И действительно, народ негосударственный, рабское племя, этнографический материал и субстрат для симитов и иафетидов – таков жребий потомства Хама в исторических судьбах рода человеческого. Кто не увидит в благословении патриарха Ноя, в его боговдохновенных словах о судьбе потомства его сыновей, как бы начертание и определение в общем исторических судеб всего человеческого рода? «Проследя мыслию жизнь потомков Ноя, – говорит в своей Священной Летописи Властов, – мы не можем не указать на выполнение этого предсказания даже до наших времен. Да вселится Иафет «в шатрах Симовых» – указывает на постепенное овладение иафетидами всей землей. Особенное назначение – хранить память Бога истинного кончилось с пришествием Мессии; основанные ими государства рушились; индоевропейское племя иафетидов, разослав свои семьи из Арии по всему миру, везде основало прочные оседлости и развило те семена гражданственности и те понятия о быте семейном и общественном, которые как-бы таились в арийцах до той минуты, когда внешние обстоятельства позволили развить их» (Свящ. Лет. Власт. 1. 114). Относительное благоустройство семейной жизни, живые семена гражданственности, возможной исключительно на основе закона и справедливости, великое духовное наследство в царстве Мессии, обусловливаемое, без сомнения, сохранением верности духовно-нравственным началам в естественном состоянии – вот те основы, которые дадут всемирное и, по-видимому, неограниченное временем значение потомству Иафета. «Германцы, Литва, славяне и другие их соплеменники, – говорит Буслаев, – вышедшие из общей арийской родины с племенами Индии, Персии и других, вынесли с собою в Европу зародыши понятий о благоустроенном быте семейном и общественном, основанном на земледельческой оседлости, руководимом законом высшей правды» (Рус. богат, эпос. гл. 9). Без сохранения в глубине народного духа этой «высшей правды», дававшей собой направление в устройстве семейной и общественной жизни, мировое значение иафетидов не могло бы иметь места. Потомки Иафета велики в будущем потому, что в своем прошедшем не вполне оскудевали от нравственной жизни и сохранили себя в естественном добре настолько, что благодатное добро в царстве Мессии найшло в них сродное себе восприятие и должную отзывчивость: Бог Сима – Творец и Спаситель был всегда искомым, желаемым и предощущаемым Богом иафетидов. Таким образом, высшая правда жизни, т.е. хранение в себе нравственных основ и устройство жизни на нравственных началах с признанием их абсолютного характера во имя Верховного Существа, имела венчаться в потомстве Иафета приобщением этого потомства к высочайшей и совершеннейшей правде Божией, правде, «яже от веры» ( Рим.9:30 ), дар которой приемлюще по слову Св. Писания, в жизни воцарится «единем Иисусом Христом» ( Рим.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Рим.14:14:17–20 . «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто... Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе... Ради пищи не разрушай дела Божия: всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Объясн. Ни мясо, ни вино не бывают никогда сами по себе нечистыми, какими считали их некоторые иудеи (из секты ессеев особенно), посему не могут сами по себе осквернить вкушающего; по словам Самого Христа, не входящее в уста сквернит человека: Мф.15:11 ; но пищей человек может оскверниться тогда, когда будет принимать её до пресыщения: Лк.6:25 ; Ис.5:11 , и на соблазн: 1Кор.8:13 ; Рим.14:21 , или когда принимается пища без разбору в дни, установленные Церковью для поста: Мф.18:17:9:15 . Из слов апостола (ст.17–21) видно, что некоторые, хвалясь свободой и пользуясь отсутствием церковных установлений о посте, ели всё, ели и то, что другие считали запрещённым и нечистым, и этим отталкивали от себя и даже от Церкви. Апостол наставляет таких, чтобы они не огорчали своих братьев: ст.15, не подавали повода хулить свою веру: ст.16, не разрушали дела Божия (единства Церкви): ст.20, не ели на соблазн другим (ст.20), не соблазняли братьев: ст.21. Во всём этом прямое обличение тех, кто отвергает и явно нарушает посты, которые являются не остатком от иудейства, а многовековым установлением Церкви Христовой: Мф.6:16–18 (Постанов. Апост. кн. 5, гл. 20). 