199 Что касается Деян. 4,36 , то оно может быть использовано в качестве аргумента в пользу апостольства Варнавы, если переводить это место следующим образом: Иосия, прозванный Варнавой, который был в числе апостолов...» (Foakes Jackson and K. Lake, «The Beginnings of Christianity», vol. IV, р. 49). Но этот перевод не имеет оснований в греческом тексте. 201 Нет никакой необходимости вводить дополнительную гипотезу, как это делает K.L. Schmidt, («Die Kirche des Urchristentums». Festgabe für A. Deissmann. Tübingen 1927, S. 290 sq.), что в начале апостолами считались только Двенадцать и Павел, – а потом понятие апостольства расширилось, чтобы опять сузиться в виду злоупотребления титулом апостола. Я оставляю в стороне вопрос об «апостолах церквей – apostoloi ekklhsiwn», о которых Павел говорит в II Kop. 8,23 и Филип. 2,25 . В двух этих местах речь идет о миссии, которая возлагалась временно на отдельных лиц. В этом значении греческий термин «apostoloj»   соответствует иудейскому термину «shaliach». См. G. Sass, «Apostelamamt und Kirche», München 1939, S. 17 sq., E. Mollard, «Le dévelopment de l " idée de succession Apostolique», в «Revue d " Histoire et de Philosophie Religieuses», 34 (1954) 1, р. 1–29. « et sont synonymes. C " est une terminologie que se trouve dans les Evangiles Synoptiques, dans les Actes, chez Paul (au moins, il me semble, dans I Cor. 15 et Gal. 1 ), et dans l " Apocalypse», (р. 9). 202 См . статью G. Friedrich «Euaggelisthj» TWNT., B.II, S. 734–735. Отсутствие термина «евангелист» в 1Кор. 12,28 не может служить доказательством того, что во время написания этого послания не имелось тех лиц, которые в Еф. 4,11 названы «евангелистами». Повидимому, у ап. Павла не было потребности особо обозначать лиц, которые в эпоху написания 1 Кор. совершали служение благовестия. Большей частью они действовали не самостоятельно, а в тесном контакте с ап. Павлом, как его сотрудники и помощники. Обычно он называл ихбратьями; Так к Тимофею, который в II Tuм. 4,5 обозначен, как «евангелист», Павел прилагал обычное наименование «adelfoj» (П Кор. 1,1; Кол. 1,1 : Филим. 1 ). «Братьями " о Христе называл Павел тех, кто «ton Criston khrussousin» ( Филип. 1,15 ), «ton Criston kataggelousin» (ст. 17), хотя он знал, что некоторые из них делают это из «зависти и по любопрению» (ст. 15), но тем не менее он их рассматривал, как своих сотрудников. Во время написания послания к Ефесянам лица, которые «ton Criston kataggelousin» действовали независимо от ап. Павла или других апостолов. Их благовестие Христа стало особым служением, которое должно было быть обозначено особым термином. Вполне возможно допустить, что они, как предполагает E. Percy, (Die Probleme der Kolosser und Epheserbriefe. Lund, 1946, S. 342), основали церковь или церкви, к которым было обращено послание к Ефесянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

7) Рим. 9, 10, 11 . Разъясняются причины и значение неверия иудеев. III. За вероучительной идет нравоучительная часть ( Рим. 12–15:13 ), в которой Апостол: А) Рим. 12 . Сначала излагает общие нравственные обязанности оправданных верой, как согласных и содействующих друг другу членов тела Христова. Б) Рим. 13 . Потом в отношении гражданском говорит о строгом повиновении властям и отдавании всякому должного; так чтобы не оставалось никакого долга, кроме неоплатного долга любви к ближним. В) Рим. 14–15:13 . Наконец, рассуждая о так называемых безразличных предметах (пище, питии и различении дней), Апостол предлагает учение и правила о снисхождении к немощным в вере. IV. В заключении ( Рим. 15:14–16:24 ). Апостол: 1) Объясняет Римлянам смелость и настойчивость своего к ним послания ( Рим. 15:14–16 ). 2) Извещает об успехах своей проповеднической деятельности ( Рим. 15:17–21 ). 3) Излагает свое желание посетит Рим и те препятствия, которые мешали осуществлению сего желания ( Рим. 15:22–33 ). 