаменте и с каменными в простенках столбами сарай для склада разных хозяйственных материалов. Тут бывший житный двор с малым каменным флигелем для бани и прачечной и с кельями в нем для жилья стирающих белье. Еще в нем каменная сушильня для белья. Рядом …лесной двор, обнесенный забором, для склада посуды, досок, соломы и прочего, двор служит и для склада поделочного леса. К югу от конного двора, в отдалении от построек, стоит каменная кузница, покрытая тесом. На запад, в 99 саженях от монастыря, имеется кладбище с малою каменною холодною церковью в честь Воскресения Христова, освященная в 1810 году. Ограда вокруг кладбища каменная с двумя кельями каменными. На запад, в саженях 380 от монастыря, в лесу на открытом холме устроена в 1906 г. каменная часовня, именуемая «Крестовая», вместо прежде бывшей и пришедшей в ветхость деревянной, осененная пятью зеркальными крестами, покрытая окрашенным голубою краскою железом. В ней поставлен живописный большой крест с изображением распятия Христова, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом, тоже в большом размере. К этой часовне с давнего времени, в день Воздвижения честного и животворящего креста Господня, ежегодно бывает из монастыря торжественный крестный ход, при большом стечении народа, и в ней перед крестом совершается водоосвящение и поклонение кресту.

http://sobory.ru/article/?object=04080

Как видим, верхний храм собора строился в честь Владимирской иконы Божией Матери. Но в 1779 году последовал указ епископа Владимирского и Муромского о переименовании его в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение церкви состоялось 16 августа 1780 года, причём совершил его сам епископ Иероним. Выстроена церковь на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Его композиция пирамидальна: высокий трёхъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады храма украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры этого региона, доставшейся от эпохи раннего петербургского ( " Голландского " ) барокко. Экстерьер и интерьер расписаны старцем Филаретом - Былининым Филиппом Ивановичем, родом из Калязина Тверской губернии в стиле рококо: их отличает лёгкость, декоративная прихотливость и грациозная игра форм. Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века. Церковь была, по свидетельству уже цитированного " Исторического описания Санаксарского монастыря " , великолепно убрана. Автор этого сочинения упоминает, в частности, о " резном и вызолоченном великолепно по полименту иконостасе, с живописными отменной работы иконами, особливо в местном поясе, с живописанными собственными трудами живописца иеродиакона Филарета " , о " немалом медном паникадиле " и " чеканных посеребренных лампадах " . Стены в храме были расписаны всё тем же иеродиаконом Филаретом (Былининым), впоследствии назначенным настоятелем обители. Собор является как смысловым, так и архитектурным центром монастыря. Он находится в центре монастырского двора. Все другие постройки - в том числе колокольня и больничная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери - расположены по периметру. О таком расположении монастырских зданий автор " Исторического описания " говорит, как и положено человеку своего времени, с особенным удовольствием: " Словом сказать, расположение всех монастырских зданий, с сопряженными приятностями местоположения, приводит всякого в удивление. Симметриальное соответствие оных, новый во всем вкус, чистота и удивительная вообще связь составляют собою крайнюю чрезвычайность, а рассыпанная повсюду правильность, точность и ум в архитектуре и искусстве доставляют зрителю приятное восхищение " .

http://sobory.ru/article/?object=05460

В 1918 году в монастыре размещался штаб Первой революционной армии. В 1997 году в священных стенах вновь разместился женский монастырь. Сегодня он является одним из самых почитаемых, особенно молодежью, монастырей Мордовии. Адрес: Республика Мордовия, Рузаевский район, с.Пайгарма Телефон: (83451) 5-11-47 E-mail: paraskewa2009@rambler.ru Подробнее... Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь [ править править код ] Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Монастырь расположен в левобережье р. Мокши, в 10 км от г. Темникова. Свое название он получил от небольшого озера Санаксар, находящегося под стенами обители. Монастырь основан в царствование Алексея Михайловича игуменом Феодосием в 1659 г. Вначале все постройки были деревянными, но уже через 100 лет их заменили каменными. Монастырь славился строгостью устава, поэтому сюда приходили монахи из других обителей, желавшие спастись в более суровых условиях. Одно время по причине бедности пустынь была приписана к Саровской обители, но затем вновь обрела самостоятельность. В монастыре было воздвигнуто 5 храмов: соборный во имя Рождества Пресвятой Богородицы; храм Иоанна Предтечи; церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери; храм в честь Преображения Господня и церковь во имя Вознесения Господня. С жизнью монастыря связано имя старца Феодора (Ушакова) — возобновителя обители. Его усилиями бывшая Санаксарская пустынь, предназначенная к закрытию и выведению за штат по повелению императрицы Екатерины II, стала именоваться монастырем и со временем превратилась в процветающую обитель Тамбовской епархии. У стен собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы был похоронен племянник старца — выдающийся флотоводец Федор Ушаков . . Адрес: 431253, Республика Мордовия, г.Темников . Подробнее... Храмы Мордовии [ править править код ] Основные храмы Мордовии Храм Архангела Михаила (Ичалки) [ править править код ] Церковь Архангела Михаила - кирпичная церковь в формах эклектики с элементами неовизантийского стиля, начатая постройкой в 1902 году и освященная в 1920 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Мордовия