1Кор.7:5 . «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Объясн. Этот стих 5-й указывает на пост, не как на всегдашнюю и обычную умеренность, не как на совершенное лишение того, что обыкновенно считается дозволенным и законным; указывается на пост, как – на известное время, более или менее продолжительное и предназначенное для особенного воздержания и усиленной молитвы: Деян.13:2–3:27:9 ; Зах.8:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Климент: ν πματι πομεν (одним питьем мы напоились); во многих минускульн. πμα ποτσθημεν ες ν πνεμα (напоены одним питием в одного Духа); L – ες ν πνεμα φωτσθημεν (просвешены в одного Духа); А – ν σμα σμεν (мы – одно тело). Слово «ибо» ст. 12-го поставляет его в ближайшее отношение к ст. 11. Слово «как» (καθπερ), или одно, или в соединении с «и», употребляется исключительно одним ап. Павлом из всех новоз. писателей и служит у него иногда введением к какому-нибудь сравнению 159 , обозначая, что взятые предметы по своей природе весьма удобны для сравнения (Элликотт). Отсюда можно заключить, что с 12 стиха начинается сравнение, которое чрез «ибо» поставляется в зависимость от предыдущего. Спрашивается: что же с чем сравнивается? Кажется, не уклонимся от истины, если скажем, что сравнивается духовный организм с телесным, распределение и функции даров в христианском обществе – с распределением и функциями членов в человеческом теле. Переход от рассуждений о духе, оживляющем тело, к рассуждениям о самом теле, которое представляется жилищем духа, – естествен. Дух и тело находятся во взаимном общение и взаимодействии. Внешние физические образы служат в Новом Завете во многих случаях к раскрытию величайших духовных истин. Так и у апостола, тело с его членами служит для раскрытия духовных отношений, в которых должны находиться члены Церкви, снабженные различными дарами, между собою. Сравнение в 1Кор. 12:12 и след., как уже было сказано, весьма сходно с Римл. 12:4 и след. Можно даже сказать, что апостол в том и другом случае мыслит совершенно одинаково и употребляет весьма сходные выражения, в чем легко убедиться каждому, если он потрудится просмотреть греческий текст. В послании к Римлянам, с 12 главы, начинается практический отдел послания. Здесь апостол преподает разные наставления, основанные на преподанном им раньше учении. Милосердием Божиим он умоляет римских христиан представлять их тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу, не сообразоваться с веком сим, и затем раскрывает эту общую мысль частнее, приглашая христиан не думать о себе более, нежели должно думать, но думать скромно, по мере веры, какую Бог уделил им. После этого следует сравнение, цель которого очевидна – побуждение христиан к скромности. Потому что как в теле мы имеем много членов, но у всех этих членов не одинаковое дело или деятельность, так и мы все в совокупности составляем одно тело во Христе, а в отдельности из нас каждый есть член общества (друг друга), имеющий по дарованной нам благодати различные дары. Такое же увещание предполагается в 1Кор. 12:12 и след. и для коринфян. Различие членов тела в послании к Римлянам служит образом различия духовных дарований. Увещание употреблять свои дары на пользу ближних сменяется краткою речью о любви ( Рим. 12:9 ; cp. 1Кор. 13 гл.). Только в послании к Рим. все эти мысли, развитые в 12–14 главах 1 Кор., выражены в самом сжатом виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Кто же эти израильтяне, если они не необходимо и не исключительно израильтяне по плоти? Так как запечатление избранных предуказывает скорое наступление конечных событий мира и так как из послания к Рим. 11:25–26 мы узнаем, что второе пришествие Господа будет не прежде, чем совершится общее обращение израильского народа в христианство, то некоторые толкователи 448 , принимая также во внимание Ис. 54 и 66 гл. и Дан. 12:1 , заключают, что под запечатлением 144 т. нужно понимать обращение евреев в христианство общею массою в последнее время. «Ограниченное число в 144 т. взято в отличие от тех евреев, которые будут обращаться в христианство в продолжение всего времени христианской истории» 449 . Но запечатление не может быть приравнено к принятию христианства, ибо печать налагается на тех, кто уже рабы Божии (ст. 3); неверующие же евреи не могут быть названы этим именем. Эвальд дает свое объяснение и говорит, что под 144 т. запечатленных нужно понимать тех христиан, которые, будучи истинными христианами, подобно св. Иоанну, будут соблюдать еврейские обрядовые законы, налагающие (на них) особенную печать – характер жизни. Но и в этом чисто человеческом поступке нет ничего, напоминающего печать живого Бога, приносимую и налагаемую особенным небесным посланником. Однако, было бы несправедливым не принимать во внимание наименование запечатленных «израильтянами» и видеть в них «избранных и совершенных христиан последнего времени, которые в своем сердце будут верными слугами Божиими, будут известны с этой стороны безбожным и останутся таковыми среди скорбей того времени» 450 . Нельзя также, подобно другим толкователям 451 , под запечатленными разуметь совершенных и избранных исключительно из обратившихся израильтян, – за что же им такое предпочтение? ( Кол. 3:11 ). Поэтому, оставаясь верными тексту 4 ст. и общему смыслу выражений свящ. Писания об истинном Израиле, лучше всего, по нашему