Григорий Турский в произведении «In Gloria Martyrum» (О славе мучеников) (PL. 71. Col. 792-793) описывает чудеса Г. и упоминает перенесение мощей этого святого в Лимож и в Ле-Ман. По свидетельству Венанция Фортуната, к-рый в 5 двустишиях прославляет подвиг великомученика, в Майнце в сер. VI в. в честь Г. была построена базилика (Carm. II 16//PL. 88. Col. 107). В VI-VII вв. церкви, посвященные вмч. Георгию, существовали в Майнце, Меце, Шеле, Сен-Боэре и, возможно, в Суасоне, Париже, Бордо и Арле. В 852 г. Петр из Испанской марки упоминает о перенесении в Испанию мощей Г. и св. Аврелия (Marca Hispanica. P., 1688. Barcelona, 19982. Col. 357). В Англию культ Г. проник еще до норманнского завоевания. Известна построенная в 1061 г. ц. св. Георгия в Донкастере. Во время 3-го крестового похода (1189-1192) Ричард I Львиное Сердце, к-рый видел Г. в блистающих доспехах во главе христ. войска, поручил армию крестоносцев покровительству святого. Видимо, с этого времени флагом англ. армии становится знамя св. Георгия с красным крестом на белом фоне. В XIV в. Г. был официально признан небесным патроном Англии. В 1348 г. англ. кор. Эдуард III учредил орден св. Георгия (орден Подвязки). С 1415 по 1778 г. день памяти святого 23 апр. считался 2-м по значимости праздником после Рождества Христова. На совр. флаге Великобритании изображен Георгиевский крест. Г. является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Среди религ. и военных орденов Г. посвящены орден бенедиктинцев, Тевтонский орден, орден Подвязки, арагонский орден Калатрава и др., а также существующий до наст. времени Свящ. Константиновский военный орден св. Георгия (назван в ср. века орденом золотого всадника), легендарным основателем к-рого считается визант. имп. Константин Великий. Наиболее вероятно, что он был основан в 1191 г. имп. Исааком II Ангелом . В 1690 г. Андреа Флавио, последний из имп. рода Ангелов-Комнинов, передал свои права Джанфранческо Фарнезе, герц. Пармскому, к-рый в свою очередь передал их инфанту Испании, ставшему королем Неаполя, к-рый и дал ордену совр.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Да, в Византийской империи православному подданному под страхом смерти было запрещено переходить в какую-либо иную религию. Однако на неподконтрольных мусульманам территориях в то время добровольно в ислам из христианства, повторю, никто никогда не переходил. Как представляется, именно в силу некоторой примитивности этой религии в сравнении с христианством и даже с древними философско-пантеистическими учениями, в которые иногда уклонялась элита империи. Безусловно, в процессе многовековых исламо-христианских войн случалось всякое. Во время первого крестового похода при взятии католиками Иерусалима было истреблено свыше 70 тысяч мусульман, из них 10 – в мечети, где они пытались укрыться. 254 Во время третьего крестового похода английский король Ричард Львиное Сердце однажды по своей прихоти приказал вырезать две тысячи пленных мусульман. Византийский полководец, а впоследствии император Никифор Фока во время своих победоносных походов уничтожил несколько тысяч мусульман Северной Сирии и Крита. Но при этом Православной Церковью (в отличие от Католической) эти жертвы (вкупе с жертвами и своей стороны!) рассматривались как павшие на обычной войне, чрезмерная жестокость кампаний которой объясняется условиями того времени; но она не имела ярко выраженного религиозного наполнения – точно так же, как нынешняя антитеррористическая кампания в Чечне, которую никто из православных не воспринимает как войну против ислама. 255 Православию глубоко чуждо понимание священной войны, присущее мусульманским экстремистам, для которых «джихад является высшей формой богослужения, какую только можно предложить Аллаху». 256 Именно поэтому, когда тот же император Никифор II Фока (963–969) задумал издать закон, по которому все христианские воины, павшие в боях с мусульманами, автоматически причислялись бы к лику святых мучеников, Церковь , несмотря на все принуждения, категорически воспрепятствовала самой мысли о таком нововведении как противоречащем самому духу христианства. 257 Именно поэтому в Константинополе уже в конце VIII века арабским купцам было позволено отстроить мечеть, в которой, как явствует из писем святого патриарха Николая Мистика , пленные арабы даже в самые победоносные для империи дни могли молиться без какого-либо принуждения их к принятию христианства. 258

