Рождество… Светлый, радостный день – день рождения Спасителя мира. Даже для людей, далеких от Церкви, Рождество ассоциируется с радостью и любовью. И коль скоро в России в последние годы наблюдается искреннее стремление вернуться к православной вере, то и Рождество Христово все больше людей стремится провести по-христиански. И это очень отрадно для любого искренне верующего человека, желающего спасения души ближнего. При этом не может не огорчать повторяющаяся из года в год предновогодняя истерия, которая носит не столько идеологический, сколько коммерческий характер, спекулируя на духовном невежестве людей. Верующему человеку больно видеть на праздничных прилавках засилье так называемых «хозяев года» – символов с виду безобидных и даже симпатичных зверюшек – свинок, мышек, бычков… Ведь зачастую все эти сувениры продаются вперемешку с православными календарями (или даже иконами!), а продавцы бодро уверяют доверчивого покупателя, что присутствие в доме новогоднего талисмана непременно принесет счастье. – А вы кто? – (С затаенной гордостью) Я – петух. – О-о, а я крыса!..» Такой диалог можно часто слышать от людей очень даже серьезных и респектабельных. Дальше, как правило, следуют разговоры о совместимости характеров, оправдания различных пороков («Да, гневлив, но знак такой, знаете ли, – огненный бык, ничего не поделаешь!») и т.п. Бесчисленные предсказания вроде «Что сулит козерогу год быка?», китайские гороскопы, гороскопы по знакам зодиака… А кто же на самом деле эти «хозяева года» и «судьбы»? Знаки зодиака. Происхождение Задаются ли люди вообще вопросом: что такое знаки зодиака? Согласно «Википедии» – известной в интернет-пространстве свободной энциклопедии, знаки зодиака – это 12 тридцатиградусных сегментов небесной сферы, делящие ее по долготе. Соответственно, зодиакальные созвездия («зодиак» от греч. ζωδιακς – «звериный») – 12 созвездий, расположенных вдоль видимого годового пути Солнца среди звезд – эклиптики. Еще в Древней Греции зодиакальные созвездия были выделены в особую группу и каждому из них был присвоен свой знак.

http://pravoslavie.ru/jurnal/28994.htm

Сортировать по Исключить новости Очень земной праздник и подарки Младенцу Христу Не надо бояться обмирщения Рождества. 7 января, 2015 Не надо бояться обмирщения Рождества. Есть такое расхожее, но от того не более объективное суждение: у православных христиан главный праздник — Пасха, а у католиков — Рождество. Посмотрите на наши куличи да крашеные яйца весной и на западно-европейские ярмарки, глинтвейн, пудинги — зимой! Смотрите, да не туда. В дореволюционной России можно было встретить многие европейские атрибуты празднования Рождества, и традиция святочных рассказов у нас с Западом была общая. Православные Балканы, Греция и Грузия и сегодня отмечают Рождество широко и весело, да и на славянском постсоветском пространстве пряники, гулянья и благотворительные акции к Рождеству — совсем не экзотика. По крайней мере, в Киеве всю зиму на улицах продают уже упомянутый глинтвейн и поют колядки, а уж по количеству праздничных площадок в этом году Москва, кажется, обогнала некоторые города Европы! Миф о главных праздниках связан с очень простой и совсем не религиозной реалией: в Советском Союзе Рождество было вытеснено и заменено Новым годом, в празднование которого ушла вся рождественская атрибутика, а от Пасхи остались хотя бы рудименты — куличи и яйца. Нечем было заменить весенний православный праздник — ведь он переходящий, Первомаем не отделаешься. Но доля истины есть в любом мифе. Ведь, действительно, рождественских мероприятий, особенно детских и благотворительных — великое множество, Рождество лучше усвоено миром нецерковным, и даже там, где политкорректно употребляют словосочетание «зимние праздники», все прекрасно понимают, что это за зимние праздники. Подарки, елки, сладости и Санта-Клаус (иногда — Дед Мороз или Пер Ноэль) — это Рождество. Причина очень простая. Рождество — земной праздник. В этот день Бог пришел на землю и освятил ее: «И на земли мир, в человецех благоволение». Мир противится Христу, поэтому и до покоя и тишины по всей земле далеко, и в людях бывает такое «зловоление», что порой просто дух захватывает, — но Христос победил мир, и именно в рождественских празднованиях это проявляется как нельзя более полно. Какой бы суетой они не наполнялись, они остаются рождественскими. И обыватель из самого холодно-нейтрально-секулярного общества нет-нет да и вспомнит среди шума и веселья, что РождествоХристово и первая часть слова «Christmas» — Христос.

http://pravmir.ru/ochen-zemnoy-prazdnik-...