мнению, под запечатленными разуметь совершенно верующих последнего времени, которые достигнут высшего совершенства и одухотворенности после общего обращения в христианство израильтян, – тогда, когда и Израиль по плоти и Израиль по духу составят единое стадо Христово ( Ин. 10:16 ). Таким образом, запечатленные ангелом суть совершеннейшие из христиан последнего времени, избранный народ Божий, – тот самый, о котором упоминал Спаситель в Своей эсхатологической речи ( Мф. 24:22 ). Появление в конце мира этих избранных предполагал и ап. Павел, когда в пророческом восторге предвозвещал те духовные блага, которые произойдут для Церкви, вследствие общего обращения израильского народа в христианство ( Рим. 11:12–15 ). Видение прославленных пред престолом (7:9–17)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Теперь, в христианстве, закон Моисеев нам не нужен, во-первых, потому что им никто не оправдался пред заповедями Божиими и никто при его помощи не достиг совершенства. Напротив, израильтяне, не будучи в силах исполнить постановления Моисеева закона, навлекли на себя проклятие этого закона ( Гал. 3 гл.); во-вторых, мы, христиане, говорят адвентисты, уже не под законом, а под благодатию Христовой ( Рим. 6: 14 ), и Христос не только искупил нас от клятвы Моисеева закона ( Гал. 3:13 ), но и освободил нас Своею смертью от самого закона ( Рим. 7:6 ). Заповедь о субботе, как находящаяся в законе Божием и начертанная на каменных скрижалях Самим Богом, поэтому, утверждают адвентисты, имеет характер закона вечного и непреложного. Она не только должна быть соблюдаема во все время существования человека на земле, но, согласно пророчеству Исаии, «когда проклятие будет уничтожено и земля обновится, спасенные народы вечно будут праздновать, во славу своего Искупителя, субботу, день Его покоя и на новой земле» ( Ис. 66:22–23 ) 8 . Переходя, далее, к доказательствам из Священного Писания Нового Завета в пользу необходимости соблюдения субботы, как дня покоя и празднования, адвентисты приводят, слова евангелиста Луки: «и пришел в Назарет, где быль воспитан и вошел по обыкновенно Своему в день субботний в синагогу и встал читать... И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» ( Лк. 4:16,31 ). Итак, заключают отсюда адвентисты, у Христа было обычаем, где бы он ни был, входить в синагогу в субботу и там проповедовать благовествованные народу. Христос всегда сохранял Закон Божий во всей его полноте и как учением Своим, так и жизнью показывал, как свято Он чтил его. И дабы воспрепятствовать кому либо верить или учить, что Он пришел отменить закон, Христос сказал: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить 9 (Мф. 6:17). Итак, продолжают адвентисты, Христос пришел не для того, чтобы переменить Закон Божий, но чтобы исполнить или сохранить его.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

2 Не богатые ли притесняют вас. Богатые используют политическое принуждение и власть закона для угнетения бедных. Кроме того, в плане своего спасения богатым часто свойственно чрезмерно уповать на свое богатство и власть, а не на совершенное Христом искупление. 2 закон царский. Высший Закон Бога. возлюби ближнего твоего. Иаков считает «взирание на лица» грехом, поскольку этим нарушается важнейшая заповедь ( Лев. 19,18 ; Мф. 22,36–39 ), и поступающий так становится нарушителем закона. 2 соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь. Этот текст не следует воспринимать как отрицание библейского учения о различных степенях зла. Одни грехи бывают неизмеримо ужаснее и отвратительнее других. Тем не менее, даже самый, казалось бы, маленький грех содержит в себе вражду против Бога. Согрешение в чем-либо одном все равно является грехом против закона и, следовательно, против Законодателя. Подобно Иисусу, Иаков предостерегает против поверхностного отношения к Закону Божию ( Мф. 5,17–20 ). 2 суд без милости не оказавшему милости. Ср. Зах. 7,9 ; Мф. 5,7; 6,15; 18,21–35 . Хотя Бог не обязан проявлять милость, по произволению Своему Он дарует ее тем, кому пожелает (Рим., гл. 9). При этом, по Закону Его и людям предписано смягчать правосудие милостью. Бог предупреждает, что если мы не будем милостивы, то не получим милости и от Него. 2 может ли эта вера спасти его. С этого стиха начинается обсуждение чрезвычайно важного вопроса о соотношении между верою и делами. Собственно говоря, речь идет о том, какая вера является спасительной. Вопрос Иакова риторичен, поскольку ясно, что ответ на него отрицателен. Вера, не подкрепленная делами, спасительной считаться не может. Новый Завет не учит об оправдании лишь на основании исповедания своей веры; он говорит о необходимости наличия веры истинной. 2:15–16 Здесь говорится о «вере», основанной лишь на словах и не засвидетельствованной конкретными проявлениями. 