На юго-западе от монастыря, в 2 верстах, на окраине монастырской лесной дачи расположен скотный двор. При нем небольшой дом, два малые флигеля, доильная изба, изба для телят, два погреба, амбар, две конюшни и три сарая. В отдалении от двора сарай для выделки кирпича и горн для обжижки его, и еще сарай для склада обожженного кирпича. Далее ото всех построек стоит ветряная мукомольная мельница и две малые избы невдалеке от нее, а в стороне на низком месте построена баня. В г. Темникове, на Стрелецкой улице на монастырском усадебном месте расположено Санаксарское подворье. При нем небольшой деревянный дом, деревянный амбар, сараи и баня. Кроме того, монастырь имеет богадельню и церковно-приходскую школу. Богадельня учреждена в 1892 г. на 6 человек. В ней призреваются один заштатный священник и пятеро из простонародья. На них ежегодно расходуется монастырем до 600 руб. Церковная школа одноклассная, открыта с 8 сентября 1896 г., находится в 2 верстах от монастыря, на окраине монастырской лесной дачи, в близи деревни Алексеевки. Дом для школы деревянный, покрыт окрашенным медянкою железом с помещением для учителя и сторожа. Санаксарский монастырь владеет недвижимым имением, заключающимся в лесной, сенокосной, пахотной и под водою земле, по пяти специальным планам. На все это имение в 1897 г. лесничими 2-го Темниковского лесничества составлен новый план с распределением леса на пять кварталов, по указанию которого недвижимости состоит: леса хвойного 237 дес. 960 кв. саж, леса лиственного 167 дес. 1440 кв. саж., вырубок, прогалин и редин 10 дес. 720 кв. саж., пахотной земли 13 дес. 1800 кв. саж., сенокосной 176 дес. 1200 кв. саж., неудобной 35 дес. 1918 кв. саж., под рекою Мокшею и озерами 12 дес., под скотным двором с постройками и огородом 18 дес., под монастырем с постройками и огородом 15 дес., под большою дорогою 10 дес., под двумя проездными дорогами 10 дес. и под монастырским подворьем в г. Темникове около 1 дес., не вошедшей в план, а всего 707 дес. 838 кв. саж. Есть места для рыбной ловли по реке Мокше на пространстве 12 монастырских десятин, отстоящих от монастыря в недалеком расстоянии. Есть и другие места для рыбной ловли, расположенные по реке Ваду и озерами в Темниковском и Спасском уездах, отведенные от казны, но они по отдаленности от монастыря отдаются в арендное содержание и приносят дохода в год на 260 руб.

http://sobory.ru/article/?object=04080

Главные святыни обители: Частицы святых мощей преподобных Печерских, преподобных Иова и Амфилохия Поча-евских, святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, старцев Оптин-ских, святителя Тихона Задонского, преподобного Феодора Санаксарского и других угод-ников Божиих. К конце 1925 г. в обители возвели храм и первые кельи; накануне закрытия монастырь имел храмы Рождества Пресвятой Богородицы и св. прор. Илии, колокольню, множество корпусов; после закрытия часть комплекса построек, переданного школе-интернату, была разрушена, часть – переделана. В 1991-1995 гг. в обители построен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 2001-2002 гг. одно из помещений бывшего интерната переделано в храм св. равноап. княгини Ольги с колокольней. Монастырь также имеет часовни св. прор. Илии и всех святых земли Русской. Источник: сайт монастыря История Рождество-Богородичной обители в селе Липча гораздо менее древняя и драматическая, чем история Грушевского, Угольского и Мукачевского монастырей. Основание ее относится к приснопамятному 1924 году, заре Карпатского возрождения, когда после многовекового австро-венгерского гнета пробудилось религиозное сознание многострадалного народа, сумевшего сохранить в годы гонений истинную веру, повсеместно строились храмы, призывно звучали колокола монастырских звонниц, возвещая о возвращении православия на Карпатскую Русь. Обитель, духовными наставниками которой стали преподобный Алексий Карпаторусский и его соподвижник игумен Амфилохий, а основательницей - монахиня Параскева (в миру - Юлиана Прокоп), сыгравшие важную роль в Карпатском возрождении, очень скоро обрела широкую известность как первый женский монастырь. Еще в юном возрасте Господь вложил в сердце будущей игумении благочестивый помысл стать на монашеский путь, и она вместе с соподвижницами основала в горах православную общину. Девушки собирались тайно, читали молитвенное правило, придерживались церковных Уставов и по сути никому не мешали, но, узнав о существовании общины, венгерские жандармы выследили ее и разорили ее, а девушек подвергли жестоким пыткам. Однако это не сломило духа юных исповедниц истинной веры, которые держались твердо и безкомпромиссно. Они вновь и вновь собирались на молитву в укромных местах, презирая опасность. А когда Закарпатье перешло в состав Словакии, девушки обрели возможность воплотить свои сокровенные желания, и уже в 1923 году Юлиана Прокоп становится невестой Христовой, к чему с детства стремилась ее боголюбивая душа. Монашеский постриг совершает игумен Амфилохий (Кемень). Принятие лика Ангельского с именем Параскевы становится началом нового этапа в ее жизни. Ее героическая боголюбивая душа жаждала подвига, теперь уже созидательного.

