Третий Крестовый поход и Византия А.А.Васильев. История Византийской империи После безрезультатного второго Крестового похода положение христианских владений на Востоке продолжало вызывать серьезные опасения: внутренние раздоры между князьями, придворные интриги, споры между духовно-рыцарскими орденами, преследование частных интересов — все это еще более ослабляло христиан и облегчало поступательное движение мусульман. Наиболее важные центры христианских владений, Антиохия и Иерусалим, не обладали достаточной силой для успешной защиты. Энергичный властитель Сирии Нур-ад-Дин Махмуд, завладев в середине XII века Дамаском, стал грозить Антиохии. Но настоящая опасность вышла из Египта, где курд Саладин, талантливый вождь и тонкий политик с широкими планами, свергнув представителя правившей там династии Фатимидов, завладел в конце шестидесятых годов XII века Египтом и основал династию Айюбидов. Воспользовавшись смертью Нураддина, Саладин завоевал Сирию, а затем большую часть Месопотамии и этим самым окружил Иерусалимское королевство с юга, востока и севера. В Иерусалиме в это время царила сильная смута, о чем Саладин знал. Получив известие о том, что один из мусульманских караванов, в котором находилась его сестра, разграблен христианами, Саладин вступил в пределы Иерусалимского королевства и у Тивериадского озера (при Хиттине) в 1187 году разбил христианское войско. Король иерусалимский и с ним много других владетельных князей попали в плен. Заняв после этого ряд прибрежных пунктов, как-то: Бейрут, Сидон, Яффу и некоторые другие, и отрезав таким образом возможность для христиан получать подкрепления с моря, Саладин направился к Иерусалиму и без особенного труда осенью того же года завладел Священным Городом. Все принесенные Европой жертвы, все ее религиозное воодушевление не привели ни к чему: Иерусалим снова перешел в руки неверных. Новый крестовый поход был необходим. Папа на Западе деятельно работал в пользу осуществления крестоносного предприятия. Ему удалось поднять трех государей: французский король Филипп II Август, английский король Ричард I Львиное Сердце и германский государь Фридрих I Барбаросса примкнули к движению. |
Христос и Кали Быть последователем Христа – значит решительно порвать с поклонением Кали, будь то в образе Сталина, Бандеры или любом другом 30 марта, 2015 Быть последователем Христа – значит решительно порвать с поклонением Кали, будь то в образе Сталина, Бандеры или любом другом Почему люди почитают тиранов, террористов и убийц? Размышляет Сергей Худиев. Приближение юбилея Победы пробуждает новую волну публикаций о предполагаемом открытии памятников Сталину – и новую волну споров об этом. Сергей Худиев Я хорошо помню поздний СССР и помню развитый культ Победы, помню, как нам в школе рассказали о героях войны, помню, как нас знакомили с ветеранами – но при всем этом почитание Сталина отсутствовало, так что к желанию почтить собственно Победу эти памятники не относятся. Между тем, множество людей готовы приветствовать такие памятники, и это побуждает задуматься об одном загадочном явлении. Люди охотно возводят в ранг героев, символических, почитаемых фигур наиболее мрачных злодеев в национальной истории: Иосифа Сталина, Степана Бандеру. Впрочем, это не только у нас, в Восточной Европе, можно вспомнить викторианский культ Ричарда Львиное Сердце (реальный Ричард даже для своей эпохи был крайне кровожадным типом, за что и получил свое прозвище) или французское почитание Наполеона. У любого народа есть масса намного более достойных прославления людей – но люди выбирают тех, кто отметился кровопролитием и насилием. Почему? Это, по своему, религиозный феномен – почитание насилия. Изображения языческих божеств выглядят по-разному – Афина ничего так, даже красиво, только шлем великоват. Но есть изображения, которые приводят в глубокое недоумение – как можно поклоняться вот этому. Например, индийская богиня Кали изображается с окровавленным мечом в одной руке и отрезанной головой – в другой; она стоит, попирая обнаженный труп, на ее шее – ожерелье из черепов. Собственно, она не одна такая. Почему люди поклонялись таким страхолюдным божествам? Эти люди были жестокими и кровожадными? Да нет, не особенно. Они были, скорее, очень испуганными. |