2 вера ... мертва сама по себе. Когда Лютер и другие вожди Реформации настаивали на формуле «Оправдание только верою» (Sola fide), они имели в виду, что главное для оправдания упование только на заслуги Христа. Слово «только» не следует понимать в том смысле, что все сводится к одной вере (без каких-либо плодов послушания). Лютер настаивал на том, что спасительной верой является fides viva, вера живая. Выражение «вера мертва» не означает веры, которая умерла. Правильнее этот образ относить к вере, которая никогда не содержала в себе истинной жизни. Мертвая вера тождественна безверию, отсутствию веры в спасительном смысле, и поэтому является ложной и бесполезной в силу своей бездейственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

в) Идеальная, опять или идеально–добрая или идеально зла 8 . Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда; поскольку не согласились с денницею восстать против Бога, то и получили сию благодать, так что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, по благодати Божией... Испов., I., отв. на вопр.20). См. выше, Испов., I., отв. на вопр.18. Злые ангелы сотворены от Бога добрыми; ибо что Бог сотворил, то сотворил Он добрым; но они сделались злыми по собственной воле, как свидетельствует Господь наш о начальнике их: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ). ...Поскольку же они осуждены на век, то никогда не могут получить благодати Божией, как сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Испов., I, отв. на вопр.21. ...В будущем веке снидет благословение Божие на избранных Его (Бога) и наступит для них вечная жизнь, полная радостей и веселий духовных, конца не имеющих, как свидетельствует писание: Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ср. Ис.64:4 ); также н в другом месте: царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Испов., I, отв. на вопр.125. А что будет с неверующими и беззаконниками? Они будут преданы вечной смерти или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами... Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Почему так строго поступлено будет с грешниками? Не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но они сами погибают за то, что они не приняли любви истины для своего спасения ( 2Фес.2:10 ). Катих.73. III. Сверхъестественный деятель в нравственной жизни человека Для истинно-нравственной жизни человека (кроме естественных сил самого человека) необходима еще божественная благодать 9 . Рай , в котором пребывали первые человеки, вещественный был или духовный? Для тела вещественный, как видимое блаженное жилище; а для души духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей (См. Гр.Богосл. 38, 42; Иоан Дамаск. Богосл. кн. II, гл. XII, ст.3). Катих., с.23.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Это был завет спасения от разрушения и смерти, и в этом смысле он может служить прообразом евангельского обетования, проповедующего благую весть об избавлении от вечной, греховной смерти ( Иез. 34:25, 37:26 ; Иер. 32:40 ). Быт.9:10–11 . и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. Вот еще доказательство того, насколько тесна связь человека со всей природой: падает человек, падает и вся природа; гибнет человек, погибает и все живущее, наконец, восстает человек и с ним восстает и вся тварь ( Рим. 8:20 ). Дарование знамения радуги Быт.9:12–13 . И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу мою в облаке, чтобы она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. В качестве внешнего, видимого знака, удостоверяющего неповторяемость мирового потопа, Бог указал человеку на радугу, известное атмосферическое явление, состоящее в преломлении и разложении светового солнечного луча в прозрачной среде (массе) воды. Что касается того, как понимать самое значение этого знамения, то мнения экзегетов здесь расходятся: одни думают, что радуга с этого момента появляется только впервые и что раньше ее не существовало совершенно потому, что не было вовсе дождя, а земля орошалась только туманом и росою, как это можно предполагать на основании 6 ст. 2 гл. ( Быт. 2:6 ). Другие более основательно допускают, что радуга существовала и раньше; но прежде она была совершенно безразличным небесным феноменом, – теперь же ей усваивается особенное символизирующее действие. И то обстоятельство, что для данной цели избрана именно радуга, а не что-либо иное, имеет свое полное оправдание: дело в том, что радуга, т. е. видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь при том условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом. Естествоиспытатели и теперь наблюдают, что радуги не бывает при тропических ливнях. Отсюда, появление радуги есть естественное доказательство того, что дождь не имеет угрожающего характера и не похож на наводнение пред потопом ( Быт. 7:11 ). Этому-то естественному натуральному явлению Бог и благоволил усвоить особое символическое значение, избрав его знамением Своего завета с Ноем. Аналогичные с данным примеры представляет, напр., ползание змия на чреве, ставшее символом унижения, или погружение в воду при таинстве крещения, сделавшееся символом очищения от первородного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только. Истинное слушание слова Божия своим плодом имеет дела, угодные Богу. Существует определенная связь между понятиями «слушать» и «слушаться», «повиноваться». См. ком. к ст. 19. 