Пусть гонят их с родной земли, пусть умерщвляют, пусть, если возможно, не дают им и свободно дохнуть! Страдавших все это, конечно, утверждало больше в ревности и дерзновении перед Богом, а действовавших – еще более приводило к беззакониям и бесчестию. И какое же, по-видимому, премудрое основание для этого приводил этот убийца и отступник, нарушитель законов и законодатель, или, скажу точнее – словами наших книг Священных, этот враг и мститель ( Пс.8:3 )? То, что в нашем законе предписано: не мстить, не судиться ( Рим.12:19 ; 1Кор.6:1 ), не иметь вовсе стяжаний, не считать ничего собственностью ( Мф.10:9 ; Деян.4:32 ), но жить в другом мире и настоящее презирать как ничтожное ( Флп.3:20 ; 2Кор.4:18 ), не воздавать злом за зло ( Рим.12:17 ), когда кто ударит нас по щеке, не жалеть ее, а подставить ударившему и другую, отдавать с себя не только верхнюю одежду, но и рубашку. Может быть, к этому присоединит он и то, что нам предписано молиться за обижающих, и желать всякого блага гонителям нашим ( Мф.5:39–40, 44 ). Как не знать в точности тому, кто некогда был чтецом слова Божия, удостоен был чести служения великому алтарю и начинал строить храмы в честь Мучеников? Но вот чему, во-первых, я удивляюсь в нем: как он столь тщательно занимался Св. Писанием, а не прочел, или намеренно не заметил, того изречения, что зло погибнет злой смертью ( Мф.21:41 ), злой, то есть всякий, кто отверг Бога, и, что еще хуже, кто гонит твердо хранящих исповедание веры и отягчает их такими бедствиями, каких сам достоин. Если он может доказать, что как нам должно быть совершенными (что он предписывает законом) и неуклонно держаться данных нам правил, так ему назначено, или, по воле богов его, за лучшее признано – быть самым злым человеком, и что из двух противоположных навыков, которые суть добродетель и порок, нам присуждена лучшая часть, а ему и подобным ему брошен худший жребий; то пусть он сознается в этом, и тогда за нами останется победа, что засвидетельствуют и сами враги и гонители наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Пастырь должен быть всегда готовым идти напутствовать больного, ни личная физическая усталость, ни множество дел по храму не могут быть причинами отказа в Причащении. Даже служение Литургии (до великого входа) священник имеет право прервать «аще позовется смертныя ради... нужды». («Известие Учительное», раздел «О прилучаях недостаточество служащего священника»). Смерть есть та дверь, которая открывает человеку путь к вечности. Переход в загробный мир является для праведников желанным и сладостным, а для грешников – страшным. Вечность может быть блаженной, т.е. счастливой, а может стать вечным мучением. В болезни наступает слабость сил физических и разные смущения, и искушения, и в это время особенно требуется подкрепление, наставление и утешение священника. Хорошо, если священник идет к больному не только по приглашению, но потом еще может посещать его по собственной инициативе. Такое внимание и забота пастыря принесет в дом больного много радости. О чем лучше всего говорить больному? Добрый пастырь всегда найдет Евангельские слова и примеры, раскрывающие любовь Отца Небесного к человеку ( 1Ин.3:1 ; Ин.1:12 ; Рим.8:1–32 ), особенно к грешникам, оставляющим путь греха ( Иез.18:23–24 ; 1Ин.1:9 ; Пс.31 ; Лк.15:21–24; 23:39–43 ), о суете временной жизни, о терпении, о приготовлении себя к вечности, о смерти, как переходе в вечную жизнь ( Рим.7:23–24 ), о блаженной вечности ( Флп.3:2 ; 1Кор.15:41 ; Рим.5:8; 14:8,17 ; Мф.25:34 ) Порядок священнодействия «егда случится вскоре вельми больному дати Причастие» (Св. Дары священник несет к больному в Дароносице. Обычно в Дароносице находятся: ковчежец для Св. Даров, Чаша и лжица. Хорошо Дароносицу внутри обклеить мягким материалом (например, бархатом на универсальном клее, тогда не будет стука металла о металл. Дароносицу, Чашу и лжицу следует регулярно чистить и мыть, чтобы не допускать из потемнения (окисления). Дароносица полагается в специальный расшитый мешочек из бархата или шелка не очень темного цвета. По верхним углам мешочка пришивается лента такой длины, чтобы надетый на шею мешочек приходился на груди у священника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