Самир Эль-Гадбан: «Господь не оставит Свою первую христианскую общину». 14.06.2016 08:46:55 Кульков Сергей Андреевич Евгений Никифоров: Сегодняшний мой собеседник представитель Сирии, сириец, человек, который там родился и вырос. Наш брат во Христе Самир Эль-Габдан. Самир является учредителем фонда «Духовное наследие апостола Павла» и президентом фонда «Святая земля». Для наших слушателей, если ещё Иордания непонятна, как часть Святой земли - мы говорим, что в Иордании половина Святой земли. А что можно сказать о Сирии? Самир Эль-Габдан: Многое можно сказать. Господь являлся в Сирии дважды. Господь Спаситель явился Савлу, когда он шел в Дамаск подавлять христианский мятеж. Это происходило в местечке Каукаб, оно описано в Евангелии. Отсюда и начал свой путь апостол язычников святой Павел. Так же он явился в Дамаске, в доме Анания, где он Ананий крестил апостола Павла. И тут же святой апостол Павел начал проповедовать. Сирия - это место первой в мире христианской общины. Так же Сирия связана с первым подвигом святого Георгия Победоносца. Это происходило в месте Изре в 70 км от Дамаска. Е. Н.: Так всё документировано? Потому что иногда, когда мы видим святого Георгия Победоносца на гербе Москвы или на гербе России - то кажется - это такой знак, символ, нечто отдаленное от реального мученика. А это происходило реально и именно на землях Сирии. С. Э-Г.: Это произошло, когда святой Георгий был привилегированным римским офицером и отказался мучить христиан. Это был главный его подвиг. Все происходило в местечке Изре. Там был построен первый храм Георгия Победоносца. Там же он был захоронен. Оттуда же Ричард Львиное сердце украл мощи святого и вывез впоследствии в Англию. Из Англии часть мощей попала опять в Палестину. Поэтому это место является очень важным. Царь Николай II подарил всё убранство. Был создан купол. В 1912 году этот купол был привезен и установлен, после землетрясения. Е. Н.: До сих пор всё сохранено? С. Э-Г.: Да. Идет война, но храм не был тронут. Это такая взаимоуважительная традиция общения. |
Е. Н.: Очень важные слова вы сказали, что задачи ИГИЛ - снести с лица земли наше общекультурное, общечеловеческое наследие. А как вы думаете, всё-таки вы человек глубокий, вдумчивый христианин. Зачем это нужно? С. Э-Г.: Когда вы стираете корни человека, вы управляете будущим и создаете то будущее, которое вы хотите видеть. А когда у человека есть корни... Поэтому я считаю очень важным, когда проводится мероприятие с Георгиевскими ленточками, с символом победы, когда в Кремле Георгиевский зал.... Знаете, что при Российской империи Георгиевскими кавалерами были как христиане, так и мусульмане ? Просто христианский знак был крест, а мусульманам вручали круг. Поэтому очень важно, чтобы у этой традиции были корни. Когда-то я был в Георгиевском зале в Кремле и спросил у экскурсовода: вы знаете, где был совершен подвиг Георгия? К сожалению, она развела руками и сказала: я не знаю. Можете представить себе, это борьба с собственным невежеством! Я считаю, что каждый человек должен идти этим путем. Е. Н.: Я признаюсь, что и я не знал. С. Э-Г.: Я тоже не знал. Е. Н.: Потому что я был уверен, что это было в Египте. Потому что там, в храме как раз это колесо, на котором его колесовали, вериги, цепи, которые его заставили носить - они сохранены. Это маленький храм, и наши паломники иногда бывают там, когда они посещают Каир. Я, честно говоря, думал, что где-то гораздо южнее, а оказалось - это произошло у вас, в Сирии. И главное, что есть реальное почитание этого места. С. Э-Г.: Конечно, есть все убранство, которые сохранил Николай II. И хотят провести раскопки. Получено разрешение посмотреть, что осталось после того, как Ричард Львиное сердце все-таки забрал мощи святого. Хотят убедиться, может, хоть что-нибудь осталось. Это очень важно, главное - принять в этом участие России на сегодняшний день после разграбления монастыря святой Феклы. Первый женский монастырь был святой Феклы. Она ученица апостола Павла, вы прекрасно знаете. На сегодняшней день уже началось восстановление этого первого женского монастыря. К сожалению, Россия не участвует в этом проекте. У меня родственник является заместителем мэра Дамаска, и поэтому я прекрасно осведомлён, кто, когда и где ведет какие работы. |
