VII. Некоторые аспекты современной жизни католической церкви Протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, церковного права и церковной истории. Высшее управление римско-католической церкви 890 29.1. Папа. Раздел Римско-католического Кодекса канонического права о высшей церковной власти начинается с преамбулы, в которой говорится, что, подобно тому как по установлению Спасителя святой Петр и другие апостолы составляли единую коллегию, так и Римский первосвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, составляют единое целое. Епископ Римской церкви, на котором лежит ответственность, возложенная Господом на первого среди апостолов – Петра, является главой епископской коллегии, викарием Христа и пастырем всей земной церкви; ему принадлежит в церкви власть ординарная, верховная, полная, непосредственная и универсальная. Эту полную и верховную власть в церкви он получает через законное избрание, принятое им, и через епископское посвящение. Поэтому если верховным первосвященником избирается епископ, то он становится таковым после того, как выразит свое согласие, а если не епископ, то он должен быть тотчас посвящен во епископа. В случае отказа Римского первосвященника принять возлагаемую на него ответственность необходимо, чтобы отказ был сделан им по собственной воле, без принуждения и выражен вполне однозначно. Римский первосвященник имеет власть не только над всей церковью, но и над каждой из Поместных церквей. Исполняя миссию верховного пастыря церкви, Римский первосвященник всегда действует в сотрудничестве с другими епископами и всей церковью, но от него одного зависит, будет ли эта миссия исполняться им единолично или коллегиально (при этом учитываются нужды церкви). Приговоры и декреты Римского первосвященника обжалованию и отмене не подлежат; апелляции на них не подаются. Епископы оказывают помощь Римскому первосвященнику в исполнении его миссии, и организационные формы такой помощи могут быть разными, например, посредством проведения собора епископов. Ему помогают также кардиналы и другие лица и учреждения: все они действуют по его поручению и от его имени. Когда Римская кафедра вдовствует, никаких преобразований в управлении церковном не проводится, действуют лишь законы, специально изданные на этот случай.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Римско-католической Церкви Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Папа. Раздел Римско-католического Кодекса канонического права о высшей церковной власти начинается с преамбулы, в которой говорится, что, подобно тому, как по установлению Спасителя св. Петр и другие апостолы составляли единую коллегию, так и Римский первосвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, составляют единое целое. Епископ Римской Церкви, на котором лежит ответственность, возложенная Господом на первого среди апостолов - Петра, является главой епископской коллегии, викарием Христа и пастырем всей земной Церкви; ему принадлежит в Церкви власть ординарная, верховная, полная, непосредственная и универсальная. Эту полную и верховную власть в Церкви он получает через законное избрание, принятое им, и через епископское посвящение. Поэтому, если верховным первосвященником избирается епископ, то он становится таковым после того, как выразит свое согласие, а если не епископ, то он должен быть тотчас посвящен во епископа. В случае отказа Римского первосвященника принять возлагаемую на него ответственность, необходимо, чтобы отказ был сделан им по собственной воле, без принуждения, и выражен вполне однозначно. Римский первосвященник имеет власть не только над всей Церковью, но и над каждой из поместных Церквей. Исполняя миссию верховного пастыря Церкви, римский первосвященник всегда действует в сотрудничестве с другими епископами и всей Церковью, но от него одного зависит, будет ли эта миссия исполняться им единолично или коллегиально (при этом учитываются нужды Церкви). Приговоры и декреты римского первосвященника обжалованию и отмене не подлежат; апелляции на них не подаются. Епископы оказывают помощь Римскому первосвященнику в исполнении его миссии, и организационные формы такой помощи могут быть разными, например, посредством проведения Собора епископов. Ему помогают также кардиналы и другие лица и учреждения: все они действуют по его поручению и от его имени. Когда Римская кафедра вдовствует, никаких преобразований в управлении церковном не проводится, действуют лишь законы, специально изданные на этот случай.

