Мониторинг СМИ Митрополит Иларион: Защита традиционных нравственных ценностей — это общее поле, на котором мы должны взаимодействовать с Римско-Католической Церковью Телепрограмма «Церковь и мир» 11.02.2013 18:15 9 февраля 2013 года гостем программы «Церковь и мир», которая выходит на телеканале «Россия 24» и которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Ватикане Александр Авдеев. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня тема нашей передачи – православно-католические отношения. У меня в гостях новоназначенный Посол Российской Федерации при Святом Престоле Александр Авдеев. Здравствуйте, Александр Алексеевич! А.А. Авдеев: Здравствуйте, Владыка! За последние годы дипломатический и политический диалог между Ватиканом как государством и Российской Федерацией стал насыщенней, интересней. Мы консультируемся с Ватиканом по дипломатическим каналам по основным международным проблемам, вместе думаем, как эти проблемы решить. У нас есть близость в понимании тех угроз, которые в начале XXI века стоят перед Европой и всем миром. У нас есть близость и в осознании того, как эти угрозы парировать. В последний год между Ватиканом и Россией состоялось более десяти тематических консультаций: Ближний Восток, противостояние бедных и богатых, богатый Север и бедный Юг, тематика ООН и так далее. А каковы сейчас отношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом как центром католицизма? Митрополит Иларион: Прежде всего, хотел бы Вас сердечно поздравить, Александр Алексеевич, с назначением на этот ответственный пост. Вы дипломат с многолетним стажем работы на очень ответственных постах. Вы также были министром культуры Российской Федерации, заместителем министра иностранных дел, Послом в ряде государств. Не сомневаюсь, что Ваш богатейший дипломатический опыт будет очень полезен в Вашем новом, как мы говорим на церковном языке, послушании. Радуюсь, что Вы будете представлять интересы Российской Федерации перед Святым Престолом как государством. Может быть не все наши телезрители знают, что Римско-Католическая Церковь существует как бы в двух ипостасях: это, с одной стороны, крупнейшая христианская Церковь на планете, а с другой – одно из самых маленьких государств мира, государство Ватикан, которое имеет соответствующий статус, и поэтому Вы как Посол Российской Федерации будете представлять интересы России при этом государстве. Что же касается нас, то мы представляем интересы Русской Церкви, которая многонациональна и каноническая территория которой включает и Россию, и Украину, и Белоруссию, и Молдавию, и Казахстан, и целый ряд других государств.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: Существует немало примеров, когда церковные деятели добивались успеха там, где его не могли добиться политики Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата 16 сентября 2017 года в передаче " Церковь и мир " , выходящей на телеканале " Россия-24 " по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева : Здравствуйте! Это программа " Церковь и мир " , в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о ключевых событиях прошедших дней. Владыка, здравствуйте! Митрополит Иларион : Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева : Владыка, несколько дней назад впервые за долгие годы состоялся официальный визит госсекретаря Ватикана в нашу страну. Кардинал Пьетро Паролин встретился сначала с Вами, потом с Патриархом Кириллом, с министром иностранных дел С.В. Лавровым и, наконец, с президентом В.В. Путиным. На этом фоне многие предположили, что он, вероятнее всего, готовит приезд Папы Римского в нашу страну. Для тех, кто не знает, кардинал – это второе лицо после понтифика. Действительно ли Папа Римский собирается в Россию? Митрополит Иларион : Папа Римский не собирается в Россию. И еще перед приездом в Москву кардинал Паролин в интервью сказал о том, что обсуждение визита Папы Римского в Москву не стоит на повестке дня его переговоров. Но, тем не менее, он сказал: " Я надеюсь сделать какие-то шаги в этом направлении " . Исходя из этих слов, некоторые средства массовой информации, в частности, радиостанция " Немецкая волна " сделали вывод с точностью до наоборот, сказав, что кардинал едет готовить визит Папы Римского в Москву. Госсекретарь Ватикана является вторым лицом в государстве Ватикан после Папы Римского. Мы должны понимать, что Римско-Католическая Церковь имеет еще и государственный статус. И именно в качестве государственного лица кардинал П. Паролин приезжал в Москву по приглашению Российского государства. Но, конечно, он встречался и с Патриархом, и со мной, ведь, будучи представителем Римско-Католической Церкви, он имеет прямое отношение к церковным делам. На этих встречах обсуждалась, прежде всего, международная ситуация: это и ситуация на Ближнем Востоке, которая была главной темой встречи между Папой и Патриархом в Гаване в феврале прошлого года, это и ситуация на Украине. Также был затронут ряд других международных вопросов. Думаю, что сам факт приезда кардинала свидетельствует о том, что отношения развиваются в правильном направлении. Это касается и межгосударственных отношений, то есть отношений между Россией и Ватиканом, и межцерковных отношений, то есть между Римско-Католической Церковью и Русской Православной Церковью.