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Да, в Византийской Империи также православному подданому под страхом смерти было запрещено переходить в какую-либо иную религию. Однако на неподконтрольных христианам территориях в то время добровольно в ислам из христианства, повторю, никто никогда не переходил. Безусловно, в процессе многовековых исламо-христианских войн случалось всякое. Во время I Крестового похода при взятии католиками Иерусалима было истреблено свыше 70 тысяч мусульман . Во время III Крестового Похода английский король Ричард Львиное Сердце однажды по своей прихоти приказал вырезать две тысячи пленных мусульман. Византийский полководец, а впоследствии император Никифор Фока во время своих победоносных походов уничтожил несколько тысяч мусульман северной Сирии и Крита... Но при этом Православной Церковью (в отличии от Католической) эти жертвы (вкупе с жертвами и со своей стороны!) рассматривались как павшие на обычной войне. Чрезмерная жестокость воинов-христиан остается на личной совести каждого из них, но никогда она не одобрялась Церковью. Так же как и теперешнюю войну Чечне, Церковь не воспринимает как войну против ислама . Православию глубоко чуждо понимание священной войны, присущее мусульманским экстремистам, для которых " Джихад является высшей формой богослужения, которую только можно предложить Аллаху " . Именно поэтому, когда тот же император Никифор II Фока (963-969) задумал издать закон, по которому все христианские воины, павшие в боях с мусульманами, автоматически причислялись бы к лику святых мучеников, Церковь, несмотря на все принуждения, категорически воспрепятствовала самой мысли о таком нововведении, как противоречащему самому духу христианства . Именно поэтому в Констанстинополе уже в конце VIII века арабским купцам было позволено отстроить мечеть , в которой, как явствует из писем патриарха Николая Мистика, пленные арабы даже в самые победоносные для Империи дни могли молиться без какого-либо принуждения их к принятию христианства . Следует здесь, наверное, сказать несколько слов о сложившемся у исследователей мнении о какой-то небывалой веротерпимости Арабского Халифата, " неизвестной средневековой Европе " . Из чего это мнение складывается и чем обосновывается? Исследователь видит, что несториане и монофизиты, по отношению к которым в Византийской Империи предпринимались гонения, бежали в мусульманские страны и там жили в этом отношении более благополучно. На основании этого и возникает идея о большей веротерпимости Халифата. Однако исследователь не учитывает тот важный факт, что у монофизита или несторианина в этих двух империях был разный статус. В Византии он был еретиком и его как еретика гнали. В Халифате же он был иноверцем и его никто не трогал, если он не занимался прозелитизмом.

http://pravoslavie.ru/put/sv/prav_islam....

Кипр уже давно стал центром паломничества, еще в древности здесь останавливались христиане при следовании на святую Палестину. Обилие монастырей и святынь на этой земле заслуженно стяжали ему славу «острова святых». Христианство на Кипре проповедовали еще святые апостолы Павел и Варнава, положившие начало апостольской церкви. Согласно Деяниям святых Апостолов, около 45 г. они прошли весь остров до Пафа (Пафоса), неся Слово Божие в синагогах. В те годы здесь была значительная иудейская община. Сам «апостол от семидесяти» Варнава был уроженцем Кипра, в 57 г. он принял здесь мученическую смерть от местных иудеев. Интересно, что именно на Кипре Савл впервые называется в Деяниях Павлом. Кипр являлся родиной также святителя Спиридона Тримифунтского, а также святого Иоанна Милостивого. Восемьсот лет Кипр был частью Византийской империи, где процветала христианская культура. За это время была основана и возведена большая часть монастырей и храмов. Уже в 431 г., на Третьем Вселенском соборе, Кипрская церковь получает автокефалию. В VII–Xbb. остров постоянно подвергался нападениям арабов и пиратов. В 1191 г. Кипр захватил английский король-латинянин Ричард Львиное Сердце, полностью ограбивший местное православное население. Потом на остров пришли тамплиеры, венецианцы, наконец, в 1570 г. он был захвачен Османской империей. Пройдет почти триста долгих лет, пока греки обретут долгожданную свободу. Но в 1974 г. северная часть острова вновь была оккупирована турками, которые осквернили множество христианских храмов, а многие превратили в мечети. Несмотря на многочисленные исторические потрясения, Кипр сохранил немало драгоценных святынь. Целое ожерелье древних монастырей расположилось среди живописных Троодосских гор острова. Самый известный – Киккский монастырь. В монастыре во имя Божией Матери Троодитиса хранится одноименная чудотворная икона и чудотворный пояс, по местному преданию, принадлежавший Пресвятой Богородице. Этот образ и пояс прославились многочисленными чудесами исцелений на весь христианский мир, помогающими бездетным супружеским парам обрести свое долгожданное счастье.