Ричард Львиное СердцеРичард I (1157—1199), король Англии с 1189 г ., большую часть жизни провел на войне, участвовал в крестовых походах. 75 Кромвель Оливер (1599—1658) — вождь английской буржуазной революции, протектор (правитель) Англии с 1653 г ., утопил в крови католическое восстание ирландцев. 76 Герцог Альба, Фернандо Альварес де Толедо (1507—1582) — испанский полководец, ввел в Нидерландах режим террора для подавления реформаторского движения (гезов). 77 Эмерсон Ральф Уолдо (1803—1882) — американский философ, идеалист, считавший природу воплощением Духа. 78 Мальтус Томас Роберт (1766—1834) — английский экономист, основатель особого экономико-демографического учения — мальтузианства. Мальтузианство считает основной причиной экономических трудностей перенаселение и полагает необходимыми войны, стихийные бедствия и проч. в качестве ограничителя прироста населения. Для католиков мальтузианство было неприемлемо еще и потому, что оно призывало к распространению противозачаточных средств и особенно абортов, совершенно недопустимых, с точки зрения католиков. 79 «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизни вечную» (Ин., XII, 35). 80 Честертон цитирует библейский текст: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все — суета!» (Еккл. III, 19). О печальнейшем уделе обреченного на смерть человека Гомер говорит постоянно. 81 Святой Бернард из Аосты — Бернард Ментонский (ум. 1081 г .) — протодьякон в Аосте, основатель (в 1050 г .) монастыря на Пеннинских Альпах, расположенного на высоте 8114 футов на перевале Большой Сен-Бернар. 82 Серая зола — символ покаяния, поскольку дело ордена проповедников, основанного святым Домиником — покаяние за грехи мира. 83 Преступника нужно прощать до семижды семидесяти — Ср.: Мф., XVIII, 22. 84 «ГehpuxV» — трагедия У. Шекспира. При короле Генрихе V Англия добилась наибольших успехов в войне с Францией. 85

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

10 июля 1990 года Фридрих Барбаросса утонул при переправе через горную речку Салеф неподалеку от Селевкии. Его гибель деморализовала германское войско. 1006 Нравы крестоносцев иллюстрирует захват Мессины (католический город в Италии): «Как – то некий наемник Ричарда I затеял ссору с мессинской торговкой хлебом. Спор вылился в драку христовых воинов с единоверными мессинцами. Ричард I тотчас узрел в этом подходящий повод для войны, штурмовал Мессину с моря и с суши и взял город. Мессинцы первыми испытали «благородство» Ричарда и его крестоносцев: в течение нескольких часов воины креста грабили, убивали и насиловали. Именно мессинцы присвоили Ричарду I прозвище Львиное Сердце, заклеймившее его жестокость». 1007 В результате третьего крестового похода была захвачена часть прибрежной полосы Палестины, Иерусалим не был взят. Четвертый крестовый поход. 1202–1204. При подготовке крестового похода папа потребовал от Византийского императора двинуть войско для освобождения Иерусалима, а также поставил перед василевсом вопрос о церковной унии. Византийский император эти притязания отверг. 1008 Предлогом для вмешательства в дела Византии было обращение царевича Алексея (сына сверженного императора Исаака II Ангела) к папе Римскому за содействием в восстановлении на престоле Исаака II Ангела. Царевич Алексей «обещал папе подчинить греческую церковь римской и обеспечить участие Византии в крестовом походе». 1009 «Самые различные источники – известия хроник, данные официальной переписки, даже памятники монументального искусства – свидетельствуют, что в Риме была достигнута полная договоренность между Иннокентием III и Алексеем насчет использования крестоносного воинства для восстановления на византийском престоле Исаака II Ангела». 1010 Германские императоры лелеяли мысль захвата Византийской империи. 1011 Интересен эпизод четвертого крестового похода, связанный с захватом по заказу венецианцев христианского города Задара. Крестоносцы задолжали венецианцам за переправу воинства, и те потребовали таким способом отработать долг. За это деяние папа отлучил крестоносцев от Церкви, но тут же его снял, взяв с крестоносцев клятвенное обещание строго повиновения апостольскому престолу. 1012

