Глава шестая. Царские и пасхальные часы Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерие», т. е. накануне Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими» 302 , вероятно, потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в Великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу» 303 . Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и евангелия, строго приуроченное к времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование собственно и является царскими часами в тесном смысле. Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собою. Судьба тех и других совершенно тожественна; и что сказано где-либо об одних, то следует относить и к другим. Часы великой пятницы, напротив, имеют свою особую судьбу, а потому их следует рассматривать отдельно. I. Часы Рождества Христова и Богоявления 1. Составитель службы Во всех известных нам древних памятниках, часы Рождества Христова и Богоявления обычно надписываются именем св. Софрония, патриарха иерусалимского († 641). С одной стороны, согласие свидетельств, а с другой – почти полное отсутствие различия в составе тропарей и чтений, указываемых древними рукописями, заставляет предполагать в данном случае, наличность одной редакции, и именно – редакции, принадлежащей патр. Софронию. Конечно, служба рождественских и богоявленских часов в том или ином виде, могла существовать и раньше времени патр. Софрония. Но патр. Софроний дал ей окончательную обработку и сообщил тот вид, в каком она и доселе остается в богослужебном употреблении, подвергшись, быть может, самым незначительным изменениям. По-видимому, особенно близкое участие св. песнописец проявил в составлении тропарей, которые обычно и называются в рукописях его «творением» (ποημα). А так как «последование тропарей» составляет самую основу царских часов, то патр. Софроний справедливо считается творцом всей службы царских часов Рождества Христова и Богоявления, в той именно редакции ее, которая одна только и сохранилась до настоящего времени как в древних памятниках, так и в церковно-богослужебной практике. 2. Последование 12-ти тропарей

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 15  голосов:  4.5 из  5) Предыдущий Следующий Самый популярный миф о Рождестве Христовом Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с Рождеством Христовым. В этом видео я хотел бы разобрать, пожалуй, самый популярный миф о Рождестве Христовом. Я уверен, что все или, по крайней мере, большинство из вас его обязательно слышали. Речь идет об идее, что, будто бы, дата Рождества Христова была выбрана сознательно Церковью приходящейся на дату большого языческого праздника Римской империи, чтобы, таким образом, этот праздник как бы вобрать в себя, инкультурировать и христианизировать. Содержание 0:00 – О назначении даты Рождества Христова 01:45 – Идея о специальном назначении даты Р.Х. в день языческого праздника 02:36 – Мнение исследователей и ученых на этот счет 07:18 – Мнение Блаженного Августина и Блаженного Иеронима 09:33 — Исторический подтекст 10:16 – Почему не было празднования Рождества Христова в первые 3 века? 11:41 – Почему началось празднование Рождества Христова ? 12:40 – Почему Рождество начали праздновать 25 декабря? 16:48 – Слова святителя Ионна Златоуста 21:19 – Подведение итогов Расшифровка видео Дорогие браться и сестры, поздравляю вас с Рождеством Христовым. В этом видео я хотел бы разобрать, пожалуй, самый популярный миф о Рождестве Христовом. Я уверен, что все – ил, по крайней мере, большинство из вас его обязательно слышали. Речь идёт об идее, что будто бы дата Рождества Христова была выбрана сознательно Церковью, приходящаяся на дату большого языческого праздника Римской империи, чтобы таким образом этот праздник как бы вобрать в себя, инкультурировать и христиниазировать – это если излагать данную идею в сокращённом виде. Ну, наверняка кто-то из вас слышал ее в полном виде, согласно которому римский император Гелиогабал в 219 году попытался внедрить взятое из Сирии солнечное божество, его культ, на римскую почву под названием sol invictus, то есть непобедимое солнце. Но Гелиогабал вскоре умер, и уже в 274 году языческие император Аврелиан восстановил празднование в честь sol invictus, назначив его на 25 декабря. А уже в первой половине IV века римские христиане установили на этот же день 25 декабря праздник Рождества Христова, чтобы таким образом заменить sol invictus почитанием Иисуса Христа. Данную идею ввёл в научный оборот Герман Узенер в конце XIX века. В 1889 году вышла его первая работа на данную тему, и в 1905 году – вторая, и идея эта таким образом широко распространилась в научных кругах. Многие, хотя и не все учёные, восприняли гипотезу Узенера, и со временем она стала повторяться в книгах как нечто само собой разумеющееся. Так продолжалось до конца ХХ века. А уже в начале XXI века целый ряд серьёзных исследователей нанесли данной гипотезе или теории Узенера, сокрушительные удары. И сейчас я вкратце познакомлю вас с тем, что они говорят.

http://azbyka.ru/video/samyj-populjarnyj...