http://sedmitza.ru/lib/text/432425/

Митрополит Волоколамский Иларион: " Уния была и остается спецпроектом Римско-Католической Церкви, направленным на обращение православных в католичество " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104086.html 04 апреля 2014 Митрополит Волоколамский Иларион: " Уния была и остается спецпроектом Римско-Католической Церкви, направленным на обращение православных в католичество " Источник:  https://mospat.ru/ru/2014/04/04/news100434/ Русская Православная Церковь В интервью газете National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о значении намеченного на 2016 год Всеправославного Собора, о ситуации на Украине, а также о православно-католических отношениях на современном этапе. –Насколько важным для Православной Церкви является намеченный на 2016 год Всеправославный Собор? Нужно ли его рассматривать как нечто похожее на Второй Ватиканский Собор в истории Католической Церкви? – Важность Всеправославного Собора в том, что после эпохи Вселенских Соборов это будет первый Собор, на котором будут представлены все общепризнанные на сегодня Православные Церкви. За прошедшие 12 с лишним столетий созывались соборы разного уровня, включавшие представителей разных Церквей, но этот будет первым общеправославным Собором за данный период. Этот Собор – плод многолетней работы Поместных Церквей, длившейся более 50 лет. Сравнивать его со Вторым Ватиканским Собором едва ли стоит: повестки дня очень сильно отличаются. Кроме того, мы не ожидаем от Всеправославного Собора никаких реформ, которые бы существенным образом повлияли на жизнь Православия. – Патриарх Кирилл сказал, что Всеправославный Собор должен затронуть такие вопросы, как изгнание христиан из ближневосточного и североафриканского региона, культ потребления, разрушение основ нравственности и семьи, клонирование и суррогатное материнство. Насколько важны эти вопросы для Вас, и хотели бы Вы, чтобы и другие темы, например, единство с Католической Церковью, были включены в повестку Собора?

http://religare.ru/2_104086_1_21.html

Папа Римский Иоанн Павел II совершает Божественную литургию по визант. обряду в сослужении духовенства Вен-герской греко-католической Церкви. Мариапоч (Венгрия). 18 авг. 1991 г. большинство из к-рых являются католич. аналогами ряда Поместных Православных Церквей, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей и Ассирийской Церкви Востока , напрямую связано с униональной политикой Римско-католической Церкви. Уже после разрыва между К-польским Патриархом и папой Римским (1054) греч. храмы на территории Италии, где сохранялось визант. богослужение, утратили каноническую связь с К-польским Патриархатом и были введены в церковную юрисдикцию Рима. С началом крестовых походов и созданием крестоносцами Антиохийского княжества (1098) и Иерусалимского королевства (1099) были образованы лат. патриархаты, деятельность к-рых была направлена на обращение в католицизм правосл. верующих. Захват крестоносцами К-поля в 1204 г. и учреждение в том же году лат. К-польского патриархата ознаменовали окончательный разрыв между Православием и Римско-католической Церковью. Одновременно с этим в католицизме развивается и формулируется учение о примате Римского епископа и его власти над всем христ. миром, что выразилось в провозглашении Латеранским IV Собором (1215) главенства Римского престола над всеми вост. патриархатами. Однако создание параллельной католич. иерархии на Востоке не способствовало обращению большинства правосл. христиан в католицизм. С сер. XIII в. Рим предпринял ряд безуспешных попыток заключить с правосл. Патриархами унию, предполагавшую сохранение их автономности и употребление вост. обрядов при условии подчинения Римскому папе и принятия лат. Символа веры (с прибавлением Filioque ). Формальное принятие епископатом Греко-Православной Церкви унии на Лионском II (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) Соборах не привело к упразднению лат. патриархатов и лат. иерархии на Востоке и к прекращению католич. прозелитизма в целом. Выработанные на Ферраро-Флорентийском Соборе условия и форма присоединения христиан к католич. Церкви после Тридентского Собора (1545-1563) были переосмыслены в пользу признания истинности только римско-католич. вероисповедания и легли в основу рим. униатизма, следствием к-рого стало образование большинства В. к. Ц.