4) Заканчивает послание приветствиями ( Рим. 16 ). I. Предисловие ( Рим. 1:1–17 ) Надписание. «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию», еще в писаниях пророческих общанному, о Богочеловеке, «который родился от семени Давидова по плоти, и открылся Сыном Божиим в силе, по Духу Святыни, чрез воскресение из мертвых». Это надписание напоминает таковое же в послании к Галатам: «я Павел, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом»… а) В силу какого права Апостол берет Римлян в свое попечение? ( Рим. 1:5–7 ). «Мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его (т. е. Иисуса Христа Господа нашего) покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы… благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Итак, право свое на Римлян Св. Павел основывает на своем апостольстве, в которое он призван самим Иисусом Христом. «И вы Римляне в числе тех народов, просвещение которых поручено мне, – так перефразирует апостольские слова Блаж. Феодорит, – не думайте, что присвояю себе чуждое, и восхищаю нивы, предоставленные другим. Меня поставил Владыка проповедником у всех нардов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

16. Льстец подражает нелицемерной услуге, и почитает знатного и незнатного для корысти, угождая всякому надутым пустословием. 13 Из Послания Св. Апостола Павла к Римлянам Гл. 1. Ст. 3–4. Иисус Христос родился как человек, а воскрес как Бог, в силе ( Мф.27:51–54 ) Божией. Иисус Христос не мог не воскреснуть по силе Своего Божественного естества, по живущему в Нем Духу Святому ( 1Пет.3:18 ) или силе Божией ( Кол.2:9 ), обитавшей в Нем телесно. В ком есть Дух Святый, тот умирает только по плоти ( Ин.3:6 ), в возмездие за грех ( Рим.6:23 ). 5. Апостол без Благодати не силен, и не может покорять вере не именем Христовым; апостольство – благодать. 9. Кто призывает Бога во свидетели, тот уверен в своей совести, что он не лжет, но говорит истину ( Рим.9:1 ). Служение Богу в духе есть служение разумное ( Рим.12:1 ) или служение веры. 11–12. Вера есть великий духовный дар и благословение ( Рим.15:29 ) благовествования Христова ( Рим.10:17 ). 14–15. Апостол всем должен благовествовать и мудрецам (Еллинам), и невеждам (варварам): потому что лежит на нем необходимая обязанность; и горе ему, если благовествовать не станет ( 1Кор.9:16 ). 16. Христос есть Божия сила ко спасению всякому верующему ( 1Кор.1:24 ); ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало нам спастись ( Деян.4:12 ). 17. Без веры во Христа не спасается и праведник, ибо совершенное (от веры – силы, в веру – силу) оправдание наше во Иисусе Христе ( Рим.3:24 ) или в силе Божией ( Рим.1:16 ). 16–32. Если без веры во Иисуса Христа не спасается ( Рим.1:17 ) Иудей ( Рим.1:16 ) знающий волю Божию из закона ( Рим.2:18 ): то кольми паче не спасется язычник, знающий Бога только из творения Его, и по омрачению сердца предавшийся всем порокам. Все согрешили, и лишены славы (подобия) Божия; а оправдываются даром, по благодати Его, искуплением во Иисусе Христе ( Рим.3:23–24 ). 20. Человек может познавать Бога из рассматривания сотворенных от Бога вещей, в которых сокрыто невидимое Божие, Его вечная сила и Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Еще поучительнее восхваляет милостыню и побуждает к ней св. Иоанн Златоуст . «Милостыня, – говорит он, – это царица добродетелей, которая быстро возводит людей на небеса и делается прекрасною их заступницею. Великое дело – милостыня, вот почему Соломон сказал: «велика вещь человек, и драгая муж творяй милость...» ( Притч.20:6 ). Сколько бы ни имел ты грехов, милостыня все их превысит... Небо продается и покупается, а мы беспечны... Сколько имеешь, за столько и купи. Имеешь полушку, купи за нее Небо, – не потому, чтобы Небо дешево было, а потому, что Господь твой