– Ну, об этом нечего особенно распространяться, – сказал один из рыцарей иоаннитского ордена, – храмовнику также порядком досталось. Я сам видел, как ваш знаменитый Буагильбер трижды перевернулся на земле, каждый раз захватывая целые пригоршни песку. Де Браси, который был в дружеских отношениях с храмовниками, собирался возразить иоанниту, но принц Джон остановил его. – Молчите, господа! – сказал он. – Что вы спорите попусту? – Победитель, – молвил маршал де Вивиль, – все еще ожидает решения вашей светлости. – Нам угодно, – отвечал Джон, – чтобы он дожидался, пока не найдется кто-нибудь, кто мог бы угадать его имя и звание. Даже если ему бы пришлось простоять в ожидании до ночи, он не озябнет после такой горячей работы. – Плохо же вы изволите чествовать победителя! – сказал Вальдемар Фиц-Урс. – Вы хотите заставить его ждать до тех пор, пока мы не скажем вашей светлости того, о чем мы понятия не имеем. Я по крайней мере ума не приложу. Разве что это один из тех доблестных воинов, которые вслед за королем Ричардом ушли в Палестину, а теперь пробираются домой из Святой Земли. – Может быть, это граф Солсбери? – сказал де Браси. – Он примерно его роста. – Скорее сэр Томас де Малтон, рыцарь Гилслендский, – заметил Фиц-Урс, – Солсбери несколько шире в кости. И вдруг в свите зашептались, но кто шепнул первым, трудно было сказать: – Уж не король ли это? Быть может, это сам Ричард Львиное Сердце? – Помилуй Бог! – сказал принц Джон, побледнев как смерть и попятившись назад, как будто рядом ударила молния. – Вальдемар!.. Де Браси… И все вы, храбрые рыцари и джентльмены, не забывайте своих обещаний, будьте моими верными сторонниками! – Бояться нечего! – сказал Вальдемар Фиц-Урс. – Неужели вы так плохо помните богатырское сложение сына вашего отца, что подумали, будто он мог уместиться в панцире этого бойца? Де Вивиль и Мартиваль, вы окажете наилучшую услугу принцу, если сию же минуту приведете победителя к подножию трона и положите конец сомнениям, от которых у его светлости не осталось румянца на лице! Всмотритесь в него хорошенько, – продолжал Вальдемар, обращаясь к принцу, – и вы увидите, что он на три дюйма ниже короля Ричарда и вдвое уже в плечах. И лошадь под ним не такая, чтобы могла выдержать тяжесть короля Ричарда.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

– Простите, ваше высочество, – сказал Фиц-Урс, в душе проклиная пустое тщеславие своего патрона, – но медлить было нельзя – каждая минута дорога, а потому я и признал возможным распорядиться лично в деле, столь важном для преуспеяния вашей светлости. – Я тебя прощаю, Фиц-Урс, – промолвил принц с важностью. – Доброе намерение искупает твою необдуманную поспешность… Но кого я вижу? Клянусь крестом, это сам де Браси. И в каком странном виде он является перед нами! И точно, это был де Браси. Его лицо разгорелось от бешеной скачки, шпоры были окровавлены. Все его вооружение носило явные следы недавней упорной битвы: оно было проломлено, измято, во многих местах обагрено кровью, забрызгано грязью, а пыль густым слоем покрывала рыцаря с головы до ног. Отстегнув шлем, он поставил его на стол и с минуту стоял молча, словно не решаясь объявить привезенные вести. – Де Браси, – спросил принц Джон, – что это значит? Говори, я тебе приказываю. Саксы, что ли, возмутились? – Говори, де Браси, – сказал Фиц-Урс почти в одно слово с принцем. – Ты всегда был мужественным человеком. Где храмовник? Где Фрон де Беф? – Храмовник бежал, – ответил де Браси, – а барона Фрон де Бефа вы больше не увидите: он погиб в раскаленной могиле, среди пылающих развалин своего замка. Я один спасся и пришел поведать вам об этом. – Озноб пробирает от таких вестей, – сказал Вальдемар, – хоть ты и говоришь о пожаре и пламени! – Худшая весть впереди, – сказал де Браси и, подойдя ближе к принцу, проговорил тихим и выразительным голосом: – Ричард здесь, в Англии. Я его видел и говорил с ним. Принц Джон побледнел, зашатался и ухватился за спинку дубовой скамьи, чтобы не упасть, как человек, раненный в грудь. – Ты бредишь, де Браси, – воскликнул Фиц-Урс, – этого не может быть! – Это чистейшая правда, – сказал де Браси. – Я был его пленником, он говорил со мной. – Ты говорил с Ричардом Плантагенетом? – продолжал допрашивать Фиц-Урс. – Да, с Ричардом Плантагенетом, – отвечал де Браси, – с Ричардом Львиное Сердце, с Ричардом, королем английским.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

