груз. пам. 315—326. Ркп. Моск. Рум. Муз Сев. 491/35, л. 1—20. Моск. Синод. библ. 456 л. 1—23. 1827 Ркп. Моск. Синод. библ. 381, л. 1—40. 1828 Кекелидзе , Лит груз пам. 316. 1829 Последование это, заменившее собою чин мешения теста Студ.-Ал. устава (см. выше,стр. 473) и удержанное некот. сав. ркп., состояло в след. После утрени и 1 часа. если в пекарне бывает закваска хлеба, чередной иерей идет туда в епитрахили с кадилом и в преднесении свечи, как на литию, при пении литийной стихиры храма с богородичн. в сопровождении братии; в пекарне бывает малая ектения и молитва на благословения хлеба, как на бдении (только вместо «хлеби сия» – «мешение тесто сие»); в закваску вливается агиасма и бывает отпуст «Христос истинный Бог наш молитвами преч. своея М. и всех св. труждающимся во обители сей отцам и братиям нашим подаст мзду небесную и нас помилует»... (Ркп. Моск. Синод. б. XVI в. 379, л. 290, 380, л. 22; слав. 678/386, л. 233 и др. ркп.). 1830 Дмитриевский , Святогорский (афонский) Типикон. Рук. для сельск. паст. 1887, 3. 1831 Неизменное чтение воскресного евангелия на воскресной утрене было особенностью Святогробского устава, сохранявшеюся в храме Воскресения от IV в. ( Дмитриевский , Богосл. стр. и пасх. седм. 9.225) и перешедщею в русскую церковь д.б. чрез посредство устава Великой К-польск. церкви. 1832 Мансветов , Церк. Уст. 311 и д. 1833 Характерно однако, что даже в Палестинской лавре св. Саввы, откуда вышел нынешний наш Типикон. ныне руководятся этим К-польским изд. Типикона. 1834 Плутарх . De virtute. Раре W . Griechisch-Deutsches Handworterbuch. Braunschw., 1880. S. 1162, 262. Позднее слову τπος усвоено значение указа, закона; такое значение имеет слово уже у Филострата († 240), церк. ист. Сократа V в. (Sophocles E . Greek lexicon of the roman and byzantine periods. New-York. Leipz., 1888, p. 1099); но τπος с таким значением ни у одного писателя не образует из себя прилагательного τυπικς ; у древних христианских писателей (Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого) это прилагательное означает «символический», «прообразовательный» (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

95. Валаамский – Преображенский , мужской, 1-го класса, Выборгской губ., Сердобольского у., в 40 вер. к вост. от Сердоболя и в 200 вер. от С.-Петербурга, в сев.-зап. части Ладожского оз., на южн. берегу острова, называемого финами Валамо, т. е. высота, при заливе Монастырском. Основателями м-ря почитаются преп. Сергий и Герман, мощи коих ныне покоятся в соборн. храме, и память их чтится 28 июня и 11 сентября. Но время основания м-ря неизвестно; полагают, что он уже существовал в X ст., когда в нем принял иночество преп. Авраамий Ростовский чудотв.; впрочем, мнение это оспаривается, и некоторые думают, что м-рь начал свое существование не ранее XII ст., когда здесь подвизался Корнилий, основатель Палеостровского-Рождест. м-ря. Находясь на границе Новгородских и Шведских владений, м-рь вел периодическую жизнь: то он был сжигаем и разоряем шведами, то снова возникал. В последний раз он был разорен в 1611 г. и оставался в запустении до 1715 г., когда Петр I, укрепившись на берегах р. Невы, повелел возобновить обитель. При издании штатов 1764 г. он был оставлен на своем содержании; в 1787 г. положен в 3-м классе, а в 1822 г. возведен на степень 1-го класса. Мощи преп. Сергия и Германа с 1611 по 1721 г. находились в Николаевском Староладож. м-ре. К м-рю приписано 7 скитов: Авраамиев, Всех – Святский, Ильинский Иоанно-Предтечевский, Коневский, Николаевский и Александро-Свирский-Святоостровский; все они находятся от м-ря в расстоянии от 1 до 10 вер. “Валаамский м-рь”, Спб., изд. 1847 г.; тоже, 1864 г. с 7 рисунками; “Остров Валаам и тамошний м-рь”, Спб., 1852 г.; “Старческое наставление о. Назария”, Моск., 1853 г.; “Жизнь Валаам. монаха Германа”, Спб., 1838 г.; “Валаам. м-рь и его святыни”, Спб., 1870 г., с 2 рисунк.; “Валаамские подвижники, биограф. Очерк”, Спб., 1872 г.; “Приложение к «Спутнику на Валаам», вид и опис. св. обители”, Спб., 1886 г.; “Слово о Валаам. м-ре, истор. очерк”, изд. 3-ье, Спб., 1888 г.; “Ист. Росс. Иер.”, III, 480; Ратшин, 472; “Матер. для стат. Рос.”, 1841 г., I, 59; “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Конечно, мне знакома тенденция многих наших духовных лиц, включая и руководителей данных приходов: «Неужели из года в год нам нужно петь все одно и то