Милосерд. Не имеешь полушки? Подай чашу студеной воды... Подай хлеб, и возьми Рай; подай малое, возьми великое; подай смертное, возьми бессмертное... Милостыня есть выкуп души» (Т. II, стр. 295–297). VII. Милостыня измеряется не количеством, не размером, а любовью. В высокой степени поучительно говорит св. Иоанн Златоуст по поводу жертвы евангельской вдовицы, о том, что милостыня измеряется не количеством, не размером, а любовью, сопутствующею ей. «Не за деньги, – говорит этот великий отец Церкви, – продаются блага небесные; не деньгами покупают их, а произволением подающего деньги, любомудрием, возвышением над вещами житейскими, человеколюбием, милостынею... Почему? Потому что, когда ты от многого дал меньшее, то хотя сотворил милостыню, но не такую, какую сотворила вдова, ибо ты подал не с таким усердием, с каким она; она лишила себя всего, или лучше не лишила, а все себе даровала. Бог обещал Царство не за таланты золота, но за чашу холодной воды, за усердие...» (Бес.15 на посл. филип.). VIII. Милостыня введена более для подающих, нежели для принимающих. «Милостыня введена не для принимающих, а для подающих, – говорит св. Златоуст, – ибо последний приобретает великую пользу (15 беседа на п. филип.). Мы все имеем нужду друг в друге; бедный – в богатом, богатый – внищем, ничего не имеющий – в подающем милостыню, подающий – в принимающем; ибо принимающий милостыню удовлетворяет величайшей нужде, и высшей всех других нужд. Если бы не было нищих, то много бы утратилось для нашего спасения, потому что нам некуда было бы сбывать свое имение. Посему нищий, который, по-видимому, всех бесполезнее, оказывается всех полезнейшим (17 бес. на 2 п. кор.). Благодеяния приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько подающим, ибо доставляют им дерзновение пред Богом (6 бес. на п. Титу). Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние... Разве Бог не мог повелеть земле, чтобы она произрастила чистое золото? Кто сказал: «да прорастит земля былие травное» ( Быт.1:11 ), и тотчас представил это былие во всей красе, Тот мог повелеть, чтобы источники и реки текли везде золотом, – но Он не восхотел этого, а оставил многих жить в бедности, и для их, и для твоей пользы» 115 (Бес. о милостыне).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господь Спаситель сказал: " Ищете прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " — все, потребное для жизни (Матф. 6:33). И по слову ап. Павла: " Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей " (1 Тим. 4:8). Наблюдая человеческую жизнь, можно сказать вместе с царем Давидом: " Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба " (Пс.36:25). Надо заметить, что в человеке, как в существе, происшедшем от Бога, есть сильное желание нравственного блага и невольное влечение к нему. Еще языческий философ Платон изображал томление человека по этом благе, как узника по свободе, как странника по своем отечестве. Из священных книг, особенно в псалмах Давида часто выражается воздыхание души человека и его стремление к высшему благу; напр.: " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже. Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь перед лицо Божие! " (Пс. 41:2-3). И ап. Павел выражал желание разрешиться и быть со Христом, т.е. достигнуть за гробом высшего блага (Филип. 1:23). Та же мысль высказана им в словах: " Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13:14) Наша жизнь есть на небесах " , — свидетельствует он же (Филип. 3:20). Таким образом, к указанным выше двум сторонам в понятии о нравственности, к ее закону, содержащему норму жизни для человека и к свободному исполнению добродетели, надо присоединить третью сторону, а именно — благо, как результат нравственности. Таким образом, Нравственное Богословие есть учение с одной стороны — о законе или долге (обязанностях), с другой — о добродетелях, а частично о благе. Вера и нравственность Из понятия о нравственности с очевидностью следует, что она предполагает веру в личного Бога или религию, с которой находится в тесной связи. Потому апостол говорит: " Без веры невозможно угодить Богу; всякому, приходящему к Богу,подобает прежде всего веровать, что Он есть и ищущему Его воздаст " ( Евр. 11:6). Без веры в личного, христианского Бога, без религии, нравственности будет недоставать надлежащего основания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