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

1241 г. На Востоке их сменил новый искатель славы – Ричард Корновалийский, брат короля Генриха III и внук Ричарда Львиное Сердце. Уже одного этого было достаточно, чтобы на него возложили большие надежды, которых он, однако, не оправдал и оправдать не мог. Быстро разобравшись в обстановке и видя свою беспомощность, он заключил новое перемирие с египетским султаном, предал погребению тела христиан, погибших при Газе, и, не повидав ни стен Иерусалима, ни берегов Иордана, отплыл в Италию, где у него была назначена встреча с папой, все еще занятым войной с Фридрихом. В этом же году Григорий IX умер среди проклятий врагов, сам проклиная своего непримиримого противника. Его преемник, Целестин IV, носил тиару всего шестнадцать дней, после чего Западная церковь в течение почти двух лет не могла избрать себе главу. Наконец конклав собрался, но избранный им среди волнений и раздоров Иннокентий IV не прекратил кровавой войны: следуя примеру Иннокентия III и Григория IX, он вскоре превзошел их в ожесточении и буйстве... Европа окончательно забывала о христианах греческих и палестинских. Проповедники тщетно колесили по всем государствам, призывая государей к походу; от них отмахивались, словно от назойливых мух, а Фридрих II попросту изгонял их из своих владений. Этот же неуемный враг мира и покоя в одно и то же время воевал против папы, восточного императора, и всех, кто, взяв Крест, клялся защищать Рим, освободить Константинополь и восстановить Иерусалимское королевство... Впрочем, у нас нет более охоты описывать насилия, позорившие Запад в течение этих и ближайших лет. Внимание утомляется, останавливаясь долго на одних и тех же картинах: войны и перемены, дающие столько жизни истории, в конце концов превращаются в бесконечный и нудный рассказ; и здесь-то легко заметить, что даже страсти и бури, слишком часто повторяющиеся, создают однообразие и скучную монотонность. Поэтому, не продолжая, ограничимся кратким резюме. Читатель не мог не заметить, что в этой главе о борьбе папы и императора повествуется много больше, чем о священной войне и событиях на Востоке. Но в том не вина историка – все дело во времени. Идея Крестового похода в конце XI века была явлением эпохальным не в меньшей мере, чем ее воплощение. В XIII веке и идея, и материализация ее выродились настолько, что утратили самостоятельное значение и стали служить лишь средством политических амбиций сильных мира. От прошлого сохранились лишь ярлыки, которые больше никого не вдохновляли и не убеждали. Что же касается «Шестого крестового похода», которому посвящена эта глава, то его, по существу, не было: он распался на несколько начинаний без продолжения и схваток без результатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1226 г. в поход отправились французские и германские дети (поход детей), которые считали, что именно им Бог отдаст Иерусалим – они не столь грешны, как взрослые. Поход закончился трагедией – в Италии пираты обещали детям перевезти их в Палестину, но вместо этого продали их в рабство. В 1244 г. Иерусалимом на короткое время овладел Фридрих II Сицилийский. VII и VIII Крестовые походы были организовал благочестивый французский король Людовик IX  Святой. Оба похода окончились неудачей, и в 1270 г. король умер в Тунисе от оспы. В 1291 г. пала последняя христианская крепость в Палестине – Акра, и христиане окончательно потеряли святую Землю. 4) Результат Крестовых походов: В результате Крестовых походов крестоносцы та и не смогли удержать Иерусалим и бежали из Палестины. Провал походов привел к падению авторитета Католической Церкви – получалась, что христиане оказались недостойны владеть Иерусалимом. И короли, и горожане стали критиковать Церковь за ее слишком уж большие богатства и власть. Крестовые походы изменили культуру Европы – появилось много заимствований с Востока, возрос интерес к образованию.   