Сортировать по Исключить новости Рождество в концлагере Она вдохновенным голосом начала петь тропарь Рождества, а затем и кондак его. Весь барак сразу замолк и в помещении стало так тихо, что было слышно лишь пение монашки да тикание ходиков на стене. И сразу все почувствовали, что стены барака куда-то исчезли, исчез куда-то лагпункт Сиблага НКВД, и каждый из нас на крыльях нахлынувших переживаний унесся далеко-далеко от этих ‘оазисов’ смерти 8 января, 2013 Она вдохновенным голосом начала петь тропарь Рождества, а затем и кондак его. Весь барак сразу замолк и в помещении стало так тихо, что было слышно лишь пение монашки да тикание ходиков на стене. И сразу все почувствовали, что стены барака куда-то исчезли, исчез куда-то лагпункт Сиблага НКВД, и каждый из нас на крыльях нахлынувших переживаний унесся далеко-далеко от этих ‘оазисов’ смерти Представляем вашему вниманию главу из книги Петруса Кристуса Узники коммунизма . В этом лагере было очень много разных «религиозников», попавших сюда за свои убеждения. Одни вели себя осторожно, избегая конфликтов с начальством, другие же открыто и дерзновенно исповедывали свою веру, всем свидетельствуя о Боге. Особенно откровенно и смело вели себя монашки во главе с священником Березкиным. Они отказывались от всякой работы сидели на голодном пайке, часто попадали в изолятор и наказывались всякими штрафами. Но как только исповедницы выходили из изолятора и появлялись в лагере, снова он оживал и становился полем их церковного благовестия. Особенно воодушевлялись монашки в дни великих праздников. И вот, в Рождественские дни они рассыпались по баракам и стали Христа славить (колядовать). Одна из таких «колядниц» вошла в наш барак и, остановившись около дверей, восторженным голосом стала приветствовать всех с Рождеством Христовым. Это была женщина средних лет, с измученным, но радостным лицом и светлыми горящими глазами. Не всё население барака сразу поняло ее приветствие, а некоторые из задних углов начали даже отпускать по ее адресу плоские шутки. Но, когда, после того, как кто-то ей сказал: «колядуй», она вдохновенным голосом начала петь тропарь Рождества, а затем и кондак его, весь барак сразу замолк и в помещении стало так тихо, что было слышно лишь пение монашки да тикание ходиков на стене.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-konclager...

Иконография «З. П.» и. восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария» (итал. Madonna del Rosario; нем. Rosenkranzmadonna; польск. Matka Boska Róacowa; словен. Ronovenska Mati Boja), возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило - розарий , во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки - розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий - также венок из роз) ( Mena š e L. Marija v Slovenski umetnosti: ikonologija slovenski marijanske umetnosti od zaetkov do prve svetovne vojne. Celje, 1994. 143-148). Розарий - домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей - как выражение персонального, личного моления заказчика.

