Февральская пресс-конференция митрополита Сергия иностранным корреспондентам Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Ситуация в Советской России в конце 20-х — начале 30-х годов беспокоила мировую общественность. В Европе и Америке все громче раздавались протесты против гонения на Церковь в СССР. Второго февраля 1930 г. Папа Пий XI обратился к верующим мира с призывом молиться о спасении Русской Церкви. Своеобразие исторического периода 20–30-х годов состояло в том, что радением о гонимой в СССР Церкви Ватикан завуалировал свои прозелитические устремления. В своем послании Папа Пий XI подчеркнул, что сделанные в 1922 г. предложения о покупке ценностей “были бы полезны прежде всего той церковной иерархии, которая, к несчастью, отделилась от Рима” 1 . Созданная Ватиканом комиссия Pro Russia, по мнению того же Пия XI, «должна была бороться с “великим злом за избавление душ, отданных ныне на столь тяжкие испытания, и за возвышение любимого нами русского народа” и “чтобы как отдельные люди, так и народы возвратились скорее к единому стаду Единого Спасителя и Искупителя Господа нашего Иисуса Христа”» 2 . Рассылая “апостольское благословение как залог милостей небесных” всем тем, кто присоединится к объявленному против СССР в 1930 г. “крестовому походу”, понтифик старался не думать о судьбах гонимых католиками православных вне российских просторов. Так, 2 февраля 1930 года в Нью-Йорке русская эмиграция устроила митинг протеста против попрания православных в Польше, на котором было принято следующее заявление: “Мы, граждане и резиденты Соединенных Штатов, русские по происхождению и православные по вере, получили от своих родных из Польши сообщение, что там Римско-Католическая Церковь предъявила судебные иски об отобрании у православных пятисот храмов и монастырей, в том числе и древней русской святыни Почаевской лавры Попытка отобрать храмы напоминает русским о тех мрачных временах, когда паписты в Польше применяли жестокие насилия и притеснения против православного населения, принуждая его переменить веру. Мы знаем, что нет такого закона, по которому можно было бы отобрать имущество после столетнего спокойного, непрерывного и добросовестного владения. Но мы знаем также силу политического влияния римской курии. Наши родные в Польше опасаются римско-католической церкви, стремящейся путем отобрания домов молитвы понудить православных признать власть папы. Эти опасения нам понятны, так как православный собор в Варшаве уже разрушен, а в провинции были случаи насильственного захвата православных церквей. Поэтому мы разделяем тревогу наших единомышленников в Польше, выражаем энергичный протест и призываем весь цивилизованный мир выразить осуждение этим новым религиозным преследованиям православных русских в Польше” 3 . Но Ватикан хотел защищать гонимых православных только в СССР.

http://pravmir.ru/fevralskaya-press-konf...

Брестская уния (1596 г.) К оглавлению Истоки унии, провозглашенной в Бресте в 1596г., восходят к более раннему времени. Идея унии лежала уже в основе действий литовского правительства, направленных на отделение Киевской митрополии от Московских государства и Церкви (1458 г.) (124). В 1569 г. на Люблинском сейме совершилось событие, увенчавшее собой ряд попыток, предпринимавшихся в 1386—1413 гг. и направленных на объединение (уния!) Литвы с Польшей. До того времени Польша и Литва составляли конфедерацию. Люблинская уния упразднила самостоятельность Литовского княжества. Православным христианам, жившим в пределах Польско-Литовского государства, были обещаны свободное исповедание православной веры, использование русского языка в официальных документах и прочие права наравне с католиками. Но последующие события показали, что католическое правительство не намеревалось выполнять эти условия государственной Люблинской унии, ограничив и стеснив православных в их правах. Это было время, когда после завершения Тридентского Собора (1545—1563 гг.) Римско-Католическая Церковь начала оправляться от удара, нанесенного ей Реформацией, и восстанавливать утраченные позиции. Наиболее деятельными в этом отношении были члены католического ордена — «Общества Иисуса», которые были приглашены в Польшу в 1564 г., а в Литву — в 1569 г., когда было образовано Польско-Литовское государство. Крупные деятели Римско-Католической Церкви издавна обращали свои взоры на Русскую Православную Церковь, стремясь склонить ее к унии. Но после неудачной попытки внедрить унию в Московском государстве после завершения Ферраро-Флорентийского Собора (1439 г.) их действия стали более осторожными. Возобновление подобных попыток относится к 1581 г.: иезуит Антоний Поссевин, прибыв в Москву, добился аудиенции у царя Иоанна Грозного, имел с ним богословский диспут и вручил ему сочинение «О разностях между римским и греческим вероисповеданиями». Усилия Поссевина были напрасными, но по возвращении в Рим он представил Папе отчет о своей деятельности. Объяснив неодолимые трудности, с которыми связаны попытки введения католичества в России, он обратил внимание Папы на южнорусскую Церковь в польско-литовских владениях, предлагая усилить католическое влияние именно в этих землях.