http://sobory.ru/article/?object=26553

Богослужение церковное совершается ежедневно по уставу монастырскому, «неусыпное денно-нощное чтение псалтыри, с поминовением о здравии живых и об упокоении усопших». На содержание свое монастырь постоянного оклада от казны не получает, кроме ежегодно жертвуемых из кабинета Его Величества Государя Императора по смете министерства императорского двора 50 руб. на церковные потребности: вино, ладан и деревянное масло, а содержится милостынею благотворителей и частью от своих угодий. Капиталы монастыря в процентных билетах, которых имеется на 163457 руб. Описи церковному и ризничему имуществу имеются. А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 801. " Санаксарский Богородицкий мужской заштатный монастырь " , - отмечал анонимный автор в " Историческом описании Санаксарского монастыря " , изданном в 1802 году, - находится в Тамбовской губернии и епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трех верстах, по дороге, пролегающей из оного города чрез Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежитийной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению... " Торжественный пафос этих слов легко объясним - к началу XIX века Санаксарская обитель вошла в пору своего расцвета. Только что завершилось каменное строительство, и она приняла облик, сохранившийся в общих чертах доныне. Монастырь был многолюден, хватало и благотворителей, причём некоторые из них, местом жительства петербуржцы, носили довольно громкие титулы и фамилии. И уже трудно было представить, что всего за полвека до этого обитель находилась на грани упразднения. Между тем на протяжении первого столетия своего существования Санаксарской пустыни выпало играть довольно важную роль в истории русского монашества. Её основание относится к середине XVII века, к эпохе царствования Алексея Михайловича. Жил тогда в городе Темникове боголюбивый писец и служилый дворянин Лука Евсюков, " должность которого, - цитируем уже упомянутое " Историческое описание " , - была таковая: летом служил на коне с саблею, а зимой писал в приказной избе " . Он владел землёю у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар. На местном наречии название озера означает буквально: " лежащее в болотистой ложбине у возвышенности " (стоит отметить, что в XIX веке его происхождение было принято вести от местных обильных сенокосов: сено-косарь).

http://sobory.ru/article/?object=04080

Рассказы, услышанные об отце Алексии, как бы невольно располагали к нему добрыми чувствами. Однако, памятуя, что всяк человек ложь 2 , и стремясь избежать какого-либо пристрастия, за основу этой книги были взяты мнения духовно опытных лаврских священноиноков, в первую очередь – братского духовника архимандрита Кирилла (Павлова) . В начале 2003 года, благословляя эту работу и делясь своими воспоминаниями об иеродиаконе Алексии, отец Кирилл сказал: – Алексий, без сомнения, был человеком праведной жизни... Он уже созрел для жизни вечной. Да... Сейчас такие времена наступают, что Господь забирает таких... Сколько в это время старцев скончалось. В Санаксарском – отец Иероним. Отец Николай, донецкий старец отец Зосима, насельник Рыльского монастыря отец Ипполит, отец Паисий пустынник ... Все – люди святой жизни... Действительно, годом раньше отца Алексия ушел из жизни духовник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря схиигумен Иероним (Верендякин) († 6 июня 2001 г.). Почти в одно время почили теплый молитвенник за Русскую землю протоиерей Николай Гурьянов († 24 августа 2002 г.) и основатель двух обителей на Донецкой земле схиархимандрит Зосима (Сокур) († 29 августа 2002 г.). Меньше суток разделяет кончину отца Алексия и схиархимандрита Ипполита (Халина) – настоятеля и духовника Свято-Николаевского Рыльского монастыря, опытного афонского подвижника, вернувшегося в Россию и возродившего кроме Рыльской обители около тридцати храмов. Эти старцы выросли в верующих семьях, всю свою жизнь отдали служению Богу и ближним. «В путь всея земли» ушли в преклонных летах, стяжав полноту духовных дарований и утвердив на пути к жизни вечной многотысячную паству. «Сейчас такие времена наступают, что Господь забирает таких...» Почему же архимандрит Кирилл поставил рядом с этими великими подвижниками отца Алексия, молодого иеродиакона? Что его с ними роднит? Может быть, нам помогут найти ответ слова оптинского послушника Игоря Рослякова, будущего новомученика иеромонаха Василия. Поступив в монастырь в ноябре 1988 года, он вскоре побывал на похоронах молодого иеромонаха Рафаила (Огородникова), разбившегося на машине, в свое время повлиявшего на воцерковление Игоря Рослякова. Почитая отца Рафаила подвижником, угодившим Богу, после его похорон послушник Игорь произнес, думается, пророческую фразу: «Сейчас времени мало осталось, и теперь Господь Своих будет забирать быстро...» 3