http://religare.ru/2_113511.html

Русская Православная Церковь ХХ век 31 мая 1922 год – Е. А. Тучков подписал официальное постановление о заключении Святейший Патриарха Тихона под домашний арест. В мае 1944 года – И. В. Сталин попросил подготовить для него материалы о состоянии римско-католических костелов на территории СССР. Справка “О состоянии римско-католических костелов на территории СССР”, составленная по приказу Л. П. Берии начальником 2-го управления НКГБ Федотовым, легла на стол вождю 6 ноября того же года. Из нее следовало, что в СССР действовало всего два костела — в Москве, во имя св. Людовика, для обслуживания дипломатического корпуса, и в Ленинграде (не закрывался и в блокаду). Годы большевистского террора обескровили Католическую Церковь в СССР. Но у Ватикана оставалась Греко-католическая (униатская) Церковь западных областей Украины и Закарпатья. Тем временем государственное противостояние Ватикану, для которого советизм в послевоенной Европе стал близкой реальностью, являлось одним из важных направлений внешнеполитической деятельности с привлечением Церкви. Создание системы православного единства Автокефальных Церквей стран Восточной Европы под эгидой Московской Патриархии должно было стать ударом по римско-католической идее создания конфедерации Придунайских стран, высказанной на сепаратных переговорах с американцами, и вообще — по внешней политике Ватикана, которая носила традиционно антисоветский характер. В Москве отчетливо понимали, что одним из основных противников СССР в “борьбе за души” жителей Восточной Европы будет могущественный Ватикан. Москва внимательно следила за действиями папского престола, объективно оценивая его роль. Не только наблюдала, но и выстраивала ответные планы. Между тем политика Ватикана в военные годы имела непростую динамику. Перед Второй мировой войной и в самом ее начале она строилась иначе, чем впоследствии. Б. Муссолини и кардинал — государственный секретарь П. Гаспарри подписывают Латеранское соглашение между папским престолом и итальянским правительством.

http://pravoslavie.ru/5468.html

поиск:   разделы   рассылка Архиепископ Павел Пецци: " Католическая Церковь в России: смысл присутствия " Источник:  Римско-католическая архиепархия Божией Матери в Москве 2009 Почему Католическая Церковь присутствует в России? Откуда берёт начало это присутствие и что означает сегодня? Если, как сказано в декларации Dominus Iesus, Русская Православная Церковь есть " подлинная поместная Церковь " , в которой " пребывает и действует Церковь Христова " , какой смысл имеет присутствие Римско-католической Апостольской Церкви на русской земле? На какой вызов (воспользуемся весьма расхожим словом) ей надлежит ответить, и какой вызов может принести с собой она сама? До сих пор главной целью Католической Церкви в России было, с одной стороны, вернуть, реконструировать и заново построить необходимые богослужебные здания и необходимые структуры, а с другой стороны – разыскивать и опекать верных, рассеянных по этой земле. Сегодня, на мой взгляд, возникает потребность в том, чтобы, не пренебрегая этими важными задачами, внимательнее присмотреться к вышеизложенным вопросам и попытаться дать хотя бы предварительный ответ. Факт католического присутствия в России Прежде всего нужно признать очевидное: католическое присутствие в России – это объективный факт. Католики живут в России, причём теперь – по всей России; это историческая реальность. А всякий исторический факт, имеющий отношение к жизни Церкви, не может – с точки зрения верующего – не иметь некоего провиденциального значения: это присутствие католичества в России, это " мы здесь " , должно быть также и благом, если такое присутствие укоренялось в течение веков фактически, а вовсе не по указке с вершин самой Римской Церкви. Краткий исторический экскурс поможет лучше понять, что я хочу сказать. Возможно, не все знают, что с самого своего крещения (X в.) Киевская Русь оказывала гостеприимство латинской Церкви. Здесь у католиков были свои храмы, где служило латинское духовенство, были и монастыри, основанные миссионерами, сопровождавшими западных купцов не только чтобы помогать соотечественникам, но и ради распространения веры среди местного населения.

