Семцы. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1820 и 1830. Год утраты:приблизительно 1962 Адрес: Россия, Брянская область, Почепский район, с. Семцы Координаты: 52.818134, 33.455097 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Храм Рождества Христова упоминается с XVIII века; последнее здание храма было построено в 1830 (каменное, упоминается до середины XX века; не сохранилось). В 1872 была открыта земская школа. В документах Семец впервые упоминается в 1645 году при описании границ Трубчевского уезда, передаваемого в состав Русского Царства. Уже в этом документе Семец назван селом, что можно считать свидетельством существования здесь православного храма до времен польского владычества. Однако во второй половине XVII века храма в Семце не было. В марте 1712 года семецкие крестьяне, вынужденные ходить за 25 верст в храм села Семячки, подали в Синодальный казенный приказ прошение о строительстве собственного храма во имя Рождества Христова. Дело решилось на удивление быстро: в июне того же года был дан указ о строении храма, а в августе - выдан антиминс для освящения новопостроенной церкви. Был ли этот храм единственным деревянным храмом в Семце - сказать сложно. К началу XIX века в нем имелся придел во имя великомученика Димитрия Солунского. В июле 1819 года от удара молнии в церкви возник пожар, уничтоживший деревянное строение, хотя основную часть святынь из него удалось вынести. Вскоре на средства прихожан была начата постройка нового, каменного храма, которая продолжалась до 1830 года. Этот храм также предполагалось сделать двухпрестольным, однако придельный Димитриевский престол в нем так и не был освящен. Изнутри храм был оштукатурен и окрашен масляной краской, в нем насчитывалось 14 больших и 10 малых окон. Двухъярусная колокольня с пятью колоколами, достроенная только к 1843 году, возвышалась на 18 метров. Длина всего строения составляла 29, а ширина - 13,5 метров.

http://sobory.ru/article/?object=46202

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты С севера к колокольне пристроена небольшая церковка в честь Рождества Христова, возведённая, видимо, одновременно с колокольней на месте деревянного храма с тем же посвящением. Она представляет собой небольшой бесстолпный объём с подцерковьем и вытянутой апсидой. Интересной деталью храма является его широкий притвор, который служит входом одновременно в Рождественский храм и церковь под колоколы. Простота и рациональность устройства храма дают основание предполагать (и такое предположение сделал В.А. Ядрышников в своём труде " Архитектура Старой Руссы XI - начала ХХ века " ), что в " каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года " . " Подобные небольшие клетские храмы, - продолжает исследователь, были широко распространены... однако их копии в камне в XVI-XVII веках встречаются нечасто " . Подцерковье храма не предназначалось строителями для церковных нужд и оно использовалось самыми разнообразными способами. То здесь размещалась слесарная мастерская, а то - с 1763 года - его сдавали под склад казённого вина. В начале XIX века здесь, по монастырским документам, была пекарня с кладовой, а с 1835 года - церковь Космы и Дамиана (престол перенесли из упразднённого храма приписного монастыря), просуществовавшая до 1892 года, когда Рождественский храм передали духовному училищу. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Древний храм Рождества Христова, ныне св. равноапостольных Кирилла и Мефодия Особая пристройка соединяет с северной стороны монастырскую колокольню с двухэтажным, небольшим сравнительно храмом Рождества Христова. Эта церковка почти квадратная. Снаружи можно судить об этом по пилястрам, обозначающим длину самого храма. С восточной стороны его удлиняет апсида, снаружи составляющая как бы одно с храмом. С запада примыкает притвор. Давно построен храм. Только ушли шведы из города в последний раз, как через три года выросли его стены. Когда в 1625 году делалась опись города, храм уже существовал. Толсты, как и все древние, церковные стены. Белая гладь их ровна, однообразна. Только два пилястра с северной стороны, да два карниза несколько разнообразят их. Над храмом возвышается двухскатная кровля, пере­ходящая над апсидою в полуконусообразную, а над нею одна небольшая глава.