6. (Брандт, § 27) Англия в XI - XIII вв. Возникновение парламента. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Норманнское завоевание Англии 2) Реформы Вильгельма Завоевателя. «Книга Страшного Суда». Вассал моего вассала – мой вассал. 3) Генрих II Плантагенет (1054-1189). – Женитьба на Альеноре Аквитанской. Завоевания во Франции. – Укрепление королевской власти. Щитовые деньги. Суд присяжных. – Борьба с Церковью. Томас Бекет. 4) Ричард Львиное Сердце и Иоанн Безземельный. – потеря Нормандии и Анжу. – 1215 – Великая Хартия Вольностей. 5) Возникновение Парламента (1265). Состав и полномочия Парламента (налоги, новые законы) ДАТЫ: 1066 – Норманнское завоевание Англии 1054–89 – Правление Генриха II  Плантагенета 1215 – Великая Хартия Вольностей ОТВЕТ: 1) Норманнское завоевание Англии Новый период в истории Англии начинается с 1066 г., когда после смерти бездетного короля Эдуарда Исповедника началась борьба за престол, в которой победил герцог Нормандский Вильгельм I Завоеватель .В 1066 г. он разбил английский войска в битве при Гастингсе и стал королем Англии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

В «Беспокойном царствовании» образ уже более соответствует исторической истине. Этот набросок характера в ранней драме получил у Шекспира полноценное психологическое раскрытие. Фигура Иоанна стоит в ряду других королей, чьи портреты даны Шекспиром в хрониках в плане рассмотрения проблемы личных качеств монарха. Иоанн является узурпатором. По праву престолонаследия королем должен был стать после смерти Ричарда Львиное Сердце молодой принц Артур. Но Иоанн захватил власть и царит по праву сильного. Он, однако, сознает непрочность своего положения. Ему грозят разные враги, и его подстерегает много опасностей: Констанция, мать Артура, лелеет план восстановления прав своего сына; Франция стремится отвоевать у Истина его владения в Бретани; Рим зорко следит за действиями короля, оберегая интересы церкви в Англии; наконец, Иоанну приходится все время считаться с крупными феодальными баронами, отнюдь не склонными к беспрекословному повиновению. Перед лицом всех хитросплетений политики Иоанн вначале держится как человек, намеренный отстоять свою власть от всех опасностей и посягательств. Он мужественно сражается против Франции, защищая одновременно интересы свои и английского государства. Однако сознание государственных интересов не является преобладающей чертой его как короля. Личный интерес для него гораздо важнее. Стремясь удержать власть, он решает устранить силой слабого соперника — принца Артура. Что же касается противников сильных, то с ними он хочет замириться. Мы видим, как постепенно все больше раскрывается своекорыстная натура короля, который к тому же не обладает упорной непреклонностью, какая была, например, у Ричарда III. Иоанн проявляет жестокость, хитрит, изворачивается и доходит до унижения, когда соглашается отдать свою власть, чтобы снова принять ее из рук представителя римского папы. Даже в жестокости Иоанна проявляется его малодушие. Он жаждет смерти принца Артура, но не решается на убийство, как это сделал в подобном же положении Ричард III. Намеками он стремится внушить своему придворному Хьюберту, чтобы тот покончил с юным принцем, но делает это так, чтобы сохранить возможность снять с себя даже моральную вину за смерть Артуру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