Тамбов. Церковь Рождества Христова (новая). Карта и ближайшие объекты Казанская часовня на Базарной площади, 1874-1875 гг. Часовня Богородице. Была построена в 1875 г. на Базарной площади недалеко от Христорождественского собора. Разрушена в годы Советской власти (1930-е гг.). http://ok.ru/tmbvedom/topic/66406677031714 В центральной части города Тамбова начато возрождение храма в честь Рождества Христово, который до революции 1917 года располагался на Центральном рынке областного центра. Первым шагом к восстановлению Христорождественского храма стало обустройство на месте строительства временного деревянного храма. 28 декабря 2015 года митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием был совершен чин освящения куполов и крестов храма. 7 января 2016 года в день Рождества Христова (престольный праздник) в Христорождественском храме по ул. Красная/Пятницкая города Тамбова было совершено первое богослужение. Чин молебна совершил ответственный за строительство храма священник Александр Неплюев. Дореволюционный Христорождественский собор города Тамбова был построен на средства потомственных почетных граждан города Тамбова: братьев Ашурковых, А.М. Носова и В.М. Аносова и освящен в 1873 году. Храм имел три придела: центральный в честь Рождества Христова, правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый – преподобного Иоанна Лествичника. Собор в честь Рождества Христова являлся основной достопримечательностью города Тамбова середины XIX века. История собора началась с 1836 года, когда Тамбовский почетный гражданин купец I гильдии И.А. Суворов завещал своим душеприказчикам построить храм на базарной площади. С момента основания до момента освящения собора прошло 14 лет. В 1873 году последовало торжественное освящение всех трех приделов храма. Собор стал близкой копией Благовещенского храма конногвардейского полка в Петербурге. Через год после возведения храма представители городской думы обратились с ходатайством в Священный Синод о присвоении храму статуса городского собора, хотя никаких оснований для этого не было. Однако принимая во внимания усердие благотворителей и горожан, их обязательства построить в городе новый храм, Священный Синод счел возможным в 1876 году переименовать храм в Христорождественский городской собор.

http://sobory.ru/article/?object=39256

Касимов. Казанский женский монастырь. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь, построенная в 1735 г. купцом А.Г. Полежаевым. Высокий трёхсветный четверик, завёршенный декоративным пятиглавием, с трапезной, в которой помещались Пятницкий и Никольский приделы. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1781 г. В 1930-х гг. разрушена, на ее месте магазин. Первоначально приходской храм. В 1825 г., при расширении территории Казанского монастыря, включен в ее состав. http://www.history-ryazan.ru/ Существовавшая ранее церковь Рождества Христова, стоявшая близ церкви Пятницкой, одновременно упоминается в писцовых книгах 1627 г. Вместо обветшавшей Христорождественской церкви, упоминаемой в писцовых книгах, в том же столетии поставлена была новая церковь в то же храмонаименование, которая в 1753 г. уступлена была прихожанам сгоревшей Успенской церкви. Вместо двух деревянных церквей Пятницкой и Христорождественской, существующая каменная Христорождественская церковь с приделами Пятницким и Никольским построена была Алексеем Григорьевичем Полежаевым в 1735 г., а колокольня в 1781 г. купцом Иваном Степановым и коллежским секретарем Кириллом Федоровичем Скорняковым, как значится в записке о Христорождественской церкви, данной в 1799 г. благочинному Успенскому священнику Федору бывшим Христорождественской церкви священником Петром Борисовым. Церковь эта о пяти главах и имеет вид креста: в длину простирается на 50, а в ширину на 29 аршин. 28 августа 1803 г. в Никольском приделе сильно пострадал от пожара иконостас, посему в декабре того же года купец Федор Степанов обращался к епархиальному начальству с просьбою о выдаче сборной книги, которая и дана была ему при указе Консистории от 13 января 1804 г. за 156. В 1810 г. в настоящей Христорождественской церкви был устроен новый, величественный по своим размерам иконостас, и староста церковный Иван Герасимович Грошев испрашивал дозволение освятить его и утвердить обще с храмом Рождества Христова и храм Рождества Богородицы; кроме того, просил вследствие бедности церкви утвердить к Христорождественской церкви крестное хождение на день Рождества Богородицы. Журнальным определением Консистории освятить новоустроенный иконостас было дозволено, о чем и послан был указ иерею Поликарпу; об учреждении особого крестного хода замечено, что «особой нужды в нем не предвидится, а об украшении храма должны заботиться сами прихожане».