е. нечестивый) и Феодотиона (у св. И. Злат.: «да взыщется...»), заключается также мысль о совершенном истреблении нечестивых: «если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха» (св. Афанасий); «он не может устоять, но погибнет, исчезнет, скроется совершенно, когда будут исследованы дела его“ (св. И. Злат.=бл. Феодорит и Зигабен). Подобная мысль в Пс.36:36 ; Ис.41:12 ; Иов.20:8–9 ). лз. Гдь црь во вкъ и въ вкъ вка: погибнете, зыцы, земл 37. Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 37 . Верным ручательством за исполнение молитвы о прекращении злодейств и насилия язычников и вообще нечестивых (ср. Иер.9:26 ; Иез.16:3 и сл.) в земле израильской служит псалмопевцу убеждение, что Господь есть вечный царь Израиля (ср. Исх.15:18 ). Часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его ( Втор.32:9 ); один Иегова ( – 12) имеет в нем всегдашнее и неотъемлемое право владычества; а не может допустить владычествовать над ним язычникам; а вели так, то язычники, временно поработившие народ Его, как и все вообще нечестивые угнетатели верных рабов Его, неизбежно должны исчезнуть с земли Его, т. е. из земли израильской, которую Он, благоволивши избрать в удел народа Своего ( Числ.34:2 и сл.), тем самым по преимуществу сделал Своею землею (ср. Втор.32:43 ). Но вместе с тем слова эти могут иметь и более обширный смысл пророчественного предуказания на откровение на земле, с пришествием Христа Спасителя, вечного всемирного царства Божия (св. Афан. и Зигаб.), с распространением которого рано или поздно язычники должны исчезнуть с земли ( Мф.28:18 ), или побеждённые верою Христовою ( Рим.9:24 и сл. 10:12–13; 11:25 и др.), или же пораженные гневом Божиим за неверие и противление ( Рим.1:18 и сл. Еф.5:6 ; 2Сол.2:8–12 ; Апок.19:15–21 ; ср. бл. Феодор.). ли. убогихъ услышалъ гди, сердца ихъ внтъ ухо тво. 38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, л. Сд сир и смирен, да не приложитъ ктом величатис человкъ на земл. 39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. 38–39. Твердо уверенный в помощи Божией, псалмопевец заключает свою скорбную песнь мольбою к Господу, благосердно внимающему желаниям смиренных рабов Своих, укрепить разбитые скорбью сердца пострадавших от вражеского насилия упованием на помощь Его и праведным судом Своим восстановить права угнетённых и усмирить угнетателей их, чтобы они, помня немощную природу созданного из земли человека ( человкъ на земл, – букв. с евр.: «немощный из земли», ср. Пс.8:5 и 9:20–21) не смели более надмеваться своею силою и тем наводить страх на смиренных рабов всемогущего Царя Израилева (ср. ст. 37), престол которого на небесах ( Пс.10:4 ; ср. Ис.33:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

24. Молитва человека, не примирившегося с братом, — недостойная молитва ( Мф.5:23, 18, 23-25 ), 25. Нет «религии» как некой изолированной системы ценностей. Все совершается перед лицом Бога. Царство Божие, жизнь с Богом и в Боге превосходит — — — — — — — — — — — — — — Раздел 25 не завершен. 26. Тот, кто гордится своими «религиозными подвигами», живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед Богом, а не заслуга ( Лк.12:7 .) — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — В разделе 27 в авторских списках — лакуна. 