2004. C. 92-110). Возможно, в поздневизант. время составлено анонимное Житие (Meteor. Metamorph. 382, XV в.- BHG, N 1349b). Особняком стоит апокрифическое Житие Н., т. н. Хождения Николая (Periodoi Nikolaou), сохранившиеся в нескольких редакциях (BHG, N 1349с-к). Согласно этому тексту, оформленному как панегирик, с 5-го года жизни Н. посвятил себя аскезе, так что ему являлись Св. Дух и ангелы (гл. 2); в 14 лет он оставил свой город и 3 года исцелял больных и бесноватых в окрестностях Кесарии Филипповой (гл. 3); во время римско-персид. войны Н. явился в облаке на поле боя и помог римлянам (главы 4-5); затем год (или 7 лет) и 9 месяцев он пребывал в сир. Армении, откуда ушел в Апамею, где невидимым оставался 100 дней в храме арх. Михаила и исцелил от нечистого духа девочку (главы 6-8); оттуда отплыл на Кипр, исцелил 45 бесноватых при помощи помазания и омовения (главы 9-10); из Антиохии Н. направился в Иерусалим и Рим, победив по дороге беса (главы 11-12); торжественно встреченный папой, он остался в Риме на 4 месяца (гл. 13), а оттуда ушел через Египет в Заиорданье, где провел 5 лет в строгом подвиге (гл. 14); в Ассирии Н. освободил от беса сына градоправителя Насараха (гл. 16); пройдя через М. Азию, Аравию и острова, Н. достиг Мир, исцеляя больных и бесноватых и уже при жизни распространяя ощутимое издали благоухание (гл. 17); ему навстречу вышел патриарх, он поставил Н. главой всей Ликии (гл. 18); умирая, Н. увидел арх. Михаила и ангелов и обратил к Богу долгую молитву за своих почитателей (главы 19-20); душу Н. забрали на небо ангелы, а тело погребли жители Мир (главы 21-22). Этот народный текст ориентируется в т. ч. на апокрифические акты. Первые энкомии Н. появляются еще до IX в.: это тексты, приписываемые Проклу К-польскому (BHG, N 1364с) (к-рый, судя по тексту, был знаком только с «Деянием о стратилатах», но это не может свидетельствовать о том, что энкомий действительно принадлежит Проклу, как считает Дж. Чоффари - Cioffari. 1987. P. 20-21)) и Андрею Критскому (BHG, N 1362; перечисляет Деяния Н., бытовавшие в Мирах); от последнего полностью зависит анонимное Похвальное слово (BHG, N 1364f), сохранившееся в единственном списке XIV в.; 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Содержание I. Петр и благовествование иудеям в Иерусалиме, Иудее и Самарии (1,1 12,24) А. Наставления, полученные от Иисуса, и ожидание Духа Святого (гл. 1) Б. Возникновение Церкви (гл. 2–7) 1 . Сошествие Духа Святого и первая проповедь Петра (2,1–41) 2 . Общение верующих (2,42–47) 3 . Исцеление нищего и вторая проповедь Петра (гл. 3) 4 . Преследование со стороны синедриона (4,1–31) 5 . Общинная жизнь и церковная дисциплина (4,32 5,11) 6 . Дальнейшие преследования со стороны синедриона (5,12–42) 7 . Избрание семи диаконов (6,1–7) 8 . Гонения и смерть Стефана (6,8 7,60) В. Преследуемая Церковь рассеивается и несет Евангелие по Иудее и Самарии (гл. 8) 1 . Филипп проповедует в Самарии и обращает ефиопского вельможу (гл. 8) 2 . Обращение Савла (9,1–31) 3 . Проповедь Петра в Лидде и Иоппии (9,32–43) 4 . Проповедь Петра Корнилию в Кесарии; излияние Духа Святого на язычников (10,1 11,18) 5 . Церковь в Антиохии Сирийской (11,19–30) 6 . Преследование Церкви Иродом Агриппой I и его смерть (12,1–24) II. Павел и благовествование язычникам (12,25 28,31) А. Первое миссионерское путешествие Павла, распространение евангелия на Кипре и в Малой Азии (12,25 14,28) 1 . Иерусалимский собор (15,1–35) 2 . Второе миссионерское путешествие Павла снова Малая Азия, затем Европа (15,36 18,22) 3 . Третье миссионерское путешествие Павла и вновь Малая Азия, затем Македония и Греция (18,23 21,16) 4 . Арест Павла, суд над ним и заключение в Палестине (21,17 26,32) 5 . Путешествие в Рим (27,1 28,16) 6 . Проповедь Павла в Риме в течение двух лет (28,17–31) Глава 1 1 Первую книгу. Букв.: «предыдущий отчет», т.е. Евангелие от Луки, на что, в частности, указывает повторное упоминание Феофила ( Лк. 1,3 ). о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Дела и слова Иисуса, записанные Лукой в его Евангелии. 