http://religare.ru/2_72961.html

  разделы   рассылка  распечатать Галина Брынцева, Тимофей Борисов Тайная вечеря в Ватикане Митрополит Кирилл встретился с Папой Римским Источник:  Российская газета Вчера поздно вечером председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил в Ватикане главу Римско-католической церкви папу Бенедикта XVI и передал ему послание Алексия II. Встреча являлась самой высокой по уровню представителей Римско-Католической и Русской православной церквей, отношения между которыми долгие годы осложняли серьезные противоречия. Причин для разногласий было несколько: конфликт между грекокатоликами и православными на западе еще советской Украины, миссионерская деятельность Католической церкви в России, которую Русская православная церковь рассматривает как прозелитизм (обращение в иную веру людей, принадлежащих к другой церкви или связанных с ней в силу культурной традиции) и другие. С избранием на Святой престол в апреле прошлого года Папы Бенедикта XVI появились признаки постепенного потепления отношений. Вскоре после избрания Папы Бенедикта XVI митрополит Кирилл, возглавлявший делегацию на похоронах Папы Иоанна Павла II и на инаугурации Бенедикта XVI, заявил о том, что Русская православная церковь открыта к диалогу с Ватиканом. Патриарх Алексий II в недавнем интервью итальянскому информагентству отметил: " Одной из характерных черт понтифика Папы Бенедикта XVI, без сомнения, можно назвать неоднократно выражавшееся им стремление к нормализации отношений с православными церквями и Русской православной церковью в частности " . Сам Папа в недавней беседе с журналистами на вопрос о возможности его визита в Россию, ответил: " Мы работаем для этого " . На момент подписания номера в печать не было известно никаких подробностей этой встречи. Но сам факт неординарного события в телефонном разговоре нашему специальному корреспонденту подтвердил официальный представитель Московской Патриархии Всеволод Чаплин. Встреча на таком уровне иерархов Православной и Католической церквей стала и сенсацией и тайной Ватикана.