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Исследование, с которым я являюсь на суд публики, представляет собою попытку изобразить в ряд исторических очерков судьбу церковноправового института, с которым стоит и падает жизненная сила самого общества церковного, с которым неразрывными узами связан вопрос о внутренней крепости этого общества, о благе его членов, о чести и достоинстве Церкви. Полагаю, что столь важное значение церковных наказаний для жизни Церкви служит достаточным оправданием сделанного мною выбора предмета для исследования. В той мысли, что историческое изучение того или другого института ведет к выяснению этого института как в его существе, так и в отдельных сторонах и подробностях, я посвятил мой посильный труд изложению исторического хода церковных наказаний в различных христианских церквах. Между этими различными церквами выбор, как казалось мне, сделан непроизвольно. Читатель найдет здесь древнюю Восточную Церковь , римско-католическую, евангелическо-лютеранскую и русскую православную. Ставя выше сомнений и доказательств необходимость изучения церковных наказаний не только в русской православной, но и в древней Восточной Церкви, – так как законодательство этой последней послужило фундаментом для канонических и юридических определений по нашему вопросу и в отечественной Церкви, и на западе, – я считал себя обязанным, в то же время, отнестись с серьезным вниманием и к праву римско-католической и евангелическо-лютеранской церквей. Для оправдания этого внимания, можно бы было ограничиться указанием на то одно обстоятельство, что в русской православной Церкви высказывались и проводились иногда в практике принципы, напоминающие начала римско-католического и евангелическо-лютеранского церковного права; а таковые начала всего лучше могут быть поняты и оценены при соображении того места и значения, какое занимали и имели они в их отечественной системе, в месте их происхождения. Но этого мало. На западе отдельные институты, как и целая система церковного права, вырабатывались при пособии науки: по стройности системы, по выработке отдельных учений, по точности юридических определений, унаследованной от римского права, западное церковное право представляет предмет, достойный внимательного и серьезного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В статье, основанной на материалах книги автора «Ислам в Европе», прослеживаются взаимоотношения Римско-Католической Церкви (Ватикан) с мусульманскими государствами на протяжении нескольких столетий. В кратком историческом обзоре приводятся наиболее яркие факты, свидетельствующие о противостоянии Святого Престола исламской агрессии в Южной Европе начиная с VII столетия – времени возникновения ислама . Со второй половины XIX в. католические исследователи начали углубленное изучение ислама; коренное изменение взаимоотношений Римско-Католической Церкви с мусульманским миром произошло после II Ватиканского Собора (1962–1965). Такие предстоятели Римско-Католической Церкви, как папы Павел VI, Иоанн Павел II, Бенедикт XVI и Франциск, на протяжении десятилетий пытались улучшить отношения с исламским миром, но при этом они нередко сталкивались с фанатизмом представителей мусульманской уммы. В статье отмечается, что межрелигиозный богословский диалог сегодня не дает каких-либо позитивных результатов. За несколько десятилетий, прошедших со времен II Ватиканского собора, диалог мусульман и католиков не удалось вывести на серьезный богословский уровень. Ключевые слова : Аббас Махмуд, арабы, Ахмадинежад Махмуд, Урс фон Бальтазар, геноцид, Ж. Даниелу, декларация «Nostra aetate», Г. Ж. Дури, митрополит Иларион (Алфеев) , Израиль, ислам , Конгар Ив, Коран, А. де Любак, Д. Массиньон, Ранер Карл, Регенсбург, Сирия, терроризм, Трамп Дональд, Турция, папа Павел VI, папа Иоанн Павел II, папа Бенедикт XVI, папа Франциск, Перес Шимон, Эрдоган Реджеп Тайип. Введение. Исторические контакты Рима и арабов Вторгнувшись с Аравийского полуострова на Ближний Восток, арабы-мусульмане в 630-е гг. завоевали Святую Землю. Впоследствии исламской экспансии подверглась Южная Европа. Захватив Сицилию, «сарацины» устремились оттуда на Корсику и Сардинию, опустошая провансальское и итальянское побережья. Мусульмане посягали на самый Рим (841 и 846 гг.), выжигали Дофинэ и Прованс, взбирались на Альпы, переходили Мон-Сенис и, заняв западные проходы Альп, держали в трепете Пьемонт и Монферрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Г.