В Венеции в церкви Сан-Джорджо Маджоре хранятся часть главы и рука святого Георгия, перенесенные туда в 1296 и в 1462 годах. В Галлии почитание великомученика распространилось в правление франкского короля Хлодвига. В 491 году его супруга, королева Клотильда, основала монастырь великомученика Георгия в Шеле, а около 512 года Хлодвиг посвятил великомученику Георгию и святому Герману Парижскому монастырь в Барале близ Камбре. Григорий Турский в произведении «In Gloria Martyrum» (О славе мучеников) описывает чудеса святого Георгия и упоминает перенесение мощей этого святого в Лимож и в Ле-Ман. По свидетельству Венанция Фортуната, который в пяти двустишиях прославляет подвиг великомученика, в Майнце в середине VI века в честь святого Георгия была построена базилика. В VI–VII веках церкви, посвященные великомученику Георгию, существовали в Майнце, Меце, Шеле, Сен-Боэре и, возможно, в Суасоне, Париже, Бордо и Арле. В 852 году Петр из Испанской марки упоминает о перенесении в Испанию мощей святого Георгия и святого Аврелия. В Англию культ святого Георгия проник еще до норманнского завоевания. Известна построенная в 1061 году церковь святого Георгия в Донкастере. Во время третьего крестового похода (1189–1192) Ричард I Львиное Сердце, который видел святого Георгия в блистающих доспехах во главе христианского войска, поручил армию крестоносцев покровительству святого. Видимо, с этого времени флагом английской армии становится знамя святого Георгия с красным крестом на белом фоне. В XIV веке святой Георгий был официально признан небесным патроном Англии. В 1348 году английский король Эдуард III учредил орден святого Георгия (орден Подвязки). С 1415 по 1778 годы день памяти святого 23 апреля считался вторым по значимости праздником после Рождества Христова. Святой Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с апостолом Марком) и Барселоны. Среди религиозных и военных орденов великомученику Георгию посвящены орден бенедиктинцев, Тевтонский орден, арагонский орден Калатрава и другие, а также существующий до настоящего времени Священный Константиновский военный орден святого Георгия (назван в средние века орденом золотого всадника), легендарным основателем которого считается византийский император Константин Великий. Наиболее вероятно, что он был основан в 1191 году императором Исааком II Ангелом. В 1690 году Андреа Флавио, последний из рода Ангелов-Комнинов, передал свои права Джанфранческо Фарнезе, герцогу Пармскому, который, в свою очередь, передал их инфанту Испании, ставшему королем Неаполя, который и дал ордену современное название и новый устав.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В панике христиане бежали в порт, надеясь сесть на отходящие суда, но тех не хватало на всех. Сарацины носились по улицам Акры, убивая всех, кто попадался им на пути. Мамелюки наткнулись на группу доминиканских монахов, которые пели гимн «Veni, Creator Spiritus» («Приди, Творец!»), и всех их убили на месте. Пока еще держалась цитадель, которую обороняли тамплиеры, но 28 мая мамелюки сделали подкоп и ворвались внутрь. Несмотря на обещание султана, всех пленных рыцарей вывели из города и казнили ровно на том месте, где когда-то Ричард Львиное Сердце умертвил пленных сарацин Саладина. Пала последняя твердыня Латинской Палестины, более никаких крестоносных государств на территории мусульманского Востока не осталось 497 . С остатками других поселений мамелюки разобрались быстро. Уже 19 мая 1291 г. султан направил большую армию к Тиру, который ранее не смог взять даже могущественный Саладин. На этот раз город сдался без боя. Затем пал Сидон, который обороняли остатки тамплиеров. 21 июля мамелюки захватили Бейрут, 30 июля – Хайфу. По пути сарацины истребляли все, что могло бы оставить память о крестоносцах и вообще христианах. Сады и виноградники безжалостно вырубались, деревни с христианским населением уничтожались дотла. Некогда цветущая страна превратилась в пустыню... 