На юго-западе от монастыря, в 2 верстах, на окраине монастырской лесной дачи расположен скотный двор. При нем небольшой дом, два малые флигеля, доильная изба, изба для телят, два погреба, амбар, две конюшни и три сарая. В отдалении от двора сарай для выделки кирпича и горн для обжижки его, и еще сарай для склада обожженного кирпича. Далее ото всех построек стоит ветряная мукомольная мельница и две малые избы невдалеке от нее, а в стороне на низком месте построена баня. В г. Темникове, на Стрелецкой улице на монастырском усадебном месте расположено Санаксарское подворье. При нем небольшой деревянный дом, деревянный амбар, сараи и баня. Кроме того, монастырь имеет богадельню и церковно-приходскую школу. Богадельня учреждена в 1892 г. на 6 человек. В ней призреваются один заштатный священник и пятеро из простонародья. На них ежегодно расходуется монастырем до 600 руб. Церковная школа одноклассная, открыта с 8 сентября 1896 г., находится в 2 верстах от монастыря, на окраине монастырской лесной дачи, в близи деревни Алексеевки. Дом для школы деревянный, покрыт окрашенным медянкою железом с помещением для учителя и сторожа. Санаксарский монастырь владеет недвижимым имением, заключающимся в лесной, сенокосной, пахотной и под водою земле, по пяти специальным планам. На все это имение в 1897 г. лесничими 2-го Темниковского лесничества составлен новый план с распределением леса на пять кварталов, по указанию которого недвижимости состоит: леса хвойного 237 дес. 960 кв. саж, леса лиственного 167 дес. 1440 кв. саж., вырубок, прогалин и редин 10 дес. 720 кв. саж., пахотной земли 13 дес. 1800 кв. саж., сенокосной 176 дес. 1200 кв. саж., неудобной 35 дес. 1918 кв. саж., под рекою Мокшею и озерами 12 дес., под скотным двором с постройками и огородом 18 дес., под монастырем с постройками и огородом 15 дес., под большою дорогою 10 дес., под двумя проездными дорогами 10 дес. и под монастырским подворьем в г. Темникове около 1 дес., не вошедшей в план, а всего 707 дес. 838 кв. саж. Есть места для рыбной ловли по реке Мокше на пространстве 12 монастырских десятин, отстоящих от монастыря в недалеком расстоянии. Есть и другие места для рыбной ловли, расположенные по реке Ваду и озерами в Темниковском и Спасском уездах, отведенные от казны, но они по отдаленности от монастыря отдаются в арендное содержание и приносят дохода в год на 260 руб.

http://sobory.ru/article/?object=4080

Главные святыни обители: Частицы святых мощей преподобных Печерских, преподобных Иова и Амфилохия Поча-евских, святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, старцев Оптин-ских, святителя Тихона Задонского, преподобного Феодора Санаксарского и других угод-ников Божиих. К конце 1925 г. в обители возвели храм и первые кельи; накануне закрытия монастырь имел храмы Рождества Пресвятой Богородицы и св. прор. Илии, колокольню, множество корпусов; после закрытия часть комплекса построек, переданного школе-интернату, была разрушена, часть – переделана. В 1991-1995 гг. в обители построен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 2001-2002 гг. одно из помещений бывшего интерната переделано в храм св. равноап. княгини Ольги с колокольней. Монастырь также имеет часовни св. прор. Илии и всех святых земли Русской. Источник: сайт монастыря История Рождество-Богородичной обители в селе Липча гораздо менее древняя и драматическая, чем история Грушевского, Угольского и Мукачевского монастырей. Основание ее относится к приснопамятному 1924 году, заре Карпатского возрождения, когда после многовекового австро-венгерского гнета пробудилось религиозное сознание многострадалного народа, сумевшего сохранить в годы гонений истинную веру, повсеместно строились храмы, призывно звучали колокола монастырских звонниц, возвещая о возвращении православия на Карпатскую Русь. Обитель, духовными наставниками которой стали преподобный Алексий Карпаторусский и его соподвижник игумен Амфилохий, а основательницей - монахиня Параскева (в миру - Юлиана Прокоп), сыгравшие важную роль в Карпатском возрождении, очень скоро обрела широкую известность как первый женский монастырь. Еще в юном возрасте Господь вложил в сердце будущей игумении благочестивый помысл стать на монашеский путь, и она вместе с соподвижницами основала в горах православную общину. Девушки собирались тайно, читали молитвенное правило, придерживались церковных Уставов и по сути никому не мешали, но, узнав о существовании общины, венгерские жандармы выследили ее и разорили ее, а девушек подвергли жестоким пыткам. Однако это не сломило духа юных исповедниц истинной веры, которые держались твердо и безкомпромиссно. Они вновь и вновь собирались на молитву в укромных местах, презирая опасность. А когда Закарпатье перешло в состав Словакии, девушки обрели возможность воплотить свои сокровенные желания, и уже в 1923 году Юлиана Прокоп становится невестой Христовой, к чему с детства стремилась ее боголюбивая душа. Монашеский постриг совершает игумен Амфилохий (Кемень). Принятие лика Ангельского с именем Параскевы становится началом нового этапа в ее жизни. Ее героическая боголюбивая душа жаждала подвига, теперь уже созидательного.

