В пору настоятельства иеромонаха Филарета, а именно с 1810 года, неподалёку от Санаксарской обители в деревне Алексеевке, деревне, близкой к святой обители, поселился вышедший в отставку легендарный адмирал российского флота Фёдор Ушаков, родной племянник преподобного Феодора Санаксарского. Будучи примерным христианином, адмирал стал благотворителем обители, возрождённой его дядей. В Великий пост он переселялся в неё, неизменно присутствуя на длительных богослужениях. Из санаксарских настоятелей XIX века нельзя не отметить известного духовного писателя игумена Тихона (Ципляковского), избранного настоятелем общим собранием братии Санаксарского монастыря летом 1879 года и остававшегося им на протяжении пяти лет. В 1886 году он составил и издал обширное " Жизнеописание старца иеромонаха Феодора (Ушакова), основателя Санаксарского монастыря " , тем самым подготовив почву для тех, кто спустя век с небольшим собирал материал для прославления отца Феодора в лике преподобных. Кроме того, его перу принадлежит " Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря " . О замечательных духовных качествах отца Тихона говорит тот факт, что его избрал своим духовником святитель Феофан Затворник. В революционную пору в Санаксарском монастыре разыгрались события, показавшие, насколько неслучайной была новая русская смута. Эти события выявили ослабление христианского духа не только в простом народе, но и в самом сердце Русского православия - в монашеской среде. Часть братии тогда восстала против своего настоятеля - игумена Александра (Уродова), обвинив его в антисоветских и монархических взглядах. Отказавшись повиноваться епархиальным властям, взбунтовавшиеся монахи обратились за помощью к захватившим власть большевикам, вследствие чего преподобноисповедник Александр был сначала арестован, а затем удалён из монастыря. В 1920-е годы обитель долго балансировала на грани ликвидации - окончательно она была закрыта в 1929 году. В монастыре перед закрытием прошёл настоящий грабёж, растаскивали всё, что можно было унести.

http://sobory.ru/article/?object=04080

В сем же 1776 году окончена кладкою колокольня, вышиною около 26 сажень. По обеим сторонам к ней, в тоже лето, прикладена каменная лицевая стена, длиною на 33 саженях, вышиною 8 аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: из них: на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, а на южном две келлии, одна под другою. Обе башни вышиною по 10 сажень. – Постройки эти производились, по плану живописца Иеродиакона Филарета, под присмотром Иеромонаха Вениамина. В 1777 году, на северной стороне к реке Мокше начат строением трапезный каменный корпус двухэтажный, в длину на 14 саженях, и в два года окончен. В верху помещается трапеза с кухнею, а в низу хлебопекарня, с кладовыми для муки и разных хозяйственных продуктов. В 1778 году в декабре месяце настоятель Иеромонах Иоиль, перемещен в дом Преосвященного Иеронима, Епископа Владимирского, где не долго побыв, перемещен в Московский Чудов монастырь, в котором был наместником. Из Чудова монастыря взят был в Троицкую Сергееву Лавру и стоял при мощах Преподобного Серия Радонежского Чудотворца. В 1791 году представился о Господе и погребен в Вифании, – принадлежащей к лавре. 3. Настоятель Иеромонах Венедикт По отбытии настоятеля иеромонаха Иоиля в Архиерейский Владимирский дом, по общему выбору всей братии, в 1778 году, указом Владимирской консистории определен настоятелем Иеромонах Венедикт, бывший из числа вышеозначенных 12 гвардейцев. Настоятель Венедикт, по отзыву летописи монастырской – «был теплый любитель добродетелей: муж благочестивый, в должности своей рачительный, к церковной службе усердный. Был простосердечен и милостив; кроме прочих званий – искусен в шитье риз». В 1779 году при нем, за присмотром казначея иеромонаха Вениамина, на восточной стороне к заводи (озеру) Санаксарской, построен двухэтажный каменный корпус братских келлий, на десяти саженях длины. В этих келлиях, по возвращении из Соловецкого монастыря, пребывал первоначальник отец Феодор (Ушаков). В том же году от Преосвященного Иеронима Епископа Владимирского и