1 вознесся. Лк. 24,50–52 указывает место, где произошло вознесение: селение Вифания (на восточном склоне Елеонской горы, к востоку от Иерусалима). дав Святым Духом повеления. Общаясь с апостолами после воскресения, Иисус Духом Святым уверил их в реальности Своего воскресения (Ин., гл. 20; 21) и в том, что Он истинно Мессия ( Лк. 24,44–49 ), передал им дары Духа Святого ( Ин. 20,22.23 ), показал, что воскрес в теле, физически ( Лк. 24,37–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иисус Христос вознесся на небо и ниспослал Духа Святого на Своих учеников, давая этим самым им власть созидать Его церковь на земле, пасти и наставлять ее в духе истины. Когда в день Пятидесятницы, люди, обращенные ко Христу вдохновленною речью апостола Петра, стали спрашивать: «люди и братья, что нам делать», то замечательно, что в ответе, который был дан апостолом Петром, не от себя, но по внушению Св. Духа, снова указано крещение водою: «покайтеся, и да крестится каждый из вас ( Деян.2:38 )». Здесь было положено начало церкви Христовой на земле. Отсюда начинается новая эпоха в истории божественного домостроительства нашего спасения, новый завет между Богом и людьми. Плоды искупительных заслуг Господа нашего Иисуса Христа не ограничиваются одним каким-нибудь народом, но о них должно было проповедывать всем людям, чтобы всех привести к вере во Христа. Для этой цели Господу угодно было воздвигнуть нового, великого апостола христианской проповеди – Савла Тарсянина. Он был обращен чудесным видением Господа Иисуса Христа. Когда он в трепете и ужасе спросил: «Господи, что повелишь мне «делать», – то, получил, в ответ: «встань и иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» ( Деян.9:6 ). И снова вода и крещение. Тому, кто так ревностно впоследствии, по повелению Бога, ратовал за свободу язычников, свободу от ветхозаветного обрядового закона ( Рим.7–8 ; Кол.2:15–23 и др.), было повелено: «встань, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господне» ( Деян.22:16 ). В своих посланиях апостол Павел дает схему христианского учения. Так, напр., послание его к Римлянам представляет собой очерк спасения человека, одинаково замечательный как по богатству содержания, так и по глубине мысли. В начале послания (гл. гл. 1–5) апостол Павел рассматривает спасение человека, как дело благости и милосердия Божия, далее (гл. гл. 8–11), как предвечное определение Божие и, наконец, (гл. гл. 12–14) говорит о христианской любви и благочестии. Но в центре этой схемы ап. Павел поставляет крещение и соединенную с ним божественную благодать, и он делает это с той весьма важной практической целью, чтобы удержать христиан от пагубных для них злоупотреблений божественной благодатью, подаваемой преизобильно и даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

А с другой стороны, это же объяснение обнаруживает, устами самих Апостолов обрезания, как отсутствие всякой солидарности их с понятиями их выходцев, прикрывающихся их именем и авторитетом, так и полную солидарность их с Апостолом языков. Отнюдь не колеблемую фактом раздельности областей их деятельности, как вполне обусловленной нарочитыми изображением и послушничеством божественными и таким же содействием каждому из них в своей области: одним у обрезанных, а другому у необрезанных, у язычников. Обо всём этом см. ( Деян.15 гл.); ( 1Кор.15:11 ) и др.; ( Гал.2 гл.) и др. В то же время и тут же выясняется и то, что согласие у них вовсе не определяется лицами и их значением, что пред истиной личность ничего не значит, как бы она ни была высоко поставлена в церкви и в каких бы взаимно-дружеских отношениях она ни стояла к лицу, имеющему высказать истину. Что связью наоборот служит только эта сама истина, этот принцип, подтверждаемый божественными указаниями, а потому и ссылки, для подтверждения какой бы то ни было истины, делаются и должны делаться не на лицо и его авторитет, а на эти божественные указания. ( Гал.1:8, 2:6–9 ), речи Симона Петра на соборе в ( Деян.15 гл.); указания Павла на успехи своей миссии и на другие божественные засвидетельствования её, при посещениях Иерусалимской церкви, в Деянии же и под.). 