же? Надо бы спеть и что-то новенькое - как подарок!» И действительно, «как подарок» спели в Храме Христа Спасителя произведение Свиридова: во время ночного богослужения на Рождест-во оно прозвучало в качестве запричастного концерта. Что можно тут сказать? Во-первых, помимо Свиридова, был еще спет тропарь Рождества Христова непонятного автора и непонятного наполнения в плане музыкального оформле-ния. Затем, наконец, спели и «подарок» тот самый (как объявил диктор телевидения во время трансляции) - произведение Свиридова, композитора, который никогда не писал ничего для Церкви. Да, это был очень талантливый композитор, я его прекрасно знал по своей дружбе с А. А. Юрловым, моим преподавателем по дирижированию в Институте им. Гнесиных, которого я давно знал. Юрлов унаследовал Русскую Республиканскую хоровую капеллу, которой руководил прежде мой первый учитель А. С. Степанов, заслуженный артист Союза ССР; ранее он вел наше хоровое отделение в Центральной музыкальной школе при консервато-рии. Прогуливаясь вместе с Юрловым по Большой Грузинской, мы заходили к Георгию Сви-ридову: он находился в большой дружбе с Русской Республиканской капеллой и лично с А. А. Юрловым. Георгий Васильевич Свиридов - талантливый композитор, он писал пре-красные хоровые произведения, но - для светского концерта. И никогда ничего не писал для Церкви, хотя и пытался позднее, в последние годы жизни, благодаря новому повет-рию, так сказать, моде на церковность, написать что-то похожее... Я считаю, что нам всем вместе нужно еще и еще раз подумать о том, чтобы в большие церковные праздники у нас в храмах звучали те произведения, которые звучат в Церкви уже в течение более чем 300 лет, которые намолены, встречаемы и всегда были и остают-ся очень и очень жданными! (От крюкового пения или пения «под него» за сотни лет уже отвыкли и вряд ли к нему привыкнут снова).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

- Батюшка, вас спрашивают, можно ли дарить на Рождество коврики с рождест-венскими надписями? С изображением Спасителя, иконы Рождества? - Если этот коврик, а лучше сказать - тканое изображение может быть повешено на соот-ветствующем месте, так, чтобы вы взирали с благоговением на лик Христа Спасителя, то кто ж запретит? У меня, например, в моем небольшом настоятельском кабинетике, есть такой коврик с изображением Спасителя. И однажды вошел мне очень близкий по крови человек, близкий, но некрещеный, так уж время распорядилось, в советскую пору многих детей не крестили. То боялись, то предоставляли времени решить этот вопрос - вот он и остался некрещеным мой сродник. Хотя сам очень думающий, мыслящий человек. Вошел в эту комнату, посмотрел на изображение Христа, и сказал так задумчиво: да, я бы, навер-ное, не смог у себя дома держать этот образ. Видите, как много говорит нам лик Спасите-ля, это же воплощенная Правда, распятая и воскресшая Любовь. - У нас спрашивает слушатель из Рязанской области, как преодолеть возможную формальность причисления человека к Церкви при крещении младенцев? И о конфир-мации вопрос. - Конфирмация - это на Западе, у католиков, не миропомазуют младенца, но ожидают 12 - летнего возраста. Аббат, прелат помазует миром юного христианина, и, таким образом, восполняет то, начало чему было положено крещением. Слава тебе Господи, мы принад-лежим к Святой Соборной Апостольской Православной Церкви, которая не оставляет нас без Тела и Крови Господних во младенческом, отроческом возрасте, предварительно, и тотчас после крещения, предлагая нам дар Духа Святого. Благодать Святого Духа осеняет новокрещеных младенцев по вере родителей, восприемников по благодати Божий мла-денчик будет раз-виваться гармонично. И Дух Святой будет содействовать раскрытию его ментальных способностей, будет помазывать его чувства, укреплять его волю, конечно, при условии христианского воспитания со стороны наставников, учителей, педагогов. Вот вам правильный порядок вещей. Ну, а что касается Запада - там много всего. Эти новше-ства, под видом возвращения к первохристианским обыкновениям, совершенно заполони-ли собою все, отторгнув огромную часть народа, верующего во Христа, от благодатных сосцов Матери - Церкви, которая учит без всякого порока исповедовать Отца и Сына и Святого Духа. И в своем лоне являет живительную и спасительную благодать, которой мы содействуем, право веруя и подтверждая нашу веру благочестивым образом жизни.

