12.01.2015 21:00. В прямом эфире архимандрит Амвросий (Юрасов) отвечает слушателям радио «Радонеж», ведущий – иеродьякон Елеазар (Титов) 02.03.2015 15:49:35 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие братья и сестры! - Нашу передачу сегодня хотелось бы посвятить Рождеству Христову. Спаситель родился в мир, воплотился «нас ради человек и нашего ради спасения» – это мы все знаем. Но хотелось бы от Вас услышать, чтобы Вы раскрыли глубину - а зачем Христос воплотился?  От чего Он нас спас? - Что сказать… 2015 год идет от рождения Христа. Христос на земле прожил 33,5 года, был распят, умер и в третий день воскрес. Когда Адам и Ева согрешили и не покаялись, то были изгнаны из рая, а рай находился на земле, и Господь, по Своей любви, дал надежду первым людям, сказав, что придет время, когда семя жены сотрет главу змея. И небо было закрыто. В рай никто не входил. Это время шло, прошло 5508 лет. За это время  человечество сильно развратилось, и спасти людей ни пророки, ни апостолы - никто не мог. Пришлось Самому Богу принять человеческую природу и спасти их. Как один проповедник говорил: наша земная жизнь подобна большой муравьиной куче, и над этой кучей огромный старый дуб наклонился и должен упасть и всю эту кучу раздавить. Как объяснить муравьям, что их ожидает огромная опасность? Надо на их муравьином языке им объяснить. Так Бог Сам принял человеческую природу и на нашем человеческом языке объяснил, что нас ожидает опасность. Потому что кроме Бога нас никто не мог спасти. И вот Господь принимает человеческую природу и берет на Себя грехи всего мира. Сколько было людей до Христа, и сколько было при Жизни Его, и сколько было после Христа – за всех и за нас Господь пострадал. Он взял грехи всего мира и пострадал на кресте. Каждый человек может пострадать на кресте за свои грехи - это одно состояние – болезнь и страдание, а вот за весь мир страдать, за каждого человека –это страшное страдание, это ужасные скорби и болезни.   Господь - это любовь, чистейший Дух, и, чтобы ни одно из Его творений не пострадало, Он принял человеческую природу.

http://radonezh.ru/text/12-01-2015-21-00...

151. В полночь на Новый год Глаголаше же сию притчу: смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену, и приидища плода на ней и не обрете... Каждый раз, как ударяют часы полночь под Новый год, приходит на память эта строго вразумляющая грешников притча Спасителя. И слышится в совести этот приговор Господина виноградника: се третие лето, отнелиже прихожду, ища плода на смоковнице сей, и не обретаю, посецы ю убо: вскую и землю упражняет? Не третие токмо, Господи, но уже тридесять третие, шестьдесят третие, а для иного древнего старца и девяносто третие лето, Ты ждешь плода от нас, а мы только грешим и грешим, только небо коптим грехами своими, никакого плода Тебе не приносим и только вскую землю упражняем – место на земле занимаем! Дивно долготерпение Твое, Господи наш! Слава неизреченной благости Твоей! В то время, как правосудие Твое глаголет: посецы их, Твое бесконечное милосердие умоляет: остави их и се лето, дóндеже окопаю, сделаю все, что можно, осыплю навозом, пошлю им скорби для их вразумления, для смягчения их жестоких сердец, и аще убо покаются и сотворят плод, достойный покаяния, – добре и благо им будет, аще ли же ни, если останутся нераскаянными, во грядущее посечеши их. ( Лк. 13:6–9 ). И сколько уже прошло этих “грядущих” лет, а мы остаемся все теми же, – мало того: год от году становимся все хуже и хуже, все более и более черствеет наше сердце, холодеет душа, и – страшно сказать: мы становимся уже как бы неспособными к покаянию. Но... ужели мы дошли до этого? Ужели стало невозможным для нас покаяние? Если бы так, то само милосердие Божие положило бы конец нашей грешной жизни. А если Бог дает еще время на покаяние, то значит – есть и возможность самого покаяния, значит, еще не истощилось долготерпение Божие к нам, грешным. Для Бога все возможно, но Бог , сотворивший нас без нас, не хощет спасти нас без нас. Он хочет, чтобы мы сами восхотели спасения, сами своею свободною волею решили: восстав, идем к Нему, Отцу нашему Небесному! Так сделал блудный сын в притче Христовой. Так делали все покаявшиеся грешники. Так должно сделать и нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

