Для православного библеиста особый интерес может представлять последний этап индуктивного метода – применение. К сожалению, иногда происходит разрыв между изучением Священного Писания и применением его в своей жизни и в жизни других христиан. Не нужно забывать, что Библия – это живое и действенное Слово Божие, обращённое и ко всей Церкви, и к отдельному человеку любого времени. Поэтому главная цель толкования заключается не только в выявлении первоначального значения текста, но и в применении истин Писания в своей жизни в реалиях сегодняшнего дня. Таким образом, истинной целью изучения герменевтики является не приобретение исключительных знаний, а лучшее понимание Священного Писания и послушание ему 8 . Св. ап. Павел пишет «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ). Человек тогда докажет, что он усвоил какое-либо понятие, когда он сможет применить его в ситуациях из собственной жизни. В пособиях по индуктивному методу описывается несколько способов применения библейского текста 9 , но наиболее перспективный следующий. Все тексты Писания условно делятся на «предписывающие» и «описывающие». В «предписывающем тексте» заповеди или учения записаны явно, но их можно разделить на временные, то есть имеющих силу для определённого времени, и вечные, сохраняющие своё значение навсегда. Примером вечной истины могут служить 1Ин. 4 :8а или Гал. 5:16–26 , временной – предписание о нечистых животных ( Лев. 11 гл.). «Описывающие тексты» скорее иллюстрируют истину и делятся на «местные» и «всеобщие». «Местные тексты» описывают единичные случаи, «всеобщие» – обязательную практику. Примером местных текстов может служить описание завоевание Земли Обетованной или устройство иерусалимской общины. Трудности в толковании возникают с временными предписывающими и описывающими текстами. Основной вопрос: «Как извлечь истину из этих текстов и применить в современных реалиях?» Индуктивный метод предлагает в таких случаях видеть «форму» и «содержание». 10 Содержание – это вечная истина, неизменная воля Божия, а форма – её словесное выражение. Форма может меняться, истина останется неизменной. Задача толкователя за временной формой увидеть вечное содержание, то есть извлечь принципы, которые имеют непреходящее значение и важны для современных верующих. Это конечно сложно и требует мастерства и осторожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

« Идея романа. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания» (Достоевский Ф. Преступление и наказание. Рукописные редакции/Д., X, 154- 155). Концепция Христианства, которую предлагали Шатобриан и Достоевский, не просто сильно отличается от апостольского учения, но буквально противоположна ему. « Восхвалим природу», – говорит брат Дмитрий брату Алёше, ибо ты, Человек, есть « ангел на земле» (Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Кн.3, гл. III /Д., XIV ,97). В Христианстве же этот «ангел» (человек «ветхой природы») – это падший ангел, то есть, образ и подобие уже не Бога, но дьявола, полудемоническое существо, «мёртвое для праведности» (жизни по Евангелию), духовно воскрешаемое для этой новой жизни во Христе только действием подаваемой в таинствах Церкви божественной благодати. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8:9). Романтизм, как и другие формы новой религии гуманизма (масонство просветителей, в частности), отрицает эту духовную мертвенность исторического состояния человека, считая это состояние имеющим всё необходимое для исполнения евангельских заповедей любви к ближнему и дальнему. « В христианстве – от Моисея до Иисуса Христа, от апостолов до поздних отцов церкви – все являет нам внутреннего человека, все стремится рассеять мрак, которым он окутан» (Шатобриан Ф. Гений христианства/Эстетика раннего романтизма. М., «Искусство», 1982. С.112). « Да Христос и приходил затем, чтоб человечество узнало, что знания, природа духа человеческого может явиться в таком небесном блеске, в самом деле и во плоти, а не что в одной только мечте и в идеале, что и естественно и возможно. Этим и земля оправдана» (Достоевский Ф. Бесы. Подготовительные материалы/Д., XI, 112). Согласно богословию романтизма, «гениальность христианства» – в тех этических максимах, к которым Христос призывает Своих учеников как якобы соответствующих человеческой природе в её эмпирическом потенциале, или в её собственных законах существования.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/21/pa...