http://sobory.ru/article/?object=26553

Богослужение церковное совершается ежедневно по уставу монастырскому, «неусыпное денно-нощное чтение псалтыри, с поминовением о здравии живых и об упокоении усопших». На содержание свое монастырь постоянного оклада от казны не получает, кроме ежегодно жертвуемых из кабинета Его Величества Государя Императора по смете министерства императорского двора 50 руб. на церковные потребности: вино, ладан и деревянное масло, а содержится милостынею благотворителей и частью от своих угодий. Капиталы монастыря в процентных билетах, которых имеется на 163457 руб. Описи церковному и ризничему имуществу имеются. А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 801. " Санаксарский Богородицкий мужской заштатный монастырь " , - отмечал анонимный автор в " Историческом описании Санаксарского монастыря " , изданном в 1802 году, - находится в Тамбовской губернии и епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трех верстах, по дороге, пролегающей из оного города чрез Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежитийной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению... " Торжественный пафос этих слов легко объясним - к началу XIX века Санаксарская обитель вошла в пору своего расцвета. Только что завершилось каменное строительство, и она приняла облик, сохранившийся в общих чертах доныне. Монастырь был многолюден, хватало и благотворителей, причём некоторые из них, местом жительства петербуржцы, носили довольно громкие титулы и фамилии. И уже трудно было представить, что всего за полвека до этого обитель находилась на грани упразднения. Между тем на протяжении первого столетия своего существования Санаксарской пустыни выпало играть довольно важную роль в истории русского монашества. Её основание относится к середине XVII века, к эпохе царствования Алексея Михайловича. Жил тогда в городе Темникове боголюбивый писец и служилый дворянин Лука Евсюков, " должность которого, - цитируем уже упомянутое " Историческое описание " , - была таковая: летом служил на коне с саблею, а зимой писал в приказной избе " . Он владел землёю у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар. На местном наречии название озера означает буквально: " лежащее в болотистой ложбине у возвышенности " (стоит отметить, что в XIX веке его происхождение было принято вести от местных обильных сенокосов: сено-косарь).

