Существующая в Англиканской Церкви трехстепенная иерархия должна быть рассматриваема как некое наследие от Католической Церкви дореформенной Англии, сохраненное исключительно благодаря напряженным усилиям сначала консервативной, а затем высокоцерковной партии. Митрополит Московский Филарет писал в свое время, что православному христианину «по духу любви свойственно и вне пределов Православной Церкви с радостью находить в некоторых отношениях сохранение благодати, равно как с печалью примечать ее оскудение» 118 . Эти золотые слова мудрого русского архипастыря вполне применимы в деле изучения природы англиканского священства. Дух любви должен руководить мыслью и чувством православного христианина во всех вопросах и обстоятельствах жизни. Нашему сердцу близки и дороги все «призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа во всяком месте» ( 1Кор.1:2 ). Но послушание истине ( 1Петр.1:22 ) обязывает нас проводить разграничительную черту, разделяющую англиканство на две области – черту, за пределами которой «оскудение» благодати явно превалирует над «сохранением ее в некоторых отношениях». «От высокоцерковников, – говорил проф. А. Булгаков, – можно ожидать вполне искреннего и почтительного отношения ко всем древнехристианским учреждениям, ибо эта партия среди англикан смотрит на Церковь , как на учреждение божественное, и все ее служения и порядки рассматривает как имеющие божественное происхождение (как существующие de jure divino)» 119 . Что же касается другой области англиканства, то ее представители мыслят о Церкви, иерархии, священстве в духе чистейшего протестантизма. Еще в 1858 году одно лицо, по убеждению перешедшее из англиканства в Православие, следующим образом охарактеризовало отношение к священству различных направлений внутри Англиканской Церкви. «Из всех протестантов (Соединенной Церкви Англии и Ирландии) одни Гай-Чорчмены (High Churchmen) утверждают, что у них есть истинное священство, и сообразно с сим усвояют ему все права священства. Они одни, говорю, потому что наибольшая часть их собратий в недрах той же Соединенной Церкви Англии и Ирландии, именующие себя «Лоу-Чорч (Low Church)» смеются над этой мыслью, как над папским вымыслом – figment of Popery и «Гай-Чорчменам (High Churchmen)» ставят в тяжкую вину то, что они подобными незаконными притязаниями якобы вводят романизм в протестантские церкви, тогда как «Брод-Чорч» партия (Broad Church party) высмеивает эти притязания как что-то не имеющее смысла (nonsense)» 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

6 . Они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви: публично говорили о тебе, как образце для подражания, – ты прославился странноприимством своим. Ср. Деян. 14, 27 . (Bengel: „Publice commemorabantur exempla ad hortandum“.) – Пред церковью: не там, где жил странноприимец Гай, а пред собранием членов церкви Эфесской, где пребывал в то время Апостол Иоанн (29). – Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога: с подлинника (30): «отпустив их достойно Бога, ты хорошо делаешь» (слав. текст) или точное – «ты хорошо сделаешь (ποισεις), отпустив их достойно Бога», т. е. в доброте дела твоего не может быть никакого сомнения – что ты отпустил их как должно, это всегда будет прекрасным делом. Соединением будущего с прошедшим в настоящем выражении (по связи его с предыдущими – см. начало стиха и 5 ст.) высказывается и похвала Гайю и увещание не оставлять никогда похвального дела (31). По всей вероятности с настоящего стиха делается переход к рекомендации и просьбе о лицах, доставивших послание Апостола Гайю «возлюбленному». (См. примеч. к 12 ст.). Хорошо поступишь (32): достойно Бога ( 1Сол. 2. 12 . Колос. 1, 10 .): «отпускать странников» значит заботиться о безопасности их и провожать с миром», как просил Ап. Павел Коринфян о Тимофее ( 1Кор. 16, 10. 11 ), и при том, не только напутствовать сердечными благожеланиями, но и заботиться отправлять так, чтобы у них не в чем не было недостатка, как просил Ап. Павел Тита о Зине и Аполлосе ( Тит. 3, 13 ). (“Beneficium praesta usque ad finem“ – Bengel.). Следовательно, Гай возлюбленный Иоанну обладал совершенством добродетели странноприимства, – образец для подражания вполне достойный церковного оглашения и всегдашнего памятования. (Начало стиха.) В церкви нашей чтение третьего послания Иоанна предлагается в понедельник недели Сыропустной, – в первый день после воскресного Евангелия о страшном суде – Мтф. 25, 31–46., на котором так трогательно и грозно скажет Господь: алкал Я, и вы не дали Мне ест; жаждал, а вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня. Поскольку вы не сделали сего одному из сил меньших; то не сделали Мне (Мтф. 25, 42–43. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