Силы оставшихся монголов и мамелюков были примерно равны. Многое в той битве при Айн-Джалуте зависело от помощи крестоносных государств. Если бы западные воины приняли участие в этой битве, то монголы победили бы, что капитально бы изменило всю историю мира. Тогда бы во всём мире не осталось ни одного мусульманского государства западнее Марокко и на всём Ближнем Востоке. Возник бы палестинский Ильханат, который быстро стал бы православным, поскольку многие монгольские воины были христианами. Золотая Орда не приняла бы ислам. Но в истории нет сослагательного наклонения. Крестоносцы решили не помогать монголам, заняв дружелюбный нейтралитет по отношению к мамелюкам, пропустив их через свою территорию, снабдив продовольствием, и те вышли в тыл монголам и победили их в битве при Айн-Джалуте в Галилее (1260). Ричард Львиное Сердце был настоящим мужчиной — Какие персонажи этих историй кажутся особенно впечатляющими, необычными? — С большой симпатией я отношусь к императору Алексею Комнину, это один из моих любимых византийских императоров. Ещё бы я выделил французского короля Людовика IX Святого, хотя как военачальник вёл он себя очень неразумно. Его крестовый поход привёл к страшной катастрофе, но он лично был очень достойным, привлекательным человеком, искренне стремившимся к праведности. В неудаче своего похода не винил никого, кроме себя, и делал всё, чтобы выкупить пленных. Конечно же интересный персонаж — Ричард Львиное Сердце. В последнее время стало модно писать о его гомосексуальности, но я это утверждение опровергаю в книге. Не могу сказать, что он мой герой, — человек был сложный и жестокий, совсем не тот рыцарь без страха и упрёка, каким его представляют. Но всё-таки мужчина нормальной ориентации. — Каковы же исторические уроки для нас? — Та русофобия, с которой мы сталкиваемся сегодня на Западе, — это результат той чёрной пропаганды, которую вели крестоносцы и подпавшие под их влияние римские папы против православия. А Россия, хочешь не хочешь, воспринимается как наследница Византийской империи. То негативное отношение к Византии сейчас перенесено на Россию. |
После изнурительного похода по Малой Азии крестоносное ополчение с трудом дошло до границ государства Малой Армении, d пределах Киликии, где император случайно утонул в реке (1190); после чего его войско рассеялось по разным направлениям. В лице Фридриха сошел в могилу самый опасный враг Саладина. Поход других двух западноевропейских государей, Филиппа II Августа и Ричарда I Львиное Сердце, отправившихся в Палестину морем из Сицилии, затрагивал гораздо менее интересы Византии. Однако, с именем Ричарда связан вопрос об окончательной утрате Византией острова Кипра, важного стратегического пункта в восточной части Средиземного моря. Еще во время тирании Андроника I Исаак Комнин, отложившись от него, провозгласил себя Независимым правителем Кипра и вступил в соглашение с королем Обеих Сицилий. Попытка Исаака Ангела вернуть остров кончилась неудачей. Во время похода Ричард Львиное Сердце, раздраженный отношением кипрского правителя к потерпевшим крушение у берегов острова его судам, на которых находились сестра и невеста Ричарда, высадился на Кипре и, победив и низложив Исаака Комнина, передал остров, в конце концов, Гвидо Лузиньяну, экс-королю иерусалимскому. Последний в 1192 году сделался государем Кипра, основав там династию Лузиньянов. От своих призрачных прав на непринадлежавшее в то время христианам Иерусалимское королевство он отказался. Новое латинское государство на Кипре должно было, казалось, играть очень важную роль, в виде стратегической базы, для будущих христианских предприятий на Востоке. Сам поход окончился ничем. Не достигнув никаких ощутительных результатов, оба государя вернулись в Европу. Иерусалим остался в руках мусульман. Христиане сохранили за собой лишь узкую береговую полосу от Яффы до Тира. Саладин вышел полным победителем. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 |