Второй Крестовый поход возглавили: Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали: Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой. В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать. Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.) В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли. Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой. Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина. Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке. Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев. Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

http://pravmir.ru/krestovye-pohody/

— И кто составил костяк первого похода? — Воинственно настроенные младшие сыновья, оставшиеся без приданого. Тогда существовала система майората, по которой всё наследство доставалось старшему сыну. Как в известной сказке: старший сын получает мельницу, а младший — Кота в сапогах. Что делает младший брат? Он завоёвывает замок и делается маркизом Карабасом. У этих младших сыновей ничего не было, кроме умения владеть мечом, и они постоянно воевали в Европе. К этому их вынуждала и феодальная система. Но вместе с тем люди были верующие и в глубине души понимали, что они делают неправильно, грабя и убивая, что Царствия Божия таким образом они не наследуют. Это порождало когнитивный диссонанс и вопрос: что делать? Папа Урбан II предложил хороший вариант: всё это можно продолжать делать, но только не тут, дома, в Европе, а там, на Востоке. Тут вы воюете с людьми, а там вы будете убивать нелюдей и делать это ради Бога. Одна победа, одна ничья и сплошные неудачи — Как развивались походы? — Только первый поход был единственным успешным — вопреки всей логике. Вместо единоначалия армию возглавлял совет из представителей европейской аристократии, которые к тому же постоянно ругались. Армия воевала против неизвестного противника, ни у кого из участников не было опыта осады таких громадных городов, как Антиохия с населением 200 тысяч, который удалось взять крестоносцам. Надо заметить, что в то время самые большие европейские города — Париж и Лондон — не достигали 25 тысяч населения. Благодаря невероятной цепи случайностей был завоёван Иерусалим и в Палестине образовано первое крестоносное государство. Тогда крестоносцы уверовали: Бог на их стороне, и они всегда будут побеждать. Но всё вышло не так, и одна катастрофа следовала за другой. Лишь Третий крестовый поход после того, как пал Иерусалим и пришёл гениальный воин Ричард Львиное Сердце, можно сказать, закончился вничью. — Каково значение Крестовых походов для мировой истории? — Я оцениваю их как крайне негативное явление, которое сыграло роковую роль в разделении Церкви на Восточную и Западную. Именно из-за походов произошло отчуждение. Понятно, что было и много богословских различий. Но весь этот чёрный пиар в отношении православия, всё, что в итоге привело к Четвёртому крестовому походу с разрушением Константинополя, уничтожением Византийской империи, со страшным её разграблением и подчинением Православной Церкви римскому папе, не произошло на пустом месте и долго готовилось самими крестовыми походами.

http://radonezh.ru/2021/05/20/aleksandr-...

