Глава II 169 . Разбор римско-католического учения о Церкви как о собрании верующих, соединенных между собою исповеданием христианской веры и общением церковных таинств под управлением законных пастырей и преимущественно единого на земле Христова наместника, римского первосвященника 170 §I 1 . «Кто не содержит церковного единства, тот», по словам св. Киприана, «не содержит закона, не содержит веры в Отца и Сына и истины ко спасению…» 171 ; таковой «в ослепленной гордости теряет свет истины " 172 , ибо, по словам другого отца, » Церковь возвещает истину, и она есть седьмисвещный светильник, носящий свет Христов» 173 . Со дня пятидесятницы воссиял этот свет, и вовеки не погаснет он для «сынов света», живущих в братском между собою единомыслии и составляющих «едино тело и един дух» Еф. 4, 4 . Исходящее от Самого Бога Отца, основывающееся на Господе И. Христе и оживотворяемое св. Духом, внешнее и внутреннее, необходимое и в то же время свободное единство всех и по всему есть существенное и неотъемлемое свойство церковной жизни, связующее всех членов Церкви в единый стройный организм, а они «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовию , стараются сохранять единство духа в союзе мира» Еф. 4, 2. 3 . Таков основной закон церковной жизни. Кто стремится жить и действительно живет в Церкви, тот непременно соблюдает его, и, наоборот, кто нарушает закон единства, тот становится вне Церкви. 2 . Самовольным изменением никео-цареградского символа веры , вопреки вселенско-соборному ясному и точному запрещению изменять символ, римская Церковь отлучила себя от единства церковной жизни и вместо братского единомыслия началом ее признала неприязненное разномыслие. Чтó бы ни говорили в защиту римско-католических нововведений в символе и в богословской науке, даже при невозможном предположении истинности этих новшеств все-таки никто не может по справедливости отрицать той бесспорной истины, что Рим сознательно попрал и порвал узы церковного единства 174 . Строго говоря, самовольный поступок римско-католического мира означает в последнем стремление «ветхого человека – истлевать в обольстительных похотях» Еф. 4, 22 , ибо только св. Церковь есть «дверь жизни» 175 , ибо только она «насаждена, как рай, в этом мире» 176 и помимо ее нет другой двери и другого рая. Поэтому пред уклонившимся от церковного единства западом открывается другой путь – путь мирской жизни, сообразованный с «преданием человеческим, по стихиям мира, а не по Христе» Кол. 2, 8 . По этому пути и направилась жизнь западно-христианского мира 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Иван Матвеевич Бобровницкий Сочинение Ив. Бобровницкого Издание четвертое, вновь пересмотренное и дополненное. Приимите, ядите: сие есть Тело мое. Пийте от нея всм: сия бо есть Кровь моя ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ). Аще (же) кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет. Слова святого Апостола Христова ( Гал.1:8–9 ). Содержание I. Происхождение римской литургии 1. Откуда Римская литургия ведет свое начало? 2. Кто же составил ее? 3. Кто изложил Римскую литургию в письмени и привел ее в тот вид, в каком она теперь находится? II. Состав римской литургии Римская литургия III. Отличие римской литургии от православной Приложение к стр. 83-й Дневные чтения, из Евангелия и Апостола, на Литургии: Греко-Российской Церкви Римской церкви     Братие, говорил святой апостол Павел фессалоникийским христианам, стойте, и держите предания, имже научистеся 1 . Между сими преданиями, к сохранению коих убеждает св. апостол, важнейшее место занимает божественная литургия, или то священнодействие, на котором совершается священнейшее таинство евхаристии, преданное апостолам от самого Иисуса Христа, а чрез них и всем верующим в Него. Поэтому не одно любопытство, а самая важность литургии приводит к вопросу: как сохранила и сохраняет какая-либо частная церковь сие великое священнодействие, этот драгоценный залог неизреченной любви Божией к грешному роду человеческому? Не имея намерения исследовать все многочисленные литургии, употребляемые в церквах христианских, рассеянных по всему свету, обращаемся преимущественно к литургии Римской церкви. Особенно близкое отношение к нам христиан Римско-католического исповедания, самоуверенность Римской церкви в том, будто она одна сохранила чистоту и непорочность истинной – апостольской церкви, а отсюда ревность, не по разуму, некоторых проповедников западных, – с усилием навязать другим свои мнения и обычаи, особенно важным делают для нас обозрение литургии Римско-католической. Предлагая здесь опыт исторического обозрения: I. Происхождения, II. Состава и III. Отличия от православной литургии, Римской мессы, совершаемой во всех церквах, подвластных Римскому первосвященнику, поставляем для себя целью – не только удовлетворить любознательности соотечественников, но