28. Тот, кто гордится своими религиозными «подвигами», живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед Богом, а не его «заслуга» ( Лк.17:7 ). Тема 6. Жизнь по Евангелию (продолжение) 2). Отношение людей друг к другу 29. Христос подтверждает древнюю заповедь «Люби ближнего, как самого себя» ( Лев.19:18, 34 ; Мф.5:43 ). Но в отличие от ветхозаветной заповеди Он расширяет понятие «ближний». Оно может относиться к любому человеку, независимо от его веры и народности (см. притчу Лк.10:30-37 ). Любовь есть деятельное служение, которое «выше всесожжений и жертв» ( Мк.12:33 ; см. Мф.25:31-46 ). 30. Живя среди других людей, ученик Христа следует древнему «золотому правилу» (известному у многих народов) — поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой ( Мф.7:12 ). 31. Новой заповедью Христос называл заповедь о самоотверженной жертвенной любви ( Ин.13:34 ), т. е. не просто о доброжелательстве и сочувствии, а о любви–самоотдаче, подобной любви Самого Христа (см. парадоксальные слова ап. Павла в ( Рим.9:1-4 ). 32. Христос осуждает месть ( Мф.5:39 ) и даже призывает любить врагов (желать им добра, учиться прощать их). Это, однако, не исключает борьбы со злом (Он Сам обличает фарисеев, изгоняет торгующих из храма). 33. Священна не только древняя заповедь «не убий», но и несправедливый гнев является грехом ( Мф.5:21-22 ). Примечание: Допустимо ли для христианина участие в войне. Вопрос этот долго дебатировался в Церкви. Наиболее распространенное решение сводится к тому, что хотя война и есть зло, но нельзя отказываться от защиты своего отечества, «ибо нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/v-pomoshh-...

24. Молитва человека, не примирившегося с братом, — недостойная молитва (Мф. 5.23; 18.23–25), 25. Нет «религии» как некой изолированной системы ценностей. Все совершается перед лицом Бога. Царство Божие, жизнь с Богом и в Боге превосходит в — — — — — — — — — — — — — - Раздел 25 не завершен. 26. Тот, кто гордится своими «религиозными подвигами», живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед Богом, а не заслуга (Лк. 12,7.) — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — - В разделе 27 в авторских списках — лакуна. 28. Тот, кто гордится своими религиозными «подвигами», живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед Богом, а не его «заслуга» (Лк. 17.7). ЖИЗНЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ (продолжение) 2). Отношение людей друг к другу 29. Христос подтверждает древнюю заповедь «Люби ближнего, как самого себя» (Лев. 19.18.34; Мф. 5.43). Но в отличие от ветхозаветной заповеди Он расширяет понятие «ближний». Оно может относиться к любому человеку, независимо от его веры и народности (см. притчу Лк. 10.30–37). Любовь есть деятельное служение, которое «выше всесожжений и жертв» (Мк. 12.33; см. Мф. 25.31–46). 30. Живя среди других людей, ученик Христа следует древнему «золотому правилу» (известному у многих народов) — поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой (Мф. 7.12). 31. Новой заповедью Христос называл заповедь о самоотверженной жертвенной любви (Ин. 13.34), т. е. не просто о доброжелательстве и сочувствии, а о любви–самоотдаче, подобной любви Самого Христа (см. парадоксальные слова ап. Павла в (Рим. 9.1–4). 32. Христос осуждает месть (Мф. 5.39) и даже призывает любить врагов (желать им добра, учиться прощать их). Это, однако, не исключает борьбы со злом (Он Сам обличает фарисеев, изгоняет торгующих из храма). 