http://pravenc.ru/text/182739.html

1. Давайте почтим молчанием первое, особенное, Рождество Христово, свойственное Его Божеству. Более того, давайте положим себе за правило вообще не исследовать и не любопытствовать об этом с помощью наших понятий. Ибо что может вообразить себе ум там, где не были посредниками ни время, ни век, где образ не представим, где не было никакого зрителя и где нет никого, кто мог бы рассказать [об этом]? Или как язык поможет разумению? Но был Отец, и Сын родился. Не спрашивай: когда? но просто оставь в стороне сам вопрос. Не исследуй, как [это было]? Ибо сам ответ невозможен. Ведь вопрос " когда " относится ко времени, а вопрос " как " неизбежно ведет к тому, чтобы представлять себе рождение телесным образом. Я могу представить доказательства из Св. Писания, что [Сын рождается] как Сияние от Славы (Евр 1:3) или как Образ от Первообраза. Но поскольку такой ответ не позволяет тебе любопытствовать своими помыслами, я обращаю твое внимание на неизреченность этого представления и признаю, что образ Божественного Рождения непостижим для мысли и невыразим в человеческих словах. Не говори: " Если Он родился, то [до этого] Его не было " , и не присоединяй к коварным словам невежественные рассуждения, искажая истину примерами, относящимися к здешнему миру, и оскверняя богословие. Я сказал: " Он родился " , для того, чтобы показать Его Начало и Виновника, а не чтобы обличить Единородного в том, что Он позднее [по происхождению], чем время. И пусть не оступается твой ум, ложно предполагая, что древнее Сына века, которые [ранее] не существовали и которых не было. Ибо как творения могут быть древнее Сотворившего их? Однако я не заметил, как, следуя логике рассуждения, непроизвольно отвлекся на то, чего хотел избежать. Итак, оставим рассуждения об этом вечном и неизреченном Рождении, осознавая, что и ум ниже тех предметов, [о которых размышляет], и слово недостаточно [для выражения] этих мыслей. 2. Итак, нам предстоит выяснить, какую часть истины можно отразить в этом рассуждении, даже если ум не в состоянии приблизиться к природе непостижимого, и слову затруднительно выразить природу, которая соответствовала бы тому, что хоть как-то доступно для мысли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 3. Рождество Христово. Сретение. Бегство в Египет Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Настало время родиться Христу... К самому тому времени вышло повеление от Кесаря Августа «написатися вселенней»... Кто из верующих не читал с умилением в счастливом волнении это величественное и простое, захватывающее в своей поэзии сказание!.. «Пошли все записываться, каждый в свой город, пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Марией, обрученной ему Женой, Которая была непраздна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Мария пошла записаться в Вифлеем, потому что, как утверждает древнее предание, Она оставалась единственной из Своего рода и, не имея ни братьев, ни сестер, подлежала переписи наравне с мужчинами. Из Назарета в Вифлеем обыкновенного пути более трех суток, но, конечно, чета старца и Девы, носившей в Себе заветное бремя, двигалась медленней. Путница должна была сильно утомляться. Предание говорит, что при одном распутье, не доезжая Вифлеема, Она взошла и расположилась на отдых на большом камне, целевшем доныне, и под этим камнем открылся родник воды. Затем Она продолжала путь в Вифлеем. Город был переполнен. Малейшие жилые углы были использованы. Бедным путникам было невозможно разыскать теплое пристанище в городе. Близ ворот Вифлеемских, за городом, у так называемого источника Давидова, находилась в каменистой горе пещера. Она принадлежала к полю вифлеемской жительницы Сало-мии, бывшей в родстве с Девой Марией и с Иосифом. В бурю сюда загоняли скот и укрывались от зноя и непогоды пастухи. В стене было высечено углубление, в которое засыпали корм скоту. В этом убогом пристанище, вдали от людей и совершилось великое таинство пришествия в мир Христа Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/440254/

I. Связи итальянской живописи начала XIV века с греческою иконописью. Типы композиций «Рождества Христова» и «Явления Марии Магдалине» Киевская Русь, как и некоторые другие области России, подобно Крыму и Грузии, восприняла, вместе с православным вероисповеданием, византийское искусство в его наиболее показных, монументальных формах. Русское церковное искусство как в Киеве, так затем и в Суздальской области, было, по приемам и видам мастерства, от мозаики до миниатюр рукописей и перегородчатых эмалей, только ветвью искусства греческого и частью греко-восточного. Но с началом XIII столетия, когда наступил поворотный период в истории политического и культурного преобладания Византии на всем православном востоке, а вместе с тем конец ее обособленного художественного творчества, восточное христианское искусство развилось, подобно молодым отпрыскам, в странах и государствах славян на Балканском полуострове, а также и в других славянских землях, не разоренных монгольским нашествием. Россия еще в древнейшую эпоху была теснее и ближе связана с Балканскими землями славян, чем с самой Византией, первоначально с Болгарией, а затем политическое и культурное процветание Сербии в XIII и XIV столетиях сопровождалось столь высоким расцветом архитектуры и живописи, что их формы захватили от пределов Далмации все течение Дуная и протянулись на юг до границ славянских поселений в Македонии. Монгольское нашествие образовало в ходе русского искусства и, в частности, русской иконописи на дереве и иконографии, глубокий насильственный перерыв, который надолго обессилил культуру Киевской и Суздальской Руси и предоставил первенство Новгороду и Пскову. Таким образом, наряду с мало известными Корсунскими иконами, с первой половины XIV века открывается деятельность «греческих мастеров» в Новгороде, а также и в Москве, и устанавливается «Новгородское иконописание». По установившемуся взгляду 1 , русская иконопись является непосредственной наследницей иконописи греческой. Правда, в русской иконописи издавна указывалось на разнообразные влияния и заносы с запада, впрочем, только с XVI века, когда прежнее греческое иконописание начало упадать, а затем иконографический анализ подтверждал существование в греко-русской иконографии целого ряда тем западного происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