http://sobory.ru/article/?object=42434

Сокольское. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова , Параскевы Иконийской , Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1803. Адрес: Россия, Ивановская область, Лухский район, село Сокольское Координаты: 57.090577, 42.263389 Проезд:От Луха до д. Городок хороший асфальт, в Городке поворот направо на Вичугу, ехать через Тимирязево до Ворсино асфальтом разного качества. У крайнего дома слева в Ворсино свернуть направо, до Сокольского хороший грейдер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова построена в 1803 г. На строительство храма 500 рублей пожаловал сам император Александр I. Не исключено, что пожертвование было осуществлено лично. По данным, опубликованным в 1863 г. И. Беляевым, в храме существовали престолы: в славу Рождества Иисуса Христа, и в честь св. мученицы Параскевы. Заброшена, в 2005 г. в храме ещё сохранялись деревянные остовы иконостаса и церковной лавки(?), а также две печи. От существовавшего при церкви старинного кладбища, а также ограды, следов не осталось. Рождественская церковь построена на средства прихожан и пожертвования императора Александра I ( " каменная, с каменной колокольней и оградой построена в 1803 г., на каковую постройку Государь император Александр I пожаловал 500 рублей " ). На территории церкви за каменной оградой находилось кладбище. В храме было три престола: во славу Рождества Иисуса Христа, в честь Успения Божьей Матери и святой мученицы Параскевы. Церковь расположена в центральной части села, справа от дороги, идущей из с. Тимирязево. Застройка П-образно огибает широкую площадь, внутри которой стоит храм. Территория имеет ровный постепенный уклон к речке Луховке, протекающей восточнее церкви. В юго-восточной части площади находится небольшой пруд. Церковь представляет собой трехчастный пятикупольный храм с двусветным четвериком и высокой шатровой колокольней. Все сооружение выполнено из красного кирпича размерами 34х21х13 см. Вход решен в вида невысокого портика с шестью строенными колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=06030

Байкалово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1779 г. Левый придел в честь Рождества Христова, освящен 24 июня 1797 г. Переименован в честь рождества прор. Иоанна Предтечи 14 декабря 1882 г. Главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 1 октября 1800 г. Вновь освящен 30 мая 1883 г. Правый придел во имя прор. Илии, освящен 30 сентября 1880 г. Байкаловский приход возник в начале XVII-ro века. Первая церковь в селе была во имя Рождества Христова. Её история не известна, но упоминания о ней относятся к 1710 году. В начале XVIII-ro века построена деревянная во имя пророка Илии, которая во время одного из пожаров сгорела. Вместо нее байкаловцы вновь построили деревянную Ильинскую же церковь. Но уже в 1779 г. недалеко от нее был заложен каменный храм с двумя приделами – главным в честь Покрова Божией Матери (освящен в 1800г) и северным Рождества Христова (освящен в 1797г.) В 1819 г.  был освящен еще один придел в колокольне в честь Рождества Иоанна Крестителя. В 1860г. деревянная церковь пророка Илии была разобрана. Но прежде был построен и в 1858г. освящен новый придел храма в честь пророка Илии. С 1879г. по 1882г. была  предпринята перестройка храма.  Он  был  перестроен почти  полностью, значительно  расширен и поднят,  упразднен придел в колокольне,  а  северный  придел переименован в честь Рождества Иоанна  Предтечи.  От перестройки  сильно изменился и внешний вид храма. После перестройки приделы были заново освящены. Главный из них был освящен в 1800 году. Высота колокольни со шпилем достигала 51 метр, главный колокол по воспоминаниям старожилов было слышно за 7 верст в д. Малковой. К этому времени храм строился уже не только на пожертвования прихожан. У церкви были магазины и лавки, выручка которых употреблялась на благоустройство храма. Священники  же получали жалование из государственной казны. К революции 1917г. в Байкалово служили уже три священника, которым помогали диакон и три псаломщика.  Сложились прочные традиции проводить ярмарки: трёхдневную к Празднику Крещения (19 января), недельные к Покрову  (14 октября) и Рождеству Иоанна Предтечи (7июля) 