На Западе, несмотря на неудачные походы, которые истощали его, стремления отвоевать-таки Иерусалим далеко не ослабели. На воззвания к новому Крестовому походу папы Целестина III ни Франция, ни Англия не могли откликнуться только потому, что в это время неугомонный Ричард Львиное Сердце вел кровопролитные битвы с французами. Но зато в ответ на это воззвание подал свой голос немецкий император Генрих VI. Уже в 1194 году Генрих VI помирился с враждовавшими с ним вассалами и тем укрепился в Германии; вслед за тем Сицилийское королевство за смертью сицилийского короля перешло к нему по наследству через его жену. После этих событий взгляды Генриха VI все расширялись и расширялись. В Италии у него были друзья и сторонники, и большая часть областей итальянских была подчинена ему. Затем, вы помните, что Генрих отпустил из плена Ричарда, подчинив его себе ленной зависимостью; следовательно, со стороны Англии у него была всегда важная поддержка. Франция и Италия тоже признавали господство Генриха, а мусульмане с берегов Африки, лежавших против Сицилии, посылали ему огромные дани для поддержания мирных отношений. Генрих VI начал мечтать о расширении своего могущества и на Востоке, завоевав Иерусалим и тем докончив дело, начатое его отцом, Фридрихом I, а также ослабив константинопольского императора. В Византии правил ничтожный Исаак Ангел, который своим неумелым правлением ронял империю год от году. Генрих VI потребовал от него прежде всего западных провинций, от Диррахии до Фесалоники, и помощи для крестового похода. Но как раз в это время Исаак был свержен с престола (1195 г.), который был занят братом его, Алексеем III. Дальновидный Генрих VI в бытность свою в Палермо встретил там дочь Исаака Ангела, Ирину, вдову Рожера Сицилийского, и решил обвенчать ее со своим братом Филиппом, чтобы тот мог предъявить права на константинопольский престол. Таким образом, после свержения с престола Исаака в руках Генриха VI были права на престол Византии, и он поставил это на вид Алексею III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преступления Злых Других свидетельствуют о том, что все люди, принадлежащие к их общности, извечно, по своей природе неизменно злы. Наши преступления – либо вымыслы враждебной пропаганды, либо суровые, но необходимые меры в борьбе со Злыми, либо, максимум, эксцессы исполнителей. При этом Злые Другие должны четко отличаться от наших – психологически невыносимо не быть в состоянии отличить друзей от врагов. Поэтому легче записать в Другие кого-то лишнего, чем пропустить возможный источник зла и опасности. Вера в Зло Других, разумеется, активно эксплуатируется и поддерживается теми, кто в этой вере заинтересован. В данном случае – террористами. Это общее место – говорить о том, что цель терактов не в последнюю очередь состоит в том, чтобы вызвать ненависть к мусульманам. Но от этого оно не перестает быть истинным. Атмосфера страха и враждебности в отношении мусульман – это ровно то, что нужно для успеха вербовочной кампании террористов. Поэтому когда я читаю, что мусульмане – это Злые Другие, я понимаю, что те, кто это пишут, ненамеренно, но от этого не менее эффективно работают на террористов. В схеме «мы, представители белой христианской цивилизации, против них – небелых мусульманских варваров» настоящие варвары как раз чувствуют себя очень уютно. Им того и надо. На самом деле исламская цивилизация существует уже больше тысячи лет (представление об исламе как о «молодой вере» мне кажется очень странным) и говорить о том, что она отличалась от других цивилизаций какой-то особой кровожадностью, трудно. История ислама полна крови и греха – но история человеческая вообще полна греха и крови. Читая историю Крестовых походов, трудно отделаться от впечатления, что кровожадный изверг там – Ричард Львиное Сердце, а благородный рыцарь – как раз Саладин. Мусульмане – не Исключительно Злые Другие, а подобные нам грешные человеки. Мусульманская молодежь может соблазняться радикализмом и насилием. Разумеется. Но, увы, любая молодежь может соблазняться радикализмом и насилием. Мы, увы, много раз в истории имели возможность (и имеем ее прямо сейчас) наблюдать рвение поубивать своих ближних (в том числе случайных и невинных), которое никак не связано с исламом.

http://pravmir.ru/o-zlyih-drugih/

Почему Обама обрушивается на христианство, благодаря которому было отменено рабство в большинстве стран, в то время как в исламском мире работорговля сохранялась вплоть до XX века? Вспомнив преступления, совершенные во имя Христа, президент не упомянул Мухаммеда. Оплошность? Не думаю. Что касается крестовых походов, совершенных с XI по XIII века – кровавые злодеяния на самом деле совершались обеими сторонами. И стоит ли говорить, что крестовые походы с целью освобождения Иерусалима от мусульман, освобождения земли, по которой ходил Христос, были несправедливыми? Или он всерьез считает крестовые походы, на которые рыцарей в 1095 году вдохновил Папа Урбан и благодаря которым была снята осада Византии, эквивалентом войны, объявленной Бен Ладеном для освобождения Ближнего Востока от американцев? В нашей культуре крестоносцы всегда изображались как благородные герои – как, например, Ричард Львиное Сердце. А Эйзенхауер даже назвал свою книгу «Крестовым походом в Европу». И высказывания о преступлениях христианства во время Молитвенного завтрака, и насмешливые высказывания Обамы в адрес простых жителей Пенсильвании, которые, по его мнению, «с озлобленностью цепляются за Библию, оружие и враждебно относятся к мигрантам», раскрывают его качества как человека. Александр Солженицын, например, отмечал, что по приказу Ленина в первые дни его правления было убито больше людей, чем за триста лет испанской инквизиции. Обама проводит параллели между христианством и исламом, не говоря о главном. В отличие от ислама, который в течение одного столетия завоевал Аравийский полуостров, Ближний и Средний Восток, Палестину, Северную Африку и Испанию, христианство завоевывало земли не мечом, а словом. Христиане на протяжении трехсот лет подвергались гонениям, и лишь в 313 году после издания Миланского эдикта христианство было провозглашено официальной религией на территории Римской империи. Что является проблемой Америки? В тот момент, когда всплеск исламского фанатизма достигает пика, когда боевики «Исламского государства» отождествляют «крестовый поход» с понятием «нацизм», от имени Америки выступает человек, который воспринимает крестовые походы примерно так же, как и наши враги.