33. Священна не только древняя заповедь «не убий», но и несправедливый гнев является грехом (Мф. 5.21–22). Примечание: Допустимо ли для христианина участие в войне. Вопрос этот долго дебатировался в Церкви. Наиболее распространенное решение сводится к тому, что хотя война и есть зло, но нельзя отказываться от защиты своего отечества, «ибо нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15.13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Отечество Библейские примеры любви к родине (патриотизма) I. В Святом Писании подвиги патриотизма изображаются рядом с величайшими подвигами веры. Величайшие представители ветхозаветного мира – Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Илия, Елисей, Исайя, Иеремия, Даниил, Ездра, Зоровавель, Неемия, братья Маккавеи, великие ветхозаветные жены–Мариам, Деввора, Есфирь и Юдифь представляют нам образцы высокого патриотизма. II. В некоторых из святых людей пламенные порывы патриотизма до того возвышались, что они готовы были из любви к своему народу не только пожертвовать всеми благами временной жизни, но, если бы то было возможно пред судом высочайшего правосудия Божия, самым вечным спасением своим, самым Божиим благоволением к ним: святой пророк Моисей молил Бога лучше изгладить его из книги жизни, но не лишать Своего благоволения избранный народ ( Исх.32:32 ); святой апостол Павел со скорбью говорил, что он желал бы сам быть отлученным от Христа из-за любви к братии своей, роду израильскому ( Рим.9:3 ). III. Сам Господь наш Иисус Христос, явившийся на земле как истинный Бог и истинный человек со всеми человеческими свойствами и стремлениями, кроме греховных, показал нам и образец любви к народу Своему. Он хотя послан был возвестить евангелие царствия Божия всем людям, но прежде всего пришел к Своим ( Ин.1:11 ), к овцам погибшим дома Израилева ( Мф.15:24 ), и им первым возвестил тайны царствия Божия и старался собрать их около Себя, как птица собирает птенцов под крылья свои ( Мф.13:37–39 ); когда же они этого не восхотели, не приняли Его, возненавидели, хотели убить, Он, Святейший, скорбел и плакал, о их ослеплении и предуготовляемой ими для самих себя гибели ( Лк.19:41–44 ). Так любовь к своему народу составляет в нас не только привязанность естественную, но и чувство высоконравственное, добродетель христианскую. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

е. освобождение себя от обязанностей веры в истинного Бога и Христа-Спасителя, и послушания возвещённому Христом закону евангельскому. Вера Христова, с ее учением о подчинении ей своего разума ( 2Кор.10:5 ), о самоотверженной любви в Богу и ближнему ( Мф.22:37–39; 10:37–39 ; Ин.15:13 ), о подчинении своей воли воле Божией ( 2Петр.4:2 ), обуздании похотей плоти и умерщвлении страстей ( Кол.3:5 ; Фил.4:8 ). составляющая для истинных последователей Христовых благое и легкое иго, доставляющее покой смущаемой и отягощаемой грехом их совести ( Мф.10:28–30 ), для людей неверующих, привыкших ходить в похотях сердца своего, всегда казалась и кажется тяжелыми узами, стесняющими их свободу, и неудобоносимым игом, и потому они всегда восставали и восстают против веры в Бога и Христа. Так и во время земной жизни Иисуса Христа восстававшие на Него иудеи, представляясь мнимо строгими ревнителями исполнения буквы закона, в действительности стремились к разрушению закона Божия ряди своих человеческих преданий ( Мф.15:6, 23 ; Мк.7:8, 9:13 ) и к освобождению себя от налагаемых законом обязанностей нравственной чистоты ( Мф.23:25–28 ; Ин.5:44; 12:43 ). 4 . Но Тот, против Которого восстают цари и князья земные, живёт (собственно: восседает, как царь на троне) на небесах, в недосягаемой для земных восстаний высот (ср. Пс.112:4–5 и 1Тим.6:16 ), и Он есть Господь, т. е. всемогущий Творец и Владыка всего мира, Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ), пред которым бессильны и ничтожны все враждебные усилия непокорных Ему тварей (ср. Ис.40:22–23 ; Пс.32:10 ). Он в спокойном величии как бы только улыбается (= посметс) на восстания мятежников, т. е. спокойно и снисходительно смотрит на них, попускает их, как предприятия ничтожные, несбыточные, не карая мгновенно грешников, но долготерпеливо ожидая их покаяния и исправления ( Ис.30:18 ; Рим.2:4 ; 2Петр.3:9 ), и только посмевается (поругается=посрамитъ) над ними, – делает, смешными, посрамляет их безуспешностью их замыслов ( 2Пар.30:10 ; Пс.58:9 ), обращая зло против них самих (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