вместе показать, чем нынешняя Римско-католическая церковь существенно разнится, от вселенской православной церкви, в совершении великого священнодействия литургии. При важности подобного исследования, нельзя не чувствовать и его трудности; поэтому предлагаем только посильный плод труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Православные и инославные Один из первых вопросов, который я задал владыке Каллисту, разговаривая с ним в его уютной квартире на Нортмур роуд (к слову, на этой же улице некоторое время жил известный писатель Джон Толкиен), касался его мнения об инославии. Мой вопрос был продиктован не только злободневностью темы, но и знакомством с воззрениями митрополита, отражёнными в его богословских трудах. Действительно, в одной из своих статей владыка Каллист писал о «невидимых связях», существующих между православными и неправославными церквями. Меня особенно интересовало, о каких инославных церквях можно говорить в британском контексте и какие из них «ближе» православию. Тем более, далеко не все богословы согласны с концепцией «концентрических кругов», которую, судя по всему, разделяет оксфордский владыка. – Да, мне известно, что некоторые богословы отрицают присутствие благодати вне Православной Церкви, – отметил митрополит Каллист. – Но лично мне это мнение не кажется до конца убедительным… Если же говорить о ситуации в Великобритании, то здесь наиболее близка православию Римско-Католическая Церковь . Полагаю, что Римско-Католическая Церковь сохранила апостольскую преемственность, и поэтому имеет действительных священников и епископов, а римско-католическая месса является истинной евхаристической службой. Конечно, существуют различия между нами и римо-католиками в том, что касается мнений о положении и роли папы римского, но я всё же считаю, что Католическая Церковь не лишена благодати. – После римо-католиков следует Англиканская Церковь , – продолжает мой собеседник. – Проблема, однако, в том, что в англиканстве соседствует множество взглядов и идей, зачастую несовместимых друг с другом. Есть, например, Высокая Церковь , богословие которой очень близко православному. Нынешний архиепископ Кентерберийский, Роуэн Уильямс, симпатизирует православию, хотя в некоторых вопросах он придерживается либеральных воззрений, с которыми мы не можем согласиться. С другой стороны, в англиканстве имеются течения, представители которых утверждают, что Евхаристия – это не Тело и Кровь Христовы, а всего лишь «трапеза в воспоминание», хлеб и вино. Такие англикане не молятся за упокоение умерших, не почитают святых и Божию Матерь. Наконец, среди англикан присутствует либеральное крыло, последователи которого отрицают даже факт Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/mi...

иерей Александр Сухарев Богословские и уставные изменения, произошедшие в евхаристическом богослужении Римско-католической церкви после II Ватиканского собора Источник Список сокращений IGMR (Institutio Generalis Missalis Romani) – Общие наставления к Римскому миссалу LG (Lumen Gentium) – Догматическая Конституция о Церкви II Ватиканского собора NOM (Novus Ordo Missae) – новый чин мессы, введенный в обиход римско-католической церкви в 1969 г. PE (Prex Eucharistica) – Евхаристическая молитва SC (Sacrosanctum Concilium) – Конституция о священной Литургии II Ватиканского собора Апол. – Апология мученика Иустина Введение Актуальность темы В последнее время в Православной Церкви активно обсуждается вопрос о способах приспособления богослужения к пониманию современного человека. Несмотря на кажущуюся очевидность решения этой задачи научно-просветительскими методами (новые переводы, издание богослужебной литературы с комментариями, курсы и лекции), сама по себе эта работа носит только прикладной характер. Наиболее полное и сознательное участие в литургическом действе Церкви заключается не в том, чтобы разбираться в структуре богослужения или понимать значение прежде непонятных слов. Сознательно участвуя в соборной молитве Церкви, человек получает возможность достичь главной цели христианской жизни – соединения с Богом. Являясь средоточием жизни Церкви, богослужение может и должно быть центром жизни современного христианина, главным богословским основанием его веры и конечной целью его существования. Вступая в область литургического богословия, любой исследователь неизбежно сталкивается с вопросом соотношения внешнего литургического действия с его богословским содержанием. О существовании этой связи говорил еще свт. Ириней Лионский , когда утверждал, что христианское учение о воскресении «согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение» (Против ересей, кн. 4; 18. 5). Уверенность в том, что литургические формулы должны быть основаны на вере Церкви и испытываться церковной традицией, в V в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bogo...