Они не имели положительного Откровения Божия, но имели нравственный закон, написанный в их сердце, и совесть, как судящий глас Божий ( Рим. 2:14–15; 26–27, 29 ), владели истинами первобытного Откровения или предания. В мире, в котором они жили, пребывало Слово, хотя они Его и не познали ( Ин. 1:10 ). Слову причастен весь род человеческий, и жившие согласно со Словом были христианами в язычестве 10 , и самый мир свидетельствовал им о Боге, в видимом являя Невидимого ( Рим. 1:19–20 ). Язычники не имели благодати, однако предваряющая благодать и их касалась, а иначе никто бы из них и не вошёл в Церковь Христову, и ни один человек не стоит вне действий промыслительной силы Божьей, благотворящей ( Мф. 5:45 ), карающей ( Лк. 13:1–5 ; Рим. 2:1–16 ), благой в долготерпении, ( Рим. 2:4, 9, 22 ), награждающей ( Рим. 2:6–7 ), прощающей грехи ( Рим. 1 , гл. 4), привлекающей к Богу даже тех, которые не ищут Его, и открывающей Его тем, которые о Нём не спрашивают ( Ис. 65:1 , ср. Рим. 10:20 ), ибо по всей земле прошёл голос проповедников о Боге, и до пределов вселенной слова их ( Пс. 18:5 , ср. Рим. 10 гл.). Даже самое отторжение язычников от Бога неизреченной премудростью Божьей было избрано как средство для их помилования: всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать ( Рим. 11:32 ). Неужели, спрашивает Апостол Павел, Бог есть Иудеев только, а не и язычников? И отвечает: Конечно и язычников ( Рим. 3:29 ). Для Бога, как всемогущего Творца всего рода человеческого, как всеведущего и премудрого промыслителя о Нём, как милосердого и попечительного Отца, как благого и любвеобильного Спасителя, как неистощимого источника жизни для всех людей, нет различия между людьми; потому что все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. ( Рим. 3:22–24 и предыдущие). И история представляет примеры, что и среди язычества были люди, приобретавшие особенное благоволение Божие, помилование и надежду на спасение, так как имели веру в Бога и исполняли закон ( Рим. 2:26–29 ; Быт. 14:18–21 ; Нав. 2 и.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Сбросив с себя все, привязывающее их к тленному и суетному миру, и решившись идти на встречу всяких скорбей неизбежных для истинного христианина, они тотчас же последовали за Христом. Как преподобные последовали за Христом? Последование за Христом здесь, очевидно, надобно понимать не в буквальном смысле, что было возможно только во днях плоти Господа Иисуса Христа, а в смысле духовно-нравственном, именно в смысле шествия путем чистой и святой жизни Богочеловека, и спасительного Его учения (Слич. 1Ин. 2:6 ; Филип. 2:5 ). Это шествие преподобных было твердое и решительное. Как во время земной жизни Господа Иисуса Христа, святые Апостолы, услыша призывательный Его голос следовать за Ним, тотчас откликнулись готовностью на этот зов и последовали за Господом ( Мф. 4:20, 22 ), так и преподобные мужи, и жены, ощутив в сердце своем призывающий их ко спасению голос благодати Божией ( Апок. 3:20 ), тотчас послушались этого голоса и пошли в след жизни и учения Господа. И поистине чудно и непостижимо для душевного человека, выше и далее земных своих чувств ничего не разумеющего ( 1Кор. 2:14 ), шествие к царствую небесному избранных Божиих! Восчувствовав в себе призывающий ко спасению голос благодати Божией, они, чтобы