498 Напрасно папа Николай IV продолжал агитацию за новый Крестовый поход. Европейские монархи слушали его, давали клятвы крестоносцев, но, увлеченные своими внутренними делами и занятые междоусобицами, не спешили исполнить слова присяги. Лишь в 1301 г. несколько богатых генуэзских женщин собрали деньги и наняли небольшой флот для борьбы с сарацинами. И во Франции родилось народное движение среди простолюдинов, закончившееся, однако, всего лишь еврейскими погромами в Европе 499 . Катастрофа пилигримских государств на Востоке самым непосредственным образом сказалась на внутриевропейской борьбе. Венецианцы утратили торговые точки на Юге Средиземноморья. А Генуя, как и в правление Михаила VIII Палеолога получившая серьезные преференции от Византии при Андронике II, твердо стояла на Босфоре и монополизировала торговлю на Черном море и особенно в Крыму, где было много ее колоний 500 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом храме был коронован герой Средневековья, английский король, легендарный рыцарь-крестоносец Ричард Львиное Сердце. Другой легендарный рыцарь-крестоносец, император Фридрих Барбаросса, в том же Третьем крестовом походе таинственно исчез, не дойдя до Святого Града Иерусалима. Одни говорили, что он утонул, а другие — что он так и не вкусил смерти. Входим в храм Рождества Христова. Изнутри он величествен и несколько пустоват. С обеих сторон ряды мощных коринфских колонн. В одном месте на полу можно даже увидеть фрагмент древнего, времен царицы Елены, мозаичного покрытия. В левом приделе идет служба. Вслушиваюсь. Служит кто-то из христиан Востока (может, эфиопы, арабы?). Их молитвенные протяжные напевы переносят нас куда-то в бескрайние просторы далеких арабских пустынь или эфиопских гор, от которых возносится душа этих христиан к Сущему над всеми Богу, пославшему Своего Единородного Сына в мир сей. Скажу честно, не знай я, что нахожусь в христианском храме, подумал бы: не мечеть ли здесь и не молится ли мулла?.. Древностью Востока веет и от армянских молитвословий. А в греческой службе слышны уже истоки наших славянских напевов. Да, велик Бог, от всех народов снискавший Себе поклонение, и многолик мир, славящий Единого. А в правом приделе — длинная очередь людей. Она — к Вертепу, к пещере, в которой родился Христос. Мы становимся в очередь и медленно продвигаемся. Так в Ветхом Завете поколениями в тысячелетиях приближалось человечество к благословенному Дню Рождения Спасителя, обетованного Мессии. Наконец мы перед Вертепом! Вот он — грот. Видно скальное углубление. В него как бы вставлен алтарь — невысокий открытый престол. Под престолом — четырнадцатиконечная серебряная звезда с отверстием в центре. Над звездою горят пятнадцать лампад — символы различных христианских общин. Четырнадцать концов звезды, не указывают ли они на триаду четырнадцати родов от Авраама до Христа-Мессии? 21 Над этим местом остановилась на небе Вифлеемская звезда. На серебряной звезде латинская надпись: Hic de Virgine MariaJesus Christus natus est — 1717 22 . С благоговейным трепетом, после пения тропаря Рождества Христова, склоняюсь на святом месте. В отверстии посреди звезды достаю рукою каменную основу пещеры. Опускаю в нее свой крест и святыни. Здесь! Здесь, Господи, Ты явился в мир! Благословенна ночь Рождества Твоего!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В этом храме был коронован герой Средневековья, английский король, легендарный рыцарь-крестоносец Ричард Львиное Сердце. Другой легендарный рыцарь-крестоносец, император Фридрих Барбаросса, в том же Третьем крестовом походе таинственно исчез, не дойдя до Святого Града Иерусалима. Одни говорили, что он утонул, а другие – что он так и не вкусил смерти. Входим в храм Рождества Христова. Изнутри он величествен и несколько пустоват. С обеих сторон ряды мощных коринфских колонн. В одном месте на полу можно даже увидеть фрагмент древнего, времен царицы Елены, мозаичного покрытия. В левом приделе идет служба. Вслушиваюсь. Служит кто-то из христиан Востока (может, эфиопы, арабы?). Их молитвенные протяжные напевы переносят нас куда-то в бескрайние просторы далеких арабских пустынь или эфиопских гор, от которых возносится душа этих христиан к Сущему над всеми Богу, пославшему Своего Единородного Сына в мир сей. Скажу честно, не знай я, что нахожусь