4 . Наконец, Апостолу языков и после этих общецерковных объяснений и признаний его апостольства и христианского учения Двенадцатью, и не раз ещё, приходилось считаться с обвинениями себя в анимизме, в забвении и якобы презрении «закона святого, и заповеди святой, и праведной, и доброй» ( Рим.6–7:13 ). Приходилось доказывать, что «вера» сама в себе носит смерть всякого анимизма, всякого греха, что «вера без дел» закона не одно и то же, что вера бесплодная и мёртвая, лишённая доброй деятельности, что в этой «вере» и лежит жизнь, полная всякого добра ( Рим.6–7 гл.); ( Рим.3:27–31 ) и пр. К такой же защите Павловой «веры без дел» вынуждались всегда и все последующие христианские поколения и их руководители – отцы и учители церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Не ко всем телесным потомкам Израиля относятся данные этому патриарху обетования. Апостол говорит раньше об Израиле, чем об Аврааме, вероятно, потому, что к этому побудило его то, что он уже (в 4-м стихе) поставил первым преимуществом еврейского народа его наименование Израильтянами. Рим.9:7 .  и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. Правильнее этот стих нужно перевести так: «и если они (т. е. израильтяне) суть «семя Авраама», то это не значит еще что они «чада». Это выражение чада ( τκνα) имеет здесь, несомненно, особенный смысл: оно значит чад Божьих (ср. Рим.8:16 ), т. е. наследников божественных обетований. За такое понимание говорит и следующий, 8-й стих ( «дети Божии»). – «В Исааке…». Только при взгляде на Исаака всякий скажет: «вот потомок Авраама!» Будут и другие потомки у Авраама через Измаила и других сыновей, – но они не будут всеми признаваться, как истинные его чада. Рим.9:8 .  То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. «Дети обетования», т. е. рожденные в силу Божественного обетования ( Гал 4:23 ), как Исаак, который был рожден в то время, когда его родители, по естественному порядку, не могли иметь детей ( Рим 4:19 ). «Сила обетования породила дитя» (Иоанн Злат.). – «Признаются» – конечно, Богом. – «За семя», т. е. за истинное потомство Авраама, обладающее известными правами. Рим.9:9 .  А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. Общее положение, высказанное в 8-м ст., Апостол основывает на известном частном историческом событии, описанном в XVIII-й гл. кн. Бытия. – «В это же время», – т. е. через год, или: около этого же времени в следующем году. – «Будет сын». Это предсказание о рождении Саррою ребенка, а именно сына, было доказательством того, что Исаак, действительно, был рожден по действию особой силы. Рим.9:10 .  И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Еще более подтверждает мысль о независимости получения спасения от телесного происхождения история сыновей Ревекки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но именно от этого нас оберегает апостол Павел в Послании к Римлянам, когда говорит, что христианская праведность – в вере, а не от дел закона. «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9: 31–32); «Ибо… усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10: 3–4). В подобных выражениях апостол Павел проводит разницу между праведностью от исполнения законов и праведностью Божией, которая ведет человека к святости. Бог – свят и пребывает в святости, Он – Творец мира и земли, Святой, Вседержитель (см.: Иез. 38: 23; Откр. 4: 8). Он посылает на землю Своего Святого Сына (см.: Лк. 1: 35), а затем и Святого Духа, чтобы человек через причастие к святости Бога восстановил в себе Образ Божий, первозданную нетленную природу. Это возможно только при помощи Благодати Божией, которая дает возможность людям с чистым сердцем видеть Бога, Его истинные небесные законы. Апостол Павел обращает наше внимание на то, что мы спасены благодатью через веру, и это не от нас, но – Божий дар (см.: Еф. 2: 8): «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2: 4–5). Для человека, который ищет праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера Поэтому для человека, который ищет устойчивости в жизни, праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера в Бога, которая, став ключевой точкой опоры, помогает приобрести ту Благодать, творческую энергию и свет, который, просвещая ум и сердце, делает из рядового законопослушного лица святого мужа и пророка. Пусть же Господь Светов просветит наши души и телеса, чтобы нам «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2), «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4), «служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6). Аминь. Блаж. Феофилакт Болгарский: «Справедливо подвергается тому и другому – глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий – молчанием». См.: Феофилакт Болгарский , блаженный. Благовестник. Т. 1. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 1. С. 32.