1135 Анубис – в египетской мифологии бог смерти, покровитель умерших. В римскую эпоху считался сыном Осириса и богини Нефтиды (сестры Исиды), олицетворявшей неплодородие земли. 1136 Тацит в «Анналах» (II, 85) сообщает об этом так: «обсуждался (в сенате. – Ред.) и вопрос о запрещении египетских и иудейских священнодействий, и сенат принял постановление вывезти на остров Сардинию четыре тысячи зараженных этими суевериями вольноотпущенников, пригодных по возрасту для искоренения там разбойничьих шаек, полагая, что если из-за тяжелого климата они перемрут, то это не составит большой потери; остальным предписывалось покинуть Италию, если до определенного срока они не откажутся от своих нечестивых обрядов». Тацит датирует эти события 19 г. н.э. Об этом же имеется сообщение и у Светония (Тиберий. 36). 1139 Тиберий скончался 16 марта 37 г. н.э. По мнению Светония, 79-летнего императора умертвил Гай Калигула (Гай Калигула. 12). 1141 Тацит в «Анналах» (VI, 33), описывая эти события, говорит не о скифах, а о родственных им сарматах. 1143 Более подробно эти события, связанные с борьбой за парфянский престол и Армению, изложены в «Анналах» Тацита (VI, 31–37, 41–44). По словам Тацита, именно Луцию Вителлию Тиберий поручил утвердить на парфянском троне римского ставленника. «Мне известно,– пишет Тацит,– что об этом человеке в Риме ходила дурная слава и что он оставил о себе позорную память, но провинциями он управлял с поистине древнею доблестью». Луций Вителлий позднее стал одним из приближенных императора Клавдия, ревностно помогал его супруге Мессалине в ее расправах над неугодными ей людьми, затем активно участвовал в осуждении своей покровительницы. 1145 Это чрезвычайно важное сообщение Иосифа Флавия об Иоанне Крестителе, о котором так много говорится в новозаветных евангелиях. Автор излагает иную версию казни Иоанна, чем та, которая приводится в Евангелии от Матфея ( Мф 14.3–11 ). Если, по этому евангелию, причиной казни Иоанна послужила ненависть к нему Иродиады, которую тот обвинял в незаконном браке с братом первого мужа, то Иосиф видит причины казни Иродом пророка в опасности для тетрарха большой популярности в народе учения Иоанна. В то же время Иосиф ничего не говорит об эсхатологических мотивах в проповедях Иоанна Крестителя, а именно на этом («приблизилось Царство Небесное») сделан особый акцент в евангельских изложениях учения Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Есть какие-то критерии, чтобы мирянину понять, что он ведет правильную духовную жизнь? Можно ли успокоиться и считать себя благочестивым человеком, если ты выполняешь все предписания: соблюдаешь молитвенное правило, постишься, исповедуешься, причащаешься, жертвуешь на храм и т. д.?   -Ни в коем случае! Не знаю, какие тут могут быть критерии, но успокоиться невозможно. Как святые отцы пишут, чем больше человек познает Бога, тем больше он видит в себе недостатков. Поэтому если человек на правильном пути, то первым у него должно быть ощущение своего недостоинства, когда человек понимает, что он ничего из себя не представляет. Только одно покаяние должно быть внутри нас, которого очень не хватает. Вот, например, женщины идут в церковь – платки надевают. Да разве это важно? Это, конечно, послушание, но не это главное. Скромность должна быть на первом месте, должен быть нравственный внутренний мир. Главное не внешность, а то, что внутри. Только через покаяние можно что-то изменить в себе. С любовью все преодолеть можно - Если сравнить прихожан 1990-х, 2000-х годов и современных, чем отличаются с духовной точки зрения эти три поколения?   -Мне хочется сказать про то поколение, которое было еще тогда, когда я ходил в храм как прихожанин. Много тогда бабушек в храмах было. И ведь идти трудно, старенькие, больные, а они все равно идут. А как трепетно тогда относились ко времени поста! Важно было людям это. В 90-х годах порыв был. Люди потянулись в храмы, молодежь начала на богослужения ходить. А потом как-то меньше людей стало, может, мы плохо, духовенство, сработали, не открыли пришедшим всех ценностей Православной веры. Теперь с открытием воскресных школ снова молодые люди в Церковь приходят. Правда, в глубинке и людей становится все меньше. У нас в Осино-Гай люди почти всегда жили с храмом, может, поэтому для них без храма и жизни нет. А если упущено что, например, в Софьино, то там и на богослужение мало людей приходят. Сказывается то, что долго там господствовал атеизм. А село-то побольше, чем Осино-Гай, а в храме народу меньше. Сегодня по сравнению с 80-ми годами в обществе ценности сильно изменились. И в 90-е было только начало таких перемен, когда всё безнравственное стало открыто наполнять нашу жизнь, а то, что сейчас все можно - разрушает истинные духовные ценности.