в христианском храме, подумал бы: не мечеть ли здесь и не молится ли мулла?.. Древностью Востока веет и от армянских молитвословий. А в греческой службе слышны уже истоки наших славянских напевов. Да, велик Бог , от всех народов снискавший Себе поклонение, и многолик мир, славящий Единого. А в правом приделе – длинная очередь людей. Она – к Вертепу, к пещере, в которой родился Христос. Мы становимся в очередь и медленно продвигаемся. Так в Ветхом Завете поколениями в тысячелетиях приближалось человечество к благословенному Дню Рождения Спасителя, обетованного Мессии. Наконец мы перед Вертепом! Вот он – грот. Видно скальное углубление. В него как бы вставлен алтарь – невысокий открытый престол. Под престолом – четырнадцатиконечная серебряная звезда с отверстием в центре. Над звездою горят пятнадцать лампад – символы различных христианских общин. Четырнадцать концов звезды, не указывают ли они на триаду четырнадцати родов от Авраама до Христа-Мессии? (см. Мф.1:17 ) Над этим местом остановилась на небе Вифлеемская звезда. На серебряной звезде латинская надпись: Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est – 1717 3 . С благоговейным трепетом, после пения тропаря Рождества Христова, склоняюсь на святом месте. В отверстии посреди звезды достаю рукою каменную основу пещеры. Опускаю в нее свой крест и святыни. Здесь! Здесь, Господи, Ты явился в мир! Благословенна ночь Рождества Твоего!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вся эта бурная деятельность, однако, на первом этапе имела мало успеха. Неистребимые усобицы феодалов прекратить одними увещеваниями было вряд ли возможно, тем более что Иннокентий, обладая крайней авторитарностью суждений, вел себя заносчиво, раздражая светских государей своими непомерными амбициями и претензиями. И до Крестового ли похода было немецким прелатам и князьям, разделившимся на две партии, одна из которых толкала на императорский престол Оттона Саксонского, другая – Филиппа Швабского? Ричард Львиное Сердце, единственный из монархов, божившийся ежегодно, что пойдет на Восток, и каждый раз откладывавший свое обещание, дождался того, что смерть подстерегла его не в Палестине, а во Франции, в ходе очередной войны с Филиппом Августом. Что же касается Филиппа Августа, то папский гнев за развод его с супругой и новую женитьбу обернулся очередным отлучением Франции от Церкви, а тут уж и речи быть не могло об участии французского короля в новом крестоносном предприятии. 1199 г. И тут вдруг произошло примерно то же, что предварило некогда поход Готфрида Бульонского: не сверху, а снизу началась проповедь, увлекшая людей в Палестину. Подобно тому как тогда пламя энтузиазма возжег простой монах Петр Пустынник, теперь то же самое сделал простой священник из города Нейи по имени Фульк. Юность его была не безгрешной. Однако затем, проникнутый чистосердечным раскаянием, он возжелал не только загладить свое распутство, но и обратить всех грешников на путь спасения. Пройдя многие области Франции, он убеждал в тщетности благ мирских, причем его удивительное красноречие собирало толпы народа. И даже ученые проповедники следовали за ним и уверяли, что сам Святой Дух вещал устами его, что в его лице явился новый апостол, способный обратить к Правде свой развращенный век. Мог ли папа Иннокентий остаться равнодушным к подобному диву? Он приблизил Фулька и возложил на него то же звание, которое пятьдесят лет назад было отдано святому Бернару: он был сделан генеральным вдохновителем нового Крестового похода. У него вскоре появились помощники; Мартин Липц, монах Бернардинского ордена, призывал воинов на берегах Рейна; Гарлуан, монах Сен-Дени, витийствовал в Бретани и нижнем Пуату; аббат де Флай дважды переплывал море, чтобы пробудить священную ревность англичан. Все это создало общий настрой; и первое же благоприятное обстоятельство позволило выявиться ему в конкретном акте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010