Председатель ОВЦС принял участие в работе круглого стола, посвященного укреплению отношений народов России и Польши 26 сентября 2012 г. 22:17 26 сентября 2012 года в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялся круглый стол, посвященный укреплению отношений народов России и Польши и вкладу в этот процесс Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Польши. В работе круглого стола, соорганизаторами которого выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Синодальный информационный отдел  Русской Православной Церкви и Совет Федерации ФС РФ, приняли участие представители Русской Православной Церкви: председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион , секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, исполняющий обязанности секретаря по межхристианским отношениям ОВЦС протоиерей Димитрий Сизоненко. Римско-Католическую Церковь представлял апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович . В мероприятии также приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители Администрации Президента России, Государственной Думы, федеральных министерств и ведомств, общественных организаций. Мероприятие открылось вступительным словом первого заместителя председателя Совета Федерации А.П. Торшина. Далее прозвучало выступление митрополита Волоколамского Илариона, посвященное итогам визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу 16-19 августа текущего года. 17 августа 2012 года в Королевском дворце Варшавы Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом было подписано Совместное послание народам России и Польши . Данное обращение, ставшее результатом нескольких лет совместной работы, является общей инициативой Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Польши. Суть послания заключается в призыве к примирению и взаимному прощению в духе христианской любви. Политики, общественные деятели, ученые, люди искусства и культуры призываются к развитию диалога, восстановлению взаимного доверия между российским и польским народами. В числе сфер совместных усилий указываются защита института семьи и брака, человеческой жизни, отстаивание традиционных нравственных ценностей.

http://patriarchia.ru/db/text/2493480.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XI (19.05.1611, Комо - 12.08.1689, Рим; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676). Происходил из богатой и знатной семьи; его отец Ливио Одескальки был банкиром. Бенедетто получил образование в иезуитской коллегии г. Комо. После того как в дек. 1622 г. умер отец, а осенью 1630 г., во время эпидемии чумы,- мать, заботы о юноше взял на себя его дядя Папирио, по настоянию к-рого Б. Одескальки переехал в Геную и там помогал родственнику в управлении семейным капиталом. После смерти дяди (1632) он еще нек-рое время был вынужден заниматься его делами, но потом вернулся в Комо, где поступил на гражданскую службу. 20 окт. 1635 г. стал командиром когорты городской милиции. В 1636 г. Б. Одескальки посетил Рим: по поручению Г. де Гусмана, гр.-герц. де Оливареса, губернатора Милана (город находился тогда под властью Испании), он привез письмо для испан. кард. Альфонсо Куэва Бенавидес-и-Мендоса Каррильо. Произведя на кардинала хорошее впечатление уровнем знаний, Б. Одескальки обрел в его лице покровителя, к-рый убедил его продолжить обучение. Изучал право сначала в Риме, в ун-те Сапиенца, затем в Неаполе. 21 нояб. 1639 г. в Неаполе получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). 18 февр. 1640 г. стал клириком Римско-католической Церкви (принял тонзуру ). По возвращении в Рим Б. Одескальки был представлен кард. Франческо Барберини, племяннику папы Урбана VIII , и кард. Джованни Баттисте Памфили (буд. папа Иннокентий X ), впосл. покровительствовавшим ему. 15 мая 1640 г. папа Урбан VIII назначил Б. Одескальки, не имевшего священнического сана, апостольским протонотарием, а в 1642 г.- референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Во время 1-й войны за герц-ство Кастро, к-рую при Урбане VIII Папское гос-во вело против семейства Фарнезе, Б. Одескальки был назначен комиссаром по сбору налогов в обл. Марке. В сент. 1644 г. папа Иннокентий Х сделал Б. Одескальки клириком апостольской палаты (camera apostolica) и в том же году назначил губернатором пров. Мачерата в Папском гос-ве. На тайной консистории 6 марта 1645 г. папа возвел Б. Одескальки, все еще не имевшего сана священника, в достоинство кардинала-диакона, а 24 апр. пожаловал ему диаконию святых Космы и Дамиана. 