не заглушить сего голоса в обаяниях суетного мира, самоотверженно оставляют все его обаяния и укрываются, по большей части, «в пустынях, горах, пещерах и пропастях земных», где и стали содевать свое спасение в произвольных «лишениях и скорбях» подвижничества и в постоянных «озлоблениях» от исконного человекоубийцы ( Евр. 11:37–38 ). До неисчислимости разнообразны труженически-духовные подвиги спасения святых преподобных мужей и жен, но общий характер всех этих разнообразных подвигов, как далее говорится в песни, составляло «презрение плоти и прилежание о душе». «И дея (или деющи) учил (или учила) еси презирати убо плоть». Дея (деющи) (πρττων), то есть Деянием, примером подвижнической жизни. Слово «плоть» в Священном Писании имеет различные значения: то означает оно в целом составе природу человека, состоящую из души и тела ( Ин. 1:14; 17:2 ; Мф. 24:22 ; Быт. 6:12 ), то преимущественно только тело его ( Лк. 24:39 ; 1Ин. 4:2 ; Филип. 3:4 ), то происходящие от греховного тела страсти и похоти ( Быт. 6:3 ; Гал. 5:17 и 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Система воскресных литургийных чтений в Римско-католической Церкви: Нед. Пасхи _1 Кор. 5, 6–8 (совосстание со Христом); Мк. 16, 1–8 (воскресение). Нед. 2 по Пасхе _1 Ин. 5, 4–10 (вера, побеждающая мир); Ин. 20, 19— 31 (неверие Фомы). 3 _1 Пет. 2, 21–25 (Христос — Пастырь душ); Ин. 10, 12–16 (Пастырь добрый). 4 _1 Пет. 2, 11–20 (обязанности к язычникам); Ин. 16, 16–23 («вмале»). 5 _Иак. 1, 16–21 (дар свыше); Ин. 16, 5–15 (отшествие к Отцу). 6 _Иак. 1, 22–27 (творцы слова); Ин. 16, 23–30 (молитва во имя Христово). 7 _1 Пет. 4, 8–11 (любовь и услужливость); Ин. 15, 26–16, 4 (Утешитель). Нед. 50-цы _Деян. 2, 1–11 (сошествие Святого Духа); Ин. 14, 23–31 (Утешитель). Нед. Троицы _праздничное: Рим. 11, 33–36 (премудрость Божия); Мф. 28, 18–20 (крещение в Троицу). рядовое: 1 Ин. 4, 8–21 (любовь Божия в послании Сына); Лк. 6, 36–42 (сучок в глазу). Нед. 2 по 50-це _1 Ин. 3, 13–18 (ненависть мира); Лк. 14, 16–24 (притча о званых). 3 _1 Пет. 5, 6–11 (преданность промыслу); Лк. 15, 1— 10 (потерянные овца и драхма). 4 _Рим. 8, 18–23 (воздыхания твари); Лк. 5, 1–11 (чудесный лов). Нед. 5 по 50-це _1 Пет. 3, 8–15 (ожидание Второго Пришествия); Мф. 5, 20–26 (вражда к брату). 6 _Рим. 6, 3–11 (крещение в смерть Христову); Мк. 8, 1–9 (насыщение 4000). 7 _Рим. 6, 19–23 (рабство греху и правде); Мф. 7, 15— 23 (ложные пророки). 8 _Рим. 8, 12–17 (жизнь по плоти и духу); Лк. 16, 1–9 (неправедный домоправитель). 9 _1 Кор. 10, 6–13 (образы Ветхого Завета в назидание); Лк. 19, 41–47 (плач о Иерусалиме). 10 _1 Кор. 12, 1–11 (разные дары одного Духа); Лк. 18, 9–14 (мытарь и фарисей). 11 _1 Кор. 15, 1–10 (явления воскресшего Христа); Мк. 7, 31–37 (исцеление глухонемого). 12 _2 Кор. 3, 4–11 (служение буквы и духа); Лк. 10, 23— 37 (милосердный самарянин). 13 _Гал. 3, 16–22 (Христос-Ходатай); Лк. 17, 11–19 (10 прокаженных). 14 _Гал. 5, 16–24 (дела плоти и духа); Мф. 6, 24–34 (свобода от житейских забот). 15 _Гал. 5, 25–6, 10 (жизнь по духу); Лк. 7, 11–17 (воскрешение наинского юноши). 16 _Еф. 3, 13–21 (обитание Христа в сердце); Лк. 14, 1–11 (исцеление водянки; местничество).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Федор Тимофеев, средние статьи Иван Степанов, Андрей Ильин, Василей Федоров, Филип Павлов, меньшие статьи – Юрей Иванов, Иван Алексеев, Григорей Галеченин, Федор Гаврилов, Тимофей Степанов, Мокей Микитин, Автамон Иванов; городовые – Переяславля Залесского меншие статьи – Дмитрей Григорьев, Фадей Потапов, Иван Михайлов, Федор Микитин, Иван Семенов; Великого Новагорода – Кузма Федоров, Иван Андреев , Лука Фомин, Михайло Васильев; из Нижнего-Новагорода – первые статьи Володимер Яковлев, Борис Карпов, средние статьи – Петр Афонасьев, из Ярославля – первые статьи – Костянтин Ананин, середние статьи – Семен