http://pravoslavie.ru/77219.html

Когда в начале второго года заключения их привели к Евсторгию, они возражали еще отважнее, чем раньше. Тогда их передали палачам. Феогност первым обрел мученический венец, после чего тело его было сожжено. На третий год, в 1231 году, святые отцы вновь предстали перед помощником Евсторгия инквизитором Андреем, получившим приказ умертвить непокорных. Мученики единогласно объявили, что гордятся исповеданием православной веры, невзирая на опасность для жизни. Именно о Православии возвестили пророки, истинную веру проповедовали апостолы и определили святые отцы и церковные соборы. Через три дня их привели к Генриху I, латинскому королю Кипра (1218–1254), а тот передал их Андрею, приказав покарать, как тому заблагорассудится. Палачи привязали святых за ноги к коням и погнали тех по улицам города, чтобы навести ужас на православных христиан. Затем полумертвых мучеников отвязали и бросили в костер. В пламени Иоанн продолжал читать молитвы. Тогда один из присутствующих ударил его по голове дубиной, но, падая под ударом, святой загасил огонь. Тогда палачи разожгли новый костер, в который бросали тела святых вперемежку с трупами животных. Затем прах рассеяли. Вскоре после этого инквизитор Андрей, ставший епископом Авилы в Испании, сгорел заживо, задремав у камина. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря   Неизвестные Синаксарям, они являются местночтимыми святыми на Кипре. Согласно другим источникам, все эти тринадцать святых пришли с Афона. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. В 1191 г. Ричард Львиное Сердце захватил Кипр и, не зная, что с ним делать, передал остров тамплиерам. До него там правил авантюрист Рено де Шатильон, совершивший много жестокостей, в особенности по отношению к православному духовенству. После этого франкское духовенство сократило число православных епископов с четырнадцати до четырех и низвело их до интендантов при католических епископах, которые построили много церквей и всеми силами старались принудить народ отказаться от своей веры и традиций. Латинское владычество со всеми его печальными последствиями длилось на острове вплоть до 1571 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Нахождение головы св. мученика Эдуарда. Миниатюра из манускрипта «Жития святых Едмунда и Фремунда» (2-я п. XV в.). Британская библиотека В 929 году король Этельстан, придя сюда простым паломником, основал здесь общину, которая могла бы хранить гробницу святого Эдмунда. В 945 году другой внук святого короля Альфреда Великого, по имени Эдмунд, пожаловал общине новые земли. Святой Эдмунд, король и мученик, чтился как герой Англии. Последний английский родом король Англии, Эдмунд Железнобокий († 1014), также был назван в честь святого Эдмунда. В 1020 году королем Кнутом над ракой святого Эдмунда была возведена церковь, в которой служили монахи из Эли. Даже после того как викинги в 1066 году окончательно завоевали Англию и расселились здесь, мощи святого мученика все еще пребывали в новой церкви и обновленной раке, куда были положены в 1095 году. Еще долгое время сюда приезжали паломники со всей страны. Английский король французской крови Ричард I Львиное Сердце, принявший участие в третьем крестовом походе, в 1191 году молил о помощи мученика Георгия у его раки в Лидде. Одержав блистательную победу, Ричард стал почитать святого Георгия своим небесным покровителем и покровителем всего королевского войска. Но святой Эдмунд продолжал почитаться национальным заступником. И потому бароны – противники короля Иоанна Безземельного (позже заставившие его подписать Хартию вольностей) в 1214 году в день памяти святого Эдмунда возложили к раке святого богатые приношения, моля святого о сплочении нации. В 1215 году король Иоанн в Раннимеде подписал Хартию вольностей. Связанный с этим важным историческим событием девиз Бери-Сент-Эдмундса: «Гробница короля – колыбель закона» сохраняется по сей день. Но в период внутридинастических распрей, начавшихся после смерти ненавистного для многих короля Иоанна в 1216 году, почти все мощи святого Эдмунда были украдены французскими рыцарями в 1217 году. Их отвезли во Францию, в Тулузу, где они оставались до 1901 года. В 1220 году королем Генрихом III (1216–1272), племянником Ричарда I, имя святого Георгия было официально внесено в английский национальный календарь.