http://sobory.ru/article/?object=06904

Стародуб. Собор Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Христова расположен на бывшей Рыночной площади. Деревянная церковь известна здесь с 1617 г. После пожара 1677 г. вместо неё построена нынешняя каменная, с нач. XVIII в. она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине – полковым собором. Замечательный памятник украинского барокко с элементами в духе московского зодчества XVII в. В советское время пустовал, ныне действует, рядом построена небольшая колокольня. Деревянный храм известен с 1617 года. Возможно, он существовал на месте храма времен Киевской Руси. В 1677 году храм сгорел, вскоре на его месте был выстроен нынешний каменный. В 1744 году собор обгорел, но сохранил первоначальный облик, был возстановлен. Собор славился на всю окраину замечательными росписями, богатством отделки и утвари, колокольным звоном. В период советской власти был закрыт и использовался как склад. В 1980-х годах в храме возобновлены Богослужения. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " , опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 г. Издание Брянского Епархиального Управления, 2007 г . Собор Рождества Христова возвышается в самом центре Стародуба, на Рыночной площади. Считается, что предшественником собора был храм, возведенный еще во времена Древней Руси. На самом деле, документальное подтверждение существования на данном месте храмовой религиозной постройки датируется не ранее, чем 1617 г. Здесь стояла деревянная Стародубская полковая церковь, которая сгорела в пожаре 1677 г. Сооружение заменили каменным, которое уже к началу XVIII века получило статус соборного храма. В композицию собора Рождества Христова удачно вплетены идеи украинского казацкого барокко в сочетании вычурными декоративными вкраплениями московских зодчих XVII века, творивших в мотивах " нарышкинского " барокко. Поговаривали, что внутреннее убранство интерьера обители ничем не уступало его внешнему богатству и разнообразию форм. Согласно свидетельствам 1744 г., внешняя часть сооружения храма сильно пострадала в результате пожара, хотя и удалось сохранить намек на былой облик собора.

http://sobory.ru/article/?object=00669

Студенки. Домовая церковь Рождества Христова. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1855. Адрес: Липецкая область, Усманский район, село Студёнки, Первомайская улица, 55 Координаты: 52.01259, 39.606889 Проезд:по автодороге Усмань-Беляево Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Студёнки в качестве «починка в поляне Ягодной, под Толшенским Олхом, на реке Студёнке» с 14 дворами помещиков впервые упоминается в писцовых книгах Воронежского уезда 1629 года. Впоследствии деревню сожгли татары, и из старых помещиков в 1645 году на пепелище вернулись лишь 4 человека, которые вскоре образовали здесь Боярскую слободу. Рядом с ней, на правом берегу реки, в 1646 году была поселена слобода полковых казаков в 50 дворов. Тогда же впервые упоминается церковь: «Слобода полковых казаков, что было село Студёнки по правой стороне от татарской войны запустела, а в ней место церковное Рождества Христова, на нём часовня». В 1651 году воевода князь Иван Михайлович Волконский выстроил в сельце вместо часовни деревянную Христорождественскую церковь, к которой было отведено 20 четвертей земли. В «Окладных книгах Рязанской митрополии 1676 года» показана «церковь Рождества Христова в селе Студёнках. У тое церкви двор попа Мины, двор пономарёв. Церковной земли в трёх полях двадцать четвертей, сенных покосов и рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви восемнадцать дворов детей боярских, пятьдесят дворов полковых казаков». По всей видимости, в середине XVIII столетия первый деревянный храм был заменён новым, «но когда неизвестно». В начале 1847 года, «в селе Студёнки Христорождественская церковь деревянная... крепка, без ограды, при ней прихожан мужского пола 583, женского 548 душ, состоят из крестьян, к церкви усердны». В 1850 году усманским мещанином Андреем Осиповичем Будариным была попытка о перестройке и увеличении храма, однако она не увенчалась успехом: «на крестьянах с. Студёнок числится недоимки прежних лет 9.189 рублей ½ копейки и в платеже они неисправны», а потому, по мнению Тамбовской палаты государственных имуществ «нельзя дозволить означенным крестьянам отдать в оброк 200 десятин земли, и вырученные деньги употребить на устройство церкви».

http://sobory.ru/article/?object=50670

Тотьма. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Каменная двухэтажная церковь Рождества Христова в Тотьме расположена в центральной части города. Строилась церковь в два этапа. Первоначально, в 1746-1748 гг., была построена нижняя теплая церковь с престолом в честь Рождества Христова, позднее, в 1786-1793 гг., построена верхняя холодная церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца. В 1790 году, отдельно от церкви была выстроена каменная колокольня, с устроенным в нижнем ярусе храмом во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Здание церкви построено в стиле русского регионального (тотемского) барокко. Нижний ярус, сильно вытянут в продольном направлении. Он включает в себя пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью. От верхнего яруса он отделяется карнизом. Стены украшают парные и одиночные пилястры. Перспективный портал, выполненный в традиции 17 века, расположен с южной стороны паперти. Над трапезной надстроен двусветный четверик холодного храма, который заканчивается широким карнизом с полукружиями и покрыт куполом, над которым поднимается световой восьмерик, несущий еще два восьмерика, поставленных один на другой и увенчанных главкою. Основной объем церкви бесстолпный, алтарь пятигранный. Стены украшены тонкими вертикальными пилястрами, над окнами сложные картуши. К летнему (холодному) храму пристроена небольшая трапезная с крыльцом и лестницей на ползучей арке. В 1930-е годы храм был закрыт, колокольня с храмом Параскевы Пятницы разрушена. В 1995 году передан Вологодской епархии. Восстановлен и освящен иерейским чином в 1999 году. В год 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Вологодский музей актом от 29 апреля передал Вологодской епархии мощи преподобного Феодосия, находящиеся в кипарисовом гробу. Их первоначально поместили в Лазаревский храм города Вологды, что на Горбачевском кладбище. В 1994 году по просьбе верующих тотмичей состоялось торжественное перенесение мощей из вологодского Лазаревского храма в Троицкую церковь города Тотьмы. Сейчас мощи преподобного Феодосия Тотемского (Феодосий Юлианович Суморин), основателя Спасо-Суморина монастыря, находятся в нижнем храме Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=03691