Муромского, за рукою его и печатью, даны грамоты: 1) О переименовании в соборной церкви в верхнем этаже: – храма Владимирской Богородичной иконы, – в Храм Рождества Богородицы; 2) О построении больничной церкви, во имя Владимирской иконы Богородицы, с келлиями для больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К мощам Преподобного мы приложились уже на рассвете. Запомнилось лицо монахини, нёсшей послушание у раки. Сосредоточенное, серьёзное, строгое. Я в своих чётках- самоделках с кучей иконок в руках, часть которых сама приобрела для подарков близким, и тех, что меня просили приложить к раке другие люди, поклонилась Преподобному и припала к его святым мощам. Мгновение, и надо уступать место следующему паломнику… На следующий день состоялась поездка в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь, где, незадолго до нашего визита, в 2001 году почил старец Иероним. Побывали мы на его могилке, почтили память священника. В этой обители главными святынями, конечно же, были мощи преподобного Феодора, преподобного Александра- исповедника и первого канонизированного адмирала Феодора Ушакова, причисленного к лику святых в 2001 году на местном уровне Саранской епархии (решение об общецерковной его канонизации было принято в 2004 году). Впервые в истории христианства был прославлен флотоводец. Память праведника почитается 15 октября (день кончины) и 5 августа (день прославления). Монастырская всенощная казалась нескончаемой. Кто-то выходил во двор, чтобы посидеть на лавочках. Вот и мы с подругой тоже… Что поделать – немощные… Повсюду витал запах свежеиспечённого хлеба. Как удержаться? Поспешили к ларьку… Буханки горячие, аппетитные! Вернулись на службу уже к елеопомазанию. Садимся в автобус, задаренные впечатлениями. Душа всласть напиталась благодатью, и эта благодать, переполняя сердце, светилась во взглядах, ощущалась в тихих беседах. Ты словно за пазухой у Господа! Возвращаясь из Санаксар в Дивеево, направились на источник святого Серафима. Наш экскурсовод рассказывал случаи явлений преподобного старца солдатам, охранявшим в советские годы источник от верующих посетителей, о чудесных исцелениях. А я, подвернув накануне ногу и натрудив её за день, всё думала, долго ли придется идти? – Щиколотка сильно опухла. Доехали затемно, но путь к озерку был хорошо освещён. Отец Александр предупредил, что источник преподобного Серафима очень холодный. Температура воды не выше 4 градусов.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы. 2. Утвердить епископа Краснослободского и Темниковского Климента в должности священноархимандрита Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря Темниковского района Республики Мордовия. 3. Утвердить епископа Шахтинского и Миллеровского Симона в должности священноархимандрита Покровского Верхнемакеевского мужского монастыря Кашарского района Ростовской области.   ЖУРНАЛ 111 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастыря, о назначении на должность и освобождении от должности игуменов, наместников и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначить монахиню Тамару (Гончаренко) на должность игумении Александро-Невского женского монастыря села Маклаково Талдомского района Московской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия освободить Преосвященного епископа Ишимского и Аромашевского Тихона от должности игумена (наместника) Свято-Троицкого мужского монастыря города Тюмени. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Брянского и Севского Александра освободить его от обязанностей священноархимандрита и игумена Горно-Никольского мужского монастыря города Брянска и назначить иеромонаха Даниила (Цупикова) на должность игумена указанного монастыря. 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Отрадненского и Похвистневского Никифора открыть мужской монастырь во имя благоверного князя Александра Невского в селе Старая Бинарадка Красноярского района Самарской области и назначить игуменом (наместником) этого монастыря игумена Ананию (Кудрявцева). 5. В связи с прошениями Преосвященного епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3804585...