Следующие стихи образно рисуют стремление к граду Бога, вечному Иерусалиму чад Божиих по благодати ( Рим. 4:16, 5:15–16 ). 8 . Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? В IV т. Св. Летописи (ч. II, стр. 238) мы говорили, что из Священного Писания видно, что в душе человека Образ Божий не умирает даже среди язычников,-как напр. в Ниневии при проповеди Ионы, – и что душа человеческая внезапно светлеет, слыша проповедь слова Божия. Но когда явилось воплощенное Слово, и весть о Нем разнесена была по миру Апостолами, то масса скорбящих сердец с радостным трепетом обратили взоры свои к воссиявшему среди мрака свету ( Ин. 1:4–5 ; 2Пет. 1:19 ). О себе и о подобных ему сердцах во всех племенах пророчествовал Давид, говоря: „Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому“ ( Пс. 83:3 ). Он же образно выражает тоску жаждущих правды и ждущих спасения в Пс.54:7 , возвещая: „Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы“. Это чувство радостной надежды успокоения, при виде воссиявшего света, к которому стремятся неудержно души человеческие, как голуби к гнезду, месту своего успокоения,-изображается и ст. 8 наст. главы Исаии. Этот взгляд на пророчество находит оправдание и в след. стихах. 9 . Так, Меня ждут острова, и впереди их-корабли Фарсисские, чтобы перевести сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святого Израилева, потому что Он прославил тебя. 10 . Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. Мы видели ( Быт. 10 и др.), что под именем островов вообще разумеются все племена земные в книгах ветхого завета; но под именем островов иногда преимущественно разумеются страны, омываемые Средиземным морем (ср. 23 гл. Исаии и пр.). Иногда эти западные страны, с которыми можно было сообщаться лишь на кораблях, называются Киттим, как в пророчестве Валаама, в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Б. Авторитет Павла не зависит от апостолов в Иерусалиме (1,11 2,14) 1 . Он призван Богом (1,11–16) 2 . Апостолы в Иерусалиме ничего не добавили к его изначальному призванию (1,17 2,10) 3 . Авторитет Павла доказан его обличением заблуждения Петра (2,11–14) IV. Защита благовестия (2,15 6,10) А. Мир с Богом дается через веру в Иисуса Христа равно иудею и язычнику (2,15–21) Б. Оправдание верой упразднило осуждение законом (3,1 5,12) 1 . Дар Духа доказывает действенность веры (3,1–5) 2 . Вера Авраама доказывает действенность веры (3,6–9) 3 . Проклятие закона доказывает бесполезность дел (3,10–14) 4 . Обетование Аврааму преобладает над осуждением закона (3,15 4,7) 5 . Первое личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (4,8–20) 6 . Свидетельство Писания (4,21 5,1) 7 . Второе личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (5,2–12) В. Практические результаты благовестия (5,13 6,10) 1 . Любовь исполняет закон (5,13–15) 2 . Дух борется с плотью (5,16–26) 3 . Церковь действует в согласии (6,1–10) V. Заключение (6,11–18) А. Третье личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (6,11–17) Б. Благословение (6,18) Глава 1 1 Павел. Римский вариант еврейского имени Савл (это имя упоминается пятнадцать раз в книге Деяний, гл. 7–13). В известных нам посланиях всегда называет себя римским именем Павел. Апостол. Греческое слово, означающее «посланник», «вестник». Павел отстаивает свой авторитет апостола, дающий ему право полагать основание Церкви ( 1Кор. 3,10; 9,1; 14,37.38 ; Еф. 2,20; 3,3–5 ). Его апостольство и призвание исходят от Самого Бога (1,11 2,10). Церкви галатийские. 