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Компромисс, однако, предполагает, что христиане сохраняют перед глазами евангельский идеал – хотя он и не достижим, он остается ориентиром. Хотя людей носит туда и сюда по бурному морю этого мира, они видят перед собой маяк, указывающий им путь, и знают, где они с этого пути сбились. Евангельская добродетель, хотя и не владычествует в жизни людей, может иногда прорываться в самых неожиданных местах. Есть средневековая итальянская легенда о милосердном рыцаре. Рыцарь вместе со своими друзьями на узкой дорожке столкнулся с убийцей своего отца и мог с легкостью лишить его жизни, чего негодяй вполне заслуживал. Но он принял решение простить своего врага – и потом, когда он вошел в Церковь , Христос склонился с Распятия и обнял его. Однако бывает и по-другому – люди угашают сам маяк и перестают отдавать себе отчет в том, что творят что-то неугодное Богу. Такой знаменитый христианский воин, как Ричард Львиное Сердце, мог перерезать пленных, за которых вовремя не пришел выкуп, и вообще не мучиться вопросом, а как это соотносится с примером и учением Христа. Гийом Тирский пишет о вступлении крестоносцев в Иерусалим: «Они вступили туда с толпой всадников и пеших воинов и, не щадя никого, перекололи мечами всех, кого нашли там, и залили все кровью. Произошло же это по справедливому указанию Господню, чтобы те, кто осквернял святыню своими суеверными обрядами и сделал ее чужой верному народу, собственной кровью очистили её и искупили свое преступление смертью ». В глазах средневекового хрониста массовая резня гражданских лиц в захваченном городе – исполнение «справедливого указания Господня». Может возникнуть соблазн сказать, что это – про католиков, но, увы, не только про них. Классическое произведение Николая Гоголя «Тарас Бульба» изображает запорожских казаков как людей, с одной стороны, горячо преданных православной вере, с другой – неукротимо воинственных и свирепых, которые обращаются с населением с такой зверской жестокостью, что в школьных антологиях её описание деликатно удаляют из текста. И, увы, такова реальная история.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Многочисленные религиозные поводы: освобождение Гроба Господня и других святых мест являлись прикрытием для реализации экономических и политических интересов европейских правителей, государства которых в условиях экономического роста нуждались в новых рынках и территориях. Наряду с этими очевидными причинами крестовые походы стали также отражением усиления прозелитических устремлений Римской церкви, которая, пережив в середине XI в. раскол, сосредоточила усилия на утверждении своего влияния на Востоке. В результате I Крестового похода, завершившегося взятием Иерусалима вслед за Никеей и Антиохией, на Востоке образовались латинские государства: Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, Триполитанское и Эдесское графства и др. Путь крестоносцев на Восток пролегал через Киликию. Армяне, видя в крестоносцах христианских собратьев, возлагали на них большие надежды, думая, что они могут положить конец вынужденному изоляционизму Киликии. Армянский летописец Матеос Урхаеци писал, что «они [крестоносцы] приходили разорвать цепи христиан, избавить от ига неверных святой град Иерусалим, вырвать из рук мусульман Священный Гроб, хранивший в себе Бога». Киликийские армяне не только восторгались приходом крестоносцев, но оказывали им действенную помощь, вплоть до военной, что способствовало установлению отношений Киликии с государствами Западной Европы. Известно, что правители Киликии поддерживали государства крестоносцев провиантом, оружием и вооруженными отрядами. Широкое распространение получили дипломатические браки, которыми армянские правители Киликии через своих сестер и дочерей роднились с франкскими правителями Востока. II Крестовый поход, начавшийся после взятия Эдессы турками в 1144 г., не принес ожидаемых результатов. В середине XII в. пала Антиохия, а в 1187 г. Саладин захватил Иерусалим. Перед лицом серьезной угрозы европейские правители (Ричард Львиное Сердце, Филипп II Август и Фридрих Барбаросса) в 1189 г. объявили о начале III Крестового похода. Барбаросса решил добираться до Святой земли через Киликию, в которой тогда правил князь Левон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осер (Франция)), считался знатоком права. С кон. 50-х гг. XII в. у него на службе состоял ломбардский юрист Вакарий (ок. 1120 - ок. 1200), сыгравший важную роль в рецепции рим. права в Англии. Вместе с тем, по сообщениям ряда хронистов, известно о враждебном отношении архиеп. Роджера к монашеству. В июне 1170 г. он короновал принца Генриха, старшего сына кор. Генриха II (1154-1189), тем самым нарушив традиц. права Кентерберийского архиепископа; занимавший в это время Кентерберийскую кафедру Фома Бекет находился в изгнании из-за конфликта с королем. Фома Бекет отлучил от Церкви Роджера и др. епископов, участвовавших в коронации, что еще более обострило отношения Бекета с королем; по возвращении в Англию Бекет был убит (дек. 1170). Лишь в дек. 1171 г. Роджер сумел добиться оправдания папой Александром III и вернуться на кафедру. После смерти Роджера кафедра Й. несколько лет оставалась вакантной до избрания архиеп. Гальфрида Плантагенета (1189-1212), побочного сына кор. Генриха II. Гальфрид никогда не готовился к церковной карьере и неохотно воспринял свое назначение. Он почти постоянно конфликтовал с королями Ричардом I Львиное Сердце (1189-1199) и Иоанном Безземельным (1199-1216) и членами йоркского капитула. В 1191/92 г. папа Целестин III буллой «Cum universi» подчинил шотл. диоцезы (кроме Уитхорна) непосредственно Папскому престолу, что положило конец претензиям архиепископов Й. на управление ими. В XII в. Й. стал одним из крупнейших торгово-ремесленных центров в Англии, поддерживал торговые связи с континентальной Европой. В правление кор. Генриха I Й. получил грамоту о привилегиях, впосл. ее подтверждали Генрих II, Ричард I и Иоанн Безземельный, к-рый неоднократно посещал Й. из-за конфликтов с баронами в 1212-1216 гг. Город также являлся важным транзитным пунктом между Англией и Шотландией. В 1169 г. в Й. шотл. кор. Вильгельм Лев (1165-1214) принес оммаж кор. Генриху II. В 1190 г. в Й. произошел один из крупнейших в средневек. Англии евр. погромов. Однако вскоре евр.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Папа Иннокентий III послал на Кипр кардинала Пелагия, способ действия которого виден из следующего факта: по его приказанию, схватили 13 монахов одного монастыря и принуждали их перейти в латинство. 3 года их держали в темнице. Те вере своей не изменили. Тогда Пелагий приказал сжечь «несчастных схизматиков». Православная церковь причислила этих мучеников к лику святых. Это и была та эпоха, о которой пишет преп. Неофит — 6 лет правления Исаака Комнина и 6 лет правления латинян. В заключение следует помянуть и о византийском императоре Андронике II, о котором прел. Неофит говорит несколько слов. Император Мануил Комнин оставил трон своему юному сыну, Алексею, которому тогда было только 13 лет. Матери царевича пришлось уступить со–правление государством пожилому и известному своими военачальническими способностями брату покойного императора, Андронику. Тот, приняв управление государством, явил себя с самой дурной стороны, которую только можно себе представить: с лютой жестокостью он убил мать царевича, а затем и самого царевича, которого по его велению задушили в тюрьме, в 1183 г. Но не долго процарствовал и сам Андроник: через два года после убийства царевича, он был свергнут и разорван на части толпой; замучен был и его сын. С ним окончилась и династия Комниных. 12 Ричард, именуемый «Львиное Сердце»; слово «король» мы вставили сами. 13 Ориг.: «…και το σεβαιτου γρας ειληθεν εξ αυτου». Мне не ясно, что этим говорится: имеется ли в виду дар от царя, с которым связано выражение «августейший» или «высочайший» (по нашей терминологии); или же здесь именуется некий сан «севаста»; сан «протосеваста», «севастофора», «севастократора» — известны; сан же «севаста» я не нашел. Слово же это в виде прилагательного употреблялось к царской особе: «августейший» или «высочайший». 14 Ни в одном греческом или латинском лексиконе я не нашел слова «макко» лат. — «пасае»; нет его и в лексиконе средневекового английского языка. Но в латинских лексиконах Lewis & Scott (A Latin Dictionary), Gaffiot (Latin–Francais), Niermeyer: «Mediae Latinitatis Lexicon Minus (1976) et Latham «Revised Medieval Latin Woni List from British and Irish Sources» (1965) имеется слово «nacella», сокращенное: «navicella» — небольшой корабль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Прежде всего в поход ринулась крестьянская беднота, привлеченная обещаниями свободы и прощения долгов. Многие из них продавали имущество и с семьями направлялись в дальние края. Этот поход бедноты не принес ожидаемых результатов, а