Тула. Церковь Рождества Христова в Чулковой слободе. Карта и ближайшие объекты Христорождественская церковь - приходский храм во имя Рождества Христова в бывшей Чулковой слободе (ул. К. Маркса/Осташева) г. Тулы. Чулковская слобода, согласно писцовым книгам 1627, 1628 и 1629 гг., была вотчиной дворян Чулковых и называлась «селом Рождественским, а Чулково тож». Судя по этому наименованию, храм в Слободе существовал уже в нач. XVII в., но каким он был, деревянным или каменным, — неизвестно. Прихожанами его в то время были крепостные крестьяне Чулковых, позже, в XVIII в., к ним присоединились заводские работники Демидовых, а также крепостные крестьяне из д. Комарок, принадлежавшей помещикам Ивашкину и Мансурову. В 1732 г. на месте старой церкви «тщанием прихожан» построили каменный храм того же наименования. Из писцовых книг известно, что в 1728 году в деревянной церкви была похоронена Евдокия Тарасова, невестка Никиты Демидова. В 1732 году на средства Акинфия Никитича Демидова над прахом его жены построили новую каменную церковь с колокольней в честь Рождества Христова. В 1769 году в храме построили придел Святого Димитрия Ростовского, а 1816 году придел Бориса и Глеба. С 1894 года при храме стала работать приходская школа. Во времена советской власти храм был закрыт. В нём размещается склад. Лозинский Р.Р. «Страницы минувшего» Власти передали Тульской митрополии старинный храм в честь Рождества Христова, возведенный на средства известного промышленника, основателя металлургических заводов Акинфия Демидова. Первый молебен в храме состоялся 6 августа. Церковь распологается в Пролетарском районе Тулы и станет пятым действующим храмом в самом крупном промышленном районе города. На месте каменной церкви ранее стояла деревянная, в которой в 1728 году была похоронена первая жена А.Демидова - купеческая дочь Авдотья Коробкова. В 1732 году А.Демидов возвел над могилой каменный храм. До передачи здания Церкви там хранились реквизиты областной филармонии.  Источник: Православная газета (688) 2012 г. 

http://sobory.ru/article/?object=01484

Филатово. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты «…Здесь на большой поляне у реки находятся остатки небольшой Рождественской церкви, сооруженной в 1750 году и до 1820 года бывшей домовой церковью владельцев усадьбы. Деревянный усадебный дом с флигелем расположены в полукилометре от церкви, на берегу реки». Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974 Старинное селение Филатово находится в 12 км к западу от города Истры, на обоих берегах речки Маглуши. Селение, входившее в волость Воиничи Рузского уезда, известно уже с середины XVI столетия. В писцовой книге 1567-1569 гг. помещена следующая запись: «За Булгаком Васильевым сыном Лисицына (…) деревня Филатова на речке на Мологощи.  Селение Филатово в старину относилось к приходу Рождественского погоста на Мологоще. Согласно той же писцовой книге, «погост на цареве и великого князя земле на речке на Мологощи, а на погосте церковь Рождества Христова.По преданию, на месте погоста существовал женский монастырь Рождества Христова, разоренный при польском нашествии. В 1707 году на оброчной церковной земле Думашевы построили новую деревянную церковь – предшественницу нынешней каменной, которая была освящена также в честь Рождества Христова. Благословил ее сооружение известный церковный деятель и проповедник Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский. В начале 1750-х годов была возведена нынешняя кирпичная церковь, руины которой теперь печально украшают село. Храм был построен женою Камердинера Императрицы Елизаветы Петровны Матвея Иванова сына Воронова Анною Дмитриевной и детьми ее Камер-Пажами Алексеем и Михаилом Александровыми детьми, Думашевыми. Согласно данным ЦИАМ/ф. 454 оп. 3 д. 72 лл. 198, 199-201 об./(Центральный Исторический Архив Москвы) мы попробуем предложить небольшую картину архитектурного облика храма и его интерьера, составленной согласно метрике, которая была записана по ответам священника Феодора Ивановича Ильинского в январе 1887 года – Настоятеля церкви в конце XIX столетия:

http://sobory.ru/article/?object=08226

1. Предварительные сведения. Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерии», т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими» 1 потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу». 2 Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и Евангелия, строго приуроченное ко времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование собственно и является царскими часами в тесном смысле. Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собою. Судьба тех и других совершенно тождественна; и что сказано где-либо об одних, то следует относить и другим. Часы великой пятницы, напротив, имеют свою особую судьбу, а потому, их следует рассматривать отдельно. Наши сведения о происхождении и судьбе часов Рождества Христова и Богоявления не отличаются достаточной полнотой и относятся уже к позднейшему времени. Во всех надписаниях рассматриваемых часов творцом их обычно называется Софроний, патриарх Иерусалимский († 644). С одной стороны, согласие свидетельств, а с другой – полное почти отсутствие различия в составе тропарей и чтений по разным памятникам заставляет предполагать в данном случае наличность одной редакции, и именно – редакции патр. Софрония. Именем св. Софрония, большею частью, надписываются только тропари; но иногда и все последование часов усвояется этому-же песнописцу. Вернее, однако, думать, что патр. Софронию принадлежит редакция одних лишь тропарей, даже самостоятельное составление некоторых из них. Разнообразие псалмов, указываемых в разных памятниках, свидетельствует о существовании нескольких редакций самого чина. Во всяком случае несомненно, что при патр. Софроний и благодаря его личным трудам этот чин получил свою окончательную обработку. Патр. Софроний сообщил ему тот вид, в каком он остается и доселе, подвергшись, быть может, самым незначительным изменениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В праздник Рождества Христова Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя 7 января, 2010. Дмитрий Британов В ночь с 6 на 7 января 2010 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений; епископы Анатолий (Аксенов), Бронницкий Игнатий, Солнечногорский Сергий; схиигумен Илий (Ноздрин); ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев и московское духовенство. За ночным богослужением в Храме Христа Спасителя молились Президент Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой, представители высших органов государственной власти и тысячи верующих. Перед началом Божественной литургии, транслировавшейся на портале Патриархия.ru и по телевидению, Святейший Патриарх Кирилл поздравил телезрителей с праздником Рождества Христова. «Минул год, очень непростой для жизни нашей страны, для жизни нашей Церкви, для народа нашего, —  сказал, в частности, Святейший Владыка. —  Но сейчас мы можем со всей очевидностью сказать, что по милости Божией, трудами нашими и, конечно, с помощью Господа, к Которому мы обращали горячие молитвы, Отечество наше проходит через трудные испытания, не разрушая само себя, не откатываясь назад, но, пусть медленно, но верно двигаясь вперед. Будем просить родившегося в Вифлееме Спасителя, чтобы следующий год был годом Его благости. Нам не избежать трудностей и скорбей — такова человеческая жизнь. Но очень важно, чтобы скорби человеческие не разрушали нас, но делали еще сильнее. А человек становится сильным тогда, когда он чувствует силу Божию, и если он сочетает эту силу со своими собственными человеческими усилиями, то в результате мы имеем совершенно ясное и убедительное положительное развитие и личности, и страны, и общества». После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь, посвященную духовному значению события Рождества Христова.

http://pravmir.ru/v-prazdnik-rozhdestva-...

Вифлеем. Церковь Рождества Христова. Базилика Рождества Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 327 и 535. Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq). Координаты: 31.70431, 35.20762 Проезд:По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании. Изменить описание объекта Восточный фрагмент мозаики южной стены клеристория. Слева Первый Никейский Собор 325 г. (фрагментарно) и Второй (I Константинопольский) Собор 381 г. (сохранился полностью). Снизу предки Христа согласно родословию в Евангелии от Матфея (имена см. в статье). Круг мастера Ефрема. Около 1170 г. Серж 9 апреля 2008 Карта и ближайшие объекты К базилике Рождества Христова с юга примыкает женский монастырь Георгия Победоносца . История церкви Рождение младенца Иисуса описывается в Евангелии от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лука, 2:1-7.) Ясли эти, по представлениям современных исследователей, находились в нижнем этаже обычного вифлеемского дома. Нижний этот этаж служил хлевом, в отличие от верхнего этажа, использовавшегося в качестве жилого помещения. Общая комната в верхнем этаже и могла быть той «гостиницей», в которой Иосифу и Марии не хватило места. В некоторых сохранившихся старых домах в Вифлееме нижний ярус полностью или частично вырублен в мягком камне Иерусалимских гор. Это объясняет, почему место рождения Иисуса именовали пещерой или вертепом, хотя в самих Евангелиях пещера не упоминается.

http://sobory.ru/article/?object=14202

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010