1 благодать... и мир. Каждое послание апостола Павла начинается с упоминания этих двух даров Божиих. «Благодать» (греч.: «харис») означает «незаслуженный акт доброты». Павел употребляет это слово чаще любого другого новозаветного автора и вкладывает в него огромное богословское содержание. Оно обозначает все, что Бог даровал нам во Христе; ничего из этого мы не заслужили и ничем не можем воздать. «Мир» отношение, которое благодаря смерти и воскресению Христа (1,4) установилось между Богом и уверовавшими в Евангелие. См. Рим. 5,1.2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

ЕПИСКОП СМИРНЫ; в основном тексте другой эпоним Поликарпа: оучнъ ана И309 10 . Гл. 17. МАРК АНТОНИН: маркъ антонинъ – так и в основном тексте. В греч. Μρκος Б451 17 , без прозвища. Имп. Марк Аврелий Антонин был сторонником античного стоицизма, отсюда прозвище Философ (в Кринице в гл. 18). И12 Гл. 21. 17 ЛЕТ – так в основном тексте. В Кринице пропущено. Гл. 21.1. СОСТАВИЛ; в Тр сь б ща л . Гл. 25. В РИМЕ; в Тр. въ ромии , в основном тексте в рим . Гл. 26. 6 лет – так и на И315 9 и в греч. по Вен [Истр. II, 70]. Ко «3 года» Б460 21 . Гл. 29. УДИВЛЯЛ ВЕЛИЧИНОЙ ТЕЛА И МУЖЕСТВОМ. В основном тексте речь идет о высоком росте и мужестве персидского царя Шапура, с которым воевал Филипп. Эта испорченная фраза Криницы приводится без критики в Срезн (на величьство). Филипп был убит Децием (Декием) Траяном. Гл. 31. ВЕЛИКИЙ ГОЛОД; в пер. гра д – порча гладъ (так в основном тексте). Последнее – результат смешения омофонов λιμς «голод» и λοιμς «чума». См. комм, к И318 на МОР. Гл. 33. ПОПАЛ В ПЛЕН; в пер. здесь и ниже дертъ. Попал в плен (в Эдессе) и был подвергнут этой казни со стороны персидского царя Шапура имп. Валериан. И13 Гл. 34. КЛАВДИЙ – Клавдий II Готский. Гл. 36.1. О МАНИИ – в Тр. переделка-порча: о македонии . Гл. 41. В Тр. ·м· – утрата литеры а в номере главы. Гл. 41.1. ПОСЛЕ КОНСТАНЦИЯ – в Тр. по кост нтин ; такая же ошибка в гл 43. И14 Гл. 42.8. ИЗВИВАЛИСЬ – в Тр. зрима . В Син ко зрти има . Гл. 47. ПОСЛЕ ВАЛЕНТИНИАНА. Нужно: «одновременно с Валентинианом» (μετ + род.). Альтернативное значение предлога μετ см. И42, 285, 322, 343, 350, 366 и др. Валентиниан I Флавий – имп. на Западе Рим. империи (364–375), его брат Валент Иовиан – на Востоке (364–378). И15 Гл. 49. ПОСЛЕ ГРАЦИАНА. В этой главе 11 подглав, пронумерованных Истриным в исправление сбитой нумерации основного текста. Гл. 49.1. СИЛЬНО – в Тр. зл . Срезн предполагает порчу зло → зъло → зл . Впрочем, «зло» вполне годится для передачи высокой степени признака. To же на И73 9 . Гл. 49.2. ОТ ЕПИСКОПСТВА – Григорий Богослов отказался от епископства в Константинополе, когда арианство угрожало православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Например: Есть ли бы от меня заимодавец мой просил за долг заплаты: то я должен бы или платить, или признав мою немощь милости просить. Ежели бы я сказал, что я долг заплачу: то бы тем самым заимодавцову к себе милость пресек. А когда так, то нам как уже возможно будет закон исполнять, и оправдаться; когда в таком случае мы на свои силы принуждены будем надеяться? Ибо наши силы таковы, что ниже помыслить сами по себе что доброе можем ( 2Кор.3 ). Будучи бо рождены от поврежденного естества, добрых мудрствований, или к исполнению закона Божия довольных сил не получили. Кратко: " без веры, говорит Павел, Богу угодити не