22 янв. 1647 г. кард. Б. Одескальки получил должность префекта сигнатуры бреве (Signatura brevium), а 15 июня 1648 г.- папского легата в Ферраре.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ Петр Алькантарский, св. Римско-католической Церкви. Скульптура. XVII в. Мастер П. де Мена (Музей искусств, Кливленд) Петр Алькантарский, св. Римско-католической Церкви. Скульптура. XVII в. Мастер П. де Мена (Музей искусств, Кливленд) [Лат. Petrus de Alcantara; испан. Pedro de Alcántara; в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499, Алькантара, совр. пров. Касерес, Испания - 18.10.1562, Аренас (ныне Аренас-де-Сан-Педро, пров. Авила, Испания), св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев . Род. в семье испан. дворян; отец, Педро Алонсо Гаравито († 1507), и мать, Мария Вилела де Санабрия-и-Мальдонадо († 1544), происходили из сел. Вильятурьель, близ г. Леона. Согласно орденской традиции, родители П. А. принадлежали к знатным испан. семействам (указывалось, что род матери по жен. линии восходил к Мену Родригесу де Сантабрии, майордому кор. Кастилии Педро I Жестокого (1350-1366, 1367-1369)), однако исследователи кон. XX в. полагают, что, по-видимому, они происходили из среды конверсо - обращенных в католич. веру испан. евреев ( Garc í a S á nchez. 1997). Педро Алонсо Гаравито учился в ун-те Саламанки, имел степень бакалавра права, ко времени рождения сына исполнял обязанности губернатора (regidor) Алькантары; скончался, когда мальчику было 8 лет. Два года спустя мать вышла замуж за дворянина Алонсо Баррантеса († 1529), одного из богатейших и влиятельнейших людей Алькантары (в этом браке род. двое детей). В орденской агиографической традиции отмечалось рано проявившееся благочестие мальчика. Согласно Х. де Сан-Бернардо, уже в подростковом возрасте он принял обет не смотреть в лицо женщинам и избегать общения с ними, чтобы не впадать в искушение ( San Bernardo. 1667. P. 11-12). Отчим позаботился о хорошем образовании пасынка: с 1511 г. Хуан де Гаравито-и-Вилела де Санабрия изучал «свободные искусства» (см.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Иларион (Алфеев): «Христиане призваны к максимально активному взаимодействию» Международная межконфессиональная конференция призывает православных, католиков и лютеран совместно отстаивать нравственные ценности 12.01.2011 394 Время на чтение 4 минуты 10 января по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению католической Епископской конференции Литвы председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в Международной межконфессиональной конференции «Христиане перед вызовом, брошенным институту семьи», сообщает Патриархия.ru. Конференция состоялась в конференц-зале католической архиепископии Каунаса и проходила под эгидой католической Епископской конференции Литвы и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В зале собрались более 300 участников, и более 50 тысяч человек слушали прямую трансляцию конференции в эфире «Радио Мария». В президиум конференции вошли митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичус (Римско-католическая церковь), епископ Евангелическо-лютеранской церкви Литвы Миндаугас Сабутис, канцлер Каунасской архиепископии священник Адольфас Грушас (Римско-католическая церковь). В числе участников встречи также были архиепископ-митрополит Вильнюса кардинал Юозас Аудрис Бачкис, Апостольский нунций архиепископ Луиджи Бонацци, секретарь Епископской конференции, ординарий Литовских вооруженных сил епископ Гинтарас Грушас, Каунасский викарный епископ Йонас Иванаускас, епископ Паневежисский Йонас Каунящукис (Римско-католическая церковь), мэр Каунаса Андрюс Купчинскас, ректор Каунасского государственного университета Зигмас Лидека, депутаты литовского Сейма, представители творческой интеллигенции Литвы, молодежи и студенчества, клирики Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви. В начале конференции были оглашены послания председателя Папского совета по делам семьи кардинала Эннио Антонелли и председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха. В послании кардинала Коха, в частности, отмечалось: «Вдохновляемые примером любви и преданности Святого семейства, христиане всех конфессий и церковных общин призваны сегодня вместе ответить на вызов, брошенный семье современной действительностью. Защита семьи как ячейки обществ и провозглашение фундаментальных ценностей, таких, как неприкосновенность человеческой жизни и традиционное воспитание детей, являются полем деятельности, где сотрудничество становится долгосрочным приоритетом».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/12/mi...