172. Новая порция яда отрицания Давно это было: лет двадцать назад. Ехал я из Петербурга по железной дороге; спутником моим оказался известный, теперь уже покойный, художник М. Какая-то грусть, разочарованность, почти безнадежность отражались на его усталом лице. Мы разговорились. Я, между прочим, заметил, что художники по самой профессии своей близки к духовному, идейному миру, и эта близость сама по себе может доставлять мир душе и нравственное удовлетворение. Мой собеседник как-то тяжело вздохнул и отрицательно покачал головой. Из беседы с ним для меня стало ясно, что его душа отравлена современными лженаучными бреднями, сердце опустошено, что он переживает духовное сиротство, одиночество, пустоту. Жаль было видеть человека, духовные потребности которого не заглохли благодаря художественному таланту, но и не находили себе удовлетворения. Бережно касаясь больной души, я пытался указать ему путь к Богопознанию, но он как-то безнадежно махнул рукой, сказав: “Поздно!” И – замолчал. Этот случай пришел мне на память, когда на днях я прочитал “научное письмо” почтенного Эльпе в “Новом Времени”, под заглавием: “Сорок лет в поисках за истиной”. Всему ученому миру известный наш соотечественник, профессор И. И. Мечников издал сборник своих статей, “соединенных одной общей мыслью и направленных к установлению рационального миропонимания, к выработке и уяснению основ общего воззрения на человеческую жизнь”. Так определяет смысл этого сборника сам автор. Видно, борьба света со тьмою не кончится в мире сем грешном дотоле, пока не придет Свет неприступный, чтобы окончательно сразить князя тьмы и низвергнуть его в вечную тьму кромешную. Видно, сынам света, чадам Церкви придется до скончания века бороться с той ложью, которая силится затмить учение Христово и закрыть чистую истину Божественного Откровения туманом всяческих мудрований якобы научного, да еще – положительного знания. Что такое “рациональное миропонимание?” Это попытка слепорожденного написать сочинение о художественной картине Рафаэля, попытка глухого от рождения сочинить трактат о музыке и пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1. Великое и дивное зрим ныне, братия, таинство: пастыри приносят сынам человеческим торжественных вестников, именно, не со стадами собеседуя на холмах и не в долинах свиряя овцам, но в городе Давидовом Вифлееме воспевая духовные песни; в вышних поют ангелы и архангелы пения приносят; небесные херувимы возвещают хвалы и серафимы славу Божию, воспевая «свят». Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека на небеса подъятаго. Дольние Божиим промышлением подъемлются на высоту, и высокое, по любви к людям, склоняется к дольнему, так как Вышний Своим уничижением «возносит смиренных» на высоту ( Лук. 1, 52 ). 2. В этот день великаго праздника Вифлеем становится подобным небу, поскольку вместо сияющих звезд, гостеприимно принял ангелов, воспевающих славу, и, вместо видимаго неба, безконечное и неизмеримое Солнце правды, соделавшись способным содержать в себе все это. Но кто дерзнет изследовать, каково и сколь важно значение столь великаго таинства? Ибо чего хочет Бог , тому не в силах воспрепятствовать творение. Итак, Бог восхотел, снисшел, совершил спасение людей, и не изнемог, поскольку жизнь всех тварей зависит от воли Божией. 3. В этот радостный день Бог пришел на рождение; в, этот день великаго изменения Бог соделался тем, чем не был, поскольку был Богом и соделался человеком, не отлучившись от Божества. Он не лишился Своего естества, ибо, соделавшись человеком, пребыл Богом. Возрастая и достигая наивысшей степени [совершенства], Он, однако, возвысился до божественности не посредством человеческой добродетели, как если бы кто из человека сделался Богом. Но, хотя Он был Словом, чуждым страданий, Он соделался плотью и явился не измененным, не иным соделавшимся и не утратил, естества, которым обладал. 4. Родился в Иудее Царь новый, и иудеи отвергли новое и дивное рождение, в которое уверовали язычники. Фарисеи правильно не истолковали книг закона и пророков; книжники и законники высказывали взаимно противоречащия утверждения. Ирод пытался разведать о новом и полном таинства рождении не затем, чтобы оказать царю почести, но чтобы изъять его из среды живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