OMILIA EIS THN AGIAN TOU CRISTOU GENNHSIN sanctam Christi generationem), PG t.31 col.1457–1476. не Хотя в патрологии Миня эта гомилия относится к разряду спорных (homiliae quaedam dubiae), ее принадлежность свт. Василию Великому уже доказана. Первый параграф гомилии посвящен триадологии – теме, основной для свт. Василия. Однако второй параграф затрагивает вопрос христологический, что отсылает нас уже к V-мy веку. Некоторые термины, встречающиеся в этой гомилии, употребляются только у свт. Василия (см. ниже, §4 прим.3; §6 прим.9). 1 . Давайте почтим молчанием первое, особенное, Рождество Христово, свойственное Его Божеству. Более того, давайте положим себе за правило вообще не исследовать и не любопытствовать об этом с помощью наших понятий. Ибо что может вообразить себе ум там, где не были посредниками ни время, ни век, где образ не представим, где не было никакого зрителя и где нет никого, кто мог бы рассказать [об этом]? Или как язык поможет разумению? Но был Отец, и Сын родился. Не спрашивай: когда? но просто оставь в стороне сам вопрос. Не исследуй, как [это было]? Ибо сам ответ невозможен. Ведь вопрос «когда» относится ко времени, а вопрос «как» неизбежно ведет к тому, чтобы представлять себе рождение телесным образом. Я могу представить доказательства из Св. Писания, что [Сын рождается] как Сияние от Славы ( Евр.1:3 ) или как Образ от Первообраза (ς εκν π το πρωτοτπου) 1 . Но поскольку такой ответ не позволяет тебе любопытствовать своими помыслами, я обращаю твое внимание на неизреченность этого представления и признаю, что образ Божественного Рождения непостижим для мысли и невыразим в человеческих словах. Не говори: «Если Он родился, то [до этого] Его не было», и не присоединяй к коварным словам невежественные рассуждения, искажая истину примерами, относящимися к здешнему миру, и оскверняя богословие. Я сказал: «Он родился», для того, чтобы показать Его Начало и Виновника (τν ρχν ατου κα τν ατιον), а не чтобы обличить Единородного в том, что Он позднее [по происхождению], чем время. И пусть не оступается твой ум, ложно предполагая, что древнее Сына века, которые [ранее] не существовали и которых не было. Ибо как творения могут быть древнее Сотворившего их? Однако я не заметил, как, следуя логике рассуждения, непроизвольно отвлекся на то, чего хотел избежать. Итак, оставим рассуждения об этом вечном и неизреченном Рождении, осознавая, что и ум ниже тех предметов, [о которых размышляет], и слово недостаточно [для выражения] этих мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В древнейших слав. азбучных акростихах Д соотнесено преимущественно со словом «добро». Напр., в молитвах - «Аз есмь свет миру»: «Добро ес творящим волю Мою» ( Кобяк Н. А. , Поздеева И. В. Славяно-рус. рукописи XV-XVI вв. НБ МГУ. М., 1981. С. 143); «Аз есмь всему миру свет»: «Добро есть верующим во имя Мое»; «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Добро бо благодарно от Бога начинати и кончати» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 54, 56, 58) и др. Д также соотносится в азбучных акростихах со словами «добре» - «Аз есмь, Израиля, изведыи тя из дому работнаго»: «Добре шествовати, не вредно проидосте сквозе непроходимое море» ( Петров. 1894. С. 20); «добр» - «Аз есмь Бог»: «Добр бо есм» ( Демкова, Дробленкова. С. 59); «доброта» - «Азбука об Адаме»: «Доброту древа видев, Адам прельстися» (Там же. С. 60). Реже Д соотносится со словами: «десница» - в стихирах на попразднство Богоявления: «Десницею утвердив небеса, Милосерде» ( Попов. 1985. С. 49), в молитве «Аз Тебе припадаю, Милостиве, грехы многыми одержим»: «Десницю ми простри, Милостиве, якоже Петру волнами грузиму» ( Соболевский А. И. Церковнослав. стихотворения IX-X вв. и их значение//Тр. XI Археол. съезда. М., 1901. Т. 2. С. 33, 35); «десный» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Десных мя овьцахь причьти» ( Загребин В. М. Заупокойные стихиры АЗЬБОУКОВНЕ в серб. Требнике//АрхПр. 1981. 3. С. 75; Holo š njaj B. Zajkovski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek Hl. Kirill und Methodij in Sofia (Bulgaria). R., 1995. S. 231); «длань» - в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Дланию вса съдрьже и покривае же облаки небеса» ( Иванова-Константинова. 1971. С. 359; Б. Текстолошка састава и бpoja слова приема «Стихирима на и у српском препису//АрхПр. 1981. 3. С. 108); «диво» - в азбучных стихирах на Рождество Христово: «Дивомь вся тварь одержима» ( Иванова-Константинова. С. 351); «днесь» - во 2-м цикле стихир на Рождество Христово: «Днесь иди преславны Даниле» ( Попов. С. 45). В азбучной молитве свт. Константина Преславского Д соотносится со словами, обозначающими ценности в той же сфере, что и название буквы, т. е. со своими синонимами (в широком смысле): «Да выдыхнеты вы срьдьце ми слово» ( Степанов Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997. С. 423). В рус. словарях-азбуковниках с алфавитным принципом расположения статей за названием буквы «добро» следует статья «дисус» с толкованием - «Бог в члвцех» ( Ковтун Л. С. Азбуковники XVI-XVII вв.: Старшая разновидность. Л., 1989. С. 176).