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марина Борисова. Удивительная история дяди адмирала Федора Ушакова. Как 20-летний гвардеец оделся нищим и сбежал из столицы в дикие леса. [Подвиг отшельничества, как и подвиги учительства и юродства, требует особого призвания, иначе он не только безуспешен, но и, как утверждают святые отцы, гибелен для души. Как же удалось дворянскому сыну Ивану Ушакову, сбежавшему в северные леса из столичного Петербурга на старте блестящей военной карьеры, не только не повредиться ни душой, ни рассудком, но и, пройдя все испытания, стать святым старцем Феодором Санаксарским?] . Фото Жанетты Багаджиян; Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь. Фото Pavel Ladikov/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0. Ил.: Сержант лейб-гвардии Преображенского полка времен правления императрицы Елизаветы; Императрица Елизавета Петровна. Неизвестный художник, XVIII в.; Санаксарский мужской монастырь. Дореволюционная гравюра; Граф Алексей Орлов-Чесменский. Неизвестный художник, XVIII в.; Граф Григорий Орлов. А. И. Черный, 1770; Святой праведный воин Феодор Ушаков и его дядя, преподобный Феодор Санаксарский//Фома. - – июль 2023. – С.26-30. – (Раздел « Вера» ). Реклама: С.31. Диакон Игорь Цуканов. В чем ошибаются те, кто видит в кумранских свитках «разоблачение христианства»? [В I–II веках до Р. Х. В окрестностях Мертвого моря обитала религиозная группа ессеев, писавших об «Учителе праведности», которому открыт смысл всех пророчеств и суждено пострадать от врагов. И некоторые критики христианства утверждают, что у этого иудейского движения христиане и «позаимствовали» образ Христа. «Фома» объясняет, почему это не так] . Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала протоиерея Димитрия Юревича , зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии.Фото: Stateoflsrael/Flickr/CC BY 2.0; Neurforever/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0; Изображение на стене одной из пещер Кумрана; Раскопки поселения у подножия гор; Свиток Кумрана; Свиток Исаии//Фома. - – июль 2023. – С.32-36. – (Раздел « Вера» ).

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-243-...

Однажды появилась у Луки Евсюкова мысль устроить на этом месте обитель. Лука пригласил из оскудевшего Старо-Кадомского Троицкого монастыря старца Феодосия, известного своей высокой духовной жизнью. Тот, " пленившись красотой места " , решил остаться здесь навсегда - вместе с несколькими учениками. Случилось это в 1659 году. Иноки поставили часовню и принялись понемногу обустраиваться. Обустройство, судя по всему, шло не слишком быстро, потому что лишь спустя десять лет местные жители отправили Святейшему Патриарху Иоасафу II прошение о возведении " церкви во имя Пречистыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской " и заведении монашеской жизни. Патриаршее благословение было получено, так возникла Санаксарская Сретенская пустынь. Её первоначальник, игумен Феодосий, положил немало сил на то, чтобы обитель расцвела. Он обращался за помощью к самодержцу и Патриарху. Известно, что в 1677 году игумен бил челом юному царю Фёдору Алексеевичу с просьбой передать монастырю перевоз через Мокшу, а также близлежащие покосы, на что получил положительный ответ. Усердие отца Феодосия было оценено в Москве, и в 1681 году его отправили в Сибирь с миссионерскими поручениями - в частности, для устройства нового монастыря в Иркутском наместничестве. Много сделал также для развития обители в первые годы её первоначальник, иеросхимонах Иоанн, будучи ещё монахом Исаакием, подвизавшись именно в Санаксарской пустыни; позже, в 1692 году он ушёл из обители и обосновался на Саровской горе, выкопав там себе пещеру. А спустя 14 лет, здесь Пётр I решит основать здесь монастырь, строения которого сохранились до наших дней. Но это уже совсем другая история... К середине XVIII века (1753) Санаксарский монастырь настолько оскудел, что его приписали к Саровской пустыни. О многом говорит тот факт, что присланный в 1752 году из суздальского Спасо-Евфимиева монастыря в Санаксарскую обитель строителем иеромонах Порфирий уже через год запросился обратно. Деревянная церковь ветшала, кельи приходили в негодность, кровли сгнили, братия была крайне малочислена.