С. Битбунов Краткий терминологический словарь Адвент (лат. adventus – пришествие) – в Римско-Католической Церкви начало церковного года, период, предшествующий празднику Рождества. Аккламация (лат. acclamatio – восклицание) – в одном из значений: приветственные возгласы и славословия. Аллюзия (франц. allusion – намек) – намек на известный факт, событие. Аллегория (греч. alios – иной, agoreuo – говорю) – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Амбивалентность (лат. ambo – оба, valentia – сила) – двойственность свойств. Амплитуда (лат. amplitudo – величина) – отклонение свойств объекта от каких-то средних признаков, которые устанавливаются с известной долей условности. Аниксандарии – стихи псалма 102 Благослови душе моя Господа . Архитектоника (греч. architektonike – строительное искусство) – структурные закономерности построения различных объектов, обусловливающие соотношение его элементов. Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Бревиарий (лат. brevis – короткий) – римско-католический Служебник, содержащий отрывки из Библии , трудов отцов Церкви, молитвы и гимны, употребляемые в богослужении. Вигилия (лат. vigilia – бдение) – всенощное бдение в Римско-Католической Церкви. Вотивный (лат. votum – обет, желание) – совершаемый по обету, желанию. Градация (лат. gradus – ступень, степень) – последовательность, постепенность в расположении чего-либо, последовательно расположенные этапы, ступени при переходе от одного к другому. Градуал (лат. gradus – ступень) – группа антифонов (как правило, стихов из псалмов), до литургической реформы II Ватиканского Собора следовавших в чине мессы непосредственно после чтения Апостольских посланий; богослужебная певческая книга латинского обряда, представляющая собой собрание григорианских песнопений, используемых во время мессы. Диахрония (греч. dia – через, сквозь, chronos – время) – понятие, подразумевающее восприятие явлений как сменяющих друг друга во времени (противоположно синхронии).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В новейшее время на западе неоднократно появлялись полемические сочинения, имевшие своей целью опозорить и унизить русскую церковь , о которой вообще мало знают на западе. Многие подобные памфлеты возникают и исчезают, не оставляя следа и сами собой подвергаясь забвению; другие же, при незнакомстве Запада с церковными делами Востока, благодаря кажущейся научности, которую они стараются придавать себе, способны возбуждать в широких кругах общества недоброжелательство и распространять ложное представление о восточной церкви, вследствие чего, в интересе истины, оказывается необходимым опровергать их. Мы уже и раньше считали своим долгом, в двух небольших сочинениях, опровергать безосновательные нападения, которые делал на русскую церковь некий Ирген с протестантской точки зрения 2 , и имели при этом удовольствие найти сочувствие со стороны свободных от предрассудков и беспристрастных протестантов 3 . Теперь перед нами лежит сочинение, уже само заглавие которого мало обещает хорошего и которое ставит себе задачей подвергнуть русскую церковь критику с римско-католической точки зрения. Мы постараемся объективно показать научную несостоятельность этих частью на неведении, частью на намеренном искажении – основанных нападений, и как при прежних своих апологетических работах мы нашли сочувствие со стороны благомыслящих протестантов, так и при теперешнем небольшом трактате смеем быть уверенными в одобрении со стороны тех римско-католических богословов, которым желательно, чтобы выдвинутая их собственной церковью точка зрения на восточную церковь поддерживалась, а догматы и богослужение ее сохранялись в чистоте от рационалистических нововведений и ересей. Если г. Кни выступает как ультрамонтанский фанатик чистой воды и не умеет делать никакого различия между романизмом и католицизмом, вследствие чего и нельзя допускать, что он заведомо и намеренно восстает против римской церкви, то все-таки, как будет показано дальше, очевидно по неведению он допускает такие грубые противоречия, что уже наперед навязывается предположение: г.Кни отнюдь не может быть богословом. Что он, не смотря на выдвинутое, с большей настойчивостью, заявление в предисловии «о собственных наблюдениях на месте», сам наблюдал очень мало, да и это малое наблюдал ложно, это будет видно из следующего краткого обзора его книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