http://sobory.ru/article/?object=4080

— Почему идешь на источник без бутылки? Вода здесь — самая сильная! — увещевает меня руководитель группы.— Ты же знаешь, что вода — живой организм. Посиди рядом с источником, передай ему свои мысли; тогда всё, что загадала на канавке,— сбудется. Вот так — думала, что еду в гости к преподобному Серафиму Саровскому, а попала к Деду Морозу или к золотой рыбке. Наконец, возвращаемся в гостиницу. Люди просто падают от усталости — поэтому на вечернюю службу в монастырь через все Дивеево идут единицы самых стойких. Ранним утром отъезжаем в Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Здесь тоже нужно искупаться на источнике, положить записку с желанием на могилку старца Иеронима (бывшего духовником обители), набрать новую порцию земельки. На монастырскую службу опять не идем — руководитель группы отправляет нас на «послушания» (за исключением тех, кто собирается причащаться,— в нашем автобусе к Причастию готовилась только одна бабушка). Трудник Костя, живущий при монастыре, дает нам наряд по кухне. В темной подсобке избавляем плохо почищенную предыдущими «послушниками» картошку от глазков, выбираем кости из вареной рыбы. Костя рассказывает о старце Иерониме. Из динамиков доносится красивое пение — в храме идет служба. Во время чтения Евангелия и пения Херувимской Костя замирает возле икон, «послушники» продолжают разговаривать о том о сем. К концу службы Костя выпускает нас из сырого подвала — «ко кресту». Но народ в храм не торопится. — Выпечку караульте! — советует руководитель группы.— Выбирайте: служба или выпечка! Народ тянется к ларьку на выходе, куда привезли вкусный монастырский хлеб с маком и орехами. — Даем строго по два батона в одни руки! — устало повторяет продавец в ларьке. — А мне нужно четырнадцать! — требует одна из паломниц. Служба закончилась, нас приглашают на монастырскую трапезу. После Дивеево Санаксары удивляют не только тишиной («особой аурой», как сообщает руководитель группы), но и щедростью угощения. Первое, второе, заливное, салаты, фрукты — довольные паломники, без молитвы, рассаживаются за столами и так же, не помолившись, после трапезы встают и уходят в автобусы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Современники: Открытый город : Студенты и преподаватели МГИМО побывали в духовном и научном центре – закрытом городе Сарове. Подготовила Алла Митрофанова . Фото протоиерея Игоря Пчелинцева//Фома. - – апрель 2006. – С.64-68. – (рубрика « Современники »). Впечатлениями от поездки делятся студенты факультета Международной журналистики: Александр Скворцов , Юлия Блатун , Марина Гарбарук , Анна Вавилова , Константин Мацан . Информационная врезка: Справочные сведения о расположенных вокруг Сарова местах, прославленных именами великих русских святых. Представлены: Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь (связан с именами Феодора Ушакова, преподобного Александра Исповедника); Дальняя пустынька ( преподобный Серафим Саровский); Ближняя пустынька (Серафим Саровский) , Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (преподобный Серафим Саровский, блаженные жены – Александра, Марфа, Елена)//Фома. - – апрель 2006. – С.68. – (рубрика « Современники»).   « Мы признательны Церкви …». Беседа с директором Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики Радием Ивановичем Илькаевым . Беседовал Виктор Викторов //Фома. - – апрель 2006. – С.69-71. – (рубрика « Современники »). Имеется краткая биографическая справка « Радий Иванович Илькаев …» (С.69). Дело:   Иконы в космосе . В связи с 45-летием со дня полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина на вопросы отвечает летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов . Беседовал Виктор Викторов . Ил.: «Автопортрет» Алексея Леонова и фрагмент его картины «Голубой пояс Земли» (1978 год). Фото Валентина Черединцева/ИТАР-ТАСС/, Геннадия Попова/ИТАР-ТАСС/, Евгения Глобенко//Фома. - – апрель 2006. – С.72-76. – (рубрика « Дело »). – См. исправление опечатки: Работа над ошибками. (О допущенной по вине редакции досадной опечатке: В 4-м (апрельском) номере журнала за 2006 год: во врезке к интервью с космонавтом Алексеем Леоновым написано, что «12 апреля исполняется пятнадцать лет со дня полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина». Конечно же, со дня этого исторического полета исполняется 45 лет!)/Редакция журнала приносит свои извинения//Фома. - – май 2006. – С.122. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-36-a...