Вот так, милостию Божией, храм обретал новые Святыни, росло число прихожан общины, в монастырь приходили новые братья, увеличивался и сам храм – со временем к нему была пристроена трапезная часть, ризница и братская трапезная. Десятинный монастырь в настоящее время В 2010 году был совершен первый в истории монастыря монашеский постриг. За три прошедших с этого момента года 11 человек приняли в этих стенах монашеские обеты. В 2010 году для молитвенного поклонения в Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, Рождества-Богородичным Санаксарским мужским монастырём была передана часть мощей святого праведного воина Феодора Ушакова. В том же году Святыни монастыря пополнились частицей мощей мученика Вонифатия. В 2012 году наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры передал в дар Десятинному монастырю раку с частицами мощей Преподобных Иова и Амфилохия Почаевских Чудотворцев. Преподобный Иов является основателем Свято-Успенской Почаевской Лавры. Амфилохий, второй почаевский чудотворец, был нашим современником. Он умер в январе 1971 года оставив о себе память как о великом целителе. Ежегодно зимой в монастырь прибывает Чудотворная Почаевская икона Божией Матери, где Ее встречают сотни верующих. Прибытие в столицу Почаевской иконы считается очень символичным событием, поскольку икона крайне редко покидает стены родной обители, и ежегодно множество паломников со всего мира едут в Тернопольскую область, чтобы поклониться ей. Стоит ли удивляться, что в монастыре в наши дни происходят истинные чудеса: исцеления от тяжелейших онкологических и легочных заболеваний, бесплодия, недуга пьянства. О современных чудесах люди обычно не очень распространяются, сохраняя в тайне милость Божию к ним. Но недавно чудесные свойства, невидимые для глаз людей, обнажились. 15 декабря 2012 года неизвестные подожгли храм, но пламя, вопреки законам физики, оказалось беспомощным вблизи православных Святынь. Частица мощей блаженной Матроны, чудотворная икона Божией Матери “Десятинная” и чудотворная икона Божией Матери “Княжеградская” (“Минская”) оказались в эпицентре пожара. Но будучи охвачены пламенем в течение двух с половиной часов, они остались совершенно невредимы! Пострадало все вокруг: расплавились кондиционеры, рухнула внутренняя обшивка купольной части церкви, сгорело убранство храма и все деревянные предметы, а иконы остались целы. Вот так чудодейственные свойства Святынь проявились наглядно!

http://azbyka.ru/palomnik/Десятинный_муж...

В 1989 году протоиерей Иоанн и его супруга Анна Демидовна написали прошение правящему архиерею епископу Серафиму о пострижении в монашество. 27 апреля 1990 года архимандрит Модест (Кожевников, †1997) постриг отца Иоанна с сохранением прежнего имени. Принятие монашеского чина означает усиление духовного труда, и батюшке дали для окормления ещё один приход, в селе Старое Синдрово. В 1991 году, ко дню святой Пасхи, иеромонах Иоанн был возведён в сан игумена Святейшим Патриархом Алексием II . В начале 1991 года из Пензенской и Саранской епархии была выделена самостоятельная епархия – Саранская и Мордовская, правящим архиереем которой назначен епископ Варсонофий (Судаков) , ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. При владыке Варсонофии Русской Православной Церкви был возвращён Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. 24 мая 1991 года в Санаксар был определён игумен Иоанн и через полгода назначен братским духовником. Через год наместник обители архимандрит Варнава (Сафонов), ныне епископ Павлодарский и Экибастузский, постриг старца в великую схиму, дав ему имя Иероним, в честь блаженного Иеронима Стридонского. Как настоящий духовник, он вёл людей не к себе, а к Богу Надо сказать, что схиигумен Иероним окормлял не только братию своего монастыря, но и другие женские и мужские обители Мордовии. Как настоящий духовник, он вёл людей не к себе, а к Богу. Отличался большим сочувствием к людям. Радовался с радующимися и плакал с плачущими. Старец глубоко проникался чужими скорбями и искренне сострадал. Имел великий дар утешения. Будучи мордвином, отец Иероним не всегда правильно выражался по-русски, но в облике его светилось такое понимание, такая любовь, что всё было ясно без слов. Безусловно, в основе подобного отношения к людям лежала его любовь ко Господу. Старец отмечал, что человеку нужно только одно – любить Бога. «А если он будет любить Бога, то остальное приложится, и Господь по благодати откроет человеку всё необходимое… Удивительный вопрос: как Мария Египетская , будучи неграмотной, живя в пустыне, знала наизусть Священное Писание? Это Господь за любовь её открыл ей все».