—136— ством закона обладали знанием и были избраны к благоугодному Богу образу жизни, те наконец добровольно подали заблуждению, не приняв Слово Бога, уже известное им и обитавшее среди них как своих. Конечно весь мip есть свой Богу, по творенью и переведенью к бытью из Него и чрез Него ( Рим.11:36 ; – 1Кор.8:6 ). Но Израиль преимущественнее должен называться собственностью Бога и наследовать эту славную честь, как потому, что Бог избрал из него святых отцов, так и потому, что он наименован начатком и первородным чад Божиих. Сын первенец Мой Израиль, говорит негде к Моисею Бог, коего опять, посвящая как единого и избранного Себе, называет Своим народом, сказав к Фараону, властелину Египетскому: отпусти люди моя ( Исх.8:1 ). Также и другое истинное свидетельство из Моисеевых книг доказывает, что Израиль был собственностью Бога: егда, сказано, разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих: и бысть часть Господня, людие Его Иаков, уже наследия Его Израиль ( Втор.32:8–9 ). К нему и пришел, как в собственный жребий и в свое уже 2291 , говоря: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева ( Мф.15:24 ). Поскольку же не был принят, то переносит благодать к язычникам, – и мip, в начале не познав Его, просвещается чрез покаяние и веру, а Израиль снова погружается во тьму, из коей Он извлек его. Посему и сказал Спаситель: на суд Аз в мip сей приидох, да невидящие видят и видящии слепи будут ( Ин.9:39 ). —137— Ин.1:12 . Елищы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя его. Суд истинно праведный и богоприличный. Первородный Израиль отвергается, ибо не восхотел пребыть в свойстве к Богу, не принял Сына, пришедшего как к своим, отверг Подателя благородства, Дарователя благодати отринул, а язычники приняли чрез веру. Посему Израиль справедливо должен иметь возмездие за свое безумие, плакать об отсутствии благ, получать горький плод своего неповиновения, лишаясь сыноположения. Язычники же должны наслаждаться благами от веры, обретать славные награды за свое послушание и быть пересаженными на место того (Израиля). Отсекаются они от дикой по природе маслины и вопреки природе прививаются к хорошей маслине ( Рим.11:24 ). Израиль услышит: увы язык грешный, людие исполнени грехов, семя лукавое, сынове беззаконии, остависте Господа и разгневасте Святаго Израилева ( Ис.1:4 ), а к язычникам один из учеников Христовых скажет: вы же род избранный, царственное священство, народ святый, люди в приобретение 2292 , чтобы возвещать добродетели Призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ). Поскольку приняли Сына чрез веру, то получают власть быть учиненными между чадами Бога. Дает же Сын то, что только Ему одному собственно и по природе составляет Его власть, предложив (эту власть) в общение и совершая это дело как образец присущего Ему человеколюбия и любви к мipy. Не могли ведь носившие образ перстного избежать тления иначе, как чрез