§ 12. История православной догматики Часть первая. БОГ В САМОМ СЕБЕ Отдел первый. БОГ В СУЩНОСТИ § 13. Бытие Бога § 14. Содержание, качество и границы богопознания § 15. О существе Божием и Его свойствах § 16. Подразделение Божественных свойств § 17. Общие свойства Божия существа § 18. Божий ум Свойства Божия ума § 19. Божия воля Свойства Божией воли § 20. [Духовное] Божие чувство Свойства Божия чувства § 21. Единственность Божия существа Отдел второй. Учение о Святой Троице § 22. Догмат о Святой Троице § 23. Троичность Лиц в единосущном Боге. Учение Святого Откровения и Священного Предания § 24. Божество и единосущие Лиц Святой Троицы § 25. Личные свойства Божественных Лиц Пресвятой Троицы § 26. Антитринитарные ереси § 27. Filioque (краткая история) § 28. Критика римско-католического учения о Filioque Часть вторая. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ТВАРИ Отдел первый. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА Происхождение мира в целом § 30. Еретические учения о происхождении мира § 31. Происхождение духовного мира § 32. О бесах § 33. Ложные учения о в Ангелах и бесах § 34. Происхождение человеческого мира § 35. О первоначальном состоянии человека § 36. Первородный грех, его причины и последствия Примечание к параграфу о первородном грехе § 37. Сущность и значение прародительского греха § 38. Последствия первородного греха для прародителей § 39. Преемственность первородного греха § 40. Ложные учения о первородном грехе § 41. Обзор и критика римско-католического и протестантского учения о первородном грехе Отдел второй. БОГ КАК ПРОМЫСЛИТЕЛЬ § 42. О Божием Промысле § 43. Промышление Божие о человеке до грехопадения § 44. Божие промышление о человеке после грехопадения § 45. Отношение Божия Промысла к свободе разумных тварей и к злу к мире § 46. Еретические учения о Божием Промысле § 47. Предвечный Совет Божий о спасении людей § 48. Подготовка человеческого рода к спасению § 49. Подготовка человеческого рода от Адама до Авраама § 50. Подготовка избранного Божия народа § 51. Подготовка язычников к принятию Спасителя и спасения Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ ХРИСТОЛОГИЯ 1. Тайна Боговоплощения 2. О Лице (Личности) Господа Иисуса Христа 3. Образ ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 4. Последствия ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа 6. Обожение человеческого естества Господа Иисуса Христа 7. Нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку 8. Христологические ереси Отдел четвертый. О ПРЕСВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ, ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ, БОГОРОДИЦЕ Краткий обзор и критика римско-католического учения о непорочном зачатии Святой Девы Марии  

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Митрополит Иларион: События на Украине обострили проблему унии перед христианским сообществом В Римско-католической и в Православной церквах в течение столетий сложились отличные друг от друга экклезиологические модели. 18 сентября, 2014 В Римско-католической и в Православной церквах в течение столетий сложились отличные друг от друга экклезиологические модели. Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал о работе проходящей в эти дни в Аммане XIII пленарной сессии Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-католической церквами, а также о сложностях ведения богословского диалога с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии. — Владыка, недавно лютеранский архиепископ Турку Кари Мякинен заявил, что Русская православная церковь отменила диалог с возглавляемой им Евангеличеко-лютеранской церковью Финляндии из-за разногласия по вопросу о положении сексуальных и гендерных меньшинств. Можете ли Вы прокомментировать это заявление? — Диалог Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии начался в 1970 году. За истекший период были обсуждены многие богословские и иные вопросы, принят ряд совместных документов, выявивших взгляды двух Церквей по различным богословским и социальным проблемам. Темой очередного раунда диалога должны были стать вопросы христианской антропологии, то есть учения о человеке и его отношениях с Богом и окружающим миром. В последние годы протестантское сообщество на Западе переживает серьезный кризис, связанный с пересмотром многими общинами важных положений христианского богословского и нравственного учения. Влияние либерального секуляризма на церковную жизнь привело к тому, что некоторые протестантские общины на Западе приняли решение об учреждении женского священства и женского епископата. Это значительно осложнило ведение с ними богословских диалогов, которые имели своей целью сближение, а не разделение между Православными церквами и протестантскими общинами. Следующим шагом стало решение ряда протестантских общин о благословении однополых союзов, в результате чего диалог с ними стал невозможен.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-sob...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010