Федоров, Федор Карпов, Федор Савин, Иван Елизарьев, меншие статьи – Филип Иванов, Петр Федотов; с Костромы – первые статьи – Гурей Микитин, середние статьи – Семен Андреев, Иван Осипов, Левонтей Емельянов, Григорей Григорьев, Петр Аверкиев, меншие статьи – Федор Леонтьев, Марко Назарьев, Устюгу Великого – середние статьи – Лука Фомин, меншие статьи Афонасей Соколов, Иван Гольцов, Иван Стрекаловской, Авдей Федосеев, Василей Попов, Петр Ильин, Иван Озеров; изо Пскова середние статьи – Осип Гурьев, Иван Антонов, Михей Иванов; подвящик Наумко Ларионов“. Рис.4. Св. Петр, митр. Московский. – Наружная стенопись у западных входных дверей. Рис. 5. Св. Алексей, митр. Московский. – Наружная стенопись у западных входных дверей. Можно предполагать, что эта реставрация, равно как и предыдущая, были исполнены превосходно в эпоху расцвета искусства иконописания в России, и под руководством таких знаменитых иконописцев, как Симон Ушаков и Степан Резанец. По словам проф. K. М. Быковского, открытый в 1895 году древний „лик святителя Алексея поражает особою красотою“ 41 . (См. рис. 5.) 24 июля 1673 года по указу царя Алексея Михайловича велено было „у соборные церкви Успенип Пресвятыя Богородицы над южными дверми стенное письмо образ Спаса Нерукотвореннаго и около того образа, где доведетца, ветхие места починить заново из Оружейныя Палаты“ 42 . Вследствие этого указа, боярином и оружей-ничим Богданом Матвеевичем Хитрово был приглашен Симон Ушаков с товарищами и допрашиван y Успенскаго собора „над южными дверми Спасов образ Нерукотвореннаго и около того образа ветхие места починить заново мочно-ль“ 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Рим.16:6 .  Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. Рим.16:7 .  Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. «Юнию». Правильнее видеть здесь мужское имя ( Ιουνι– Иуниан), так как к женщине не идет замечание, что она «прославилась между апостолами». «Сродников моих» – т. е. родственников моих. Слово συγγενες – сродники нельзя понимать в смысле «единоплеменники», потому что так другие иудеи (Акила, Прискилла, Мариам) не названы здесь. – «Между апостолами». Здесь разумеются не 12 апостолов, среди которых не могли быть помещены Андроник и Юния, а вообще проповедники о Христе, среди которых означенные христиане занимали видное положение. Рим.16:8 .  Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. Рим.16:9 .  Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Рим.16:10 .  Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. «Из дома Аристовулова». О самом Аристовуле Апостол не упоминает, вероятно, потому, что тоже был христианином. Может быть, это был принц из дома Ирода, некоторое время живший в Риме, а потом уехавший в Иерусалим, оставив свой дом в Риме на попечение рабов своих. Рим.16:11 .  Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. Рим.16:12 .  Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Рим.16:13 .  Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. «Избранного в Господе», т. е. выдающегося по своим христианским добродетелям. Рим.16:14 .  Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Рим.16:15 .  Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. Рим.16:16 .  Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. По прочтении послания, читатели должны приветствовать и друг друга священным лобзанием, которое служило в древности на Востоке выражением приветствия при встрече и расставании ( 1Пет 5:14 ; Апостол. пост. XI,57, 12; VIII,5, 5). Оно называется святым, как выражающее дух христианского единения. – «Все церкви». Очень возможно, что действительно все Церкви восточные, знавшие о том, что Апостол пишет послание в Рим и сам собирается туда, просили его передать и их приветствие Церкви Рима, столицы империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010