http://sedmitza.ru/lib/text/436369/

Гайна. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1781 и 1788. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Логойский район, д.Гайна Координаты: 54.250908, 27.696853 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Успенская церковь была устроена в 1867 г. из упраздненного римско-католического костела. У костела давняя история. Католический приход в Гайне - самый старый на территории современной Минской области, был основан в 1387 году королём Ягайло в числе первых семи католических приходов на территории Великого княжества Литовского. Величественный каменный Успенский костёл был построен в 1781 г. вместо деревянного (по другим сведениям в 1796 г.). Его образы дошли до нас благодаря рисунку Наполеона Орды 1876 г. и фотографии Яна Балзункевича нач. XX столетия. В архивных документах отмечается, что на момент передачи бывшего костёла православным здание находилось в плохом состоянии и требовало основательного ремонта, что и было со временем сделано. По описанию 1879 г. Гайненская Свято-Успенская церковь уже имела достойный вид православного храма. Архивные данные содержат следующую информацию о храме и приходе в д. Гайна на конец 19 века: «Внутреннее пространство вместительности заключает в себе около 70 квадратных сажень, своды поддерживаются четырьмя столбами, стены выбелены, пол на самой церкви кирпичный, а в алтаре деревянный; к отоплению не приспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на три ступени. Иконостас нового устройства, с пилястрами, покрашенный в светло-голубой цвет, с золочёными карнизами, рамами и резьбой, состоит из 30 икон, расположенных в пять ярусов. К другим иконам, замечательным по достоинству и ценности, относится икона Казанской Божьей Матери, величиною в восемь вершков, присланная в сию церковь от его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича при преобразовании сей церкви из римско-католического костёла в 1867 году.