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Объяснение. Молитвы Церквей за христиан, умерших с верою, к тому направляются, чтобы Господь судил их не по числу их дел, между которыми были и добрые и худые, но по Своей великой милости, по снисхождению к человеческой немощи. Всякая усердная молитва есть святой и спасительный подвиг: дети, когда молятся за умерших родителей, чрез это обнаруживают своё благочестие и исправление и тем уменьшают ответственность пред Богом родителей за недостаточно христианское их воспитание. Подобно сему, может быть плодотворна молитва пасомых за пастырей, учеников за учителей, жены за мужа и наоборот. Молясь Богу, делая пожертвования за умерших, они тем самым уже ослабляют и ответственность за злое и умножают их похвалу за доброе: Мф.21:22 ; 2Мак.12:43–45 . Гал.6:5–7 . «Ибо каждый понесёт своё бремя... Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт». Объяснение. Люди сейчас же после смерти получают ещё неполное воздаяние. Об этом тот же апостол свидетельствует: Евр.11:39–40 . Этим обнаруживается бесконечная благость и милосердие Господа к людям, ибо по смерти, после частного суда, Господь не окончательно наказывает грешников, оставляя им время по молитвам Церкви и ближних на получение очищения от грехов. Когда бесконечная благость Божия, так сказать, успеет совершить всё, что можно совершить для блага искупления кровью Христа, тогда произведёт всеобщий и последний суд: Мф.25:31–32:46 ; Рим.4:7–8 . Пс.6:6 . «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?». Объяснение. Здесь говорится о пребывании умершего человека «во гробе», т.е. о смерти тела. Умершее и разлагающееся тело действительно не способно ни к какому памятованию о Боге и прославлению Господа: Пс.29:10 . Но к вопросу о спасении души умершего, которую по смерти ожидает суд: Евр.9:27 , это место не относится, тем более что до всеобщего суда души умерших способны были воспринять умилостивительную жертву Иисуса Христа в своей загробной жизни: 1Пет.3:18–19 . Еккл.9:10:11:3 . «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

По мере же сокрушения о грехах он постепенно освобождается от них – и сердце заполняется радостью, утешением, блаженством. «Поэтому «внемли себе» ( Втор.15:9 ), – призывает святитель Василий Великий , – чтобы по мере прегрешения получить тебе пособие от врачевания. Грех твой велик и тяжёл? – Тебе нужны долгая исповедь, горькие слёзы, усильное бодрствование, непрерывный пост. Грехопадение легко и сносно? – Пусть уравняется с ним и покаяние» 7 . Тех же, которые горделиво считают лишним для себя покаяние и исключают «себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами» 8 . Стяжающий смирение человек плачет не только о своих грехах. Помня заповедь Христа Спасителя любить ближнего как самого себя ( Мф.22:39 ), он скорбит и о других людях, когда видит их греховные падения и их явное скатывание к вечной гибели. Скорбит так, как скорбел пророк Моисей, когда народ отступил от истинного Бога и поклонился золотому тельцу ( Исх.32:30–32 ); как печалился святой апостол Павел о неверии братьев – «сродницех по плоти» ( Рим.9:2–3 ); как плакал Сам Господь о граде Иерусалиме, провидя его разрушение за то, что он не уразумел «времене посещения» ( Лк.19:41, 44 ). Печаль и скорбь о грехах с мыслью о Боге, с верой в Него не то, что печаль «мирская». «Печаль бо яже по Бозе, – учит святой апостол Павел, – покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а сего мира печаль смерть соделовает» ( 2Кор.7:10 ). Искренне кающийся в соделанном грехе принимает и твёрдое решение никогда его не повторять («покаяние нераскаянно» значит «неизменное покаяние»), а отвратившись от одного греха, он освобождается и от других грехов, ибо грехи, как и добродетели, взаимосвязаны. Вот почему «печаль по Бозе», печаль о том, что своими недостойными поступками человек оскорбляет святость Божию, приводит ко спасению. Печаль же «сего мира», скорбь о потере друзей, славы, имущества без надежды на милость Божию лишает человека покоя, сна, терзает его и может привести к болезни, к смерти. Священная история даёт этому два разительных примера в лице святого апостола Петра и Иуды Искариотского.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010