http://sobory.ru/article/?object=12667

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОНУФРИЕВ МАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Онуфриева пуст.), в дер. Малы городского поселения Печоры Печорского р-на Псковской обл. Основан прп. Онуфрием Мальским ок. 1480 г. (ИРИ. Ч. 5. С. 47; Евгений (Болховитинов). 2009. С. 284). Источники расходятся в именовании обители. В Описании о российских святых (С. 54) и его неопубликованных списках XVIII в. он называется мон-рем Рождества Пресв. Богородицы: «Святый преподобный Ануфрий начальник монастыря Рожества Пресвятыя Богородицы иже на Малах...» (см.: РНБ ОР. Q.I. 603. Л. 26; Q.I. 382. Л. 19 об.; Ф. 487. Q. 532. Л. 196-196 об.). Митр. Евгений (Болховитинов) в списке Псковских святых называет монастырь «Рождества Пресвятыя Богородицы на Малах» ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262), а в перечне упраздненных псковских мон-рей - «Христо-Рождественский Мальский» (Там же. С. 284). В документах XVII-XVIII вв., содержащихся в Древлехранилище Псковского гос. объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (перечень см.: Постников А. Б. Древлехранилище Псковского музея: Обозрение русских рукописных документов XVI-XVIII вв. М., 2013. 511, 579-585), и в описаниях XIX в. монастырь именуется Спасо-Рождественским, Рождества Христова Мальским ( Шведов. 1901; Скоропостижный. 1909). Подобное разночтение, возможно, объясняется следующими обстоятельствами: в письменных источниках мон-рь мог называться Рождественским Мальским и переписчики, не зная псковских реалий, именовали его монастырем Рождества Пресв. Богородицы. Так, напр., в Четьих-Минеях К. Добронравова (XIX в.) читается: «Препод. Онуфрий основал... Мальский (Христо)Рождественский ныне упраздненный монастырь…» (РНБ ОР. Ф. СПбДС. 25/6, XIX в. Л. 97), при этом «Христо» добавлено сверху др. чернилами. В. И. Охотникова Летописных известий об О. М. м. не сохранилось. Наличие в обители трапезной (РГАДА. Ф. 1209. 827. Л. 760) свидетельствует о том, что в мон-ре действовал общежительный устав (см. также: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни на Псковской земле. М., 1908. С. 330). Возможно, он был принят еще основателем мон-ря под влиянием прп. Евфросина Псковского или был введен в 1-й пол. XVI в. в ходе церковной реформы архиеп. Новгородского и Псковского свт. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В кон. XVI в. монастырь возглавляли игумены, во 2-й пол. XVII в. и позднее - строители.

http://pravenc.ru/text/2578443.html

Фёдоровское (Рождествено). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1890 - 1910. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Можайский район, Федоровское (Ново-Рождествено, погост) Координаты: 55.475853, 35.677052 Проезд:От Уваровки на Ю-В около 7-8 км , 1км от Минского шоссе, кладбище. От ж.д. ст. Можайск авт. 40 до ост. Фёдоровское. Церковь почти утрачена , сохранились заросшие обломки рухнувших стен Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рождествено с деревнями Чертово и Федоровское было не позже 1643 г. пожаловано из Приказа Большого Дворца князю Алексею Михайловичу Львову. В дальнейшем первая из деревень была переименована в Черную, а другая исчезла. В 1646 г. при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В селе и двух деревнях насчитывалось 66 крестьянских и 9 бобыльских дворов (146 человек). Рождествено с деревнями перешло к его племяннику Дмитрию Петровичу Львову, боярину. Умер он в 1660 г., мужского потомства не оставил. И в 1678 г. эта вотчина снова стала государевой. Но спустя 4 года была пожалована боярину князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому. В описании 1682 г. говорится: «А в селе Рождественном церковь во имя Рождества Христова деревянная, верх шатровой, с трапезою, с трех сторон паперти, на паперть лестница над нижним рундуком, крыто полаткою, а в церкви царские двери с сенью и столбцы, завеса крашенинная, да местных образов: по правую сторону царских дверей – образ Живоначальные Троицы, венцы серебреные резные золочены, образ Рождества Христова, оклад басемной, венцы резные, образ Московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, образ Алексея человека Божия, да святых мученик Димитрия Селунскаго, да Агапия на одной цке, образ Николая чудотворца в житье; по левую сторону царских дверей – образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии в киоте, образ Рождества Христова перед иконами свеча восковая да шесть свеч деревянных, писанных красками на северных дверях образ Благоразумного разбойника Колокольня на столбу, на ней три колокола, весом по смете пуд в пять В том селе другая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы деревянная, клецки, у ней два предела святаго мученика Дмитрия Селунскаго да преподобного отца Никона, около церкви и перед пределы паперть, на паперть десница в церковь и в пределы, с паперти трои двери. На паперти привешаны два колокола малых, весом оба в пуд. А другой предел (преп. Никона) не освящен и икон никаких нет».