Р.Шацкая, Москва Помощь послушнику Многое связывает меня со святителем Николаем: его имя носит мой отец, в родном Саратове я трудился в Никольском храме. Очень почитаю этого святого. Сейчас подвизаюсь в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре. Однажды моей маме задерживали пенсию, она очень расстраивалась, жить было не на что. Я ей сказал: «Давай помолимся святителю Николаю, он поможет». Помолились, и на следующий день мама получила деньги. Недавно и я просил Николая Чудотворца о помощи, чтобы Господь по его молитвам послал мне немного денег на телефонные звонки домой. Через несколько дней получил перевод на сто рублей от брата Николая, отца моего крест­ника. Он просил подать записочки в монастыре. Когда я принес их в иконную лавку, денег с меня не взяли. А на Николу летнего мне было нужно на несколько дней съездить из монастыря домой. Просил Господа, Божью Матерь, Цар­ственных мучеников и, конечно, святителя Николая о благополучной поездке. Но когда после службы собрались ехать, оказалось, что нет ключей зажигания от машины. Я расстроился по маловерию. Пошел опять к образу святителя, прошу: «Святителю отче Николае, как же так, не могу попасть домой в твой праздник, помоги!» И вот чудеса – на монастырской машине едет в Саратов о.Матфей и берет с собой меня. Святителю отче Николае, моли о нас грешных. Раб Божий Игорь, Санаксарский монастырь, Мордовия Из разрушенного храма Эту историю я слышала от хорошей знакомой моей недавно почившей мамы. Девочкой она жила в рязанском селе, а годы были страшные, безбожные. Произошло это перед Пасхой, на Страстной седмице. Многочисленная ребятня собралась тогда в горнице за азартной игрой. Ее бабушка хлопотала в избе по хозяйству. Вдруг, в разгар игры – грохот из сеней. Послали кого-то из детворы узнать, что случилось. Оказалось, упал булыжник, который использовали как гнет для приготовления «пасхи». Дело скоро поправили, и игра возобновилась, но ненадолго. Грохот в сенях заставил всех насторожиться. Опять послали посмотреть, что там. Оказалось – та же причина. Вновь камень положили на дощечку, прижимающую марлю с тво­рогом, и стали посмеиваться над незадачливым пареньком, который не мог справиться с таким пустячным делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Рафаил (Карелин) , архим. Проповеди. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997 Рафаил (Карелин) , архим. Тайна спасения: беседы о духовной жизни. Из воспоминаний. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002 Рафаил (Карелин) , архим. Христианство и модернизм. М: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999 Рафаил (Карелин) , архим. Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999 Религия Древней Месопотамии/Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1. – М.: Аванта, 2001 Родион, свящ. Люди и демоны: образы искушения современного человека падшими духами. Калуга – Минск – Ново-Казачье: Православная община, 1993 Рождественский Н.П. Христианская апологетика: Курс основного богословия. Т. 1. СПб., 1893 Русская литература: XIX век» Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2001 Русская литература: XX век. – Там же. Руфин, пресвитер. Жизнь пустынных отцев. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898 Сагарда Н., проф. Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви. М.: Паломник, 1996 Санин Е. Стихотворения. Машинопись. Б. м. и г. Свенцицкий Валентин , прот. Диалоги. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995 Светоний Гай Транквилл. О жизни цезарей. СПб., 1998 Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков, адмирал флота Российского). Житие. Служба. – Киев: Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь – Общество любителей православной литературы. Изд-во имени свт. Льва, папы Римского , 2001 Серафим (Роуз), иером. Божие откровение человеческому сердцу. М., 1997 Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию. М., 1997 Серафим (Роуз), иером. Человек против Бога. М., 1995 Сергий (Рыбко), иером. Современная культура: сатанизм или богоискательство? – М., 2002 Сидоров А.И. Курс патрологии: возникновение церковной письменности. М.: Русские огни, 1996 Симеон Новый Богослов , преп. Творения. Т. I-III. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Ребята, учителя и организаторы от имени Союза писателей России, ВРНС, Центра Федора Ушакова благодарили всех, кто помог провести и создать этот праздник: Руководителя фракции КПРФ Г.А. Зюганова; Компании IEK GROUP; Страховую Компанию «ТИТ»; МОО «Вече»; Профсоюз «Почты России»; Фронтовое агентство «Анна-Ньюс» за информационную поддержку; МОК Союза казаков-воинов России и зарубежья; Попечительский Совет святого колодца преподобного Ферапонта из Можайска и лично Александра Михайловича Бояра, Виктора Алексеевича Лапкина; Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь за молитвы и за книги о славном адмирале, святом праведном воине Феодоре, и иконы святого; Международный Шолоховский комитет за изданную красно украшенную эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон»; Центры Федора Ушакова в Николаеве (Бушуеву Г.В.), в Луганске (Мельник В.Н.), в Бийске (Т.А. Ашмарину), в Волгограде (Егорова Е.В.), в Макеевке (Медведева Т.И.) за проведение региональных этапов; Вадима Носова за походные сумки… В этом году ребятам личные подарки сделали семьи наших соборян Орловых, Андрияновых-Стриженовых, Володиных, Чауса... Спасибо сердечное Татьяне Щорс, Татьяне Максимовой, Алине Свиридович, Роману Доронину, Лере Сычовой и всем нашим бескорыстным друзьям и добровольным помощникам. 4 ноября, в День народного единства, победители побывали на Бородинском поле, помолились в Бородинской и Лужецкой Ферапонтовой обителях, на источнике преподобного Ферапонта Можайского, где испили святой студеной водицы, а также насытились кашей из полевой кухни, поклонились святыням в главном Храме Вооруженных сил Росси в парке «Патриот». Завершили праздник победителей в Переделкино, в доме, где жил инициатор проведения Конкурса, ученый, писатель, автор книги «Ушаков» Валерий Ганичев, посетили выставку работ участников конкурса «Гренадеры, вперёд!», погрелись у костра и попели прощальные песни, твердо зная, что добро обязательно победит зло, а слова Родина и Бог всегда пишутся с большой буквы! Сергей Иванович Котькало , сопредседатель Союза писателей России, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собор

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/po...

великих Псалтырях напечатано явствует. февр. 12. Лука 24, зач. 114, ст. 50 и зач 113, ст. 30, и Евангельская стихера 5. Древняя история о принесенной на Тихвину святыню ангелами по воздуху богородичн. иконы. Минея праздничная в каноне иконы Тихвинския, в 3-м тропаре 5-й песнь. Таже и в прочих службах явлению богородичных икон, в месячных минеях, напечатанных в Москве при древних царех и патриархах. Св. Максим Грек в сл. 40. Таже во Псалтыре со возследованием, в слове о крестном знамении, и в Катихизисе великом, и в прочих древлепечатных книгах. Иоанн I, зач. I, ст. 1 Псалтирь со возследованием, в слове о крестном знамении. Св. Максим Грек в слове 40, таже и во Псалтыри со возследованием. Номоканон свят. Отец Афонския горы, в правилах о вселетнем посте. Кормчая от правил св. Апосгол 69, и прочих свят, соборов. Книга Сборник, от многосложного свитка восточных свят. отец числом 1455 подписавшихся, гл. 28, л. 391. В Евангелии новом, святий Леонтий папа Римский, в неделю 1-ю поста. Беседа 1-я на посл. 1-е в Галатам, зач. 199, ст.1477, гл. 1,ст.7, 8 и 9. †) Соборник гл. 28, л. 389. Лука гл. 15, зач. 78, ст. 4, 5 и 6. Иоанн гл.10, зач. 36, ст. 16. Стих тотже. 1 Исключению подвергаются главным образом многочисленные, приводимые в тексте и особенно в примечаниях, подлинные выписки из раскольнических и иных сочинений, на основании коих излагается ход событий; исключаются также все примечания, в которых опровергаются неверные, большею частью самоизмышленные сказания о повествуемых событиях автора „Исторических очерков поповщины “ г. Мельникова. Считаем достаточным сделать здесь общее замечание для читателей, чтобы они с осторожностью пользовались собственно историческими произведениями сейчас названного автора, который был необыкновенно талантливым беллетристом, но не особенно дорожившим историческою истиною историком. 