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

Кстати, такое сущностное различие наглядно видно на примере современной политической системы Североамериканских соединенных штатов с двумя основными партиями — республиканской и демократической. Нам в советское время по телевизору политические обозреватели внушали, что между ними нет принципиального различия и республиканство лишь другое название буржуазной демократии. Различие есть! И даже рядовые граждане Штатов его очень даже чувствуют, а многие осознают и юридически. Однако это к слову. Вернемся в Древний Рим. Во времена Второй пунической войны Рима против Карфагена, против Ганнибала на исходе третьего века до Рождества Христова римский военный трибун Публий Корнелий Сципион Африканский Старший после побед в Испании местными жителями иберами стал величаться почетным воинским титулом «император». С той поры римские легионеры после побед в крупных сражениях ввели обычай именовать своих победоносных полководцев императорами. Позже почетный титул был признан для военачальников-триумфаторов и Римским Сенатом. Никаких изменений правового статуса тогда данный титул не давал, он был временным концевым прибавлением к полному имени, но титул императора и триумф были максимально возможным достижением для римских военачальников. Титул давался только на время триумфа, в официозе упоминался некоторое время после, и факт его присвоения указывался в ежегодном завещании. Гай Юлий Цезарь. Прижизненный бронзовый портрет Неоднократно Сенатом провозглашался императором победоносный триумфатор Гай Юлий Цезарь. Его племянник Октавиан Август, при усыновлении его Юлием Цезарем получивший право именоваться Цезарем, после битвы при Мутине первый раз получил от Сената титул императора вместе с овацией, правда, без триумфа, который достался Дециму Бруту. Всего многолетний первый консул — принцепс Август Октавиан Цезарь за разные заслуги перед Римом в разные годы был провозглашен Сенатом в качестве императора двадцать один раз. Именно со времен Августа возник обычай титул «Император» указывать в начале полного имени.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

Примечание. Известны и другие случаи, когда из-за колебаний почвы течение Иордана перекрывалось камнями. Один из них произошел в Средние века, а два раза нечто подобное происходило в нашем столетии (1924 и 1927 гг.). Однако возможные естественные причины этого феномена не лишают событие времен Иисуса Навина провиденциального значения. Свт. Кирилл Иерусалимский (Огласительные слова, Х,11) указывал на прообразовательный смысл перехода народа Божия через Иордан. Река, служившая как бы священным рубежом земли обетованной, стала символом, связанным с новозаветными событиями. Св. Иоанн Предтеча сделал покаянное омовение (крещение) в иорданских водах знаком приготовления к приходу Царства Божия. Поход на Иерихон совершился из Галгала, первого религиозного центра израильтян. Там впервые на св. земле была отпразднована Пасха, и там, в знак закрепления верности Завету, Иисус Навин приказал совершить обряд обрезания, которым в пустыне стали пренебрегать. В окрестностях Иерихона Иисусу является таинственный «вождь воинства Господня». Это видение указывает, что Бог будет сопутствовать Израилю. Иерихон — город греха — должен пасть не от руки человека, а чудесным образом. Ангел повелевает Иисусу Навину, чтобы левиты обошли стены крепости с Ковчегом и трубили в трубы. Вождь выполняет повеление, и трубный звук сокрушает неприступные стены (о заклятии, наложенном на Иерихон, и законах «священной войны» см. §24). Примечание. В 1952 году англо-американская экспедиция под руководством Кетлин Кеньон установила, что от периода между 1500 и 1200 годами до Р.Х. в археологических слоях Иерихона почти ничего не сохранилось. Объясняется это тем, что после Иисуса Навина город долго оставался пустырем, и развалины подверглись разрушительному действию осадков и ветров. Уцелели лишь культурные слои более раннего и позднего времени. Однако некоторые фрагменты керамики времен завоевания все же были обнаружены. После Иерихона был разрушен город Гай (8), неизвестный по другим источникам город на востоке от Вефиля. Слово «гай» означает развалины. Некоторые археологи отождествляют историю его захвата с разрушением Вефиля, о падении которого Иисус Навин не говорит. По данным раскопок, Вефиль был сожжен в конце XIII века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