http://religare.ru/2_29619.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Тайная вечеря в Ватикане Митрополит Кирилл встретился с Папой Римским 19.05.2006 817 Время на чтение 3 минуты Вчера поздно вечером председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил в Ватикане главу Римско-Католической церкви Папу Бенедикта XVI и передал ему послание Алексия II. Встреча являлась самой высокой по уровню представителей Римско-Католической и Русской православной церквей, отношения между которыми долгие годы осложняли серьезные противоречия. Причин для разногласий было несколько: конфликт между греко-католиками и православными на западе еще советской Украины , миссионерская деятельность Католической церкви в России, которую Русская православная церковь рассматривает как прозелитизм (обращение в иную веру людей, принадлежащих к другой церкви или связанных с ней в силу культурной традиции) и другие. С избранием на Святой престол в апреле прошлого года Папы Бенедикта XVI появились признаки постепенного потепления отношений. Вскоре после избрания Папы Бенедикта XVI митрополит Кирилл, возглавлявший делегацию на похоронах Папы Иоанна Павла II и на инаугурации Бенедикта XVI, заявил о том, что Русская православная церковь открыта к диалогу с Ватиканом. Патриарх Алексий II в недавнем интервью итальянскому информагентству отметил: " Одной из характерных черт понтифика Папы Бенедикта XVI, без сомнения, можно назвать неоднократно выражавшееся им стремление к нормализации отношений с православными церквями и Русской православной церковью в частности " . Сам Папа в недавней беседе с журналистами на вопрос о возможности его визита в Россию, ответил: " Мы работаем для этого " . На момент подписания номера в печать не было известно никаких подробностей этой встречи. Но сам факт неординарного события в телефонном разговоре нашему специальному корреспонденту подтвердил официальный представитель Московской Патриархии Всеволод Чаплин. Встреча на таком уровне иерархов Православной и Католической церквей стала и сенсацией и тайной Ватикана.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Франциск лишь отложил раскол Внутренние противоречия разорвут Католическую церковь 14.03.2023 742 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в послании Папе Римскому Франциску поздравил его с 10-летием избрания Предстоятелем Римо-Католической церкви, сообщает Патриархия. ru. «В нынешних сложных обстоятельствах Вы вносите значительный вклад в проповедь Евангелия Христова и уделяете внимание развитию межконфессионального взаимодействия», — отмечается в поздравительном адресе Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил убеждение, что «в переживаемые нами трудные времена диалог между религиозными лидерами может принести благие плоды и способствовать объединению усилий людей доброй воли для исцеления ран (Иер. 30:17) творения Божия». Святейший Патриарх Кирилл пожелал Папе Франциску крепкого здоровья, душевного мира и неоскудевающей помощи от Христа Спасителя в трудах. О десятилетии понтификата Франциска рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко: В Римско-католической церкви нет оформившегося раскола. Однако десятилетний итог понтификата я оценил бы так: политика лавирования и попытки угодить либералам и в то же время консерваторам привели к тому, что в целом удалось сохранить формальное единство в Католической церкви. Но с другой стороны, как мне кажется, некие разночтения, разногласия и поляризация внутри Католической церкви за эти 10 лет только расширились. Франциск лишь «заморозил» или лучше сказать отсрочил раскол в Католической церкви, который неминуемо произойдёт. Прежде всего, признаки раскола мы наблюдаем в Католической церкви Германии. В авангарде модернизма шли американцы. Всё женское монашество в Америке выступало за женское священство, но немцы опередили всех. И не совсем понятно, почему и зачем всё это внутри Католической церкви Германии, когда рядом существуют протестантские церкви? Казалось бы, все те идеи, за которые они борются, процветают рядом, так уходите туда. Но, видимо, подспудно где-то живёт мысль, что там не совсем всё настоящее. С одной стороны хочется остаться добрым католиком, а с другой стороны – максимально либерализовать всё для себя и вокруг себя.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/14/fr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд Доклад на международной научно-практической конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» 14.02.2010 1307 Время на чтение 13 минут В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» В Юбилейном 2000 году, в то время как Католическая Церковь публикует известную декларацию Dominus Iesus , Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви принимает документ, озаглавленный: «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа, вышедшие в августе, являются достаточно значимыми, так как выражают желание двух Церквей прояснить, на пороге нового тысячелетия в истории христианства и после нескольких десятилетий участия в межхристианском диалоге, свое отношение к другим Церквам и христианским общинам. Кроме того, оба документа обладают официальным статусом: принимая «Основы», Архиерейский собор рекомендовал этот документ как основу для будущего развития отношений Русской Церкви с инославием. Между Dominus Iesus и «Основами» можно провести содержательную параллель: как Католическая Церковь в Dominus Iesus , так и Русская Православная Церковь в своем документе, используя различную богословскую терминологию, рассматривают себя в качестве истинной Церкви Христовой, обладающей полнотой Божественной благодати и средств спасения. В то же время, ни Католическая Церковь, ни Русская Православная Церковь не отрицают присутствия элементов спасительной благодати в христианских некатолических или неправославных общинах. Вот что говорится по этому поводу в «Основах»: «общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались [Православной Церковью] как полностью лишенные благодати Божией... Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство» ( Основы , 1.15). Это убеждение делает возможным для Православной Церкви участвовать в диалоге с инославными христианами как братьями во Христе.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ватикан разрешил священникам РКЦ «благословлять» гомосексуальные пары 18.12.2023 604 Время на чтение 3 минуты Фото: СПЖ/bild.de Дикастерия по учению веры Римско-католической церкви опубликовала документ, в котором объяснила в каких именно ситуациях можно благословлять гомосексуальные пары, сообщает Союз православных журналстов. В тексте, озаглавленном «Fiducia supplicans» («Взывая к доверию»), позволено «благословлять однополые пары, но без какой-либо ритуализации или создания видимости брака». При этом, в Римско-католической церкви подчеркивают, что данное разрешение «благословлять» гомосексуальные пары, не меняет «доктрину о браке», а само «благословение не означает одобрения союза». «Когда два человека просят благословения, даже если их положение как пары является " неканоническим " , рукоположенный священник может дать согласие. Однако этот жест пастырской близости должен избегать любых элементов, отдаленно напоминающих брачный обряд», – сказано в декларации «Fiducia supplicans». В документе «рассматривается возможность приветствовать даже тех, кто не живет в соответствии с нормами христианской моральной доктрины, но смиренно просит о благословении». В связи с этим, декларация «предполагает реальное развитие по сравнению с тем, что говорилось о благословениях до сих пор, достигая понимания возможности благословлять пары в нестандартных ситуациях и однополые пары без официального подтверждения их статуса или изменения каким-либо образом многолетнего учения Церкви о браке». Вместе с тем, в РКЦ заявляют о недопустимости «обрядов и молитв, которые могут создать путаницу между тем, что является браком и тем, что противоречит ему», и подчеркивают, что согласно «непреходящей католической доктрине законными считаются только сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в контексте брака». В Ватикане напомнили, что «церковь не имеет права давать литургическое благословение нерегулярным или однополым парам». Однако, говорится в документе далее, «тот, кто просит благословения, показывает, что нуждается в спасительном присутствии Бога, выражая прошение о помощи Бога на то, чтобы жить лучше».