http://sobory.ru/article/?object=41697

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Раздел пятый. Западно-Римские литургии Литургия по сакраментарию папы Геласия I Предисловие Кроме известных западных литургий греческого типа в западных церквах употреблялись и употребляются другие литургии, происшедшие от так называемой римско-католической и по своему характеру представляющие большее или меньшее сходство с нею. Литургии этого разряда весьма многочисленны и разнообразны, так как они составились в течение веков отчасти из древних элементов национальных литургий, отчасти из новых элементов западно-римской формы, с различными сочетаниями тех и других, но с преимущественным преобладанием последних. Если первые элементы, сохранившиеся в них, узнаются по характеристическим особенностям древних национальных литургий, например в новейшей галликанской – по древней галльской, в новейшей медиоланской – по древней медиоланской и проч., то последние вполне объясняются из литургической формы собственно римской, которая в своих главных видах и составит предмет дальнейшего исследования. Начало римской литургии, господствовавшей и до сих пор господствующей главным образом в Италии, теряется в отдаленной христианской древности. Римско-католические писатели относят ее ко временам апостольским и особенно к Апостолу Петру как основателю и первому епископу Римской церкви 1414 . И без сомнения, св. апостолы, бывшие в Риме, совершали здесь Евхаристию в какой-либо благообразной форме и передали ее следующим за ними епископам. Эта форма литургии, конечно, была апостольской, но сохранилась ли она в Римской церкви, это такой вопрос, на который отвечать положительно нет твердых и достаточных оснований. Что та форма западной литургии, которая стала исторически известной под именем собственно римской в отличие от других литургий восточных и западных, произошла от апостолов и, в частности, от Апостола Петра, доказать невозможно по многим причинам. Во-первых, никаких памятников древней римской литургии раньше V в. не сохранилось до нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Презентация словаря " Богословская антропология " 7 февраля 2013 г. 18:32 Словарь " Богословская антропология " представлен широкой общественности В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация русско-православного/римско-католического словаря " Богословская антропология " . Книга подготовлена под редакцией протоиерея Андрея Лоргуса и католического священника Бертрама Штубенрауха. В презентации участвовали представители академической науки, богословы, переводчики, духовенство, издатели. Участников мероприятия приветствовал в своем послании митрополит Волокаламский Иларион, которое зачитал протоиерей Димитрий Сизоненко. " Прошло то время, когда Православная и Римско-католической Церкви могли позволить себе воспринимать друг друга как соперники. Перед лицом вызовов современности многие люди приходят к трезвому убеждению, что мы должны действовать как союзники, прежде всего в Европе, - отмечается в послании. - И эта книга, этот богословский проект свидетельствует как раз о таком альянсе, результате совместного труда православных и католических авторов. А антропология – это благодатное поле для взаимодействия наших Церквей, потому что сегодня христианские Церкви являются, может быть, единственным островком, оазисом человечности в современном обществе. Мы свидетели духовного кризиса, когда с одной стороны развиваются технологии и технические науки, а с другой человечество все более охватывает ощущение кризиса смыслов " . Разъясняя участникам презентации, что словарь отнюдь не попытка проповеди католичества среди православных читателей, редактор-составитель Бертрам Штубенраух пояснил: " В этой книге не идет речь о том, чтобы заставить другого стать как мы, а нам стать как другие, чтобы свалить все в кучу. Мы говорим о том, чтобы научиться слышать и понимать друг друга " . Развивая эту мысль, протоиерей Андрей Лоргус рассказал, что идея написать словарь родилась после богословских встреч между католическими и православными антропологами в Вене (2002 и 2005 гг.) и в Москве (2003 г.). Все эти конференции были посвящены антропологическим проблемам, в том числе темам жизни и смерти, личности, свободы, правам человека и т. д. Таким образом, богословский антропологический словарь является результатом длительного богословского диалога.

http://e-vestnik.ru/culture/slovar_bogos...

Тем временем церковная ситуация на Украине вызывает нарастающую тревогу. Каноническую Украинскую Православную Церковь , находящуюся под руководством ее предстоятеля, признанного всеми Поместными Православными Церквями, Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины , законодательно заставляют изменить название. Цель — принудить все приходы к перерегистрации и совершить пересмотр всех соглашений и договоров между государственными и церковными структурами. (Представим себе, что германское правительство потребовало бы от Римско-Католической Церкви в Германии провести официальное переименование, а название «Римско-Католическая Церковь» было бы присвоено некой новой, только что созданной организации). Если же Церковь откажется от переименования — что было бы логичным, поскольку в нормальных обстоятельствах организации сами выбирают себе названия, а не получают таковые от государства, — то она должна считаться с непредсказуемыми, — разумеется, крайне негативными — последствиями, с потерей статуса юридического лица. В то же время епископов и священников вызывают в Службу безопасности Украины (СБУ), принуждают покинуть каноническую Украинскую Православную Церковь и присоединиться к новой структуре. Монастыри притесняются государством: им грозят передачей в третьи руки. Не в последнюю очередь это касается двух укорененных в древней традиции и всемирно известных монастырей — Киево-Печерской и Почаевской лавр (наш монастырь в Мюнхене — наследник Почаевской традиции). Отъятию и передаче иным призваны послужить предложенные новые законы 5309 и 4128). К тому же, поскольку в результате советского наследия монастыри и храмы по-прежнему принадлежат государству, а не Церкви, оно теперь стремится определять «пользователей» согласно собственным целям, без учета подлинной преемственности. Предвосхищая события, была начата кампания запугивания: уже 29 ноября 2018 года проведены обыски в зданиях, находящихся в ведении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла . 5 декабря 2018 года последовали подобные «посещения» в епархиальных управлениях в Житомире, Коростене и Овруче. Радикалы захватывают храмы. Изгнаны те, кто молился в них раньше, и вынуждены совершать богослужения в частных домах. В своем Рождественском послании я уже подчеркнул: эта политика запугивания должна рассеять любые иллюзии у христиан и вообще людей доброй воли.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5375652...