300 Иашвили Паоло (Павел) Джибраэлович (1895–1937) – грузинский поэт, общественный деятель. Родился в дворянской семье. Печатался с 1911 г. В 1916 г. основал литературную группу грузинских символистов «Голубые роги». Покончил жизнь самоубийством. 301 Пароксизм – 1) болезненный припадок; неожиданный приступ или внезапное обострение болезни; 2) внезапное сильное душевное возбуждение, бурная эмоция. 303 Апокриф – ложное сочинение, выдаваемое за подлинное (др.-греч. – подложный); произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон и противоречащие библейскому учению. 304 Братья Гракхи – политические деятели Древнего Рима; из знатного плебейского рода Семпрониев. Тиберий (162 до Р.Х. – 133 до Р.Х.) был избран в народные трибуны в 133 г. Гай (151 до Р.Х. – 121 до Р.Х.) – трибун в 123 и 122 гг. Братья пытались проведением земельных реформ приостановить разорение крестьянства. Во время выборов в народные трибуны на 132 г. Тиберий, ложно обвиненный сенаторскг: знатью в стремлении к царской власти, был убит. Гай пытался продолжить дело брата, стал любимцем народа; спровоцированный на вооруженное восстание, погиб вместе со свои: сторонниками в 121 г. 305 Севир (Северий), патриарх Антиохийский (с 512 по 519 г.) в царствование императора Анастасия был одним из наиболее ревностных противников Халкидонского Собора (451 г.), доводившим крайности монофизитства до абсурда. Признавал вселенское значение «разбойничьего» собора в Ефесе (449 г.). Патриарх Иерусалимский Иоанн проклял Севира; император Юстиниан лишил его епископской кафедры и отправил в ссылку. Севир умер в 542 г. На поместном Константинопольском Соборе 536 г. Севир был анафематствован вместе с другими еретиками-монофизитами. Богослов и полемист Леонтий Византийский (VI в.) написал два труда в опровержение ереси Севира. 306 Юлиан, епископ Галикарнасский, был основателем одного из течений в монофизитстве; его сторонники составили отдельную церковь . В 518 г. лишился епископского престола и нашел приют в одном из монастырей в Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В конце же повествования Евсевий прилагает к Константину такие названия: «а Константин, украшенный всеми доблестями благочестия, величайший, победитель, со своим сыном Криспом, царем боголюбезнейшим и во всем походящим на отца, получил свою власть на Востоке. Евсевий, современник Константина, конечно, не стал бы так хвалить Криспа, если бы он был умерщвлен отцом. А Феодорит в своей истории говорит, что Константин принял крещение в Никомидии под конец жизни, отлагая принятие его до сего времени потому, что желал получить его в реке Иордане. 277 Ты говоришь также, проклятый и пребеззаконный человек, будто с появлением христианства римская империя ослабела и стала решительно разрушатся. Но либо ты не знаешь, что было в древние времена, либо намеренно искажаешь истину. – Напротив ясно до очевидности, что Римская Империя, с появлением нашей веры, распространилась. Посмотри, сколько македонских городов 278 разрушено римлянами со времени пришествия к людям Христа Бога нашего. Им покорилась также Албания 279 и Иверия, 280 Колхида 281 и Аравия. 282 Гай Цезарь 283 в 183 олимпиаде в великих битвах победил галлов, 284 германцев, 285 бриттов 286 и к владениям римским, как об этом повествуют историки, присоединил до 500 населенных городов, – Гай Цезарь, который первый, после консулов, стал единовластвовать, предваряя и предустанавливая, на место многобожия и многоначалия, почитание единоначалия, ради приблизившегося единоначалия Христова. Скоро потом была присоединена к империи и вся Иудея 287 с соседственными ей странами; так что народная перепись, в которую записали и Христа, была первая, чтобы Вифлеем возвестил людям исполнение о Нем пророчества. Ибо Михей так предсказал об этом городе: «и ты Вифлееме; доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо мне изыдет старейшина» ( Мих 5.2 ), который упасет народ мой – Израиля. По Рождестве же Христа Бога нашего к римским владениям присоединен и Египет, 288 когда Цезарь Август, 289 при котором родился Христос, разбил наголову 290 Антония 291 и Клеопатру, 292 и поставил их в необходимость лишить жизни самих себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