http://ruskline.ru/politnews/2023/12/18/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКИЙ II СОБОР (7 мая - 17 июля 1274), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Григорием X (1271-1276); в католической традиции признается XIV вселенским Собором. Подготовка Л. С. 31 марта 1272 г. папа Григорий X разослал письма влиятельным светским правителям и крупным церковным деятелям Зап. Европы, в т. ч. франц. кор. Филиппу III Смелому (1270-1285) и англ. кор. Генриху III (1216-1272). Папа призвал собраться 1 мая 1274 г. на Собор в городе, название которого первоначально хранилось в тайне (in loco quem licet ad presens subticeamus ex causa, competenti tamen tempore vobis curabimus intimare - Martin. 1905. N 1542-1545). Аналогичное письмо было направлено 1 апр. 1272 г. лат. патриарху Иерусалима, находившемуся тогда в Риме (Ibid. N 1546). В посланиях папа обозначил повестку предстоящего Собора: 1) объединение Константинопольской Православной Церкви с Римско-католической Церковью; 2) отвоевание Св. земли; 3) церковная реформа, необходимость к-рой была вызвана падением нравов среди клира и мирян. Хотя о необходимости церковной реформы традиционно говорилось в папских документах о созыве Соборов, по всей видимости, реформирование Церкви действительно входило в намерения Григория X. 11 марта 1273 г. он обратился к предстоятелям неск. крупных диоцезов, в т. ч. к архиепископу Сантьяго-де-Компостела, с просьбой узнать мнение клириков и мирян о том, какие общественные пороки необходимо устранить (Ibid. N 1561-1562). 13 апр. 1273 г. понтифик сообщил делегатам из Франции, Англии, Шотландии, Норвегии, Польши, Испании, Венгрии, Германии и итал. гос-в, что Собор состоится в имперском г. Лион (Les registres de Grégoire X. 1960. P. 108; Martin. 1905. N 1563). Выбор этого города папа объяснил тем, что в нем было «проще собрать князей и прелатов» (ut principum et praelatorum eorumdem facilius habere possimus praesentiam). 24 окт. 1272 г. папа Григорий X сообщил о созыве Собора визант. имп. Михаилу VIII Палеологу (1261-1282) и предложил ему прибыть в Лион либо направить туда апокрисиариев. 25 окт. аналогичное письмо было составлено для патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1267-1275, 1282-1283) ( Martin. 1905. N 1553-1554).

http://pravenc.ru/text/2110520.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010