http://radonezh.ru/text/batyushka-est-li...

Город Яффа (Иоппия) -красота -связан с проповеднической деятель-ностью Св. Апостола Петра. Город известен еще со времен Ноя - принад-лежал его сыну Иоафету. По преданию у Яффы строил Ной свой ковчег для спасения. Первое упоминание о Яффе было сделано в 15-ом в. до рождест-ва Христова египетским фараоном Тутмосом. В 15-ом в. за него воевали филистимляне. Этот город - портовая гавань, через которую везли кедр для строительства города Соломона и его храма. После Соломона в разные времена городом владели Александр Македонский, царь Ирод, получивший его от римского императора Антония. При Ироде построен новый порт Ке-сария, город, где проповедовал Апостол Петр. В этом городе был дом Си-мона Кожевника, в котором Апостолу Петру трижды было видение: И видит отверстое небо и сходит к нему некоторый сосуд, как бы большое полот-но, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю, а в нем находят-ся всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: Встань, Петр, заколи и ешь. Трижды Петр отказывал-ся: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда был глас к нему: Что Бог очистил, того не почитай нечистым (Деяния апостолов,10,11-16). После этого видения Апостол Петр пошел на проповедь к язычникам, потому что Бог открыл ему, что нельзя ни одного человека почитать скверным или нечистый. Город с 13 по 18 век был под властью мусульман. Наполеон во время его похода взял Яффу. В ней он посетил госпитальс заразными больными. С 19-го в. в Яффе частые па-ломники христиане. В 1876г. здесь приобрел для русской Православной церкви землю Антонин Капустин. В 1888 году здесь построен храм Апосто-ла Петра, особенно почитаемого в этих местах. Храм освящен в 1888г. в присутствии Великой княгини Преподобномученицы Елизаветы и ее мужа Ве-ликого князя Сергея Александровича и князя Павла Александровича. В храме два придела, посвящены Св. Петру и Праведной Тавифе. Слева от алтаря очень запоминающаяся фреска Омовение ног Господом Своим учени-кам в Сионской горнице. Здесь в монастыре находится гробница Правед-ной Тарифы. Апостол Петр по благодати Божией оживил Праведную Тавифу, Она была исполнена многих добрых дел и творила много милостей. Вот как описано чудо воскрешения в Деяниях Апостолов> : Петр выслал всех вон, и, преклонив колени, помолился, и, обратившись, к телу, сказал: Тави-фа, встань! И она открыл глаза свои, и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее. И, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иошии, и многие уверовали в Господа. (Деяния Ап. 9,40-42) Праведной Тавафе молятся о даровании добродетелей и милосердия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Препод. Иродион был учеником пр. Корнилия комельского и им был пострижен в иночество. Под руководством великого подвижника ученик созрел в духовной жизни. – По кончине наставника своего (1537 г.), когда многие из братии стали расходиться по пустыням, блаж. Иродион удалился в белозерскую сторону и сперва жил в убогой хижине на берегу озера Удро, где провел довольно времени в уединении. Потом по внушению высшему перешел на остров Илоозера, купил у крестьянина остров, издавна называвшийся Озадским, в 15 верстах от Белоозера, построил на нем кельи и храм в честь рождества Богоматери. Это было началом Илозерской Озадской пустыни. Так как окрестные жители не имели приходских храмов: то они сходились в храм обители для молитв. Здесь же крестили детей их, отпевали усопших и венчали браки. По временам шумные собрания мирян тревожили преподобного, и он затворялся в своей келье: но он терпел эти неудобства для нужд св. веры, а нарушавших благоговение лишал своего благословения, которым дорожили простые сердца. Преподобный изнурял тело свое постом, проводил ночи в молитве и каждую субботу приобщался св. тайн. – Ангел возвестил ему о близкой кончине его; приняв схиму и приобщившись св. таин, мирно почил он 28 сент. 1541 г. и похоронен был в часовне, построенной им. Некто Софоний не благоговейно воткнул посох в могилу преподобного и внезапно ослеп; долго пробыв слепым, усердно молился он в часовне о прощении грехов своих; явившийся Иродион возвратил ему зрение; обрадованный Софоний велел написать икону преподобного в том виде, в каком являлся он ему и поставил ее в часовне. Инок Вассиан, иконописец, плыл по озеру в лодке. Поднялась страшная буря: отчаиваясь в жизни Вассиан призывал на помощь блаж. Иродиона; на одной доске принесен он к берегу и здесь явившийся ему Иродион сказал: «вот ты и спасен, брат мой! иди – живи у старца Иродиона». – В 1653 г. по благословению м. Никона белозерский архимандрит свидетельствовал чудеса, по временам совершавшиеся именем Иродиона. После того на месте часовни построен был каменный храм в честь рождест. Богородицы с приделом в честь пр. Иродиона илозерского. 