О просветителе нашего русского народа св. православною христианскою верою, князе Владимире повествуется следующее. Был сначала ревностным язычником, Владимир почувствовал пустоту языческой религии и решился найти и принять истинную и спасительную веру. Когда узнали об этом намерении славного князя соседние народы христианских и нехристианских вероисповеданий, то каждый предложить ему свою религию. Приходили к нему с этой целью проповедники веры еврейской, магометанской, и христианской-римско-католической и греко-восточной. Своим светлым умом и чутким сердцем Владимир прямо понял неистинность еврейской и ложность магометанской религии. Из христианских же религий более понравилась ему православная, греко-католическая. История повествует, что сначала греческий проповедник изложил ему учение своей веры, по всей вероятности, указал при этом и отличие его от других вероучений, не только еврейского и магометанского, но и христианского, неправославного – римско-католического вероисповедания и затем развернул перед ним картину Страшного Суда , которою произвел большое впечатление на князя. Наконец, когда возвратились посланные св. Владимиром для испытания религии на месте, 10 вельмож и сказали, что им более всех понравилось богослужение греческой церкви, это окончательно склонило св. князя к принятию греческой религии. И вот, благодаря св. Владимиру, мы, россияне, сделались именно сынами православной греко-восточной церкви. 13 лет тому назад мы торжественно, воссылая благодарение Господу ц прославляя своего просветителя, праздновали 900 лет со времени крещения Руси. Нет сомнения, что когда еврейский, магометанский и римско-католический проповедники предлагали свою религию св. князю Владимиру, то каждый хвалил свою веру, называя лишь ее истинною и спасительною, и охуждал другие, в том числе и православную, которую предпочел другим и избрал св. наш просветитель. И в наше время евреи не перестают считать свою веру истинною, ожидая обещанного их древним предкам от Бога Мессию. Магометане тоже считают свою веру такою же, называя нас христиан «гяурами» – нечистыми животными, а самих себя правоверными; католики же учат, что их религия единственно спасительная на земле, и называют нас православных «схизматиками», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Не раскаявшиеся в своих деяниях раскольники остаются раскольниками, и структура, в которую они войдут, тоже будет раскольнической Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона митрополита Волоколамского Илариона РИА Новости . Недавно Вы встречались с Папой Римским и кардиналом Кохом. Как в Католической Церкви реагируют на действия Константинополя в отношении Украины? Можно ли говорить, что диалог и сотрудничество с католиками сегодня идет успешнее, чем с православным Константинопольским Патриархатом? – Не думаю, что было бы правильным как-то сравнивать вопросы межправославного взаимодействия и тематику связей с инославными церквами, в том числе Римско-Католической Церковью. Это все же разные уровни взаимодействия. Мы убеждены, что ситуацию, которая сложилась в православном мире из-за антиканонических действий Константинопольского Патриархата, могут и должны решать соборным путем именно Поместные Православные Церкви без какого-либо внешнего вмешательства. Не сомневаюсь, что и в Ватикане придерживаются такого же мнения. В то же время новая ситуация в православном мире, конечно, будет иметь определенное воздействие на ход православно-католического диалога. Дело в том, что в связи с действиями Константинопольского Патриархата Русская Православная Церковь вынуждена приостановить участие в работе Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью. Об этом я проинформировал Папу Римского Франциска во время состоявшейся 19 октября встречи. Тем не менее, двусторонние отношения между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью будут развиваться и дальше. На встрече мы говорили, в частности, о сотрудничестве в области культуры и в сфере студенческого обмена.

http://mospat.ru/ru/news/46991/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010