За двумя зайцами. Об одной неувязке в новой политике Ватикана 6 июня 2005 г. 16:07 Бари et orbi Одно из заметных и важных для межцерковного диалога событий, обсуждавшихся на страницах светских СМИ на прошедшей неделе, произошло еще на неделе предыдущей. Проходивший в Италии с 22 по 29 мая ежегодный Евхаристический конгресс, организуемый Римско-Католической Церковью, вряд ли бы привлек внимание отечественной прессы, если бы не громкое выступление главы Папского Совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера. В первые дни конгресса, который в этом году проходил в Бари, кардинал озвучил программу, направленную на преодоление разногласий между Римско-Католической и Православными Церквами, а также на сотрудничество с протестантами. Об инициативах Ватикана пишут, в частности, «НГ-религии» (приложение к «Независимой газете») и «Время новостей» (см. также комментарий редакции сайта Патриархия.ru «Что имел в виду кардинал Вальтер Каспер?» . Газета «Время новостей» в небольшой публикации «Собор примирения» называет предложение Ватикана «невероятным ангажементом со стороны католического Святого престола» Русской Православной Церкви и приводит комментарий главы католической митрополии в России архиепископа Тадеуша Кондрусевича, выразившего надежду, что новая инициатива «будет встречена Русской Православной Церковью с пониманием». Намного более обстоятельно высказывания кардинала Каспера излагаются и анализируются в статье итальянского политолога Джованни Бенси «Диалог Церквей требует жертв», опубликованной в «НГ-религии». В своем выступлении кардинал назвал католиков и православных наследниками общей европейской культуры, которых объединяют общие нравственные ценности, и отметил , что сегодня эти ценности находятся в опасности. С одной стороны, им угрожает западноевропейский секуляризм, а с другой — последствия атеистической пропаганды, властвовавшей в Восточной Европе. Для того чтобы противостоять этим вызовам современности, христиане должны «сформировать альянс», считает Каспер.