http://pravoslavie.ru/97141.html

Отсюда видно отношение добрых дел к вере. Добрые дела – и притом одни только они – делают ее спасительной. Эту мысль ясно выражают восточные патриархи, в исповедании веры которых слышен голос всего православного Востока. Вот слова их 8 : «Веруем, что человек оправдывается не просто одной верой, но верой, споспешествуемой любовью, т.е. через веру дела. Признаем совершенно нечестивой мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе; ибо вера в таком смысле могла бы приличествовать каждому, и не было бы ни одного неспасающагося, что, очевидно, ложно». И Апостол Иаков также говорит: «Кая польза, братия моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать: еда вера может спасти его» ( Иак.2:14 ), «от дел оправдается человек, а не от веры единыя» ( Иак.2:24 ). Итак, напрасно последователи Лютера и Кальвина, не выразумев учения Апостола Павла об оправдании, (первые – в послании его к Римлянам, гл. 3, ст. 28; последние – к Галатам, гл. 2, ст. 16), утверждают, что дела не имеют влияния на судьбу уверовавших во Христа Спасителя; что средством к оправданию нашему пред Богом служит одна только вера 9 . Если в крещении и покаянии человек примиряется с Богом или оправдывается одной только верой, то из этого еще не следует, что ему ничего уже более не нужно для спасения. Мы знаем, например, что человек рождается без всякого со своей стороны содействия; но кто решится утверждать, что ему для своего благосостояния и возрастания не нужно уже ни есть, ни пить, ни трудиться? Между тем протестанты с кальвинистами действительно так умствуют!... Вникая глубже в мысль Апостольского учения, мы находим, что, если Апостол Павел в опровержение иудействующих лжеучителей и говорит о бесполезности закона в христианстве ( Рим.3:20 ), то нельзя не видеть, что он имеет при этом в виду преимущественно закон внешних и обрядовых действий, из которых главнейшее было обрезание. Поэтому он более всего старается ослабить неумеренное уважение Иудеев к обрезанию, показывая, что и по их закону, при одной внешности, оно не имело никакой силы ( Рим.2:25 ; Гал.5:3 ); что вера Авраама вменилась ему в правду, еще до обрезания ( Рим.4:16 ); а в Христианской Церкви тем менее уместно различие между обрезанием и необрезанием ( Гал.5:6, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

4) Духовная жажда христианская, и кто может удовлетворить ее? Добрые качества Самарянки, за которые она удостоились беседы с Господом, – жажда спасения... Спаситель – неиссякаемый источник духовного питания. 5) Господи, ни почерпала имаши – Вера есть сосуд, которым почерпают воду жизни из источника живых вод – Господа ( Иер.17:13 ). Неделя о слепом (Евангелие от Иоанна, зач. 34, гл. 9, ст. 1–38; Апостольские Деяния, зач. 38, гл. 16, ст. 16–34). 1) Духовные слепцы. Духовная слепота тяжелее телесной. Духовные слепцы – все те, кто потерял солнце души Христа, кто не чувствует Его с собою, не с Ним вместе идет по пути жизни... Каждый из нас более или менее заражен духовною слепотою и более или менее упорно коснеет в ней, более или менее нуждается в исцелении... Лучи Евангелия – постоянное пребывание под ними – лучшее средство против болезней души. В то же время эти лучи – «маяк», указывающий нам путь... Христос нам путь. Он и свет на нашем пути ( Ин.8:12; 9:5; 12:6 ) Последуем за Христом. 2) Необходимость сострадания к слепым. Чем же можем помочь слепым? 3) Бедствия пред взором верующего в Промысл Божий. 4) Страдание и невинным попускается Промыслом Божием. 5) Явися нам, Боже ( Деян.16:16–34 ). 6) Побуждение родителей к праведной жизни ради своих детей и ради хорошего примера для них. Напоминание родителям о наследственной передаче грехов от родителей к детям и ответственность за них. 8) Не следует осуждать других (ст. 2, 34) за то только, что они родились с какими-либо недостатками, потому что мы все рождаемся по воле Божией ( Рим.9:9 ) и приходим в бытие не по будущим нашим делам, а по изволению Божию. 9) Бегайте гаданий и связанных с ними суеверий. Священное Писание не отвергает возможности волшебства ( 1Цар.28:7–9 ), но приписывает его действию дьявола (ст. 16–17). 