1. Господь и Искупитель наш, возлюбленнейшие братия, желая найти нас готовыми, предвозвещает те бедствия, которые должны последовать в отживающем век свой мире для того, чтобы отвратить нас от любви к нему. Наперед дает знать, какие потрясения должны предшествовать приближающейся кончине его, для того, чтобы мы, если не хотим бояться Бога в спокойствии, по крайней мере боялись близкого суда Его, пораженные такими потрясениями. Немного выше, впереди настоящего чтения Св.Евангелия, которое теперь только слышало ваше братолюбие, Господь говорит: «восстанет народ на народ, и царство на царство»; «востанет язык на язык, и царство на царство». «Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба». ( Лк 21.10–11 ). И через несколько посредствующих мыслей присовокупил то, что вы сейчас слышали: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются " " , Из всех этих событий одни мы видим уже действительно совершившимися, а других страшимся, как имеющих скоро совершиться. Ибо «восстанет народ на народ» и битву их на земле мы видим в наши времена более, нежели читаем в книгах. Что землетрясение разрушает бесчисленные города, об этом, вы знаете, как часто слышим из других частей мира. Моровые язвы терпим непрестанно. Но знамений в солнце, луне и звездах доселе еще ясно не видим; а что и они не далеки, об этом заключаем уже из самых перемен воздушных. Впрочем, прежде нежели Италия предана была языческому мечу на опустошение, мы видели на небе огненные острия, блистающие тою самою кровью рода человеческого, которая после пролита была. Шум же морской и возмущения отнюдь не новость. Но если многие предсказания уже исполнились, то нет сомнения, что исполнятся и те немногие, которые остаются еще не исполнившимися; потому что за несомненность последующих событий ручается исполнение протекших.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

1. Задача христианской апологетики; различие между апологетикой и апологией христианства; место и значение апологетики в системе христианского богословия Христианская апологетика имеет своей задачей научное разъяснение и защиту основных истин христианской веры и нравственности. И в науке веры, как и в науках человеческого знания, есть свои основные положения или такие истины, на которых, как на твердом основании ( Лк. 1:4 ), утверждается всё христианское вероучение и нравоучение. Таковы в особенности две истины: истина бытия Бога, Творца и Промыслителя мира; и истина нашего искупления от греха и смерти через воплотившегося Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Знать эти основные истины, т.е. ясно и правильно понимать всё обнимаемое ими учение о Боге, о мире и человеке, и быть всегда готовым, по заповеди Апостола, к оправданию, защите их пред всяким, требующим у нас отчета в нашем уповании, составляет священную обязанность всякого искренно верующего христианина, а вместе первое, насущнейшее благо жизни. Се есть живот вечный, – так определяет важность указанных двух истин Сам Иисус Христос , – да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал ecu Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Заповедь же Апостола гласит: будьте всегда готовы к ответу ( τιμα ε πρò ς πολογαν) всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании, с кротостию и страхом ( 1Пет.3:15 ). Мы ограничиваем задачу апологетики научным разъяснением и защитою основных истин христианской веры и нравственности. Так именно понимается богословами задача её в настоящее время 1 , и в этом между прочим ограничении её задачи указывается одно из отличий Апологетики, как науки ( πολογητικ πιστμ), от Апологии христианства вообще, если только нужно вообще устанавливать и разъяснять различие между этими двумя названиями, – различие, касающееся более формы, чем существа дела. В так называемых апологиях христианства, как легко видеть из произведений этого рода, имеющихся во множестве и в древней и особенно в новой христианской литературе, и выбор предметов защиты, и приемы самой защиты и форма изложения представляют большое разнообразие, так как и то, и другое, и третье зависит, от разности в побуждениях, по которым писаны были в разное время те и другие апологии, от характера, более теоретического, философского, или более практического, тех антихристианских учений, против которых они направлялись, равно как от уровня образования, от наличности вообще религиозных потребностей тех читателей, для которых они ближайшим образом предназначались и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