http://pravoslavie.ru/105812.html

Постепенно люди стали замечать, что Бог наградил нищую странницу чудесным даром: если блаженная Ксения возьмет на руки больного ребенка, тот непременно поправится; если в лавке купца примет в дар какую-нибудь мелочь, торговля будет успешной; если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие. Подвиг добровольной нищеты, странничества и мнимого безумия (юродства — по-славянски) святая Ксения несла сорок пять лет. Отошла ко Господу она около 1803 года. Над ее могилой на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга со временем воздвигли часовню, к которой и поныне стекаются многочисленные богомольцы. Праведный воин Феодор Ушаков      Будущий адмирал Российского флота и православный святой Феодор Ушаков родился в 1745 году. Его славные деяния и победы как флотоводца запечатлены на страницах учебников истории России. Известны его яркие победы в Русско-турецкой войне (с 1790 года он командовал Черноморским флотом) и самоотверженная защита православных греков от французских захватчиков во время Средиземноморской кампании 1798–1800 годов. В 1804 году Федор Федорович так докладывал государю Александру I об этих событиях: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости, ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». Оставив военную службу в 1806 году, адмирал Феодор Ушаков переселился в свое имение — в деревню Алексеевка близ Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря (Мордовия). Он не был женат, и хотя не принимал монашеских обетов, дух его был поистине иноческий — дни свои он проводил в молитве и служении ближним. Почил праведный Феодор в 1817 году, а спустя почти двести лет, в 2004 году, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил его к лику святых. Блаженная Матрона Московская      Десятки тысяч человек постоянно стекаются в Московский Покровский монастырь, к мощам подвижницы XX века блаженной старицы Матроны. Множество людей получают от Бога по ее молитвам помощь и исцеление.

http://pravoslavie.ru/104555.html

Часто, кроме бесед наедине, по отдельности, отец Феодор поучал братию и в трапезе. В монастыре воздвигнута была каменная двухэтажная церковь . Во время ее закладки, как рассказывали, рой пчел сел на место, определенное для алтаря. Отец Феодор велел одному из братии отрясти их в улей, и с тех пор повелись в обители пчелы. Достойная жизнь подвижника, по промыслу Божию, была увенчана подвигом неповинного страдания. Темниковский воевода Неелов пожелал иметь старца Феодора духовником. Старец предупредил его, что нужно полное повиновение во всем, что касается духовной пользы человека, избирающего себе духовного руководителя. Воевода обещал полное послушание и в течение трех лет исполнял советы духовника, но затем он стал нерадеть о душе и грубо грешить: нарушал посты, притеснял городских жителей, занимался поборами. Преподобный Феодор просил его, чтобы он перестал притеснять народ. Воевода велел записать, что отец Феодор назвал его грабителем, подал жалобу губернатору в Воронеж. Возникло дело, доходившее до Сената и Синода – и вскоре вышло повеление: преподобного Феодора отправить в Соловецкий монастырь. Девять лет томился преподобный на Соловках; наконец, по предстательству отца Феофана (Соколова) 1 , митрополит Санкт-Петербургский Гавриил доложил о его деле императрице, и старцу разрешили возвратиться в Санаксар. Но и там старцу не удалось избежать гонений и скорбей. Новый настоятель, недовольный тем, что все ходят только к старцу Феодору, донес архиерею, что он производит смущение. Духовным чадам было запрещено посещать старца, а самому старцу запретили ездить в устроенную его трудами Алексеевскую общину. Недолго оставалось жить отцу Феодору, когда он, наконец, по смерти настоятеля, теснившего его пять лет, получил некоторый покой. Преподобный Феодор тихо скончался 19 февраля 1791 года, на 73-м году. Мощи его почивают в Рождество-Богородичном Санаксарском мужском монастыре. Духовные наставления ◊ «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи! внидет в Царствие небесное; но творяй волю Отца Моего» ( Мф. 7, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008