http://patriarchia.ru/db/text/21524.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Ватикане уже не считают содомию грехом 15.10.2014 3001 В Ватикане Синод епископов Римско-католической церкви призвал с большим уважением относиться к гомосексуалистам и нетрадиционным парам. Такие союзы, по мнению священнослужителей, имеют «положительные аспекты», передает Reuters. «Гомосексуалисты имеют таланты и достоинства, которые они могут предложить христианскому сообществу: готовы ли мы принять этих людей и гарантировать им место в нашем сообществе? Часто они стремятся в Церковь, желая увидеть в ней гостеприимный дом», - говорится в тексте документа, подготовленного после недели заседания Синода, в котором принимают участие 200 епископов. По мнению католических архиереев, «церковь должна бросить вызов самой себе и предложить для гомосексуалистов братское пространство» без ущерба для католической доктрины в вопросах семьи и брака. При этом отмечается, что документ не говорит о готовности Ватикана одобрить гомосексуальные союзы, однако он призывает проявить к ним больше сострадания. Документ, называемый на латыни relatio post disceptationem, должен стать основанием для дискуссии на второй неделе собрания Синода, и в католических общинах по всему миру в течение года. Чрезвычайная ассамблея Синода епископов начала свою работу 5 октября и посвящена теме семьи. Впервые в истории она проходит не на латыни и в новом для католиков формате: в два этапа. Причем второй состоится год спустя, в октябре 2015 года, отмечает РИА Новости. Оно и понятно, - так удобней, а некоторым и приятней, но тогда требуется правки вносить в текст Священного Писания. Например: Слушали: Отменить 1-е послание к Коринфянам (6: 9) в части «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники». Вместо этого следует читать «... (тут Римско-католическая церковь лучше меня разберется)» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Открывает ли дверь православная церковь? 21.11.2003 186 Время на чтение 4 минуты Диалог между православными и католиками, а также христианами других конфессий идет не всегда ровно, но постоянно. Заметными показались два события в ноябре: вторая встреча президента Владимира Путина с Папой Иоанном-Павлом II и начавшийся 18 ноября визит в Россию делегации Русской православной церкви За рубежом (РПЦЗ), которая размежевалась с Русской православной церковью (РПЦ) в 20-е годы минувшего века, когда революционные атеисты пришли к власти в стране " всерьез и надолго " . Однако эти события на самом деле не являются тем жестом, которым широко распахивают двери. Смысл визита Путина - скорее, проявление политического этикета. Напомним, что и первый президент Советского Союза Михаил Горбачев, и первый президент России Борис Ельцин посещали Иоанна-Павла II, что свидетельствовало о налаживании государственных, а не религиозных отношений. Хотя и это хорошо в нашем безумном мире. Событие второе - гипотетическое объединение двух русских православных церквей, на которое указывает само появление их контактов, может привести, напротив, к усилению их изоляции от остального христианского мира. Русская православная церковь За рубежом занимает консервативную позицию. Она объявила экуменизм ересью и подвергла его анафеме. По мнению некоторых наблюдателей, более широкий диалог с римско-католической, протестантской церквами - вот путь сближения русского православия с реалиями нынешнего дня. Отчего же Русская православная церковь предпочитает изоляционизм и сближение с РПЦЗ широкому диалогу с другими христианскими конфессиями? Священник храма Св. Козьмы и Дамиана (в Столешниковом переулке), настоятель храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, член правления Российского библейского общества, ректор Общедоступного православного университета, известный историк, богослов и общественный деятель Георгий Чистяков считает, что одна из главных причин связана с многочисленными русскими фобиями. И прежде всего с той, что Римско-католическая церковь стремится к поглощению православия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВО Со статусом митрополии, провинция Римско-католической Церкви для католиков лат. обряда в Белоруссии; учреждено 13 апр. 1991 г. вслед. реорганизации дореволюционного Могилёвского католического архиепископства (охватывало земли Вост. Белоруссии; архиепископ Могилёвский до 1917 являлся митрополитом всех римско-католич. Церквей на территории Российской империи, позже в эмиграции имел особый статус ординария католич. приходов на территории Белорусской ССР и РСФСР) и подчиненного ему католического Минского еп-ства (центральные и зап. районы Белоруссии). М.-М. к. а. подчинены Гродненское, Пинское и Витебское католические еп-ства. На территории архиеп-ства проживают 610 тыс. католиков (An. Pont. 2014. P. 472); зарегистрированы 483 общины католиков лат. обряда, из них 20 - в Минске, 96 - в Минской обл., 23 - в Могилёвской обл. В архиеп-стве действуют 9 католич. миссий и 10 мон-рей. В Белоруссии ведут деятельность представители 12 муж. монашеских орденов и 16 жен. монашеских конгрегаций. История С 1635 г. упоминается католич. Минский деканат в составе католического Виленского еп-ства. В 1652-1774 гг. в Виленском еп-стве существовала «Белорусская суфрагания», в 1771-1781 гг. действовал «Белорусский официалат» в Лепеле (по-видимому, совещательные органы при викарии и оффициале Виленского еп-ства; об особенностях католич. структур на территории совр. Белоруссии см.: Relationes status Dioecesium in Magno Ducatu Lituaniae. R., 1971. T. 1: Dioeceses Vilnensis et Samogitae; также см.: Щавинская Л. Л., Лабынцев Ю. А. Православная, католическая и униатская книжность и деловая письменность XVII - нач. XIX в. в распространении терминов «Белоруссия» и «белорусский»//Мат-лы Tpэцix мiжhap. «Khira Бeлapyci: Повязь (Mihck, 16-17 верасня 2003 г.). Мн., 2005. С. 317-343). После 1-го раздела Польши (1772) в состав Российской империи вошли территории с преобладанием католич.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010