1) Каким народам мог проповедовать он в древней Скифии, или нынешнем Новороссийском крае? Прежде всего, достоверно, что здесь, на всем протяжении черноморского берега, было тогда несколько поселений греческих, каковы: Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапея. Но не менее достоверно, что главнейшими обитателями этих стран были народы варварские , а в числе их скрывались, хотя и под чужими именами, некоторые племена славянские. Так, весьма основательно и справедливо некоторые ученые начали признавать ныне за славян древних гетов , которые во времена апостолов обитали по обеим сторонам Дуная у самого устья его, потом простирались вверх по областям русским до реки Тираса (Днестра), от которой называемы были тирагетами (тиверцами), далее до самого Днепра и за несколько лет пред Рождеством Христовым (ок. 60–55) проникли в Крым, где овладели Ольвией и другими греческими поселениями . Чтобы убедиться в славянстве гетов, или даков, стоит только взять во внимание а) постоянное местопребывание их, по древним географам, в соседстве невров и будинов (вудинов, венедов), которые неоспоримо были истинные славяне , и с этим снести б) ясное свидетельство Феофилакта Симокатты (629 г.), утверждающего, что славяне древле называемы были гетами (венедами, генетами, енетами, гентами, гетами) , а потом свидетельство ученейшего Фотия, двукратно повторившего ту же самую мысль , Фотия, который находился в ближайших отношениях к славянам, занимаясь обращением их, и потому легко мог приобрести о них основательнейшие сведения. Стоит вникнуть в) в смысл немногих слов гетских, сохраненных Страбоном, которые звучат чисто по-славянски, таковы: имя знаменитейшего вождя гетов — Войревиста или, как в другом месте, Виревиста, имя совершенно славянское, долго употреблявшееся в Польше, в двойной форме: Боривой и Боревист, а ныне употребляющееся в сокращении: Боревич, Вырвич ; также название одной реки гетской — Богайон, которым называли они и одну священную свою высоту, находившуюся у этой реки, звук, совершенно похожий на Бог-гай, Бугай — лес, посвященный божеству, как называются и доныне многие местности в Польше . Стоит также припомнить г) два древние предания славян: одно то, что их предки имели когда-то дело с Александром Великим, победителем гетов, и другое о счастливых сечах Траяна в Дакии, где, как известно, он воевал с тамошними обитателями, гетами, или даками , и д) посмотреть на теперешних обитателей древней Дакии валахов — народ, происшедший из смеси коренных жителей страны и римских переселенцев, который говорит смесью латинского языка со славянским и который целые века слушал богослужение на языке славянском и употреблял его в своей дипломатике .

http://sedmitza.ru/lib/text/435738/

1. Св. мученик Иустин Философ . Родился в 105 году по Рождестве Христовом в самарийском городе Сихем, впоследствии переименованном в Наблус. Родители его были эллинами. Усердно искал мудрости у философов: в первую очередь у стоиков, затем у перипатетиков, у пифагорейцев и наконец у платоников. Хотя и философия Платона его не удовлетворила, «однако на ней задержался он дольше всего, не имея ничего другого, что могло бы его привлечь». Но Божиим Провидением явился ему некий честной старец, пошатнувший в нем всю платоновскую философию и напомнивший ему, что люди не могут знать истину о Боге, пока Бог им этого не откроет; а Бог открыл о Себе истину в книгах Священного Писания. Иустин принялся читать Священное Писание и всем своим существом сделался убежденным христианином. И все-таки не хотел ни принимать крещения, ни нарицаться христианином, пока лично не удостоверился в лживости всех обвинений, возводимых на христиан язычниками. Придя в Рим в тоге философа, он быстро стяжал там великое уважение и много приверженцев. Присутствовал при страдальческой кончине святых мучеников Птоломея и Лукия. Видя беды и страдания невинных христиан, он написал Апологию (защиту) христиан и христианского учения и передал ее императору Антонину и сенату. Император внимательно прочел Апологию и повелел прекратить гонение на христиан. Иустин взял копию императорского указа и отправился с ней в Азию, где, предъявляя ее, спас многих преследуемых христиан. Затем он снова вернулся в Рим. Когда началось гонение, воздвигнутое Марком Аврелием, он написал вторую Апологию и направил ее царю. Некий бесчестный философ Крискент, циник, обуреваемый завистью оттого, что Иустин одерживал над ним верх в диспутах, донес на него как на христианина. Так Иустин оказался в тюрьме. Желая ему смерти и опасаясь, как бы не получил он оправдания на суде, Крискент, воспользовавшись удобным случаем, отравил Иустина в темнице. Так скончал свою земную жизнь и преставился в блаженную вечность сей великий защитник христианской веры. Произошло это в 166 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