Когда на российский престол взошел Александр I, политика России резко изменилась. И вскоре адмирал Феодор Ушаков был переведен в Санкт-Петербург. При дворе возобладало мнение о ненужности большого флота для «сухопутной» России. В 1802 г. Ушаков был назначен главным командиром Балтийского учебного флота и начальником флотских команд в Санкт-Петербурге. В 1804 г. адмирал составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой как бы подытоживал свою деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». Девятнадцатого декабря 1806 г. легендарный адмирал подал императору прошение об отставке: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны. Да будет воля Его святая! Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением». Отойдя от служебных дел, он некоторое время жил в Санкт-Петербурге, а затем переехал в деревню Алексеевка Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, вел жизнь уединенную, по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам. В Великий пост живал в монастырской келье по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал. По временам жертвовал обители значительные благотворения, также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения». Во время Отечественной войны 1812 г. Феодор Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии. Поблагодарив за оказанное доверие, адмирал отказался от этой чести по слабости здоровья. Вместе с тем на свои средства он устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование Первого Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он «на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. прав. адмирал Феодор Ушаков В 1804 году Федор Федорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой как бы подытоживал свою деятельность: " Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался. " За весь свой боевой путь он не проиграл ни одного сражения, снискав у современников прозвание " Суворова на море " . 19 декабря 1806 года легендарный адмирал подал императору прошение об отставке: " Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны — да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением. " Отойдя от служебных дел, некоторое время он жил в Санкт-Петербурге, а в 1810 году переехал в деревню Алексеевку Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря . По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, " адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители... вел жизнь уединенную... по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам... В Великий пост живал в монастыре, в келлии... по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал... По временам жертвовал... обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения. " Во время отечественной войны 1812 года был избран начальником ополчения Тамбовской губернии. Поблагодарив за оказанное доверие, адмирал отказался от этой чести по слабости здоровья. Вместе с тем на свои средства он устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он " на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага. " Остаток своих дней адмирал провел " крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же. "

http://drevo-info.ru/articles/13448.html

Городские холмы величественны и таинственны. Каждый из них имеет свое название, каждый чем-то знаменит. Так, на Преображенском холме до недавнего времени стояла церковь в честь Преображения Господня. История этого места необычная. В середине XIII века Кадомский край попал под ордынское иго. Вероятно, православие и мусульманство вначале довольно мирно сосуществовали на этой удивительной земле. Бывало, и татары принимали веру Христову. Письменные источники сообщают, что в первой половине XIV века крестился в православную веру владетельный татарский князь Беклемиш Ширинский. В крещении он носил имя Михаил. «В честь своего преображения», как говорится в предании, он построил в Андреевом городке, предположительно находившемся на современном Преображенском холме, деревянную церковь Преображения Господня и крестил там своих людей. В XVIII веке на ее месте был воздвигнут уже белокаменный храм. Внук Михаила Ширинского, Юрий Федорович, стал храбрым воином. Во время Куликовской битвы он сражался со своим полком на стороне князя Димитрия Донского и пал на поле боя. Именно при князе Димитрии Донском, в XIV веке, Кадом вошел в состав Московского государства, а в середине XV века вместе с городом Мещерский городец (ныне Касимов) был отдан в удел казанскому царевичу Касиму. Благодаря ордынским служилым людям, которым жаловались поместья преимущественно в Кадомском крае, при Иване III образовалось целое Касимовское «царство», которое просуществовало до конца XVII века. Из-за обширнейших разливов Мокши населению пришлось в XVI веке оставить Старый Кадом и переселиться в Новый, шестью километрами южнее. А в Старом Кадоме в 1652 году был основан Троицкий мужской монастырь. Правда, просуществовал он недолго – до 1764 года – и был упразднен. Но почти одновременно в середине XVII века и в других концах края начали создаваться обители: Николаевский Чернеев монастырь близ Шацка, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь около Темникова и знаменитый Успенский Саровский монастырь у слияния рек Саровы и Сатис. Царь Алексей Михайлович жаловал монастырям земельные и лесные угодья, однако им приходилось очень трудно, порой они бедствовали. Ведь одной из первоочередных задач монастырей и прибывавшего в край духовенства являлось распространение православной веры и искоренение нечестивых языческих обычаев, что в условиях активного противодействия языческого и мусульманского населения было весьма непросто, а зачастую и опасно. Так, например, 10/23 апреля на рязанщине совершается память священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского († 1656). Он самоотверженно проповедовал в окрестных мордовских деревнях, встречая порой настоящее вооруженное сопротивление местных жителей. В одной из таких миссионерских поездок архиепископ Мисаил был ранен стрелой и через несколько дней скончался. Он обратил в православную веру более четырех с половиной тысяч человек.