119-120 120-121 МАКСИМИЛИАН (III в.?), св. (пам. зап. 12 окт.), «апостол Норика», покровитель еп-ства Пассау (Германия) 121-123 МАКСИМИЛИАН (Клюев Максим Валерьевич; род. 16.07.1971), митр. Иркутский и Ангарский, глава Иркутской митрополии 123-124 124-125 125-133 МАКСИМИН еп. Антиохийский (ок. 178-190), известен только по спискам древних епископов и кратким упоминаниям в хрониках 133-134 134-135 МАКСИМИН II ДАЙЯ [Даза; Гай Валерий Галерий Максимин Дайя] (270-313), рим. император (с 1 мая 305 цезарь, с мая 309 август) 137-138 МАКСИМИН I ФРАКИЕЦ [Гай Юлий Вер Максимин] (ок. 173 - 238), 1-й рим. имп. (20 марта 235 - 11 марта 238) «полуварварского» происхождения 135-137 138-140 140-141 142-147 МАЛАБАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ наименование исторической Церкви в Индии, происходящее от названия юго-зап. побережья Индостана (Малабарский берег) - центра распространения христианства в регионе 147-155 155-167 МАЛАКС Мануил (нач. XVI в. - ок. 1580), греч. канонист, составитель одного из самых распространенных в поствизант. период номоканонов 167-168 МАЛАНКАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Сиро-Маланкарская Ортодоксальная Церковьдр. названия: Индийская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Сирийская Церковь], одна из Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей 168-171 МАЛАХИЯ пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в состав корпуса Малых пророков (пам. 3 янв.) 171-185 МАЛАХИЯ (1094/95 - 1/2 нояб. 1148), архиеп. Ард-Махи (ныне Арма, Сев. Ирландия), деятель григорианской реформы в Ирландии, св. католич. Церкви (пам. 2(3) нояб.) 185-194 194-195 МАЛАХИЯ I (Абашидзе), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1519 - 40-е гг. XVI в.) Грузинской Православной Церкви, последний предстоятель Церкви в Зап. Грузии, резиденция к-рого находилась в кафедральном соборе во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте (Пицунде) 195-196 МАЛАШКИН Леонид Дмитриевич (1842-1902), дирижер, композитор, педагог, собиратель песенного фольклора 196-198 199-200

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

По внешней форме своей послание совершенно одинаково с третьим, назначенным к частному лицу; содержание явно указывает в «избранной госпоже» отдельную, известную Иоанну личность: от «госпожи» отличаются дети её (1 и 4 ст.), говорится о встрече Апостола с детьми госпожи (4 ст.), дается обещание говорить устами к устам (12 ст.) и посылается приветствие от детей сестры «госпожи»» (13 ст.). Неуместность символизма в надписании учительного послания, особенно послания, имеющего характер обыкновенного письма, не может быть оправдываема никакими доводами; даже апокалипсические послания Иоанна Богослова все надписаны собственными именами церквей: Эфесской церкви, Пергамской церкви и проч. ( Апок. 2, 1. 8. 12. 18. 3, 7. 14 ). И апостол Петр не символическим именем называет место написании первого послания своего (24) 44 . Могло быть, что до Климента Александрийского не дошло предание о первоначальном назначении второго Иоаннова послания», хотя подлинность послания и была известна ему. – Недостаток предания вполне вероятный, если мы знаем, что и позднее Климента различно смотрели в Александрийской церкви на это послание (§ 1, – свидетельство Оригена 45 . Кто были избранная госпожа (2, 1) и Гай, возлюбленный Иоанну (3. 1), и к каким церквам принадлежали они – неизвестно 46 . Вероятно они были членами церквей Малоазийских, так как, по преданию, эти церкви находились под особенным попечением, управлением и руководством Иоанна Богослова 47 . Судя по ближайшему отношению их к апостолу, о чем явно свидетельствует содержание посланий, должно думать. что эти личности, отличаясь особенным благочестием и особенною ревностью к истине Евангелия, пользовались уважением и имели сильное влияние в среде тех христианских обществ, в которых они жили; хотя в послании к ним Апостола и не видно, чтобы они занимали Какие-либо церковные должности, (была ли «избранная госпожа» диакониссою, как хотят думать некоторые (26), был ли Гай епископом (27) или пресвитером (28), – неизвестно). Второе послание Иоанна, как открывается из содержания его, написано по случаю свидания Апостола с детьми «госпожи» (4 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010