http://pravenc.ru/text/168466.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > С Рождеством Христовым и с Новым!.. Способен ли Путин осознать причины и масштабы выпущенного им либерального джина свободы? 25.12.2011 1322 Время на чтение 8 минут Верующие, патриотически настроенные, граждане не теряют надежды на возвращение России на традиционные рельсы Евангельских принципов жизни. Но последние события - многочисленные митинги в Москве - показали, что сделать это будет все труднее, что борьба за это будет все жестче. Посмотрите, еще ничего не произошло, а сколько шуму! Всего-то и случилось, что в разогнавшемся на всех парах либеральном поезде машинист немного нажал на тормоза, чуть-чуть, чтобы не разорвало котлы паровоза от накопившего пара свободы. Что тут сразу началось! «Мы не простим, мы не забудем!» Артем Троицкий требует превратить Кремль в Дом-2: «Мы не знаем личной жизни Президента!» Ксения Собчак, опьяненная успехом над душами развращенной молодежи, требует большего: «Мы должны влиять на власть. Мы должны сами формировать власть. Без вождя, без лидера!» Алексей Навальный с хриплым криком, напоминающим фюрера, также пьянеет от возможности на всю страну говорить «двум парням», вернее, орать слова на грани мата Немцова: «Мы выведем миллион! Да или нет?! Да или нет?!! Власть народу! Мы ощутили солидарность! Нам не нужна никакая партия! Мы заберем власть себе!» Дмитрий Быков порадовался многоцветью флагов: «Коммунисты и либералы: мы договариваемся. Лишь бы не Путин !» Явлинский говорил, конечно, о свободе слова и политзаключенных: «Мы должны поменять политическую систему и сделать, наконец, Россию свободной, европейской, ведущей нас в светлое будущее!» Общее требование одно - еще большей свободы! Догоним, наконец-то, Голландию и Швецию! Как на телевидении уже есть свобода, такая же должна быть и в Кремле. Либерализм до конца! Очень это все напоминает события перед 1917 годом. В те дни на улицы вышли некогда послушные простые люди и вдруг совершенно опьянели от невиданной свободы: можно не таясь посреди площади называть Царя кровавым Никалашкой, а Царицу - немецкой шпионкой! И вокруг тебя это же делают тысячи! Вот это удовольствие будет похлеще вина, игр, денег! Вот где адреналин на грани сатанинской бездны!

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/26/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010