255–256. На страже христианских понятий Чем дольше мы живем на свете, тем дальше уходим от той строгости в области нравственных понятий, какую завещали нам наши благочестивые предки. И уж, конечно, назвать это нравственным прогрессом никак нельзя. Да оно и понятно: сравнить древних подвижников духа, древних отцов пустынь Египта и Сирии с современными иноками – какая разница. То были воистину исполины духа, носители идеалов христианского смирения, кротости, любви, пламенной молитвы, чистоты сердца: и вместе – неподражаемого внешнего подвига; они бежали от мира, от людей, хотя и любили людей так, как нам и во сне не пригрезится; они хотели, чтобы мир забыл о них, но сами они помнили о мире и молились о мире мира, и их молитвами самый мир стоял, они были тем святым семенем, которое, по слову Божию, и есть «стояние мира». Когда читаешь их жития, то невольно склоняешься пред ними как истинными носителями образа Божия, как подражателями Самому Христу, воистину – Богу подобными и преподобными. И нелепая мысль современных безумцев о том, будто бы человек произошел от обезьяны, кажется дикою насмешкой над самыми изобретателями этой мысли, и с негодованием отвергает ее сердце, как не заслуживающую даже критики. Сии жалкие безумцы, столь желающие быть потомками обезьяны, не читают, не хотят читать жития святых подвижников: для них это – сказки, коим и верить стыдно. Но тем хуже для них же: мы вправе усомниться даже в том: христиане ли это? Веруют ли они, что воскрес Господь Иисус Христос и сами они некогда воскреснут? Увы, надо сознаться, что хотя живем мы и в христианской стране, хотя нас окружают как будто все христиане по имени, но на деле, по совести, сколько среди сих именуемых христианами – Неверов и язычников по духу! Этого мало: незаметно для самих себя мы поддаемся их влиянию. Нередко бывает, что мы как будто стыдимся сказать прямо свое православное слово о том или ином явлении в нашей жизни, и предпочитаем молчать. Почему? Да нас останавливает мысль: а что скажут вот эти, лишь именуемые, но не действительные христиане, которые окружают нас?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

310. Непрошеные “защитники” православия В своей статье “Лженаучный подкоп под Библию ” я обратил внимание моих читате­лей на то, как иудеи и их союзники, изменники Христову учению, стараются в христианах подорвать доверие к книгам Священного Писания как к слову Божию, как к Божественному откровению. Удивляться тут нечему: бессознательные слуги врага Божия только делают свое дело, внушаемое им от их отца – диавола ( Ин. 8:44 ). Мы, православные христиане, должны говорить это прямо, без всяких оговорок, не стесняясь выражениями, которые могут пока­заться неприличными, оскорбительными для иудеев и их приспешников. Но вот печальное явление, на которое недостаточно обращается внимания, особенно нами, пастырями Церкви, но которое составляет знамение времени, свидетельствующее о некотором понижении православного самосознания. Верные сыны Церкви всегда должны бы быть на страже своих церковных воззрений и чутко отзываться на всякое постороннее, нехристианское к ним при­косновение. Между тем, у нас наблюдается нечто другое. Мы спокойно проходим мимо таких, говоря современным языком, “выступлений”, против которых должны бы громко про­тестовать самым решительным образом. Я скажу больше. Есть издания, которые считают себя защитниками православной Церкви, ревнителями Православия как основы нашей рус­ской самобытности, и однако же являются ни больше ни меньше, как пособниками врагов Церкви в деле разрушения наших церковных воззрений. И творится это, думаю, бессознательно, из неразумного усердия якобы провести резкую грань между иудеями и христиа­нами. Грань, несомненно, существует, но вовсе не там, где хотят ее проложить. Опасность в том, что мнимые защитники христианства вовсе не хотят знать голоса Церкви, хотят про­ложить какие-то новые пути в решении этого вопроса и попадают на ложный путь отри­цания всего ветхозаветного канона Библии, а их неразумные последователи, забывая свой долг быть в послушании у Церкви, не замечают таких проявлений невежества со стороны мнимых борцов против иудаизма, что становится за них и стыдно, и страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010