можно» ( Евр.11:6 ). А неотменно бы тогда без веры были, когда бы восхотели исполнением закона оправдаться: понеже веровать тут не что иное есть, как признав свою немощь к одной прибегать Божией милости, и просить, чтобы Он оставил долги наша. А сему неотменно надлежало быть так: ибо мы не только закон Божий худо хранили; но еще повседневно, или повсечасно новыми себя оскверняли грехами, которые Павел вычитывает к ( Рим.1:18 ), между прочим и до того дошли, что самого того позабыли, которому были должны чрез всю жизнь за свои грехи платить исполнением закона Его. И тогда-то закон, данный в живот, переменился в смерть и в проклятие, понеже " проклят тот, который не пребудет во всех писанных в книзе законней», как прекрасно учит Павел к ( Рим.7:9 ), и гл. 3. И сюда-то надлежит оная часто повторяемся Павлом речь: «никто же оправдится пред Богом от дел закона» ( Рим.3:20 ). Вопр. К чему бы все сие учение служило? Отв. К тому, чтоб нам, признавши свою немощь, какую мы имеем к своему оправданию, узнать, сколько-то надобен Ходатай, который бы нас с Богом примирил: понеже когда мы сами заплатить или оправдаться не можем, а в пагубу отходить страшно; то надобно, чтоб кто хотя вместо нас то Богу, как бы мы сами, заплатил. Вопр. На что другому кому вместо нас платить? Разве Бог по одной своей милости без всякого ходатая или удовлетворителя нас не может спасти? Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

4. Для того, чтобы мы могли усвоить себе заслуги нашего Спасителя и, действительно, освятились, Он – 1) основал на земле благодатное царство свое, Церковь , как живое орудие, чрез которое совершает наше освящение; 2) сообщает нам в Церкви и чрез Церковь благодать Духа Святого, как силу, освящающую нас; и 3) учредил в Церкви таинства, как средства, чрез которые сообщается нам благодать Св. Духа. 428 Εδες τ κεφλαιον ημν τς σωτηρας τον αγιασμν; αγιασμς εν μ γνηται, ουδ τ μυστριον τελεται. Severian. de mund. creat, orat. II, n. 6 (apud Chrysost. T. VI, p. 453, ed. Montfauc.). Cfr. Oecumen. in Epist. ad Thess. 1, c. III, vers. 13. 432 Epist. ad Serapion. 1, n. 30. Такая же мысль выражается и в церковных песнях, например, следующей: «Едина благодать Отца, Сына же и Духа совершающая, даром желающыя верно божественнаго крещения, сыноположения восприемшия власть, еже вопити: Боже, благословен еси» (Мин. за Генв. лист. 44 на обор., Москва 1837). 433 Васил. вел. о Св. Духе гл. 16, в Тв. св. Отц. VII, 287: «Из того, что Апостол упомянул здесь ( 1Кор. 12, 4–6. 11 ) во-первых, о Духе, во-вторых, о Сыне, и, в третьих, о Боге и Отце, вовсе не должно заключать, что у него извращен порядок. Апостол за начало принял отношение к нам; потому что мы, приемлющие дар, прежде всего обращаем мысль к раздающему, потом представляем себе посылающего, а потом возводим помышление к Источнику и Вине благ». 434 Αγιζει γρ δ ατο τ γιζεσθαι πεφυκος κα πατρ (Cyrill. Alex. contr. Julian. lib. 1). Так же учили: Васил. вел. (o Св. Духе гл. 9. 16), Афанасий вел. (contr. Arian. orat. 11, n. 18), Евсевий (in Ps. XXXII, 6 ) и др. 435 «Дух Святый именуется Христом и Господом; потому что, говорит Апостол: аще же кто духа Христова не имать, сей несть егов, аще же Христос в вас обитает ( Рим. 8, 9. 10 ), давая сим разуметь, что обитание Духа есть обитание Христа» (Вас. вел. против Евном. кн. V, в Тв. св. Отц. VII, 191). 436 «Тварь не освящает твари, но все освящается единым Святым, который говорит о Себе: аз свящу себе ( Иоан. 17, 19 ). Освящает же Он чрез Духа. Посему Дух не тварь, но образ святости Божией и источник святыни для всех. Мы призваны во святыни Духа, как учит Апостол ( 2Сол. 2, 13 ). Он нас обновляет, и снова творит образами Божиими» (Вас. вел. тем же стр. 192). Cfr. Cyrill. Alex. in Jes. lib. IV, or. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