292 Преставление преп. Киприана устюжского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Николая Чудотворца, в Симоновом монастыре, при восточных воротах. Построена в 1834 году. Всех Скорбящих Радости, что на Калитниковском кладбище. Построена в 1884 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Александра Невского. Живоначальной Троицы, в Набилковской богадельне. Первая Мещанская, Протопоповский переулок. Построена в 1835 году. Придел Всех Святых пристроен в 1861 году. Евгения Херсонского, в колокольне Рождест-венского монастыря. Колокольня построена в 1835–1836 годах. Иоанна Богослова, что под Вязом. У Китайской стены, между Владимирскими и Ильинскими воротами. Построена в 1825–1837 годах. Приделы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Иоанна Предтечи, 3) Евангелиста Луки, 4) Николая Чудотворца, 5) Митрофана Воронежского . Анны Праведной успения, в Басманной больнице, на Новой Басманной. Устроена в 1837 году. Татианы Мученицы, при Университете. Никитская, угол Моховой. Построена архитектором Е. Тюриным. Освящена 12 сентября 1837 года. 353. Николая Чудотворца, что в Сапожке. Церковь находилась на площади против Кутафьи. В 1817 году она была разобрана по случаю постройки здесь манежа. В 1838 году церковь восстановлена в виде особой полукруглой пристройки к манежу. З54. Всемилостивого Спаса, что при Работном Доме, в Харитоновском переулке. Пост роена в 1838 году. 355. Живоначальной Троицы, в Даниловом монастыре. Строилась с 1833 года на средства Куманиных и Шестовых. Освящена 13 сентября 1838 года. Приделы: 1) Алексея Человека Божия, 2) Зачатия Св. Анны. 356. Александра Невского, в здании Мещанских училищ, на Калужской. Здание построено архитектором М. Д. Быковским. Церковь освящена 28 сентября 1839 года. 357. Иоанна, Патриарха Цареградского, в колокольне Симонова монастыря. Колокольня построена архитектором К.А. Тоном на средства купца Ивана Игнатьева в 1835–1839 годах. 358. Преподобной Елизаветы, на Дорогомиловском кладбище. Построена в 1839 году. Главный престол Спаса Нерукотворенного Образа. Другой придел Владимирской Божией Матери. 359. Всех Святых, во Всесвятском женском единовер-ческом монастыре. Церковь и колокольня построены в одно время, закладка была 8 сентября 1840 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

      2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.       3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.      Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом. КАЛЕНДАРЬ ПОСТОВ И ТРАПЕЗ Периоды понедельник вторник четверг пятница суббота воскресение Великий Пост сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед Петров пост горячая б/м сухоядение сухоядение Летний мясоед сухоядение сухоядение Успенский пост сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний сухоядение сухоядение Рождест- венский пост до 19 декабря горячая без масла сухоядение сухоядение 20 декабря - 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение 2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Зимний мясоед Sat, 16 Mar 2002 13:34:54 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Рецепты православной кухни http://www.zavet.ru/a/post_1016274894.html Содержание: Введение Церковь заповедует христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Пост начался с благоговения к Богу и послушания Его святой воле. Указавши время поста. Господь указал и высокую цель его. Во-первых, - для спасительного участия в жизни, страданиях, смерти и славе Своей, во-вторых, - для освобождения от греха и единения с Богом. Только постом, и особенно строжайшим, человек может измениться и духовно усовершенствовать себя.