1 в зеркале. В древности зеркала изготовлялись не из стекла, а из полированного металла. Писание своего рода зеркало, отображающее потребность человеческой души в благодати и открывающее людям их истинную природу. 1 закон совершенный. Т.е. Священное Писание ( Пс. 18,8 ). свободы. Свободы от власти греха ( Ин. 8,36 ; Рим. 8,2.15 ; Гал. 5,13 ). 1 не обуздывает своего языка. См. гл. 3. 1 Чистое и непорочное благочестие. Заботу о вдовах и сиротах Иаков почитает одним из главных критериев того послушания, которое угодно Богу. Такая забота совпадает с тем, о чем имеет попечение и Сам Бог ( Втор. 10,18 ; Пс. 67,6; 145,9 ). Обязанность заботиться о сиротах, вдовах и немощных была вменена и Израилю ( Втор. 14,29 ; Иез. 22,7 ). Глава 2 2 Иисуса Христа нашего Господа славы. Возможный перевод: «нашего Господа Иисуса Христа, Преславного». Иаков отождествляет Иисуса со Славой Божией: Он есть живая воплощенная «Шекина», т.е. Слава Божия, являемая людям и обитающая с ними. не взирая на лица. В свете Божественной славы Христа невозможно оказывать предпочтение тем или иным людям на основании несовершенной человеческой славы. 2 не пересуживаете ли. Хотя Бог призывает человека рассуждать и различать добро и зло, суждения на основании только внешних данных, таких как материальное положение, расовые и этнические различия и т.п., являются порочными суждениями. 2 не бедных ли мира избрал Бог. Наследование Царствия Небесного основывается на избрании свыше по воле Божией. Бог совершает Свое избрание не на основании каких-либо заслуг или положения в этом мире. Стандарты мира сего не имеют никакого влияния на совершаемое по благодати Божественное избрание ( 1Кор. 1,28.29 ; Еф. 1,4 ). Данный стих нельзя считать обоснованием «мистики бедности», когда бедность сама по себе считается залогом избранничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Деян.6:8 .  А Стефан, исполнен­ный веры и силы, совершал великие чудеса и знаме­ния в народе. «Исполненный веры и силы» – веры, как причины или источника чудодейственной силы, – силы, как особого проявления и действия веры. Здесь впервые упоминается о совершении великих знамений и чудес не только Апостолами, но и другими верующими – для более успешного распространения Церкви Христовой. Деян.6:9 .  Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александ­рийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; Деян.6:10 .  но не могли про­тивостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. «Некоторые... вступили в спор», ανστησαν δ τινες... συζητοντες τψ Στεφνω..., точнее слав.: «Возсташа же нецыи... стязающеся со Стефаном». Вступившие в спор со Стефаном были еллинисты, каковым, по-видимому, был и сам Стефан, судя по его имени и речи (гл. VII), в которой ветхозаветные места приводятся у него по LXX. Предание говорит, что он был даже родственником Савла, а этот, как известно, был родом из Тарса Киликийского (Чет.-Мин. Дек. 27). Вступившие в спор со Стефаном были, далее, «из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и» – «из Киликии и Асии». Синагог было в то время в Иерусалиме, по исчислениям раввинов, около 500, в числе коих приводятся и упоминаемые 5. «Либертинцы» – это иудеи, переселенные римлянами (особенно при Помпее лет за 60 до Р. Хр.) в качестве военнопленных в Рим, но потом освобожденные и, как свободные, возвратившиеся в отечество (многие из них, впрочем, предпочли добровольно остаться в Риме). Эти-то вольноотпущенники (libertini) и образовали, по возвращении, свою синагогу «либертинцев». «Киринейцы и Александрийцы» – переселившиеся в Иерусалим или временно пребывавшие в нем иудеи из Кирены и Александрии. В Кирене (город в Ливии, на Западе от Египта), по свидетельству Флавия, четвертая часть жителей состояла из иудеев, а в Александрии (в нижнем Египте) из пяти частей города – две населены были сплошь иудеями (Археол. XIV, 7, 2; XVI, 6, 1; XIV, 10, 1; XIX, 5, 2). В том и другом городе они жили издавна или поселенные в качестве военнопленных или переселившись сюда добровольно. В Александрии был центр еврейско-греческой учености, отпечаток которой, вероятно, носила и синагога Александрийцев в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010