8–9. Не должно полагаться на заслуги предков и приписывать себе добрые дела их ( Иак.2:21 ). Не спасут нас и праведники, если мы сами не желаем себе спасения ( Иак.2:25 ). 9. Кто хвалится возлюбленным от Бога Авраамом, и называет его своим отцем, тот должен делать и дела Авраамовы ( Ин.8:39 ). Ибо сын должен подражать доброму отцу. 10. На сухое и бесплодное дерево готовы топор и огонь; а для нераскаянного грешника смерть и ад (24, 28). 11. Как огонь сожигает вещество, и очищает от примесей серебро и золото: так благодать Христова или благодать Духа Святаго очищает наше сердце от страстей, и истребляет их нечистоту. Священник совершает над нами обряд крещения, а Бог в крещении дает нам силу обновления ( Ин.1:26 ; Еф.5:26 ). Сила не в Таинствах, но в Том, Кто установил Таинства ( Мф.28:19 ). 12. Праведники – очищенная от плевы пшеница; а грешники – солома, обреченная на сожжение. 14–15. Крещение Господа нашего И. Христа от Иоанна показывает глубокое смирение Сына Божия. По определению и вечному совету Божию Господу Иисусу Христу надлежало креститься от Иоанна, дабы сообщить Таинству Крещения невидимую благодать ( Деян.1:5 сл.) Духа Святаго ( Мф.3:16 ). 16. Иисус Христос освятил Своим крещением воду ( Евр.2:11 сл.), и даровал ей силу обновлять ( Рим.6:4 ) крещаемых посредством слова Божия (Еф.5:26): если кто не родится от воды и Духа; то не может войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Небеса отверсты только для новой во Христе твари ( Ин.3:5 ), и Дух Божий снисходит только на верующих во Христа ( Деян.19:5, 6 ), и запечатлевающих свою веру крещением ( Деян.8:16, 17 ). 16–17. Как при крещении Иисуса Христа Бог благоволил открыться нам по существу во Святой Троице: то и наше крещение совершается по сему во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Гл. 4. Ст. 1. Желание безмолствовать в уединении и беседовать с Богом есть действие Духа Святаго ( Лк.4:1 ). Алчба и жажда ( Ин.4:7 ) есть прирожденное свойство нашего тела (6, 11): без пищи и пития оно не может обойтись. 4. В человеке две жизни – естественная, общая со всеми животными, и духовная, приближающая нас к Ангелам и Творцу всего сотворенного. А посему и в Писании сказано: не от хлеба единого жив будет человек, но от всякого слова (заповеди), исходящего из уст Божиих ( Втор.8:3 – 2Тим.3:16–17 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

С понятием Дня Господня связана ветхозаветная эсхатология (Ис 2. 12; Ам 5. 18). Пророки говорят о нем как о последнем дне (Ис 2. 2; Дан 11. 40; 12. 4), дне окончательного суда над людьми (Дан 12. 1; Иоиль 3. 1-16), после чего настанут новые отношения человека с Богом (Ис 11. 1-9; Ос 2. 18-23; Иоиль 3. 17-21). Бог, т. о., направляет к одной цели и космическое В., и человеческую историю (историческое В.). Представление о продолжительности Дня Господня в тысячу лет (Пс 89. 5) лежит в основании иудейского и христ. хилиазма . Скорее как исключение для ВЗ в кн. Екклесиаст заостряется внимание на циклическом временном порядке («что было, то и будет» - Еккл 1. 9), его бесцельности («все суета!» - Еккл 1. 