http://zavet.ru/a/rss_1016274894.html

Все подданные римской империи пошли вписываться каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда, на свою родину, пошли и они. По прибытии в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, св. пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения, остановились в вертепе, и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя: се дева во чреве приимет и родит Сына; и нарекут имя ему Еммануил: еже есть сказаемо: с нами Бог ( Uc. VII, 14 . Мф. 1, 23 ): и ты Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, иже упасет люди Моя израиля ( Mux. V, 2 . Мф. 11, 6 . Uoah. VII, 42 ): здесь-то, в бедном вертепе, Господь наш И. Христос родился от пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царство римского кесаря Августа, в лето от сотворения мира 5508. «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в число рабов, и нас рабов врага и греха сделал свободными». (См. богослуж. каноны на греческ., славян. и рус. язык., 1 канон на Р. X. песн. 5). Безлетный Младенец, повитый пеленами, положен был в ясли, – в знамение глубокого уничижения, до которого ниспал человек грешник, имеющий крайнюю нужду в небесной помощи Богочеловека. «В бессловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити бессловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да рассторгнеши пленицы прегрешений моих». (В неделю пред Рождест. Христовым стихир. на Господи воззвах). Но Божественная слава Богомладенца не утаилась в ночном мраке, в вертепе, в яслях и пеленах, – в сих первых образах Его смирения и уничижения. О рождении Спасителя тотчас узнали на земле: на поле близ вертепа, в коем родился Спаситель, находились вифлеемские пастухи, содержавшие ночную стражу у стада; им явился ангел и слава Господня осияла их.» Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, вещал им ангел, яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Остатки церкви святителя Николая Чудотворца были переданы Домодедовскому благочинию в 1994 г. Настоятелем храма был назначен священник Александр Трушин, он и возглавил восстановительные работы. Заново был построен притвор, закреплен и реставрирован четверик, полностью отстроена разрушенная алтарная часть Никольского храма, восстановлен и оштукатурен придел в честь Кирилла Белозерского, настелены полы. На храм и колокольню установлены купола с позолоченными крестами, территория церкви обнесена новой оградой. Стараниями иконописца Владислава Соколова, его супруги Елены и дочери Ольги фресками расписаны каменный иконостас, купол и стены четверика, алтарная и западная часть придела. Штукатурку и краски для фресок готовили по древним рецептам. Ажурная резьба иконостаса в приделе Кирилла Белозерского, чудные резные иконы и узоры на престоле центрального алтаря — работа резчиков Валерия Аваньяна и Николая Крутикова. В храм возвращены престол и родные иконы: святителя Николая Чудотворца, «Тайная Вечеря», «Воскресение Христово» и другие, хранившиеся у местных жителей. 31 июля 2006 г. состоялось Великое освящение храма, которое совершил архиепископ Можайский Григорий в сослужении благочинного Домодедовского церковного округа протоиерея Александра Васильева, настоятеля храма протоиерея Александра Трушина и духовенства района. В основание престола вложены мощи новомученика Константина Богородского и других святых. Одной из святынь храма является образ Николая Чудотворца, написанный на древней глиняной черепице, снятой во время реставрации с крыши базилики Николая Чудотворца в городе Бари в Италии, где пребывают мощи святого. Современное состояние [ править править код ] Настоятель храма протоиерей Александр Трушин ведет большую работу с деть ми и молодежью, является членом Епархиального отдела по работе с молодежью. Традиционно в храме проводятся рождест венские и пасхальные праздники для детей. В день Светлого Христова Воскресения дети в сопровождении звонаря поднимаются на колокольню, и тогда вся округа наполняется колокольным звоном, который создают детские руки. При храме действует воскресная школа для детей под руководством Ольги Лялиной. Педагоги и прихожане ведут большую миссионерскую работу. Периодически при храме работает детский летний лагерь дневного пребывания. В большие церковные праздники настоятель храма со своими юными прихожанами посещают местную медсанчасть, поздравляют больных и врачей, дарят подарки.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

   001    002    003    004    005    006   007     008