http://sobory.ru/article/?object=24129

Никологоры. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова , Воздвижения Креста Господня , Николая Чудотворца Год постройки:1790. Трапезная - 1839. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, пос. Никологоры Координаты: 56.140669, 41.993867 Проезд:Из райцентра Вязники западный выезд по трассе М7. На четвертом км на юг отходит боковая дорога, следует доехать до ближайшего разворота сплошного разделительного барьера, далее вернуться к этому повороту и на юг от трассы 10км до Никологоры. В самом поселке двигаться по главной до центральной площади посёлка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная Христорождественская церковь построена в 1790 г., в 1839 г. пристроена тёплая трапезная, которая в 1880 г. перестроена со значительным расширением. Кроме основного Христорождественского придела в тёплой трапезной устроены ещё два: Крестовоздвиженский и Свят. Николая Чудотворца. В настоящее время сохранился лищь четверик основного объёма, разобрана верхняя часть (восмерик и глава). Церковь использовали под клуб Никологорской прядильно-ткацкой фабрики. Кроме Никольской церкви в погосте Никологорском есть приходская Христо-Рождественская церковь. С 1656 г. на погосте значилась церковь во имя Рождества Христова, в 1714 г. она обращена при построении первой каменной церкви в теплую. При построении второй каменной церкви предположено было построить в тоже время и теплую церковь, но предположение почему-то не состоялось, и каменный храм во имя Рождества Христова построен был только в 1790 г. Этот храм существует в погосте и в настоящее время, но в значительно измененном виде. В 1839 г. к нему пристроена теплая трапеза, а в 1880 г. эта трапеза была распространена. При храме колокольня, общая с Никольскою церковью, стоит отдельно от них. Престолов в храме три: главный – во имя Рождества Христова, в трапезе теплой – во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня и во имя св. Николая чудотв. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато.

http://sobory.ru/article/?object=04232

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 самых запоминающихся песнопений Рождества 14 мин., 11.12.2020 Рождество еще не завтра, но уже и не за горами – в храмах зазвучали рождественские мотивы. И чем дальше, тем чаще мы будем их слышать – стихиры, тропари, ирмосы... А о чем они, собственно говоря? «Фома» выбрал семь самых известных и характерных песнопений Рождества, с которыми стоит познакомиться в преддверии праздника «Христос раждается – славите!» «Учимся петь». Проект портала miloserdie.ru Текст: Христос раждается – славите!/Христос с Небес – срящите!/Христос на земли – возноситеся!/Пойте Господеви, вся земля,/и веселием воспойте, людие,/яко прославися. Русский перевод: Христос рождается – славьте! Христос сходит с Небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пойте Господу, все живущие на земле, и в веселии воспойте, люди, ибо Он прославился. Что это за песнопение Знаменитый ирмóс Ирмóс – так называется строфа, открывающая собой очередную песнь канона – гимнографического произведения, звучащего во второй половине утрени и воспевающего тот праздник или того святого, которому посвящен богослужебный день. Каждая песнь (чаще всего их восемь) состоит из нескольких тропарей, которые, как правило, читает пономарь. А открывается (и иногда завершается) ирмосом, который поет хор. первой песни рождественского канона. Петь рождественские ирмосы на богослужении начинают еще за месяц до Рождества: впервые – на Всенощном бдении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы . Эти песнопения исполняются по праздничным дням (в том числе накануне воскресенья, или когда празднуется память какого-то известного святого) в качестве катавасий – особых ирмосов, завершающих собой каждую из восьми песней канона. Чем этот ирмос интересен Уже хотя бы тем, что задолго до самого Рождества Христова мы начинаем проникаться его настроением и радостью. Вообще, все главные – так называемые двунадесятые – праздники Православной Церкви имеют по несколько дней предпразднства , то есть подготовки к самому дню торжества. В эти дни богослужение уже несет в себе праздничные элементы. Предпразднство Рождества начинается 2 января, за пять дней до самого праздника, но пение радостного рождественского ирмоса «Христос раждается – славите!» превращает почти весь Рождественский пост (с 28 ноября по 6 января) в период подготовки к празднику.

http://foma.ru/7-samyh-zapominajushhihsj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010