10) Христианин никогда не должен унывать в постигающих его бедствиях, но ему следует, по примеру апостолов, о всем непрестанно благодарить Бога (ст. 25), и Господь никогда не покинет его без помощи (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Расхождения с сообщениями Евсевия Кесарийского и Руфина Аквилейского заключаются в обстоятельствах смерти Г. и Д. и в определении времени события. По тексту «Мученичества Инды и Домны» это произошло на 2-м году правления имп. Максимиана Галерия, т. е. в 307 г. Центральное место в повествовании отведено Д., Г. упомянут только 1 раз. Отсутствует он и в заключительном списке всех мучеников, о к-рых говорилось в тексте. Этот список в неск. измененном виде воспроизведен также в «Мученичестве Анфима» (пам. 3 сент.; BHG, N 134y-135c), приписываемом Симеону Метафрасту (BHG, N 135). Однако там отсутствуют имена Г. и Д. Свт. Димитрий Ростовский в переложении Метафрастова «Мученичества Анфима» добавил их имена в список, что стало основанием для внесения в календарь РПЦ памяти Г. и Д. под 3 сент. вместе со сщмч. Анфимом, но в более ранних греко-слав. памятниках их память приходится на 28 или 30 дек. (как исключение, еще на 3 дек.) и на 30 сент. Почитание в Западной Церкви В визант. источниках ничего не говорится о мощах Г. и Д., но к IX в. на Западе сформировалось мнение, что мощи Г. были перенесены из Никомидии в Рим и погребены на Лабиканской дороге, откуда с сер. VIII в. их частицы увозили в разные страны Европы, гл. обр. на север Франции и Германии. Впервые о перенесении мощей Г. в Рим сообщается в Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.), где под 9 сент. отмечена память не только Г., но и Д. Под 12 марта из всей дружины Никомидийских мучеников из Мартиролога блж. Иеронима оставлен только мч. Петр Никомидийский. В Мартирологе Адона Вьеннского под 9 сент. есть подробное сказание о Г. и Д., основанное на «Церковной истории» Евсевия Кесарийского в переводе Руфина Аквилейского, но сообщается, что их подвергли тем пыткам, к-рые перенес мч. Петр, видимо на основании текста Руфина Аквилейского. Говоря о перенесении мощей Г. в Рим, Адон Вьеннский допускает неточность, называя местом его погребения Латинскую дорогу. Он считает 9 сент. днем кончины мучеников, что опущено в Мартирологе Узуарда, к-рый во всем остальном следует за Адоном Вьеннским.

http://pravenc.ru/text/166185.html

Б. Праведность Божия даруется только в ответ на веру (гл. 10) В. Праведность Божия открывается в иудеях и язычниках (гл. 11) VII. Праведность Божия проявляется и выражается в жизни Его народа (12,1 15,13) А. В ответ на освящение (12,1.2) Б. В служении телу Христову (12,3–21) В. В реалиях политической и общественной жизни (гл. 13) Г. В единстве немощных и сильных (14,1 15,3) VIII. Намерения Павла и заключительные приветствия (15,14 16,27) А. Понимание Павлом своей задачи в служении (15,14–22) Б. Намерение Павла посетить Рим (15,23–33) В. Приветствия Павла римским христианам (16,1–16) Г. Предостережения против врагов и уверенность в их поражении (16,17–20) Д. Приветствие сотрудников Павла (16,21–24) Е. Заключительное славословие Богу (16,25–27) Глава 1 1 Павел. В древности письма начинались общепринятой формулой: «А приветствует Б» (см. Деян. 23,26 ). Употребив свое римское имя, Павел далее наполняет эту формулу христианским смыслом, заключенном в том, как он характеризует себя самого (ст. 1–6), и в стиле его приветствий (ст. 7,8). Апостол. Посланник, обладающий авторитетом пославшего его. Это звание применяется к двенадцати первым ученикам Христа и к Павлу свидетелям воскресшего Христа ( Деян. 1,22 ; 1Кор. 9,1; 15,7.8 ; Гал. 1,15.16 ), а также к посланникам, которые направлялись от лица церковных общин (16,7). к благовестию Божию. Бог источник и содержание проповеди. Здесь, как и в других местах послания, прослеживается учение о триединстве Божием (1,3.4; 5,1–5; 8,3.4.9–11,16.17; 14,17.18; 15,16.30). 1 которое Бог прежде обещал. Благовестие было провозглашено в виде обетований через ветхозаветных пророков. Апостолы изложили благовестие в соответствии с этой пророческой проповедью (14,24–26). 1:3–4 Здесь дано, скорее, описание двух этапов служения Спасителя, а не двух Его природ. Будучи Сыном Божиим, Он, тем не менее, произошел от семени Давидова, чтобы с нами разделить нашу немощь, но по духу святыни был преображен при воскресении и вступил в новый период Своего личного бытия ( 1Кор. 15,45 ; 2Кор. 13,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010