http://pravoslavie.ru/put/31381.htm

А от первой половины 1880-х годов нам остался такой отзыв о монастырском соборе: " Все здания Санаксарского монастыря как бы носят на себе отпечаток аскетического характера его первоначальника, поражая посетителя своеобразностью построения своего. Между ними главный памятник о старце - пятиглавый соборный храм, в построении которого лично трудился сам старец. Внутреннее благоукрашение храма вполне благолепно: в верхнем этаже храм Рождества Богородицы производит на душу богомольца весьма отрадное впечатление своим величественным иконостасом, святыми иконами в сребропозлащенных ризах и убранством стен. В нижнем этаже храм Усекновения главы святого Предтечи удовлетворяет своею скромностью и аскетической простотой " . В пореволюционные годы весь архитектурный комплекс монастыря оказался во власти людей, которым не было дорого ни духовное, ни культурно-историческое наследие России. Варварское отношение к памятникам архитектуры (так, в притворе соборного храма была устроена конюшня, затем тракторная мастерская и гараж) не замедлило сказаться на их состоянии: к 1940-м годам собор уже стоял обезглавленным и начал разрушаться. Реставрация Санаксара началась только в 1970-е годы, а полномасштабные работы по восстановлению интерьеров собора - лишь в 1990-е годы, после передачи монастыря Церкви. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " . 2009 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05460

Как видим, верхний храм собора строился в честь Владимирской иконы Божией Матери. Но в 1779 году последовал указ епископа Владимирского и Муромского о переименовании его в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение церкви состоялось 16 августа 1780 года, причём совершил его сам епископ Иероним. Выстроена церковь на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Его композиция пирамидальна: высокий трёхъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады храма украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры этого региона, доставшейся от эпохи раннего петербургского ( " Голландского " ) барокко. Экстерьер и интерьер расписаны старцем Филаретом - Былининым Филиппом Ивановичем, родом из Калязина Тверской губернии в стиле рококо: их отличает лёгкость, декоративная прихотливость и грациозная игра форм. Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века. Церковь была, по свидетельству уже цитированного " Исторического описания Санаксарского монастыря " , великолепно убрана. Автор этого сочинения упоминает, в частности, о " резном и вызолоченном великолепно по полименту иконостасе, с живописными отменной работы иконами, особливо в местном поясе, с живописанными собственными трудами живописца иеродиакона Филарета " , о " немалом медном паникадиле " и " чеканных посеребренных лампадах " . Стены в храме были расписаны всё тем же иеродиаконом Филаретом (Былининым), впоследствии назначенным настоятелем обители. Собор является как смысловым, так и архитектурным центром монастыря. Он находится в центре монастырского двора. Все другие постройки - в том числе колокольня и больничная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери - расположены по периметру. О таком расположении монастырских зданий автор " Исторического описания " говорит, как и положено человеку своего времени, с особенным удовольствием: " Словом сказать, расположение всех монастырских зданий, с сопряженными приятностями местоположения, приводит всякого в удивление. Симметриальное соответствие оных, новый во всем вкус, чистота и удивительная вообще связь составляют собою крайнюю чрезвычайность, а рассыпанная повсюду правильность, точность и ум в архитектуре и искусстве доставляют зрителю приятное восхищение " .

http://sobory.ru/article/?object=05460

  001     002    003    004    005    006    007    008    009