2 Кроме Павла Коломенского, по уверению раскольников, были против соборного исправления церковно-богослужебных книг, и вообще приняли будто бы сторону раскола, епископы: Макарий Новгородский, Маркелл Вологодский и Александр Вятский (Денис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Словенской иконы Божией Матери, сент. 23. Слово плоть бысть – иконы Божией Матери, 9 марта. Смоленской иконы Божией Матери, 12 окт. Сокольской иконы Божией Матери, 23 февр. Сосновской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Софии освящение, 4 нояб. София-Соломонида , великая княгиня, 16 дек. Софроний , затворник печерский, 28 авг. Софроний мучен., 28 мая. Сохомской Богородичн. Прилож. I, стр. 7. Спасительницы утопающих иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Спиридон , патр. сербский, 20 авг. Споручницы грешных – иконы Богоматери. Прил. I, стр. 7. Старорусской иконы Божией Матери, 4 мая. Стефан , краль сербский, 24 сент, и 30 окт. Стефан грузин, 4 нояб. Стефан дечанский, краль сербс., 11 нояб. Стефан Бранкович, серб., 10 дек. Стефан Щилянович, 4 окт. Стефан , казанский мученик, 24 мар. Стефан , комельский преп., 12 июня. Стефан хирский, груз., 7 мая. Страстной иконы Божией Матери, 13 авг. Сухий , мученик грузинский, 15 апр. Тамара , царица грузинская, † 1201. Память в неделю мироносиц. Т амбовской иконы Божией Матери, 16 апр. Тарасий , преподобный глушицкий, 12 окт. Таричан грузин, 18 мая. Т еребинской иконы Божией Матери, 14 мая. Тимофей , игумен. печерский, 23 авг. Тимофей святогорский, псковский юродивый. Тит , печерский воин, 28 авг. Тихон , медынский преподобный, 16 июня. Трифон вятский, 8 окт. Трифон печенгский, 15 дек. Троеручицы иконы Божией Матери, 28 июня и 12 июля. Умиления иконы Божией Матери, 19 мар. и прилож. 1. стр. 7. Умягчение злых сердец иконы Богоматерн. Прилож. 1. стран. 7. Урош , царь сербский, 2 дек. Феликс корельский, 18 апр. Филарет печерский, 21 сент. Филермской иконы Божией Матери, 12 окт. Филипп преподобный ирапский, 14 нояб. Филипп рабангский, 15 нояб. Филипп устюжский, 17 авг. Харитина преподобная, 5 окт. Харитон преподобный сянжемский, 11 апр. Харитон кудинский, близ Торопца. Хитон Господень, 1 окт. Хлебной иконы Богоматери. Прилож. I. стр. 7 Холмской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Христофор пр. коряжеский, 25 июля. Христ албанец мученик, 28 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Убо пресвятая Богородица (по Аввакумову еретическому, якоже и по Несториеву злоумствованию ) несть Богородица, но токмо Христородица; понеже не самого (якоже они ложно блядословят) Сына Божия родила, но токмо некую силу или благодать, нареченную Христос. Но не буди нам правоверным сея ереси ниже во уме помыслити; мы бо веруем и исповедуем, яко пречистая Дева есть истинная Богородица, истинного Бога Слова рождшая, якоже веровати нас научиша святые отцы, на третьем вселенском соборе, в Ефесе на злочестивого Нестория собравшийся. И святой Иоанн Дамаскин в книзе 4, о вере, в главе 15, пишет: господственно и истинно Богородица есть и именуется. И паки: родися из неё Сын Божий воплощен не богоносный человек, но Бог воплощен 71 . И святой Митрофан, канонов творец, в гласе 3, в каноне Троичном, на недельной полунощнице, в песни 5 й, в Богородичн глаголет: из тебе родися Христос в существах и хотениях сугубых. Существо бо Божие, с существом человеческим во утробе Девыя во едино лице Христово соединися, и от самыя тоя черты времене, в нюже воплотися Христос, Бог совершенный, совершен бысть и человек: и совершенный человек, совершен бысть и Бог , в сугубых существах естеств раздельных, в едином же лице в нераздельном. Аще же и существом Божественным Сын Божий во утробе девической воплотися, обаче неразлучен бе от Отца, а не яко Аввакум со ученики своими умствует, яко аще бы самый Сын Божий существом Божественным во утробу девическую сошел, то уже бы не был на небеси со Отцем, но отсеклся бы от Него. О безумия безумных, неведущих существа Божественного нераздельного! Аще бо и на земли бяше ипостасию своею Сын Божий, обаче Божеством Отца на небесех царствующего бе неразлучен, и в единой черте времене бе во аде с душею, в рай с разбойником, и на престоле со Отцем, якоже и во утробе Девыя сый, не отступи от Отца, и с человеки живый, не отступи от Отца, еже и церковь святая в пениях вознесенского праздника на велицей вечерни в Славнике извествует поя: недр отеческих не разлучся, сладчайший Иисусе, и с земными яко человек поживе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008