лишь настроил против крестоносцев мирное население. Неорганизованная толпа крестьян в поисках пропитания зачастую дотла разоряла местности, через которые проходила. Оказавшись на азиатском берегу без должного вооружения, не имея четкого руководства и плана действий, отряды бедноты вскоре стали жертвой турок-сельджуков. Вышедшие вслед за бедняками хорошо вооруженные и организованные отряды рыцарей оказались более удачны. В 1099 году Иерусалим был захвачен крестоносцами, которые создали несколько вассальных княжеств на палестинской территории. Во главе их стоял король Иерусалимский. С завоеванием Гроба Господня была достигнута основная цель крестового похода. Однако из-за стремления к богатству, могуществу и славе в среде рыцарства постоянно возникали ссоры. Этим пользовались турки для возврата захваченных территорий. Все крестовые походы, кроме первого, возглавлялись коронованными особами. Так, наиболее знаменитыми участниками их были – английский король Ричард Львиное Сердце, французский король Людовик Святой, германский император Фридрих Барбаросса. Во Втором крестовом походе помимо мужчин приняли участие и многие супруги европейских феодалов. Для знатных дам это предприятие поначалу казалось увеселительной прогулкой. Многие из них взяли с собой лучшие наряды, а также придворных поэтов. Но ошеломленные невиданными трудностями, они остановились на полпути. Военные неудачи крестоносцев в Святой Земле породили идею о том, что Иерусалим не может быть освобожден усилиями взрослых в силу их непомерной греховности, и «святое дело» спасут только невинные дети. В 1212 году состоялся детский крестовый поход. Римский папа и французский король попытались противодействовать предприятию, но безуспешно. Около 20 тысяч французских детей под предводительством маленького пастушка Этьена прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где предприимчивые судовладельцы продали детей в рабство. Подобное явление наблюдалось и в Германии, где десятилетний мальчик Николас из Кельна собрал около 10 тысяч детей, и они пешком направились в Рим за благословением к папе. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода. Оставшаяся часть детей, не получив папского благословения продолжать поход, рассеялась по дорогам Италии. Лишь единицы вернулись домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Собор Латранский врачует бедствия Церкви Западной. Каликст II председательствует на оном; таким образом папы, занимая первое место между отцами приобретают полное владычество на своих соборах. Год 1130 По смерти Онория II преемника Каликстова, в Риме избрали в один день двух пап; и мнение народа разделилось касательно права обоих совместников. Собравшиеся на соборе Этампском французские епископы отвергли Петра Льва, приявшего имя Анаклета II, и покорились власти Иннокентия II, по убеждению Бернарда, первого игумена Клервосского, который по основательности своих писаний, заслужил быть включенным в число великих учителей Церкви Западной. Второй Латранский всеобщий собор положил конец сему новому расколу. Год 1146 Бернард, по повелению ученика своего папы Евгения III, проповедует Второй Крестовой поход для вспомоществования царству Иерусалимскому, которому неверные угрожали великими опасностями. Людовик VII король французский, и император Конрад III возлагают на себя крест; но предприятие сие не имело чаемого успеха. Император был разбит от предательства греков; и оба соединенные войска, от измены сирийских христиан, принуждены были снять осаду с города Дамаска. Год 1179 Для прекращения новых раздоров, из недра Римской Церкви перешедших в главные христианские государства, собирается третий Латранский собор, поражает еретиков, анти-пап и их зачинщиков, и возвращает западному христианству спокойствие. Год 1188 Император Фридерик Рыжебородый, король французский Филипп Август, и король Английский Ричард Львиное Сердце, предпринимают Третий Крестовый Поход, дабы положить преграду быстрым победам князя или султана Египетского Саладина. Болезни войск, смерть императора, ссора двух, в живых оставшихся государей, все споспешествовало ко разрушению нового сего предприятия, кончившегося только завоеванием сильного города Акры, но не стоившего гибели трехсот тысяч человек. Год 1195 Смерть Саладинова подает повод к четвертому Крестовому Походу, к которому возбудил папа Целестин III. Шестьдесять тысяч немцев перешли в Палестину, и одержали там великие выгоды. Но смерть императора Генриха VI все сии завоевания сделала бесполезными. Год 1204

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010