http://pravoslavie.ru/30310.html

Епископ А. присутствовал уже на Всел. I Соборе ( Fedalto. Hierarchia. P. 1016). В 636 г. А. заняли арабы, но евреи и христиане продолжали там жить, в 940 г. была разрушена ц. Богородицы Виридской (St. Maria Viridis) и епископ А. был вынужден бежать в Рамлу. Крестоносцы не могли взять город до 1153 г. В 1187 г. A. сдался Салах ад-Дину , но в 1191 г. Ричард I Львиное Сердце отвоевал разрушенный мусульманами город. Частично отстроенный Ричардом, А. был в конце концов снесен согласно договору с Салах ад-Дином. Замок, воздвигнутый в 1240 г. на руинах герц. Корнуэлльским Ричардом, в 1270 г. уничтожил мамлюкский султан Байбарс. Окрестности А. стали вновь застраиваться израильтянами только после арабо-израильской войны 1948 г. Городище А. (ныне Национальный археологический парк им. И. Ядина) сохранило остатки ок. 20 поселений, к-рые датируются временем от эпохи неолита (сер. IV тыс. до Р. Х.) до сер. II тыс. по Р. Х. Первый успех принесли исследования 1920-1922 гг. (Дж. Гарстанг, У. Фидиан-Адамс). С 1985 г. начат новый этап раскопок, до сих пор не завершенный (под рук. Л. Стейджера и др.). При раскопках в А. последовательно обнаружены слои и укрепления ханаанской, филистимской, эллинистической, рим., визант., мусульм. эпох и времени крестоносцев. Руины ц. Богородицы Виридской. Ок. 400 г. Руины ц. Богородицы Виридской. Ок. 400 г. А. среднего бронзового века (ок. 2000-1550 до Р. Х.) оказался укрепленным портовым городом хананеев, одним из крупнейших в ту эпоху. Его стены с башнями и воротами перестраивались четырежды только в эпоху бронзы, они охватывали полукольцом стоявший на приморском холме город (видимо, тот самый, к-рый упоминают «тексты проклятий») с населением ок. 15 тыс. чел. Предполагается, что город был уничтожен египтянами. Для реконструкции идолопоклонства у хананеев и предыстории культа «золотого тельца» важна находка посеребренной статуэтки теленка (символа божества Эла или Ваала), помещенная в глиняную модель святилища (до 1550 до Р. Х.). Раскопки филистимского А. периода раннего железа (ок. 1200-586 до Р. Х.) дали сведения о времени и характере появления в Палестине «народов моря». По размеру город не уступал своему предшественнику эпохи хананеев, а его укрепления, построенные ок. 1150 г., включали башни из сырца и валы. По мнению Л. Стейджера, в А. обнаружено производство ранней монохромной керамики, близкой к микенской и свойственной «народам моря», в эпоху ок. 1175 г. до Р. Х. и более позднюю (ок. 1150), а также смена ее бихромной расписной (черно-красной) «филистимской» посудой, впитавшей местные (ханаанские, егип. и др.) мотивы в Юж. Палестине. Развитие ранних филистимских поселений, т. о., приходится на третью четверть XII в. до Р. Х. Обнаружение в А. глиняных привесок для прядения шерсти определенного типа, к-рый характерен только для Эгейского бассейна (о. Кипр), подтверждает их принадлежность носителям микенской культуры.

http://pravenc.ru/text/76616.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010