2) и случайности («не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех...» - Еккл 9. 11). II. Тексты НЗ также не предоставляют к.-л. отвлеченных теоретических рассуждений о В. В разных контекстах греч. слова χρνος, καιρς обозначают гл. обр. промежуток В. (Мк 2. 19; Лк 18. 4; Деян 1. 21; Рим 7. 1; 1 Кор 7. 39 и мн. др.) или срок (Мф 2. 7; 21. 34, 41; 26. 18; Мк 1. 15; Лк 4. 13; Деян 1. 7 и др.), употребляются в риторическом смысле (Евр 11. 32). В НЗ находят подтверждение и развитие положения о том, что: 1) В. есть творение Божие, Бог Творец трансцендентен по отношению ко В. Если для человеческого восприятия Божии обетования разворачиваются во В.: «по долгом времени» (Мф 25. 19) или через «малое время» (Откр 6. 11), то для Бога нет течения В., у Него «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр 3. 8). Промысел Божий не зависит от В. и свершается неукоснительно: «...грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10. 37; ср.: Авв 2. 3); 2) В. целенаправленно и является неотъемлемой составляющей Божия Промысла о спасении человека. В Воплощении предвечный трансцендентный Бог непостижимо, но реально входит в человеческую историю. Богочеловек полностью участвует в человеческом опыте В.: Иисус Христос родился «во дни царя Ирода» (Мф 2. 1; ср.: Лк 1.

http://pravenc.ru/text/155438.html

гл. 16) и который, стоя на горе, не может укрыться ( Мф. 5 ): и всех, которые прежде были связаны узами демонов, Он отпустит на свободу, не за выкуп и не за дары, ибо вы даром спасены, так как апостолы слушали и исполняли [заповеданное]: туне приясте, туне дадите ( Мф. 10:8 ). Некоторые относят это к Зоровавелю, который вывел пленных из Вавилона и построил город и выстроил храм, как пророчествовали Аггей и Захария и говорили: руце Зоровавелевы основаша храм сей и руце его совершат его ( Зах. 4:9 ). Но мы правильнее и ближе к истине говорим, что Кир и не построил города, который впоследствии был выстроен при Неемии, и не все были прямы пути его, которому выше было сказано: Я принял и препоясал тебя, но ты не познал Меня , и что все то, что говорится, не соответствует положению Зоровавеля, который находился в зависимости и под властию мидян и персов. Ибо Зоровавель и не построил город, и не отпустил пленных и не может быть назван царем, так как он, живя под властию других царей, не имел этого имени. Но что имели в виду Семьдесят, которые в начале этого отдела перевели: Что лучшее Я устроил, нежели глину горшечника? Не будет ли пашущий пахать землю? Этого я не в состоянии знать, – разве только последовать изданию Феодотиона, который вместо этого поставил: горе тому, кто препирается с Создателем своим, паша пашущих землю , то есть раня чрез покаяние сердца людей и, подобно бороздам, подкапывая и опрокидывая их. Но и это объяснение нелепо. Далее, о том, что горшечником, то есть Творцом нашим и Создателем называется Бог, говорит и апостол Павел в послании к Римлянам: еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако? Или не имам власти скуделник на брении, от тогожде смешения сотворите ов убо сосуд в честь, ов же не в честь ( Рим. 9:20–21 )? И более подробно пишется у Иеремии, который между прочим сообщает: И снидох в дом скуделнич, и се той творяше дело на каменех. И разбися сосуд, егоже той творяше от глины руками своими: и паки той сотвори из него иный сосуд, якоже угодно во очию его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010