http://sobory.ru/article/?object=04080

По всему выходило, что дело шло к окончательному упразднению. Но Господь судил иначе. Всё изменилось, когда в Санаксаре появился подвизавшийся до того в Саровской пустыни (а ещё раньше - в петербургском Александро-Невском монастыре) монах Фёдор Ушаков с учениками. Было это в 1759 году. Преподобный Фёдор буквально возродил обитель, начал в ней ремонт, ввёл строгий общежительный устав. Усердные труды преподобного Феодора по приведению Санаксарской пустыни в порядок имели своим следствием то, что в конце 1762 года его рукоположили в иеромонаха и назначили настоятелем обители. Слава о мудром санаксарском старце распространилась далеко за её пределы, и в Санаксар в большом количестве стали стекаться жаждавшие иноческой жизни. Но постригать в монахи тогда можно было лишь с разрешения императрицы и Святейшего Синода. Преподобный, некогда бывший петербургским гвардейцем, задействовал все свои старые связи, дабы такое разрешение получить. По приказу только что взошедшей на престол Екатерины II весной 1763 года одиннадцать бывших гвардейцев, покинувших в начале 1757 года с преподобным Феодором Санкт-Петербург, были пострижены в монашество. Забегая вперёд, скажем, что и впоследствии в разросшуюся Санаксарскую обитель приходило немало бывших военных, дворян, петербуржцев. В 1764 году, в пору секуляризационной реформы, Санаксарская пустынь благодаря хлопотам преподобного Феодора избежала грозившей ей участи упразднения. Весной 1765 года императрица предоставила ей самостоятельность, повелела именоваться монастырём и выделила 1000 рублей " на поправление " . Эти деньги пошли на возведение каменного собора с верхним летним и нижним тёплым храмами. Делал вклады в монастырь и ближайший приближённый Екатерины Великой, граф Алексей Орлов, знакомый преподобного Феодора ещё по Санкт-Петербургу. " К привлечению сердец благодетелей, к снабдению обители сея таковыми драгоценностями, - читаем в " Историческом описании Санаксарского монастыря " 1802 года, - послужило средством строгая в том монастыре монашествующих жизнь, редкий порядок общежития, милостивое к бедным призрение, нелестная к посетителям искренность, добродушное принятие всех без изъятия монастырским коштом " .

http://sobory.ru/article/?object=04080

В 1804 году Федор Федорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой как бы подытоживал свою деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался (выделено мною. — О. Г.)». Продолжая нести службу в должности главного командира Балтийского гребного флота и начальника Петербургских флотских команд, Федор Ушаков и эти обязанности исполнял с ревностью и усердием, как это вообще было ему свойственно. Кроме того, адмирал не забывал заботиться и о ближних: в его дом в Петербурге приходили за помощью многие. Одних он снабжал деньгами, одеждой, за других, особо нуждающихся, хлопотал перед именитыми сановниками; взял он на себя и заботу об осиротевших племянниках. С болью Федор Федорович следил за происходящим в Европе: близился к завершению один из этапов франко-русской войны, готовился мир в Тильзите. Император Александр I вскоре сделается союзником Наполеона Бонапарта, а Ионические острова будут переданы «зловредным» французам… 19 декабря 1806 года легендарный адмирал подал императору прошение об отставке: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны — да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением». Эти слова, венчающие ратный подвиг, славное и многотрудное служение родному Отечеству, свидетельствуют, что непобедимый воин был исполнен смирения и покорности воле Божией — это были чувства истинно христианские. Отойдя от служебных дел, некоторое время он жил в Санкт-Петербурге, а в 1810 году переехал в деревню Алексеевка Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келлии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

http://pravoslavie.ru/put/061015142146.h...