По свидетельству другого современника, Евстафия, улицы тогда покрылись трупами, которые все из-за хищничества завоевателей были обнаженными. Мало того, латиняне позволили себе наглое поругание над трупами побежденных греков. Человеческие тела умышленно были брошены рядом с падшими ослами, убитыми собаками и кошками, и притом им даны были такие позы, как будто они хотят обняться и удовлетворить чувственные похоти. Трупы умерших долгое время оставались непогребенными, и когда завоевателей просили исполнить этот общечеловеческий долг, они с насмешкой отвечали: «Мы привыкли к этому; притом же такое зрелище и такой запах доставляют нам наслаждение». Наконец тела погибших были сожжены, но вместе с трупами разных животных. Греческие храмы не только не останавливали неистовства победителей, но, кажется, еще более разжигали его. Многие из побежденных, ввиду тяжести бедствий, искали себе если не защиты, то утешения в храмах и возглашали: «Kyrie, eleison!», но латиняне врывались в храмы и, нимало не уважая святости места, резали богомольцев, приговаривая: «Вот что значит “Kyrie, eleison”», и безумно хохотали при этом. Женщины и девы делались добычей скотской страсти солдат, причем цинизм не знал себе границ. Многие мужчины и женщины из числа фессалоникийцев, не имея сил перенести несчастье, бросались с крыш и разбивались или топились в колодцах. Можно вспомнить и то, как во время Третьего крестового похода английский король Ричард Львиное Сердце по пути в Палестину захватил и разграбил Кипр в 1190 году. И конечно же, вышеупомянутые трагические события повторились во время Четвертого крестового похода, когда крестоносцы захватили Константинополь в 1204 году. Примечательно, что в грабеже участвовали не одни солдаты, но и духовные лица из латинян. И в то время как солдаты расхищали золото и драгоценности, католические монахи и аббаты хищнически устремились к православным святыням, притом не гнушаясь и насилием. А в захваченных крестоносцами Антиохии и Иерусалиме православных священнослужителей изгоняли и вместо них ставили католических, насаждая латинство и притесняя православное население. |
Современные грузины должны с благоговением воздать дань уважения не только мудрости, политической воле царицы Тамары, но и доблестнейшему царю Сослану-Давиду Царазону – соправителю Грузии, полководцу и любящему мужу. У них родились наследники: Георгий IV (Лаша) и Русудан, которые получили достойное воспитание, и в труднейшие, лихие годы татаро-монгольского нашествия достойно держали бразды правления. Во время их юности военная мощь соседнего Аланского (Осетинского) царства теперь не могла выстоять перед новой мощной пассионарной державой. Русские княжества были покорены. Владимиро-Суздальское государство, во главе которого стоял осетинский зять Всеволод III, рухнуло. Сами аланы (асы, осетины), хотя и сопротивлялись героически, но историческая слава была, к сожалению, уже не с ними. Правящая династия объединенной феодальной монархии Грузии тоже не имела должных сил консолидировать и защищать народы Кавказа в мировой политике и в сфере культуры. Дети Тамары и Давида оказались в других международных реалиях и уже не могли справиться с поставленными историей задачами. Время было суровое и неистовое. Это не 1190 год, когда величайшие монархи Европы отправились на Святую землю бороться с арабами под предводительством Салах-ад-Дина – султана Египта и Сирии (1138–1193). В Крестовом походе приняли активное участие: Ричард I Львиное Сердце – король Англии (1157–1199), Филипп II Август – король Франции (1165–1223), Леопольд V – герцог Австрийский (1157–1194), Ги де Лузиньян – король Иерусалимского королевства (около 1150–1194), Конрад де Монферат – сеньор Тирский (около 1145–1292), Фридрих I Барбаросса – император Священной Римской империи (1122–1190). Тогда состоялись жуткие бойни крестоносцев с арабами. В трех крестовых походах были убиты и уморены с обеих сторон тысячи людей. Иерусалим крестоносцы так и не взяли, хотя были на краю успеха. Видимо, имело место «психологическое выгорание» с двух сторон. Заключили почетный мир католики-христиане и арабы-мусульмане. А сколько людей с двух сторон до этого полегло в Акре, Яффе, не говоря уже о крепостях, разрушенных с помощью метательных машин – требушетов! Алчность, мародерство все-таки захлестнули европейских крестоносцев. |