Вовремя уйти – большое искусство. Ушаков им владел. Придет время, и по проторенному им пути пойдут Сенявин, Лазарев, Корнилов, Нахимов, Макаров – великие адмиралы России. И память о непобедимом и благоверном Федоре Федоровиче будет им ярким, никогда не угасающим маяком. Дождался «Храни незлобие и всех люби нелицемерно… Хранись сребролюбия и всякого лихоимства, гордости и гнева и злопамятства, скупости и немилосердия… Никогда же празден буди, но что-нибудь сделай, кроме ночного покоя, да и в сон не вдавайся…» – Федор Федорович читал и перечитывал. Он стоял в монастырской келье и медленно перелистывал записную тетрадь с поучениями святого человека: Санаксарский монастырь весной «Терпение есть еже во всех нужных случаях не стужати и не опечалится как в трудах темных, так и в помыслах душевных, но мужественно и благодушно все злострадания претерпеть даже до смерти, за надежду милосердия Божия, по словеси Господню: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы. И паки претерпевают же до конца, тот спасен будет». Ушаков понимал: молитва родного дяди – преподобного Феодора Санаксарского – сопутствовала ему всю жизнь. И теперь привела его сюда – к стенам Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. «Для пребывания моего купил я в Тамбовской губернии в Темниковском округе землю в сельце Алексеевке – 160 десятин, на ней поселены семь дворов крестьян, между которыми построил я себе хижину, где желаю провести последние дни моей жизни», – писал Ушаков. Огород и фруктовый сад, погреб с ледником, деревянный каретный сарай, кирпичная конюшня. И сама «хижина» – небольшой каменный дом южной архитектуры. Дом стоял на холме, и с веранды, протянувшейся на весь второй этаж, открывался далекий вид на леса и поля и восходящие над ними маковки монастырских церквей. А когда по весне до горизонта разливалась река Мокша, монастырь казался стоящим на рейде линейным кораблем – флагманом Феодора Санаксарского. И подняться на его борт Ушакову предстоит совсем скоро. «Помятуя час смертный, с каковою внезапностью оный приключается», еще в Петербурге в 1810 году Федор Федорович пишет завещание. Все свои владения, купленные и полученные в дар за годы службы, он передал в собственность племянникам, «которых почитаю я вместо детей моих и о благе их стараюсь, как собственный отец». 500 десятин плодороднейшей земли в красивейшем месте Крыма – по северную сторону севастопольского рейда, омываемых с одной стороны морем, с другой – рекой Бельбек, пожалованных еще Екатериной II, он передал «для надобностей» города Севастополя. В место «последних лет жизни» Федор Федорович прибыл налегке.

http://pravoslavie.ru/56152.html

Около года прожил молодой Ушаков в Площанской пустыни. Общение с о. Иоасафом, по всей видимости, оказало на него сильное благотворное влияние. Надо сказать, что о. Иоасаф был человек высокой духовной жизни, молитвенник, «пример для братии в воздержании, трудах и молитвах» ; сам расположенный к уединению, он через некоторое время после прихода Ивана Ушакова оставил настоятельство и ушел отшельником в Брянские леса. Но это недолгое пересечение жизни двух подвижников было очень ценно для будущего святого; впоследствии, будучи сам настоятелем, он во многом повторял то устроение монашеской жизни, которое видел у о. Иоасафа. Однако через непродолжительное время, уже при новом настоятеле, в монастырь пришла сыскная команда, посланная для выявления лиц, живущих без паспорта; взяли и Ивана Ушакова. На допросе он не стал скрывать, что он дворянин и тайно ушел из гвардии; услышав такое, местные власти направили его в Петербург, к самой Императрице... И вот он снова в Петербурге; снова, как когда-то, стоит перед царским крыльцом, ожидая приема у Императрицы И вот он снова в Петербурге; снова, как когда-то, стоит перед царским крыльцом, ожидая приема у Императрицы. Но сам Иван Игнатьевич уже совершенно другой человек; изменился он и внешне, и внутренне. Знавшие его прежде сослуживцы, узнав, что «капрал Ушаков» найден, поспешили прийти, чтобы взглянуть на него, и едва узнали. Он сильно похудел и был очень бледен; на нем была ветхая власяница; но самое главное, что поражало всех, — это глубокое смирение, выражавшееся во всем его облике, особенно в лице. Это было не уныние, не сломленность и покорность, а что-то удивительно мирное, светлое, сильное… Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Фото: vvv.ru И вот о нем доложили Императрице. Он вошел. Елизавета Петровна, в отличие от своего отца, благоволившая к монахам, приняла его очень милостиво и спросила: — Зачем ты ушел из моего полка? — Для удобства спасения души моей, ваше императорское величество, — со смирением, но и с твердостию отвечал Иоанн.

http://pravoslavie.ru/158921.html

   001   002     003    004    005    006    007    008