Ричард Львиное Сердце, например, был, насколько мы можем знать из исторических свидетельств, даже для той жестокой эпохи крайне неприятным типом, далеким от кротости и великодушия. Но англичане сделали из него идеальный образ короля-рыцаря и поставили ему очень красивый памятник — абсолютно не похожий на то, как он выглядел в действительности. Французская Революция была ужасающей резней, сопровождавшейся самыми отвратительными зверствами и мерзостями — но французы, не смутясь, сделали из нее величественный эпос про «свободу, равенство и братство», и снимают множество красочных фильмов и сериалов. Как заметил историк в одной из постсоветских стран, «Ни одно общество не может обойтись без мифа. Историки должны выступать не против мифов вообще, а против токсичных мифов» Бурное обрастание Сталина легендами — которые создают образ, имеющий мало общего с реальной исторической фигурой — процесс, можно сказать, природный. Все заметные фигуры национальной истории интегрируются в общий миф, и не важно, что реальный Сталин также мало похож на свой памятник, как Ричард Львиное Сердце — на свой. А включить в эту мифологическую конструкцию традиционную для страны религию просто обязательно — так возникают легенды о «православном Сталине», который посещал блаженную Матрону, приказал в 1941 году совершить облет Москвы с иконой Матери Божией, и, тайно от товарищей по партии, творил молитвы. В этом контексте несколько более понятным становится и «освящение» памятника Сталину — люди выражают свое отношение не к историческому, а к мифологическому персонажу. Эти соображения — люди и их коллективы живут мифами, требовать от этих мифов строгой исторической достоверности нелепо, а можно только оценивать их с точки зрения их эффективности — понятны. В миру они даже, скорее, сами собой разумеются. Но Церковь смотрит на мир иначе — существует истина, и истина имеет значение. Существует Бог, который знает, как все было на самом деле. «Бог правду знает, да нескоро скажет» — но, в конец концов все мы предстанем на Его суд, и столкнемся с окончательной истиной о нас самих и тех решениях, которые мы принимали при жизни. |
В годы правления Балдуина III (1143 (с 1153 единолично) - 1162) и Амори I (1162-1174) И. к. сблизилось с Византийской империей и фатимидским Египтом, но крах последнего привел к подчинению объединившихся Сирии и Египта Салах-ад-Дину , к-рый провозгласил себя султаном. Кор. Балдуин IV Прокаженный (1174-1185), а затем его племянник Балдуин V (1185-1186) могли бы выступить против Салах-ад-Дина, но политика последующих правителей (Ги Лузиньяна и др.) привела И. к. к краху. В 1187 г. Салах-ад-Дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине и захватил большую часть королевства, в т. ч. и Иерусалим. В руках крестоносцев оставался лишь порт Тир, откуда Конрад Монферратский начал военную кампанию против мусульман. В ходе 3-го крестового похода (1189-1192), в к-ром приняли участие западноевроп. государи (герм. имп. Фридрих I Барбаросса , франц. кор. Людовик VII, англ. кор. Ричард I Львиное Сердце), христианами были отвоеваны некоторые важные стратегические пункты, в частности Акра. Возникло новое королевство (т. н. Второе И. к.). Оно сохранило прежнее название, несмотря на то что Иерусалим был утрачен (столицей нового гос-ва стала Акра, или Сен-Жан-д " Акр, ныне г. Акко , Израиль). Первый правитель нового гос-ва Конрад Монферратский 24 апр. 1192 г. был убит асассинами (см. Неоисмаилиты ). Его преемники, короли Генрих Шампанский (1192-1197), Амори II Лузиньян (брат Ги Лузиньяна; 1197-1205), стремились защищать границы И. к. Амори II удалось восстановить прибрежную полосу И. к. от Яффы до Бейрута. Преемницей Амори II стала Мария Монферратская (1205-1212; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином). Ее муж Иоанн Бриенний в 1210-1212 гг. как король, а после смерти супруги как регент (1212-1225) при дочери Изабелле (Иоланте) возглавлял военную кампанию в Египте. В 1219 г. ему удалось взять порт Дамиетту (ныне Думьят, Египет) и добиться от султана Египта согласия обменять его на Иерусалим. Сделка не удалась из-за сопротивления папского легата. Чтобы получить помощь с Запада, Иоанн Бриенний выдал дочь Изабеллу замуж за герм. |
| |